Как сделать старинную икону
Мастер-Класс «Объемная икона»
Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка
с изображением Ангела-Хранителя
нам понадобится:
Следующий шаг – выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.
Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.
Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).
Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.
Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.
Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.
Далее – нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.
Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.
Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.
Способы и правила домашней реставрации икон
Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.
Хранение
Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.
Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».
Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).
Этапы реставрации иконы
Чистка и реставрация
Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:
1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.
2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.
3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.
Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.
4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).
Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.
5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.
6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.
7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!
Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.
«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси
«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси
Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.
«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год
Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.
На чем писали иконы
Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).
Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.
В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.
Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.
Соборное творчество
Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).
При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.
Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.
После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).
Образ Спас Золотая Риза был написан
в XI веке специально для Руси.
Свое название икона получила из-за утраченного ныне
сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.
Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.
Какими красками писали иконы
Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.
Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты.
После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки
разводят в эмульсии на основе яичного желтка.
Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.
Почему поновляли иконы?
Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.
Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.
Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.
Каким должен был быть иконописец
Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.
Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.
Преподобный Алипий Печерский.
Стенная роспись В.М. Васнецова
в Свято-Владимирском соборе Киева
(1885–1895 гг.).
С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.
Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора. »
Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.
А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.
Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото)
Традиция украшения икон своими руками, прежде всего — это цветами, насчитывает не одно столетие. Цветочное оформление иконы всегда органично вписывается во внутреннее убранство храма, его интерьер, и, особенно, в сам Праздник Церковного календаря. Цветы, обрамляющие икону, напоминают о совершенной красоте Горнего мира, Небесного Иерусалима. И, конечно, это свидетельство человеческой любви, полноты сердечной благодарности, знак благоговейного, трепетного отношения к событию церковной истории. Из цветов собирают цветочную композицию. Строгих правил в их создании нет. Но есть определенные предпочтения, связанные с особенностью того или иного православного праздника, с его символикой. Замечательно, когда для украшения иконы используют растения, которые упоминаются в Библии: белоснежные лилии, пальмовые ветви, маленькие плоды, например, граната.
Как сделать икону своими руками из фотографии
Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.
Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.
Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:
Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.
Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.
Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.
Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.
Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.
Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.
Правила украшения храма на Пасху
В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.
Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:
Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.
Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.
Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.
На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.
Как сделать икону под старину
Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:
Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.
Царские врата
Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.
Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.
Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.
В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.
Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.
Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.
Оформление царских врат цветами на фото:
Иконы бисером
Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:
Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.
Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.
Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.
Поделки из клея: 150 лучших способов применения клея для создания поделок + простые схемы и фото готовых работ
Поделки из трубочек — необычные идеи, пошаговые мастер-классы для начинающих + фото-обзоры готовых поделок своими руками
Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.
Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.
Икону можете подарить или оставить у себя.
Поделки своими руками – это прекрасное хобби, которое дарит радость не только для себя, но и для близких людей. Теперь вы можете поделиться сувенирами с друзьями, сделать им подарки.
Плащаница
Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.
Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.
В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.
Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.
Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.
Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.
Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:
Изготовление внутренней рамки для киота
Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.
Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.
Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.
Какие иконы должны быть в спальне?
В этой комнате разрешено размещать лишь определенные иконы. Однако при следующем условии – если муж и жена узаконили собственный брак и обвенчались, в спальне рекомендовано вешать следующие иконы:
Покровители семейного счастья
Расположите иконы над кроватью либо на прикроватной тумбочке. Также можете выделить уголок для молитвы на окне, где поставьте не только иконы, но и лампадку для церковной свечи.
Церковные атрибуты
В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.
Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:
Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.
Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.
Иконы и раки с мощами
Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.
На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.
Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.
Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.
Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».
Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.
Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.
Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.
Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.
Изготовление внешней рамки для киота
Начинаем работу над планками для коробки. Ширина планок должна совпадать с глубиной киота. Поэтому заранее подумайте, каковы будут размеры изделия.
Для установки стекла понадобится выемка в корпусе. Для её изготовления пригодятся фасадные бруски, которые необходимо приклеить к кромкам планок корпуса. Внутрь заготовок стенок киота должна заходить внутренняя рамка. Перед тем, как склеить углы, предварительно запилите их под 45 градусов. При поклейке удобно сжимать короб при помощи резиновых лент
Дождитесь, пока клей высохнет. При помощи циркулярной пилы сделайте по два пропила в каждом углу. Туда вклейте плоские шипы, совпадающие по толщине пропилов: это необходимо для долговечности корпуса. Гвозди, уголки из металла и саморезы, по опыту мастеров, для выполнения этой цели желательно не использовать.
Срежьте излишки шипов и займитесь вышкуриванием изделия. Следующий этап – разметка задней стенки и выпил по намеченным отметкам.
Жительница Каширского района сделала оклады для тысячи икон
Жительница Каширского района, 84-летняя Антонина Воробьева, за свою жизнь сделала оклады для тысячи икон. Украшению икон Антонину Михайловну научила ее мать, сама же мастерица передала опыт своей дочери.
Родилась Антонина Воробьева в 1930 году в Можайском. Ее мать рано овдовела, оставшись с тремя детьми на руках. Антонине — старшей в семье – было всего три года, средней дочери – два, а сын только родился. Вера Селиверстовна так больше замуж и не вышла, а поднимать семью в одиночку было непросто. Чтобы прокормить детей, женщина работала в колхозе за трудодни, а ночью шила.
— Даже не знаю, когда она спала, — вспоминает Антонина Михайловна. – Работала и работала. Все село обшивала. И нас всех приучила к труду, смогла дать нам образование. Сестра с братом закончили по десять классов, а я – только семь. Мне нужно было помогать матери.
Только после выхода на пенсию у Веры Селиверстовны появилось свободное время. Будучи очень набожной, она начала заниматься украшением икон – создавала оклады из фольги. Научилась всему сама. Инструментов никаких не было. Использовала она обычные деревянные катушки от ниток. Фольгу раз в год привозил брат Антонины. Он работал на молокозаводе в Киеве, где фольгой закупоривали горлышки бутылок. Руководство цеха позволяло брать эту фольгу.
— Поначалу мама работала тайно – время было такое, — рассказывает Антонина Михайловна. – Но слухи о ее занятии разносились по округе. Люди несли ей иконы. А отплачивали, чем могли: кто — пшеном, кто — маслом растительным, кто — яйцами. Я, правда, ругала ее за то, что она и на пенсии находила себе работу и не умела отдыхать. А мама говорила: «Смотри и учись, потом вспомнишь меня».
Так и вышло. Всю жизнь Антонина Михайловна проработала в колхозе, сначала телятницей, а потом — дояркой. Вместе с мужем она воспитала четверых детей. Когда дети росли, свободного времени практически не было. Появилось оно, как и у матери, только после выхода на пенсию — 20 лет назад.
Вот тогда рукодельница и вспомнила все, чему учила ее мать, и тоже начала заниматься украшением икон. Хотя художественного образования у Антонины Михайловны нет, ее работы можно назвать подлинными шедеврами народного искусства.
— Для окладов я использую фольгу разных цветов, запасы которой остались у меня еще от матери, — рассказывает она. – Фольга должна быть плотной, чтобы держать форму. А в магазинах сейчас такую найти очень сложно.
Техника выполнения работ по украшению иконы у каждой мастерицы своя. Антонина Михайловна с помощью самодельных инструментов вырезает свои неповторимые узоры. Они создают иллюзию массивного металлического оклада. Специальных инструментов у мастерицы нет. В ее арсенале карандаш, ножницы, пинцет, стальной гвоздь с приплюснутым острым концом, напоминающий скальпель, и резец или копировальный ролик, который используют в швейных работах.
Для каждой иконы Антонина Михайловна стремится придумать свой рисунок. Для украшения она также использует различные бусины, гофрированную бумагу, отдельные элементы выделяет с помощью масляных красок. Что интересно, вместо белой краски мастерица использует обычный зубной порошок. Это своего рода небольшой секрет Антонины Михайловны. Белая краска со временем желтеет, а цвет зубного порошка остается неизменным. Желающих «нарядить» новую икону или обновить убранство старой очень много. Люди из разных сел привозят Антонине Михайловне изображения ликов святых и киоты. Были заказы из Воронежа, Самары и даже украинского города Шахты.
Прежде чем заняться непосредственно украшением икон, Антонине Михайловне приходится часто очищать их от грязи, паутины, копоти. Бывало, приносили иконы с уже совершенно обветшалыми киотами. Тогда жене помогал теперь уже покойный супруг Иосиф Михайлович — он работал в колхозе плотником в строительной бригаде.
Процесс декорирования одной иконы занимает несколько дней. Так, например, на создание оклада для иконы Пантелеимона Целителя у Антонины Михайловны ушло три дня.
За 20 лет Антонина Михайловна украсила около тысячи икон, среди которых были не только православные, но и десятка три старообрядческих. Мастерица обновляла даже столетние иконы.
За работу заказчики платят мастерице, кто сколько может. А она практически все жертвует местному храму.
По стопам матери пошла дочь Наталья. Сейчас она живет в Репном и вместе с детьми украшает иконы. Получается, что этим ремеслом занимается вот уже третье поколение семьи.
— Антонина Михайловна — очень душевный человек, — говорит художественный руководитель Можайского СДК Раиса Баранова. – Кто бы к ней не обратился, никогда никому не отказывает. Всем старается помочь.
Оформление подложки
Это своего рода подкладка для иконы. Ее вырезают из плотного картона или древесноволокнистой плитки. Размер слегка больше, чем готовой иконы (на размер паза рамки). То есть, подложка должна плотно входить в пазы рамки. С обратной стороны подложки в два слоя наклеивают листы поролона (5 мм), разных по размеру. Меньший лист клеится первым, непосредственно на подложку. Сверху приклеивают второй побольше. Но оба они меньше по раз меру, чем сам лист подложки. Рамку заказывают по размеру готовой вышивки, а подложку вырезают уже по размерам пазов рамки.
Какие иконы должны быть в прихожей?
Покидая ежедневно дом, уходя в мир соблазнов и обмана, необходимо помолиться небесному покровителю, попросить его, чтобы он сделал путь безопасным и направил к добрым людям. Важно, чтобы вы этому научили собственных деток, которые доверяют всем людям. Необходимо поблагодарить Святого за заступничество, за возвращение домой.
Покрова защищает от мира соблазнов
Вы сможете защитить собственный дом от плохих людей, если повесите в прихожей следующие иконы: