Как сделать стратосферный зонд
ближний космос аэрокосмическая лаборатория
Запуски в стратосферу
Космос — это не так уж далеко. Всего лишь один час пути на машине, если ваша машина может ехать вверх.
Несколько лет назад мы поняли, что технический прогресс, решающий разные бытовые задачи, незаметно приближает нас к космосу. Противоугонные GPS-маяки, цифровые камеры, литиевые аккумуляторы и интернет-магазины сделали возможным для пары любителей то, чем раньше занимались целые институты. Так мы решили осуществить запуск своего первого стратостата. Это было похоже на собственную маленькую космическую программу. Мы, конечно, с самого детства знаем, что живем на Земле, что она круглая и что защищает нас от космоса тоненькая прослойка атмосферы. Но никакой учебник или фильм не подтвердит это так бескомпромиссно, как собственная видеокамера, которая только что побывала в космосе!
По нашим постам о запусках нас заметили рекламщики. С ними мы запускали в стратосферу то наручные часы, претендующие на работу в любых условиях, то устраивали стратосферные соревнования тёмного и светлого пива. Удивительно, но многие производители мечтают когда-нибудь отправить свой продукт в космос. И пока занять даже небольшое место на борту космического корабля практически невозможно, «слетать» в ближний космос (это и есть слой атмосферы на высоте от 20 до 100 километров) вполне реально на стратостате. А для нас такие рекламные запуски стали отличной возможностью испытать новое оборудование и схемы полётов.
Вскоре к нам обратились и ученые. Причина похожая: эксперименты на стратостатах в условиях космодрома требовали от нескольких месяцев до нескольких лет на согласование, а мы организовывали подобный проект всего за пару недель. Сегодня мы участвуем во всемирных конференциях и конгрессах по космической тематике и готовим совместные доклады и научные статьи с различными специалистами.
Съёмка метеора в стратосфере
Одним из самых смелых на сегодняшний день стал запуск стратостата над олимпийскими объектами в Сочи за несколько дней до начала Игр. Взлетев над Адлером, зонд пролетел ровно над Красной Поляной и приземлился в 180 км от места запуска, преодолев Главный Кавказский хребет.
Недавно мы начали проект «Космос детям». Это попытка показать молодому поколению как прекрасен окружающий мир и земля, показать, что космос это нужное и интересное направление, и то что и в их жизни возможны довольно масштабные вещи требующие не так уж много затраченных сил.
Что дальше? У нас в планах множество разных экспериментальных, научных и познавательных запусков. И нам постоянно не хватает рук, голов и денег для осуществления наших идей. Присоединяйтесь к нашей команде, и вы сможете взяться за любую из актуальных и интересных вам задач. Даже если вы ничего не понимаете в технике но горите желанием поучаствовать в нашей маленькой космической программе, мы обязательно найдём вам интересное задание.
licrym
Блог инженера
Originally published at Мир глазами инженера. You can comment here or there.
В субботу участвовал в запуске стратосферного зонда в нашем хакспейсе. Подробности под катом. Кадр с зонда:
В подготовке запуска участвовали: наш хакспейс, центр информации по атомной энергии, магазин Четыре глаза. Трансляцию организовывала группа телепорт. Отметились журналисты от ОТВ, после чтения текста новости которых мы делаем фейспалм, портал 66.ru и представители телеканала соль.
Зачем вообще любителям такие пуски?
Метеорологи регулярно запускают метеозонды для исследования состояния атмосферы. Запуск же камеры на зонде совершают любители ради эффектных фотографий из “почти космоса” (near space). Благодаря современным технологиям – GPS, сотовая связь, компактные FullHD камеры – запуск очень простой, и очень часто в подобных запусках участвуют школьники – это неплохой “научный” школьный проект. Для студентов технических вузов – это хороший вызов – сконструировать наиболее совершенный зонд. Для более старших – это своего рода развлечение. Ну и конечно же – это первый подобный запуск с трансляцией в ЕКБ, насколько нам известно.
План полета и содержимое зонда
Полет метеозонда был согласован с авиадиспетчерами, нам дали стартовое окно. Шар, наполненный гелием за счет силы архимеда взмывает ввысь. По мере набора высоты шар раздувается, и в один из моментов взрывается, после чего зонд падает и раскрывает парашют. Так как полет совершенно не управляемый, наготове должны быть поисковые команды, готовые отправиться на поиски зонда.
В самом ящике располагается – 3 ячеечный литий-полимерный аккумулятор, который подпитывает экшн камеру (аналог GoPro в герметичном боксе, бросили тонкими проводами питание к разъему), питает блок записи показаний датчиков (освещенность, температура, давление воздуха), и питает видеокамеру с передатчиком которая направлена вниз – картинку с нее мы транслировали на старте.
Также в ящик был вложен автономный трекер со своей батарейкой и двумя симками. Он слал каждые 10 минут СМСкой координаты которые он определял по GPS или GSM, в зависимости от того что ловится.
Ну и наконец в ящике установлена сирена и светодиоды – для облегчения поиска. Сирена воет так что в помещении хочется зажать уши, при этом кушает всего 200 мА, и яркие светодиоды по углам. Что бы не расходовать зря энергию – сирена включается каждые 10 секунд на пару секунд, вместе со светодиодами. И всему этому добру на сутки хватает 4 штук батареек CR2032.
Перед запуском посчитали примерную траекторию полета шара при помощи онлайн сервиса:
Для надувания шара мы использовали баллон гелия:
В баллоне около 6 кубометров гелия, мы закачали в шар около 5. Использовали маленький редуктор с максимальным расходом по шкале 20 л/мин (максимум выкрутили примерно 40 л/мин)
Как все происходило
Утром в 9 мы собрались в хакспейсе и собрав в охапку все что понадобится для старта отправились к месту старта – благо рядом. Разложились, стал подтягиваться народ.
Пока журналисты брали интервью ребята из телепорта наладили трансляцию. Транслировалась картинка с камеры на стартовой площадке и картинка с камеры в самом зонде.
Мы начали надувать шар. И тут первая недоработка – нужен редуктор производительнее, а может вообще без редуктора, при расходе 40 л/мин мы надували его очень долго. Шар своим хвостом был надет на шланг и примотан лейкопластырем (изолента кончилась). Предварительно на хвост шара было продето кольцо (гладкое кольцо не перетрет латекс, в отличии от плетеной веревки).
перекрутив и прегнув хвост буквой U все замотали лейкопластырем. Нагрузка оказалась привязанной веревкой к кольцу, одетом на хвост.
Оказалось хорошей идеей иметь на старте маленькие шарики с гелием. Запустив пару можно увидеть направление ветра, и в нашем случае избежать попадания шара в провода с крыши на самом старте
Обратный отсчет, пуск!
Парашют из яркой ткани автоматически раскроется при движении вниз. Прильнув к мониторам смотрим на картинку с зонда. Озеро – Шарташ. Причем картинку получали уже когда зонд небыло видно в небе и он скрылся в облаках.
Вскоре картинка пропала. Пока зонд летит – перерыв на час – перекусить, переодеться.
Лог пришедший с трекера. Судя по отсутствию серьезного движения – зонд упал. Жаль что трекер не рапортует о высоте. (x-keeper invis duos, не сказать что бы он подходит для нашей задачи идеально, но как видно – сработал. )
Накладываем на карту – место севернее села Килачевского. Загружаемся в машины и едем. К счастью до места назначения есть неплохая дорога. Отдельно стоит сказать про навигаторы – ехал по яндексу. Он упорно предлагал странные маршруты. По его мнению лучше чем сделать крюк 5 км по хорошей дороге – надо срезать угол по в хлам разбитой грунтовке. Кроме того телефон тормозил и глючил просто катастрофически. Но до места добрались.
Поле, свежевспаханное, еще и покрытое слоем жидкого навоза. Судя по координатам – надо идти к краю поля.
Следующая наша ошибка – не подготовились, резиновые сапоги были только у одного. Искав длительное время зонд, и уже почти потеряв уверенность его таки нашли, подальше и в навозе:
Делаем следующие выводы.
Во первых вокруг сирены нужен кожух из проволоки. Ящик упал так что сирена оказалась прижата в навоз, и звук от этого заглушался.
Во вторых – замена веревок на ленты кислотно-флуоресцентного цвета позволит найти зонд издалека.
В третьих надо добавить маломощный радиомаяк и вести поиски с квадрокоптера.
В четвертых – поисковая бригада повышенной проходимости нужна. Возможно даже с квадроциклами.
Морально мы были готовы к тому, что зонд упадет так, что его будет невозможно найти – глубоко в лесу, в болоте, на закрытой территории, поэтому на самом зонде были написаны наши контактные данные, если его кто то найдет раньше нас. Того, что он упадет и пришибет кого-либо мы не боялись – хороший парашют, низкая плотность ящика давали нам уверенность – кроме испуга при попадании в голову наш зонд не вызовет.
Так как вскрытие планировалось в торжественной обстановке мы только вытащили и отключили сирену, иначе бы она свела нас с ума своим воем.
Нам повезло, все прошло на редкость удачно. Зонд пролетел неожиданно много – ветра в тот день способствовали:
К сожалению трекер в себя точки маршрута не сохранял, а на высоте связаться для отправки СМС не удалось – соты направлены антеннами вдоль поверхности земли, а не вверх.
В целом проект оказался интересным и удачным. Хотя его научная полезность невысока, полезность в плане популяризации технического творчества неоспорима.
Ребята из телепорта, которые были с нами и на старте, сопровождали всю дорогу сняли замечательный фильм про мероприятие:
Как согласовать полёт зонда в стратосферу (с чем мы столкнёмся на практике при запуске)
12 апреля мы собираемся запустить стратосферный зонд с небольшим сервером, откуда на CDN внизу будет передаваться наша страница. Входящий канал — низкоорбитальные спутники связи, исходящий — радиопоток на частотах любительского диапазона (телеметрия и управление) и Wi-Fi (видео и данные).
Проблема с запуском в том, что это неуправляемый летательный аппарат. В смысле, это просто шар с гелием, к которому прицеплено несколько килограммов железа. И это важно, потому что это железо может стукнуться о чей-нибудь самолёт или упасть на чью-нибудь территорию. Муниципалитетам, например, не очень нравится, когда на территорию его объектов такое падает. Заповедникам тоже. А Росатому уж вообще очень не нравится.
На борту будет камера, то есть это получится аэрофотосъёмка. Разрешение на неё надо получать у Федеральной службы безопасности.
Это пиковый полёт, то есть мы поднимаемся до рабочей высоты, быстро выполняем миссию и спускаемся на посадку. Зонд обычно уносит на 100-150 километров от точки старта по направлению ветра, дующего на высоте от земли до 30 километров. Выше 20 км как правило пропадает турбулентность, да и плотность воздуха там в 100 раз меньше (на съёмке видно характерную границу атмосферы), поэтому полёт там становится более плавным. Лететь мы можем хоть до Владивостока, но чем больше траектория тем сложнее получить официальное согласование полёта, что заставляет нас максимально сокращать полёт.
Вот так выглядит этот полёт, 99% всей атмосферы Земли находятся уже ниже нашей стратосферной платформы:
Первое, что мы делаем — это ищем место, где 150 километров полёта в «примерно том» направлении по ветру будет проще всего согласовать. Для этого нужно зайти на сайт fpln.ru (он, кстати, работает на OpenStreetMap) и ищем себе место, где потребуется минимум согласований:
Как правило, это означает, что надо выбраться подальше от Москвы — выйти за пределы зон аэропортов, разных военных объектов и вообще плотной застройки. Хочется стартовать не из города (это уменьшит согласования) и уж точно приземляться в поле или хотя бы в лес по той же причине. Ещё хорошо было бы, чтобы в точке приземления не было ничего такого, что заставит нас искать зонд с полезной нагрузкой больше 5-6 часов.
Если это ваши первые согласования, то готовьтесь к очень долгому квесту с официальными документами. Некоторые согласования спокойно могут отнимать до пары месяцев. Мы для уменьшения рисков делаем следующее:
Со всеми владельцами запретных зон на карте надо пройти процесс согласований. Например, если мы летим над заповедником – получить разрешение от них, если над упомянутым Росатомом – от них и так далее. Естественно, со всеми окружающими аэродромами тоже надо согласовать. Всех авиационных диспетчеров управляющих маршрутами полёта самолётов тоже нужно предупредить.
За 3-5 дней до старта появляется прогноз погоды и ветров, которому можно верить, и нужно начать согласовывать полёт в виде вилки траекторий. Это уже не зона широкими мазками с разными точками старта, а одна точка старта и угол разброса от ветра. Иногда это z-образные траектории, иногда круги или квадраты (зависит от конкретной погоды и плана). Но чаще всего именно точка старта и угол.
Пример составления заявки на запуск аэростатов и шаров — зондов
На этой стадии надо подать заявку в центр организации воздушного движения. По этой заявке разрешают или не разрешают использование воздушного пространства. Дальше они устанавливают тот или иной режим использования и вставляют в план. Это в том случае, если их ничего в согласованиях не смущает. Но в центре могут запросить дополнительные согласования с соседними областями, аэродромами, либо с генштабом.
Если всё нормально, то дают предварительное разрешение за трое суток до старта. В этот момент мы уже начинаем готовить свой мини-ЦУП. Вот примерно так он выглядит:
За час до старта нужно звонить и уточнять, всё ли хорошо. В этот момент план полёта для центра сравнивается с фактической погодой (ветром). Дальше возможно три варианта:
Мы сами можем отцепить нагрузку от шара. Диспетчеры центра организации воздушного движения также могут потребовать этого в любой момент. Это значит, что мы отдаём команду на аппарат, там специальное устройство расцепляет карабин, и сам шар взмывает ввысь (где быстро лопается от давления), а нагрузка спускается вниз под парашютом. Это нужно на случай резкого изменения ветра и других происшествий, когда опасность движения шара в нерасчётной зоне гораздо выше опасности приземлиться в нерасчётном месте. Мы очень надеемся, что результатом полёта не станет что-то вроде «убили корову маршрутизатором».
Сам по себе шар опасности почти не представляет, он наполнен инертным не горючим гелием. А вот нагрузка тяжелее птицы и летит выше птицы, поэтому может оказаться неприятной помехой для самолётов, хотя пока нам не известно ни одного случая авиапроисшествий с участием шаров зондов. Естественно, мы стараемся провести траекторию над малонаселёнными районами, чтобы минимизировать возможные неприятности и при приземлении.
Точно ли мы запустимся ровно в день космонавтики? Нет.
Вот что может помешать:
— Плотная облачность
С запуском проблем не будет, но будут помехи по видеотрансляции, поскольку облака будут гасить сигнал (а мы ограничены по мощности и по свойствам передатчиков). Вероятность плотной облачности мы оцениваем примерно в 30%.
— Сильный ветер у земли
Это усложняет запуск. 2 из 100 запусков срываются из-за этого, либо же надо иметь запасные зонды на случай, если основной порвёт порывами ветра. Казуальная оценка — 20%.
— Осадки (дождь или снег)
Запуск во время дождя или снега может привести к изменению траектории полёта. Попадание дождя на электронику или на объективы камер может испортить оборудование или изображение. Оценка 20%.
— Внезапные учения или специальные полёты
В зависимости от графика работы ближайших аэродромов бывает, что разрешение на один день получить сложнее, чем на другой. Из-за этого иногда приходится переносить старт. Вероятность ниже 20% по опыту.
Что может случиться в полёте и при приземлении?
— Приземление в сложном месте
Шанс меньше 10% при текущем секторе. Но всё равно возможно приземление в труднодоступном месте, требующем более 1 суток для подбора оборудования. Нужно добраться до места приземления, забрать оборудование и скачать видеоматериалы с борта. Поэтому не ждите результатов сразу )
— «Выкуп» зонда
1 раз приходилось заплатить нашедшему чтобы он вернул оборудование. 2 раза отдавали бесплатно. Это происходит в случае приземления в зоне видимости посторонними людьми, когда они подбирают зонд раньше нас. Именно поэтому мы устраиваем охоту за зондом с призом на машинах – чтобы прямо по телеметрии его ловили ещё на спуске. Вероятность 3% по статистике 100 полётов.
— Потеря оборудования при приземлении в недоступном месте
Из 100 запущенных стратостатов 3 были потеряны в связи с приводнением или приземлением в место, откуда оборудование не смогло установить связь со спутником и передать свои координаты.
Для уменьшения такой вероятности мы стараемся обеспечить положительную плавучесть полезной нагрузки и дублируем системы связи.
— Проблемы с ёмкостью каналов связи
На день запуска в утверждённом месте может не оказаться достаточной скорости имеющихся каналов выхода в интернет. Это касается транспондерной ёмкости и трансляции видео из мини-ЦУПа до вас. На нашем стратостате мы используем два разных канала связи. На земле – всех доступных операторов мостом. Оценка риска — менее 10%.
Так что мы не обещаем 100% шоу, но делаем всё, чтобы оно получилось. Главное — чтобы была погода. И с ней, вроде бы (тьфу-тьфу) пока всё в порядке по прогнозу, но вы же знаете как иногда ошибаются прогнозы :).
Приглашаем Хабражителей принять участие в нашем эксперименте и побороться за главный приз — поездку на Байконур.
Как мы запускали метеозонд на Урале. Часть 1
Запуск метеозонда в небо — есть старинная забава ученых и энтузиастов, со времен инцидента в Розуэлле (штат Нью-Мексико). Метеорологи запускают зонды для наблюдения за процессами в верхних слоях атмосферы. Кто-то запускает зонды в торнадо, чтобы узнать его структуру. Энтузиасты же, в основном, делают это для красивой картинки нашей родной планеты с высоты полета Фрэнсиса Гэри Пауэрса.
Наш хакспейс полон энтузиастов, и был лишь вопрос времени, когда мы проведем такое грандиозное мероприятие. Это время настало весной текущего года. Прохладным утром 11 апреля 2015-го, хакспейс MakeItLab вместе с сетью магазинов оптики «Четыре глаза» и несколькими другими организациями запустили метеозонд в «уральскую» стратосферу!
С чего все начиналось
Почти год назад наш хакспейс посетил Александр Изгагин, глава местного планетария, и предложил вместе запустить метеозонд. Принес кучу уже купленного оборудования, включая два баллона. Осталось только собрать все вместе, определиться с полезной нагрузкой, добыть гелий, и запустить аппарат в небо.
Тогда же была и сформулирована главная цель запуска — популяризация науки. Для этого предполагалось собрать много школьников на сам запуск. Устроить среди ребят конкурс на лучшее исследование, которое можно провести на борту зонда. Отправить в стратосферу что-нибудь памятное.
Но, к сожалению, пока мы неторопливо готовились к запуску, незаметно подкрались холода и снег. Так что мероприятие было решено перенести на весну 2015-го. К тому же, весной есть еще и замечательный праздник — день космонавтики. Именно к этой дате мы и запланировали торжественный запуск. Осталось только закончить начатое!
Из чего состоит метеозонд
Перед тем как приступить к конструированию, мы тщательно изучили «интернеты», и в частности опыт наших коллег из Санкт-Петербурга. Узнали, как и из чего создать метеозонд, что называется, своими руками. Так мы выяснили, что классическая схема любительского метеозонда состоит из трех основных частей:
Баллон и обвязка
Метеозонды поднимаются в воздух за счет архимедовой силы, выталкивающей шар с легким газом в верхние разряженные слои атмосферы. В качестве легкого газа обычно используют водород или гелий. Первый дает большую тягу, но в смеси с воздухом очень взрывоопасен (помним Гинденбург). Второй является инертным газом, посему не горит, но и тягу дает меньшую. Раз уж мы собрались запускать зонд среди кучи детей, выбор пал на гелий.
Мы использовали хлоропреновый шар, широко используемый в рекламных целях. Собственно и покупали мы его в соответствующей организации. Судя по спецификации, максимальный объем 8-футового шара составил 7.5 куб. метров. Максимальный рекомендуемый вес груза — 4.5 кг. Вот так он выглядел в исходном состоянии. Как гигантский надувной шарик.
Парашют
Есть две распространенные схемы крепления парашюта. В первой, фал от нагрузки до шара непрерывен, а парашют с балансировочным кольцом как бы ответвляется от фала, и свободно болтается. Во второй, фал делится на два отрезка, первый из которых цепляется за центр балансировочного кольца, а второй за верхушку парашюта. Мы выбрали второй вариант.
Балансировочное кольцо нарисовали в SketchUp, и распечатали PLA пластиком на 3D-принтере. Парашют вырезали из куска брезента 1х1м. Пришили к нему восемь строп, и проделали в центре отверстие. Все края, разумеется, обработали. Вот так выглядит сложенный парашют и кольцо:
Идея работы такой схемы проста. Пока аппарат взлетает, парашют находится в натянутом состоянии, и служит частью фала. Как только шар лопается, парашют теряет натяжение и начинает расправляться.
Приборный отсек
Опираясь на мировой опыт и наши хотелки, мы решили разместить в летающем кубе следующее оборудование:
1) GPS GSM трекер отечественной фирмы X-Keeper. GPS-трекер — это устройство, которое каждые N минут отправляет через GSM сеть GPS координаты своего местоположения. В этом конкретном устройстве стояли симки двух наших крупнейших операторов. Чтобы трекер помог, ясень пень, спускаемый аппарат должен упасть в зоне действия сети одного из операторов.
2) Светозвуковой маяк с автономным питанием. Спустя несколько часов после старта это устройство начинает тревожно выть и мигать яркими светодиодами. Это должно было немного упростить поиск, особенно в темное время. По сути, простая платка на энергоэффективном микроконтроллере MSP430.
3) HD камере SJ4000 на боку модуля было суждено снимать красоты нашей планеты с заоблачной высоты.
4) Камера в полу модуля и радиопередатчик 500мВт 1.2ГГц предназначались для онлайн-трансляции при взлете.
5) Блок сбора показаний датчиков — этакий логгер — мы установили для измерения высоты полета, температуры, влажности. Кроме этого, на борт аппарата приклеили небольшую солнечную батарею, которую также подключили к логгеру.
6) LiPO аккумулятор емкостью 2200 мАч и напряжением 3S (11.1В) — для питания всего этого безобразия.
7) Особый груз — 12 юбилейных монет с изображением Юрия Гагарина, и горстку всяких важных вещей, включая детскую игрушку и ириску.
Более подробно про оборудование зонда напишем в следующей статье, а пока вот такая схема того, что с чем связано.
Сам модуль собрали из теплоизоляционного материала толщиной 30 мм. Экструдированный пенополистирол, который продается в каждом строительном магазине. Короб тщательно склеили Uhu Por клеем и обернули армированным скотчем. Получилась вот такая коробка:
Вес метеозонда, включая сам шар, фал, парашют и приборный отсек составил около 2 кг. Учитывая, что шар мы планировали наполнить 5 кубами гелия, зонд должен был взлететь с приличной скоростью 5 м/с.
Передатчик для камеры:
Светозвуковой маяк собран на скорую руку:
Нижняя онлайн-камера была помещена в напечатанный на 3D-принтере корпус. Бронестекло не стали ставить, дабы не провоцировать появление росы.
Наземное оборудование
Для обеспечения трансляции видео с борта зонда использовали вот такой приемник и направленную антенну к нему. Кстати, благодаря этой антенне удалось снимать видео с расстояния в несколько километров.
Баллон гелия приобрели у местного поставщика технических газов. В подобной же конторе, добыли и редуктор для баллона. Надо сказать, без редуктора накачать шар будет непросто. При откручивании вентиля на баллоне газ попрет очень бодро, и можно будет легко порвать шар. Все наблюдатели при этом зальются веселым гномьим смехом.
Разрешение на запуск
Как оказалось позже, вопросами запуска метеозондов занимается служба с длинным названием: зональный центр единой службы по организации воздушного движения (сокращенно ЗЦ ЕС ОрВД). Там нас попросили написать официальный запрос на запуск метеозонда, с указанием летных характеристик, а также точной даты и времени запуска. Далее, в день X, мы должны были уведомить службу о нашей готовности, и сообщить расчетные координаты падения зонда. Что мы и сделали, воспользовавшись сервисом прогноза predict.habhub.org. Наконец, после падения аппарата, следовало еще раз позвонить, и сообщить о завершении миссии.
За 1 час до старта
Итак, все готово к запуску метеозонда. Вытаскиваем оборудование на площадку запуска, и начинаем подготовку.
Включаем бортовое питание, и тем самым запускаем HD-камеру на запись, а онлайн-камеру на трансляцию. Александр Кормильцев дорезает поролон, которым мы забили пустое пространство приборного отсека.
На телевизоре появляется картинка с онлайн-камеры. Так что метеозонд теперь «видит».
Запускаем гелий в шар. Редуктор у нас был слабенький, пришлось выкрутить его на всю катушку.
Даже на максимуме пропускной способности редуктора, пришлось ждать около получаса пока шар не наполнится до желаемого объема. После того как шар приобрел угрожающие размеры, мы перемотали горловину лейкопластырем, и привязали к нему кольцо с фалом.
Последний шаг — закрываем крышку зонда. По сути, заклеиваем все тем же армированным скотчем.
Торжественный момент — загрузка монеток:
Начало закачки гелия в баллон:
Видео трансляция работает (левый нижний угол):
Старт
За несколько секунд до старта начинаем потихоньку стравливать фал вверх. Окружающие нас дети хором ведут обратный отсчет, и остановить их уже нельзя. Бортовая HD-камера вовсю работала, так что на ней хорошо запечатлен этот волнительный момент.
Онлайн-трансляция с борта
А это несколько скриншотов прямой трансляции.
После того, как шар поднялся на километр вверх (на вскидку), антенну видеоприемника пришлось нацеливать вручную:
Целиком видеотрансляция с момента отрыва от земли находится на ютубе: youtu.be/N5ZAYWiAtB0?t=3600
Поиск
Шар улетел, и нам оставалось только ждать первых GPS координат с трекера. В общем-то, вероятность того, что зонд упадет в зоне действия мобильных операторов была весьма невысокая. Всё-таки, мы живем на Урале: лес вокруг.
Но случилось то, что случилось. Спустя один час и 15 минут, на мой телефон пришла долгожданная SMS с координатами! Было ощущение, как будто мы получили первый сигнал с марсохода. С этого момента, все стали морально готовиться к путешествию. Ведь координаты указывали на точку в 200 км от города, ядрен батон!
Мы открыли веб-интерфейс трекера и стали ждать следующих координат. Каждые 10 минут поступала обновленная информация. Зонд неторопливо спускался на парашюте в район города Ирбит. Наконец, координаты перестали меняться, и мы выдвинулись в путь. Всего было три машины и 11 человек.
Десант притворяется. На самом деле всю дорогу пытались нащупать видеосигнал с передающей камеры.
Вообще, уже на карте было видно, что зонд лежит где-то в поле. Почему-то я был уверен, что поле представляет собой просто кучу земли, максимум — вскопанной. Ну все же садили/копали картошку. Но не тут то было! Оказывается, я никогда не видел весеннего удобренного поля. Мир уже не будет таким, как прежде…
Тут мы еще веселые, сразу после выгрузки. Предвкушаем поиски. Угадайте, кто единственный взял с собой резиновые сапоги?
А впереди бодрая пробежка по бескрайнему полю:
Следуя по заветным координатам, мы таки нашли его! В самой-самой жиже, но нашли!
Небольшой видеоролик с места падения:
Разбор полета
Долгая дорога домой заняла еще три часа с лишним. Наконец, достигнув к ночи нашего хакспейса, мы вскрыли приборный отсек.
Достали пакетик с монетками и стратегический контейнер с ириской.
SD-карточка с данными телеметрии. В ней-то как раз и хранится информация о высоте полета! Все очень переживали, как высоко смог подняться наш метеозонд.
Судя по графику, зонд поднялся почти на 19 километров. Конечно, если верить дешевому барометру BMP180.
И, наверное, самая ожидаемая информация — видео с HD камеры.
32-гигабайтная флешка была целиком забита. Причем, первые 2 часа — это видео непосредственно взлета и посадки. Остальное — лежание на поле.
Видео и фото полета
Ребята из «Телепорт» оперативно скомпилировали фильм о наших приключениях:
Благодарности
Мероприятие прошло крайне успешно благодаря слаженной работе всех организаторов и помощников. Так что хочется сказать огромное спасибо всем задействованным организациям:
Планы на будущее
Уже в конце мая — начале июня мы планируем очередной запуск. И к этому мероприятию у нас уже есть некоторые идеи модернизации: