Как сделать стерео аудиозапись
Как из моно сделать стерео
В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.
Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.
Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.
Как сделать из одноканальной записи двухканальную
Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.
1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)
Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.
2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track
3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.
как из моно сделать стерео
4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.
Вот что получилось.
Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.
5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.
Как из моно сделать стерео запись
Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке» .
Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.
Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.
Настроены плагины следующим образом.
На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.
Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.
Как из моно сделать стерео: несколько простых примеров
Конечно, сегодня встретить звуковой материал, записанный с использованием режима моно, чрезвычайно трудно (разве что, некоторые старые оцифрованные записи). Однако не стоит забывать о том, что в студиях те же вокальные партии зачастую в «сухом» варианте записываются именно в режиме моно, а только потом к ним добавляются дополнительные эффекты и обработка. Но давайте посмотрим, как из моно сделать стерео, если уж возникла такая необходимость. В качестве примеров возьмем программы для редактирования аудио и специализированные секвенсоры. Несмотря на то что можно воспользоваться и разного рода конвертерами-преобразователями, работают они по тем же принципам.
Можно ли из моно сделать полноценное стерео?
Для начала несколько слов по поводу того, а можно ли вообще преобразовать звуковой материал из моно в стерео? Увы, в понимании самого термина «стерео», когда инструменты или записанные партии и эффекты распределены по разным каналам (по панораме), получить из обычного монотрека стереозвучание без перезаписи всех партий не получится, как бы вы ни старались. Но вот добиться эффекта так называемого псевдостерео можно достаточно просто.
Как сделать из одноканальной записи двухканальную: примеры использования аудиоредакторов
Для начала предположим, что у вас есть трек, действительно записанный в монорежиме и только на одном канале. Открыв такой звуковой файл в любом аудиредакторе в этом и можно будет убедиться воочию. Как из моно сделать стерео?
Выделите весь материал на одном канале и просто скопируйте его в другой. Такой способ неудобен тем, что в результате получается дублирование, да еще и не исключается появление эффекта хоруса, который вызывает искажения. В такой ситуации имеет смысл обработать каждый канал эквалайзером, чтобы вырезать или добавить определенные частоты, которые могут накладываться друг на друга. Но, чтобы произвести гармоничную обработку, нужно обладать тонким слухом.
Поэтому в некоторых приложениях (например, в редакторе Audacity) можно воспользоваться встроенным инструментами вроде Split stereo track и Make stereo track, в результате чего и получите двухканальный звук.
Однако сегодня монотреки обычно записаны так, что в программах звучат на обоих каналах одинаково. Чтобы получить стереоэффект, например, в программе Cool Edit Pro (нынешний Adobe Audition), находясь в режиме мультитрека на разные дорожки можно поместить один и тот же материал, после чего немного «сдвинуть» одну из дорожек по времени.
Как из моно сделать стерео в музыкальных секвенсорах?
В секвенсорах дублирование треков применять тоже можно. Но в некоторых программах имеются достаточно интересные возможности. Например, в FL Studio изменять панораму можно не только в степ-секвенсоре, но и на микшерном пульте, после ассоциации выбранной дорожки с определенным каналом микшера. Но зачем выполнять такие бессмысленные действия, если можно воспользоваться уже готовыми инструментами (кстати сказать, аудиоредакторов это тоже касается). Итак, как из моно сделать стерео путем манипуляций исключительно с одним треком?
Для этого сначала выставляете дорожку на выбранный канал пульта, затем подаете на него встроенный эффект расширителя стерео (Stereo Enhancer), и устанавливаете желаемый пресет. Большой популярностью как раз и пользуется режим расширения «For strings». При желании установленные значения смещения панорамы можно отредактировать вручную или создать Send эффект.
Дополнительные эффекты обработки сигнала
Впрочем, можно воспользоваться и другими эффектами. Так, например, неплохо создает панораму эффект задержки (Stereo Delay), для которого желательно устанавливать минимальные уровни, чтобы результат не особо отличался от оригинального звучания.
Неплохо подойдет ревербератор (Reverb). Также можно поэкспериментировать с хорусами, флэнджерами, эквалайзерами и т. д. В общем, вариантов много. Остается только дать волю фантазии, но не увлекаться завышенными параметрами, которые могут вызвать искажения или способствовать даже пропаданию некоторых звуковых частотных диапазонов.
Как преобразовать звук из стерео в моно с Audacity
Любой звук, записанный в режиме стерео, имеет правый и левый аудиоканалы. Если его для наглядности проанализировать в приложении Audacity, предназначенном для редактирования аудио, вы увидите два отдельно отображаемых канала в форме волн. Нередки случаи, когда необходимо преобразовать аудиофайл из стерео в моно.
Большинство современных устройств, будь то компьютеры или телефоны, имеют встроенную возможность переключения режима воспроизведения звука. Это делается на уровне устройства и никак не влияет на сам файл. Если у вас такая возможность отсутствует, мы рекомендуем использовать Audacity для конвертирования стереозвука в монофонический.
Из стерео в моно
Перед началом, создайте копию трека и сохраните оригинал. Дальше будем работать с копией. Откройте приложение и добавьте свой аудиофайл через меню «Файл» — «Открыть» или просто перетащив его на рабочую область. Если это действительно стереофайл, вы увидите две волны, а также слово «Стерео» на панели слева.
Нажмите на стрелку выпадающего списка в верхней части и выберите пункт «Разделить стереотрек в моно«. Дорожка будет разделена на две отдельные. Каждая из них станет монодорожкой. Не обязательно, но можете удалить одну.
Теперь выполните экспорт файла. Перейдите в меню «Файл» — «Экспорт» и выберите нужный формат. На экране появится сообщение о том, что аудиофайл будет экспортирован в виде монотрека. Дальше в отдельном окне сможете внести изменения или дополнить теги для трека.
Когда все настройки будут вами закончены, просто нажмите на кнопку «ОК». Дождитесь окончания процесса преобразования. Чтобы убедиться в правильности предпринятых манипуляций с файлом, откройте его в Audacity. Как видите, существует только один канал с пометкой «Моно» слева.
Запись звука в моно режиме
Если вы используете это же приложение для записи аудио, а позднее конвертируете его в моно на постоянной основе, вы можете избежать двойного процесса, настроив Audacity на монофоническую запись по умолчанию. Для этого перейдите в «Настройки», а затем выберите раздел «Устройства». Для параметра «Каналы» выберите «1 моно» и сохраните изменения.
Вы можете изменить эту настройку в любое время, однако, вы не сможете преобразовать моно в стерео так же, как вы смогли преобразовать стерео-дорожку в моно-дорожку выше. Так не бывает. Спасибо за внимание!
Как записать звук с компьютера
Часто пользователи сталкиваются с ситуациями, когда необходимо записать звук с ресурсов, где нет функции сохранения аудио файлов. Многочисленные вебинары, семинары, конференции, концерты можно смотреть и слушать в режиме онлайн. Но можно ли прослушать позже аудио материал, если звуковая запись не производилась? Рассмотрим способы, как записать звук с компьютера, чтобы позже эти файлы можно было прослушивать и редактировать.
Используем stereo mix для записи звука с экрана компьютера
Захват аудио можно сделать с помощью стерео микшера (stereo mix). Это стандартная программа, которая встроена в звуковую карту любого домашнего компьютера.
Таким образом, при записи будет использоваться не микрофон, а встроенный микшер. После его включения, любая программа установленная или встроенная в ОС, будет захватывать звуки на компьютере, в том числе и системные. Поэтому при захвате музыки или другой важной информации необходимо проследить, чтобы не были открытыми звуковые диалоговые окна, иначе они тоже будут записаны.
Примечание: этот способ не подходит для владельцев ноутбуков. Устройство «Стерео микшер» в драйверах этих устройств отсутствует или заблокировано разработчиком.
Используем стандартные утилиты Windows
Самый простой способ сделать звукозапись – это воспользоваться функционалом Windows. В операционной системе Windows 10 имеется стандартное звукозаписывающая утилита. «Запись голоса» запускается через меню пуск.
Запустив программу, нужно нажать на кнопку «Запись». Можно активировать функцию сочетанием клавиш Ctrl+R. Об активности записи говорит включенный таймер, а круги вокруг кнопки показывают уровень громкости – чем громче звучание, тем шире круги.
Программы для записи звука с компьютера
Записать звук можно также с помощью сторонних программ, которые необходимо скачать и установить. Существует множество многофункциональных приложений, которые позволяют не только сделать звукозапись, но и обработать, и сохранить в разных форматах.
Для звукозаписи также можно использовать Moo0 VoiceRecorder. Это простая утилита, имеющая несколько режимов. С ее помощью можно записать только голос, звук с ПК, голос и звук с ПК. Программа может записывать информацию с онлайн радио, музыку, аудио из видео и др.
По умолчанию в утилите все настроено оптимально. Но при необходимости можно поменять некоторые настройки. Например, место сохранения медиа файлов.
Выбираем тип звукозаписи.
Функция «Только звук с ПК» позволяет записать аудио, исходящее с компьютера. При этом посторонние звуки, которые звучат вне, на записи слышны не будут.
Аудио записывается в форматах mp3 и wav. Свои предпочтения по формату можно выбрать в соответствующем поле.
Для начала записи нажимаем кнопку «Записать!».
Таким образом, существует много способов, как сделать звукозапись на компьютере с экрана. Специальные программы и приложения обеспечивают качественную запись и высокий уровень приема аудио.
Как слушать стерео: шесть полезных советов [перевод]
Чтобы получить «истинный» стереозвук, нужно немного постараться. Стерео бывает разным. Аудиозапись игры в пинг-понг или звук поезда, движущегося слева направо или справа налево — это теоретически тоже стерео. Для прослушивания стереозаписей можно использовать дешевые компьютерные колонки, но если вы хотите услышать настоящее стерео с эффектом погружения, глубокой, широкой сценой и точной передачей исходного местоположения инструментов, то вам понадобится не только хорошее оборудование, но и правильно организованная комната для прослушивания.
Большинство любителей музыки с этим согласны, но я заметил, что многие аудиофилы и даже эксперты часто нарушают базовые принципы, которые влияют на конечный результат. Мне кажется, рассказать еще раз об этих принципах лишним не будет. Большинство вещей, о которых пойдет речь ниже, вам уже должно быть знакомо. Однако я надеюсь, что статья все рано получится интересной. В конце материала я уделил внимание одному важному аспекту, о котором часто забывают. Итак, предлагаю вам несколько техник, улучшающих процесс прослушивания стерео.
1. Уберите все, что находится между вами и вашими колонками
Качество стереофонического эффекта зависит от разных мелких нюансов. Многое зависит от того, как именно звуки доходят до уха. Звуки, доносящиеся до нас самыми последними — это то, что мы слышим в данный момент. Эти звуки играют важную для нас роль, но когда речь идет о стерео, срабатывает «эффект предшествования». Под этим психоакустическим термином подразумевается особенность нашего мозга не придавать значения «последним» звукам. [От переводчика: эффект предшествования или эффект Хааса — это свойство слуховой системы человека, при котором он слышит только одиночный звук, который быстрее достиг уха. Этот эффект проявляется при излучении двух похожих звуков из разных направлений в быстрой последовательности].
Между вами и колонкой ничего быть не должно. Все лишнее с пола и потолка следует убрать. Можно оставить ковер на полу, что поможет минимизировать ВЧ-отражения. Если у вас низкий потолок, то было бы неплохо, если бы он был мягким. По крайней мере, он должен быть ровным. Суть в том, что все объекты (компоненты системы, мебель и т.д.) мешают равномерному распространению звука. Если между колонкой и слушателем что-то находится, то теряется стереофонический эффект.
Несколько лет назад Демиан Мартин (Demian Martin) продемонстрировал мне, как это работает. Мы устроили слепой тест. Я с закрытыми глазами сидел в кресле для прослушивания и пытался уловить разницу в звучании. Без сомнений, разница была: в один момент стерео «рассыпалось» на части, звук стал расфокусированным, а чувство пространства ухудшилось. Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. Казалось бы, такое небольшое физическое изменение, но оно очень негативно повлияло на стереоэффект.
Представляете, как тогда влияет на звук журнальный столик между вами и колонками? А ведь это не редкость. Разумеется, столик перед вами позволяет удобно разложить пульт, диски и поставить напитки. Однако делать так не стоит. Если вы все-таки нарушаете это правило, то имейте в виду, что стерео способно на большее.
Мне вспоминается Кевин Воекс (Kevin Voecks), который как-то рассказал об одном аудиофиле, покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. Не каждый бы пошел на такое. Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было».
2. Уберите все лишнее рядом с вами
Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.
Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.
3. Соблюдайте симметрию
Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.
Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.
Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.
Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.
4. Сядьте поближе к колонкам
Как бы мы ни старались, так называемые «ранние отражения» всегда будут присутствовать в музыке. Можно попытаться минимизировать их и сделать симметричными, но полностью от них не избавиться. Чтобы снизить воздействие ранних отражений, нужно добавить к ним максимум прямого сигнала. Именно поэтому нужно сидеть ближе к колонкам. Разумеется, слишком близко сидеть не получится и так делать не нужно. Кстати, чем ближе вы к акустике, тем выше вероятность расслышать нежелательные микровибрации. В любом случае добиться более качественного стереоэффекта можно, расположившись ближе к колонкам (в разумных пределах). Многие аудиофилы сидят слишком далеко от источников звука, слушая «комнату», а не прямой сигнал. Если сесть поближе, то можно изменить отношение прямой сигнал/отражения.
Также есть смысл сидеть подальше от стены за вами, и акустику тоже нужно ставить подальше от стены (если это, конечно, не встройка или специализированные колонки для установки рядом со стеной). Стоит отметить, что отражения от боковых стен не так страшны, но от них тоже нужно стараться избавиться.
5. Помещение должно быть «мягким»
Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания. Аудиозаписи, созданные с расчетом на безэховые условия, встречаются редко. Как бы там ни было, добиться дома идеальных условий практически невозможно.
С моей точки зрения, лучше всего слушать стерео в комнате, где есть зона без отражений. В таком помещении слушатель получает прямой звуковой сигнал, а ранние отражения поглощаются или рассеиваются до незначительной степени. То есть отражения доходят до ушей, но гораздо позже прямого звука.
Создать зону без отражений весьма сложно, но частично добиться такого эффекта можно, если сделать стены мягкими. Поглощение высоких частот важно само по себе, а также это улучшает восприятие стереозаписей. В комнате с мягкими поглощающими панелями звук становится «приятнее», а передача стерео — правильнее.
Хуже всего слушать музыку в комнате со стеклянными стенами. Если у вас панорамные окна, то хорошо бы закрывать их плотными занавесками. Когда-то давно Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf) притащил в мою квартиру в Копенгагене систему с коррекцией звучания. Квартира была замечательной — в ней была большая длинная стена из стекла и стали. Питер сказал мне, что слушать музыку в таком пространстве невозможно, но занавески могут помочь.
6. Расслабьтесь, сидите спокойно и закройте глаза
Симметрия предполагает прослушивание без лишних движений. Как только вы начнете двигаться вперед или назад, вы нарушите всю симметрию. Однако сидеть спокойно нужно не только по этой причине. Чтобы понять, о чем я, давайте уделим внимание нашему восприятию в целом. Тема сложна, поэтому я затрону ее лишь в общих чертах.
Восприятие окружающего мира подразумевает множество процессов, контролируемых мозгом. Все, что мы видим и слышим, это не просто свет в глазах и звуки в ушах: грубо говоря, восприятие складывается из множества составляющих, и если одна из них отсутствует, наш мозг сам находит ей замену.
Наверное, это все кажется вам пустой болтовней, но есть простой эксперимент, который доходчиво объяснит вам, как работает восприятие. Посмотрите на картину или фотографию с большим количеством трехмерных объектов или с перспективой. Затем закройте один глаз, а вторым посмотрите на изображение через какую-нибудь трубу, которая полностью закрывает все фоновые объекты за исключением самой картинки. Вы почувствуете, насколько усилился 3D-эффект. Если раньше вы не пробовали так делать, то вы не поверите своим глазам (точнее, глазу).
Почему это происходит? Суть в том, что мозг воспринимал картинку двумя глазами, а также анализировал фоновую визуальную информацию: какие-то составляющие подсказали мозгу, что на картине или фото изображены трехмерные объекты, а другие — что изображение двухмерно. Бинокулярное зрение позволило мозгу понять, что картинка плоская. Другими словами, наше зрение и мозг восприняли все правильно, поняв, что сама картинка двухмерна, но на ней изображены трехмерные объекты.
Когда вы смотрели на картинку одним глазом без какого-либо видимого фона, то подсказок для мозга не было — он воспринял изображение как трехмерное. Мы заставили наш мозг изменить восприятие.
Вернемся в мир звука. Наш мозг воспринимает расположение предметов в комнате и ее форму за счет небольших движений головой и мгновенного анализа изменений в звуке. Так мы можем понять, что находится впереди нас, а что — позади. Движения головы позволяют нам, кстати, определить расположение колонок в помещении, а также уловить акустические свойства комнаты.
По моему личному опыту (хотя, возможно, этому есть и документальное подтверждение), если сидеть спокойно и не шевелить головой во время музыкального сеанса, то мозг перестает пользоваться подсказками. Однако для восприятия ему нужны другие подсказки, и он начинает использовать те, что дают ему стереосигналы. Как мне кажется, эффект довольно ощутим. Слушатель будто бы погружается в стереофоническое пространство. Не могу ничего гарантировать, но вам тоже стоит попробовать этот метод. Если почувствуете разницу, то привыкните сидеть спокойно. Такое состояние подобно медитации, что хорошо подходит для прослушивания музыки. Как по мне, то стереоэффект становится более убедительным.
Наконец, о глазах: если закрыть глаза, когда слушаешь музыку, то исчезнут подсказки, указывающие на то, что ты не в концертном зале, а у себя дома. Не буду развивать эту тему. Полагаю, что многие пробовали так делать. Тем, кто не пробовал сидеть спокойно, настоятельно рекомендую устроить такой эксперимент.
Подведем итог
Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!
Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!
(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)