как школьная форма влияет на образование

Влияние школьной формы на процесс обучения

Педагогические науки

Похожие материалы

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время нахождения их в школе и на официальных школьных мероприятиях [1].

Для того, чтобы выявить влияние школьной формы на процесс обучения в школе было проведено анкетирование с обучающимися и учителями Гимназии № 4 г. Елабуга РТ. Были задействованы ученики 8 А (25 человек) и 8 В класса (23 человека), а также преподавательский состав, в количестве 15 учителей. Анкеты проводились анонимно.

В результате анкетирования было выявлено, что 50 % исследуемых среди обучающихся, не готовы к внедрению школьной формы. В противовес этому сложились результаты анкетирования среди учителей, по результатам которого 50% преподавательского состава относятся положительно к единой одежде в школе.

В результате опроса «Отношение к школьной форме» обучающихся 8 классов, в количестве 48 человек были получены следующие данные: 34% опрошенных в количестве 16 человек, от общего количества высказали свое безразличное отношение к школьной форме, 25% — положительное отношение, что составило 12 человек из общего числа опрошенных и 41% — отрицательное (20 человек).

По данным опроса «Приносит ли школьная форма пользу?» были также выявлены результаты. Из 48 человек, 20 учеников ответили на вопрос о пользе школьной формы — «да, сглаживает социальное неравенство», что составило 43%. О том, что школьная форма приучает к дисциплине, считают 15 человек (31%). Отрицательно ответили 9 человек, что составило 18% и у 4 человек, составляющих 8%, этот вопрос вызвал затруднение при ответе.

По результатам опроса 42% опрошенных отрицательно воспринимают школьную форму, предпочитая ей свободный стиль одежды и, считают, что школьная форма сглаживает социальное неравенство. Положительное отношение к введению школьной формы наблюдается у 25% опрошенных и 73% отмечают полезное воздействие школьной формы в коллективе.

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательного характера между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы «В чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться [2]. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей [3]. Школьная форма подразумевает единый стиль. Единый стиль в одежде это: умение носить деловую одежду, как правило, вызывает чувство гордости за свой внешний вид; по мнению психологов — способствует появлению желания работать в команде; решает определенные социальные проблемы.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Как школьная форма влияет на качество школьного образования

В подмосковном Зеленограде журналисты исследовали местные школы на тему строгости формы. Результаты получились любопытными

Нужна ли в школах школьная форма, как относиться к джинсам на школьнике или к высокому каблуку – у школьницы, влияет ли длина юбки на длину памяти ученицы – все эти вопросы мучают родителей, которые принимают решения на школьных собраниях. Так нужна ли вашему ребенку школьная форма, и как она влияет на качество образования?

Споры о необходимости и виде школьной формы идут и на федеральном уровне. Любопытное исследование провели журналисты издания zelenograd.ru Они изучили требования, которые предъявляются администрациями четырнадцати школ Зеленоградского округа Подмосковья к своим ученикам и составили своеобразный рейтинг «строгости формы».

В лидерах по строгости оказались две из 14 местных школ. В школе 1150 под запретом джинсы, иной цвет одежды кроме форменной, каблуки, рисунки, косметика и обязательно наличие эмблемы. Как отмечают журналисты, в правилах внутреннего распорядка этого «заведения особого режима» обозначено, что в школе запрещены тату, пирсинг и «прочие изыски», а «мальчики и юноши должны своевременно стричься».

В школе № 618 режим не такой строгий, но ограничения все те-же, только носят настоятельно-рекомендательных характер.

В противовес этим учебным заведениям, самыми демократичными правилами внутреннего дресс-кода отличились школы №№ 1912, 719 и 1151. Тут ограничений нет в принципе. Подробнее с рейтингом школ Зеленограда по строгости формы можно ознакомиться на сайте издания.

А как строгость формы кореллирует с успеваемостью учеников? На том же информационном ресурсе есть рейтинг школ Зеленограда по итогам ЕГЭ. И что мы видим?

Самая «режимная» школа №1150 занимает лишь девятое место среди 14 учебных заведений по доле выпускников, набравших более 220 баллов на трех экзаменах. Зато у заведения второе место по количеству «крепких середняков». 72,7% выпускников набрали более 160 баллов.

Школа №618 – вторая по строгости правил в одежде учеников, заняла второе место в округе по доле выпускников с баллом более 220, но только девятое – по доле учеников 160+ баллов. В общем-то, тоже не фонтан.

«Демократичные» в одежде школы №№ 1912 и 719 заняли 4 и 5 места соответственно по количеству выпускников 220+ баллов и 6-5 места по ученикам 160+ баллов. Однако в школе №1151 анархия в вопросах формы и отсутствие знаний прямо коррелируют – учебное заведение на дне рейтинга округа.

В лучшей школе Зеленоградского округа Московской области – 1557-й, которая занимает первые позиции по результатам ЕГЭ, ограничения по внешнему виду есть, но в основном рекомендательного характера. Лишь узоры почему-то запрещены совсем.

Источник

Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»

Ученица 4 класса изучает историю возникновения школьной формы и её влияние на обучение в школе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние ношения школьной формы на дисциплину и качество успеваемости»»


Актуальность. Каждый день многие ребята из нашей школы начинают свое утра с мыслями: «Опять эту форму надевать!» И начинают искать различные способы, чтобы уклониться от школьной одежды: сегодня в расписании физкультура – и я могу пойти сразу в спортивном костюме.

Поэтому я решила в своем исследовании разобраться, почему мои сверстники с такой неохотой носят школьную форму? Для чего она была придумана и нужна ли она вообще? Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю школьной формы в нашей стране, нашла ее описание в художественных произведениях, выяснила мнения учеников и учителей нашей школы, провела анкетирования и эксперимент.

Цель проекта: Привлечь внимание к проблеме внешнего вида современного школьника.

Объект исследования: Школьная форма.

Предмет исследования: Необходимость в школе единой формы для учащихся.

Гипотеза: школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду.

По словарям и справочникам выяснить значение слова «форма»

Изучить историю появления школьной формы.

Понаблюдать за моделями школьной формы;

Организовать конкурс рисунков «Школьная форма будущего»

Провести эксперимент в классе

Взять интервью у директора школы, психолога.

Найти в семейных альбомах мам и бабушек фотографии школьных лет, записать их воспоминания о школьной форме.

Найти материалы по теме в городском музее.

Привести примеры описания школьной формы из художественных произведений

Анализ материалов СМИ.

Проведение социологического опроса, наблюдение, эксперимент

История появления школьной формы

Прежде чем говорить о школьной форме, выясним значение самого слова «форма». В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова приводится 9 значений этого слова, 8-е из них указывает на предмет нашего исследования: «Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская форма. Парадная форма. Школьная форма».

В «Этимологическом словаре» Николая Максимовича Шанского мы узнали, что слово «форма» пришло к нам из польского языка в 17 веке, и обозначало «внешний облик». Поэтому можно предположить, что первая форменная одежда возникла и появилась именно в 17 веке.

Ею гордились. Форма имела военный фасон и включала в себя фуражку, гимнастерку и шинель. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником.

Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. У Антона Павловича Чехова в рассказе «Мальчики» мы находим такое описание гимназической формы: «. Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем». Форма была отличительным признаком гимназистов от других детей. Знакомя нас с Чечевицыным, Чехов пишет: «. на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына».

Так, например, поступивших на обучение девочек в институт благородных девиц, делили на группы по возрастам. Это деление подчёркивалось цветом платья: младшие носили кофейные платья, следом шёл голубой цвет (с 9 до 12), третий возраст (с 12 до 15) носил серые платья, а выпускницы (с 15 до 18 лет) белые. (Приложение 2)

Самым страшным наказанием для воспитанниц было лишение белого фартука. Наказывали, в основном, за неаккуратность, баловство на уроках, упрямство и непослушание. С воспитанниц снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью и заставляли стоять посреди столовой во время обеда.

II. Школьная форма 20 века

На праздники девочки надевали белые фартуки; в обычные дни носили чёрные или коричневые банты, с белым передником. У мальчиков были серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательными были ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

В поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я» упоминается такое описание школьника:

Каждую субботу мы сами стирали школьную одежду, бережно пришивали белые воротнички и манжеты, гладили галстуки. Сушили постиранные вещи прямо в комнате над печкой. Однажды у меня так сушилось платье, и ткань загорелась. Мама услышала запах гари и поняла, что горит моя форма, быстро сбросила его с печки, но платье было испорчено. Конечно, сделали заплатку, (новую форму покупали 1 раз в 3 года), и я долго носили длинные фартуки, чтобы прикрыть прореху.

За ношением формы следили вожаки пионерской и комсомольской организаций, проводили рейды по классам, чтобы выявить нерадивых учеников без формы. Сначала таким ребятам делали предупреждение, и если они были замечены вновь без формы, выпускалась «Молния», где в форме карикатуры высмеивались проступки. Увидеть себя в такой стенгазете было большим стыдом и позором. И ребята исправлялись. Я считаю, что форма необходима, так как она лицо школы, которой гордится каждый ученик»

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, как у военных. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Стоимость такого комплекта формы для мальчиков в магазинах была в пределах 30 рублей.
Для девочек в эти годы ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Именно такую форму довелось носить моей бабушке. В семейном альбоме я нашла старые фотографии.

Из воспоминаний бабушки: «В школьной форме ходили все: и мальчишки, и девчонки. Все школьные мероприятия проходили только в школьной форме, и никто никогда не спорил и не говорил, что я не хочу одевать школьную форму. Мы даже не носили украшения и не красились, потому что могли заставить умываться, и будет стыдно. Все были равны, и выделиться можно было только знаниями.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Школьную форму 1980-х можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», а также в детском юмористическом киножурнале «Ералаш»

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Моя мама как раз училась в школе в это время. Как рассказала мне мама, девочки носили темную юбку и светлую блузку, а мальчики брюки и рубашку.

Из воспоминаний мамы: «Я пришла в школу в 1986 году и с 1 по 4 классы я ходила в школьной форме. Это было примером, как нужно было одеваться именно в школе. И мы до самого окончания школы придерживались правил, как можно одеваться и как нельзя. С 8 класса одинаковой формы у нас в школе не было. Но мы ходили в юбках и блузках, обязательно белый верх и темный низ.
Даже когда я поступила в училище и устроилась на роботу, у меня в памяти осталось, что куда можно одевать. Во многих организациях в правилах внутреннего распорядка есть правило дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

Целых 20 лет в школах царила «бесформенность». Вводить или не вводить форму обсуждалось не только на официальном телевидении, на педсоветах и родительских собраниях.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым требования к одежде учащихся устанавливает сама школа, а Министерство образования и науки в этом ей активно помогает, рекомендует, какого направления придерживаться.

Многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, в том числе эмблему, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

III. Школьная форма средней школы № 12 города Усолье-Сибирское

На сайте нашей школы я нашла положение о школьной форме и внешнем виде учащегося. Оказывается, в школе установлено 3 вида школьной одежды: повседневная школьная одежда, парадная школьная одежда, спортивная школьная одежда. В положении подробно описываются модели каждого вида костюмов для мальчиков и девочек.

Кроме того, определены требования к внешнему виду учащихся: обучающимся запрещается появляться в лицее с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким макияжем, с пирсингом

В ходе моего исследования, я взяла интервью у директора нашей школы, которая высказала свое мнение по вопросу обязательной школьной формы:

— Нужна ли школьная форма?

— Я считаю, что школьная форма нужна. Представьте себе, что каждый человек на производстве, на заводе, на фабрике всегда носит определенную форму одежды, а вот отличительной особенностью детей является ношение школьной формы. Она красивая, удобная в использовании.

— Обязательно надо носить форму?

— Да, обязательно! В нашей школе принято положение о правилах ношения школьной формы, его утвердил общественный совет, родители, совет школы, в который входят учащиеся. Они признали эту форму и утвердили, поэтому она является обязательной.

— Вы хотели бы изменить что-нибудь в школьной форме?
— Нам на утверждение было представлено несколько вариантов школьной формы. Именно эту форму одежды, которая принята в нашей школе, подтвердили большее количество участников Совета школы, и этому большинству мы подчинились. Эту форму выбрали сами дети, значит, она удовлетворяет потребности детей.

— Когда у нас в расписании есть урок физкультуры, можно ли ходить в спортивной форме?

По нашему положению ношение школьной формы обязательно каждый день в течение всей недели, а для переодевания вам дается время. Учитель физкультуры всегда отпускает вас пораньше, чтобы вы успели переодеться. Спортивная форма нужна только для занятий спортом.

Вы просто посмотрите на себя насколько вы интересней выглядите в школьной форме, нежели когда вы ходите в спортивных брюках и кофтах, все разные. Представьте себе, вы пришли в школу, а учителя ходят в спортивной форме. Вы, наверное, подумали бы, что с ними что-то произошло?

В ходе исследовательской работы мной были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение интереса и знаний по данному вопросу:

организация конкурса рисунков «Школьная форма будущего»;

проведение беседы со старшим поколением членов моей семьи и знакомыми об их школьной форме, подбор фотографий для презентации;

проведение в классе эксперимента «Форма против неформы»;

Все эти мероприятия способствовали повышению интереса к данному вопросу у одноклассников и ребят начальной школы. Для изучения вопроса: «Нужна ли школьная форма»?» был проведен опрос среди учеников нашего класса.
В опросе приняло участие 23 человека. Результаты опросы представлены в приложении. При опросе выяснилось, что большинству в школьной форме очень комфортно, они с удовольствием ее носят в школу и считают, что она обязательно должна быть. По 5-бальной системе сегодняшней школьной форме была поставлена оценка – 4. Очень интересны ответы на вопрос: «Что хотели бы изменить в форме?»(см. приложение)

Для изучения вопроса: «Влияет ли школьная форма на успеваемость и дисциплину»?» в классе был проведен эксперимент. В среду ребятам было предложено прийти в парадной форме, а в четверг – наоборот, попросили надеть то, что им нравится. После этого была проведена дискуссия, которая позволила выяснить мнение учащихся – в какой одежде было более комфортно на уроках, и как школьная форма связана с дисциплиной и успеваемостью.

— 70% учащихся поделись тем, что когда они были в школьной форме, то ощущали себя учениками, не отвлекались, сосредоточенно работали и старались аккуратно писать в тетрадях, в классе было понимание.

— 30 % учащихся высказали свое мнение о том, что свободная форма одежды дает им возможность быть неповторимыми, красивыми. Но в то же время признались, что на уроке они отвлекались на блестящие наряды одноклассниц, хотелось смеяться без повода, разговаривать. И соответственно они получали замечания учителя.

Среди учеников нашего класса был также проведен конкурс рисунков «Школьная форма будущего». В нем приняли участие 23 человека.

Можно сделать вывод, что тема школьной формы очень интересна для школьников.

Татьяна Николаевна, наш школьный психолог, считает, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, то есть не видно, кто из богатой семьи, а кто из бедной. В-третьих, школьная форма дисциплинирует. Дети привыкают носить одежду к месту и ко времени.

В процессе исследовательской работы мы выяснили плюсы и минусы школьной формы:

Школьная форма. (плюсы)
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)
Нежелание детей ее носить.
«Потеря индивидуальности».
Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: «Школьная форма необходима, так как дисциплинирует, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, воспитывает чувство вкуса и осознанное отношение к внешнему виду». Носить школьную форму в 21 веке – это престижно, актуально и необходимо!

Источник

Научная работа «Школьная форма и её влияние на интерес учащихся к учебной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»

г. Заречный, Пензенская область

Школьная форма и её влияние на интерес учащихся к учебной деятельности

ученицей 10 класса

Глава 1. Из истории создания школьной формы…………………………………….6

1.1. Создание «форменной» одежды в других странах……………………………. 6

1.2. История развития школьной формы в России…………………………………..7

1.3. Создание школьной формы в советские времена…………………………. 9

Глава 2. Закон о введении школьной формы от 2013 года…………………………11

2.1. Единая школьная форма…………………………………………………. 11

2.2. Актуальность школьной формы в современной школе в России………. 12

Глава 3. Исследования Министерства образования о введении

3.1. Результаты анкетирования «Необходимость школьной формы»…………….17

Глава 4. Исследование качества школьной формы…………………………………19

Глава 5. Изучение влияния школьной формы на интерес учащихся к

Список использованных источников и литературы..……………………………..24

«Дети должны с детства приобщаться к тому,

что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.

Это средство коммуникации.

От того, как ты выглядишь, зависит,

как с тобой будут общаться окружающие».

«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».

Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?

Попытаемся взглянуть на эту проблему с двух сторон и найти приемлемое решение:

с одной стороны – форма дисциплинирует и повышает успеваемость,

с другой стороны – у детей теряется чувство стиля и вкуса.

Актуальность выбранной темы: Создание привлекательного имиджа ученика при помощи школьной формы.

Цель исследования: Проанализировать, как влияет ношение учащимися школьной формы на интерес к учебной деятельности.

выявить историю появления школьной формы;

рассмотреть какую форму носят учащиеся других стран;

методом анкетирования выяснить отношение учащихся и учителей к необходимости школьной формы;

сделать выводы о преимуществах и недостатках школьной формы;

выбрать фотографии лучших моделей школьной формы;

дать рекомендации по качеству школьной формы.

метод анализа и синтеза литературных источников;

систематизация и обобщение материалов исследования.

Подготовку к исследовательской работе начали с изучения истории развития школьной формы.

У многих существует ошибочное мнение, что школьная форма – это изобретение советского периода, напрямую связанное с пионерским и комсомольским движением.

На самом деле, впервые, школьную и студенческую форму узаконили в 1834 году, которая даже прописывалась в «Табели о рангах». Причем, гимназисты должны были ходить в ней практически всегда, когда находились в светском обществе.

Позволить это могли только те семьи, у которых хватало денег на обучение своих детей, что в некотором роде, подчеркивало обеспеченность родителей. В то же время, школьная форма сглаживала различия между детьми материально обеспеченных горожан и детьми дворянских сословий.

Сейчас, по мнению депутатов, да и российского президента, введение обязательной школьной формы, также устранит слишком видимые различия между материальным состоянием семей учеников.

Объект исследования: учащийся современной образовательной организации.

Предмет исследования: школьная форма, история её возникновения.

Гипотеза: современной школе необходимо введение школьной формы.

Глава 1. Из истории создания школьной формы

1.1. Создание «форменной» одежды в других странах

Зачатки школьной формы пришли из древних времён. Ещё в школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э.. Аристотель и его воспитанники носили галстуки, повязанные «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо. В учебных заведениях Древнего Рима, если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.

Единая одежда для учеников школ появилась в Англии в середине 16 века в школе для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. В таком виде форма сохранилась до сегодняшнего дня, с единственной разницей в том, что в наши дни это уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в 18 веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.

Позже в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой.

Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.

Сейчас в Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком (см. приложение 1).

В Европе как таковой школьной формы не было: школьники Бельгии, Франции, Италии и Испании в 19 веке поверх одежды носили тёмные халаты, чтобы не испачкаться чернилами.

Одна из стран, где к школьной форме относятся с благоговением – Япония. Именно здесь зародилась особая мода на школьную форму по образцу прусской военной формы у мальчиков, и в переводе с японского звучит как «одежда европейского мальчика». Для девочек существует два основных варианта формы. Часть школ предписывает своим ученицам носить форму в виде «матросских костюмов», появившуюся в 1920-х годах. Другой вариант формы напоминает британскую блузка, блейзер или пуловер с эмблемой школы, юбка в складку из клетчатой ткани

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.

1.2. История развития школьной формы в России

Школьная, точнее, гимназическая форма была введена в России в 1834 году. Тогда была утверждена система гражданских мундиров

Форма в жизни гимназистов играла настолько большое значение, что это нашло отражение даже в советской литературе. Писатель Валентин Катаев в книге «Белеет парус одинокий» описывал приобретение гимназической фуражки: «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!

Сначала ее долго примеривали, потом торговались, потом выбирали герб, эту изящнейшую серебряную вещицу. Она состояла из двух скрещенных колючих веточек с «О. 5. Г.» между ними – вензелем Одесской пятой гимназии. Герб выбрали самый большой и самый дешевый, за пятнадцать копеек. Приказчик проткнул шилом две дырки в твердом околыше синей касторовой фуражки и вставил в них герб, отогнув с внутренней стороны латунные лапки».

Отдал должное гимназической форме и другой советский писатель Лев Кассиль. «Солнце сияло на моем животе, отражаясь в латунной бляхе кожаного кушака. На бляхе чернели буквы «П. Г.» – «Покровская гимназия». Выпуклые блестящие пуговицы, как серебряные божьи коровки, выползли на серую гимнастерку», – это из его «Кондуита и Швамбрании».

И у Катаева, и у Кассиля встречается еще немало эпизодов, связанных с формой гимназистов.

В 1886 году, с развитием женского образования, появилась и форма для девочек. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой.

Закрытые учебные заведения для девочек также имели свою форму. Воспитанницы Смольного института носили закрытые платья из камлота. Для каждой возрастной категории учениц был свой цвет платьев: девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет – голубые или синие, от 11 до 13 лет – серые, старшеклассницам полагались белые платья. Надевали также белые фартуки и пелерины.

1.3. Создание школьной формы в советские времена

Платья были украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, а форма девочек осталась прежней.

В 1975–1976 учебных годах серые костюмы были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символом просвещения. А вот старшеклассникам полагался синий костюм с синей эмблемой на рукаве, но помимо солнца и раскрытой книги было еще стилизованное изображение атома.

В 1984 году для старшеклассниц был введён костюм синего цвета, состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

У мальчиков брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Это форма значительно уступала оригинальности полюбившимся удобным курточкам.

Считается, что школьную форму отменили в 1991 году, после распада СССР. На самом деле, это не совсем так. В 1991 году школьную форму отменили и согласно Временному положению о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР решение о ношении школьной формы должен был принимать Совет общеобразовательного учреждения. И, если вначале отмена школьной формы обрадовала, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше.

А с 1992 года после принятия закона «Об образовании» введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировалось, и решение о ее введении на практике принималось самостоятельно органами управления школ (совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, попечительский совет).

Но мечта о централизованном введении школьной формы жила все эти годы.

Только кадеты и курсанты военных училищ никогда не изменяли традиции и всегда ходили в форме.

Таким образом, в большинстве развитых стран мира школьная форма является предметом гордости, т.к. она подчеркивает принадлежность к престижным учебным заведениям, в некоторых странах форменная одежда становится особо модным атрибутом в одежде молодежи. Осознание того, что форма может быть стильной и модной может привести российских школьников к желанию иметь такую же форму.

Глава 2. Закон о введении школьной формы от 2013 года

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся (статья 28).

Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма. Появление ее обусловливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между учащимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой.

2.1. Единая школьная форма

Введение формы не означает, что все учащиеся будут одеты одинаково. Для каждого образовательного учреждения цвет, фасон, внешний вид одежды и обязательность ее ношения будут определяться индивидуально.

Общеобразовательные организации могут установить три вида школьной одежды: парадную, повседневную и спортивную. Парадная форма предназначена для праздничных мероприятий и школьных линеек. Парадная форма от повседневной отличается наличием светлой сорочки или праздничного аксессуара для мальчиков и юношей, блузки или праздничного аксессуара для девочек и девушек.

Спортивная одежда используется для занятий физкультурой.

Форма каждой школы может иметь свои отличительные знаки в виде эмблем, нашивок, значков, галстуков и так далее.

Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения. Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление.

Требования к форме должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальное положение многодетных и малообеспеченных семей.

2.2. Актуальность школьной формы в современной школе в России

В.В.Путин, выступая 31 марта 2013 года на конференции «Общероссийского народного фронта» в Ростове-на-Дону, заявил о необходимости введения школьной формы. «Школьная форма в стране должна быть»,- сказал Глава государства.

Тема школьной формы неожиданно оказалась в центре внимания не только общественности, но и властей. Идею унификации одежды, в которой дети ходят на занятия, уже поддержал министр образования России Дмитрий Ливанов.

«Безусловно, необходимо стандартизировать вопросы, касающиеся школьной одежды на федеральном уровне, всех тех вопросов, которые касаются внешнего вида учеников, но, в то же время, мы точно не сможем одеть всех школьников в нашей стране в одну и ту же одежду», – заявил чиновник.

«Мы совершенно точно должны ввести единые требования, но вместе с тем каждый ученик должен чувствовать себя комфортно в классе, и школьный класс, и помещение школы не должны быть местом, где возникают какие-то различия», – подчеркнул Ливанов.

Вольности в одежде демонстрируют социальное неравенство. Именно этот аргумент чаще всего высказывают сегодня при обсуждении инициативы Главы государства о введении формы.

«У нас идет довольно сильное имущественное расслоение общества, а у детей не должно возникать комплекса неполноценности из-за того, что у соседа по парте одежда дороже, моднее, лучше», – заявила газете ВЗГЛЯД доктор психологических наук, сопредседатель экспертного совета при комитете Госдумы по делам семьи, женщин и детей Галина Семья.

С тем, что в школе не следует показывать финансовые возможности родителей, согласен и член Общественной палаты России Николай Сванидзе.

Некоторые публицисты утверждают, что вводить форму для борьбы с неравенством – мера запоздалая, поскольку дети миллионеров и дети кухарок давно учатся в разных школах.

На самом деле, это в какой-то степени актуально для Москвы.

А вот в провинции, где элитарных школ и гимназий нет, дети, пусть не миллионеров, но местных богачей, вполне могут учиться в одном классе с детьми из семей среднего достатка, а то и вовсе малообеспеченных. Сторонники формы уверены, что она не только сглаживает имущественные противоречия. Есть еще одно достоинство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *