Как сделать средневековый костюм
Как быстро сделать средневековый костюм
Нужен средневековый костюм для вечеринки в стиле «Ренессанс» или на Хэллоуин, но вы не знаете, как его сделать? Не отчаивайтесь, – процесс создания средневекового костюма может оказаться простым и относительно «безболезненным»! Следуйте этим простым инструкциям, чтобы стать леди или лордом за самое короткое время.
Сложность: умеренно легко.
Подбираем стиль:
1. Подберите футболку, которая сидит на вас свободно (не облегающую), а еще лучше ту, что вам великовата, и пока отложите ее в сторону. Снимите с себя мерки: от середины плеча до подъема ноги для длинного одеяния, или от плеча до середины бедра для блузы/жилета.
2. Выберите ткань с традиционным или классическим стилем узора. Используйте однотипный материал: одного цвета/расцветки и фактура с изнанки, и с лицевой стороны (отдайте предпочтение следующим цветам: коричневому, голубому, насыщенному красно-коричневому или золотому – и всех их оттенкам – для более аутентичного образа). Для прически поищите материалы и цвета, которые сочетаются с костюмом.
3. Возьмите купленный материал, и сложите его пополам по ширине, угол к углу. У вас получится очень длинный и не слишком широкий прямоугольник (соответственно, 3 или 4 метра по длине, в зависимости от длины купленного отреза, и в половину ширины отреза по ширине). Ровно сложите этот прямоугольник еще раз пополам, но уже по длине (получите прямоугольник с длиной 1,5 или 2 м), разгладьте ткань, чтобы убрать все возможные сборки и складки внутри и снаружи. Положите сложенный материал на ровную поверхность, вроде пола или большого стола.
4. Сложите выбранную вами футболку пополам по ширине – рукав к рукаву, и положите ее на материал, близко к верхнему краю, сгиб футболки на два сгиба (сложенные ранее один на другой) ткани. То есть длина футболки идет вдоль длины отреза. Плюс, таким образом, у вас будет футболка сверху и изрядная длина ткани под ней внизу, до сгиба (прямоугольника) по длине. Приколите – ровно! – булавками футболку к материалу.
5. Обведите ополовиненную футболку маркером или мелком (или аналогами), на расстоянии 2,5 см от края футболки – запас на ткани для сшивания, – сгиб помечать не нужно. Когда достигнете конца длины рукава футболки, продолжайте вести линию дальше, немного под углом, чтобы сделать длинные рукава в стиле мантии волшебника.
6. Намечая платье, достигнув нижней части футболки, продолжайте вести линию вниз под небольшим углом, пока не достигнете длины «до пола» по вашим меркам. От этого и зависит – 3 или 4 метра ткани покупать.
7. Для блузы/жакета, по достижению нижней части футболки, продолжайте вести линию вниз на 10-12 см (в зависимости от снятых мерок) под тем же углом. Воротник отметьте по кругу, по линии воротника на футболке (тоже, естественно, с запасом 2,5 см).
Шьем костюм:
1. Не снимая булавки, вырежьте по намеченным сверху линиям «выкройки» костюма. Места сгиба, соответственно, разрезать не нужно (только единственный сгиб по длине, и то, только если юбка платья пойдет вниз до конца ткани). Аккуратнее, не повредите футболку. Сколите футболку и уберите булавки.
2. Разверните полученную «выкройку». Используя швейную машину, сшейте две полученные стороны костюма посреди 2,5 сантиметрового намеченного отступа по краю, т. е. оставьте отступ от края примерно в 1,3 см.
3. Выверните полученный предмет одежды с изнанки наружу. Примерьте и посмотрите, как он сидит. Мы здесь шьем отнюдь не по классическим выкройкам, так что возможны некоторые несоответствия. Таким образом, на данном этапе время внести некоторые изменения, чтобы посадить костюм по фигуре.
4. Спереди, посередине от ворота сделайте длинный разрез примерно на 10-12 см по прямой вниз. Возьмите декоративную ленту/кружево и на руках пришейте ее по линии ворота и разреза, либо приклейте клеем (используя небольшие капельки). То же самое проделайте по краям рукавов и по низу жакета/платья/блузы.
5. Добавьте аксессуары. Для жакета или рубахи широкий кожаный ремень и сумка на шнурке. Для женского варианта блузы или платья – длинный металлический пояс на бедрах, со свисающим в середине вниз одним концом.
Дополнения:
– Всегда, в зависимости от снятых мерок, берите запасные полметра ткани;
– Если объем талии превышает 100 см, покупайте материал шире, чем 115 см. Оптимальный вариант здесь – он обеспечит полную свободу действий – это ширина в 150 см;
– Спереди, – по желанию, и в зависимости от наличия времени – можно добавить что-то вроде шнуровки – веревочек, пущенных (пришитых, дырки в ткани не делайте) крест-накрест между краями разреза;
– Не забудьте о таких аксессуарах, как броши и камеи;
– Не используйте ткани основных цветов, подобной яркости и четкости в те времена не было, зато были природные красители;
– Мерки снимайте тщательно, попросите, в крайнем случае, кого-нибудь помочь вам с этим. Не забудьте увеличить длину футболки под платье или блузу/жакет;
– Если вы сделали блузу/жакет, носите их со схожим по цвету с тканью или черным трико. Либо очень узкими брюками;
– Обувь может варьироваться от средних по длине сапожек из мягкой кожи до сандалий. Кожаные (или из кожзаменителя) или тряпочные ботиночки, черного или коричневого цвета, на мягкой подошве и с завязками из кожзаменителя подойдут лучше всего;
– Чтобы средневековый костюм смотрелся более аутентичным, на нем не должно быть никаких кнопок, молний, застежек, крючков или петель, и проч.;
– В прическе можно использовать те же декоративные ленты и кружева, что пошли на оборки.
maroona_art
maroona_art
Западноевропейский костюм готического стиля. (XIII- первая пол. XV в.)
В эпоху господства готического стиля главная роль в общественной жизни принадлежит не монастырю или замку, а городу. Развивается архитектура, строятся ратуши, соборы, жилые дома, открываются университеты. Готический стиль, сложившийся изначально как стиль церковных сооружений, проникает в гражданскую архитектуру.
В костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.
Идеал женской красоты – хрупкий облик едва сформировавшейся девушки: гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот, затянутый в корсет лиф с завышенной талией. Что бы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Модными были лицо бледное, почти без косметики, морщины – признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чахлым растением.
Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Знать носила одежды модного красного, зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например соком орешника. Появляется ткань «шан-жан», т.е. меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся мужским.
Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного, фиолетового цветов.
В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлять еще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. Из орнаментов был очень моден узор «павлинье око».
С XV века стал модным черный бархат.
Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен делали 70 см высоты. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». А высокие головные уборы считала карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.
Сюрко — длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца.
Женское котт (котарди)
Рукава котты были узкими и длинными, часто заканчивались манжетом в виде раструба:
Сюрко с прилегающим лифом, узкими рукавами, широкой юбкой и низко расположенным поясом
Королевское сюрко: лиф с большими вырезамив боковых частях, через которые был виден котт с низко расположенным поясом из чеканных металлических пластинок и драгоценных камней и мантии, подбитой горностаем. По центру переда сюрко расположены металлические пластинки, имитирующие пуговицы.
Ян ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини, 1434 г.
Женский упелянд с завышенной талией и широкими длинными рукавами, прорези для рук с богатой меховой отделкой. Двурогий головной убор, покрывало. Характерная поза периода культа беременности.
Наклоненная вперед головка в высоком колпаке, длинная гибкая шея, постепенно переходящая в изогнутую линию лифа, прогнутая в пояснице спина и выступающий вперед живот создавали четко выраженный профильный S-образный силуэт, так называемую готическую кривую. Для того что бы фигура постоянно сохраняла подобный изгиб, женщины носили под платьем специальное приспособление типа корсета, состоявшее из подвижных деревянных планок, соединенных внизу и вверху шнуром.
Парадные костюмы второй пол. XVв. На невесте – котт и сюрко с длинным шлейфом, эннен с вуалем. Фрагмент миниатюры, 1465 г.
В эпоху готики получили распространение сумки и перчатки. Замок, оправа и цепочка сумки были ювелирной работы.
Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены и др. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Высота головного убора зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала.
Чепец в виде «двойной сахарной головы»
Чепец в виде «паруса»
Петрус Кристус. Портрет молодой девушки, ок. 1490.
Высокий головной убор из черного бархата с петелькой внутреннего каркаса, золотой отделкой и тонким полотном, окутывающим подбородок.
Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. 1430 г.
Крой упелянд с открытым спереди лифом. Двурогий чепец на жестком основании с драпировкой из тонкого белого полотна, плотно обтягивающей лоб и подбородок.
Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина, вторая треть XV в.
Сложный головной убор из тонкой вуали на каркасе.
Ханс Мемлинг. Портрет пожилой женщины, 1470.
Головной убор, закрывающий волосы, придает строгость и возвышенность облику дамы.
Ханс Мемлинг. Портрет Марии Магдалены, 1470-1480.
Остроконечный чепец-энин, покрытый длинной ниспадающей вуалью кувр-шеф.
Ханс Мемлинг. Портрет дамы, 1480 г.
Чепец-эннин.
Ян ван Эйк. Портрет жены художника, Маргариты ван Эйк, 1439 г.
Двурогий чепец и покрывало с объемный отделкой фанфрелюш.
Группа слева – женская одежда: котт, сюрко, головной убор эскофьон, надетый поверх барбетт. Группа справа – женская одежда: котт и сюрко и верхняя одежда сок. «Сад любви», ок. 1415. Фрагмент.
Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435.
Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы.
Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века.
«Рыцарские косы» исчезли и остались «улитки», «баранки», вложенные в темплеты – чехольчики, сеточки, которые частично выглядывали из-под покрывала.
Покрывало и под ним темплеты.
Косы, уложенные над ушами в «бораний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.
Украшения в основном использовали на головных уборах. Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка. Бубенчики так же являлись «звучащим» украшением на одежде.
Косметикой пользовались мало.
Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи.
Бургундская мода. В конце XIV века роскошный и богатый бургундский двор превосходил блеском и пышностью все королевские дворы Европы. Именно здесь впервые появилось понятие «мода», здесь развитие средневекового костюма достигло своей кульминации. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций.
Это была мода феодалов и знати. Для Бургундии более всего характерны тесные узкие одежды, высокие шляпы и конусообразные генины, а также отделка краев одежды зубчиками, фестонами.
В Бургундии появились такие одежды и их элементы, которые, казалось, невозможно было носить, но носили все,- узкие штаны, тесные жакеты, обувь с длинными носками. В бургундском костюме более позднего периода появляется мода на темные, черные, монохромные одежды из бархата.
Бургундия стала очагом зарождения европейской моды. С этого момента в истории костюма появляется понятие «мода» как частая смена силуэта, формы, кроя и цвета в одежде в пределах одного художественного стиля.
Петрус Кристус. Коленнопреклоненная основательница монастыря, 1450-1460. Фрагмент
Характерное сочетание бургундской моды – платье роб с завышенной линией талии, декольте с треугольной вставкой, высокий головной убор с тонкой вуалью.
Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вторая треть XV в.
Открытый высокий лоб создавал одухотворенный образ женщины. Энин, вуаль, тонкое белое полотно. Верхнее платье роб с широким декольте и треугольной вставкой.
Сложившийся еще в эпоху раннего средневековья обычай одновременно носить несколько одежд так, чтобы каждая из них была видна в костюме, сохранился вплоть до конца XVIII века.
К очень интересным обычаям всей эпохи средневековья относится венчальный наряд – платье невесты было только красного цвета. По сообщению Кишера, первой невестой во Франции, венчавшейся в белом платье, была Мария Стюарт.
Швабский художник, «Жених и невеста, 1470 г.
Невеста в платье с узкими рукавами и лифом. Длинные локоны украшены венцом и живыми цветами.
Связь костюма с архитектурой.
Кельнский собор
Женский костюм: головные уборы стремятся вверх, длинные шлейфы достигают пятиметровой длины, благодаря короткому лифу и длинной широкой юбке создается искусственно вытянутый силуэт. Такой силуэт был созвучен силуэтам и формам готических храмов. Пышный декор костюма перекликается с таким же пышным декором архитектурных сооружений.
Литература:
1. Э.Б. Плаксина-Фрелинская, Л.А. Михайловская, В.П. Попов «История костюма. Стили и направления», 2010 г.
2. Р. В. Захаржевская «История костюма», 2009 г.
3. Е.В. Киреева «История костюма», 1976 г.
4. М.Н. Мерцалова « История костюма», 1972 г.
5. И.В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля», 2007 г.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
История европейского костюма. Костюм Средневековья. Романский период (IX—XII вв.).
В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский период и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – период готики.
Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией.
Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное платье.
Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира.
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.
Архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием.
Мода Романского периода.
Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны. Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами.
Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства).
Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
Мужской костюм
Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».
Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.
В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.
В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.
Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.
У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена.
В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.
С XI в. появились драпировки на животе. Мода на драпировку была вызвана тем почетом, которым в то время пользовались беременные женщины, — ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер).
В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.
В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей человеческое тело греховным. Женщины носили только блио — глухие, закрытые платья (туники) скрывавшие даже ноги. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии.
Грудь при этом поддерживалась не «изнутри», а снаружи, то есть не «нижним бельем», а сильно приталенной верхней одеждой. Для этого поверх блио надевали узкий жакет — жип, жилет, который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой.
Мужественность внешнего облика рыцаря-защитника определялась силой, храбростью, ловкостью, физической выносливостью, воинской доблестью, волевым решительным лицом, широкими плечами, сильными стройными ногами.
Вооружение рыцаря той эпохи состояло, прежде всего, из меча. В бою, когда приходилось пускать в дело тяжелый меч, щит помогал отбивать удары противника. Наружная сторона щита нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва или орла.. Завершая вооружение рыцаря круглый шлем.
В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.
Рыцари обязательно отращивали бороду. Бороду разделяли на две или несколько отдельных прядок. Каждая из них могла быть перевита золотой нитью или шнуром, сплетенным из тонких золотых нитей.
Мужские причёски и головные уборы.
Общие силуэты причесок средневековья не отличались особым разнообразием, как у мужчин, так и у женщин. Феодальная знать носила те же прически, что и простой народ. Разницу составляли лишь головные уборы, украшения.
Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая изображениям Христа. Особенно эта прическа распространилась после крестовых походов. Другой разновидностью причесок была «пейзанская» стрижка: волосы аккуратно подстригались вокруг головы, завивались крупными прядями длиной до плеч. Густая челка закрывала весь лоб. Волосы крестоносцев по длине напоминали женские, так как рыцари давали обед не стричься во время походов.
Все мужчины, достигшие зрелого возраста, отращивали бороду. Форма бороды часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или раздвоенные. Завивке бороды уделялось большое внимание. Пряди завивались штопорообразно, а на концах свертывались в кольцо.
Католические священники и монахи выстригали на теменной части волосы в виде небольшого круга (называлось это тонзурой) и прикрывали выстриженную часть маленькой шапочкой.
В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей. Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы — одну на голове, вторую за спиной.
Женские причёски и головные уборы.
Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов.
Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены «самым опасным силком», «сладким злом», управляющим миром. И разрешиить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя.
Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.
Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.
Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.
Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.
Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.
В раннее Средневековье обувь мало чем отличалась от древнеримской или византийской. Так, мужчины всех сословий носили войлочные или кожаные полусапожки или сапоги, которые заменяли подвязки на штанах внизу.
Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Впервые появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги.
В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.
К XIII веку башмаки чаще стали делать с вырезом на подъеме, который или оставляли открытыми, или затягивали шнурками. Иногда их шили с разрезом по бокам, а форма носков стала значительно острее согласно моде, которую в 1089 г. придумал граф Фулько Анжуйский,чтобы скрыть уродливую форму своих ног.
Цвета обуви были произвольными, но стал преобладать черный. Для украшения обуви использовали цветную кожу, шелк, бисер, парчу и шитье.
История моды: Благородный облик Средневековья