как шрек и фиона учат нас здоровым отношениям
Обретая целостность: путь Фионы
Автор статьи: психолог, гештальт-терапевт Геннадий Малейчук
От автора: На примере истории жизни сказочного персонажа Фионы из анимационного фильма «Шрек» рассматриваю процесс интеграции как важный момент в терапии клиентов с расщепленной идентичностью.
Статья написана на основе фрагмента из книги «Сказочные истории глазами терапевта», написанной совместно с Натальей Олифирович.
Согласно сценарию фильма, Фиона – девушка, живущая/заточенная в башне.
Башня символизирует замкнутый, закрытый мир с жесткими непроницаемыми границами. Вход в башню охраняет Дракон, контролирующий, агрессивный, уничтожающий всех, кто пытается приблизиться к принцессе или попасть вовнутрь.
Башня и Дракон выполняют функции защиты Фионы, которая должна пройти определенные, заранее предопределенные этапы жизненного пути, заключенные в определенных скриптах или сценарных решениях. Суть сценария в следующем: она должна быть красивой, слабой, беззащитной и ждать, пока ее не спасет сильный, статусный, самодостаточный мужчина – герой, чтобы впоследствии стать его женой. Вся жизнь Фионы подчинена этому сценарию: она не живет, не развлекается с подругами, не общается с людьми. Она ждет.
Башня Фионы – это мир ее идеальных представлений. Многие современные девушки обладают схожим набором установок, считая, что в их жизни в какой-то момент вдруг появится герой – сильный, социально успешный мужчина. Он почему-то решит все ее проблемы (профессиональные, финансовые, психологические) и возьмет на себя ответственность за их жизнь. Эти иллюзии обычно разбиваются при встрече с реальностью. Поэтому девушке нужен защищающий ее Дракон. Многие так и проживают всю жизнь с Драконом, не дождавшись прекрасного освободителя, и умирают с ощущением, что их обманули.
Согласно вышеупомянутому сценарию, чтобы освободить принцессу, герою необходимо вступить в бой с Драконом. В терапии это схоже с работой с сопротивлениями, которые поддерживают идеализацию, сохраняя привычный образ своего Я, и которые необходимо преодолеть терапевту, прежде чем он реально встретится с клиентом.
Уже при первой встрече Шрек нарушил весь ее замысел: не поцеловал Фиону, как должно было быть по ее сценарию, а схватил за руку и потащил из комнаты. Данный эпизод выглядит как попытка разрушения стереотипа. Шрек совершает неожиданное действие, которое является наиболее адекватным для этой ситуации и позволяет ему выжить и сделать то, для чего он проделал свой путь, – спасти Фиону. Он не желает действовать по сценарию Фионы – не зря книга со сказками висит у него в уборной в качестве туалетной бумаги и не является для него «священным писанием» и руководством по жизни.
– «Да какой Вы рыцарь!» – в сердцах восклицает принцесса.
– «Да какой уж есть», – отвечает Шрек.
В терапии мы сталкиваемся со схожей ситуацией, работая с клиентами, живущими в мире своих фантазий, интроектов, нежизнеспособных представлений. И тогда единственным способом, позволяющим вернуть клиента к реальности, является аутентичное поведение самого терапевта, который может оставаться смелым и честным, не поддерживающим сценарные ожидания клиента и его привычные и дорогие ему иллюзии, несмотря на его желание оставаться в мире своих грез.
Встреча с разочарованием
Фиона вырывается из замка благодаря тому, что Шреку удалось разорвать стереотипный способ действий по ее спасению.
Однако успешное спасение принцессы не решает всех проблем героев. За избавлением от иллюзий неизбежно наступает этап разочарования и необходимости строить новые формы отношений с миром, другими, собой. Они так долго жили определенным образом и с определенными представлениями и паттернами поведения, что их невозможно одномоментно изменить. Ведь Шрек долгое время не видел ничего, кроме своего болота, а Фиона – кроме своей башни. Героям нужен новый опыт, нужны эксперименты, риск, креативность для встречи с другой реальностью.
Так и в терапии клиенту в течение длительного времени необходима поддержка, благодаря которой он сможет пережить ряд разочарований, прежде чем будет способен получить, осознать и ассимилировать новый опыт, позволяющий по-другому выстраивать значимые отношения.
Нашей героине Фионе пришлось столкнуться с целой чередой разочарований: Шрек оказался не прекрасным мужчиной, а зеленым огром; в критических ситуациях ей пришлось самой не только отстаивать свою честь, но также спасать жизнь Шрека и Осла; ее герой оказался далеко не идеальным рыцарем из ее сказок… Однако она оказалась способной меняться, что позволило Фионе получить новые переживания, осознать собственные ресурсы и даже получить опыт первых в ее жизни романтических отношений.
Однако возникшие между нашими героями отношения не могли развиваться дальше вследствие наличия у Фионы тайны. Тайной Фионы является ее двойственность: из-за наложенного на нее проклятия она каждый вечер после захода солнца превращается из прекрасной принцессы в огра. Именно поэтому родители поместили ее в башню – согласно предсказанию, ее спасет прекрасный принц, и после ее поцелуя она обретет «окончательную форму», то есть станет человеком навсегда. Таким образом, в Фионе присутствуют две разобщенные части, одну из которых она тщательно прячет.
В терапии мы сталкиваемся с проявлениями расщепленной идентичности в ситуациях, когда клиент не может ответить на вопрос: «Кто Я?», или когда его представления о себе хаотичны, отрывисты, противоречивы. Такие люди испытывают стыд и страх, что кто-нибудь узнает правду, какие они на самом деле. Так и Фиона, обладающая двумя полярными представлениями о себе (прекрасная принцесса – чудовище), не нашла в себе смелости сразу признаться в этом Шреку, и наши герои, несмотря на симпатию друг к другу, вынуждены были расстаться из-за секретов и недоговоренностей, связанных со страхом отвержения.
В реальной жизни также часто случается, когда люди с несынтегрированной идентичностью демонстрируют друг другу лишь светлую, идеальную часть своей личности. Такие отношения строятся на недоговоренности, невозможности сказать правду, избегании, и, как правило, не выдерживают проверки временем и заканчиваются взаимными разочарованиями и обвинениями. Люди не могут быть по-настоящему вместе, пока каждый продолжает жить в мире своих иллюзорных представлений и фантазий о себе и партнере и не готов открыть «темную сторону своего я».
Функция посредника в обретении целостного Я
Для создания по-настоящему открытых близких отношений паре зачастую необходим посредник, позволяющий прорваться через завесу тайн, проекций, искажений и реально встретиться. В супружеской терапии таким посредником выступает терапевт. Именно специалист, используя различные медиаторы (слово, знак, символ, миф), поддерживает и контакт между партнерами, и связь между различными пластами их реальности, помогая «выводить» на сцену всех актеров их внутреннего театра. Этими актерами могут быть «отверженный подросток», «нелюбимая дочь», «ребенок неправильного пола», «отверженный», «заброшенная», «сексуально соблазненная» и другие глубоко спрятанные, но выжившие части Я наших клиентов.
В паре партнеры часто скрывают друг от друга свои больные, уязвимые места, не говоря друг другу правду. И вместо «Мне было обидно, когда ты назвал меня дурой, так меня называла мама в детстве, и я очень расстраивалась» девушка говорит «Ты сам идиот!». И вместо «Я очень испугался, когда ты не перезвонила, я решил, что ты разочаровалась во мне и хочешь меня оставить» возникают реактивные слова «Да делай что хочешь, мне все равно!». Люди боятся показывать свою уязвимость. Они боятся открывать свою душу. Они просто не хотят, чтобы им снова было больно – ТАК БОЛЬНО, как уже было тогда, когда их отвергли… Не услышали… Бросили… Издевались… Обесценивали…
В терапии мы часто сталкиваемся с тем, что главной проблемой человека являются несынтегрированные части его Я. Например, человеку с детства говорили, что агрессия – это плохо, что нельзя проявлять злость, так как это неприемлемо для другого. В будущем у него могут возникнуть проблемы с отстаиванием себя, своей позиции и точки зрения, своих границ, неспособность к конкуренции. А самое главное – он может столкнуться с невозможностью быть в приносящих удовольствие близких отношениях, потому что в дружбе, любви, сексуальности очень важна интеграция любви и агрессии. Именно конструктивная агрессия в этих отношениях является аналогом топлива для машины – она позволяет отношениям быть живыми, волнующими, динамичными, страстными и радующими партнеров.
В нашей сказке роль посредника во встрече Фионы и Шрека выполняет Осел. Благодаря эмпатии, позволяющей понимать Другого, Осел устанавливает хороший контакт с героями и оказывается тем соединительным звеном, которое помогает им встретиться. Осел является посредником и для процессов интеграции Шрека.
Посредником же в интеграции для Фионы является Шрек, выступающий для нее как модель более целостной личности.
Идентичность и любовь
Несмотря на спасение Шреком из замка, Фиона не обрела счастья, а, наоборот, оказалась в сложной ситуации. Никто, кроме Осла, не знает, что по ночам она из прекрасной девушки превращается в зеленого огра. Фиона не принимает свою «ночную» часть и пытается жить в отрицании. Но при этом она каждый день с ужасом следит за тем, в какой точке горизонта находится солнце, чтобы вовремя найти убежище и спрятаться до его захода. Ее расщепленность можно исцелить, но для этого нужны принятие, любовь, поддержка со стороны другого, потому что Фиона знает себя и как принцессу, и как огра, но не знает, как совместить эти полярные части своего Я.
Очевидно, что в этой паре присутствует страсть и взаимное сексуальное влечение. В ходе совместного путешествия и узнавания друг друга Шреком и Фионой можно отметить усиление преданности, проявляющейся в заботе, готовности нести ответственность за другого, включенности в его жизнь. Но, к сожалению, в паре не хватает интимности – эмоционального компонента отношений, готовности по-дружески делиться возникающими сомнениями и страхами. Шрек не готов говорить о своих сильных чувствах, Фиона – о своей «теневой части».
Фиона мучительно ищет ответ на вопрос: «Что делать?» Ей нагадали, что она обретет свой истинный облик после поцелуя любимого. Если ее поцелует человек – она будет человеком, если огр – огром. Фиона разрывается между двумя желаниями. Либо стать такой, как все, то есть человеком, благодаря спасительному поцелую нелюбимого мужчины, либо быть со Шреком в социально неодобряемом союзе, навсегда превратившись в огра. Как решить эту дилемму? Что выбрать? Ведь выбор одного автоматически означает отказ от другого. Никогда не стать человеком…. Никогда не быть вместе со Шреком…. Что правильно? Фиона находится в смятении, в тревоге и колеблется то в одну, то в другую сторону.
Телесная двойственность Фионы в анимационном фильме – отражение переживаемой ею внутренней расщепленности. И с этой расщепленностью она никак не может справиться сама. Для изменений, для принятия различных аспектов своего Я Фионе нужен принимающий Другой. Ведь только после поцелуя любимого мужчины, символизирующего принятие и ее женской, и скрытой «чудовищной» части, она может обрести постоянное телесное Я.
Интересно, что скрываемая ею часть очень подходит Шреку.
Шрек не скрывает своего я. Он не идеален – икает за едой, не пользуется носовым платком, и вообще ни разу не метросексуальный красавец. Но, похоже, за счет всех очень человеческих действий по спасению Фионы, а также благодаря поддержке Осла он смог принять свою человеческую часть, оставаясь при этом зеленым огром. Шрек оказался более интегрированным, потому что в нем переплелись все аспекты его я – и человеческий, и «нечеловеческий», «чудовищный». Он как раз образец того, как можно быть агрессивным, сохраняя нежность; быть способным к дружеским и любовным отношениям, сохраняя свои границы; быть чудовищем в привычках и рыцарем в действиях.
Кульминацией анимационного фильма является момент, когда Фиона поставлена перед выбором. Вот-вот зайдет солнце. Фиона нервничает и торопится: если ее до этого времени не поцелует лже-герой, лорд Фарквуд, она, как обычно, превратится в огра и все увидят ее другой – не прекрасной принцессой, а зеленым чудовищем, не похожим на окружающих. Она не знает, что предпринять. С одной стороны, есть ее чувства к Шреку и страх утратить эти отношения. С другой стороны, присутствует стыд, что все вокруг увидят тщательно скрываемую ею часть личности. Желания, потребности, чувства говорят ей, чтобы она выбрала Шрека и разделила с ним свою жизнь. Представления о нормальности, правильности говорят об обратном. Именно в этот момент появляется Шрек.
Шрек, как уже отмечалось, оказался более целостным, способным интегрировать, принять и проявить все части своего Я – и «человеческую», и «нечеловеческую». Преодолев страхи, стыд и смущение, он врывается в зал, где Фиона должна стать женой лорда Фарквуда. Он открыто демонстрирует свои разные чувства – любовь, преданность, смущение, страх, и при всем этом готовность услышать ответ Фионы. Он очень рискует – ведь окружающие люди и лорд Фарквуд смеются над огром, влюбившемся в принцессу. Однако Фиона, узнавшая о корыстности Фарквуда и о том, что он не любит ее, а лишь хочет использовать, останавливает брачную церемонию.
Несмотря на напряженность ситуации, понимая, что солнце заходит и она вот-вот начнет трансформироваться, Фиона делает паузу и обращается к Шреку: «Ночью одна, а днем другая… Я хочу сначала показать тебе…». В этот момент солнце садится и Фиона превращается в огра. Все окружающие вскрикивают от ужаса, однако Фиону волнует реакция только одного присутствующего в зале – огра-человека Шрека. И в этот момент Фиона видит его глаза, полные бесконечного восхищения и любви. «Это многое объясняет», – просто говорит Шрек, узнавший тайну Фионы и принимающий принцессу в таком ее воплощении. Его слова – про то глубокое понимание, которое возникает в любящей паре. Им не нужно много слов. Взгляд, слово, вздох – иногда по-настоящему близким людям этого достаточно.
Все действия Шрека, показывающие его преданность, любовь, верность, готовность рисковать и, не сомневаясь, идти до конца позволяют Фионе наконец поверить в любовь Шрека, открыться и довериться собственным чувствам и сделать выбор. В этот момент она начинает сиять, поднимается вверх и опускается на землю.
Фиона смогла принять свою «нечеловеческую» часть, сохранив важные аспекты «человеческого» Я и обретя «новообразования» – способность любить по-настоящему, а не по книжному, оставив иллюзии о принцах и приняв земную реальность, в которой она научилась твердо стоять на ногах. Она, от идеализированного, «рафинированного» образа Я пришла к «животной», «нечеловеческой», инстинктивной, «темной» части своего Я. Фиона восстанавливает способность осознанно выбирать, опираясь на свои чувства, обретает почву под ногами и свою подлинную идентичность.
Идентичность женщины, ее представления о своей женственности, привлекательности, способность принимать различные аспекты своего Я проявляются и раскрываются в присутствии мужчины – любящего, понимающего, принимающего.
Впрочем, как и идентичность мужчины.
Важно, чтобы в паре кто-то из партнеров обладал более сынтегрированной идентичностью. Если этого нет, то хорошим решением является терапия.
Когда семейный психолог — Осел: о чем на самом мультфильм «Шрек»
© Кадр из мультфильма «Шрек-2», DreamWorks Animation 2004
Глубокий разбор культовой истории
Журналистка Ира Щербакова запустила тред в Твиттере о том, что мультики про огров не то, чем кажутся.
Всем нравится находить в любимых в детстве историях «второе дно»: так появляются треды о том, что сказки скрывают в себе нечто более глубокое, чем «добрым молодцам урок», шуточные разборы историй о Простоквашино, где предполагается, что Дядя Федор — это психически нестабильный взрослый, и фанатские теории о том, что на самом деле «Мой сосед Тоторо» — это более мрачная история, чем кажется на первый взгляд.
Ира Щербакова заново пересмотрела «Шрека» и обнаружила, что эта история глубже, чем она думала раньше. «В семь лет мне казалось: Шрек — про то, что „внешность не имеет значения, главное душа“. В двадцать семь я считаю: Шрек куда глубже. И он в том числе про близость и страх отвергнутости», — пишет она.
Неуверенные в себе огры
Ира пишет, что в начале истории Шрек кажется нам вполне довольным собой и своим одиночеством. У него уютный дом и размеренный, налаженный быт. Но когда в его жизни появляется Осел, Шрек нервно реагирует на его попытки подружиться. Это происходит потому, что герой уверен, что он «плохой», и если другой видит в нем что-то хорошее, значит, с другим определенно что-то не так.
Примерно то же самое переживает принцесса Фиона, которая по ночам превращается в огриху. Она считает себя чудовищем, и думает, что ее нельзя любить, пока она не избавится от своего проклятия. Главные герои настолько свыклись с тем, что они «плохие», что, влюбившись друг в друга, оказываются в ужасе.
«Шрек боится действовать — потому что он чудовище, и Фиона его отвергнет. Фиона тоже боится — ровно по той же причине. Она чудовище, нафиг она Шреку», — пишет автор треда.
Когда Фиона жалуется Ослу на то, что ее нельзя любить, потому что она чудовище, Шрек это слышит и принимает на свой счет.
«Боль, с которой и Шрек, и Фиона живут годами, мешает им видеть реальность — реальность, в которой их любят», — считает Ира.
Никакой истории любви бы не произошло, если бы Осел не рассказал Шреку, о чем на самом деле переживала Фиона.
«Чему нас учит Шрек? Тому, как важно учиться видеть дальше своего страха — страха, что ты недостоин любви, и сейчас тебя пошлют на. Чтобы построить счастливые отношения с другим, надо сделать шаг ему навстречу — а не замыкаться в своей боли. И в этом — огромная сила», — резюмирует автор.
Тред набрал 17 тысяч лайков и разошелся по другим социальным сетям.
«Шрек как лук — многослоен»
Этот тред заставил меня прослезиться и принять верное решение, начать действовать! Спасибо!
Блин, я сейчас прочел, думаю, что многое в моей самооценке и в целом восприятии меня как-то поменяется, не видел данный мультик с такой стороны раньше и не задумывался над всем сказанным, спасибо большое!
Как итог: осел стал семейным психологом. Прекрасный тред!
Шрек как лук — многослоен.
Очень хороший и познавательный тред! Не знаю, писали тут или нет, но в одной из частей Шрек еще говорил, что его несколько раз пытался съесть собственный отец. Думаю этот фактор также мог повлиять на личность и восприятие самого себя, что вписывается в тред.
У каких еще историй можно найти второе дно? Да у всех, если поискать. Здесь мы писали про проблемы в семье Дяди Федора. А вот тут скрытый смысл нашелся в стихах Агнии Барто!
МУЛЬТФИЛЬМ «ШРЕК»: Чему учит детей Голливуд?
Содержание:
С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино и мультипликация переживают серьёзный кризис. Основная причина – отсутствие финансирования, что не позволило своевременно перейти на использование новых инновационных технологий. А это значит, мы начинаем терять своего юного зрителя. Речь идёт не о кассовых сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает чёрно-белое кино и уже с трудом воспринимает изображение в формате 2D. Оно воспитывается в пришедшей из Голливуда 3D-системе информационного воздействия и предпочитает старым советским мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это постмодернистский выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и, как шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это то ценностное содержание детских сказок, которые преподносит нам голливудская и диснеевская кино- и мультипликационная поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из таких популярных американских мультфильмов.
↑ Рыночная сделка вместо подвига
История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде полнометражного мультфильма, на протяжении почти 10 лет приковывает к себе внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят по мотивам детской сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга, изданной в 1990 г. Надо отметить, что голливудское прочтение книги, как это часто бывает, весьма отличается от оригинала. Поэтому в данной статье речь пойдёт именно о голливудской интерпретации «Шрека».
Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской, является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была придумана нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка правила и ценности жизни общества, выработанные в процессе исторического развития народов.
Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно в сказках народов мира силы добра – это, во-первых, жертвы какого-либо рода несправедливости: наиболее беззащитные и уязвимые, хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки (как правило, травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду по чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные благородные богатыри, рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники жертв несправедливости, униженных и угнетённых – звери, птицы, добрые феи, волшебники.
Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства с человеком. Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей является дракон (Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные элементы – разбойники, пираты. В-третьих, представители сильных мира сего – короли/цари и королевы/царицы (последние, как правило, злые мачехи). Вспомним также, что и Кощей Бессмертный тоже относился к этой категории, нося царский титул. И наконец, злые волшебники и волшебницы, которые могут выступать в сказке в качестве главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.
В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи, но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства с главным героем Шреком вообще работает. киллером! Зато злой дракон оказывается драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень любвеобильной!
↑ Когда птичку не жалко
Главный герой фильма Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп, ненавидящий также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов становится не зов сердца, не благородные побуждения – нет, а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на его участок.
Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе – карлике-садисте. Желая жениться на прекрасной принцессе, он заключает сделку с огром – последний спасает девушку из лап дракона, а в обмен получает своё болото. Всё чётко – рыночная сделка вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему отношений приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного капитализма!
Теперь о принцессе Фионе. Голливуд предложил свою версию царевны-лягушки. Сделав принцессу дочерью царя-жабы, У. Стейг наложил на героиню своей книги классическое сказочное заклятие «Днём царевна, ночью – урод», то есть огр! Далее предлагается традиционный сюжет – принцесса томится в пещере дракона, её должен спасти храбрый принц (в данном случае, король), поцеловать и снять тем самым заклятие. Но в «Шреке» всё происходит диаметрально противоположно! Принцессу спасает наёмный огр, которому она впоследствии и отдаёт своё сердце.
↑ За что Фиона полюбила Шрека?
Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека? Не за освобождение из лап дракона, поскольку принцесса была намеренно заточена в пещеру, чтобы появился принц-герой, который пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял бы с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие сделки с королём. Не за силу и доблесть. Когда на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и Кота в Сапогах нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно владеющая приёмами восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию. Не за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой и невоспитан.
За что же? Судя по всему, за то, что он родственная раса, он – огр! Огровские порядки гораздо ближе принцессе – она любит, как и Шрек, похрустеть запеченной крысой, надувать жаб и змей по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается мировоззренческий выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт последнее.
Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят ужас на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним: излюбленный коктейль Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз! Вообще, настораживает то обстоятельство, что немногочисленные человеческие персонажи в этом многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй, матери Фионы) даже не просто отрицательные – они – главные злодеи, угрожающие жизни всего сказочного сообщества (король, принц, Румпельштильцхен)!
Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой жизненный выбор он должен сделать? Быть огром или человеком?
↑ Аморальное «воспитание»
В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного героя мало чего гуманистического и созидательно-поучительного. Но в вышедшей недавно в прокат четвёртой части «Шрек навсегда» прослеживаются некоторые изменения в идейной концепции фильма. На сей раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем быть – злым огром, которого все боятся или же принять правила человеческого общежития. После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём этот мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская позиция! Он предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее качестве – в роли революционера, борца за права не только своего народа – огров, но и всего сказочного сообщества, попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём здесь перед Шреком будет стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение собственной жизни или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять наш герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения общего дела! Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком – любящим отцом и мужем, другом, гражданином своей сказочной страны!
Но всё же трудно сказать, что последний фильм анимационной эпопеи «Шрек», в корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия сказочных персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они выражают, так и осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный торт готовят сказочный мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной им бабушки. А главного героя выводят из состояния душевного равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь, традиционном представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно всё угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего отца заставить Шрека издать рычание огра. Причём этот ребёнок совершенно не подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма неучтивое поведение по отношению к взрослым. Отец мальчика готов любым путём удовлетворить его каприз. Такое поведение Голливуд, вероятно, считает образцовым. Может быть, это чувство толерантности к ребёнку, но если говорить с точки зрения здравого смысла, это воспевание аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!
Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится в клетке, а на его глазах был убит его любимец и единственный друг – гусь, который никому ничего плохого, в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты, от чего несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы и Шрека, были в восторге! После чего все сказочные существа стали прыгать, валяться на радостях в грязи. Словом, «хэппи энд»!
Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские поучительные добрые сказки проходили через голливудско-диснеевский конвейер, а этот процесс, увы, начался. Но рынок выдвигает жёсткие правила конкуренции, а нашему детскому кино и мультипликации, увы, нечего противопоставить. Хочется грустно констатировать «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».