Как сделать срез на усилителе

Volkswagen Tiguan 1.4 турбо › Бортжурнал › Баян?! …Пусть…Как я настраивал усилитель.Самоиздат. Издание первое.

Как сделать срез на усилителе

Всем добра и позитива, удачи на дорогах.

И так настройка усилителя. Тема не нова и даже изрядно избита на просторах интернета и ютуба.
Но, читая статьи и пересматривая ролики, подгорает … просто задолбала простота с которой подходят вещатели и учителя настройки. Причем, делают это и именитые фирмы, студии звука, и интернет магазины по продаже авто акустики. Засирают, упс …пардоньте, забивают голову архиважной и научной терминологией. Ты слушаешь эту «чушь» минут 10, а они тебе потом – ну коли ты новичок, то забей, ты все равно ни-хрена не поймешь, поэтому поезжай к настройщику, а лучше к нам, а ну если хочешь сам, то крутилки ставь так (например, но это не точно) – «LPF – на 9, 11 часов (ну, кто больше)…», «Gain на 12, на 2 часа…». И так далее.

Опа! Да как так! На одном усилителе, например, шкала 20…200Гц, на другом она 50…500Гц.

Какие «2 часа»?
В мною приведенных диапазонах шкал «2 часа» будет соответствовать в первом случае где-то 120 Гц, во втором – 250-260 Гц. Ну как? Ребята я вам таки скажу это совершенного разный звук…

Некоторые говорят — настраивайте на слух… Ага, это у кого есть слух. А если у меня его нет?
Ну, например, в обзоре у земляков из Ростова, фирму не буду назвать. Настройка Сабвуфера – ставим вокал, LPF в максимум, крутим его потихоньку к минимуму, пока не пропадет голос, а Gain от 0(нуля) крутим пока «пердеть» не начнет… А еще говорят, опа-опа, при настройке трогайте колпак, если горячий, то вы погорячились убавляйте. Класс! Супер технология по настройке. Но в их случае это работает, сказывается богатый опыт и победы в общероссийских конкурсах по Автозвуку. (но себе то они настраивают не так как говорят, правда и системы у них через процессорное управление, а это, как говорится, другой космос.).

Все это для простого новичка не работает. В том числе и для меня. Я может быть не совсем новичок, скорее «чайник плюс». Но при использовании подобных «технологий» потом бегаешь как дурак, то там подкрутишь, то там убавишь — разные треки, разное качество записи звука (mp3, wave, flac и др)…Вроде все настроил, день поездил, нет чет надо менять.

Поэтому для себя я использовал УНИВЕРСАЛЬНЫЙ метод настройки, взяв «лучшее и правильное» (с моей точки зрения) из разных источников. Ничего нового, просто проверенное старое. Почему универсальный, потому что, скрутив все крутилки в ноль, используя его, можно повторить и восстановить настройку и все встанет, как и было. Один раз настроил и забыл (как у меня на Тиге настройка в декабре, а на Поло в начале мая).

Я не собираюсь никого учить, тем более, что не сам придумал, а просто использовал чужой опыт, поэтому те, кто шибко умный и все знает – пролистываем, кто любопытный – читаем, кому нужно – записываем.

Речь пойдет о настройке 4-х канального усилителя (как и любого другого), ибо это классическая схема «улучшения музыки». То есть схема Фронт+Саб (ну после начальных видов улучшения таких как смена штатных динов, шумка, установка только активного Саба и т.п.).
Фронт (1 и 2 каналы), естественно установлены Миды и Твиттеры через кроссы 2-го порядка (идут в комплекте). Сабвуфер (мост через 3 и 4 каналы).
Для настройки нужны (мне) треки Синус 50Гц 0 дб и Синус 315Гц 0 дб. Мультиметр. Осциллограф.
Ну с мультиметром вроде проблем то нет, а осциллограф пойди найди. Найдете хорошо, нет, ну да и ладно(обойдёмся и без него). Я при первой настройке брал его у знакомых, потом купил у китайцев че-то около 1,5-2 рублей.
Начиная настройку считаем, что акустика и усилитель подключены (провода) как положено.
И так…

Как сделать срез на усилителе

САБВУФЕР:
5. Настройка LPF и Subsonic (у кого есть). LPF – срезает частоту сверху, Сабсоник снизу.
Фронт отключен. Сабвуфер подключен. Параллельно подключаем мультиметр (Vперемен ). Переключатель у Rear (3 и 4 каналы) в положение «LPF».
5.1 Subsonic (у кого есть делаем, у кого нет — пропускаем).
Subsonic в ноль, LPF– максимум. Gain – на середину.
На расчетной (п.2) громкости подключаем трек Синус с нужной вам частотой. Для ФИ (мое мнение) чуть ниже резонансной частоты короба,

Как сделать срез на усилителе

5.2 LPF (настройка)
Gain крутим до 11-12 часов (чтоб чего сразу не спалить). На расчетной (п.2) громкости подключаем трек Синус с нужной вам частотой (от вашего предпочтения в музыке – если негры, то ниже; если панч, то выше). Обычно берут 60-80, у меня — 80 Гц. Крутим Gain пока не получим 10 вольт. Стоп. Крутим теперь LPF от макс. до момента пока на мультиметре напряжение не упадет до 5 вольт. Стоп. LPF настроен.
Почему до 5 вольт, а чтобы срезать на 6dB. Хотите 3 dB, тогда не 5, а 7,1 в.
Вообще можно брать любое напряжение, просто от 10 удобнее считать. Как вы поняли коэффициенты 0,5 (6dB) или 0,71(3dB).

5.3 Gain (настройка)
На мостовые клеммы 3 и 4 канала усилителя цепляем клеммы мультиметра или осциллографа. Сабвуфер (динамик) отключаем.

Б. Если у Вас есть и осциллограф (пункт А не делаем). Никаких расчетов тогда делать не нужно. Громкость магнитолы ставим в расчетную, крутим Gain до момента образования искажений – полок на волнах синусоиды. См.ниже. Чуть назад, чтобы вершинки были не искаженные. Зачем? А чтобы звук был чистым…

Как сделать срез на усилителе

Это не реклама и не плагиат. Просто информация (для меня в том числе).
Настройка LPF, Sabsonic, время: 02:25-03:55


Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Выбираем частоту среза

Как сделать срез на усилителе

Стырено с просторов Магнитолы от уважаемого zANderLEX
Посчитал, что будет многим полезно и интересно.

Один из обязательных этапов настройки звучания в салоне автомобиля — подбор оптимального разделения частот между всеми излучающими головками: НЧ, НЧ/СЧ, СЧ (если есть) и ВЧ. Есть два способа решения этой проблемы.

Во-первых, перестройка, а зачастую и полная переделка штатного пассивного кроссовера, во-вторых — подключение динамиков к усилителю, работающему в режиме многополосного усиления, так называемые варианты включения Bi-amp (двухполосное усиление) или Tri-amp (трехполосное усиление).

Первый способ требует серьезных знаний электроакустики и электротехники, поэтому для самостоятельного применения доступен только специалистам и опытным радиоэлектронщикам-любителям, а вот второй хотя и требует большего числа каналов усиления, доступен и менее подготовленному автолюбителю.

Тем более что подавляющее большинство продаваемых усилителей мощности изначально снабжены встроенным активным кроссовером. У многих моделей он настолько развит, что с успехом и достаточно высоким качеством позволяет реализовать многополосное включение АС с большим числом динамиков. Однако отсутствие развитого кроссовера в усилителе или головном устройстве не останавливает поклонников этого метода озвучивания салона, поскольку на рынке представлено множество внешних кроссоверов, способных решать данные задачи.

Вначале следует сказать, что стопроцентно универсальных рекомендаций мы вам не дадим, поскольку их не существует. Вообще, акустика — это область техники, где эксперименту и творчеству отведена большая роль, и в этом смысле поклонникам аудиотехники повезло. Но для проведения эксперимента, чтобы не получилось, как у того сумасшедшего профессора — со взрывами и дымом, — необходимо соблюдать определенные правила. Первое правило — не навреди, а о других речь пойдет ниже.

Больше всего трудностей вызывает включение СЧ- и (или) ВЧ-компонентов. И дело здесь не только в том, что именно эти диапазоны несут максимальную информационную нагрузку, отвечая за формирование стереоэффекта, звуковой сцены, а также сильно подвержены интермодуляционным и гармоническим искажениям при неправильной установке частоты разделения, но и в том, что от этой частоты непосредственно зависит и надежность работы СЧ- и ВЧ-динамиков.

Выбор нижней граничной частоты диапазона сигналов, подаваемых на ВЧ-головку, зависит от числа полос акустической системы. Когда применяется двухполосная АС, то в наиболее типичном случае, т.е. при расположении НЧ/СЧ-головки в дверях, для поднятия уровня звуковой сцены граничную частоту желательно выбрать как можно ниже. Современные высококачественные ВЧ-динамики с низкой резонансной частотой FS (800-1500 Гц) могут воспроизводить сигналы уже с частоты 2000 Гц. Однако большинство используемых ВЧ-головок имеют резонансную частоту 2000-3000 Гц, поэтому следует помнить, что чем ближе к резонансной частоте мы устанавливаем частоту разделения, тем большая нагрузка ложится на ВЧ-динамик.

В идеале, при крутизне характеристики затухания фильтра 12 дБ/окт, разнос между частотой разделения и резонансной частотой должен быть больше октавы. Например, если резонансная частота головки 2000 Гц, то с фильтром такого порядка частота разделения должна быть установлена равной 4000 Гц. Если очень хочется выбрать частоту разделения 3000 Гц, то крутизна характеристики затухания фильтра должна быть выше — 18 дБ/окт, а лучше — 24 дБ/окт.

Есть еще одна проблема, которую необходимо учитывать при установке частоты разделения для ВЧ-динамика. Дело в том, что после согласования компонентов по воспроизводимому диапазону частот вам необходимо еще согласовать их по уровню и фазе. Последнее, как всегда, является камнем преткновения — вроде бы все сделал правильно, а звук «не тот». Известно, что фильтр первого порядка даст сдвиг фазы на 90°, второго — 180° (противофаза) и т.д., поэтому во время настройки не поленитесь послушать динамики с разной полярностью включения.

К диапазону частот 1500-3000 Гц человеческое ухо очень чувствительно, и для того, чтобы передать его максимально хорошо и чисто, следует быть крайне осторожным. Сломать (разделить) звуковой диапазон на этом участке можно, но следует подумать, как потом правильно устранить последствия неприятного звучания. С этой точки зрения более удобная и безопасная для настройки — трехполосная акустическая система, а используемый в ней СЧ-динамик позволяет не только эффективно воспроизводить диапазон от 200 до 7000 Гц, но и более просто решить проблему построения звуковой сцены. В трехполосных АС ВЧ-динамик включают на более высоких частотах — 3500-6000 Гц, то есть заведомо выше критичной полосы частот, а это позволяет снизить (но не исключить) требования к фазовому согласованию.

Прежде чем обсудить выбор частоты разделения СЧ- и НЧ-диапазонов, обратимся к конструктивным особенностям СЧ-динамиков. В последнее время у инсталляторов очень популярны СЧ-динамики с купольной диафрагмой. По сравнению с конусными СЧ-динамиками они предоставляют более широкую диаграмму направленности и проще в установке, поскольку не требуют дополнительного акустического оформления. Основной их недостаток — высокая резонансная частота, лежащая в пределах 450-800 Гц.

Проблема в том, что чем выше нижняя граничная частота полосы сигналов, подаваемых на СЧ-динамик, тем меньше должно быть расстояние между СЧ- и НЧ-головками и тем более критично, где именно стоит и куда сориентирован НЧ-динамик. Практика показывает, что купольные СЧ-динамики без особых проблем с согласованием можно включать с частотой разделения 500-600 Гц. Как видите, для большинства продаваемых экземпляров это достаточно критичный диапазон, поэтому, если вы решились на такое разделение, порядок разделительного фильтра должен быть достаточно высоким — например, 4-й.

Следует добавить, что в последнее время стали появляться купольные динамики с резонансной частотой 300-350 Гц. Их можно использовать, начиная с частоты 400 Гц, но пока стоимость таких экземпляров достаточно высока.

Резонансная частота СЧ-динамиков с конусным диффузором лежит в пределах 100-300 Гц, что позволяет использовать их, начиная с частоты 200 Гц (на практике чаще используется 300-400 Гц) и с фильтром невысокого порядка, при этом НЧ/СЧ-динамик полностью освобождается от необходимости работать в СЧ-диапазоне. Воспроизведение без разделения между динамиками сигналов с частотами от 300-400 Гц до 5000-6000 Гц дает возможность добиться приятного, высококачественного звучания.

Постепенно мы добрались до НЧ-диапазона. Современные СЧ/НЧ-динамики позволяют эффективно работать в полосе частот от 40 до 5000 Гц. Верхняя граница его рабочего диапазона частот определяется тем, откуда начинает работать высокочастотник (в 2-полосной АС) или СЧ-динамик (в 3-полосной АС).

Многих волнует вопрос: стоит ли ограничивать его диапазон частот снизу? Что же, давайте разберемся. Резонансная частота современных НЧ/СЧ-динамиков типоразмера 16 см лежит в пределах 50-80 Гц и благодаря высокой подвижности звуковой катушки эти динамики не столь критичны к работе на частотах ниже резонансной. Тем не менее воспроизведение частот ниже резонансной требует от него определенных усилий, что приводит к снижению отдачи в диапазоне 90-200 Гц, а в двухполосных системах еще и качества передачи СЧ-диапазона. Поскольку основная энергия ударов бас-бочки приходится на диапазон частот от 100 до 150 Гц, то первое, что вы теряете, четко выраженный панч (punch — удар). Ограничивая снизу при помощи ФВЧ диапазон воспроизводимых НЧ-головкой сигналов на 60-80 Гц, вы не только позволите ей работать намного чище, но и получите более громкое звучание, другими словами — лучшую отдачу.

Воспроизведение сигналов с частотами ниже 60-80 Гц лучше возложить на отдельный динамик — сабвуфер. Но помните, что звуковой диапазон ниже 60 Гц в автомобиле не локализуется, а значит, место установки сабвуфера не столь существенно. Если вы это условие выполнили, а звук сабвуфера все равно локализуется, то в первую очередь необходимо увеличить порядок ФНЧ. Не следует также пренебрегать и фильтром подавления инфранизких частот (Subsonic, или ФИНЧ). Не забывайте, что у сабвуфера тоже есть своя резонансная частота и, отсекая частоты, лежащие ниже нее, вы добиваетесь комфортного звучания и надежной работы сабвуфера. Как показывает практика, погоня за глубокими басами существенно удорожает стоимость сабвуфера. Поверьте, если собранная вами звуковая система с хорошим качеством воспроизводит звуковой диапазон от 50 до 16 000 Гц, этого вполне достаточно, чтобы комфортно слушать музыку в автомобиле.

Способы сопряжения головок.

Довольно часто возникает вопрос: следует ли иметь одинаковый порядок фильтров НЧ и ВЧ? Вовсе не обязательно, и даже совсем не обязательно. Например, если вы установили двухполосную фронтальную АС с большим разнесением динамиков, то чтобы компенсировать провалы ЧХ на частоте разделения, НЧ/СЧ-головку зачастую включают с фильтром меньшего порядка. Более того, даже не обязательно, чтобы частоты срезов ФВЧ и ФНЧ совпадали.

Скажем, для компенсации избыточной яркости в точке разделения НЧ/СЧ-головка может работать до 2000 Гц, а высокочастотник — начиная с 3000 Гц. Важно помнить, что при использовании фильтра первого порядка разность между частотами среза ФВЧ и ФНЧ должна быть не больше октавы и уменьшаться с увеличением порядка. Такой же прием используется при сопряжении сабвуфера и мидвуфера для ослабления стоячих волн (бубнения басов). Например, при настройке частоты среза ФНЧ сабвуфера на 50-60 Гц, а ФВЧ НЧ/СЧ-головки на 90-100 Гц, по заверениям знатоков, полностью устраняются неприятные призвуки, обусловленные естественным подъемом АЧХ в этой частотной области из-за акустических свойств салона.

Так что если и работает в car audio правило перехода количества в качество, то подтверждается оно только в отношении стоимости отдельных компонентов и человеко-лет, определяющих опыт и мастерство установщика, который заставит систему раскрыть свой звуковой потенциал.

Источник

Лада Калина Хэтчбек 103 kW / MT › Бортжурнал › Базовые знания для настройки аудио систем.

Как сделать срез на усилителе

Не знаю с чего начать, хочу без терминов и заумностей. Писать буду от меры своего понимания, так что вы по мягче)
Давайте так, я буду рассказывать о типах, базе, затем о своей музыке, точнее о тех компонентах что есть и что с ними делать если у тебя штатная ММС, которую ты менять не хочешь, ну как я к примеру. (задр) С.

Начнем с самого простого, о звуковой полосе. Рисовать буду в паинте, для обычной наглядной простоты, вы же сюда зашли не для красивых картинок, а?

«Звуковая полоса», это тот спектр частот который выдает аудио-источник (магнитола), выглядит она примерно так:

Как сделать срез на усилителе

«Звуковая полоса» состоит из частот, частоты делятся на несколько категорий.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют «занудной» или «смурной».

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Что бы настроить систему, вам нужно знать то что описано выше.

Что бы не лезть в дебри, рассмотрим 2ух компонентную акустику, 2ух и 3ех полоски.

Двухкомпонентная акустика состоит из 2ух компонентов, динамика » широкополосника » и высокочастотного динамика (пищалки) и пассивного кроссовера.

Двух полосная система, состоит из двух динамиков среднечастотника и пищалки.

Трех полосная система состоит из МИД — баса, среднечастотника и пищалки.

Теперь давайте отойдем не много от звуковой полосы, а не много рассмотрим некоторые типы динамиков (компонентов) что бы понимать что настраивать и где:

Сабвуфер — это динамик воспроизводящий звуки самых низких частот звукового диапазона (примерно от 20 до 65 Гц).
МИД бас — динамик, воспроизводящий часть низких и средних низких частот. (примерно от 40-50 до 600 гц.)
Среднечастотник — динамик способный воспроизводить от 500гц до 5000Кгц)
Высокочастотник — динамик воспроизводящий от 5000Кгц и до 20000Кгц)

Для общего понимания, хочу отметить, что абсолютно любой динамик может воспроизвести все частоты, вопрос лишь в том, с какой громкостью?)
По этому производятся разные типы динамиков, существуют разные конструкции динамиков позволяющие мидбасу к примеру играть от 30 гц до 4000 Кгц, однако скажем тот же мидбас, играющий скажем 50гц в полную свою ширину (до 4000 Кгц) может на высокой громкости захрепеть или не выдовать более высокие частоты, для этого настройка и нужна, для этого и существуют такие компоненты в системе, способствующие разным частотам. (динамик играет то что он должен).

«Рыба гниет с головы» вся настройка, системы начинается с фильтров первого порядка, с магнитолы, вообще скажем так, для меня есть 3 типа порядка фильтров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *