Как сделать струны для электрогитары
Как правильно поставить или поменять струны на гитаре
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Я, вообще, довольно часто встречал жалобы от гитаристов, что их гитары быстро расстраиваются и не держат строй.
Многие грешат на свои недорогие гитары и дешевую фурнитуру, даже не подозревая, что гитара не держит строй, отнюдь, не из-за фурнитуры.
Все дело в правильной установке струн на гитару!
Замена струн на гитаре процесс только на первый взгляд тривиальный, а ведь есть тут и свои хитрости.
По крайней мере, узнать, как правильно поставить или поменять струны на гитаре, может сильно облегчить вам жизнь.
Шаг 1:
После того, как вы закрепили гитарную струну на бридже, доведите ее до головы грифа и пропустите в отверстие колка.
Шаг 2:
Оставьте запас небольшой запас струны для намотки на колок и слегка натяните струну по направлению к голове грифа. Постарайтесь не дергать струну вперед-назад – она может погнуться и сломаться.
Шаг 3:
Загните конец струны по направлению к центру головки грифа, и пропустите его под струной.
Шаг 4:
Удерживая натяжение струны, оберните струн вокруг себя, делая своего рода «замок». Постарайтесь удерживать струну в натянутом положении, это предотвратит деформацию струны и поможет ее правильной установке.
Шаг 5:
Удерживая струну в натяжении, начинайте крутить колок. Струна должна зажать сама себя. Струна должна наматываться вниз по валу колка, чтобы увеличить угол ее наклона относительно порожка.
Финальный результат:
Вот такой вот «замок» позволяет добиться того, что гитара будет расстраиваться гораздо меньше.
Да и еще один совет, старайтесь рассчитать запас длины струны таким образом, чтобы вокруг колка было не более 2 – 3 витков.
Так что теперь вы знаете как правильно поменять струны на гитаре. =)
UPD: Ну, и наглядные видео:
Видео: Как поменять струны на электрогитаре
Видео: Как поменять струны на акустической гитаре
Видео: Как поменять струны на классической гитаре
Дополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Струны для гитары: история появления и особенности производства
В данном разделе вы сможете найти исчерпывающий перечень материалов об изготовлении и истории гитарных струн, узнать о том, как появился и развивался тот или иной популярный бренд, в чем состоят особенности некоторых уникальных современных технологий производства. Итак, поехали!
Появление первых прототипов гитары
Сама по себе гитара в привычном нам современном виде (сейчас речь идет об акустических и классических инструментах) получила массовую популярность около XV века. Однако идея создания струнных инструментов зародилась намного раньше – одни из первых инструментов с прототипами гитарных струн появились еще до нашей эры во времена расцвета Египетской цивилизации. Восточные прототипы лютни (ребаб, ситар, домбра) были изобретены примерно в период IV-VIII вв. н. э.
На заре своего появления струны для гитар и лютневых инструментов изготавливали из волос и кишок. С годами производство из волос было прекращено и мастера стали отдавать предпочтение исключительно овечьим кишкам. Сам термин «гитара» появился в Европейской литературе около XIII века как видоизмененное от греч. «кифара».
Примечательно, что с течением времени менялось и количество струн на акустических гитарах и классических инструментах – изначально набор состоял из 4 пар струн, т.е. всего их было 8. Начиная примерно с XV-XVI вв. мастера начали экспериментировать – появлялись комплекты с 5 парами струн, с 4 парами и одной дополнительной и т.д. Все это позволило расширить диапазон и сферу применения гитары, улучшить ее звучание и значительно повысить популярность среди музыкантов.
В середине XVII века лютье начали изготовление толстых струн для акустической гитары – конструкцию они позаимствовали у производителей фортепианных струн, начав применять обмотку и создавая отдельно сердечник и отдельно навивку. Такой подход позволил упростить конструкцию инструмента и окончательно отказаться от использования парных струн, которые лишь имитировали широту тонального диапазона.
Уже в середине XVIII века стандартный набор струн для классической гитары включал в себя 6 струн – три тонких и три толстых, в обмотке.
Настоящим прорывом стал XX век – именно тогда в качестве основных материалов для изготовления стали применятся сталь, а также нейлон. Это позволило не только удешевить производство, но и значительно расширить возможности звучания гитар, создать фундамент для дальнейшей электрификации гитар, повысить точность производства. В XXI веке появилось множество технологий защиты струны от окисления, воздействия жира и грязи – производители в основном сосредоточились на увеличении срока «жизни» комплектов.
Поговорим подробнее про различные технологии производства.
Струны для акустической гитары и классических инструментов из кишок
Идея использовать кишки мелкого рогатого скота для изготовления струн пришла прямиком из медицины – в средние века именно по такой технологии производились прочные хирургические нити.
Кишечные струны являются самой ранней формой изготовления струн. Особенно популярны были струны для классической гитары из овечьих и бычьих кишок – несмотря на не самое изящное производство, звучали они весьма объемно, бархатисто и достаточно громко. Очевидно, что и их цена была доступной далеко не для каждого уличного музыканта.
Благодаря сохранившимся летописям мы можем вкратце рассказать и о том, как такие струны производились: на начальном этапе кишки животного на протяжении 5-6 дней размачивали в воде, после чего их чистили с применением золы. На втором этапе натуральный материал сильно вытягивали, скоблили, после чего скручивали и переплетали.
Хорошие струны для акустической гитары на самом финальном этапе отправляли на отбеливание диоксидом серы и окончательную сушку, шлифовку и обработку оливковым маслом.
Справедливости ради отметим, что некоторые достаточно известные акустические музыканты и по сей день используют кишечные струны. Для толстых струн такого типа натуральные волокна используются только в сердечнике – снаружи кишечного керна наматывается металлическая проволока.
Главная проблема этой устаревшей технологии – крайне малый срок службы струн. Буквально через 1-2 недели игры они не просто теряют изначальные тембровые характеристики – они высыхают и разрушаются от малейшего прикосновения. При этом они оставляют слабый, но ощутимый запах на пальцах при продолжительной игре.
Какие струны для гитары лучше: металл или нейлон?
Очевидно, что однозначного ответа на данный вопрос не существует – все зависит и от специфики вашего инструмента, и от особенностей игры, и от требуемого звучания.
Нейлоновые струны – любимый выбор среди гитаристов классического стиля. Большая часть таких струн не имеют на конце шарика и приматываются к бриджу специальными узелками. Появились они во время Второй Мировой Войны – боевые действия требовали много ресурсов, в частности хирургических нитей, который изготавливали из кишок.
В столь тяжелые времена музыкантам было очень непросто купить гитарные струны – на помощь пришел струнный мастер Albert Augustine, который решил использовать нейлон в качестве альтернативы кишкам. Результат настолько всколыхнул индустрию, что нейлоновые струны до сих пор являются одним из наиболее популярных у современных музыкантов.
По своей сути нейлон является очень прочным и удобным для игры, при этом звучит немного менее ярко и объемно по сравнению со струнами из кишок.
Струны из металла сегодня являются самыми распространенными среди музыкантов, играющих на электро-, бас- и акустических гитарах. Существует два типа таких струн: плоские и в обмотке. Технология изготовления современных струн для бас-гитары и электрогитары была позаимствована у производителей струн для фортепьяно. Однако наборы для гитар требовали наличия тонких первых струн – это требовало более тщательного подхода к соблюдению гибкости и эластичности материалов.
На современном этапе производители фокусируют свои усилия на трех главных аспектах:
Струны для бас-гитары и электрогитары в оплетке
Поговорим немного об истории создания технологии намотки на струнах. Впервые упоминания о навивочных техниках встречается в летописях конца XVII века. Появились они благодаря необходимости расширения тонального диапазона в более низкие регистры.
Из-за малой массы «опустить» строй тонкой струны было очень проблематично – а если просто сделать ее толще, то терялась эластичность, и музыканту было очень неудобно играть. При обычном утолщении струны также наблюдалась нестабильность вибрации после каждого щипка струны.
В середине XVII века появилась идея использовать сталь и технику намотки на струнах. Такая струна состояла из сердечника (обычно он изготавливался из кишок), вокруг которого обматывалась стальная проволока. Примечательно, что конструкция струны с оплеткой практически не изменилась за прошедшие века и сегодня их производят по очень схожему принципу. В качестве сердечника используется керн из стали, нейлона, шелка и даже кевлара.
Какие струны лучше для акустической гитары и для электрогитары?
Настало время поговорить о типах оплетки на современных струнах.
Круглая обмотка – самая популярная на сегодняшний день. Конструктивно отличается тем, что в качестве намотки используется не лента, а проволока. Самые простые в производстве, имеют самую низкую цену. При агрессивном звукоизвлечении оплетка может повреждаться.
При игре имеют призвуки – от щипка медиатором или от движения пальцев вдоль струны. Быстрее изнашивают лады гитары, быстрее теряют звонкость из-за попадания между витками намотки грязи и пыли. Более яркие и звонкие по сравнению со струнами в плоской намотке.
Полукруглая намотка – гибрид первых двух типов, обладает в меру звонким и в меру густым звуком. Изготавливаются путем навивки круглой обмотки, которую потом сошлифовывают, делая ее с одной стороны плоской.
Гексагональная обмотка – конструктивно это струны с гексагональным сердечником и, чаще всего, круглой проволокой. Такие струны имеют высокий срок службы, они звучат максимально ярко, хотя не для всех кажутся комфортными при игре. Быстрее всех истирают лады.
Итак, теперь, когда мы знаем конструкционные особенности и технологии изготовления современных струн, можно составить краткую таблицу по подбору струн исходя из их технических характеристик:
Намотка
Материал
Плоская
Полукруглая
Круглая
Гексагональная
Бронза (акустические гитары)
Максимальный срок службы (из-за особенности материала и намотки), хороший баланс между ярким звучанием бронзы 80/20 и «густым» тоном плоской навивки
Срок службы выше, чем у комплектов с круглой намоткой, объемное звучание, которое при этом имеет хорошую читабельность на лид-партиях
Максимально яркое звучание, подойдет для фольк-музыки и солирующих акустических гитаристов
Фосфор-бронза (акустические гитары)
Максимально глубокое и объемное звучание, отличный выбор для игры пальцевой техникой
Полукруглая обмотка частично компенсирует объемность и мягкость звучания фосфор-бронзы, добавляя в звучание более яркие обертона. Хороший выбор для игры медиатором и ритм- и лид-партий
Универсальный выбор – мощный и объемный звук фосфор-бронзы прекрасно сочетается с яркостью звучания круглой обмотки
Чистый никель
Такие струны встречаются практически только у одного бренда – Thomastik-Infeld. Имеют глубокое звучание, которое выбирают джаз-мены и обладатели полуакустических джаз-гитар
Достаточно редкий вариант – подойдет для блюза, джаза, мягких вариаций рока
Наиболее распространенный вариант никелевых струн – имеет в меру глубокий звук, который, однако, звучит очень певуче на лид-партиях. Излюбленный вариант большинства исполнительных винтажных стилей (джаз, блюз, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.)
Никелированная сталь
Ясный и глубокий звук без скрежета и лишних призвуков, очень часто такое сочетание материала/обработки выбирают бас-гитаристы. Увеличенный срок службы.
Больше яркости в звучании, однако слегка меньший срок службы из наличия мельчайших желобинок в намотке и попадания туда грязи и жира. На данный момент такое сочетание обладает достаточно низкой популярностью
Наиболее популярный и универсальный вариант – яркий и в меру мощный звук, который подойдет для любых музыкальных стилей и техник игры.
Увеличенная надежность струн, более яркий звук. Отличный выбор для тех, кто хочет получить максимальную магнитоактивность и «раскачать» свой инструмент.
Классический пример – серия D’Addario NYXL
Цена таких струн для гитары обычно выше – но они при этом имеют более яркое и «полное» звучание
Чистая сталь
Очень редкие струны, которые не получили особого распространения среди электрогитаристов, однако имеют определенную аудиторию среди бас-гитаристов. Яркий и достаточно глубокий звук с максимально гладкой и удобной для игры поверхностью
Яркий звук и минимальное количество призвуков при игре, слегка больший по сравнению с комплектами с круглой намоткой срок службы. Классический пример – серия D’Addario EHR
Второе по популярности сочетание материалов/технологий. Яркий и «прорезающий» звук – отличный выбор для гитаристов-представителей любых жанров и стилей, защита от коррозии.
Что касается выбора струн в зависимости от вашего строя – об этом мы подготовили отдельную статью на нашем сайте.
Уход за гитарными струнами
У многих гитаристов возникает закономерный вопрос: как продлить срок службы струн, какие средство по уходу могут в этом помочь? В данном разделе мы постараемся кратко описать различный варианты уход за струнами.
Когда следует производить замену струн на классической, акустической, электро- или бас-гитаре? В данном случае руководствуйтесь тремя аспектами:
Когда нужно менять струны на гитаре? Зачем и как варить струны?
Сегодня у нас на очереди достаточно необычный материал: мы вкратце расскажем про износ струн и про то, когда же необходимо купить новые струны, а также про сакральный и уже почти забытый процесс варки струн.
Вопросы, связанные с установкой, чисткой струн, их заменой – пожалуй, самые популярные среди современных гитаристов. Как узнать правду и не ошибиться в действиях, если одни говорят о необходимости замены набора уже чере з 1-1.5 месяца, другие играют на одном комплекте по полгода, а третьи вообще не слышали о превентивной замене струн – для них необходимость сменить комплект наступает только в случае обрыва одной из струн? Сегодня мы кратко и на понятном для новичков языке выскажем свою экспертную позицию на этот счет – и в качестве бонуса дополним рассказ ознакомительной инструкцией по варке струн: данный способ часто практиковали наши предки десятилетия назад во времена тотального дефицита в СССР.
Почему струны звучат плохо?
Исключая технические аспекты (неправильная установка, несоответствие диаметра струны и диаметра пропила в порожке, брак в намотке и т.д.), струны начинают звучать хуже под действием коррозии и из-за накопления всякого рода «мусора» на поверхности. Поясним: во время игры струна незаметно воздействует на кожу любого гитариста, как бы «срезая» при трении верхний едва заметный слой кожи. Мы этого не видим и не чувствуем, но мельчайшие частички кожи попадают на намотку и забиваются между витками – так нарушается естественный механизм колебания струны, она становится тяжелее, теряет звонкость и может вовсе перестать строить.
Вторая угроза – тотальная нелюбовь гитаристов мыть руки до игры и протирать струны после занятий. Как результат, на намотку помимо частичек кожи попадает грязь, жир, скопления пыли и влага. Влага – третья угроза, которая может привести к ржавению и полному выходу из строя комплекта струн.
Не меняете струны чаще, чем раз в 3-4 месяца? Тогда постарайтесь вспомнить, когда вы последний раз мыли руки перед занятиями, когда протирали намотку струны от грязи и жира, подумайте, каждый ли раз ваши руки были идеально сухими? Очевидно, что звучание струны не «тускнеет» за одну ночь – это постепенный процесс, и в этом и кроется его коварство: многие музыканты обладают ложной уверенностью, что струны «и так неплохо звучат, вроде бы звук с момента установки не особо-то и изменился».
Просто установите новый комплект и почувствуйте разницу в звуке и ощущениях.
Как продлить срок жизни струнам?
В первую очередь, струны требуют ухода – при этом не стоит думать, что этот уход слишком дорог и отнимает много времени и сил.
Ранее мы публиковали два материала по уходу и выбору долговечных комплектов – советуем их изучить, займет это не более 5-10 минут:
Следуя простым рекомендациям из данных статей и правильно подбирая набор под особенности своей игры, можно сократить затраты на покупку новых струн в 2 и более раза!
Когда нужно менять струны?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. При этом очевидно, что замены требует комплект, который уже не строит, в котором разрушилась намотка и который попросту не звучит. В остальном каждый гитарист сам выбирает для себя тот порог «затухания» звука, который его устраивает.
Решить проблему износа можно двумя способами: традиционным и простым – купить новые струны для гитары или же последовать по непростому пути наших отцов – проварить струны. Сейчас второй способ практически не применяется, так как неплохой новый комплект можно приобрести даже за 200-300 рублей – однако же в период дефицита музыкальных аксессуаров в СССР он пользовался небывалой популярностью. Итак, как это происходило.
Как варить струны для гитары?
Способ работает только с металлическими струнами – ни вздумайте варить нейлон или другие полимерные материалы!
1. Берем старые струны, сматываем в аккуратные колечки.
2. Готовим кастрюлю: подойдет любая, главное, чтобы в ней хватило места для всех струн. Набираем воду, ставим кипятить.
3. Пока вода закипает, добавляем в нее активное вещество: по совету «бывалых» остановиться лучше на 2-3 ложках соды, соли, уксуса либо моющего средства для посуды. Отдельные любители «поварить» добавляли сразу несколько средств, что должно было усилить эффект.
4. Перед закипанием аккуратно укладываем «колечки» в воду. Варятся струны примерно 30-60 минут: при этом они должны закипеть и провариться в кипящей воде не менее 5-10 минут. За это время весь жир, грязь и коррозия отстанут от намотки.
5. После варки комплект струн следует промыть прохладной водой и насухо вытереть сухой тряпкой. Готово!
По словам представителей старшего поколения «чистых» струн хватало еще на пару месяцев сносного звучания, при правильно проведенной процедуре они точно строили и даже не покрывались ржавчиной. Вторую проварку обычно уже не делали – комплект приходил в негодность во время повторной процедуры.