Как сделать статистический формуляр
Статистические формуляры
Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывается, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматриваются подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), опросным листом и др. То или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применяться при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Списочные формуляры, в отличие от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. Однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемлемыми, неудобными, а то и вовсе непригодными. Например, невозможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждой организации АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условиях рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросовв программе наблюдения. Это дело очень сложное. Приходится затратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы недостаточно строго, то трудно понять, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к ней обычно дается инструкция(указания), в которой предусмотрена совокупность разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается, как следует понимать тот или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, например, приводится перечень возможных ответов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. Он может быть полным, если дается исчерпывающий перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Национальный статистический комитет Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственным исполнителям инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.
Разработка статистического формуляра.
При наблюдении заполняется статистический бланк, называемый формуляром. Формуляр заполняется на основании инструкции.
Время наблюдения предусматривает срок наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация сведений и критический момент – момент времени, по состоянию на который проводится регистрация собираемых сведений.
Орган наблюдения – перечень конкретных исполнителей, осуществляющих подготовку и проведение наблюдения и несущих ответственность за эту работу.
Место наблюдения – это пункт, где проводится регистрация наблюдаемых фактов и заполняются формуляры наблюдения.
Точность статистического наблюдения – степень соответствия значения какого-либо признака, найденного посредством наблюдения, действительному его значению.
При сборе статистических сведений возможны ошибки при заполнении формуляров, подразделяемые на случайные и систематические. Систематические ошибки имеют тенденциозный характер и бывают преднамеренными и непреднамеренными.
Устранить ошибки наблюдения возможно проведением логического или арифметического контроля собранных данных.
Организация сбора статистических сведений.
Сводка и группировка статистических данных – второй этап статистического исследования.
2 стадия – сводка и группировка. Основная цель состоит в систематизации данных, собранных в процессе статистического наблюдения.
Статистическая сводка – представляет собой научное обобщение первичного статистического материала, полученного в ходе наблюдения с помощью итоговых подсчетов, выполняемых по определенной системе.
Сводка может осуществляться ручным (с использованием пятизначной или десятизначной системы счета) или машинным способом.
Группировкой называется расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.
В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок:
Типологическая группировка – это расчленение однородной совокупности на однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.
Структурная группировка – предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку.
Аналитическая группировка – группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Особенностью аналитической группировки является то, что единицы группируются по факторному признаку и каждая выделенная группа характеризуется средними величинами результативного признака.
Виды группировок (первичные и вторичные, типологические, структурные, аналитические).
Группировкой называется расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.
В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок:
Типологическая группировка – это расчленение однородной совокупности на однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.
Структурная группировка – предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку.
Аналитическая группировка – группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Особенностью аналитической группировки является то, что единицы группируются по факторному признаку и каждая выделенная группа характеризуется средними величинами результативного признака.
По используемой информации различают первичные и вторичные группировки.
Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений.
При разработке первичной группировки существенное значение имеет выбор числа групп. Число групп зависит от типа признака, положенного в основу группировки (основания группировки), от объема совокупности, степени вариации признака.
Вторичные группировки — результат объединения или расщепления первичных группировок, они позволяют преодолевать несопоставимость исходных данных в первичных группировках и тем самым объединять их в одну общую и выполнять сравнение, сопоставление данных, представленных в них после проведения вторичной группировки.
Выбор группировочных признаков (количественные, атрибутивные).
При построении группировки по качественному признаку производится лишь подсчет единиц совокупности, имеющих значение группировочного признака. Данная группировка принимает вид атрибутивного ряда распределения.
Количественный группировочный признак может быть непрерывным (принимать любые значения в заданном интервале) и дискретным (принимать только определенные значения).
Определение числа групп.
Число групп (n) может быть определено логическим (задается исследователем), механическим способом (получается механически с учетом заданной величины интервала) или аналитическим способом с помощью формулы Стерджесса
где N – число единиц совокупности.
13. Виды (вариационные, атрибутивные) и элементы (варианта, частоты и частности) рядов распределения.
Атрибутивные ряды образуются по качественным признакам, которыми могут выступать занимаемая должность работников торговли, профессия, пол, образование и т.д.
Вариационные ряды строятся на основе количественного группировочного признака. Вариационные ряды состоят из двух элементов: вариант и частот.Варианта— это отдельное значение варьируемого признака, которое онпринимает в ряду распределения. Они могут быть положительными иотрицательными, абсолютными и относительными.
Частоты — это абсолютные числа, показывающие столько раз в совокупности встречается данное значение признака, которые обозначают . Сумма всех частот равна должна быть равна численности единиц всей совокупности.
Частости( ) — это частоты выраженные в процентах к итогу. Сумма всех частостей выраженных в процентах должна быть равна 100%, в долях единице.
14 Графическое изображение рядов распределения (полигон, гистограмма, кумулята).
Существует несколько способов графического изображения рядов (гистограмма, полигон, кумулята, огива), выбор которых зависит от цели исследования и от вида вариационного ряда.
Этап 1. Составление программы наблюдения и формуляра
Лабораторная работа № 1
Орлов А.И., Русанова Г.В., Горчакова Л.С.
Исследование социально–экономических явлений предполагает сбор сведений – статистических данных.
Статистическое наблюдение – это массовый, планомерный, научно организованный сбор и регистрация признаков единицы совокупности.
Целью данной лабораторной работы является сбор и анализ данных об одном из протекающих в студенческой жизни социально-экономических процессов.
Отчетной единицей в данной лабораторной работе является один опросный лист.
Общий отчет по лабораторной работе должен содержать:
— формуляр наблюдения (опросный лист);
— анализ полученных результатов;
— предложения по улучшению сложившейся ситуации, если есть недовольства опрошенных;
— анализ собственных допущенных ошибок.
Этап 1. Составление программы наблюдения и формуляра.
Для более ясного видения всех задач и осознания цели статистического исследования и, в частности, наблюдения, располагаются основные направления изучения процесса, т.е. направления, по которым задаются вопросы в Программе наблюдения.
Программа наблюдения – это перечень признаков (вопросов), подлежащих регистрации.
Чтобы правильно составить программу наблюдения необходимо использовать метод направленного графа. Для этого основную цель наблюдения (0-ой уровень) детализируют по составу входящих в неё задач, так появляется 1-ый уровень на-
Этот метод позволяет определить состав и структуру подлежащей сбору информации.
Итак, в нашем случае ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, которые вы намерены задать опрашиваемым для последующего достижения поставленной цели.
Данный перечень вопросов затем помещается в формуляр, или бланк анкеты статистического исследования. Порядок вопросов и оформление описаны в разделе Формуляр наблюдения (опросный лист).
(опросный лист, анкета)
В формуляр наблюдения необходимо включить:
4. Если для проведения анализа исследователю необходимо сгруппировать респондентов по некоторому признаку (успеваемость, место жительства. ), то необходимо начинать формуляр с поля, где респонденты поместят сведения о себе.
5. Начинать вопросы необходимо с простых и доступных, постепенно усложняя. Если вопросов много (> 30), то необходимо включать так называемые разгрузочные вопросы, для снятия напряжения.
6. Возможно включение контрольных и фильтрующих вопросов, которые позволят определить степень компетентности или внимания опрашиваемого. Обычно в таких вопросах содержится противоречие или неточность.
Формулировка вопросов сложная и трудоёмкая работа, требующая специальных знаний в данном вопросе, статистике, социологии и определенных литературных способностей. Механически копировать существующие анкеты нельзя, это должна быть творческая задача.
Вопросы необходимо ранжировать по сложности и важности. Если это затруднительно, то возможно проведение пилотажного исследования.
Если будет проводиться групповой опрос, то необходимо либо создать один формуляр, содержащий только вопросы, а ответы респонденты будут помещать в свой собственный бланк, в соответствии с номером вопроса, либо формуляр с вопросами и большое поле для регистрации ответов. Респонденты будут голосовать, а помощник статистика будет регистрировать ответы.
Приём | Варианты ответов | ||||
Альтернативный вопрос | · Да | · Нет | |||
Вопрос с выборочным ответом | · Ответ 1 | · Ответ 2 | . | . | · Ответ N |
С использованием шкалы Лайкерта | · Решительно не согласен | · Не согласен | · Не могу сказать | · Согласен | · Решительно согласен |
С использованием шкалы важности | · Исключительно важно | · Очень важно | · Довольно важно | · Не очень важно | · Не важно |
С использованием оценочной шкалы | · 1 | · 2 | · 3 | · 4 | · 5 |
C. Семантический дифференциал. Выбираются биполярные понятия, которые связываются оценочной шкалой. Респондент должен по каждому критерию (записанному в системе биполярных понятий) оценить своё отношение по пятибальной шкале. Это наиболее сложный и. в тоже время, мощный приём анкетирования. Он обладает наибольшей сводимостью результатов. При расчете результативного признака можно применять весь аппарат средних величин. При составлении сводки наглядно видна плотность распределения ответов.
Далее представлен семантический дифференциал признака “ Качество аудиторий “
« Оцените качество аудиторий, в которых Вы занимаетесь»
Освещение: слабое яркое
Проветриваемость: душно оптимальное
Температура: холодно жарко
Слышимость: плохая хорошая
Видимость: плохая хорошая
Доска: маленькая большая
Покрытие доски: хорошее плохое
Мебель: удобная неудобная
Плотность посадки: высокая просторно
В формуляр должны быть помещены все вопросы, касающиеся параметров последнего уровня направленного графа (уровня подзадач). Не рекомендуется использовать при составлении формуляра много различных приёмов анкетирования. Это осложнит в последствии составление сводки и сопоставимость результатов по различным приёмам. По возможности необходимо вопросы группировать по используемому приёму. Это облегчит заполнение анкеты респонденту.
Организационный план исследования.
Перед проведением наблюдения необходимо четко себе представить, увязать во времени и распределить между участниками все этапы работ. Лабораторная работа проводится группой студентов в 2-3 человека. Затраты времени после распределения работ между участниками должны быть равными.
Существует два способа наблюдения:
При групповом способе наблюдения интервьюер собирает респондентов в определённое время в аудитории и зачитывает им вопросы из формуляра. Респонденты отмечают у себя в бланках ответы, в соответствии с номером вопроса. Затем бланки собираются и обрабатываются.
При индивидуальном способе наблюдения респондентам раздаются формуляры наблюдения, а после заполнения собираются,
В Приложении 1 приведены экспертные оценки трудоемкости этапов работ, в зависимости от выбранного способа.
Если возможно одновременное (параллельное) выполнение работ несколькими исполнителями, то продолжительность этапа сократится до tэт.
Общая трудоёмкость исследования:
На основе полученных данных составляется план–график проведения работ (см. Приложение 2).
Кроме план–графика проведения работ, организационный план должен содержать описание всех этапов работ.
Индивидуальный способ выборки означает, что обследуется только одна единица наблюдения.
Бесповторный способ означает, что респондент может заполнять анкету только один раз, больше в выборную совокупность он не должен попадать.
Выбор способа наблюдения повлияет на способ вычисления ошибки выборки.
В данной лабораторной работе применимы следующие виды выборки.
Лабораторная работа №1 «Статистическое наблюдение»
Министерство образования Российской Федерации
Владимирский государственный педагогический университет
Технико-экономический факультет
Лабораторная работа №1
Выполнила: студентка гр. М-31
Лабораторная работа № 1
Цель работы: приобрести практические навыки проведения статического наблюдения для изучения проблем молодых семей в городе.
1. Понятие статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – систематический, планомерный и организованный на научной основе процесс сбора первичных данных.
2. Виды статистического наблюдения.
Выделяют три классификации статистических наблюдений:
А) По степени охвата единиц совокупности:
— сплошное, когда исследуются все единицы совокупности.
— не сплошное, при котором исследуются не все единицы, а только определенное количество и по ним делаются выводы.
Не сплошное наблюдение, в свою очередь, делится на:
— выборочное – из всей совокупности выбирается определенное количество единиц для наблюдения;
— метод основного массива – выбираются наиболее крупные единицы для наблюдения;
— монографическое – выбирается конкретная группа и в этой группе подробно исследуется единица определенной группы.
Б) По времени регистрации:
— прерывное – наблюдение через определенные промежутки времени.
Выделяют два вида прерывных наблюдений:
— отчетность – обязательное предоставление данных предприятиями и хозяйственными субъектами по определенным формам и в конкретные установленные сроки (отчет по труду, прибыли);
— специально организованное наблюдение – наблюдение, которое проводится для сбора того или иного данного, не представленного в отчетах.
3. Понятие объекта и единицы наблюдения.
Объектом наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения (например: совокупность жителей страны, промышленных предприятий и т. д.)
Единицей наблюдения называют тот составной элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации (например: житель страны, промышленное предприятие).
4. Основные требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения.
1. Программа должна содержать только те признаки, которые необходимы для статистического наблюдения.
2. В программе должны быть те признаки, на которые можно получить точные ответы.
3 Программу наблюдения необходимо строить таким образом, чтобы одни ответы по тем или другим признакам могли контролировать другие.
4. Организационный план статистического наблюдения:
— объект и единица наблюдения (дается его определения, описание);
— цели и задачи наблюдения;
— описание органов наблюдения, которые осуществляют подготовку и проведение статистического наблюдения, а также несут ответственность за эту работу;
— определяются время и сроки наблюдения, т. е. период, в течении которого осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе. В ряде случаев оговаривается критический момент наблюдения – это момент, на который проводится регистрация собираемых сведений;
— подготовительные работы к наблюдению (в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения);
— порядок проведения наблюдения;
— порядок приема и сдачи материалов наблюдения;
— порядок получения и представления предварительных и окончательных данных.
5. Виды ошибок статистического наблюдения.
В ходе проведения статического наблюдения могут возникнуть несоответствия между установленными и действительными значениями величин, которые называются ошибками наблюдения.
В зависимости от причин и источников возникновения различают:
1. Ошибки регистрации, образующиеся вследствие неправильного установления фактов или ошибочной их записи. Они делятся на случайные и систематические.
2. Ошибки репрезентативности, т. е. отклонение величины изучаемого признака в отобранной для обследования совокупности от его величины во всей изучаемой совокупности.
Для выявления и устранения, допущенных при регистрации ошибок, применяются непосредственный (может проводиться визуально) и последующий (проводят высшие органы) контроли.
6. Понятие срока, критического момента и место наблюдения.
Критический момент наблюдения – это момент, на который проводится регистрация собираемых сведений.
Место наблюдения – место, в котором производиться регистрация данных.
I. В соответствии с поставленной целью разработать проект плана статистического обследования:
1) Цель – изучение степени коммуникабельности студентов.
Объект наблюдения – студенты города Владимира.
Единица наблюдения – студент города Владимира.
Перечень рассматриваемых признаков:
4. Умение привлечь внимание собеседника – №4 (качественный, альтернативный)
9. Отношение к Интернет общению – №9 (качественный, открытый)
10. Общительность- №10 (качественный, вариационный)
3) Организационный план наблюдения.
3.1. Объект наблюдения – студенты города Владимира.
Единица наблюдения студент города Владимира.
3.2. Цель – выявление степени коммуникабельности студентов.
· Составить перечень признаков, необходимых для выявления степени коммуникабельности студентов.
· Составить анкету для проведения статистического наблюдения
· Провести статистическое наблюдение.
· Обработать полученные в результате статистического наблюдения сведения.
· На основе результатов статистического наблюдения сделать выводы о степени коммуникабельности студентов города Владимира.
· Разработать мероприятия по улучшению данного статистического наблюдения.
б) Для статистического наблюдения мною была разработана анкета, представленная в приложении 1 и формуляр наблюдения – в приложении 2.
в) Для проведения данного статистического наблюдения мне необходимо 8 часов рабочего времени.
Смета расходов на проведение статистического наблюдения, приведена в таблице 1.:
г) Для заполнения формуляра наблюдения опрашиваемым лицам понадобиться ручка.
3.6. Порядок проведения статистического наблюдения:
— раздать анкеты и формуляр наблюдения студентам, находящимся в аудитории 305 ровно в 1345.
— после того как опрашиваемый ответил на предложенные вопросы, ему необходимо будет передать анкету и бланк ответов следующему студенту.
— в 1515 собрать полученные результаты.
-оформить сводную таблицу результатов исследования и сделать выводы.
По форме охвата единиц совокупности данное статистическое наблюдение является несплошным (выборочным), так как обследованию подвергаются не все студенты города Владимира, а только одна подгруппа.
По времени регистрации – прерывным (единовременным), так как проводиться один раз для решения задачи.
По форме проведения – специально организованное статистическое наблюдение, так как представляет собой сбор сведений посредством анкетирования с целью получения сведений о степени коммуникабельности студентов города Владимира.
По способу проведения – опрос (анкетный).
3.7. Порядок приема и сдачи материалов – результаты оформляются в форме отчета и сдаются на проверку преподавателю по статистике 14 декабря 2006г. с 1345-1515.
3.8. Порядок получения и представления предварительных и окончательных данных – В 1515 собрать результаты и полученные данные занести в сводную таблицу результатов исследования, а затем подсчитать удельный вес ответов к итогу в процентах (см. приложение 3).
4) Разработать формуляр наблюдения см. приложение 2.
Анкета см. приложение 1.
5) Сводная таблица результатов исследования – см. приложение 3.
II. Провести счетный и логический контроль собранного материала. По результатам собранной информации, представленной в формуляре наблюдения (приложение 2) видно, что все анкеты являются действительными, соблюдены все логические связи. При обработке полученных данных, приведенных в сводной таблице см. приложение 3 можно сделать вывод, о том, что цель и задачи данного наблюдения были мною достигнуты.
Все опрашиваемые лица являются студентами. У всех достаточно высокая степень коммуникабельности. Основная часть опрошенных в возрасте 19-20 лет.
Все опрошенные (100%) смогут легко первыми познакомиться с понравившимся человеком на улице. Соответственно, при попадании в ситуацию, когда в не знакомом городе не представляется возможным найти нужную улицу, 100% опрошенных попросят помощи у прохожих, а не купят карту.
Как известно, работа промоутером требует высокой степени коммуникабельности, при этом 82% опрошенных считают, что они смогли бы достичь успеха в этой сфере.
Вывод: Таким образом, в результате проведения статистического наблюдения и анализа полученных данных, было выявлено, что студентам присуща высокая степень коммуникабельности, показателями этого является то, что большая часть раскованна в общении, легко находит общий язык с новыми людьми, заводит новые знакомства, очень много времени проводит в общении.
Ошибки наблюдения: в связи с неправильным оформлением анкеты, в Приложении 4 представлена ее новая форма.
Мероприятия по улучшению проведения статистического наблюдения:
— предоставить опрашиваемым студентам все необходимое для проведения наблюдения (ручка, анкета, инструкция, формуляр наблюдения.)
— обеспечить анонимность для получения наиболее правдивых ответов.
Сводная таблица результатов исследования.