Как сделать стапель для авиамоделей
Стапель для БТТ
Смотреть все картинки
Здравствуйте, уважаемые коллеги-моделисты! Сначала краткая предыстория.
Моделизмом как хобби я увлекся совсем недавно. И вскоре обнаружил, что при наличии вроде бы всего парка инструментов, входящего в стандартный арсенал любителей этого веселого занятия, мне помимо прямых рук недостает одной совершенно необходимой вещи. А именно устройства, позволяющего легко и быстро закреплять деталь или изделие для удобной работы над ними.
Поскольку увлекся я именно бронетехникой, то речь шла в основном о корпусах и танковых башнях. Все способы, которые я видел на YouTube или где-то еще, меня не устроили по причине их либо нефункциональности, либо откровенной кустарщины, что однозначно претит мне как инженеру и просто человеку, для которого культура производства – не пустой звук. )
Когда же победа любови к комфорту над ленью совпала по времени с парой свободных дней, было спроектировано и изготовлено вот такое незатейливое приспособление. Название сему концептуальному прорыву в области моделизма мной не придумано. У самолетчиков и корабелов это называется стапель, пусть и у танкистов останется стапелем. Тем более, по смыслу оно именно стапелем и является.
Теперь непосредственно описание. Стапель состоит из массивного стального основания, поворотной головки и стола с закрепленными на нем пружинами кручения, которые работают на разжатие. Пружины изготовлены, разумеется, из нержавейки Х18Н10Т, весь крепеж из AISI 304. Также в комплект входит дополнительная площадка и NdFeB-магнит. Основание, стол и площадка окрашены порошковой краской, поскольку у меня не было уверенности, что любая другая краска выдержит всю модельную химию.)
Хотя опыта в моделизме у меня немного, зато у меня уже есть опыт опрокидывания баночек с клеем и краской на рабочий стол, в связи с чем в основании стапеля были выполнены вырезы сложной формы, позволяющие вставлять в них емкости основных используемых мной средств – это клей и краски Tamiya, смывка и пигменты MIG, жидкости Microscale, а также мои собственные стеклянные баночки для разведенных красок и лака. После того, как появились вырезы, пришлось увеличить толщину основания с изначально запроектированных 4мм до 6, чтобы вернуть стапелю первоначальную массивность. Стапель абсолютно устойчив, а резиновые ножки не дают ему скользить по столу. Еще бы – общая масса конструкции 1,2 кг.
В случае, когда требуется закрепить корпус танка в нормальном положении (днищем вниз), используется дополнительная площадка и магнит. Сама площадка имеет покрытие, защищающее модель от царапин, и удерживается теми же пружинами.
В общем, все мои расчеты оправдались, и полученным результатом я безмерно доволен.
И даже подумал, не запустить ли в серию, если будет интерес со стороны моделистов? )
форум моделистов Судомоделизм
ShipModeling форум моделистов Верфь на столе
Стапель для модели из «коробки» и не только.
Стапель для модели из «коробки» и не только.
#1 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 9:05
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#2 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 9:18
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#3 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 9:41
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#4 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 10:10
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#5 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 11:05
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#6 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 11:35
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#7 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 11:49
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#8 Сообщение FreeLander » Пн апр 02, 2012 12:11
Девайс серьезный, сложный, на мой взгляд даже слишком сложный в каких-то моментах. Но его работоспособность в полной мере выявится только в процессе работы. Мы ведь не знаем пока в деталях как именно Дмитрий будет строить на нем модель.
Не очень понял смысл деталей Б. Мне кажется выставление оси киля по центру стапеля будет излишней морокой. Такая конструкция оправдана лишь в том случае, если толщина киля будет перменной, в других случаях мне кажется, что проще использовать стягиваемые барашками уголки.
В целом автору респект и искреннее пожелание удачной обкатки этого стапеля.
PS Отдельное спасибо за вводную часть, натолкнуло на мысль приделать соответствующий кусок в ФАК.
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#9 Сообщение Tnax » Пн апр 02, 2012 13:10
Чтоб воду в ступе не толочь.
Строю в данный момент:
Дуббель-шлюпка 1:72 от Милании
На паузе:
Бригантина Феникс 1:72
Палубный бот Св. Гавриил 1:72
Ботик Фортуна 1:36
Шикарные паруса от Олега Серегина
Купить
Научиться
Мои альбомы Google+ единой ссылкой недоступны, увы. Решу вопрос в ближайшее время, надеюсь
Мой блог
Re: Стапель для модели из «коробки» и не только.
#10 Сообщение gdv2005 » Пн апр 02, 2012 13:53
форум моделистов Судомоделизм
ShipModeling форум моделистов Верфь на столе
Стапель своими руками, подскажите как
Стапель своими руками, подскажите как
#1 Сообщение pam76 » Пн мар 09, 2009 17:22
Re: Стапель своими руками, подскажите как
#2 Сообщение loMaster » Пн мар 09, 2009 17:25
Re: Стапель своими руками, подскажите как
#3 Сообщение Бонч » Пн мар 09, 2009 17:29
#4 Сообщение pam76 » Пн мар 09, 2009 17:35
#5 Сообщение pam76 » Пн мар 09, 2009 17:46
#6 Сообщение FreeLander » Пн мар 09, 2009 17:52
#7 Сообщение pam76 » Пн мар 09, 2009 18:01
#8 Сообщение pam76 » Пн мар 09, 2009 18:47
#9 Сообщение Sam507 » Пн мар 09, 2009 19:12
а что там чертить-то. доска она и есть доска. Этот конечно очень крут вот еще из книжки по адмиралтейским моделям. принцип всеравно один.
#10 Сообщение Борис_Б » Вт мар 10, 2009 2:51
#11 Сообщение loMaster » Вт мар 10, 2009 11:16
#12 Сообщение Sarasen » Вт мар 10, 2009 13:57
#13 Сообщение Garward » Ср мар 11, 2009 2:51
Стапель, разработанный мной для постройки больших «китов» (Montanes, Victory, Superb, Vangard, Astrolabe и т.п.). Основание 1000х380 мм из ламинированной доски, направляющие – уголок 40х20х2 мм, боковые стойки – доска 20мм, параллельные зажимы – дуб 20мм, подвижная пластина для установки и фиксации шпангоутов – фанера 10мм и регулируемая по высоте дюралевая пластина 4мм (перемещается вдоль киля под прямым углом к последнему по фигурным направляющим, минимизирующим люфт). Конструкция позволяет надежно и точно фиксировать элементы корпуса в процессе его сборки, обшивки и установки на корпус остальных деталей «кита». Успешно применяется и для сборки корпусов более мелких моделей, но для дальнейшей их постройки удобнее использовать серийный стапель Amati.
СТАПЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ КРЫЛА АВИАМОДЕЛИ
Технология создания современного самолета обеспечивает строгое соответствие его конструкции плазам и чертежам. В противном случае даже незначительные отклонения формы летательного аппарата от заданной проектировщиками приводят к резкому ухудшению аэродинамических качеств самолета. Создание авиамодели требует столь же строгого соответствия ее чертежам.
Случается, что даже грамотно спроектированная и тщательно рассчитанная модель самолета после небрежного изготовления оказывается непригодной к эксплуатации. И наоборот, тщательное изготовление и доводка той или иной конструкции (особенно на завершающих этапах сборки крыла) обеспечивают точное соответствие реальных и расчетных аэродинамических характеристик модели. В большой авиации широкое распространение получил метод сборки по установочно-фиксирующим отверстиям, обеспечивающий точную стыковку и прочную фиксацию деталей и узлов в специальных приспособлениях.
Применяют его и авиамоделисты при воплощении своих замыслов в реальные конструкции. Особенно эффективен он при сборке крыла. Основной задачей при создании стапеля для монтажа крыла должны быть неизменность формы этого приспособления и высокая точность установки в нем сборочного элемента. Если первое достигается за счет массивности и жесткости приспособления, то второе обеспечивается точно зафиксированными неподвижными штырями.
Используемый мною стапель для сборки крыла состоит из массивного основания, двух штырей, пары стоек и нескольких подставок. В качестве основания рекомендую использовать щит, набранный из брусков, с последующей облицовкой его с двух сторон фанерой. Можно также воспользоваться обычной ДСП или толстой фанерой. Важно, чтобы размеры основания были не менее 1000x250x20 и не более 1700x400x30 мм.
Для штырей, располагающихся друг от друга на расстоянии 80—140 мм, следует взять отрезки металлической трубки диаметром 6—8 мм с толщиной стенки 1 мм. В качестве стоек подойдут бруски из древесины твердых пород (бук, дуб, береза) длиной 250—400, шириной 70—100 и толщиной 20—40 мм. Подставки, служащие для предотвращения прогибов штырей, также изготавливаются из твердой древесины.
Их количество колеблется в зависимости от длины штырей и может быть от двух до четырех. Точные размеры деталей стапеля выбираются в зависимости от габаритов собираемого на нем крыла. Создавать же универсальный стапель, как показывает практика, не имеет смысла. Нервюры крыла изготавливаются хорошо известным способом, при котором заготовки собираются в пакет между шаблонами корневой и концевой нервюр на болтах, диаметр которых несколько меньше, чем у штырей стапеля. Расчет здесь простой: готовые нервюры будут насаживаться на штыри с некоторым натягом.
Сами же шаблоны вырезаются из листовой стали или дюралюминия толщиной 2 мм. В них предусматриваются пазы для полок лонжеронов и стрингеров. Дальнейшее проще простого. Опилив пакет нервюр по контуру и прорезав требуемые пазы, шаблоны, снимают, а в самих нервюрах делают отверстия для проводки тросов управления и для облегчения будущей модели. Далее нервюры насаживают на штыри стапеля, располагая их в соответствии с чертежом крыла, после чего монтируют лонжероны, а также переднюю и заднюю кромки крыла. После отверждения клея штыри извлекаются из каркаса.
(Автор: Ю.МАСЯЕВ, г. Новосибирск)
Стапель для сборки крыла авиамодели: 1 — основание; 2 — штыри; 3 — стойка (2 шт.); 4 — подставка (количество — в зависимости от длины штырей); 5 — чертеж изготавливаемого крыла, выполненный в натуральную величину. А — расстояние между штырями.
Пакет нервюр: 1 — шаблон корневой нервюры; 2 — пакет опиливаемых заготовок нервюр; 3 — шаблон концевой нервюры; 4 — болт с гайкой (2 шт.).
Как самостоятельно сделать стапель в домашних условиях
Как бы ни старались конструкторы и проектировщики, а любая вещь, созданная человеком имеет свойство ломаться. Множество из них имеет небольшие габариты и вес, так что их можно просто положить на рабочий стол, станок или зажать в тиски. Но есть вещи, для которых необходимо нечто особенное – специальное устройство для проведения анализа поломки и ремонта, а то и строительства вовсе. И такое приспособление существует. Название ему – стапель.
В широком смысле слова, это специальное приспособление-платформа для диагностики, выявления неполадок, устранения неисправностей и постройки вещей непростой формы. Она бывает разных типов, размеров и принципов функционирования. Давайте рассмотрим, как можно сделать стапель своими руками.
Для начала необходимо определиться, для чего конкретно будет строиться данная конструкция. После выяснения, для чего необходима установка – подбирается соответствующая конструкция и материал, в зависимости от габаритов, веса и материала ремонтируемой вещи.
В качестве образца возьмем судостроительную стапель для модели корабля. Определяемся с размерами и примерным весом. Так как вещь не очень габаритная и тяжелая, за основу для рамы возьмем дерево. Затем делаем чертёж, аксонометрию или схематическое изображение деревянной рамы.
Далее берем доску, приделываем к ней рейки-направляющие для удержания в стоячем положении. Соединяем их болтами и гайками-барашками.
Примечание: если необходимо использовать более тяжелые и габаритные вещи, практичнее использовать металл. В частности, раму делают из круглых или профильных труб, соединяя болтами, сваркой или горячей пайкой. В случае построения рамы из металла – делают ферму. Это лёгкая, но очень крепкая и практичная сборка из больших продольных составляющих, которая отлично справляется как с продольным, так и с поперечными нагрузками. Она легко рассчитывается, и требует относительно немного материала для изготовления.
После этого крепим держатели, которые не позволят завалиться набок будущей модели корабля. Их будет много и расположены они будут часто и густо. Их крепление осуществляется всё теми же болтами и гайками-барашками, под которые подкладываются шайбы.
Важные моменты при изготовлении стапели своими руками
За множеством поперечных держателей идет установка креплений, которые учитывают особенность выбранной модели. Они делаются из фанеры, ДВП, частично, металла. Все единицы собираются отдельно, а затем закрепляются на раме с помощью подходящего вида соединения. Это может быть как, вышеупомянутое, болтовое соединение, так и с помощью шурупов, гвоздей.
В отдельных случаях, когда иные способы не могут быть применены из-за отсутствия места, используется клей.
Примечание: если используется рама из металла, то лучший способ соединения фермы – сварочный шов. Для этого нужен:
Стоит учесть, что место подразумевает не только свободное пространство. При сварке будет много брызг и раскаленных капель металла, окалин.
Дальнейшие действия подразумевают нанесение или закрепление на раме измерительных шкал, приборов или инструментов.
Также начинается сборка самой модели. Постройка стапели на этом не заканчивается. Она будет достраиваться по мере необходимости дополнительных креплений и поддерживающих балок.
По мере строительства модели, те или иные поперечные крепления будут убираться, а на их месте или в других, необходимых, местах будут устанавливаться дополнительные.
Таким образом, мы видим, построение стапели не монолитный процесс. Он видоизменяется на протяжении созидания модели, но тем ни менее, он однозначно предшествует и является неотъемлемой частью общего процесса строительства.