Как сделать стохастическое растрирование
Компью А рт
Promises and Pitfalls
Петр Нуждин, начальник отдела выпуска рекламы ИД «Коммерсантъ»
Фраза, вынесенная в подзаголовок данной статьи, существует в виде устоявшейся языковой конструкции и, по моему мнению, наилучшим образом иллюстрирует то, о чем пойдет речь ниже, а именно о великолепных возможностях стохастического растрирования, о целом ряде его преимуществ перед традиционными растрами (promises обещания), а также о неприятных неожиданностях (pitfalls западни) при использовании стохастики в практике полиграфического производства.
Истоки растрирования
Перед тем как приступить к рассмотрению непосредственно стохастического растрирования, его особенностей и возможностей, обратимся к истории изобретения растра.
Вполне правомерно начать с серии открытий, принадлежащих Уильяму Генри Фоксу Талботу (18001877), которого заслуженно называют одним из основателей современной фотографии. Этот ученый вписал свое имя в историю как математик, физик, философ. Его увлечения были весьма разнообразны: достаточно сказать, что он был известен и как египтолог, сделавший значительный шаг в расшифровке древней египетской письменности. Но для темы нашего рассказа важнее всего то, что он изобрел фотопроцесс, с помощью которого на обыкновенной бумаге, покрытой светочувствительным слоем, можно было получать негативное изображение фотографируемого объекта, которое затем превращалось в позитивное с помощью аналогичного фотопроцесса.
Широкой публике имя Уильяма Талбота известно гораздо меньше, чем имя Луи Дагерра (17871851), хотя о его изобретении дагерротипии было объявлено в 1839 году, когда и Талбот объявил об изобретении своего калотипа (по-гречески это означает «прекрасный образ»). В основе обоих изобретений лежало использование камеры-обскуры, а различие состояло в том, что калотип это прямое изображение на бумаге, которое получалось с негатива, а дагерротип прямое изображение на металлической пластине, по природе своей уникальное, не поддающееся тиражированию. Как понятно даже из этого краткого описания, калотип ближе к современной фотографии, но по причине некоторой размытости получаемых изображений в сравнении с дагерротипом это изобретение Талбота не получило широкого распространения.
Но если в отношении первенства в изобретении фотографии у историков всегда были поводы для споров, то авторство Талбота неоспоримо в отношении идеи получения позитивного изображения с негатива посредством использования тонкой сетки в качестве промежуточного слоя. А это, как мы теперь знаем, и есть по своей сути растрирование, то есть получение штрихового изображения из полутонового.
Вообще, роль растрирования в книгопечатании и в полиграфии весьма велика, поскольку именно оно позволило значительно удешевить процесс репродуцирования иллюстраций. До изобретения полиграфических растров печатники использовали такие способы перевода полутоновых изображений в штриховые, которые были основаны на технике гравировки. Искусство граверов поражает нас и по сей день. В качестве примера хочется привести изображение гравюры (рис. 1), на которой присутствует имя гравера, благодаря мастерству которого и был растиражирован этот сюжет. Другим замечательным примером являются книжные гравюры Дюрера (рис. 2), ставшие классическими не только из-за сюжетов. Сложные штриховые структуры, применяемые для имитации плавных тональных переходов в гравюрах, практически исключают какую-либо автоматизацию их репродуцирования, поэтому выпуск большого тиража подобных изображений вряд ли возможен.
Появление регулярных полиграфических растров сразу решило ряд производственных проблем, поскольку фотографический процесс получения форм для печати гораздо дешевле гравировки и не требует от исполнителя навыков художника-гравера.
Принципы создания и основные параметры растрового изображения
Рассмотрим процесс растрирования полутонового изображения и назовем ключевые параметры растровых структур, влияющие на восприятие изображения на репродукции. Для простоты предположим, что оригиналом является монохромное полутоновое изображение. Любое подобное изображение может быть описано в виде функции, значение которой в каждой точке оригинала определяется уровнем яркости этой точки. Иными словами, чем ярче (светлее) точка, тем больше значение данной функции, и наоборот: чем точка темнее, тем меньше будет в ней значение функции. Для наглядности рассмотрим условный график функции ѓ(х), где х пространственная координата точки оригинала (рис. 3), с плавным изменением уровня яркости (то есть это полутоновой оригинал), а решетка, применяемая для растрирования, представлена «пилой». Результат растрирования показан в нижней части этого рисунка, из которого становится понятно, как формируется растровое представление нашего оригинала. В той части графика функции, где уровень яркости мал (изображение темнее), формируется большая по размеру точка, и наоборот.
Важнейшим параметром растрового изображения является линиатура пространственная частота растровой решетки, в ячейках которой расположены растровые точки. Очевидно, что для достижения лучшего визуального результата линиатура должна быть как можно выше, ибо чем больше число точек на единицу площади изображения, тем больше деталей изображения можно передать и тем менее эти точки будут заметны глазу, оставляя впечатление непрерывного полутонового изображения.
Следующий важный параметр растрового изображения угол наклона растровой решетки. Напомним, что для простоты мы имеем в виду монохромное (однокрасочное) изображение, хотя все нижеописанное может быть экстраполировано и на многокрасочные изображения. Для иллюстрации важности этого параметра рассмотрим изображения, приведенные на рис. 4 и 5. В первом случае для растрирования исходного изображения был задан угол наклона растра 90°, а во втором 45°. Изображение на рис. 5 выглядит лучше, так как за счет наклона растровой решетки достигается больший эффект непрерывности изображения.
Понятно, что в случае многокрасочного изображения невозможно использовать один и тот же угол наклона растровых решеток для различных красок. Эти углы должны отличаться друг от друга. При их выборе в общем случае руководствуются тремя соображениями:
• растровые решетки различных красок не должны совпадать;
• чем контрастнее (темнее) краска, тем более угол наклона растровой решетки должен приближаться к 45° (мы уже говорили, что наиболее комфортное для восприятия изображение должно содержать растровую решетку, повернутую на 45°);
• углы должны быть выбраны таким образом, чтобы по возможности предотвратить возникновение муара.
Данная тема заслуживает отдельного обсуждения, недаром фирмыпроизводители программного обеспечения вкладывают большие средства в исследования и выходят на рынок с новыми системами растрирования (под системой растрирования принято понимать определенный набор параметров растра, включающий разрешение, линиатуру растра и определенные углы наклонов растров различных красок).
Последний параметр растровой структуры, влияющий на качество итогового изображения, это форма точки. Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что выбор оптимальной формы точки способен в значительной мере улучшить качество репродукции. На рис. 6 приведены четыре вида формы точки, каждая из которых может быть использована в зависимости от структуры и сюжета изображения на репродукции.
Таким образом, растровые структуры это сложные многокомпонентные системы, описываемые большим количеством параметров и применяемые для репродуцирования полутоновых оригиналов. И, конечно, они не лишены недостатков.
Недостатки периодических растров
Мы уже говорили о том, что изобретение растрирования послужило мощным стимулом развития общества, поскольку книги и иные печатные иллюстрированные издания стали доступны по цене и, как следствие, получили широкое распространение. Но если на момент изобретения периодические растры полностью отвечали запросам того времени, то по мере прогресса в разных отраслях знания менялись требования к самому процессу репродуцирования, а кроме того, становились все более очевидными недостатки этого вида растров, а именно:
• наличие нелинейной зависимости величины растискивания растровой точки от ее номинального относительного размера (% растра);
• визуальная неравномерность «растяжек» (градиентных заливок);
• большая вероятность возникновения муара;
• технологические ограничения линиатуры растра.
Негативное явление, называемое растискиванием, хорошо известно полиграфистам. Можно сказать, что это хорошо знакомый враг, с которым мы научились бороться, но побороть окончательно, видимо, не сможем никогда. Нелинейность поведения этого параметра (различные степени растискивания точек в светах, тенях и средних тонах) и его зависимость от самых разных условий не позволяют выработать универсальное и надежное противоядие.
Это же явление лежит в основе второго недостатка традиционных растров. Специалистам хорошо знаком так называемый эффект 50% скачка, являющийся следствием визуальной неравномерности растровых градиентных заливок (рис. 7). В дорогих моделях фотонаборных автоматов для формирования таких заливок даже использовались специальные аппаратные процедуры, которые позволяли получить более гладкие переходы.
Про муар мы говорим довольно часто, но, как и в других случаях, полностью избежать его не удается. Самыми опасными в плане возникновения муара до сих пор остаются коричневые и фиолетовые цвета и оттенки. Встречается также наложение периодической структуры изображения (например, рисунка ткани) на периодическую растровую решетку (так называемый сюжетный муар. Прим. ред.). Избежать этого недостатка иногда удается только эмпирическим подбором угла наклона такого изображения. Пример муара представлен на рис. 8.
Последний из перечисленных недостатков обусловлен самой физикой процесса печатания, свойств красок, бумаги и т.д. Если рассматривать полиграфические изделия среднего качества (не являющиеся эксклюзивными по технологии и себестоимости), то говорить об использовании линиатур выше 175 lpi не приходится.
Каковы же пути повышения качества репродуцирования и борьбы с вышеназванными проблемами? С растискиванием мы боремся, внося предыскажения при изготовлении фотоформ или при изготовлении печатных форм на устройствах CtP. Хотя процесс весьма хорошо изучен и описан, но для того, чтобы со знанием дела произвести подготовку к этому действу, надо ввести в программу цветоделения значения, взятые из так называемых кривых растискивания по каждой краске, получаемых после промера тестовых оригиналов, которые напечатаны в заданных условиях, теми же самыми красками, на той же самой бумаге и на той печатной машине, на которой предполагается печатать тираж нашего изделия. Немудрено, что на практике данную технологию мало кто соблюдает. Достаточно долго работая в области печатной рекламы, могу вспомнить лишь пару-тройку случаев, когда изготовители макетов запрашивали в издательстве какую-либо иную информацию, кроме обрезного формата издания. Да и здесь делались и делаются ошибки, когда путают живописное поле и дообрезной формат с обрезным! Иными словами, работа делается в расчете на некие усредненные значения (как говорится, ориентируясь на среднюю температуру по больнице), что не может не сказаться на результате.
Справедливости ради необходимо признать, что программное обеспечение, используемое в допечатной подготовке, весьма заметно совершенствуется. Алгоритмы внесения контекстно-зависимых предыскажений в иллюстрации улучшаются и вкупе с соблюдением определенных правил полиграфической «гигиены» (таких, как использование минимально разумной красочной суммы при цветоделении) снижают неприятности до определенного уровня, не позволяя, однако, избавиться от них раз и навсегда.
Неравномерность градиентных заливок тоже преодолевается. Так, опытные пользователи AdobePhotoshop научились «зашумлять» градиенты, но этот способ годится не всегда и не везде.
Сражение с муаром идет посредством использования определенных технологических приемов, способных уменьшить его влияние, но опять-таки не изжить его совсем. В качестве примера можно назвать HQS Screening (high quality screening) от Heidelberg семейство систем растрирования, в котором использован механизм формирования макроячеек, объединяющих несколько полутоновых точек. Макроячейки поворачиваются на определенный угол относительно друг друга, что позволяет снизить вероятность появления муара. Имеются также системы растрирования, в которых для различных красок используются разные линиатуры растра.
Что же касается увеличения линиатур используемых растров, то путь в светлое будущее здесь лежит в области разработки красок с иными физико-химическими свойствами и в тотальном переходе на CtP.
Стохастическое растрирование
Рассмотрев регулярные растры и отдав должное их месту в истории развития полиграфии, мы можем перейти к принципиально иным видам растров, получившим название стохастических, или случайных. Еще одно их название частотно-модулированные растры (frequency modulated, FM) в противоположность традиционным амплитудно-модулированным (amplitude modulated, AM) растрам. В борьбе за повышение качества полиграфической продукции FM-растрам принадлежит особое место. Попытаемся разобраться почему. На рис. 9 приведены результаты растрирования одного и того же оригинала по разным алгоритмам: переменная по величине растровая точка при традиционном растрировании и итог работы алгоритма стохастического растрирования. Полутоновой точке оригинала в стохастике ставится в соответствие «облако» одинаковых по размеру точек, количество которых определяется уровнем яркости точки на оригинале, а взаимное расположение точек квазислучайно. Чем темнее точка на оригинале, тем больше будет число точек в «облаке».
Алгоритмы, использующие описанный выше механизм, более десяти лет назад применялись для улучшения качества воспроизведения полутоновых изображений на монохромных компьютерных мониторах ранних поколений. Примером может служить алгоритм, называемый Error Diffusion, близкий родственник которого до сих пор имеется в AdobePhotoshop в меню для перевода изображений из greyscale в bitmap и называется Diffusion Dither. Рассмотрим вкратце принцип работы этого алгоритма. Анализ оригинального изображения начинается с левого верхнего края. Полутоновая точка изображения сравнивается с неким пороговым значением (операция хорошо знакома пользователям AdobePhotoshop и именуется thresholding), например со 100% черным, и в зависимости от результата в итоговый файл записывается либо черная точка, либо белая. После этого вычисляется погрешность преобразования (ошибка) и при рассмотрении следующей (соседней) точки сравнение происходит уже с пороговым значением + погрешность предыдущего преобразования. Именно отсюда и происходит название алгоритма, которое можно перевести как диффузия ошибки. Error Diffusion это стохастический адаптивный алгоритм с обратной связью, не имеющий фиксированной частоты (растровой решетки), хорошо воспроизводящий мелкие детали, но генерирующий большое количество отдельных точек (особенно в светах), трудно воспроизводимых в печати. На рис. 10 приведен пример работы Diffusion Dither. Алгоритмы стохастического растрирования цветных полутоновых изображений, конечно же несравненно сложнее описанного, но принципы формирования растра идентичны.
Проблемы регулярных растров и стохастическое растрирование
Наличие нелинейной зависимости растискивания растровой точки от % растра
Растискивание растровой точки не зависит от % растра, поскольку точка имеет фиксированный размер
Нетрадиционный офсет
Стохастическое растрирование, особо ценимое за близкое к фотографическому качество, завоёвывает в полиграфии всё большую популярность — и находит поддержку в индустрии красок.
Стохастическое растрирование известно уже более десятка лет, но широко распространилось сравнительно недавно. Специальная технология растрирования в стохастике даёт изображения, больше похожие на фотографии, чем на печатный оттиск. В традиционной печати изображение формируется из разноразмерных точек. В стохастическом растрировании они намного меньше, их количество значительно больше, а размер одинаков.
По информации компании Flint Ink, стохастическое растрирование привлекло внимание сразу. «Тогда стохастику часто сопоставляли с сухим офсетом, поскольку обе дают фотокачество, — пояснил представитель Flint Ink. — С последними усовершенствованиями в области цифровых технологий стохастическая печать обрела второе дыхание, но её повсеместное распространение ещё впереди».
«Лишь недавно технологии достигли такого уровня, что стохастика оказалась востребована для полиграфии, — подтверждает Лес Уоткинс, менеджер по решениям для листового офсета Kohl & Madden. — Во-первых, сложные алгоритмы, располагающие в случайном порядке точки растрового изображения, требуют мощной вычислительной техники и совершенного ПО. Во-вторых, качественных результатов в техпроцессах с распечатками, плёнками и печатными формами не будет из-за неконтролируемого растискивания растровой точки. В традиционном печатном процессе присутствовало слишком много переменных, включая экспонирование плёнки и пластины, вопросы приводки и проблемы с вакуумом при экспонировании. Системы CtP устранили большую часть проблем и дают достаточно чёткие точки, с которыми стохастическое растрирование способно на хороший результат».
«Теперь стохастика начинает отвоёвывать позиции», — добавил Дон Сиржега, менеджер лаборатории рулонного офсета Sun Chemical. По его оценке, 50% типографий, специализирующихся на рулонной печати с сушкой, работали или экспериментировали со стохастикой при выполнении заказов.
Стохастическое растрирование ещё называют частотно-модулированным (FM) в отличие от традиционного амплитудно-модулированного растра (AM).
«Мы видим, что большинство крупных современных типографий, ориентирующихся на высокое качество, быстро перенимает эту технологию, — высказался Джозеф Кичон, младший вице-президент по продуктам и производственным технологиям INX International Ink Company. — Они продолжают работать с AM-растрированием, но практически все применяют или планируют стохастику».
«Пока рост стохастического растрирования ограничивался вычислительными мощностями, затратами и объёмами хранения, — пояснил Кичон. — Думаю, что «проблема 2000», с которой мы столкнулись на рубеже веков, вынудила многих незапланированно обновить или заменить парк компьютерных систем, что привело к снижению стоимости вычислительных мощностей. И это открыло дорогу стохастическому растрированию. Мы видим, как крупные заказы переходят от одной типографии к другой только потому, что заказчику необходима стохастическая печать. Но и без этого важно научиться правильно работать с новой технологией (речь идёт о корректном профилировании и системном подходе)».
Применение
Сейчас стохастическое растрирование нашло ряд применений. Благодаря воспроизведению изображения с чётким, почти фотокачеством, его всё чаще используют при изготовлении высококачественных брошюр и каталогов.
Как сообщили представители компании Flint Ink, стохастику широко применяют в струйной печати, офсете и флексо. В обоих случаях преимущество выражается в высоком качестве воспроизведения и сокращении потенциального муара, особенно при печати в 5, 6 и 7 красок. Применяют стохастику и в ряде газетных типографий для повышения качества продукции.
«На офсетных машинах стохастику используют для широчайшего спектра работ, от периодических и рекламных изданий до упаковки, — сказал Атилио Паолило, директор по продажам и маркетингу в секторе листовой и рулонной офсетной печати Sun Chemical Canada. — В т. ч. и при изготовлении упаковки флексоспособом. Основное преимущество этого революционного типа растра — повышенное разрешение, подразумевающее плавные переходы между тонами и лучшую передачу деталей». Он добавил, что разница между FM- и AM-растрированием особенно очевидна при использовании оригиналов с планшетных сканеров среднего или начального класса и печати на материалах низкого качества (например, на газетной бумаге). Давно работают с этой технологией крупные розничные магазины, печатающие стохастикой свою рекламу, и крупнотиражные журналы. По мнению Паолило, стохастические растры способны воспроизводить мелкие детали на электронных платах, тканях и одежде, передавать нежные телесные тона в модных изданиях, при этом тоновые переходы практически идентичны фотографическому отпечатку.
«Сейчас основным сектором остаются высококачественные брошюры и каталоги, но применение стохастики быстро расширяется, — заявил Кичон. — Одно из ключевых преимуществ — чёткое воспроизведение деталей на мельчайших участках схем и фотографий. Уклон в сторону стохастики есть и в секторе поздравительных открыток».
Контроль растровой точки
При использовании стохастического растрирования необходимы краски c хорошим уровнем растекания. Ключевой фактор при выборе красок — равномерное нанесение, характеризующееся устойчивой кривой.
«Краски должны обеспечивать качественное формирование точки, — поясняет Дэвид Зюсман, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании Creo. — Избежать растискивания нельзя, но его можно контролировать. Для растров Staccato и при воспроизведении мелких точек другими способами важно, чтобы точка оставалась целостной». Возросшее соотношение периметра и площади точек даёт приоритет стабильности растискивания. «В целом, традиционные листовые краски подходят и для стохастического растрирования, но для постоянного качества точек при разрешении в 10 микрон можно оптимизировать их характеристики, в частности, поведение в красочном аппарате и параметры водной эмульсии», — отметил Кичон.
INX собирается выпустить новую серию красок Vision Plus для листовой печати стохастикой. Недавно компания представила систему ECOPure, по информации INX, демонстрирующую отличные результаты в стохастическом растрировании.
Сиржега добавил, что краски, которыми печатают стохастический растр, должны облегчать контроль за растискиванием и не забивать печатные формы. Поскольку FM-растр подразумевает точки минимальных размеров, даже незначительное их увеличение негативно скажется на кривых тоновоспроизведения, снизит контрастность оттиска и качество проработки деталей в высоких светах и средних тонах изображения. Краски для стохастической печати должны поддержать качественный баланс краска/вода.
Недавно Sun Chemical представил две новые краски, специально разработанные для печати стохастикой, — High End для листовой печати и серию High Fashion FM для рулонного офсета с сушкой с модификациями для журнальных и обложечных марок бумаги. Для воспроизведения стохастического растра на упаковке флексоспособом Sun Chemical предлагает отлично себя зарекомендовавшую серию Flexomax.
«Sun Chemical — пионер в выпуске красок для оптимальной печати стохастическим растром. Мы используем патентованную технологию, базирующуюся на опыте сотрудничества с работающими со стохастикой типографиями по всему миру», — заявил Уоткинс.
«Некоторые типографии считают, что могут печатать одними красками и АМ-, и FM-растр, — сказал Сиржега. — Однако наши исследования и опыт работы со стохастическим растрированием доказывают: есть моменты, которые можно улучшить с целью оптимизации всего процесса. Мы соответственно отрегулировали свойства красок и компоненты».
«Когда типография переходит на стохастическое растрирование, она может столкнуться с проблемой баланса по серому и контроля растискивания. Постоянно возникает и вопрос забивания печатных форм, — комментирует Сиржега. — Оказалось, что забивание возникает из-за более тонкой красочной плёнки, которая не в состоянии полноценно защитить форму. Результат — частые остановки для смывки форм, что приводит к увеличению отходов».
«Спрос продолжает расти по мере того, как всё больше типографий и потребителей печатной продукции делают выбор в пользу стохастического растрирования, дабы повысить качество своих изданий или упаковки, — заявил Уоткинс. — Как правило, типографии стараются обойтись без смены красок. Возможно, они добьются удовлетворительного результата и с традиционными красками, но оптимально подходящие по составу и свойствам для данного растра дают изображения исключительно высокого качества, соответствующие лучшим образцам печати. Это не осознаешь, пока не увидишь разницу».
«Одно из основных преимуществ стохастического растрирования — из множества очень мелких точек формируется мелкозернистое изображение, более напоминающее тоновую фотографию, нежели традиционный растр, — пояснил Кичон. — В определённой степени так оно и есть, особенно если сравнивать стохастику с полутоновым растрированием с линиатурой в 150 lpi и ниже. При переходе от традиционного растра в 150 lpi к стохастическому растрированию в 20 микрон типография сразу ощутит, насколько качественнее воспроизводятся изображения».
«20-микронную стохастику нельзя непосредственно сравнивать с традиционным растром с линиатурой в 150 lpi. Поскольку в стохастике точки не располагаются по чёткой схеме, при необходимости на конкретном участке изображения их может оказаться больше, чем в традиционном растре. Это означает большие объём данных и количество деталей. Плотность точки 20–25 мкм в стохастическом растре практически та же, что и в традиционной растровой сетке с линиатурой lpi. Логично сравнивать уровень детализации стохастики 20 и даже 25 мкм с тем же изображением, отпечатанным с линиатурой 200—175 lpi».
Как отметил Кичон, кроме того, что при определённых условиях стохастика обеспечивает более детализированное воспроизведение, она эффективно устраняет практически все случаи муара, особенно при наложении результатов цветоделения.
«Типографии начинают открывать ещё одно преимущество — расширенный цветовой охват, — добавил Кичон. — Очевидно, что стохастическое растрирование позволяет печатать более чистые цвета с насыщенным уровнем цветности бледных оттенков».
По мере того, как выявляются её преимущества, стохастика находит всё более широкое применение.
«Новые рынки только осваиваются, но, учитывая максимально высокое разрешение данного типа печати и уровень качества, приближенный к тоновым изображениям, есть все основания рассчитывать на принципиально иной уровень детализации при печати стандартных работ и даже художественных репродукций», — высказался Кичон.
Воспроизведение мелких точек — растискивание и выбор краски
Задача растровой точки — перенести краску на запечатываемый материал. Постепенно индустрия приходит к высоким линиатурам и мелким точкам, дающим преимущество детализации и точности воспроизведения. Сам по себе растр (регулярный или стохастический) ещё не означает перемен в типографии. Ключевой фактор — размер точки, переносящей краску.
Растры Staccato варьируются от 10 до 40 микрон, что в AM-эквиваленте сопоставимо с линиатурой в 600–240 лин./дюйм. Через эти небольшие точки краска переносится на различные поверхности — форму, офсетное полотно, запечатываемый материал.
Сложности при печати с использованием мелких точек зачастую возникают (прямо или косвенно) при попытках контролировать растискивание. Для этого в течение многих лет модифицировались красочные формулы — повышалось содержание пигмента, увеличивалась липкость. Но меры оказались только отчасти эффективными. Чтобы заняться вопросами растискивания при внесении в процесс значительных изменений (например, при увеличении линиатуры или резком сокращении размеров растровой точки), необходимы коррективы на уровне технологического процесса — кривые калибровки, которые рассчитают уменьшенный размер точки для компенсации прогнозируемого растискивания.
Целью при печати должно стать не сокращение уровня растискивания, а его стабилизация. Среди мер по контролю за процессом в печатном цехе стоит упомянуть, прежде всего, работу с краской — качественное её нанесение и на плашках, и в полутоновых областях. Пока растискивание остаётся стабильным, оно проблемы не представляет. Гораздо проще и эффективнее предусмотреть компенсацию растискивания в технологическом процессе, чем корректировать формулу краски.
Использование растровых структур с мелкими точками подразумевает и другие особенности. Для структур с мелкими точками характерно увеличение соотношения экспонированных краёв (периметра) с общей площадью. Именно из-за возросшего соотношения периметр/площадь агрессивные увлажняющие растворы окажут значительное влияние на свойства мелких точек по сравнению с крупными растровыми точками.
Мелкие точки эффективнее работают с краской. Поскольку она распределяется по множеству мелких точек, через неё проникает больше света, чем через окружающий запечатываемый материал. Поэтому цвета на оттиске выглядят реалистичнее при расширенном цветовом охвате в средних тонах. Не стоит упускать из виду и медленное пополнение краски, что сказывается на химических аспектах баланса краска/вода.
Производители красок стараются максимально упростить для клиентов работу со сложными химическими и физическими процессами, на которых базируется офсетная печать. — По информации Creo
* Журнал «Мир красок», январь 2004. © Ink World, Rodman Publications. All rights reserved.