Как сделать стерео расширение

Способы расширения стереобазы трека

Твои треки не такие широкие как треки известных продюсеров? Есть несколько надёжных способов это исправить

Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay :

Как сделать стерео расширение

Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:

Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):

Как сделать стерео расширение

Послушаем тот же луп теперь:

Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.

Mid/side (M/S) обработка звука

Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).

Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.

Разные параметры обработки или дабл-трек

Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.

Играем партию разными инструментами

Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.

Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.

Бас и бочку — в mono

Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.

Комментарии:

«В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.» Когда наступит будущее?:)

Источник

Звукорежиссура: Создание стереообраза. Краткий гайд.

I. Цели и задачи.
Стерео образ в современной музыке является одним из важных изобразительных и выразительных средств. С его помощью можно тонко настраивать настроение и идейное содержание трека. С помощью стерео позиционирования отдельных звуков или музыкальных партий в треке можно выразить те мысли, идеи и впечатления, которые иными способами невыразимы. Звук, исходящий издалека и размытый по панораме производит на слушателя совсем иное впечатление, чем звук, находящийся рядом и сконцентрированный в конкретном месте.

Есть и чисто технический момент. Хорошее стерео позиционирование позволяет избежать звуковой каши, устранить частотные конфликты инструментов, сделать сведение трека чистым и прозрачным, избавиться от лишней компрессии и лимитирования. Эти цели и нужно иметь в виду при работе над стерео образом трека.

Как сделать стерео расширение

2. Задержка звучания одного из каналов на

Он имитирует реальную картину более точно: если звук в реальности приходит справа, то он сначала достигает правого уха слушателя, затем только, отразившись от стенки помещения, попадает в левое, т.е. сигнал в левое ухо попадает с задержкой и, чаще всего, со сдвигом фазы относительно сигала в правом ухе. Это очень грубая и упрощенная картинка, конечно, потому что в реальном помещении существует еще и реверберация и звук отражается не от одной стенки, а от множества разных поверхностей. Но создать нужное впечатление он помогает.

3. Расширение/сужение стереобазы. Для этого эффекта используются стерео расширители, представленные различными программными версиями (например, тот же Fruity Stereo Enhancer или модуль стерео расширения в Izotope Ozon).

Эффект довольно искусственный, имеющий в своей основе использование разностного сигнала, полученного вычитанием одного канала из другого (если каналы записаны, скажем, с нескольких разных микрофонов). Однако, для моно сигналов, полученных из синтезаторов или сэмплов, разностный сигнал будет равен нулю, поэтому программные стереорасширители применяют разные математические алгоритмы, основанные на микросдвиге фаз для получения этого разностного сигнала.

Эффекты позволяющие создать ощущение широко или узко звучащего в пространстве инструмента.

4. Фленжер, хорус, фазовращатель. Все эти эффекты изменяют фазу звуков раздельно по каналам, создавая ощущение широко разведенного по панораме звука. Но они меняют так же и тембр звука и здесь нужно думать, для каждой цели их применяешь: можно использовать эти устройства, в том числе, только для изменения тембра звука, а их стереоэффект устранять, сводя выход с них в моно. Если это нужно.

В практике работы с секвенсорами и синтезаторами, где нет живого исполнения, можно для одной партии создать два midi-трека и чуть-чуть изменить в одном из треков положения нот и их velocity.

Можно так же на второй midi-трек натравить клон синтезатора и в этом клоне слегка изменить накрутку звука, чтобы появилась разница в тембре или огибающих.

8. Накрутка стереозвука. При работе с синтезаторами можно и сразу накрутить стереозвук. Разведя по разным каналам OSC с разными волновыми формами, разведя OSC на разные фильтры, спанорамированные по разному, или применив огибающие и LFO для управления панорамой во времени и, возможно, по разному в каждом из каналов.

9. Midi-Spread. Некоторые инструменты поддерживают этот эффект сами по себе, например reFX, у которого обычно есть крутилка Spread. Если в инструменте такой крутилки нет, можно создать этот эффект вручную, отдельно изменяя значение Pan для каждой ноты в midi-треке.
Этот эффект дает возможность инструменту звучать не из одного какого-то места, а издавать каждую новую ноту уже с новой позиции в стереокартинке.

10. Эхо дилей. Повторения эхо, создаваемые дилеем, можно развести по каналам в стороны, или наоброт, свести в моно. Обычно в дилеях для разедения эхо по каналам присутствует опция или режимы Ping-Pong, LCR, LR и т.д. Их обдуманное использование позволяет выстроить очень интересные музыкальные и стерео решения. Выразительно звучит, если разводить основной сигнал и эхо по стереокартинке по разному, например основной сигнал развести широко, а эхо свести в моно, либо наоборот: если основной сигнал монофонический, Ping-Pong или LCR эффект придаст звуку широкое расположение в стереообразе.

Эффект реверберации хорошо сочетается, как и эхо-дилей с эффектом противопоставления стереопозиционирования основного звука и отраженных звуков: если основной звук разведен в стереокартинке широко, может быть интересно свести звук ревера жестко в моно, или наоборот. Как правило, сами реверы не позволяют этого делать, для достижения данного эффекта нужно заводить основной звук на один insert в микшере, а ревер вешать на другой insert или send-каналы микшера.

12. Автоматизация. Любой из описанных выше эффектов может быть автоматизирован, если нужно, чтобы стерео позиция инструмента менялась во времени. Это может служить важным выразительным средством.

Как сделать стерео расширение

I III. Композиция.
Приемы стереопозиционирования нужно применять к инструментам продуманно, а не лепить их куда попало и побольше. Именно за счет хорошей композиции трек в целом и получает объемность. Или, если композиция плоха, звучит плоско.

Как правило, используются следующие принципы компоновки стереообраза трека по инструментам:

Источник

Что такое стерео расширитель и как его использовать

Стерео расширитель – это прибор расширяющий стерео базу сигнала.

Условно можно выделить два типа таких приборов.

Первый тип – это плагины, которые способны отдельно регулировать уровень сигнала моно и стерео составляющей. К таким приборам можно отнести Voxengo MSED и Waves S1 Stereo Imager.

Второй тип – плагины, использующие задержку сигнала (или смещение фазы) для расширения стерео. К таким плагинам относятся Voxengo AudioDelay, Fruity Stereo Enhancer и др.

Давайте рассмотрим оба типа стерео расширителей по порядку.

Стерео расширители Mid/Side

Рассмотрим этот тип расширителей на примере плагина Voxengo MSED.

Как сделать стерео расширение

Этот инструмент имеет два регулятора уровня сигнала:

Mid Gain – уровень моно сигнала (центр);

Side Gain – уровень стерео сигнала (левый и правый канал).

Если на вход такого плагина поступает стерео сигнал, то с помощью регулятора Side можно увеличить громкость стерео составляющей, а с помощью регулятора Mid – громкость моно составляющей.

Если на вход поступает моно сигнал, то в таком случае увеличить стерео составляющую не удастся по той простой причине, что её нет.

В плагине Waves S1 Imager управление уровнем сигнала mid / side осуществляется с помощью одной ручки Width.

Как сделать стерео расширение

На каждом канале микшера в программе FL Studio присутствует подобный регулятор стереобазы. Называется он Stereo Separation.

Как сделать стерео расширение

Стерео расширители основанные на задержке

Рассмотрим этот тип расширителей на примере плагина Fruity Stereo Enhancer.

Также как в плагине Waves S1 Imager, во Fruity Stereo Enhancer присутствует регулятор Stereo separation (width), который выполняет те же самые функции. Но нас сейчас больше интересует регулятор смещения фазы Phase Offset.

Phase offset – смещение фазы одного канала относительно другого (или можно назвать это небольшой задержкой).

Как сделать стерео расширение

Если использовать этот регулятор то, можно из моно сигнала сделать стерео.

Использовать регулятор смещения фазы стоит при обработке высокочастотного или среднечастотного сигнала.

Как сделать стерео расширение

Все регуляторы плагина Fruity Stereo Enhancer:

Stereo Sep – увеличение / уменьшение разности фаз каналов;

Post / Pre – режим обработки (смещение фазы до обработки Stereo Separation / смещение фазы после обработки Stereo Separation)$

Phase Offset – смещение фазы одного канала относительно другого (например, левого относительно правого);

Invert – инверсия каналов (none – не использовать инверсию; right – инверсия правого канала; left – инверсия левого канала);

Volume – уровень сигнала на выходе.

Как я уже сказал, в отличии от плагинов типа VoxengoMSED, этот тип стерео расширителей может из моно сигнала сделать стерео.

Я записал видеоурок чтобы более наглядно показать что такое стерео расширители, какие есть типы этих плагинов и как они работают.

Источник

Как из моно сделать стерео

В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.

Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.

Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.

Как сделать из одноканальной записи двухканальную

Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.

1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)

Как сделать стерео расширение

Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.

Как сделать стерео расширение

2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track

Как сделать стерео расширение

3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.

Как сделать стерео расширение

как из моно сделать стерео

4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.

Как сделать стерео расширение

Вот что получилось.

Как сделать стерео расширение

Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.

5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.

Как сделать стерео расширение

Как сделать стерео расширение

Как из моно сделать стерео запись

Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке» .

Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.

Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.

Настроены плагины следующим образом.

Как сделать стерео расширение

На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.

Как сделать стерео расширение

Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.

Источник

Расширение звучания электрогитары в миксе

Как сделать стерео расширение

Популярные студийные техники работы с гитарными партиями, делающие их звучание объемнее.

Казалось бы, что может быть проще, чем сделать сведение гитары с максимально объемным саундом? Несмотря на то, что “кустарных” советов на эту тему более чем достаточно, я решил рассказать и несколько обобщить известные приемы, часто применяемые звукорежиссерами различных студий мира. Все, что вам понадобится – это хороший симулятор гитарного усилителя и немного дополнительных эффектов.

Виртуальных гитарных усилителей и процессоров эффектов на современном рынке превеликое множество. Это и хорошо известные Guitar Rig и AmpliTube, набирающий популярность BIAS, а также Overloud TH2/TH и Waves GTR. Каждый музыкант без лишнего труда сможет найти самый подходящий плагин, который предоставит не только великолепный саунд, но и гибкость в управлении звуком. Оставим разговоры о “неправдоподобности” аудиофилам с моноклем – у нас сегодня совершенно другие задачи.

Даблтрек и плагины

Как я уже отметил, использовать можно любой гитарный плагин. К примеру, у меня на руках имеются несколько плагинов от Universal Audio. Плагин Universal Audio ENGL E765 RT моделирует звучание аналогового 100-ваттного усилителя EL-34 и может создавать поистине тяжелый гитарный саунд. При всем этом, разработка Universal Audio не лишена приятного теплого (лампового) кремового тона.

Как сделать стерео расширение

Также у меня в наличии имеется плагин Universal Audio ENGL E646VS, являющийся цифровой копией усилителя Виктора Смольского. ENGL E646VS выводит дисторшн на запредельный уровень и пригодится в тех случаях, когда нужно получить крайне агрессивный звук, “бьющий в лицо” слушателя.

Садясь за запись гитары, подумайте о том, чтобы сделать даблтрекинг партии. Для тех, кто не в курсе, даблтрек подразумевает наличие двух дорожек гитары, исполняющих одну гитарную партию, но записанных разными дублями. Таким образом, у нас получается два совершенно разных аудиосигнала, а не простая копия уже записанной гитарной партии.

Так как оба плагина Universal Audio работают только с моно-сигналами, “повесим” на каждую дорожку гитары свой плагин, а затем разведем их в разные стороны: одна дорожка гитары будет находиться полностью в левом канале, тогда как другая – полностью в правом.

Как сделать стерео расширение

Это не сделает нашу гитарную партию стереосигналом, но позволит значительно расширить ее звучание за счет разницы записанного материала в каждом из каналов. Хотя, с точки зрения нашего слуха, такое положение вещей и будет восприниматься как стерео.

Смена усилителей

Добиться еще более объемного звучания во время сведения гитары можно за счет использования разных моделей усилителей. Вместо того, чтобы использовать две модели одного производителя, стоит прибегнуть к совершенно разным устройствам. К примеру, иногда я использую плагин Universal Audio Marshall Plexi Super Lead на одном гитарном канале, а ENGL на другом. При этом дорожку с усилителем ENGL я выдвигаю немного вперед, делая ее “лидирующей” в моем даблтреке и миксе, а дорожку с Marshall немного убираю по громкости. Разница в звучании двух усилителей, а также манипуляции с громкостью позволяют добиться еще более широкого саунда гитары.

Как сделать стерео расширение

Можно пойти еще дальше и изменить настройки виртуальных микрофонов, снимающих звучание усилителей. Большинство современных плагинов позволяют свободно изменять не только положение микрофона относительно динамика, но и модель устройства, которым производится “захват” звука. Расположение микрофона точно напротив динамика дает более яркий и сфокусированный звук, в то время как сдвиг микрофона к краю позволяет получить более мутный и глубокий саунд.

Реверберация

Использование реверберации всегда должно быть обдуманным шагом. Нужна она или нет зависит от множества вещей: какие цели должен решить эффект, реверберация какого типа имеется под рукой и т.д. В любом случае, если вы собираетесь использовать реверберацию к тяжелым гитарным партиям, то я советую применять ее без фанатизма. Чем меньше реверберации применяется к гитарам, тем более читаемый и четкий саунд вы получаете, а в общем миксе гитары остаются как бы на первом плане. Опять-таки, в зависимости от желаемого саунда, подбирайте количество эффекта по собственному вкусу.

Автоматизация реверберации

Хорошим приемом может стать автоматизация реверберации таким образом, чтобы она включалась в конце гитарных фраз или на последних нотах композиции. Такой подход позволяет не загрязнять общий микс на протяжении всей песни, но и не оставлять сухое звучание в самых явных инструментальных моментах трека.

Как сделать стерео расширение

Автоматизировать применение эффекта можно средствами любой современной DAW. “Повесьте” реверберацию на AUX-канал и используйте посыл сигнала на специально подготовленную шину. Все, что останется – это вызвать функцию автоматизации и прописать ее так, чтобы она активировалась в определенных местах композиции. Попробуйте воспользоваться этим приемом там, где гитары играют один аккорд, например, в самом конце песни.

На мой взгляд, “хвост” от обработанных реверберацией гитар и тарелок будет звучать намного интереснее в общем миксе, чем просто сухое звучание обеих инструментов.

Подведение итогов

Итак, давайте обобщим все то, о чем рассказывалось выше. В зависимости от музыкального контекста и желаемого гитарного саунда, попробуйте следующие вещи во время сведения гитары:

Самое главное – получайте удовольствие от процесса сведения и не доводите до того, когда сведение превращается в рутину. Всем рок!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *