как школьная форма влияет на дисциплину

Введение школьной формы оказывает влияние на дисциплину

Как сообщает интернет-портал «Педагогика», школьная форма оказывает прямое влияние на качество и характер процесса обучения в школах. Результаты тестирования школ, где введена единая школьная форма доказывает целесообразность ее введения как с точки зрения психологических, так и физиологических аспектов.

Школьная форма разрабатывается с учетом физиологии ребенка, при этом учитывается, что частота дыхания ребенка в 3 – 3,5 раза выше, чем у взрослого. Именно поэтому стандартная одежда не соответствует специфике физиологии детей – она рассчитана для взрослых и не совсем подходит для школы. Однако главная цель введения единого стандарта одежды кроется в создании среды, которая дисциплинирует учеников и настраивает их на учебный процесс. Форма делает всех учеников равными, что стирает социальное неравенство и способствует формированию особой учебной среды.

Претензии учеников к единому стандарту формы будут всегда, и эту особенность можно учитывать: для этого необходимо использовать принципы трансформации одежды, которые расширяют ее функционал, позволяя избежать однообразия.

Психологи до сих пор не имеют единого представления о значимости школьной формы: с одной стороны, одинаковая одежда позволяет обойти некоторые отрицательные моменты, свойственные взрослению. Подростки начиная с 10 лет, начинают интересоваться модой и стремятся стать самостоятельной личностью, что приводит к перекосам в одежде, отрицательно влияющим на познавательный процесс.

С другой стороны, школьная форма позволяет сформировать команду – класс, который будет более дружным, а ученики не будут испытывать комплексов из-за отсутствия недостаточно дорогой или красивой одежды.

По мнению психологов, форма позволяет ребенку адаптироваться, почувствовать себя членом новой социальной группы и понять, что здесь есть свои правила. По мере взросления одинаковая одежда начинает подавлять индивидуальность и в старших классах использование единого стандарта нецелесообразно. Тем не менее отсутствие одинаковой формы в старших классах не означает полного разнообразия в одежде – некоторый дресс-код должен быть обязательно.

Источник

Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»

Ученица 4 класса изучает историю возникновения школьной формы и её влияние на обучение в школе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»»


Актуальность. Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме.

Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.

Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования: Школьная форма.

Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.

Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.

По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»

Изучить историю появления школьной формы.

Понаблюдать за моделями школьной формы;

Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»

Провести эксперимент в классе

Взять интервью у директора школы, психолога.

Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.

Найти материалы по теме в городском музее.

Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений

Анализ материалов СМИ.

Проведение социологического опроса, наблюдение, эксперимент

История появления школьной формы

Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».

В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.

Ею гордились. Форма имела военный фасон и включала в себя фуражку, гимнастерку и шинель. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.

Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики» мы находим такое описание гимназической формы: «. Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «. на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».

Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение 2)

Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.

II. Школьная форма 20 века

На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:

Каждую субботу мы сами стирали школьную одежду, бережно пришивали белые воротнички и манжеты, гладили галстуки. Сушили постиранные вещи прямо в комнате над печкой. Однажды у меня так сушилось платье, и ткань загорелась. Мама услышала запах гари и поняла, что горит моя форма, быстро сбросила его с печки, но платье было испорчено. Конечно, сделали заплатку, (новую форму покупали 1 раз в 3 года), и я долго носили длинные фартуки, чтобы прикрыть прореху.

За ношением формы следили вожаки пионерской и комсомольской организаций, проводили рейды по классам, чтобы выявить нерадивых учеников без формы. Сначала таким ребятам делали предупреждение, и если они были замечены вновь без формы, выпускалась «Молния», где в форме карикатуры высмеивались проступки. Увидеть себя в такой стенгазете было большим стыдом и позором. И ребята исправлялись. Я считаю, что форма необходима, так как она лицо школы, которой гордится каждый ученик»

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.
Для девочек в эти годы ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Именно такую форму довелось носить моей бабушке. В семейном альбоме я нашла старые фотографии.

Из воспоминаний бабушки: «В школьной форме ходили все: и мальчишки, и девчонки. Все школьные мероприятия проходили только в школьной форме, и никто никогда не спорил и не говорил, что я не хочу одевать школьную форму. Мы даже не носили украшения и не красились, потому что могли заставить умываться, и будет стыдно. Все были равны, и выделиться можно было только знаниями.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.

Из воспоминаний мамы: «Я пришла в школу в 1986 году и с 1 по 4 классы я ходила в школьной форме. Это было примером, как нужно было одеваться именно в школе. И мы до самого окончания школы придерживались правил, как можно одеваться и как нельзя. С 8 класса одинаковой формы у нас в школе не было. Но мы ходили в юбках и блузках, обязательно белый верх и темный низ.
Даже когда я поступила в училище и устроилась на роботу, у меня в памяти осталось, что куда можно одевать. Во многих организациях в правилах внутреннего распорядка есть правило дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.

Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

III. Школьная форма средней школы № 12 города Усолье-Сибирское

На сайте нашей школы я нашла положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. Оказывается, в школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.

Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в лицее с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом

В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора нашей школы, которая высказала свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:

— Нужна ли школьная форма?

— Я считаю, что школьная форма нужна. Представьте себе, что каждый человек на производстве, на заводе, на фабрике всегда носит определенную форму одежды, а вот отличительной особенностью детей является ношение школьной формы. Она красивая, удобная в использовании.

— Обязательно надо носить форму?

— Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.

— Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?
— Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Эту форму выбрали сами дети, значит, она удовлетворяет потребности детей.

— Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?

По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом.

Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные. Представьте себе, вы пришли в школу, а учителя ходят в спортивной форме. Вы, наверное, подумали бы, что с ними что-то произошло?

В ходе исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:

организация конкурса рисунков «Школьная форма будущего»;

проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;

проведение в классе эксперимента «Форма против неформы»;

Все эти мероприятия способствовали повышению интереса к данному вопросу у одноклассников и ребят начальной школы. Для изучения вопроса: «Нужна ли школьная форма»?» был проведен опрос среди учеников нашего класса.
В опросе приняло участие 23 человека. Результаты опросы представлены в приложении. При опросе выяснилось, что большинству в школьной форме очень комфортно, они с удовольствием ее носят в школу и считают, что она обязательно должна быть. По 5-бальной системе сегодняшней школьной форме была поставлена оценка – 4. Очень интересны ответы на вопрос: «Что хотели бы изменить в форме?»(см. приложение)

Для изучения вопроса: «Влияет ли школьная форма на успеваемость и дисциплину»?» в классе был проведен эксперимент. В среду ребятам было предложено прийти в парадной форме, а в четверг – наоборот, попросили надеть то, что им нравится. После этого была проведена дискуссия, которая позволила выяснить мнение учащихся – в какой одежде было более комфортно на уроках, и как школьная форма связана с дисциплиной и успеваемостью.

— 70% учащихся поделись тем, что когда они были в школьной форме, то ощущали себя учениками, не отвлекались, сосредоточенно работали и старались аккуратно писать в тетрадях, в классе было понимание.

— 30 % учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность быть неповторимыми, красивыми. Но в то же время признались, что на уроке они отвлекались на блестящие наряды одноклассниц, хотелось смеяться без повода, разговаривать. И соответственно они получали замечания учителя.

Среди учеников нашего класса был также проведен конкурс рисунков «Школьная форма будущего». В нем приняли участие 23 человека.

Можно сделать вывод, что тема школьной формы очень интересна для школьников.

Татьяна Николаевна, наш школьный психолог, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.

В процессе исследовательской работы мы выяснили плюсы и минусы школьной формы:

Школьная форма. (плюсы)
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)
Нежелание детей ее носить.
«Потеря индивидуальности».
Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду». Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо!

Источник

Влияние школьной формы на процесс обучения

Педагогические науки

Похожие материалы

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время нахождения их в школе и на официальных школьных мероприятиях [1].

Для того, чтобы выявить влияние школьной формы на процесс обучения в школе было проведено анкетирование с обучающимися и учителями Гимназии № 4 г. Елабуга РТ. Были задействованы ученики 8 А (25 человек) и 8 В класса (23 человека), а также преподавательский состав, в количестве 15 учителей. Анкеты проводились анонимно.

В результате анкетирования было выявлено, что 50 % исследуемых среди обучающихся, не готовы к внедрению школьной формы. В противовес этому сложились результаты анкетирования среди учителей, по результатам которого 50% преподавательского состава относятся положительно к единой одежде в школе.

В результате опроса «Отношение к школьной форме» обучающихся 8 классов, в количестве 48 человек были получены следующие данные: 34% опрошенных в количестве 16 человек, от общего количества высказали свое безразличное отношение к школьной форме, 25% — положительное отношение, что составило 12 человек из общего числа опрошенных и 41% — отрицательное (20 человек).

По данным опроса «Приносит ли школьная форма пользу?» были также выявлены результаты. Из 48 человек, 20 учеников ответили на вопрос о пользе школьной формы — «да, сглаживает социальное неравенство», что составило 43%. О том, что школьная форма приучает к дисциплине, считают 15 человек (31%). Отрицательно ответили 9 человек, что составило 18% и у 4 человек, составляющих 8%, этот вопрос вызвал затруднение при ответе.

По результатам опроса 42% опрошенных отрицательно воспринимают школьную форму, предпочитая ей свободный стиль одежды и, считают, что школьная форма сглаживает социальное неравенство. Положительное отношение к введению школьной формы наблюдается у 25% опрошенных и 73% отмечают полезное воздействие школьной формы в коллективе.

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательного характера между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы «В чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться [2]. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей [3]. Школьная форма подразумевает единый стиль. Единый стиль в одежде это: умение носить деловую одежду, как правило, вызывает чувство гордости за свой внешний вид; по мнению психологов — способствует появлению желания работать в команде; решает определенные социальные проблемы.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»

Ученица 4 класса изучает историю возникновения школьной формы и её влияние на обучение в школе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»»


Актуальность. Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме.

Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.

Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования: Школьная форма.

Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.

Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.

По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»

Изучить историю появления школьной формы.

Понаблюдать за моделями школьной формы;

Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»

Провести эксперимент в классе

Взять интервью у директора школы, психолога.

Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.

Найти материалы по теме в городском музее.

Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений

Анализ материалов СМИ.

Проведение социологического опроса, наблюдение, эксперимент

История появления школьной формы

Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».

В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.

Ею гордились. Форма имела военный фасон и включала в себя фуражку, гимнастерку и шинель. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.

Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики» мы находим такое описание гимназической формы: «. Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «. на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».

Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение 2)

Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.

II. Школьная форма 20 века

На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:

Каждую субботу мы сами стирали школьную одежду, бережно пришивали белые воротнички и манжеты, гладили галстуки. Сушили постиранные вещи прямо в комнате над печкой. Однажды у меня так сушилось платье, и ткань загорелась. Мама услышала запах гари и поняла, что горит моя форма, быстро сбросила его с печки, но платье было испорчено. Конечно, сделали заплатку, (новую форму покупали 1 раз в 3 года), и я долго носили длинные фартуки, чтобы прикрыть прореху.

За ношением формы следили вожаки пионерской и комсомольской организаций, проводили рейды по классам, чтобы выявить нерадивых учеников без формы. Сначала таким ребятам делали предупреждение, и если они были замечены вновь без формы, выпускалась «Молния», где в форме карикатуры высмеивались проступки. Увидеть себя в такой стенгазете было большим стыдом и позором. И ребята исправлялись. Я считаю, что форма необходима, так как она лицо школы, которой гордится каждый ученик»

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.
Для девочек в эти годы ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Именно такую форму довелось носить моей бабушке. В семейном альбоме я нашла старые фотографии.

Из воспоминаний бабушки: «В школьной форме ходили все: и мальчишки, и девчонки. Все школьные мероприятия проходили только в школьной форме, и никто никогда не спорил и не говорил, что я не хочу одевать школьную форму. Мы даже не носили украшения и не красились, потому что могли заставить умываться, и будет стыдно. Все были равны, и выделиться можно было только знаниями.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.

Из воспоминаний мамы: «Я пришла в школу в 1986 году и с 1 по 4 классы я ходила в школьной форме. Это было примером, как нужно было одеваться именно в школе. И мы до самого окончания школы придерживались правил, как можно одеваться и как нельзя. С 8 класса одинаковой формы у нас в школе не было. Но мы ходили в юбках и блузках, обязательно белый верх и темный низ.
Даже когда я поступила в училище и устроилась на роботу, у меня в памяти осталось, что куда можно одевать. Во многих организациях в правилах внутреннего распорядка есть правило дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.

Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

III. Школьная форма средней школы № 12 города Усолье-Сибирское

На сайте нашей школы я нашла положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. Оказывается, в школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.

Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в лицее с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом

В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора нашей школы, которая высказала свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:

— Нужна ли школьная форма?

— Я считаю, что школьная форма нужна. Представьте себе, что каждый человек на производстве, на заводе, на фабрике всегда носит определенную форму одежды, а вот отличительной особенностью детей является ношение школьной формы. Она красивая, удобная в использовании.

— Обязательно надо носить форму?

— Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.

— Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?
— Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Эту форму выбрали сами дети, значит, она удовлетворяет потребности детей.

— Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?

По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом.

Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные. Представьте себе, вы пришли в школу, а учителя ходят в спортивной форме. Вы, наверное, подумали бы, что с ними что-то произошло?

В ходе исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:

организация конкурса рисунков «Школьная форма будущего»;

проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;

проведение в классе эксперимента «Форма против неформы»;

Все эти мероприятия способствовали повышению интереса к данному вопросу у одноклассников и ребят начальной школы. Для изучения вопроса: «Нужна ли школьная форма»?» был проведен опрос среди учеников нашего класса.
В опросе приняло участие 23 человека. Результаты опросы представлены в приложении. При опросе выяснилось, что большинству в школьной форме очень комфортно, они с удовольствием ее носят в школу и считают, что она обязательно должна быть. По 5-бальной системе сегодняшней школьной форме была поставлена оценка – 4. Очень интересны ответы на вопрос: «Что хотели бы изменить в форме?»(см. приложение)

Для изучения вопроса: «Влияет ли школьная форма на успеваемость и дисциплину»?» в классе был проведен эксперимент. В среду ребятам было предложено прийти в парадной форме, а в четверг – наоборот, попросили надеть то, что им нравится. После этого была проведена дискуссия, которая позволила выяснить мнение учащихся – в какой одежде было более комфортно на уроках, и как школьная форма связана с дисциплиной и успеваемостью.

— 70% учащихся поделись тем, что когда они были в школьной форме, то ощущали себя учениками, не отвлекались, сосредоточенно работали и старались аккуратно писать в тетрадях, в классе было понимание.

— 30 % учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность быть неповторимыми, красивыми. Но в то же время признались, что на уроке они отвлекались на блестящие наряды одноклассниц, хотелось смеяться без повода, разговаривать. И соответственно они получали замечания учителя.

Среди учеников нашего класса был также проведен конкурс рисунков «Школьная форма будущего». В нем приняли участие 23 человека.

Можно сделать вывод, что тема школьной формы очень интересна для школьников.

Татьяна Николаевна, наш школьный психолог, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.

В процессе исследовательской работы мы выяснили плюсы и минусы школьной формы:

Школьная форма. (плюсы)
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)
Нежелание детей ее носить.
«Потеря индивидуальности».
Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду». Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *