Как строить голову человека академический рисунок
Как строить голову человека академический рисунок
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Рис 1. Исходное положение тела с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения для изучения анатомии, пропорций, движения
Наблюдая фигуру человека в исходном положении, можно отметить ярко выраженное деление ее на основные элементы: туловище, состоящее в свою очередь из тазовой, поясничной и грудной частей; голову с шеей; верхние и нижние конечности (рис. 2, 3).
В этом случае все кости располагаются симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через середину тела. Почти все кости парные. Исключением являются позвонки, грудина и нижняя челюсть. Отдельно взятая парная кость — асимметрична, а непарная — симметрична.
Рис 2. Исходные виды скелета а — спереди; б — сбоку; в — сзади
При рассмотрении скелета и тела человека со всех сторон делаем важный для дальнейшего изучения и рисования вывод: смежные кости не лежат на одной прямой, а суставы, их соединяющие, не следуют направлению ни одной из соединяемых ими костей, а имеют собственное (третье) направление. Разъединяя кости в суставах и рассматривая их отдельно, видим большое разнообразие их форм в зависимости от функционального назначения.
Рис 3. Исходные виды мускулатуры а — спереди; б — сбоку; в — сзади
Длинные кости, у которых продольный размер значительно больше поперечного, представляют собой рычаги, приводимые в действие мышцами.
К ним относятся кости бедра, голени, предплечья, плеча и ключицы. Их трубчатое полое строение создано природой для большей прочности при одновременном облегчении массы. В меньшей мере этими качествами обладают более короткие кости этой группы: плюсны, пясты, фаланги пальцев кисти руки и ступни.
Каждая длинная трубчатая кость состоит из средней части — тела и двух расширенных концов, утолщенных для образования сустава и для большей крепости при передаче сжатия и растяжения в суставах.
Рис 4. Схема различных сочленений костей посредством: а — хрящя; б — соединительной ткани; в — костной ткани; г — зубчатого шва (истинного и ложного); д — клиновидного соединения; схематические виды суставов: е — плоский; ж — шаровидный; э — яйцевидный; и — шарнирный; к — цилиндрический; л — седловидный
Рис 5. Некоторые виды мышц а — прямые; б — двубрюшные; в — широкие; г — двуперистые; д — перистые; е — двуглавые; ж — одноглавые или веретенообразные
Рис 6. Схема работы некоторых костей и мышц а — голова как рычаг первого рода (позвоночник — опора, масса головы — груз, мышца — сила); б — челюсти — рычаги третьего рода (сустав — опора, еда — груз, жевательная мышца — сила); в — стопа, опирающаяся на пальцы — рычаг второго рода
Короткие кости (позвонка, запястья, плюсны) имеют приблизительно равные поперечные и продольные размеры. Продольные и поперечные размеры плоских костей (лопатки, таза, грудины) превосходят их толщину. В смешанных костях (основная кость черепа, ребра) сочетаются признаки длинных, коротких и плоских костей.
Сочленяются кости посредством соединительной ткани в суставах ноги, руки, хрящей в позвонках, ребрах и грудине, а в черепе при помощи швов истинных и ложных. Виды соединения костей, сопряжений суставов и возможные движения их изображены на рис. 4. Форма суставных поверхностей зависит от функционального назначения сустава.
Рис 7. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения
Система костей, мышц и сухожилий образует подвижную вантовую систему, управляемую сознательно или инстинктивно. Мышцы (рис. 5) осуществляют движение тела и его частей, а также фиксацию их различных положений. Они прикрепляются к костям и соединяются между собой при помощи сухожилий. Мышцы играют большую роль в образовании пластики, осанки тела и выразительности его внешнего рельефа. Средняя масса мышц у мужчин —36% от всего тела, у женщин — 32%, а у физически тренированных людей иногда достигает 50%.
Рис 8. Череп 1— надпереносье; 2— глазница; 3— надбровная дуга; 4— верхняя челюсть; 5— скуловая кость; 6— носовая кость; 7— носовое (грушевидное) отверстие; 8— лобная кость; 9— лобный бугор; 10— скуловая дуга; 11— височная кость; 12— височная линия; 13— собачья ямка; 14— угол нижней челюсти; 15— подбородочные бугры; 16— теменная кость; 17— теменные бугры; 18— затылочная кость; 19— затылочный бугор; 20— сосцевидный отросток височной кости; 21— шейные позвонки; 22— седьмой шейный позвонок; 23— ключица; 24— яремная ямка; 25 — рукоятка грудины
Кровеносная система доставляет мышцам питательные вещества, а нервная система управляет их действиями. При нарушении этих связей мышцы слабеют и перестают действовать. Слово «мышцы» или «мускул» произошло от латинского слова «мускулюс»- мышонок, так как некоторые мышцы напоминают форму мыши, бегущей под кожей. У обоих имеется веретенообразное брюшко, головка и хвостик.
Названия мышцам были даны по следующим признакам: по роду их действия — сгибатели, разгибатели, отводящие и приводящие, жевательные;
по форме — дельтовидная, трапециевидная, круговая и т. д.;
по месту расположения — подостная, надостная, поясничная, лобная, плеча, бедра, ягодичная и т.д.;
по месту прикрепления — плече-лучевая, клювоплечевая и т. д.;
по числу головок — двухглавая, трехглавая, четырехглавая;
по направлению волокон — косая, прямая;
по построению — полусухожильная, полуперепончатая.
Работа мышц выражается в их сокращениях. В зависимости от характера движения они становятся толще, короче; части тела при этом приближаются или отдаляются, вращаются. Мышцы приводят в действие кости по принципу рычагов I, II и III родов (рис. 6): мышцы — прилагаемая сила, передвигаемая кость с мягкими частями — груз, суставы — точки опоры. Мышцы одеты в сухожильные ткани — футляры, отделяющие их от кожи и смежных мышц. Эти ткани называются фасциями — сухожильными пластинками. Слизистые сумки уменьшают трение мышц и сухожилий при их движении.
Сесамовидные кости (от латинского названия плода растения кунжута) развиваются на участках сухожилий, где происходит сильное трение их о костные выступы, например у головки пясты и головки плюсны больших пальцев кисти руки и стопы.
Рис 9. Мышцы головы и шеи 1— лобная; 2— круговая глаза; 3— круговая рта; 4- поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5— жевательная; 6— височный пучок жевательный; 7— опускающая углы рта; 8— двубрюшная; 9— гортань; 10— грудино-ключичнососцевидная; 11— капюшонная; 12— яремная ямка; 13— ключица; 14— малая и большая скуловые мышцы; 15— ланитная мышца
Рисование той или другой части или всей фигуры человека с одновременным изучением пластической анатомии позволяет студенту быстрее усвоить закономерную связь между внутренним и наружным строением форм человека, осознать их конструктивную и функциональную целесообразность.
Рис 10. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов а — спереди; б — сбоку; в — сзади; г — снизу (шея показана в разрезе); д — разрез головы по глазам и скуловым костям; е — сверху; ж — основные пункты и линии для рисования головы
Изучение пластической анатомии вооружает студента знанием основных конструктивных узлов и опорных точек человеческой фигуры, с помощью которых он ясно видит в натуре и верно изображает в своем рисунке форму всей фигуры, ее частей в покое и в движении. Для целенаправленного освоения пластической анатомии, помимо изучения книг и анатомических рисунков, рисования скелета и гипсовых анатомических фигур, студент должен познать анатомическую структуру на живых людях: натурщиках, спортсменах и на самом себе. В конце работы над рисунком человеческой фигуры студенту полезно провести анатомический анализ, накладывая кальки и вписывая в законченный рисунок скелет и основные мышцы.
Рис 11. Возможности движения головы по отношению туловища а — наклон вперед и назад; б — за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в — наклон вбок; г — повороты вправо, влево
Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна (рис. 7); вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя конструкция — структура костей черепа и располагающихся на нем мышц. Жестким основанием головы служит череп (рис. 8). Он состоит из значительного по объему мозгового раздела и относительно небольшого лицевого, на котором расположены наружные органы чувств, дыхания и питания. Основание черепа, слагаемое из основной и затылочной костей, сочленяется с позвоночным столбом атланто-затылочным суставом. Жесткую коробку свода черепа составляют: затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными буграми и дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков верхнюю челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад, к ушным отверстиям, скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.
Рис 12. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения а — при исходном положении; б — при наклоне вбок; в — назад; г — вперед
Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 9). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти и обладают большой силой. «Мимические» же мыщцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, рту, носу при дыхании, питании, зрении, речи, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека — мимику лица.
Рис 13. Схемы головы (методическая разработка С. В. Тихонова)
Мозговая часть черепа покрыта тонкими плоскими мышцами, поэтому внешнюю форму лба, темени и затылка образуют непосредственно кости. Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, но внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мыщц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.
Рис 14. 130. Схемы головы в. по Голубкиной; а. по А.Дюреру б. по М.Курилко
Для того чтобы возможно полнее представить характер объемной формы головы (рис. 10), ее следует не только внимательно рассмотреть со всех сторон (спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальных). Пластика головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов — узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определят: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.
Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и внешний край глазницы.
При виде сзади — симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.
При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.
Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.
Соединительное звено туловища и головы — шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Хорошо заметный под кожей костистый отросток седьмого шейного позвонка обозначает нижнюю заднюю границу шеи. Передними границами шеи и туловища являются ключицы и яремная ямка.
Рис 15. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом
Движения головы (рис. 11) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижный атланто-затылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи — регуляторов этих движений. Наибольшую роль в образовании пластической формы шеи играют капюшонная и две грудинноключично-сосцевидные мышцы. Грудинно-ключично-сосцевидные мышцы, прикрепляясь внизу к рукоятке грудины и ключице, а наверху к сосцевидному отростку височной кости, образуют хорошо заметные валики на передне-боковых поверхностях шеи. Между двумя грудинно-ключичнососцевидными мышцами на передней поверхности шеи помещается гортань. Между грудинными головками этих мышц лежит яремная ямка. Сокращение обеих грудинно-ключично-сосцевидных мышц вызывает наклон головы вперед, а одной из них — наклон в соответствующую сторону и небольшой поворот в противоположную.
Рис 16. Рисунок зрачка в разных положениях и радужная оболочка в условиях освещения а — сильного; б — среднего; в — слабого
Задняя поверхность шеи образована капюшонной мышцей, идущей двумя разделами по обе стороны позвоночника от затылочного бугра ко всем грудным позвонкам, ключицам и лопаткам. На боковой поверхности шеи между ключицей, грудинно-ключично-сосцевидной и капюшонной мышцами помещается хорошо выраженная треугольная надключичная яма. Сокращение всего верхнего отдела капюшонной мышцы вызывает запрокидывание головы и шеи назад.
На рис. 12 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объемно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует прежде всего обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.
Рис 17. Характерные разрезы век глаза
Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.
На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров петербургской Академии художеств П. П. Чистякова и Г. Р. Залемана проф. М. И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 14), исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной.
Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, бесконечно изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.
В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные, опорные пункты построений костей, мышц. Их совокупность образует структурный стержень объемной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда не запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит ее с помощью линий и светотени.
На основе схем мастеров один из авторов данного учебника С. В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 13). В ней показана система надбровных дуг и лобных бугров, надпереносья, задней части головы. Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жестким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 15). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия, в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.
В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей века (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму.
Рис 19. Строение носа а — внешний вид; б — костная основа носа; в — хрящи; г — основные анатомические точки носа и его схема
Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклонной вперед глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко. Все это — характерные особенности построения глаза.
На передней поверхности глазного яблока помещается зрачок, отверстие в радужной оболочке (рис. 16), который при сильном свете уменьшается, а при слабом — увеличивается. Радужка зрачка прикрыта верхним, более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 17). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия — слезника, кончается несколько ниже верхнего наружного его угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка, нижнее же касается ее нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 18). Зрачки обоих глаз могут сходиться или расходиться соответственно расстоянию до рассматриваемого предмета.
Рис 20. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей
Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной, слабо развитой носовой мышцы (рис. 19). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами, под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые образуют вместе переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.
Форму среднего раздела носа определяют пирамидальный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между крыловидными хрящами кончика носа (рис. 20). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).
Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей к крыловидным, наибольшие выступы крыловидных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной в плане кости верхней челюсти, то крылья носа естественно уходят назад от выступа ости носа — места крепления перегородки и круговой мышцы.
Рис 21. Губы а — исходный вид; б — поперечный и продольный разрезы
Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мыщца рта, лежащая на верхней и нижней костных сводах челюстей и зубов (рис. 21. Губы — наиболее динамичная часть лица.
Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею радиальных мышц (рис. 23).
Рис 22. Исходные виды ушной раковины а — спереди; б — сбоку; в — снизу; г — сверху; 1 — козелок; 2 — противокозелок; 3 — межкозелковая вырезка; 4 — завиток; 5 — противозавиток; 6 — ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 — мочка
Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 24). Своеобразная конфигурация красной каймы губ — результат воздействия волокон радиальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.
Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачивают внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной губы крепятся к круговой мышцы, толщу наружу и мышцы верхней наружному слою разворачивают ее поднимают кверху красную кайму верхней губы. Опущенный промежуток между правой и левой квадратными мышцами образует характерный хоботок верхней губы. Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее толщу наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.
Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 22). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы — козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины — мочка без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.
Рис 22. Мышцы рта а — вид спереди; 6 — вид сбоку; 1 — поднимающая верхнюю губу; 2 — малая скуловая; 3 — большая скуловая; 4 — поднимающая концы губ; 5 — четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 — треугольная; 7 — круговая мышца рта; 8 — подбородочная; 9 — жевательная мышца; 10 — квадратная мышца верхней губы; 11 — щечная мышца
При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (см. рис. 13). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два надбровных бугра; к ней (под углом) примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, а с внешней стороны — височными линиями; за выступами последних располагаются уходящие назад височные поверхности. Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мыщцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.
Рис 23. Основные анатомические точки и схемы губы а — опорные точки; б — возрастные изменения; в — движение губ
Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине двубрюшными, а сзади — шиловидным — подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения поверхностей головы и шеи спереди. Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, образованные своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей. Нижняя часть щеки отделяется от верхней губы носогубной складкой. Далее поверхность щеки, ломаясь на скуловой мыщце, идет назад до жевательной мыщцы и вниз до тела нижней челюсти. Боковой раздел щеки ограничен скуловой дугой, ветвью нижней челюсти и жевательной мышцы.
Рис 24. Возрастные изменения пропорций головы и ее соотношение с пропорциями тел
Таким образом, поверхность щеки состоит из трех треугольных площадок, сходящихся своими вершинами в наиболее выступающей точке скуловой кости.
На схемах для большей наглядности опорные точки головы и ее частей (см. рис. 13, 14) соединены прямыми линиями, ограничивающими наиболее характерные переломы объемной формы.
Рис 25. Рисунок головы с различных точек зрения
Процесс рисования головы и особенно ее лицевой части должен опираться на знание пропорций (рис. 25). Соотношения размеров головы к размерам всей фигуры служат модулем построения всей фигуры человека и способствуют верной образной масштабной и возрастной характеристике. Одно и то же лицо, в зависимости от пропорций, делается величественным или ничтожным, а фигура — маленькой или большой. Пропорции фигуры человека меняются в процессе ее роста. У новорожденного ребенка, например, голова составляет одну четвертую часть общей высоты фигуры, а у взрослого человека — до одной восьмой. Пропорции частей головы подвержены значительным изменениям в зависимости от индивидуальных, национальных и возрастных признаков. Существенно различаются пропорции мужской и женской фигур.
Закономерен процесс трансформации размеров, направлений и пластики частей тела в связи с возрастом. Так, характерные особенности головы ребенка — округлость, мягкость ее общей формы, большая мозговая часть и маленькая лицевая, крупные глаза (относительно носа и губ), уширение носа в переносице (между слезниками) и сужение в крыльях ноздрей, вздернутый кончик носа. С возрастом размер головы человека увеличивается главным образом за счет увеличения ее лицевой части. Средняя линия глаз обычно делит высоту головы пополам, а высота лба, носа и губ с подбородком становятся примерно равными. Глаз увеличивается незначительно, крылья ноздрей расширяются по отношению к расстоянию между слезниками. Развиваются надбровные дуги, скуловые кости, углы нижней челюсти и формы лица становятся более резко выраженными. К старости из-за выпадения зубов нижняя челюсть поднимается вверх, подвигается вперед и сближается с носом, кончик которого опускается вниз, а крылья становятся шире. Пропадающий подкожный жировой слой обнажает кости и мыщцы и формы лица становятся более сухими и угловатыми.
Рис 27. Последовательность рисунка с гипсового слепка головы Антиноя
Знание основных возрастных изменений пропорций головы позволяет рисующему правильно строить и передавать характер головы и всей фигуры ребенка, взрослого человека и старика.
Голова человека, особенно лицевая ее часть,— сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей: глаза, носа, губ, уха. Ниже показана последовательность изучения и рисования каждой части и всей головы.
Рис 28. Последовательность рисунка с гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского с фоном
На рис. 26 приведена методика изображения головы Антиноя с различных или с одной точки зрения, но в нескольких поворотах. Она углубляет знания конструкций, пропорций, приемов построения объемной формы. На рис. 27 изображены четыре возможные стадии последовательности выполнения рисунка с какого-либо одного положения.
Рис 29. Последовательность рисунка гипсовой головы Давида
1-я стадия. Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи. Пометка на основании профильной линии — линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.
Рис 30. Последовательность работы над рисунком живой головы
2-я стадия. Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять легкими прямыми линиями.
Рис 31. «Колеони». Учебный рисунок
3-я стадия. Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна легкая пометка светотеневого перелома.
Рис 32. «Зевс». Учебный рисунок
4-я стадия. Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учетом сечений общей формы головы и ее частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.
Рис 33. Набросок
5-я стадия. Нюансы и переходы в тенях и на свету. Сравнение и обобщение всего изображения.
В рисунке с гипсовой головы Аполлона (рис. 28) с фоном после линейного построения необходимо прокладывать тени на форме одновременно с теневой проработкой фона, соблюдая их тональные соотношения. Фон должен передавать градации освещения, в данном случае быть темнее в правом верхнем углу и светлее в левом нижнем.
Рис 34. Рисунок головы
Для углубления знаний о закономерностях светотени полезно построить в линиях рисунок головы в каком-либо одном положении. Затем сделать с него несколько копий и дать светотеневую проработку каждой копии при различной освещенности головы. Это позволит студенту уяснить изменение восприятия формы в зависимости от степени освещенности.
Голова Давида Микеланджело (рис. 29) послужила основой для схем построения головы на рис. 13 и 14. Наряду с гипсовыми слепками необходимо рисовать оригиналы скульптур, выполненных из различных материалов (мрамор, бронза, сталь, дерево, стекло и т. д.), обращая серьезное внимание на скульптуры современных мастеров.
Методика рисования головы человека мало отличается от методики рисования гипсового слепка. Вместе с тем рисунок живой головы по ряду причин сложнее и потому требует большей профессиональной подготовки. Предлагаемые студентам скульптурные образы, созданные выдающимися мастерами, отличаются большой силой художественного обобщения. Рисование же живой головы требует умения отбрасывать мелкие, второстепенные детали и подчеркивать главные существенные черты. Кроме того, в отличие от гипсовой, живая голова не может сохранять неизменным одно и то же положение и поэтому оно еще в большей степени отвергает копировочный под ход к построению формы как в линиях, так и средствами светотени. И, наконец, цвет и фактура живой головы ставят перед рисующим дополнительные трудности.
При рисовании живой головы особенное внимание следует обращать на изучение движения глаз и губ, а также на изображение цвета и фактуры глаз, губ и волос. Для того чтобы уверенно рисовать глаза живой головы, полезно проделать упражнение на рисование зрачка в различных поворотах с учетом сферической формы стекловидной массы и находящейся под ней радужной оболочки со зрачком.
Процесс рисования головы человека складывается из пяти стадий (рис. 30).
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча всей композиции. Пометка подбородка и точки центрального луча зрения только для изображения головы. Проведение общего овала головы, основания профильной линии и направления шеи. Пометка на основании профильной линии: линии глаз, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха.
2-я стадия. Нанесение конструктивных точек головы: переносицы, подбородка, носа, глаза, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей. Пометка опорных точек шеи. Изображение легкими линиями формы головы и ее частей. Введение линий собственной тени.
3-я стадия. Анализ второй стадии и прорисовка формы головы и ее частей более верными и сильными линиями. Уточнение границ собственных теней.
4-я стадия. Передача собственных и падающих теней, а также основных тональных отношений, выявляющих цвет и фактуру всех частей головы.
5-я стадия. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету.
На рис. 32—38 помещены изображения головы человека разной степени законченности, иллюстрирующие некоторые возможности использования линий и тона рисовальных материалов.
Книги по академическому рисунку
Академический рисунок головы человека
Начинающие художники часто допускают ошибку, когда считают излишним тратить свое время на изучение академических правил рисования. Неопытный портретист бывает уверен, что ему удастся с помощью одной лишь интуиции и прилежного срисовывания создать реалистичный портрет изображаемого человека. При этом он действует бессистемно, механически копируя второстепенные детали, которые, по его мнению, дадут лучшее сходство с натурой. В итоге рисовальщик оказывается не в силах грамотно и убедительно связать в единое целое все части лица, каждая из которых выглядит как бы нарисованной по отдельности.
Основы рисунка головы человека
Научиться рисовать сознательно, с пониманием конструктивной и анатомической структуры, поможет академический рисунок гипсовой головы, поскольку его главная задача — заложить основы профессионального мастерства художника. Преподаватели нашей арт-студии в ходе учебных занятий стремятся ознакомить учащихся с бесценным опытом, который был накоплен великими художниками прошлого. Они щедро делятся собственными познаниями об анатомии, перспективе, теории светотени. Эта обязательная сумма усвоенных знаний и приобретенных навыков вскоре позволит начинающему художнику перейти от обучения к самостоятельной творческой работе.
Почему важно начинать с гипсовых слепков
Процесс академического рисования должен стать для учащегося процессом познания натуры, активного ее изучения. Ценным подспорьем для художника с недостаточным опытом служат слепки со скульптур античного периода. При работе над изображением гипсового слепка задача рисовальщика облегчается тем, что:
Для учащихся нашей арт-студии академические постановки гипсовых голов чередуются с целью постепенного усложнения задачи. Начинать предлагается с рисования голов Венеры, Гермеса, Диадумена, Дорифора, отличающихся наиболее обобщенными формами. Справившись с первоначальной задачей, учащиеся переходят к более сложному рисованию голов Аполлона, Геракла, Лаокоона.
Академический рисунок головы поэтапно
Чтобы правильно изобразить на бумаге голову человека, необходимо соблюдать в работе принцип методической последовательности. Не стоит браться сразу за решение сложных задач, прежде необходимо разобраться с общими характеристиками, и лишь затем переходить к деталям. На завершающей стадии нужно снова возвратиться к обобщению формы, соблюдая непреложное правило: «От общего к частному и от частного снова к общему».
Преподаватели нашей арт-студии рекомендуют разделить работу над академическим рисунком гипсовой головы на 7 условных этапов:
Все этапы учебного рисунка необходимо выполнять строго последовательно, не торопясь переходить к детализации и передаче фактуры, когда еще не определена общая характеристика формы гипсовой головы.
Практическая польза занятий рисования в нашей студии
Гипсовая модель скульптурного изображения — это сложный комплекс множества взаимосвязанных форм. Поэтому, чтобы академический рисунок гипсовой головы был выполнен качественно и со знанием дела, начинающему художнику необходима помощь опытного специалиста. Любой желающий научиться превращать лист бумаги в произведение искусства сможет найти такую помощь в нашей студии рисования. Здесь, в удобных аудиториях, под руководством чутких наставников, вы за короткое время сумеете встать в один ряд с профессиональными мастерами графики и живописи.
Приходите к нам и убедитесь, что осваивать азы творческой работы гораздо полезнее в компании единомышленников, чем пытаться делать это самостоятельно!
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как рисовать голову человека поэтапно? Процесс рисования головы человека из пяти стадий
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча всей композиции. Пометка подбородка и точки центрального луча зрения только для изображения головы. Проведение общего овала головы, основания профильной линии и направления шеи. Пометка на основании профильной линии: линии глаз, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха.
2-я стадия. Нанесение конструктивных точек головы: переносицы, подбородка, носа, глаза, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей. Пометка опорных точек шеи. Изображение легкими линиями формы головы и ее частей. Введение линий собственной тени.
3-я стадия. Анализ второй стадии и прорисовка формы головы и ее частей более верными и сильными линиями. Уточнение границ собственных теней.
4-я стадия. Передача собственных и падающих теней, а также основных тональных отношений, выявляющих цвет и фактуру всех частей головы.
5-я стадия. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету.
Книги по академическому рисунку
Как делать быстрые зарисовки людей с натуры?
Как придать рисунку объем и ощущение света?
Как добиться сходства самыми простыми методами?
Как начинать и завершать отточенный портрет?
Как передать и внешность и характер человека?
Рисунок гипсовой головы
Рисунок головы с гипсовых моделей. Поэтапное рисование.
Желающий серьезно заняться рисунком головы должен иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка вообще. Без знания некоторого опыта в рисовании самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных моделей, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения.
Поэтому рисующему голову следует прежде всего обратить внимание на ее строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих ее объем. Отсюда происходит профессиональное выражение «строить голову».
Рисующий также должен иметь в виду, что голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной.
Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.
В этой работе так необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких, как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Гермеса», «Апоксиомена», «Аполлона».
Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других.
В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры, например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.
Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо.
Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели. Кроме того, ее неподвижность и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.
Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении.
1. Голова Аполлона. Фрагмент копии римского оригинала. 340 г. до н. э.
2. Голова Лаокоона. Фрагмент копии греческого оригинала 27 г. до н. э.
Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.
Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и таким образом также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.
В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.
Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.
Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели.
Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.
Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.
Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что, изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка,стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.
Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек определяется с помощью вертикали и горизонтали; намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (ил. 3).
3. Первая стадия рисования гипсовой головы
Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (ил. 4).
4. Вторая стадия рисования гипсовой головы
Намечая основные части лица — расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, — сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, рас-положенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.
Форма головы ограничивается прямыми и изогнутыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой и плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (ил. 5).
5. Третья стадия рисования гипсовой головы
Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках головы Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (ил. 6,7).
6. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1878. Итальянский карандаш
7. В. Е. Савинский. Голова Аполлона. 1880-е гг. Итальянский карандаш
Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.
Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение.
Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На (ил.7) видна граница, отделяющая лицевую, освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.
Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы.
Идеальный курс для новичков!
Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,
Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным.
Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру ее поверхности являются местом расположения более мелких форм (крыльев носа, ноздрей, кончика носа), весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.
Рассматривая поверхность лба, рисующий дол¬жен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (ил. 6).
Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению. Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.
Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы и в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы.
Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной.
8. И. Е. Репин. Рисунок головы Севера.1864. Графитный карандаш
На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным, можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве.
Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.
Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует постараться воспринять их как однородные явления, то есть представить реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении. При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов.
Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.
Рисунок гипсовой головы Сократа от студии Олега Торопыгина
Как рисовать гипсовую голову Антиноя пошагово
Изображение головы – один из наиболее сложных видов рисования. Прежде чем приступить к работе, вы уже должны обладать достаточным опытом и знаниями в области академического рисунка. Знать и понимать способы изображения, особенности строения головы, уметь обращать внимание на сочетание деталей, которые образуют ее объем.
Начинать лучше с гипсовых голов греческого наследия. После успешного овладениями приемами передачи базовых форм гипсовых моделей, можно приступать к более сложным образам, изображая Зевса или Геркулеса.
Любой академический рисунок строится по определенным законам. Процесс состоит из взаимосвязанных шагов, и чтобы добиться результата, нужно выполнять все этапы в определенной последовательности. Далее мы разберем как рисовать гипсовую модель, изображающую фаворита императора Адриана — Антиноя.
Подготовительный этап и анализ характера формы головы
Работайте карандашом слегка нажимая, без усилий и схематично. На этом этапе не требуется вырисовывания деталей, только общие черты. У нашей головы височная часть широкая, и линии сужаются к основанию подбородка. Форма головы напоминает треугольник (линия волос шире скул, которые шире подбородка).
После анализа характера формы объекта, рассматриваем каждую деталь лицевой части. Далее намечаем их месторасположение на бумаге. Уточняем наклон и разворот головы.
Линейно-конструктивная основа
Нужно наметить профильную линию, разделяющую лицо на две части. Если есть небольшой поворот головы, то профильная линия делит лицо не пополам – ближняя будет больше, а дальняя – меньше. Очень важно правильно определить местоположение профильной линии, т.к. она является главным ориентиром для художника и от нее зависит правильное расположение составляющих частей рисунка. Следующий этап – разделить эту линию на 3 равные доли: от начала волос до надбровья, от надбровья до основания носа, и далее вниз до подбородка. Отрезки от надбровных дуг до носа и от носа до подбородка тоже будут состоять каждый на 3 частей. Намечаем место для глаз, носа и губ.
Следите, чтобы конструктивные линии были параллельны друг другу, иначе исказится перспектива рисунка. Линии будут немного изогнуты, а концы приподняты. При рисовании основных деталей исходите от основы геометрической формы каждого элемента (например, глаза – шар). Не вырисовывайте детали, сейчас главное – это соблюдение пропорции и место размещения на рисунке.
Следите за расположением парных и симметричных объектов. Их лучше рисовать сразу один за другим (например, два глаза) и проводить параллельные линии от края до края формы, чтобы элементы не смещались в сторону. Рисуя глаз, веки только наметьте. Располагая нос, не смещайте его относительно профильной линии, которая должна проходить четко посередине переносицы. Она же разделяет бантик губ четко посередине, но, учитывая поворот головы, один край губы будет меньше.
Пока наметьте размер губ и сверьте их месторасположение. Для этого нарисуйте вспомогательные линии, чтобы проверить как соотносятся уголки губ и крылья носа, а также расстояние от основания носа до верхней губы. Проверьте месторасположение конца волос в соотношении с горизонтальной линией губ.
Теперь на рисунке можно наметить волосы. Обратите внимание, где заканчиваются локоны. Обозначьте их легкими движениями карандаша без особого нажима. На этом этапе еще раз проверьте работу на наличие ошибок. Обнаружив их, не оставляйте на потом, а сразу исправляйте. Они могут повлечь новые неточности в передачи изображения, которые потом будет сложнее исправить.
Конкретизация рисунка
После того, как была намечена конструктивная основа головы и ее составляющих, можно корректировать получившейся рисунок. Теперь заменяем геометрические тела реальными формами, какие они есть в реальности. Еще раз проверьте расположение деталей. Например, нос должен быть под прямым угол относительно лицевой поверхности.
Они не должны получиться плоскими, поэтому сразу передавайте толщину при помощи нескольких линий. При детализации губ, не забудьте про ложбинку между верхней губой и носом и проверьте их расстояние между собой.
Вначале намечаем общую форму волосяного покрова, после чего переходим к детализации каждого из них. Выявляем трехмерность формы, создавая объем легкими линиями. Не спешите наносить тон, пока не будут уточнены все детали рисунка.
Создание объема при помощи света и тени
Переходим к созданию объема при помощи светотеневых отношений. Следите за взаимосвязью линии и тона. Вначале накладываем тени, чтобы увидеть общий характер форм элементов. Затем переходим к градации светотени, делая рисунок более конкретным. Те детали, которые находятся на свету, остаются нетронутыми. Плоскости, уходящие от света, обозначаем полутенью. А те, что находятся вдали от света, прокладываются тоном.
На каждом из описанных шагов работы над рисунком не стоит нажимать на карандаш, движения должны быть легкими и быстрыми, чтобы всегда можно было внести коррективы, не используя ластик. Рисовать нужно в темпе. На выполнение не должно уйти более 50 минут. Не стоит уделять много времени анализу и построению, и ни в коем случае не начинайте детально чертить геометрические фигуры.
Чтобы добиться легкости в движении и умения быстро анализировать конструктивные особенности головы, нужно постоянно и регулярно тренироваться. Чем меньше вы тратите времени на этапы правильного построения изображения, тем выше становится уровень вашего мастерства.
Детализация и завершающий этап
На заключительном этапе переходим к детализации изображения, постепенно насыщая его. Но сначала нужно проанализировать небольшие детали, соотнося их с общей массой головы.
После того, как проделана первоначальная работа над объемом при помощи наложения светотени, нужно вызвать рефлекс, усиливая тон. Чтобы смоделировать детали при помощи тона, на переходах от одной детали к другой необходимо сильнее накладывать тон, резко отделяя одну плоскость от другой. Но рисунок не должен получиться слишком черным. Чтобы разработать руку, используйте мягкие карандаши.
Создание изображения головы – важный экзамен при поступлении в творческий вуз. Владение этим видом рисунка является и одним из основных элементом художественной подготовки архитектора. На наших курсах академического рисунка для абитуриентов, вы с помощью опытного педагога сможете научиться рисовать гипсовую голову на уровне, достаточном для поступления.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Построение гипсовой головы обрубовки по Гудону
Что такое обрубовка?
Академический рисунок гудона
Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей. Обрубовка – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины академического рисунка. Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные. Поэтому в академическом рисунке обрубовка головы делится на два вида – обрубовочное изображение черепа и непосредственно целостной головы.
Для чего нужно построение обрубовки головы?
Академический рисунок обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.
Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.
Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.
Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.
Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.
Задачи:
1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.
2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.
3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.
4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.
5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.
6. Передавать объём с помощью светотени.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Построение гипсовой головы
Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры. В этой работе так же, как и в предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен» и др. Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Аполлона», «Гермеса», «Апоксиомена». Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других. В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры, например некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме. Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо. Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.
Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении. Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом, также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы. В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний. Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест — высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве. Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели. Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта. Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели но вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали. Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка, стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне. Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек опре-деляется с помощью вертикали и горизонтали: намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (рис. 1). Определив соотношение высоты и ширины мо-дели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (рис. 2). Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг. Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (рис. 3). Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей — бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (рис. 4 и 5). Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы.
На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз. Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение. Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На рис. 5 видна граница, отделяющая лицевую освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица. Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы. Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм — крыльев носа, ноздрей, кончика носа, весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых. Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис. 3). Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению.
Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.
Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы, а в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы. Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной. На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным (рис. в), можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве. При выполнении гипсовых голов следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих, как бы обнимающий форму, является лучшим средством ее передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы «Лаокоона», выполненный Александром Ивановым (рис. 7). Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе. Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении.
Академический рисунок: голова человека
Начинающие художники на первом этапе сталкиваются с вопросом – как нарисовать голову? Голова, нарисованная карандашом, может выглядеть очень объемно и натуралистично. Главное здесь – знать, как правильно расставить теневые и световые акценты.
Сегодня я расскажу, как нарисовать голову поэтапно, шаг за шагом. Мы научимся изображать отдельные черты лица и узнаем, как нарисовать голову человека за 10-15 минут.
Шаг 1
Итак, для того, чтобы поэтапно нарисовать голову человека карандашом, нужно для начала правильно разметить лист бумаги.
На схеме рисунка головы девушки вы видите, что мы будем рисовать портрет в три четверти или, другими словами, вполоборота. Поэтому центральная ось смещена вправо. Горизонтальные линии выделяют среднюю треть лица. Они определяют длину носа, а также обозначают нижний край глаз. Это основы поэтапного рисунка головы человека, в дальнейшем такой набросок поможет вам не ошибиться с пропорциями.
Шаг 2
Сегодня я буду показывать, как нарисовать голову девочки или девушки, поэтому черты лица будут более тонкими и изящными. Но на самом деле основы академического рисунка головы одни и те же, поэтому вы можете использовать данную инструкцию для создания любого рисунка головы в профиль.
Наметьте линию глаз, бровей, губ и носа. Слегка выделите скулы – это сделает лицо более скульптурным, похожим на рисунок гипсовой головы.
На заметку: Кстати, если вы хотите научиться академическому рисунку головы человека, не обязательно уговаривать своих близких часами вам позировать. Купите гипсовую голову и практикуйтесь н ней. Так вы будете вольны в любое время делать учебный рисунок головы человека карандашом с натуры и сможете быстрее прогрессировать в живописи.
Шаг 3
Удалите линии построения. Они были нужны для того, чтобы вы могли понять, как легко и красиво нарисовать голову.
Теперь самое время поработать над деталями. Начните с глаз. Прорисуйте зрачки, ресничный край, затемните брови и расставьте теневые акценты, как показано на моем архитектурном рисунке головы девочки.
Теперь прорисуйте ушную раковину. Это очень важный момент, уделите ему особое внимание, ведь именно он во многом определяет, насколько натурально будет выглядеть ваша нарисованная картинка головы.
Закончите с губами и переходите к следующему этапу.
Шаг 4
Теперь затемните отдельные участки черепа и высветлите другие. Придайте изображению объем. Верхняя часть головы, глазные впадины и скулы окажутся в тени, а на лбу, носу и подбородке образуется естественный блик.
Теперь вы знаете, как поэтапно сделать рисунок головы карандашом. Тренируйтесь больше, и прогресс не заставит себя долго ждать!