как учесть проценты по кредиту при расчете налога на прибыль
Как учесть проценты по кредиту при расчете налога на прибыль
Ст. 269 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
НК РФ Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.
По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.
По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с настоящим Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи;
признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В целях пункта 1.1 настоящей статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:
1) по долговым обязательствам, оформленным в рублях:
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в пп. 2 п. 1.2 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в пп. 4 п. 1.2 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в пп. 5 п. 1.2 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в пп. 6 п. 1.2 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
1.3. В целях применения пункта 1.2 настоящей статьи:
С 01.01.2022 в пп. 1 п. 1.3 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в пп. 2 п. 1.3 ст. 269 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
2) в отношении долговых обязательств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с настоящей главой;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 пп. 3 п. 1.3 ст. 269 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
С 01.01.2022 п. 1.3 ст. 269 дополняется пп. 4 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.
Особые правила расчета предельной величины процентов, включаемых в расходы с 01.01.2020 по 31.12.2021 по долговым обязательствам, возникшим до 01.01.2020, установлены ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящей статьи организацией, занимающейся лизинговой деятельностью, признается организация, у которой в отчетном (налоговом) периоде, на последнее число которого определяется предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, доходы от осуществления лизинговой деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой за указанный отчетный (налоговый) период.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.
При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности в размере, не превышающем предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, исчисленного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.
При этом правила, установленные пунктом 4 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность по соответствующему долговому обязательству не является контролируемой.
(п. 5 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
6. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и облагается налогом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 224 или пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.
(п. 6 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(п. 7 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
денежные средства, составляющие указанную непогашенную задолженность, направлены исключительно на финансирование инвестиционного проекта, реализуемого налогоплательщиком на территории Российской Федерации;
условия договора, в соответствии с которым возникло указанное в настоящем пункте долговое обязательство, предусматривают начало погашения суммы непогашенной задолженности по такому долговому обязательству не ранее чем через пять лет после его возникновения;
совокупная доля прямого и косвенного участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации не превышает 35 процентов;
местом регистрации (местом налогового резидентства) лица, перед которым возникло долговое обязательство, является иностранное государство, с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения.
Для целей настоящего пункта инвестиционным проектом признается создание на территории Российской Федерации нового производственного комплекса для производства товаров и (или) оказания услуг. Производственный комплекс признается новым, если он введен в эксплуатацию после 1 января 2019 года и ранее в эксплуатации не был.
В случае невыполнения одного из условий, установленных настоящим пунктом, к непогашенной задолженности по указанному в настоящем пункте долговому обязательству применяются положения настоящей статьи без учета положений настоящего пункта с даты возникновения соответствующего долгового обязательства.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
1) долговое обязательство возникло перед российской организацией или физическом лицом, являющимися в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации в течение всего отчетного (налогового) периода и признаваемыми взаимозависимыми лицами иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, на основании подпункта 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса;
2) российская организация или физическое лицо, перед которыми возникло долговое обязательство, в течение отчетного (налогового) периода не имеет непогашенной задолженности по сопоставимым долговым обязательствам перед иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 466-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранным лицом, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и (или) его взаимозависимым лицом, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение указанного долгового обязательства.
(п. 9 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(п. 10 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
11. Определение сопоставимости долговых обязательств в целях подпункта 2 пункта 8 настоящей статьи производится с учетом следующих особенностей:
1) для определения сопоставимости долговых обязательств учитываются общая сумма этих обязательств и срок, на который они предоставлены;
2) при наличии нескольких долговых обязательств по сделкам, заключенным с иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи, для определения общей суммы долговых обязательств в целях подпункта 1 настоящего пункта суммы таких обязательств суммируются;
3) если валюта долгового обязательства перед иностранным лицом, указанным в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2 настоящей статьи, отличается от валюты долгового обязательства, с которым производится сопоставление, долговые обязательства приводятся к единой валюте по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения долгового обязательства перед кредитором;
(п. 11 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(п. 12 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
(п. 13 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
Проценты по займам в бухгалтерском и налоговом учете
Отражение процентов по займам в налоговом учете
С целью расчета налога на прибыль, согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, проценты по долговым обязательствам учитываются как внереализационные расходы, за исключением целевых кредитов на приобретение инвестиционных активов — проценты по ним увеличивают стоимость последних.
Момент признания таких расходов приходится на последнюю дату месяца, за который производится начисление (п. 8 ст. 272 НК РФ), вне зависимости от даты оплаты. В то же время для упрощенцев расходы признаются только на дату оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому если получилось так, что компания-упрощенец оплачивает в январе суммы за прошлый год, в КУДиР их необходимо отобразить как расход текущего года.
Налоговый учет процентов по контролируемой задолженности
В общем случае, согласно ст. 269 НК РФ, начисленные проценты учитываются в налоговых регистрах по факту. Но если займодавец признан взаимозависимым с иностранным лицом, тогда долг может быть признан контролируемой задолженностью. Исключения из этого правила составляют случаи, описанные в пп. 7–10, 12, 13 ст. 269 НК РФ.
Подробнее о нормировании расходов по займам узнайте из статьи «Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту — 2021».
Как рассчитать проценты по контролируемой задолженности, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Для расчета долговых начислений, принимаемых в состав расходов при контролируемой сделке, налогоплательщику необходимо:
Списание расходов по кредиту в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете отражение займов регламентирует ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н. При этом долг по сроку погашения подразделяется на краткосрочный (счет 66) и долгосрочный (счет 67). Учетной политикой может быть зафиксирована возможность перевода задолженности с одного счета на другой в соответствии с оставшимся сроком погашения. В бухучете также предусмотрены отдельные субсчета для тела кредита и процентов по нему, например, 66.01 — сумма краткосрочного займа, а 66.02 — проценты.
О бухучете различных видов долга читайте в материале «Получен краткосрочный кредит — бухгалтерская проводка».
Списание расходов по займам происходит ежемесячно на последнюю дату расчетного месяца на прочие расходы либо на увеличение стоимости инвестактива:
Учет в составе прочих расходов текущего периода
Учет в составе накопления стоимости инвестиционного актива
Дт 91.02 Кт 66.02 (67.02)
Дт 08 Кт 66.02 (67.02)
В отличие от налогового учета специальных расчетов коэффициента отнесения к расходам выполнять не нужно.
Итоги
В большинстве случаев расхождения между налоговыми и бухгалтерскими регистрами по кредитной задолженности быть не должно. Но при оформлении контролируемых сделок у компании могут возникнуть постоянные и временные разницы. Учитывать их можно с помощью ПБУ 18/02 — подробнее об этом читайте здесь.
Проценты по банковскому кредиту: налоговый учет
Несмотря на то, что многие банки рекламируют доступные и легкие в оформлении кредиты для бизнеса, получение такого займа зачастую становится для бухгалтера настоящим стрессом. Бесконечные сборы документов и расчеты технико-экономических обоснований кого угодно выведут из себя. И вот, когда желанные средства наконец-то получены, перед бухгалтером встает новая проблема: начисление процентов по кредиту.
Особенности отнесения процентов к расходам указаны в статье 269 НК РФ. Она предполагает два варианта признания начисленных процентов:
— в пределах среднего уровня процентов;
— в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если у компании есть кредиты, полученные на сопоставимых условиях, у нее есть право выбора одного из двух способов. В противном случае нужно применять только второй способ. Рассмотрим оба варианта подробно.
Сопоставимые условия
Сопоставимые условия определить не так просто, как может показаться на первый взгляд. Долговые обязательства считаются сопоставимыми, если они выданы (п. 1 ст. 269 НК):
— в той же валюте;
— на те же сроки;
— в схожих объемах;
— под аналогичные обеспечения.
Обратите внимание, несоответствие хотя бы одного из перечисленных критериев ведет к признанию долговых обязательств несопоставимыми. Об этом сказано в письмах Минфина от 7 июня 2006 г. № 03-06-01-04/130, от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/2/35 и от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/183.
Правила определения сопоставимости кредитов по срокам, объему и обеспечению нужно отразить в учетной политике. При этом финансисты советуют исходить из принципа существенности и обычаев делового оборота. Отметим, что, по разъяснениям чиновников, не могут быть сопоставлены:
– долговые обязательства, принятые от физических и юридических лиц;
– займы, у которых срок предоставления отличается более чем на 10 процентов;
– займы, объем которых отличается более чем на 20 процентов.
По кредитам, которые удалось признать схожими, рассчитывают средний уровень процентов. Далее увеличивают средний уровень в 1,2 раза. Полученный результат – и есть нормативная величина процентов по кредиту.
Если ставка процентов, которые уплачивают по кредитному договору, выше этого показателя, то при налогообложении прибыли применяют «нормативную» ставку. Если фактическая ставка ниже нормативной величины, то используют фактическую ставку.
Пример 1
ООО «Весна» получило в первом квартале 2008 года три банковских кредита:
– 1 000 000 руб. под 14% годовых;
– 1 100 000 руб. под 16% годовых;
– 1 120 000 руб. под 18% годовых.
Все кредиты выданы сроком на 12 месяцев. В соответствии с учетной политикой, полученные кредиты можно считать сопоставимыми.
Рассчитаем средний уровень процентов.
(14% + 16% + 18%) : 3 = 16%.
Максимальная ставка процентов, по которой их можно учесть в составе расходов для расчета налога на прибыль, такова:
16% Х 1,2 = 19,2%
Получается, проценты по всем трем кредитам компания вправе признать «налоговыми» расходами в полном объеме.
–конец примера–
***************Наша справка 1**************
В Налоговом кодексе не сказано, как нужно рассчитывать средний уровень процентов. Его можно определить как среднее арифметическое ставок по сопоставимым кредитам. Другой вариант: найти среднее взвешенное ставок, то есть принимать во внимание как размер процентов, так и суммы полученных кредитов. Второй вариант более трудоемок. А учитывая, что кредиты должны быть сопоставимы, в том числе, и по объемам, то средневзвешенное и среднеарифметическое значения не должны существенно отличаться. В учетной политике нужно оговорить, какую формулу компания будет применять для расчета среднего уровня процентов.
—-Конец нашей справки 1—-
Если сопоставимых кредитов нет
Далеко не все фирмы получают по несколько кредитов в одном квартале. Для них, а также для тех, кто не хочет разбираться с сопоставимостью и отклонениями, предусмотрен другой вариант признания процентов. Он предполагает более существенные ограничения.
Так, предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка, увеличенной в 1,1 раза при получении кредита в рублях; и равной 15 процентам – по обязательствам в иностранной валюте.
Применение этого метода обычно не вызывает вопросов до тех пор, пока в период действия кредитного договора не изменится ставка рефинансирования. В течение 2007 года она, например, менялась дважды. С 29 января 2007 года ставка стала равна 10,5%, а с 19 июня 2007 года – 10% (телеграммы ЦБ РФ от 18 июня 2007 г. № 1839-У, от 26 января 2007 г. № 1788-У).
Допустим, организация получила кредит в мае и начисляет проценты по нему в июне, когда начала действовать новая ставка рефинансирования. Какую из ставок применять при расчете?
Если возможность изменения процентной ставки кредитным договором не предусмотрена, нужно использовать ставку рефинансирования, которая действовала на дату получения денег. Такой порядок предусмотрен положениями статьи 269 НК РФ.
Обратите внимание на средства, получаемые в рамках кредитной линии. По сумме каждого транша проценты нужно считать, исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату его привлечения.
Второй транш в размере 1 500 000 руб. получен 10 декабря 2007 года. Допустим, что ставка рефинансирования ЦБ, действовавшая на дату его получения, понизилась до 9,5%.
Рассчитаем проценты за пользование кредитом, которые можно учесть в составе «налоговых» расходов.
В октябре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
500 000 руб. х 18% : 365 дн. х 21 дн. = 5178,08 руб.
Из этой суммы в «налоговые» затраты можно включить:
500 000 руб. х (10% х 1,1) : 365 дн. х 21 дн. = 3164,38 руб.
В ноябре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
500 000 руб. х 18% : 365 дн. х 30 дн. = 7397,26 руб.
Из этой суммы в «налоговые» затраты можно включить:
500 000 руб. х (10% х 1,1) : 365 дн. х 30 дн. = 4520,55 руб.
В декабре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
— по первому траншу- 500 000 руб. х 18% : 365 дн. х 31 дн. = 7643,84 руб.;
— по второму траншу- 1 500 000 руб. х 18% : 365 дн. х 21 дн. = 15 534,25 руб.
Другое дело – если возможность изменения процентной ставки предусмотрена кредитным договором. Например, в договоре закреплено, что банк вправе (если заемщик нарушит определенные условия) изменить первоначально установленную процентную ставку.
В отношении таких долговых обязательств применяется ставка рефинансирования, действующая на дату признания «процентных» расходов (письма Минфина от 27 августа 2007 г. № 03-03-06/1/602, от 18 мая 2007 г. № 03-03-06/1/275).
Рассчитаем проценты за пользование кредитом, которые можно учесть в составе «налоговых» расходов.
В октябре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
1 000 000 руб. х 16% : 365 дн. х 30 дн. = 13 150,68 руб.
Из этой суммы в «налоговые» затраты можно включить:
1 000 000 руб. х (10% х 1,1): 365 дн. х 30 дн. = 9041,10 руб.
В ноябре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
1 000 000 руб. х 16% : 365 дн. х 30 дн. = 13 150,68 руб.
Из этой суммы в «налоговые» затраты можно включить:
1 000 000 руб. х (10% х 1,1): 365 дн. х 30 дн. = 9041,10 руб.
В декабре:
Начислены проценты за пользование кредитом:
1 000 000 руб. х 16% : 365 дн. х 31 дн. = 13 589,04 руб.
Из этой суммы в «налоговые» затраты можно включить проценты по пониженной ставке рефинансирования, действующей на дату их признания:
1 000 000 руб. х (9,5% х 1,1): 365 дн. х 31 дн. = 8875,34 руб.
–конец примера–
*******************НАША СПРАВКА 2********************
Даже если ваша компания получила только один кредит, она все равно имеет возможность применить первый способ нормирования, увеличив тем самым предельную величину процентов, которую можно учесть в составе «налоговых» расходов. Для этого договоритесь с банком разбить один кредит на несколько равных частей, полученных под одну и ту же процентную ставку. В результате у вас появится несколько долговых обязательств, выданных «в той же валюте, на те же сроки, в схожих объемах и под аналогичные обеспечения», то есть сопоставимых. А средний процент по сопоставимым кредитам, как правило, значительно выше, чем учетная ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза.
Правда, налоговики считают, что в Налоговом кодексе речь идет о деньгах, полученных от разных займодавцев (то есть от разных банков). Однако в тексте кодекса ни о каких «разных банках» ничего не сказано. Поэтому, на наш взгляд, неважно, от кого получены кредиты – от одного займодавца или от нескольких.
Если проценты «превратить» в комиссию
Часто бывает так: желая избежать нормирования расходов, фирмы при заключении кредитного договора оформляют разницу между банковской ставкой и ставкой рефинансирования в виде комиссии за ведение ссудного счета. Нередко на этом настаивают и сами банки, видимо, пытаясь таким способом скрыть реальный размер процентов.
Комиссии за совершение банковских операций разрешено относить на «налоговые» затраты в полном объеме (в составе «прочих расходов, связанных с производством или реализацией») – см. подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подтверждают это и письма Минфина от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/239 и от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/765.
Однако если стоимость услуг банка за ведение ссудного счета установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, ее нужно нормировать по правилам, указанным в статье 269 НК РФ, и учитывать как внереализационный расход. Такого мнения придерживаются финансисты (см. письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/486).
От редакции
Бухгалтерский учет процентов по кредитам и займам регулирует ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина России от 02 августа 2001 г. № 60н. Правила отражения процентов зависят от того, для каких целей были привлечены заемные средства.
Особый порядок установлен для инвестиционных активов. К ним относят основные средства, «. требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство» (п. 13 ПБУ 15/01). Так, если кредит взят именно для покупки (постройки) инвестиционного актива, то в его первоначальную стоимость войдут проценты, начисленные до 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения имущества в состав основных средств (п. 30 ПБУ 15/01). Или до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором актив был введен в эксплуатацию, если организация стала использовать его еще до включения в состав основных средств (п. 31 ПБУ 15/01). Все проценты, начисленные позднее, необходимо учитывать как прочие расходы.
В отношении материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг действует такое правило. Если за счет заемных средств была перечислена предоплата, то проценты, начисленные до того, как ценности получены, включают в их фактическую себестоимость (п. 15 ПБУ 15/01). А начисленные позже – это прочие расходы. Такой порядок учета процентов нужно применять и к основным средствам, которые не являются инвестиционными активами.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь