Как сделать стилистический анализ текста
Стилистический анализ текста. Пример стилистического анализа художественного, научного или публицистического текста
Отличительные особенности
Довольно часто младшим школьникам предлагаются к изучению произведения, относящиеся к различным стилям изложения. При этом каждый обладает характерными лишь для него отличительными признаками. Далее рассмотрим подробнее некоторые из них.
Литературное изложение
Художественный стиль применяется в написании романов, рассказов, стихов. Его назначение кроется в стремлении автора передать красочную, живую картину и создать эмоциональную связь с изображаемыми персонажами или происходящими действиями. Изложение отличается выразительностью, яркой эмоциональной окраской высказываний и конкретностью описываемых образов.
Проводя стилистический анализ художественного текста, можно заметить использование характерных языковых приемов, таких как:
— эпитеты – яркое солнце;
— метафоры – золотые волосы;
— олицетворения – молоко убежало;
— сравнения – белый как снег.
Перечисленные выше средства выразительности речи можно более детально изучить на примере художественного произведения «Золотой дождь» Н. Сладкова:
«Энциклопедическое» изложение
Научный стиль повествования нашел свое широкое применение в словарях, справочной литературе, учебниках, научных трудах. Используется он для передачи информации дисциплинарного характера. Проводя стилистический анализ научного текста, можно отметить следующие ключевые особенности: ясность изложения подлинного материала, а также употребление слов лишь в их прямом значении.
Периодика
В периодических изданиях чаще всего встречается публицистический стиль. Такая форма изложения текста характерна для журнальных или газетных статей. Проводя стилистический анализ публицистического текста, можно сразу отметить его характерные языковые особенности. Ими, в частности, являются:
Ярким примером текста, написанного в публицистическом стиле, служат высказывания А. Миханова:
«Дадим мир планете Земля! Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!»
Цель характеристики изложения
Стилистический анализ текста позволяет не только верно определить прием речи, используемый автором при написании текста, он также является отличным тренажером в умении подобрать точные слова и составить из них предложения для создания своего повествования. Помимо этого, стилистический анализ текста обеспечивает более глубокое понимание авторского замысла.
План стилистического анализа текста
Оценку и воспроизведение повествования целесообразнее осуществлять по схеме. Проведем стилистический анализ текста. Пример:
«Гроза – природное явление, характеризующееся возникновением электрических разрядов в крупных грозовых облаках, а также между облаками, поверхностью земли и находящимися на ней объектами. Молнии сопровождаются сильным ветром (иногда шквальным), обильными осадками, может выпадать град. Гроза является следствием высокого скопления водяного пара над сильноперегретой сушей в жаркую погоду, а также наблюдается при движении большой массы холодного воздуха на более теплый подстилающий слой».
Образец
1. Характеристика фонетического стиля – нейтральный. На это указывают:
— ровные повествовательные предложения без эмоциональной окраски;
— книжные (нейтральные) лексико-фразеологические особенности повествования;
— орфоэпия соответствует установленным нормам произношения;
— логическая последовательность изложения материала, его структурная и смысловая законченность, а также тесная взаимосвязь отдельных предложений говорят о том, что ритмика материала соответствует научному стилю.
2. Лексико-семантическое сочетание. В тексте отсутствуют синонимические ряды, преобладают однозначные речевые элементы и выражения терминологического характера.
3. Словарный состав текста – активный:
— в основном используются общеупотребительные слова, такие как осадки, облака, град, ветер;
— также в тексте часто встречается характерная для научной статьи лексика ограниченного употребления, то есть терминология;
— отсутствует эмоционально-экспрессивная лексика;
— в тексте используются как исконные, так и заимствованные из других языков слова, что также является характерной особенностью научного стиля;
— отсутствуют выразительные средства языка.
Морфологическая характеристика
Синтаксическая характеристика
Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотными конструкциями. Речевые конструкции имеют повествовательный характер с нейтральной лексикой и логической последовательностью слов. Вывод: анализ каждого уровня текста, и в особенности лексического, представляет собой неоспоримое доказательство проявления научного стиля речи в изложении материала.
Как сделать стилистический анализ текста
Сада, сделай по схеме, см. ниже. В выводе должно получиться «Официально-деловой стиль»
Характеристика официально-делового стиля:
Стандартизированность речи, т. е. использование речевых штампов (в случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др.); широкое употребление слов с оттенком долженствования (постановил, приказывает, обязан, имеет право и др.); предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица говорящего (нет местоимений); отсутствие рассуждений и описаний; изложение материала не повествовательное, а утверждающее; сжатость, официальность речи; почти полное отсутствие сложноподчиненных предложений, особенно с придаточными причины; большое количество обособленных и однородных членов в простых предложениях, так как нужно оговорить множество подробностей (например, в законах).
Схема стилистического разбора текста:
1) Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
2) Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация.)
3) Характерные особенности.
4) Средства, которыми эти особенности создаются.
5) Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринуждённость — официальность; точность, ясность — расплывчатость, неопределённость; образность — отсутствие образности; эмоциональность — бесстрастность; объективность — субъективность.
6) Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).
7) Вывод: какой стиль?
пример:
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между низким и средним звуками и малая — между средним и верхним звуками. между крайними звуками трезвучия образуется интервал — чистая квинта.
Единственная функция данного текста — сообщение.
Сообщение дается в форме определения, понятия (что такое мажорный лад). Вероятно, это отрывок из учебника.
Сфера применения (учебник, а не протокол, объявление…) позволяет сделать вывод, что это отрывок научного, а не делового стиля.
Для данного отрывка характерны следующие особенности: точность, ясность, отсутствие образности, бесстрастность, объективность.
Создаются эти особенности следующими средствами:
а) употреблением научной (музыкальной) терминологии, состоящей из отдельных слов и сочетаний терминологического
Характера (мажорный лад, большая терция, чистая квинта, трезвучие);
б) отсутствием эмоциональной лексики;
в) грамматическими особенностями: прямой порядок слов в предложениях; из трех предложений только одно простое, ничем не осложненное. Из двух других первое сложноподчиненное, кроме того, в нем есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и вставная конструкция.
Таким образом, синтаксис также подтверждает, что это отрывок текста научного стиля.
Стилистический анализ текста: методические указания
I. Схема стилистического анализа речевого средства определенного вида
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение/ гипербола/ эпитет и т.п.)
2. Сделать выборку текстов с анализируемым видом речевых средств.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данный тип речевого средства (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения) данного речевого средства.
5. Выявить текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию каждого анализируемого речевого средства.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
II. Схема стилистического анализа конкретного речевого средства
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение «как зеркало стальное» / эпитет «эпохальный» и т.п.).
2. Сделать выборку текстов с данным речевым средством.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данное речевое средство (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения – способы создания, структуру и пределы ее варьирования) данного речевого средства.
5. Выявить языковую и текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию анализируемого речевого средства в каждом тексте.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
III. Схема стилистического анализа функционального стиля
1. Сделать выборку текстов конкретного функционального стиля, подстиля (научный стиль: научно-технический, научно-гуманитарный, естественнонаучный и т.п.), дискурса, автора и т.п.
2. Охарактеризовать сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован.
3. Определить основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).
4. Определить характер адресата.
5. Определить тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.
6. Определить образ автора и цель его текстовой деятельности.
7. Охарактеризовать форму (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).
8. Выявить и охарактеризовать языковые приметы стиля, отраженные в тексте.
9. Сделать вывод о стилистической маркированности текста.
10. Определить индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
IV. Схема стилистического анализа текста
Стилистический анализ текста даёт возможность ярче понять смысл и оценить то или иное произведение. Основной задачей на первом этапе анализа является определение структуры текстового материала и его смысловой нагрузки. Далее следует максимально тщательное изучение всех деталей и особенностей текста. По мнению М. Н. Кожиной, «стиль – это явление, которое может быть понято только при учёте целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания».
Общий план стилистического анализа текста
1. Классифицировать текст по принадлежности к одному из функциональных стилей.
2. Определить основную мысль и тему текста.
3. Определить сферу применения текста.
4. Определить цель текста.
5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.
6. Определить жанр текста.
7. Охарактеризовать логико-смысловую структуру текста.
8. Охарактеризовать эмоционально-оценочную структуру текста.
9. Охарактеризовать стилистические языковые особенности текста.
10. Определить функциональный тип текста и отступления от него, обусловленные разными факторами (ситуацией общения/ конкретной целью / личностью автора и т.п.).
Более подробный план текста, предлагаемый учеными Московского областного педагогического университета) представлен ниже ( http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti_a.htm ).
Схема стилистического анализа
1. Задачи: определить идею и тему публикации, читательский адрес. Опираясь на лексико-семантический, синтаксический и другие виды стилиcтического анализа, охарактеризовать стилистику текста, определить его вид и жанр.
2. Фонетическая характеристика
§ выбор стиля произношения (высокий, нейтральный, сниженный),
§ произносительные варианты,
§ звуковые приемы художественной выразительности,
§ ритмика текста (пауза, средняя длина синтагм).
3. Лексико-семантический анализ текста:
3.1. Семантический анализ:
3.1.1. указать преимущество однозначных или многозначных слов;
3.1.2. определить типы лексических значений слов:
§ номинативное;
§ свободное;
§ фразеологически-связанное;
§ синтаксически-обусловленное;
§ конструктивно-ограниченное;
3.1.3. выявление синонимических, антонимических, омонимических и паронимических отношений:
§ семантические;
§ стилистические;
§ семантико-стилистические;
§ индивидуально-авторские.
3.3. Указать простейшие виды тропов (типы переносов) и стилистических фигур, основанных на использовании лексико-фразеологических средств.
4. Словообразовательный анализ
§ Характеристика основных типов словообразования, используемых в тексте, и выявление степени их продуктивности (морфологический и неморфологический).
§ Стилевая закономерность разных способов словообразования.
§ Контекстуальные (индивидуальные) образования в тексте.
§ Средства, придающие субъекту оценку.
5. Морфологический анализ.
5.1. Соотношение частей речи в тексте (активизация сообщения о предмете или действии, признаке или качестве).
5.2. Функционально-стилистические особенности частей речи:
существительные
§ лексико-грамматические разряды,
§ категории рода, числа, падежа
прилагательные
§ разряды,
§ краткие и полные формы,
§ формы субъективной оценки
числительные
§ варианты склонения,
§ особенности сочетаемости количественных числительных,
§ синонимия собирательных и количественных числительных
местоимения
§ роль в разных стилях,
§ синонимия в разрядах определительных и неопределенных местоимений
глаголы
§ насыщение текста в зависимости от функционального стиля и характера
повествования:
§ категории времени, вида, лица, наклонения, залога,
§ варианты и синонимия
§ причастия и деепричастия (варианты их форм);
наречия
§ роль определительных и обстоятельственных наречий в зависимости от:
§ характера текста,
§ степени сравнения,
§ степени качества,
§ вариантов форм,
§ стилевой принадлежности
служебные части речи
междометия и звукоподражательные слова;
слова категории состояния.
6. Синтаксический анализ.
6.1. Синтаксическая система текста: соотношение и порядок следования простых и сложных предложений, их объединение в сложное синтаксическое целое.
6.2. Стилистическая значимость и синонимия различных типов простых предложений.
6.3. Степень распространения простых предложений.
§ второстепенные члены предложений,
§ варианты согласования определений и приложений,
§ варианты форм, связанных с управлением,
§ синонимия предложных и беспредложных конструкций.
6.4. Главные члены предложения. Варианты форм сказуемого и координация сказуемого с подлежащим. (Учитывать стилистические функции различных типов связок).
6.5. Осложненные предложения. Стилистическая роль осложненных конструкций.
6.6. Функционально-стилистическая роль порядка слов в предложении.
6.7. Типы сложных предложений и сложного синтаксического целого, их стилистическая роль.
6.8. Чужая речь, соотношение авторской и письменной речи, приемы ввода и стилистическая роль чужой речи.
6.9. Семантико-стилистическая роль знаков препинания.
7.1. выявление ведущего уровня в формировании функционального стиля анализируемого текста,
7.2. характеристика отношений между уровнями,
7.3. роль экспрессивных и неэкспрессивных средств различных уровней текста.
Урок по русскому языку «Проблемный и стилистический анализ текста»
Проблемный и стилистический анализ текста позволяет в первую очередь научить детей размышлять, высказывать своё мнение. Такую работу нужно начинать не с 9-10 года обучения, а гораздо раньше. Для воспитания сильной языковой личности в МОУ–гимназии №1 города Армавира введен в учебный план ряд новых дисциплин: «Риторика», «Культура письменного высказывания», «Лингвопоэтика», «Компьютерная публикация», «Если речь – профессия». Речевое развитие гимназистов осуществляется за счёт введения риторизации обучения, регионального компонента, систематизации работы над культурой письменного речевого высказывания. Посредством развития лингвориторической компетенции учащиеся получают знания из различных областей: экономика, правоведение, граждановедение и др. Основной дидактический материал, используемый для развития лингвориторической компетенции гимназистов: профессионально ориентированные тексты; тексты-образцы; учебно-речевые ситуации, включая диктофонные записи; работа для правки и редактирования; риторические задачи, включая видеозадачи; импровизационные задачи; риторический тренинг. Работа по формированию сильной языковой личности позволяет нам уже в 7 классе на уроке русского языка проводить проблемный и стилистический анализ текста. На таких уроках вполне логично использовать тексты для подготовки к ЕГЭ.
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
Задачи урока:
Словарная работа:
Рецензия – разбор и оценка произведения (один из жанров сочинения-рассуждения).
Задачи:
Милосердие – готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с текстом.
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костёр на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягодка дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горелее одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) – Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он по-своему был прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
– Обратимся к советам, как готовиться к выполнению задания С (т.е. к сочинению) в рамках ЕГЭ.
III. Выполнение заданий к тексту.
Задание 1. Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?
Задание 2. Определите стиль и тип речи данного текста.
– Давайте определим жанр данного текста. (Это рассказ. Причём поучительный – притча, значит, это художественный стиль.)
– Есть ли в тексте элементы разговорного стиля? (Да. При дороге, возьму-ка, дядька, для жинки, Зинка и др.)
– Определите тип речи. (Повествование. Повествовать – рассказывать о том, что происходило и в какой последовательности.)
– Описание встречается в тексте? (Да. Описание рябинки.) Находим описание в тексте, зачитываем.
– А рассуждение? (Да. В каждом диалоге, предложения № 10, 19, 22, 27, 31.)
– Назовите цель и особенности художественного стиля.
Цель: | Особенности: |
воздействие на читателя с помощью созданных образов. | образность, выразительность, эмоциональность. |
– Образность, эмоциональность и выразительность достигаются при помощи тропов. (Учащиеся находят тропы, обращаясь к заданию 3.)
Задание 3. Какие средства выразительности не используются в тексте? (см. Приложение)
Учащиеся заполняют бланк ответов.
IV. Проблемный анализ текста.
V. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
Совет учителя: В сочинении-рассуждении публицистического стиля полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи; обращения, повторы, пословицы и поговорки.
Вариант сочинения-рассуждения.
Услышала притчу о рябинке.
Какая знакомая картина.
Кажется это о нас, не научившихся восхищаться красотой, не научившихся ценить и беречь её, а поступать по законам своей правды.
Посмотрите! Перед нами живое существо: «гроздья смеялись навстречу солнцу», «ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья». Мастерски с помощью олицетворения и эпитетов, сравнения и метафор создан образ рябинки: она «угловатая и милая, долговязая, как подросток» (это сравнение мне понравилось особенно).
А нам надо сорвать веточку. Для чего? Для сиюминутной радости?
Ведь казалось, что начинается чудесная сказка: «Выросла рябинка при дороге…». Но недолго та сказка длилась.
К сожалению, проходившие люди были равнодушны к сотворенному природой чуду: «Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится».
Обидно за рябинку, обидно за вырубленную рощу, за уничтоженный пожаром от сигареты лес.
К чему придёт человечество, если мы не научимся беречь природу?