Как сделать стеклянную пыль
Делаем стеклянные крошки (фриты) своими руками
Крошки цветного стекла, применяются в разных видах художественной работы. Чаще всего при работе со стеклом — в lampwork (изготовление элементов мелкой бижутерии на стеклодувный манер), в fusing (спекание цветных стекол в печи). Совсем уж мелкую пыль, применяют для изготовления «горячих» стеклянных эмалей, керамисты например.
Используя клеи, стеклянные крошки можно задействовать и для украшения других, в том числе «низкотемпературных» материалов, стекол с сильно отличающимся КТР (коэффициент теплового расширения), наконец, сами крошки можно изготовить из, не плавящихся при разумной температуре, минералов. Словом, наличие в мастерской возможности делать стеклянные крошки достаточно однородного «гранулометрического состава», может существенно расширить возможности мастера-художника.
Безусловно — крошки подходящей марки стекла, различных цветов и крупности, предлагаются в специализированных магазинах, но не так уж этих магазинов и много, далеко не все мастера (легкий поклон), живут в крупных городах, ну и затраты на почтовые пересылки, а главное их, пересылок, время, может также быть камнем преткновения.
Как «это» делают
Васечкин:
Я в жизни не разбил
Ни одного стекла.
Анка:
Вот это сочинил —
Даша:
Я так бы не смогла.
Петров и Васечкин — Танго «Хулиган»
Собственно, «рассеивание» на фракции по крупности — хрестоматийный способ, используемый, ну например, при определении, помянутого, гранулометрического состава. Всяких сыпучестей. Нам он, преотлично подходит — в зависимости от потребностей, придется обзавестись набором сит с разной крупностью ячеек, дальше очевидно. Практика показала, что даже два разных сита — уже позволяют получить в свое распоряжение приемлемый для практического использования результат.
Теперь о дроблении. Следует оговориться, что речь идет о небольшом, «настольном» выполнении в домашней мастерской — при необходимости в «промышленных» объемах, наверняка используют совсем другое оборудование, те же шаровые мельницы. Для собственных невеликих нужд, удобнее всего — небольшая ступка — сильно помельче, чем у бабушки Яги.
Да, в отличии от её транспортного средства — ступка, должна быть металлической, причем из обычной «черной» стали — это ключевой момент — твердость стекла выше твердости стали и в крошки, неизбежно будут попадать частицы металла, а отделять их, удобнее всего магнитом. При попадании в сплавляемое стекло, металлические частицы могут стать причиной брака. Кроме конструкционных сталей, отдельные сорта нержавеющей, также магнитятся и если есть выбор, лучше предпочесть вариант из «нержавейки» — инструмент получится эстетичней.
Конструкция инструмента, действительно может напоминать ступку, но при работе, стекла будут разлетаться из широкого горла — придется все это дело помещать в большой полиэтиленовый пакет и орудовать «там». Специальная дробилка для стекла может иметь такую форму.
Стекла в такой «ступке» не разлетаются совершенно, однако, в отличии от классического варианта, усилие удара потребуется больше — без тяжелого молотка не обойтись и чем больше площадь поршня, тем оно, усилие, значительнее. Это следует учитывать при определении нужных размеров.
Где взять
Простейший вариант — приобрести. Видел подобную штуку в интернет-магазине среди инструментов для lampwork, стоимость правда, как и у всего остального их ассортимента, совершенно не сообразная.
Инструмент такого рода, как тело вращения, может быть запросто выточен на токарном станке по металлу. Обойдется это, на порядок дешевле купленного в спецмагазине — работа несложная, материал бросовый. Потребуется только найти токаря со станком, с этим, как ни странно, тоже бывают проблемы.
В строительных и скобяных магазинах попадаются разнокалиберные петли для металлических ворот. Это точеная штуковина практически идеально подходящая для наших целей.
Диаметр поршня у самой крупной петли — около 20мм. Это не позволит производить стеклянные крошки в промышленных масштабах, но для собственных нужд, довольно вполне. Кроме того, при более крупных размерах, существенно возрастает потребная сила удара, ну и с мелкими порциями стекла, кои обыкновенно нужны, обращаться было бы затруднительно. Стоила такая петелька (продаются не парами — поштучно), полторы сотни рублей — не о чем говорить. К токарю обратиться было бы дороже.
Как пользоваться
Элементарно, дорогие коллеги, более того, приятно — видимо, удовольствие получают некие хулиганские рудименты в душе. В чашеобразную деталь помещаем исходные стекла. Здесь уместно и удобно применение кусачек «заг-заг» по стеклу.
Собираем наш пресс — вставляем сверху поршень, ставим инструмент на пенёк и ТЫ-ДЫЩ сверху кувалдой. Небольшой, ну или молотком потяжелее. Здесь следует потренироваться — если колотить сильно и не один раз — получается больше мелких, ближе к песку, частиц, ну и наоборот.
Высыпаем, что не высыпается — выковыриваем магнитящейся проволочкой, длинным гвоздем, рассеваем по крупности на имеющихся ситах.
Даже два сита — мелкое-крупное, позволяют получить «товарные» крошки. Через мелкое отсевается фракция — от пыли до крупного песка, на крупном — крупные кусочки на повторное дробление.
После рассеивания, крошки следует распределить на листе бумаги тонким слоем и повозить над ними магнитом, тоже через бумажку, чтобы отделить металлические частички. Все, по большому счету, готово. Если крошки будут использоваться для приклеивания, их следует обезжирить — ссыпать в емкость, плеснуть в нее ацетона и хорошенько поболтать.
Здесь, крошки витражного стекла, приклеены клеем с УФ отверждением.
Мастер-класс по работе со стеклом: фьюзинг-тарелка «Букетик»
Давно задумывала сделать что-то из стеклянной пыли побольше, чем украшение. Это моя первая работа — тарелка из стекла, декорированная таким способом. Вторая причина этого мастер-класса — показать, что фьюзинг — это непросто. Вернее, простой фьюзинг — это просто. Но зачем заморачиваться скучной аппликацией, если можно сделать что-то на самом деле классное (имею ввиду процесс и результат).
Итак эксперимент, который превратился в мастер-класс. 🙂
Нам понадобится:
1. Сначала я замеряю диаметр формы, на которой мы будем изгибать (моллировать) нашу тарелку. Получается 30 см внешний край и 15 см. донышко.
2. Далее из бесцветного стекла вырезаю круг. Для этого нам нужен стеклорез-циркуль. Он наливной. Т.е. нужно налить специальное масло внутрь стеклореза — это облегчит резку (масло затечет в рез и не даст стеклу обратно срастись) и защитит колесико стеклореза от быстрого изнашивания.
На циркуле отмеряю нужный диаметр внешнего контура 30 см.
Креплю присоску циркуля в центре стекла (он же центр тарелки). Сначала провожу окружность не нажимая. Чтобы масло выделилось по ходу будущего реза.
Второй раз провожу с легким нажимом. Во время реза получается приятный для уха звук: ж-ж-ж-ик!
Потом специальным ломателем раскрываю рез. Специальный он потому, что нижняя «губка» с небольшой выпуклостью:
3. В готовом круге провожу еще один круг. Это будет каемочка тарелки.
Тоже использую ломатель. Т.к. внутри стекла невозможно вырезать вручную круг, я делаю два надреза по бокам.
Вот такая каемочка получилась:
4. Из оставшегося круга вырезаю донышко тарелки. Если оборка была произвольной ширины (но не шире формы), то донышко будет точно в размер нашей формы для моллирования.
5. Теперь мне понадобятся. эээ. мы их называем заги (на упаковке было написано ZAG-ZAG). Из обрезков того же стекла накусывю короткие палочки.
6. Заполняю этими палочками пространство между донышком и каемкой. Пока в один слой.
Далее каждую палочку нужно соединить с дном, каемкой или между собой. Скрепляю специальным клеем для фьюзинга, чтобы можно было донести до печи. Получается такая сеточка.
А так же закрываю надрезы на каемочке.
Конструкция готова. Первый этап работы закончен. Кладу все это хрупкое в печь.
Печь загружаю с вечера на ночь.
Утро, открываю печь:
Спекала все при большей температуре, чем обычно. Я на своей печи поставила 770 градусов и 5 минут выдержку на пиковой точке. Т.к. у всех печки разные, внешние факторы разные — вам придется подобрать температуру самим, чтобы расплавить до такой степени.
Итак, день второй. Творим дальше. 🙂
1.2 Беру рисунок с расположением цветов. Рисунок будет только на донышке. Еще несколько ягод будет на каемке и несколько листочков на самой сеточке.
Я не очень люблю эскизы. В институте учили рисовать эскизы и потом четко им следовать. Это все правильно, но я так не могу. Не умею сразу все продумать до мелочей. Потом хочется что-то поменять, что-то сделать чуть по другому. По этому сегодня такой совсем приблизительный эскиз. Накладываю на него заготовку:
2.2 Теперь мне нужны пудра (это мелко перемолотое стекло).
И жидкость для смешивания пудры liquid stringer medium.
3.2 В центре тарелки будет самый яркий акцент — красный цветок. Беру красную пудру:
Делаю в центре углубление и наливаю эту жидкость:
Перемешиваю массу равномерно:
Тем же способом делаю желтую массу. По ощущению это похоже на песок с водой. В детстве все лепили на берегу моря замки из песка? А! Ну или в песочнице. Вот так же. Чем мокрее, тем эластичнее. Тут нужно сказать, что большое количество этой жидкости дает и большую усадку при запекании.
Хочу сделать красные лепестки с желтыми вкраплениями. Поэтому вот что делаю дальше:
4.2 Выкладываю все и делю на 8 частей — 8 будущих лепестков:
И начинаю выкладывать лепестки по рисунку.
Вот и первый цветок готов. Сбоку бутоны.
В центре цветка затемнила синей пудрой, чтобы зрительно углубить серединку. Еще не знаю, будет ли видно после запекания. Т.к. малое количество пудры может просто раствориться и не будет заметно, что она вообще там есть. Из оставшейся массы делаю ягодки на каемку.
5.2 Следующие цветы будут голубые. Смешиваю белый и голубой:
Все тем же способом:
Выкладывая два боковых цветка, добавила немножко синенького.
6.2 Намешиваю фиолетовую массу.
Это для меня самая интересная часть. Я все думала: получится или нет.
Скатываю шарик, делаю углубление обратной стороной кисточки и сыплю в дырочку немного желтой пудры:
Потом в каждую дырочку всовываю пинцетом кусочек стрингера:
7.2 Желтая масса. Это остальные цветочки и серединки.
8.2 Намешиваю зеленую массу. Это будут листики. Из темно-зеленого и светлого.
Делаю всякие корявые палочки и выкладываю на поверхность, застеленную пленкой.
Далее несу в морозилку (холодильник) и жду, когда замерзнет. Этот способ использую потому, что мне нужно разместить эти штуки на решетчатой части. Поэтому они должны быть твердые:
Второй этап завершаем, укладывая композицию в печь:
Ставлю температуру ниже предыдущей. Это будет 750 градусов с выдержкой 1 минута.
День третий.
Утро. Открываю печь. Еще не знаю, что там получилось.
1.3 Опа! Стекло сильно дало усадку. Особенно красный большой цветок. Ну и не беда! Будем импровизировать! Таки первый такой опыт. 🙂
2.3 Засыпаю дно зеленой фритой (это еще одна разновидность стеклянной крошки). А вокруг цветка желтой. Смахиваю излишки кисточкой.
3.3 Кладу в печь. Это последнее запекание. Вынимаю из печи плиту — поверхность, на которой обычно запекаю. Ставлю форму, обрабатываю специальным разделителем, чтобы стекло не прикипело к форме. Укладываю стекло на форму. На этот раз температура еще меньше — 740 градусов, выдержка 1 мин. Обычно тарелки моллирую при 735, но в этот раз должно пройти моллирование, и еще должна запечься свежая стеклянная крошка.
Включаю печь на ночь.
День четвертый.
1.4 Просто открываю печь. Хочу сказать, что печь открываю, когда она остыла до 100 градусов. Это уже можно. Если сильно тороплюсь, а в печи лежит что-то не большое, то и при 130-160 градусах открываю (правда постепенно). Рискую, но вот потом пью шампанское!
Вот, что у нас получилось:
Ну вот, первый опыт такой. Следующую работу с пудрой (она же пыль) я сделаю более живописной и сложной по рисунку, избегая все недочеты этой работы.
Еще хочется напомнить, что, да — стекло это дорого. Потому что оно навсегда. Не разлезется, не пожелтеет, не выгорит краска, не ссохнется. Если им не бросаться, оно достанется вашим внукам. Конечно, оно может немного утолщиться к низу через несколько сотен лет (если это витражи), ведь стекло — это жидкость.
Стекло
Рециклинг стеклянной продукции и отходов защищает экологию, экономит природные ресурсы и удешевляет производство новых товаров.
Отходам стекла не место на мусорных свалках, ведь они — полезное вторсырье, которое идет на производство сотен разновидностей продукции.
Стеклянный бой – полезное вторсырье
Стекло в природных условиях не теряет своих свойств много веков. Его рециклинг существенно удешевляет производство стеклянной продукции.
Переработать материал можно полностью, без каких-либо отходов. Достать стекло тоже легко – наши свалки буквально им завалены.
Экономия здесь в следующем:
Из-за стекольных отходов общая площадь мусорных полигонов увеличивается на 10 000 га ежегодно. Так что рециклинг может еще и сохранить большие земельные ресурсы.
Кроме переплавки стеклотару, стеклобой и измельченное стекло можно использовать в самых различных областях, в том числе для теплоизоляции, создания фундамента и даже декорирования жилища.
Ситуация с переработкой в России
В отличие от западных стран в России переработкой стеклянной продукции занимаются пока что немного заводов. К тому же, они используют очень мало стеклобоя. На него приходится менее 10% от всей перерабатываемой продукции.
Небитого стекла тоже перерабатывается мало – лишь около 20%. Остальная тара свозится на мусорные полигоны. А вот в современной Европе с ее высокой культурой раздельного выбрасывания мусора этот показатель превышает 90%.
Не так давно лучше обстояли дела и в нашей стране – в советские времена благодаря исправной работе пунктов приема утилизировалось более 80% стеклотары.
Технология переработки
Стекло перерабатывают так:
Технология сравнительно несложная, а главное, она существенно дешевле, чем производство стекла «с нуля».
Что делают из вторичного стекла?
Из прошедшего рециклинг стеклобоя чаще всего производят высокопористое пеностекло, которое широко применяют в строительстве для теплоизоляции.
Вторичное стекло также используют для производства:
Как сдать стеклотару населению?
Сдать стекло несложно. Пункты приема на сегодняшний день есть в большинстве городов и поселков с населением более 20 000 человек. В них принимают:
Мензурки, колбы и прочие сосуды, которые используются в промышленности и медицине в пункте приема из соображений безопасности могут не взять.
Стеклотару делят на несколько категорий:
Приблизительная цена в пунктах приема у стеклотары следующая:
На продаже стеклобоя можно заработать 300-500 руб. за 100 кг.
Бизнес на отходах стекла
Переработка стекла – дело выгодное. Бизнес субсидируется государством и быстро себя окупает.
Стартовый капитал, необходимый для открытия обычного стеклоперерабатывающего завода, не превышает 1 500 000 руб.
Рынок этот еще малонасыщен, многие ниши на нем пустуют. Клиентов найти несложно. Ими могут стать:
Приблизительные расходы перерабатывающего завода следующие:
Продавать продукцию можно будет приблизительно по 2000 руб. за тонну.
В месяц при вышеназванных затратах реально произвести до 300 тонн продукции. Чистая прибыль при таких раскладах составит приблизительно 175 000 рублей, а полуторамиллионные капиталовложения окупятся всего через 9 месяцев.
Уровень рентабельности, которого можно достичь за короткий срок, составляет от 10% до 18%.
Кроме переработки также можно заниматься простым сбором стекла, открыв пункт его приема. Но понадобится хорошая реклама, иначе на нормальные прибыли рассчитывать сложно.
Где брать сырье для переработки
Стеклянное вторсырье можно приобрести:
Сырье можно заполучить, если установить на городских улицах специальные мусорные контейнеры для стекла. Муниципальные власти обычно этому только рады. Также можно самостоятельно организовать пункт приема стеклотары.
Декор и декупаж изделий
Стеклотару не обязательно сдавать на переработку.
Ее можно превратить в красивые и полезные поделки:
Для этого можно использовать и банки, и бутылки.
Строительство
Стеклянные бутылки можно эффективно использовать в хозяйстве и строительстве:
Подробнее на эту тему — здесь.
Подведем итоги
Выбрасывать стекло неэкономно и неразумно. Это наносит вред экологии и говорит о низком уровне экономической культуры.
При грамотном подходе на стеклянных отходах можно неплохо зарабатывать и заодно беречь природу.