Как сделать стрипбокс своими руками
Как самому сделать софтбокс в домашних условиях.
Ни для кого не секрет, что нельзя добиться хорошего качества видеосъемки, без правильного освещения.
Хорошим помощником в решении этой проблемы, как для начинающих видеоблогеров, так и для профессионалов, являются софтбоксы. Грубо говоря — комнатные прожекторы.
Без данного устройства, невозможно получить приемлемую картинку в домашних условиях. Подобные “светильники” широко представлены в китайских интернет магазинах, но для начинающих пользователей, даже их цена оказывается неподъемной.
Когда вы станете профессионалом в фотографии и видеосъемке, у вас уже не будет другого выхода, кроме как приобрести себе одну из качественных моделей.
Вопрос цены здесь уже не будет так важен. На первоначальном же этапе, подобный прожектор с достойными характеристиками можно сделать и своими руками. Ничего сложного в этом нет.
По качеству освещения самодельный софтбокс, если у проигрывает заводскому, то ненамного.
Если открыть в интернете и ютубе советы по его изготовлению, то 90% из них будут начинаться с рекомендаций – “возьмите обычный упаковочный картон”.
Но дело в том, что надежность и жесткость такой конструкции, крайне неудовлетворительна. Отдельные половинки рефлектора склеиваются обычным скотчем, который со временем высыхает и все расползается.
Поэтому если хотите, чтобы ваш софтбокс прослужил долго, лучше сразу отказаться от этой затеи. Еще можно попробовать ДВП.
Но это отрицательным образом скажется на общем весе конструкции. Также будут проблемы с креплением такой тяжелой “головы” на штативе.
Это очень легкий материал, обладающий достаточной жесткостью и прочностью. В строительном магазине один лист пенополистирола стоит порядка 200 рублей.
Одного такого листа как раз хватает, чтобы сделать собственный софтбокс.
Прежде всего требуется расчертить заготовки или лепестки будущего рефлектора. Можете воспользоваться следующими размерами и шаблоном.
Далее, при помощи канцелярского ножа, вырезаете размеченные заготовки.
Чтобы их состыковать в единую конструкцию, воспользуйтесь саморезами.
Они обеспечат первоначальную жесткость каркаса. Затем монтажной пеной окончательно проклейте все части.
Сперва с внутренней стороны.
А потом с наружной.
Монтажная пена прочно и надежно соединит все кусочки в одно целое. Такого жесткого каркаса от картона вам никогда не добиться.
После того как пена высохнет, а учитывая ее небольшую толщину, для этого достаточно 40 минут, ее излишки срезаются.
Далее необходимо вырезать центральный квадратик, который встанет в серединку рефлектора.
Из-за достаточной толщины пенополистирола, вам даже не придется его крепить на болты.
Можно кстати вырезать дырочку не под одну лампочку, а сразу под две. Вдруг вам будет недостаточно мощности.
Некоторые советуют использовать одну или две мощные лампы, подключаемые через диммер на шнурке.
Далее этим регулятором выставляется требуемый уровень яркости.
Однако не стоит забывать один отрицательный нюанс – появление мерцаний при диммировании светодиодных ламп.
На качестве видеосъемки и на вашем зрении это отразится не в лучшую сторону.
Центральная часть также закрепляется на монтажную пену. В итоге у вас получается жесткая, прочная, но самое главное легкая заготовка.
Далее приступаем к изготовлению светоотражающего покрытия. Здесь стоит учитывать один немаловажный момент.
Прежде чем обклеивать нижнюю часть данной заготовки, нужно заранее с внешней стороны прикрутить какой-нибудь прочный материал, за который и будет в дальнейшем крепиться отражатель к штативу.
Можете воспользоваться кусочком НДФ. После этого спокойно переходите к обклеиванию внутренней части софтбокса.
Для этих целей чаще всего используют пищевую фольгу для запекания. При этом ее рекомендуют обязательно проминать перед наклеиванием. Это улучшает отражение.
Софтбокс- это по большому счету некий модификатор. Его задача – преобразовать источник света из малого точечного, в источник рассеянного света большего размера.
Если представить, что фольга идеально ровная, то и отражать падающий на нее свет, она будет относительно направлено. А если фольга будет иметь грубую, шероховатую поверхность, со множеством изломов, значит и свет отразится от нее в хаотичных направлениях.
То есть, как бы рассеется по внутреннему объему софтбокса. Причем просто так фольгу скомкать не получится. Она у вас порвется. В этом деле тоже есть свои нюансы.
Лучший способ – размотать рулон целиком и затем постепенно складывать его вдвое. Пока он не превратится в маленький квадратик.
Потом все это дело разложить и повторить заново.
Вместо фольги можете воспользоваться утеплителем или подложкой с отражающим покрытием. Такие обычно наклеиваются за батареей на стенке.
Поверхность у них изначально не идеально гладкая и ничего мять не придется. Наносите на середину листа клей ПВА, а края склеиваете при помощи клеевого пистолета.
Каждую из четырех сторон отражателя мастерите отдельно. На это уйдет не более 30-40 минут.
Далее переходим к выбору лампочки и ее подключению.
Лампочки выбирайте светодиодные, с минимальной температурой нагрева. Идеальным вариантом будут экземпляры с цветовой температурой 5000 Кельвинов.
Но такие редко попадаются. Обычно идут 4000К, 4500К или 6000К. Тут уже смотрите по своим обстоятельствам и условиям съемки.
Но ни в коем случае не используйте теплый желтый свет. Иначе ваше лицо на фото и видео, будет напоминать человека, только что проснувшегося после запоя.
Еще для таких светильников немаловажен коэффициент цветопередачи CRI.
Он должен быть однозначно выше 80. С низким CRI или Ra, вы не сможете добиться нормального баланса белого. Цвет кожи будет зеленеть и выглядеть неестественно.
Цвета вообще при неправильно выставленном свете могут преподносить сюрпризы.
После выбора лампочки переходим к штативу. У большинства блогеров и пользователей, нормального регулируемого штатива нет. В тоже время, очень хочется получить софтбокс, именно с возможностью менять высоту и угол наклона рефлектора.
Все как у профессионалов.
Мощное тяжелое основание лучше сделать из куска ДСП. Вырежьте из него круг или квадрат и три треугольника. Они нужны как подкосы, для устойчивости всей конструкции.
В центр такой площадки помещается цилиндрическая палка (например от швабры) или толстая пластиковая трубка.
Далее все эти части соединяются между собой саморезами по дереву.
Сверху на это основание вставляется удилище. Осталось только придумать как сам софтбокс соединить с этим штативом.
Самый дешевый и подходящий вариант – подобрать нужного диаметра металлопластиковую трубку и крепежные клипсы. У вас должна получится примерно вот такая конструкция.
Ее можно поворачивать как вверх-вниз, так и вправо-влево.
Две клипсы соосно крепятся или намертво приклеиваются к наружной стенке софтбокса и через переходную трубку и еще одну клипсу, насаживаются на штатив. Ничего более простого, но в то же время эффективного, вы не придумаете.
Чтобы этот отражатель или рефлектор превратить именно в софтбокс, осталось подобрать рассеивающий экран. Дабы не покупать специальный материал, можно воспользоваться полупрозрачной упаковочной тканью, которая идет в коробке вместе с крупной бытовой техникой (телевизоры, холодильники).
Изначально она двухслойная. Если ее плотность будет для вашего софтбокса слишком большой, уберите один из слоев.
Оставшийся материал натягиваете и крепите по бокам при помощи обыкновенных прищепок или канцелярских зажимов.
Давно не покупали никакой техники? Тогда поспрашивайте полупрозрачную ткань в местах, где продают тюль, занавески и т.п.
Называется она бязь. Ее преимущество в том, что такую ткань, в отличие от упаковочного материала, можно сшивать вдвое по краям.
А впоследствии, просто натягивать этот квадрат на каркас отражателя, без всяких прищепок и клея.
А еще он не выгорает и не меняет свой цвет.
Для хорошего освещения обычно требуется два таких софтбокса, размещаемых справа и слева от точки съемки.
С целью придания красивого эстетического вида, можете внешнюю часть покрасить черной краской. Тогда устройство не будет ничем отличаться от заводского.
Еще один вариант крайне дешевой подсветки можно посмотреть на видео ниже. Сам отражатель в нем не ахти какого качества, зато ролик весьма полезен тем, кто захочет самостоятельно изготовить штатив, полностью собранный из полипропиленовых труб.
Вдруг у вас нет в наличии старой удочки. А в видео приводится подробная инструкция с описанием необходимых материалов и фитингов в качестве крепления.
Снимаем в студии со стрипбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №8]
Приветствую читателей PHOTAR.RU! В цикле #ProСвет мы делимся с вами интересными приёмами работы со студийным освещением. В первом сезоне речь идёт о том, как получить отличный результат, используя всего одну студийную вспышку с насадкой. В одном из прошлых выпусков я рассказывал о том, как снимать с большим стрипбоксом 180х30, а сегодня я расскажу, как получить интересную картинку используя этот же стрип, но ещё и с сотами.
Каждый выпуск #ProСвет состоит из двух частей: видеоформат, в котором вживую видно как получился тот или иной результат, и текстовая часть с более подробным разбором технических аспектов и советами. И, как обычно, советую подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Итак, соты нужны для того, чтобы ограничить площадь светового поля и сделать освещение на объекте более контрастным. Важно отметить, что соты не направляют свет в более узкое световое пятно, а отсекают свет, который разлетается в разные стороны. Таким образом, количество света становится меньше, что влечёт за собой компенсацию экспозиции через увеличение мощности прибора либо через изменение настроек камеры. В зависимости от размера сотовой ячейки (у разных фирм они разнятся) размер светового пятна и контраст будут отличаться. Чем меньше и глубже ячейки тем меньше площадь светового пятна и выше контраст. Для более наглядного понимая давайте сравним освещение стрипбокса без сот и с сотами.
Как видно по картинкам выше, соты очень уменьшают площадь светового пятна и достаточно сильно влияют на общую экспозицию снимка. А если быть более точным, то в положении 4 разница следующая:
В положении 10 разница тоже довольно существенная:
Если сравнить положение 4 и положение 10 между собой, то в положении 10 свет получается чуть более равномерным.
Теперь предлагаю посмотреть какие преимущества даёт нам использование сот на практике. Для начала я продемонстрирую какой характер света нам даёт стрип без сот.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Далее, я немного снял контраст, отодвинув прибор от модели
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru После того как надели соты, я не скомпенсировал изменение экспозиции, и картинка получилась тёмной.
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Илья Кайгородов / Photar.ru Увеличив мощность прибора (генератор Profoto Pro-10) на 0,5 ступени я получил устраивающую меня экспозицию. Обратите внимание, расположение прибора никак не изменилось, а контраст увеличился достаточно заметно.
© Павел Молчанов / Photar.ru Я разворачиваю стрип практически горизонтально, чтобы получить более выраженный свет в центре и заметное падение экспозиции к краям кадра (эффект виньетирования).
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Илья Кайгородов / Photar.ru Ещё немного изменю схему так, чтобы модель была слегка смещена в кадре от яркого пятна в центре. Таким образом она получается освещена более однородно, а светлое пятно в центре усиливает эффект виньетирования.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru В ситуациях, когда необходимо получить контрастное освещение очень пригодится такая насадка как стрипбокс 30х180 с сотами. Как вы увидели по примерам, достичь нужного эффекта можно не размещая источник света близко к модели. А за счёт вращения насадки можно получить интересные эффекты виньетирования. Кроме этих, так скажем, базовых функций, использование сот позволит акцентировать внимание на объекте, оставив окружение более тёмным. Стрипбоксы с сотами отлично подойдут для съёмки драматичных кадров с преобладанием теней. Но не стоит ограничивать себя только этим применением!
Примеры с других моих съемок с использованием стрипбокса с сотами: