Как сделать студийное качество звука
Как за копейки сделать студийный звук
Если вы хотите узнать «Какой нужен микрофон для ютубера?» Какой из недорогих микрофонов может дать студийное качество, как получить качественное звучание малой кровью, то вы попали по адресу.
Скажу честно, если денег мало, то купите самый дешевый микрофон за 100-200 рублей в любом магазине. Тут главное начать. А по мере роста вашего профессионализма купите себе что-то из микрофонов, о которых речь пойдет дальше.
Но даже на микрофоне за 100 рублей можно сэкономить, если вы записываете не скринкасты, а живое видео. В каждой камере, смартфоне всегда есть недорогой микрофон, которого на первые месяцы работы вполне хватит.
«Кстати, практически во всех роликах плохую картинку зритель перетерпит, но плохой звук отобьет всякую охоту смотреть ваше видео»
Для тех кто сразу хочет хороший звук и для тех кто хочет апгрейдится у меня есть две модели микрофонов, которые вам очень подойдут. Звук отличный и цена доступная.
1 Сравнение разных микрофонов
2 Бюджетный микрофон, если нужен шикарный звук
ISK BM-800 идет в комплекте с пауком, металлический + кейс. Но к нему нужна звуковая карта для фантомного питания и балансный вход, что бы исключить помехи. Все нормальные звуковые карты с XLR входом обычно обладают этими характеристиками.
Стоит ISK BM-800 примерно 100 долларов, но есть китайские клоны, которые стоят примерно 1000-1500 рублей. Так же с хорошим звуком есть модель Alctron mc410, ему тоже требуется фантомное питание, но стоит он примерно 40-60 долларов.
Одна проблема: в обычных магазинах эти модели не так часто встретишь, нужно заказывать с Китая.
Отличным решением может стать Behringer C1-U. У меня есть такой, Звук пишет хороший. На сегодняшний день он стоит порядка 5500 рублей. Плюс к нему понадобится подставка (трипод) специально под микрофон. Ее можно купить за несколько сотен в музторге.
Так же для качественного звука необходимо установить поп-фильтр, который будет гасит резкие звуки «П» и «Б». Он стоит еще порядка 1500 рублей в музторге. Но умные ютуберы подсказали мне, что его можно сделать самому за 100 рублей. Я так и поступил.
Для этого нам понадобится пяльце (такой круг для вышивания), пара капроновых носков, кусок толстого алюминиевого или медного одножильного провода и черная изолента.
Наша задача надеть два носка на пяльце натянуть их и закрепить. Изолентой соединяем все это с куском проволоки, которую предварительно обматываем черной изолентой для красоты. И готово. Теперь у нас классный поп-фильтр с гибкой ручкой. Я его вставил в круглое отверстие в микрофонной подставке.
Но при этом со мной приключился курьезный случай, когда я пошел покупать капроновые носки в женский отдел. Сначала я приобрел пяльце и вместе с ним подошел к продавщице и спросил есть у нее капроновые носки. Оно спросила какие моей девушке нужны (понятия не имею чем они отличаются), но я с невозмутимым видом достаю пяльце и говорю, что надо такой носок который налезет на эту штуку. Думаю к ней не часто приходят с такими просьбами.
Это так же напоминает мне случай, когда на одном из тренингов, мне с товарищем пришлось покупать женские купальники для себя, что бы изобразить синхронное плавание. Видели бы вы лицо той продавщицы… Она даже предлагала их примерить, но это совсем другая история…
3 Лучший микрофон за копейки дает студийный звук!
Вернемся к микрофонам. Я все же рекомендую вам доплатить тысячу рублей и купить себе следующий аппарат — японский аудиорекордер Zoom H1. Это отличный микрофон XY направленный (стерео), на него легко можно купить ветрозащиту, он очень маленький, работает от батарейки, так что записывать можно где угодно и самое главное в него можно вставлять петличные микрофоны (петлички).Да, это те самые маленькие черные штучки, которые крепят все блоггеры и телеведущие в районе воротника.
Так что видео вы сможете снимать на свой смартфон, а звук записывать на рекордер. Хорошая петличка стоит денег, но для начала вам пойдет и самая простая, баксов за 30-50. Слышал,, что даже за 10 долларов можно что-то купить.
К тому же он по USB кабелю подсоединяется к компьютеру и может использовать как обычный USB микрофон, давая при этом шикарное звучание.
Думаю вам стоит покупать именно его.
Бюджетная петличка для мобильных телефонов SHURE MVL дает хорошее качество записи.
4 Как сделать сочный и профессиональный
звук за 5 минут
Конечно качество звука зависит от акустики помещения, качества вашего микрофона и ваших навыков управлять своим голосом. Но при прочих равных есть способ не заморачиваться со звуком и сделать его насыщенным и приятным на слух.
Для этого нам понадобиться ваш записанный голос и программа Adobe Audition.
Заходим в программу, перетаскиваем туда звук, смотрим что на вкладке Window стоит галочка напротив Effects Rack, в левой колонке переключаемся на вкладку Effects Rack и выбираем Podcast Voice, потом нажимаем Apply. Конечно предварительно вам нужно выделить необходимую часть аудиозаписи.
Теперь ваш звук точно будет ровнее и приятнее. Можете при желании так же поигратьcя с другими пресетами. Только не забывайте нажимать кнопку Apply.
5 Улучшаем акустику помещения
Как я говорил раньше, для старта вам пойдет любая акустика, любой микрофон, главная сама суть ваших роликов. Но качество звука вещь нужная, поэтому вам стоит кое что об этом знать.
«Самый бюджетный, но эффективный способ зачитать дикторский текст на микрофон это залезть под одеялом»
Там не будет никаких резонансов и лишних помех. Рекордеры Zoom это позволяют сделать, а так же любые диктофоны, даже в телефоне, особенно если вы используете петличку или гарнитуру.
Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами
Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.
Общие советы
Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.
Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.
Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.
Обрабатываем звук для оффлайн-видео
Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.
Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.
Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.
Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.
Поиск и подрезание резонанса
Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.
Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:
● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.
● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.
● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.
● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.
● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.
Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот
Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:
● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.
● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.
● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.
● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.
При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.
Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:
● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)
● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.
● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.
● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.
Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.
Лимитер и компрессор в роли лимитера
Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.
Обрабатываем звук в онлайне
У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.
Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.
Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio
Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:
2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.
● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.
● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.
● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.
3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.
4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.
При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).
Дайте послушать результаты!
Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.
Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.
При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.