Как сделать столбиком вычитание
Вычитание столбиком. Правила вычитания в столбик.
Чтобы найти разность методом «вычитание столбиком» (другими словами, как считать в столбик или столбиком вычитание), необходимо следовать таким шагам:
Ниже рассмотренные примеры покажут вам как происходит вычитание двухзначных, трехзначных и любых многозначных чисел столбиком.
Вычитание чисел в столбик очень помогает при вычитании больших чисел (как и сложение в столбик). Лучше всего научиться на примере.
Необходимо записать числа одно под другим таким образом, чтобы крайняя правая цифра 1-го числа стала под крайней правой цифрой 2-го числа. Число, которое больше (уменьшаемое) записываем сверху. Слева между числами ставим знак действия, здесь это «-» (вычитание).
Вычитать нужно с крайней правой цифры. Вычитаем по одной цифре (знаку).
Далее необходимо вычесть из тройки 9. Это невозможно. Значит нужно занять десяток у цифры слева от тройки. Это четыре. Ставим над 4 точку. Занятый десяток прибавим к тройке.
Из 13 вычтем девять.
Так как мы заняли десяток у четверки, то она уменьшилось на 1. Для того, чтобы не забыть об этом у нас и стоит точка.
Вычитание столбиком из чисел, содержащих нули.
Опять же, разберем на примере:
Из нуля вычесть 2 не получится, тогда опять занимаем у цифры слева. Это нуль. Ставим над нулем точку. И снова, у нуля занять не получится, тогда двигаемся дальше к следующей цифре. Занимаем у единицы. Ставим над ней точку.
Обратите внимание: когда в вычитании столбиком над 0 есть точка, нуль становится девяткой.
Вычитание столбиком. Правила вычитания в столбик.
Чтобы найти разность методом «вычитание столбиком» (другими словами, как считать в столбик или столбиком вычитание), необходимо следовать таким шагам:
Ниже рассмотренные примеры покажут вам как происходит вычитание двухзначных, трехзначных и любых многозначных чисел столбиком.
Вычитание чисел в столбик очень помогает при вычитании больших чисел (как и сложение в столбик). Лучше всего научиться на примере.
Необходимо записать числа одно под другим таким образом, чтобы крайняя правая цифра 1-го числа стала под крайней правой цифрой 2-го числа. Число, которое больше (уменьшаемое) записываем сверху. Слева между числами ставим знак действия, здесь это «-» (вычитание).
Вычитать нужно с крайней правой цифры. Вычитаем по одной цифре (знаку).
Далее необходимо вычесть из тройки 9. Это невозможно. Значит нужно занять десяток у цифры слева от тройки. Это четыре. Ставим над 4 точку. Занятый десяток прибавим к тройке.
Из 13 вычтем девять.
Так как мы заняли десяток у четверки, то она уменьшилось на 1. Для того, чтобы не забыть об этом у нас и стоит точка.
Вычитание столбиком из чисел, содержащих нули.
Опять же, разберем на примере:
Из нуля вычесть 2 не получится, тогда опять занимаем у цифры слева. Это нуль. Ставим над нулем точку. И снова, у нуля занять не получится, тогда двигаемся дальше к следующей цифре. Занимаем у единицы. Ставим над ней точку.
Обратите внимание: когда в вычитании столбиком над 0 есть точка, нуль становится девяткой.
Вычитаем столбиком с примерами на картинках
Вычитание столбиком с примерами, разберем правило вычитания столбиком. Это очень простая операция, важно понять алгоритм вычитания, а потом сможете решать задачки на вычитание столбиком как семечки!
Вычитание столбиком примеры, правило.
Правило вычитания столбиком.
Первое, наверное с чего нужно начать :
Для того, чтобы вычесть столбиком, существует несколько правил:
Правило вычитания столбиком.
И каждую следующую справа цифру первого числа ставить под следующую цифру второго числа.
Если нижнее(однозначное) число больше верхнего, то занимаем десяток из левого, соседнего верхнего числа.
Если под цифрой сверху, либо снизу нет цифры, то цифру сносим под черту без изменений.
Особенно тяжело понимается третий пункт данного правила(см.выше.)! Поэтому на нём остановимся подробнее!
Нм требуется вычесть два числа столбиком :
Вычитание столбиком подробное описание
Располагаем наши два числа, которые должны вычесть столбцом, по правилам, правая цифра под правой цифрой:
Оставляем зарубку ‘ над числом 3, чтобы не забыть, что мы взяли оттуда единицу!
И последний столбец, под цифрой 8 ничего нет, и мы у восьмерки ничего не занимали, поэтому сносим её под черту без изменений.
Первый простой пример вычитания столбиком:
Для быстрого понимания возьмем простой пример без заимствования десяток…
Равняем по правому краю.
И почему это вычитание называется столбиком, потому, что сейчас.. на картинке вы видите все цифры выстроились в свои столбики.
Теперь в каждом столбике совершаем действие вычитания!
5- 4 =1 – сносим за черту…
3 – 1 = 2 – сносим за черту…
Второй пример вычитания столбиком
Первый пример был очень простым, потому, что все цифры второго числа были меньше чем верхние…
Давайте возьмем другое число и попытаемся отнять столбиком…
Нам потребуется занимать десятки…
Давайте отнимем от 8345 число 978.
Первый пример был очень простым, потому, что все цифры второго числа были меньше чем верхние…
Давайте возьмем другое число и попытаемся отнять столбиком…
Нам потребуется занимать десятки…
Давайте отнимем от 8345 число 978.
Опять выграниваем по правому краю.
Здесь существует правило! Если в одном столбце верхняя цифра меньше нижней, то нужно занимать единицу у следующей слева цифры.
Отнять от 5 8 не получится. Поэтому нужно занять единицу от 4 ставим апостроф над цифрой 4 – это означает, что там уже не 4, а на единицу меньше… 3
Чтобы понять, что это значит, то возьмите число 45 и представьте ё в виде 45 = 30 + 15
30 – это первая цифра(3) этого числа = 4 с апострофом и от 15 вычитаем 8 = 7 – опускаем за черту…
4 с апострофом = 3 от неё надо вычесть 7 – повторятся аналогичная ситуация, что и первом случае…
Вместо 83 у нас 82, можно отнять так же столбиком, а можно и так… в уме 82 – 9 = 73
Опять выграниваем по правому краю.
Здесь существует правило! Если в одном столбце верхняя цифра меньше нижней, то нужно занимать единицу у следующей слева цифры.
Отнять от 5 8 не получится. Поэтому нужно занять единицу от 4 ставим апостроф над цифрой 4 – это означает, что там уже не 4, а на единицу меньше… 3
Чтобы понять, что это значит, то возьмите число 45 и представьте ё в виде 45 = 30 + 15
30 – это первая цифра(3) этого числа = 4 с апострофом и от 15 вычитаем 8 = 7 – опускаем за черту…
4 с апострофом = 3 от неё надо вычесть 7 – повторятся аналогичная ситуация, что и первом случае…
Вместо 83 у нас 82, можно отнять так же столбиком, а можно и так… в уме 82 – 9 = 73
Как объяснить ребёнку вычитание в столбик.
Начнем с объяснения вычитания в столбик однозначных! С чего то надо начинать!
Вычитание в столбик однозначных объяснение для ребенка.
Т.е. показываем ребенку 9 пальцев:
Убираем одну руку, которая обозначает 5 пальцев.
Спрашиваем у ребенка, сколько остается.
Проделываем так несколько раз, на разных числах.
Переходим на вычитание в столбик для ребенка
Если визуально мы добились того, что это не вызывает проблем с подсчетом, переходим к вычитанию однозначных в столбик!
Располагаем число 9 в верхней строчке.
Ниже записываем второе число.
Под ним горизонтальную линию.
Вспоминаем упражнение с пальцами и записываем результат под чертой.
Повторяем аналогичные задачки несколько раз, чтобы вычитание однозначных въелось в подкорку и делалось на автомате!
Как объяснить ребёнку вычитание в столбик двузначных
Теперь стоит задача объяснить ребенку вычитание двузначных.
Начинать нужно, конечно, с вычитания однозначного от двузначного.
Предположим, что нам нужно вычесть от 19 тоже число 5.
Если ребенок еще плохо считает, объясняем ему на пальцах, аналогично, что в этом пунтке
Вы можете задействовать его 10 пальцев и свои 10.(это уже 20.)
Показываем ребенку 19 пальцев.
Спрашиваем сколько получилось у ребенка.
В начале, это будет очень тяжело, но поверьте мне, частое повторение приводит к автоматизму!
После того, как закрепили визуальное вычитание, можно переходить к вычитанию в столбик!
Проделываем те же операции, что в этом пункте.
Записываем аналогично в столбик.
вычитаем от 9 число 5,
единицу мы никак не трогали, поэтому её опускаем за черту нетронутой!
Если вы смогли объяснить этот пример, то можно переходить к вычитанию в столбик, когда нижнее число больше верхнего.
Эти варианты описаны выше в пунктах 1,2,3 вместе с правилом идут примеры.
Письменное вычитание в столбик
Мы научимся производить письменные вычисления двузначных чисел.
Для этого вспомним состав двузначного числа: десятки и единицы.
Например, 48 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 8. Так можно представить любое двузначное число.
Вычисления без перехода через десяток
Объясняю:
Первое число записываю сверху, второе число записываю под ним.
Под единицами первого числа записываю единицы второго числа.
Под десятками первого числа записываю десятки второго числа.
Знак вычитания ставлю перед записью чисел, а знак «равно» заменяю на черту под вторым числом.
Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
Пишу 4 под единицами.
Пишу 4 под десятками.
Читаю ответ: разность равна 44.
Вычисления с переходом через десяток
Рассмотрим другой случай письменного вычитания:
Объясняю:
Первое число записываю сверху, второе число записываю под ним.
Под единицами первого числа записываю единицы второго числа.
Под десятками первого числа записываю десятки второго числа.
Знак вычитания ставлю перед записью чисел, а знак «равно» заменяю на черту под вторым числом.
Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
Начинаю с единиц. Из 1 вычесть 7 не могу, поэтому занимаю у десятков 1 десяток и ставлю точку, чтобы не забыть, 11 – 7 = 4.
Пишу 4 под единицами.
Вычитаю десятки: было 6 десятков, но 1 десяток вычитаю, остаётся 5 и вычитаю еще 4, получаю 1.
Пишу 1 под десятками.
Читаю ответ: разность равна 14.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Презентация к уроку
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент. Вопросы задаются в быстром темпе.
— Какое сегодня число? 20
— День недели? вторник
— Какой месяц по счёту?3
— Как называется? март
— А время года? весна
Строит скворечники слайд 3-4
Вот и наши знакомые семья Ивановых вместе с жителями своего посёлка решили сделать и развесить 78 скворечников, 41 они уже сделали и развесили. Сколько им осталось смастерить скворечников?
Какое выражение для решения нужно записать? (разность 78 и 41)
Откройте тетради, запишите решение, выполнив поразрядное вычитание (ученики выполняют задание, т.к. это материал предыдущих уроков)
Приступаем к решению! 2-3 минуты
Проверка записи и решения слайд 5
За правильное решение мы сегодня будем ставить себе птичку (галочку) скворушку на полях слайд 5
Открываем слайд 6.
Миша решил. 78-41=(70+8)-(40+1)=(70-40)+(8-1)=30+7=37
Чья запись верна? Кто прав?
В этом разобраться нам поможет учебник.
II. Новая тема
Возвращаемся к нашим скворечникам (к решению ребят) слайд 8
Появляется первая птичка у тех, кто справился с заданием. Молодцы, ребята!
В данной разности назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность Слайд 9 (Отвечаем на вопросы)
III. Работа с учебником
Слайд 10 Задание №3 с самопроверкой (стр. 59)
Проверка Слайд 10. На полях птичка.
IV. Физминутка
Дети могут проговаривать вместе с учителем и выполнять движения по содержанию стихотворения А.Л.Барто “Скворцы прилетели” Слайд 11
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: – Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
Слайд 12 Задание № 4 по вариантам. Взаимопроверка.
Докажите! За каждый пример – одна птичка (2)
Слайд 13 Задание №5 Учебник стр.60 Самостоятельное решение.
Записать те выражения, в которых уменьшаемое состоит из трёх разрядов.
А вычитаемое – из двух. 5 минут на решение.
VI. Работа в паре. Вспомним правила работы в паре.
Задание №7. Учебник стр.60
Прочитайте внимательно задание, рассмотрите схему.
Работать будем по рядам.
Придумайте задачи к следующим записям. Слайд 14. 5минут.
Обратите внимание на краткую запись. О чём будет говориться в условии вашей задачи? Требование?
Проверка. Слайд 15. Если верно, нарисуйте птичку.
Посчитайте, сколько птичек у вас получилось! Слайд 16.
Спасибо всем за работу! Молодцы!
Домашнее задание. Слайд 17.