Как сделать стилизованное изображение
4. Граф.дизайн. Стилизация предметов.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.
Стилизация
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так
Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение
Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.
Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.
Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Упражнение №1.
Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.
Этапы выполнения задания:
Стилизация объекта
Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.
Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.
В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.
В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:
– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;
– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;
Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.
Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].
Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.
Создание стилизованной фотографии в программе Photoshop
Этим уроком мы начнем новую интересную тему — создание стилизованной фотографии в программе Photoshop. И на данной странице будут со временем появляться ссылки на новые уроки по заданной теме.
Стилизация — это намеренное приведение оригинала фото к какому-то иному виду, придание ему новых характеристик и нового «видения». То есть мы берем обычную фотографию и задаем ей новый стиль, отсюда и название процесса обработки фотографии.
Для стилизации фотографий используется множество разнообразных эффектов, созданных как при помощи встроенных стандартных фильтров и инструментов программы Photoshop, так и при помощи специальных фильтров, действий (экшенов) и отдельных программ.
В результате стилизации можно получить из обычной фотографии картину, рисунок (черно-белый и цветной), гравюру, «мультяшное» фото, картинку в стиле поп-арт и фэнтези…
Практически невозможно показать все эффекты, применяемые для изменения стиля фотографии. Потому что при стилизации можно использовать как один выбранный эффект (которых немало), так и группу разнообразных эффектов. А это уже сотни, а то и тысячи разнообразных комбинаций!
Но все же о некоторых возможностях стилизации фотографий я вам расскажу и покажу на примерах. А дальше, зная основы, вы сможете комбинировать по вашему вкусу и разумению эти возможности и получать нужные вам результаты.
В каждом уроке мы будем рассматривать по 1-2 возможных варианта стилизации фотографии.
Стилизация фотографии при помощи RGB- каналов
Начнем наш урок с получения стилизованного фото самым простым, на мой взгляд, способом: при помощи окна «Каналы».
Мы будем работать в данном уроке с RGB- каналами, которые создаются в программе Photoshop автоматически при загрузке изображения. Увидеть их можно, выбрав в основном меню программы Окно вкладку Каналы.
Как видим, каждое изображение представлено в виде трех каналов – красного, зеленого и синего. По-английски – Red, Green, Blue. Из первых букв и получается название каналов – RGB.
Изменяя каналы, отключая, добавляя и инвертируя их, мы можем получить очень интересные эффекты.
Шаг 1.
А) Открываем в программе фотографию цветка.
Б) Создаем дубликат слоя (Ctrl+J), переходим на него. Слой Фон закрываем.
В) Открываем окно Каналы.
На скриншоте показаны одновременно виды всех трех описанных выше действий.
Шаг 2.
Выбираем любой из каналов (для примера выбран синий канал). Остальные каналы отключаем. Вот так выглядит теперь наша фотография.
Шаг 3.
Задаем инверсию канала. Это можно сделать двумя способами. Через меню Изображение- Коррекция- Инверсия либо при помощи быстрых клавиш Ctrl+I.
Шаг 4.
Включаем все остальные каналы. Получаем вот такой эффект стилизации.
Аналогично можно изменять остальные два каналы или выбирать сочетание каналов. В результате получаем следующие варианты нашей изначальной фотографии.
Если вам подходит такие эффекты для выбранной вами фотографии, то можно на этом остановиться, перейти на закладку Слои и, выбрав любую выбранную картинку, сохранить ее как новое фото.
А можно дополнить выполненные преобразования, например, эффектами наложения.
Для этого делаем следующее:
• Оставляем видимыми слой Фон (оригинал фотографии) и слой с измененным каналом (в нашем случае Фон-копия или фон-копия 1… и тому подобное).
• Переходим на слой с эффектом и применяем к нему разные эффекты наложения. Для этого дважды кликаем по нему правой кнопкой мышки и экспериментируем с режимами наложения. Выбираем тот вариант, который вам больше всего подходит для вашей фотографии.
Вот какие варианты получились у меня при «игре» с режимами наложения.
(* при клике по фотографиям их можно увидеть в большем размере)
Следующий урок: Стилизация фотографии с использованием меню Коррекция и эффектов наложения.
Стилизация в фотографии
Это очень интересное направление, в котором одновременно проявляются практически все основные навыки фотохудожника: построение концепции съёмки, детальная проработка образа, профессиональная фотосъёмка и качественная постобработка.
За основу для этой статьи я взяла серию кадров с Одри Хепбёрн из кинофильма «Завтрак у Тиффани». У меня было несколько съёмок в таком стиле, но даже сейчас этот образ для меня до конца не раскрыт, и ещё остались идеи для новых снимков.
Мои модели с радостью принимают предложение войти в образ легендарной актрисы. Классический жанр, стиль Одри, узнаваемый всеми кадр, высокое качество снимка — всё это прекрасно сочетается в фотографии, которая может украсить любой интерьер:
Что такое стилизация в фотографии? Для меня это возможность повторить нечто узнаваемое, стильное, шедевральное и добавить своё видение.
Когда я работала над съёмками серии «Завтрак у Тиффани», меня не покидало ощущение, будто я каким-то чудесным образом оказалась по ту сторону экрана и у меня появился счастливый шанс поснимать сюжеты самой.
Узнаваемость с первого взгляда — один из основных критериев того, что проект состоялся. В этом случае у меня была идея повторить самые известные кадры фильма. Работа по их выбору стала началом подготовки к фотосессии.
Кстати, ещё один важный момент — выбор модели. Конечно же, не было задачи найти девушку, похожую на Одри. Но какое-то сходство всё-таки желательно.
КОНЦЕПЦИЯ
Я решила снимать только в студии. Интерьеры, городские локации, витрины — всё было реализовано при помощи Photoshop, прорисовано и сколлажировано на этапе постобработки. Поэтому для стилизации я выбирала те примеры, которые смогу воспроизвести наиболее точно. Также я смотрела на детали, на второстепенных персонажей, которые должны были присутствовать уже в студии. В итоге у меня получилось 10–15 кадров.
СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
Я очень много работаю с моделями в рамках художественных и стилизованных фотосессий, и у меня есть большой список фирм и брендов, предоставляющих в аренду платья и аксессуары. Кстати, этот образ в плане подбора одежды не самый сложный. Что-то мы покупали, что-то брали в аренду. Сложнее всего, кстати, было найти похожую шляпку.
Наверное, самый узнаваемый кадр — это «обложка» фильма. Здесь мы видим модель, сидящую за столиком, и задний план, на котором внимание зрителя не акцентируется. Однако по концепции снимка можно понять, что это интерьер ресторана. Весь реквизит, начиная от столовых принадлежностей и заканчивая круассанами, салфетками, розой, был собран до съёмки и привезён в студию.
Повторить этот кадр не так сложно. Главное, как я уже говорила, сделать его узнаваемым. Тут уже большую роль играет схожесть реквизита, аксессуаров и, конечно же, самой модели. Она необязательно должна быть копией нашей героини, но важно вжиться в роль, прочувствовать настроение, максимально повторить позу. Не менее важны правильный макияж, причёска, которые готовят стилисты на съёмочной площадке.
Это классическая чёрно-белая фотография. Исходный материал был снят в студии, на белой циклораме, однако, по сути, это коллаж с серьёзной прорисовкой и ретушью.
При работе над этим снимком я позволила себе пофантазировать, добавить немного сказочности при помощи коллажирования, детальной прорисовки на графическом планшете, ретуши и цветокоррекции. На первом снимке бекстейдж съёмки, где можно рассмотреть реквизит.
Конечно же, у каждого из нас разные цели и задачи. Я хотела не только максимально повторить кадр, над которым я работаю, но и внести в съёмку что-то своё, поэтому я не стремилась к стопроцентной точности. Важна узнаваемость с первого взгляда и читаемость идеи, а нарушать границы, дополнять образы, я могу только на уровне интуиции.
СЪЁМКА В СТУДИИ
Теперь о технических особенностях. Тут две составляющих. Первая — профессиональная фотосъёмка, вторая — художественная обработка. Под профессиональной работой я подразумеваю старательные, детально продуманные действия. Для хорошего результата и начинающему фотографу, и профи нужно потратить массу усилий.
На этапе съёмки моим верным помощником является камера Nikon D800. Я более 10 лет работаю с Nikon и вряд ли когда-нибудь предпочту другой фотобренд. Nikon D800 — это оптимальное качество плюс большой формат кадра. Так как я часто печатаю свои работы в большом формате для выставок, публикаций в журналах, делаю своим клиентам фотокниги, Nikon D800 для меня незаменим.
В студии я обычно работаю с объективами Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II Zoom-Nikkor, используя студийный импульсный свет. Эта линейка объективов даёт великолепную резкость, что очень важно при съёмке материала для дальнейшей работы с большими форматами. А матрица и максимальное разрешение у Nikon D800 позволяет печатать снимки в превосходном качестве.
ПОСТОБРАБОТКА
Съёмка на белой циклораме позволяет в дальнейшем не полностью отделять модель от фона, но и накладывать слои в Photoshop. Важно правильно выставить свет, чтобы на этапе постобработки было легче заменить фон, дорисовать или проработать детали. Нужно добиться отсутствия теней на заднем плане, иначе при прорисовке фона это «выдаст» монтаж, и работа не будет смотреться реалистично.
Я всегда снимаю в RAW, что даёт мне больше возможности корректировки уже готовых снимков. На этапе конвертации фотографий я много работаю кистями по отдельным участкам снимка, в этом случае, конечно же, необходим именно формат RAW.
Как я уже писала, все фоны были добавлены на этапе постобработки. Если приложить максимум усилий к тому, чтобы на съёмочной площадке всё было в соответствии с концепцией, фотосессия получится реалистичной и максимально приближенной к оригиналу.
Нейросеть как услуга. Онлайн-сервисы по стилизации изображений
Недавно в Open Source выложили предварительно обученную нейросеть, которая умеет генерировать изображения, взяв за основу образец стиля с другого изображения. Таким образом, из карандашного наброска можно создать художественный шедевр в стиле Ренуара или Моне. Технология основана на свёрточной нейросети, разработанной в прошлом году в университете Тюбингена (о которой тоже рассказывали на Geektimes). Она правдоподобно подделывает художественный стиль известных художников, принимая на вход для обработки любые фотографии.
Интересные научные исследования привели к тому, что сейчас в интернете открылось несколько сервисов, рассчитанных на массовую публику. Не нужно теперь устанавливать Python 3.4+, библиотеки, скачивать нейросеть и настраивать окружение на локальном ПК, просто загружаем на сервер фотографии — и получаем результат.
Один из таких сайтов — Instapainting. На сайт нужно закачать фотографию для «раскрашивания», а потом образец стиля. Процедура ресурсоёмкая, так что обработка занимает до несколько минут.
Авторское право на сгенерированные картины принадлежат автору, то есть тому человеку, который проявил креативность и творчески закачал две фотографии для работы нейросети.
Instapainting зарабатывает на продаже картин, которые рисует профессиональный художник по фотографии клиента.
Российский клон — Ostagram. В галерее встречаются довольно красивые работы.
Бесплатная версия генерирует изображения не более 600 пикселов по длинной стороне с одним проходом фильтра. В платной версии — до 1000 итераций. Есть услуга печати изображений на холсте.
Очень приятно, что последние научные разработки так быстро доходят до массовой публики. Кто-то пробует даже на них заработать.
Стилизация растения в рисунке
Для работы вам понадобится:
Основная механика работы (способ ведения работы): каждый новый этап выполнять на кальке, положив ее на предыдущий рисунок. Важно сохранять на бумаге каждый этап, сделанный вами. Так вы увидите последовательность, какие-либо детали и возможности улучшения.
В основе любых растительных орнаментов лежит конструктивная основа и строение самого растения. Простота стилизованных растений обманчива. Художнику, прежде чем стилизовать и разработать орнамент, необходимо изучить то или иное растение.
Сегодня я расскажу вам основной принцип стилизации растительных мотивов. Он является базовым для дальнейшей работы с орнаментами.
Моя стилизация будет на примере ромашки. Вы можете взять любое растение, которое вам по душе.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Первое, что нам нужно, это выполнить ЗАРИСОВКУ растения с НАТУРЫ. ВАЖНО: мы не просто рисуем, мы ИЗУЧАЕМ и пристально разглядываем: Какой характер у растения? Какой характер и форма у листьев? Как листья крепятся к стеблю? Как стебель крепится к бутону? Какие есть особенности у растения? Вы наблюдаете и затем прорисовываете это на бумаге. Так вы досканально изучаете ваше растение, его конструкцию и строение. Это даст вам конструктивную основу и позволит при стилизации делать с растением все, что вы захотите, поскольку вы будете все о нем знать, и это даст вам легкость.
Желательно, сделать несколько зарисовок, так вы глубоко изучите растение и будете чувствовать себя очень уверенно при дальнейшей работе.
ВТОРОЙ ЭТАП. Далее нам следует сделать нашу зарисовку плоской. Это первый принцип упрощения в стилизации. Он является переходным этапам к трансформации растения. Чтобы сделать его плоским просто закрасте рисунок изнутри до контура. У вас должно получится пятно с характерной формой вашего растения. ВАЖНО: не закрашивайте вашу зарисовку! Сохраняйте ее! Положите на зарисовку кальку и обведите контур и сделайте заливку. Это основная механика ведения работы при создании декоративных орнаментальных работ.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Трансформация, упрощение и обобщение. Здесь вы, на основе пятна, начинаете обобщать и применять трансформацию. Как это лучше сделать: положите кальку сверху на рисунок с предыдущим этапом. И начинайте обводить, но убирая лишние детали, стараясь обобщить и упростить и, где это возможно, применить трансформацию. Общую схему и последовательность привожу ниже.
Дополнительные примеры трансформации и упрощения ромашки:
Желаю Вам успехов в творчестве. Всегда основывайте свое искусство на конструктивной основе. Так, вы всегда будете уверены в своей работе!