Как сделать стеклянную арфу
Как звучит стекло: самые странные стеклянные инструменты
Если говорить серьезно, то стеклянных музыкальных инструментов (кристаллофонов) совсем мало: стеклянная арфа, веррофон, стеклянная гармоника и стеклянная флейта. Конечно, умельцы изготавливают из стекла даже скрипки и органы — но это относится уже к разряду курьезов.
Стеклянная арфа
В начале XVII века, когда человек научился создавать из стекла весьма тонкие изделия, кто-то заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то раздастся тонкий, певучий звук. Конечно, такие развлечения были доступны лишь представителям высшего общества — тонкое стекло стоило дорого.
Так появилась стеклянная арфа — или, как ее первоначально называли, «ангельский орган». По сути, это просто набор бокалов (30−40 штук), наполненных водой. Закон прост — чем полнее бокал, тем выше звук. Варьируя размеры бокалов, их форму и количество воды, музыканты добивались диапазона в три октавы! Музыкальную арфу нетрудно соорудить дома — какие бокалы найдутся, те и используйте. Главное, чтобы край был ровный, без сколов и без глазури.
Сегодня в России есть несколько коллективов, использующих стеклянные инструменты. Самый известный – «Crystal Trio» под руководством Игоря Склярова. В составе коллектива три человека.
Основатель коллектива Игорь Скляров играет на стеклянной арфе. Свою первую арфу он сконструировал в 1998 году из бокалов, но сегодня Игорь играет на специальном инструменте, изготовленным по заказу Сашей Рекертом – тем самым человеком, который придумал веррофон. Эта арфа имеет. баянную настройку, поскольку по образованию Игорь – баянист. Второй участник трио – Владимир Попрас – играет на веррофоне, а третий – Владимир Перминов – на стеклянной пан-флейте.
Хрустальное трио много гастролирует – в их программе произведения различных стилей и эпох; не так давно ансамбль подготовил расширенную программу с хором и оркестром.
Кстати, в 2006 году Игорь Скляров со своей стеклянной арфой выступал вместе со знаменитым гитаристом Дэвидом Гилмором («Pink Floyd»). Также музыканты принимали участие в оперных постановках, в записи диска Бориса Гребенщикова и во многих других проектах.
Впрочем, первое известное упоминание «звучащего стекла» можно найти у Фрэнсиса Бэкона — легендарного ученого, политика и литератора. В эпохальном труде Sylva Sylvarum (1627) он описывает опыт со стаканом воды, наполненным водой. «. Увлажните свой палец и проведите им по краю стакана. Сделав так несколько раз, вы увидите на поверхности воды рябь. » — так Бэкон иллюстрирует эффект сжатия в сплошном теле. Примечательно, что при этом ученый не говорит ни слова о производимом звуке, хотя всего несколькими параграфами ниже пространно рассуждает о природе звука как такового. Комментаторы считают: Бэкон либо лукавил, либо имел проблемы со слухом.
Играть лучше всего на самом простом бокале без каких-либо украшений и узоров. Чем тоньше стекло, тем лучше. Впрочем, при определенном умении можно заставить звучать даже колокол воздушного насоса (опыт Рэлея). Пальцы должны быть чистыми и влажными. Нужно постоянно смачивать их и аккуратно, нежно водить по краю бокала — тогда звук наберет силу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
выполнил: Кирьянов Рустам
обучающийся 9 а класса,
г. Усолье – Сибирское
учитель музыки, МБОУ «СОШ №15»,
г. Усолье – Сибирское
Введение__________________________________________________ 2 История возникновения_____________________________________ 3 Стеклянная гармоника Франклина____________________________ 4 Поющие бокалы в наше время________________________________ 6 Звук поющего бокала_______________________________________ 7 Как настроить бокалы______________________________________ 8 Экспериментальная часть___________________________________ 8 Заключение_______________________________________________ 9 Источники информации____________________________________ 10
Мы живем в мире, где вокруг нас окружают различные звуки. Мы настолько к ним привыкли, что даже не задумываемся, а как же возникает звук. А ведь звуки – неизменные спутники человека. Они могут по-разному воздействовать на нас: радовать или раздражать, успокаивать или пугать.
Звенят, поют, проходят мимо,
Их не постичь, их не догнать,
Во мглу скользят неуловимо —
И возвращаются опять.
Игра и дымность в их привете,
Отсветы мыслей, тени слов.
Они — таинственные дети,
Еще непознанных миров.
Меня заинтересовал необычный способ извлечения звуков из стеклянных бокалов, который я увидел на уроке музыки, при слушании произведения в исполнении на бокалах.
То, что из стеклянных бокалов можно извлекать звуки, не ново. Однако оказывается, что музыкальные звуки из них можно извлекать весьма
своеобразным способом. Способность стеклянных бокалов петь, известна много сотен лет, чуть ли не столько же, сколько их мелодичный звон.
Извлекая различные звуки с поверхности стеклянных сосудов, постигаем, исследуем сложность движений и тайну красоты мелодии. Я решил выяснить, а как повлияют соль, сахар, речной песок, холодная и горячая вода на изменение извлекаемого звука с поверхности стеклянного бокала, а так же сконструировать свой музыкальный инструмент.
Цель работы: Научиться извлекать звуки из стеклянных бокалов и выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука, а так же сконструировать свой музыкальный инструмент.
Изучить литературу об истории возникновения «стеклянной гармоники». Исследовать и объяснить появление звука в бокале. Выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука в бокале. Сконструировать музыкальный инструмент, на основе проведенных экспериментов.
Предмет исследования: стеклянный бокал.
Объект исследования: звук, извлекаемый с поверхности стеклянного бокала.
Гипотеза: если, я научусь извлекать звук с поверхности стеклянного бокала, то смогу ли я сыграть определённую мелодию.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение.
Первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV – в Персии и XV веком в Европе, но только 1740 году появились профессиональные выступления с использованием поющих бокалов. Это уникальный инструмент, звучание которого иногда сравнивают с арфой, поэтому его предшественника называли «Хрустальной арфой». Впервые музыку на стекле публично упомянули в 1746 году, когда композитор Кристофер Глюк играл на 26 бокалах на своем концерте в Лондоне. играл на подобном инструменте, «ангельском органе», путешествуя по городам Англии. Как и четыреста лет назад, сегодня оркестр поющих бокалов – хроматический инструмент с диапазоном звучания 2-3 октавы. Он состоит из 24-36 винных и коньячных бокалов, подобранных или специально изготовленных. Бокалы могут настраиваться стеклодувом, механической обработкой или путем добавления воды.
«Стеклянная гармоника» Франклина
…Экипаж напоминал открытую раковину из сверкающего хрусталя, и оба высоких колеса сделаны были из того же материала. Когда они вертелись, слышались дивные звуки органа…
Рис. 1. Б. Франклин за инструментом
Рис. 2. «Стеклянная гармоника». Старинная гравюра из коллекции Эрмитажа
Рис. 3. Фотография «стеклянной гармоники»
В XVIII в. «стеклянная гармоника» стала особенно популярна в Англии, где ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных бокалах. Поначалу «стеклянная гармоника» завоевала огромный успех, и приводила слушателей в восторг. Ее все чаще использовали в оркестрах и сольных выступлениях. Для неё было написано несколько десятков пьес, причем среди авторов были и классики — Бетховен и Моцарт, Глинка, Берлиоз, Рубинштейн, Рихард Штраус. Музыка «стеклянной гармоники» была столь чистой и чарующей, что ей даже стали приписывать сверхъестественные свойства: считалось, что она может вызывать судороги, невменяемость, одержимость, а кто-то даже слышал в ней голоса умерших.
Кстати, в нескольких городах Германии гармоника была запрещена законом, поскольку считалось, что она пугает животных и приводит к умственным расстройствам, действует на сознание людей.
Известный австрийский психиатр Месмер, использовал «стеклянную гармонику», когда пациентам нужно было успокоиться перед исследованием. Именно в его доме в первый раз эти волшебные звуки услышал Моцарт и написал для необычного инструмента музыку.
В 1791 году в Вену приезжает слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, Моцарт поражен ее игрой на этом инструменте, и он пишет сочинение для «стеклянной гармоники», альта, флейты, виолончели и гобоя.
В XVIII веке «стеклянная гармоника» становится, востребована в концертах, когда было необходимо камерное звучание. Появились известные исполнители, играющие на этом неординарном инструменте. В России инструмент часто использовали для маленьких партий в классических операх.
Где-то с 1830 года «стеклянную гармонику» начали забывать. Изредка для нее сочинялась музыка, инструмент перестали изготавливать, потому что его заменили другие, более простые в использовании.
Поющие бокалы в наше время.
В наше время появились люди, возродившие «стеклянную гармонику», а также другие инструменты из стекла, например, «Поющие бокалы». За рубежом, часто на улицах, можно увидеть музыкантов, исполняющих классическую музыку на бокалах или на стеклянной арфе. Это всегда радует слух и взор, люди приходят в восторг, как маленькие дети, и не могут оторвать взгляд от виртуоза, играющего музыку таким образом.
Александр Лемешев – широко известный музыкант, демонстрирующий виртуозную игру на необычном инструменте «стеклянных бокалах».
Александр получил высшее музыкальное образование по классу гитары, и долгое время работал бас-гитаристом в рок группе и в джазовом оркестре. «Поющие бокалы» привлекли его своей необычностью, и поначалу занятия игрой на бокалах не выходили за рамки простого хобби. Однако по мере овладения новым инструментом, музыка на стеклянных бокалах всё сильнее привлекала его.
С 2002 года Александр Лемешев профессионально занимается игрой на стеклянной арфе. За этот период он побывал с гастролями во многих городах России, а также неоднократно представлял своё мастерство игры на бокалах в разных странах мира: Германии, Финляндии, Италии, Франции, Украине, Индии, Мексике, США.
На сегодня Александр — один из наиболее известных артистов, играющих музыку на стеклянных бокалах, не только в России, но и во всем мире. Александр Лемешев является действительным членом международной ассоциации стеклянной музыки Glass Music International.
Стеклянная арфа в руках виртуоза Александра Лемешева становится неотъемлемой частью многих знаковых культурных событий, концертов и проектов, таких как: Петровский бал в Венеции, международный фестиваль стеклянной музыки в США, открытие кинофестиваля Амурская осень в Благовещенске, фестиваль Белые ночи в Перми, участие в концерте в честь Елены Васильевны Образцовой, закрытие пара олимпиады в Сочи и других.
Артист постоянно находится в состоянии творческого поиска, экспериментирует со звучанием, сочетая стеклянную арфу с различными инструментами, со струнными квартетами и даже с симфоническими оркестрами.
Звук поющего бокала.
В результате самых разнообразных многочисленных экспериментов удалось установить, что звук возникает вследствие колебания тел. Источниками звука являются тела, которые колеблются. Эти колебания передаются молекулами воздуха и наше ухо, воспринимая эти колебания, интерпретирует их в понятные нам ощущения звука.
В первом случае после удара бокал свободно колебался, его колебания передавались по воздуху и достигли наших ушей. Во втором случае большая часть колебаний поглощалась нашей рукой, и звук стал гораздо короче, так как уменьшились колебания тела. В третьем случае практически все колебания тела моментально поглотились руками, и тело почти не колебалось, а следовало звука, почти не издавало.
Как настроить бокалы.
Первым делом, я взял бокал и проверил его, действительно ли он звучит. Это подтвердилось. Затем начал проверять особенности бокала, чтобы убедиться, что действительно высота тона зависит от объёма воды в бокале. Когда я постепенно наливал воду в бокал то, чем больше было воды, тем тон звучания был ниже и наоборот, чем меньше воды, тем выше тон.
Далее меня заинтересовал вопрос: «Влияет ли температура воды на высоту тона звука?» После того, как я извлекал звук из бокала с горячей и холодной водой, то пришел к выводу, что температура воды в бокале на высоту тона не влияет.
Эксперимент 2 (приложение)
Для эксперимента №2 мне понадобились: бокалы, вода, соль, сахар, речной песок. Чтобы узнать, как соль, сахар и песок влияют на звучание бокалов.
Извлечение звука из бокала наполненным чистой водой.
Данный звук возьмём за эталон.
Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки соли.
Вывод: Высота тона звука не изменилась.
Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки сахара.
Вывод: Высота тона звука не изменилась.
Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки речного песка.
Вывод: Высота тона звука не изменилась.
Эксперимент 3 (приложение)
Взял бокал, наполнил его до края водой и вытер хорошенько края. Положил на него крест, вырезанный из бумаги; концы его загнул под прямым углом. Потом смоченным пальцем потер стенку бокала, он «запел». Стекло зазвучало. Крест начал медленно вращаться. Если водить пальцем вокруг бокала, крест будет вращаться в направлении движения пальца.
Проводя исследовательскую работу, я выяснил, что извлекают звук из бокала, водя пальцем по ободку, но руки должны быть чистыми, без малейших следов жира. Лучше поют бокалы из простого тонкого стекла, из них можно научиться извлекать мелодичные звуки.
1. После того, как я извлек звук из бокала с горячей и холодной водой, то пришел к выводу, что температура воды в бокале на высоту тона не влияет.
2. Тон звука зависит от количества воды в бокалах, чем больше воды, тем ниже тон звука и наоборот, чем меньше воды в бокале, тем выше тон звука. Значит, имея небольшое количество бокалов, можно их настроить как музыкальную гамму и играть как на музыкальном инструменте.
3. Тон звука при добавлении соли, сахара, речного песка в воду во всех случаях не изменяется.
4. Крест, вырезанный из бумаги, под влиянием вибраций начинает вращаться.
Старший брат мне помог сделать «стеклянную гармонику». Моя мама, работает учителем музыки, я учусь в музыкальной школе, вместе мы хотели настроить наш инструмент, но у нас не совсем получилось. Меня ждало разочарование. И для себя я сделал новые выводы:
1. «Занимательная физика», М.: АСТ, 2005.
2. «Энциклопедический словарь юного физика», М. Педагогика, 1989.
ПРОЕКТ МУЗЫКА В СТЕКЛЕ
Исследовательская работа по музыке
Выполнила Савичева Лана 7Б класс, Тихонова Даша 6а класс.
Руководитель: Мальцева Елена Викторовна
Результаты исследования по теме «Музыка в стекле»
Эксперимент «Звук поющего бокала»
Приложение 4. Звук поющего бокала
Музыкальные звуки извлекаются разными способами. На струнно-смычковых играют смычком. Когда смычок ведут по струнам, они вибрируют, т.е. мелко дрожат и от этого получается красивый звук. Но есть и другие струнные инструменты, их щиплют пальцем. По струнам рояля бьют специальные молоточки, когда пианист нажимает на клавиши. В трубы и тромбоны музыканты дуют, в флейты и свирели свистят – такие инструменты называются духовые. А есть инструменты, из которых звук извлекают мокрым пальцем. Попробуйте осторожно поводить по краю стакана. Немного терпения и у вас появится красивый звук.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы обусловлена исследованием стеклянной музыки и возможностью научиться играть любые мелодии на стеклянной арфе в домашних условиях.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснение некоторых аспектов такого музыкального жанра как стеклянная музыка – история возникновения и перспективы его использования.
Узнать о стеклянных музыкальных инструментах.
Выяснить какие музыкальные инструменты можно создать в домашних условиях.
Создать стеклянную арфу.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ научно-популярной литературы и периодической печати на заданную тему, интервью, анкетирование, эксперимент.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: «стеклянная» музыка
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: звуки, извлеченные из стеклянной арфы
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если люди будут знать о стеклянной арфе, то смогут музицировать в домашних условиях.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности использования ее результатов при создании элементарных музыкальных инструментов в домашних условиях, подготовке к урокам музыки.
1.1 Стеклянные инструменты
Музыкальные инструменты изготовляют из различных материалов. Из дерева, из металла, из кожи, даже из пластмассы. Но попытайтесь прямо сейчас вспомнить хотя бы один музыкальный инструмент, сделанный из стекла. Бьёмся об заклад, что это получится далеко не сразу — или не получится вовсе. Ведь стекло, такое привычное в наших домах, крайне редко встречается в мире музыки. Но инструменты из стекла, конечно, существуют — о них и пойдет речь. Если говорить серьезно, то стеклянных музыкальных инструментов (кристаллофонов) совсем мало: стеклянная арфа, стеклянный орган (веррофон), стеклянная гармоника и стеклянная флейта. Конечно, умельцы изготавливают из стекла даже скрипки — но это относится уже к разряду курьезов. [1 ] (Приложение 1, рис. 4).
1.2 Стеклянная арфа
В начале XVII века, когда человек научился создавать из стекла весьма тонкие изделия, кто-то заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то раздастся тонкий, певучий звук. Конечно, такие развлечения были доступны лишь представителям высшего общества — тонкое стекло стоило дорого. Так появилась стеклянная арфа — или, как ее первоначально называли, «ангельский орган». По сути, это просто набор бокалов (30−40 штук), наполненных водой. Закон прост — чем полнее бокал, тем ниже звук. Варьируя размеры бокалов, их форму и количество воды, музыканты добивались диапазона в три октавы. (Приложение 1, рис. 1).
1.3 Стеклянная гармоника
В 1758 году Бенджамин Франклин (великий американский ученый и дипломат, известный издатель и публицист, физик и химик, политический деятель, конструктор мебели и даже архитектор) впервые увидев игру на стеклянной арфе и задумал ее усовершенствовать. Так или иначе, Бенджамин Франклин хотел сделать стеклянный инструмент более доступным — чтобы на нем мог играть любой пианист, а не только «специально обученный человек».
Гармоника Франклина представляла собой набор стеклянных полусфер, нанизанных на металлический вал. Вал постоянно вращался при помощи ножного рычага (как в старых швейных машинах), а нижние половинки полусфер были погружены в воду. Музыкант мог просто класть пальцы на ту или иную полусферу — и раздавался протяжный, мелодичный звук. Расположение «клавиш» соответствовало обычной клавиатуре рояля (только в гармонике их было гораздо меньше — всего 37). (Приложение 1, рис. 2).
1.4 Стеклянный орган
Стеклянный орган появился гораздо позже гармоники — это инструмент XX века. Историю его появления можно разделить на две части. В 1952 году два француза — братья Бернар и Франсуа Баше — сконструировали оригинальный инструмент. Он состоял из 54 тонких стеклянных трубочек, расположенных вертикально. Основной идеей братьев было создание стеклянного инструмента, который бы звучал громко. Поэтому вибрация каждой трубочки (по которой музыкант проводил пальцем) передавалась на раструбы-усилители. Звук органа Баше напоминал стеклянную гармонику. В 1983 году немецкий мастер Саша Рекерт спроектировал и построил еще одну разновидность подобного инструмента — веррофон. Внешне веррофон выглядит точь-в-точь как обыкновенный орган, только трубы у него стеклянные и наполненные водой. Впрочем, нельзя сказать, что Рекерт стал выдающимся новатором. Принцип веррофона, как, кстати, и органа Баше, ничем не отличается от принципа работы обычной стеклянной арфы. Разве что благодаря высоте трубочек и их объему стеклянный орган звучит сильнее, нежели стеклянная арфа. (Приложение 1, рис. 3).
2. Результаты исследования по теме «Музыка в стекле»
Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие.
Возможно, ли музыку исполнить в домашних условиях? И да, и нет. Для того чтобы выяснить могут ли люди в домашних условиях музицировать была опрошена группа жителей нашего города. В опросе приняли участие 100 человек.
Музыка является особым видом искусства, которое требует особой подготовки и одновременно является доступной каждому. В результате опроса мы выяснили, что примерно у 34% опрошенных, дома имеются разного вида музыкальные инструменты (Приложение 2).
Рассмотрев анкеты, мы узнали, что 63% участников анкетирования смогут выполнить музыкальные инструменты своими руками. Нас заинтересовали некоторые из предложенных музыкальных инструментов:
Маракас из бутылки
Насыпьте в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте крышку и… мини-маракас готов! В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и т.д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким.
Трещётки
Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых бутылок. Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т.п.
«Однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки. Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный.
Трещотки и погремушки, сделанные из упаковок от йогурта, футляров от фотопленок, деревянных линеек, флейта из соломинок для коктейля, банджо из коробки от чая и бруска дерева, барабаны из консервных банок, колокольчики из цветочных горшков и другие оригинальные инструменты предполагают извлечение шумовых звуков, но не могут исполнить мелодию.
Мы заинтересовались, знакомы ли участники анкетирования с музыкальным инструментом стеклянная арфа? (Приложение 2). Лишь 15% слышали понятие стеклянная арфа. С уверенностью можем сказать, что «слышали», т.к. ни один из участников опроса не знает, как на самом деле выглядит этот музыкальный инструмент. Такую «арфу» можно соорудить в домашних условиях — какие бокалы найдутся, те и используйте. Главное, чтобы край был ровный, без сколов и без глазури. Попробуйте провести мокрым пальцем по краю бокала. Вначале вы не услышите ничего, кроме тихого поскрипывания. Но, если попытаться снова и снова, то в какой-то момент стеклянный край бокала вдруг запоет. Нежная звуковая волна, нисколько не напоминающая застольное звяканье посуды, завладеет вашим слухом, захватит его в свой чарующий плен.
В результате работы, используя бокалы и бутылки, мы создали два варианта «стеклянной арфы» мы использовали разные приемы извлечения звуков из наших инструментов, а также придумали цифровые схемы игры на стеклянной арфе, принцип такой записи заключается в написании последовательной записи звучаня в зависимости от цвета бокалла. Для удобства игры вода была окрашена в цвета радуги, и пришли к выводу о том, что игра на стеклянной арфе по предложенным цифровым схемам доступна каждому, и такой музыкальный инструмент возможно смастерить с легкостью в домашних условиях.
3. Эксперимент «Звук поющего бокала»
Мы провели опыты для изучения рисунка и линий, образованных на поверхности воды: в месте, где остановился палец, образуются узловые линии. Тонкие бокалы дают довольно чистый звук, однако стоит руке сделать неверное движение, и звук становится неприятным – сложным. При этом вода в бокале совершает движения, образуя волну. Кроме извлечения звуков мы провели опыты для того, чтобы узнать, что влияет на звучание бокалов. Для эксперимента нам понадобились: бокалы, ложка, вода, соль, сахар крахмал. (Приложение 4) Тон звука при добавлении соли, сахара, крахмала в воду понижается. Полученные данные в ходе эксперимента можно использовать в настройке стеклянной арфы.
Звуковые явления порой необыкновенны, удивляют нас. Звуки стеклянной арфы зачаровывают слушателя своей необычайной красотой. В ходе исследования мы узнали, как правильно извлекать звук из бокала, что влияет на высоту его звучания. Получили интересные факты о создании музыкальных инструментов своими руками. Наша гипотеза, поставленная в начале исследования, если люди будут знать о стеклянной арфе, то смогут музицировать в домашних условиях подтверждается частично. Но на самом деле знания о музыкальном инструменте еще ничего не дают. Не так-то просто сделать данный музыкальный инструмент в домашних условиях. Необходимы хотя бы элементарные знания музыкальной грамоты и умение слышать звуковысотность издаваемых звуков, чтобы настроить этот музыкальный инструмент, а затем сыграть на нем мелодии.