как учить гражданское право

Самоизоляция с пользой // Бесплатные онлайн-ресурсы для изучения права

как учить гражданское право

Подборка онлайн-ресурсов для изучения права. Поможет юристам (и не только) провести с пользой «нерабочий апрель» и режим самоизоляции. Делитесь комментариями, какие еще ресурсы вы знаете.

Петербургский международный юридический форум онлайн

В этом году Петербургский международный юридический форум проводится онлайн и бесплатно. Любой сможет посмотреть круглые столы и даже виртуально посетить их, задав вопросы спикерам. Последнее — при условии регистрации по этой ссылке. Спешите — начало уже завтра!

Полная программа форума здесь. Самые горячие темы:

— О влиянии актов госорганов на обязательства. То, что еще долго будут разгребать суды. Выступать будут Роман Бевзенко, Максим Башкатов и Юлий Тай.

— Суды во время пандемии. Модератор — Михаил Шварц. Среди спикеров — судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов и председатель Совета судей Виктор Момотов.

— Коронавирус и банкротство. Модератор — Рустем Мифтахутдинов. Среди спикеров — Олег Зайцев и ученые из Англии и Германии.

— Корпоративные действия в изоляции. Модерирует первый зампред Центробанка Сергей Швецов.

— Образование без перерыва. Модератор — директор Издательской группы «Закон» Владимир Багаев. О том, как проходит обучение в изоляции, расскажут представители МГУ, СПбГУ, Ноттингемского университета и LF Академии.

Канал ANTONIVANOV.RU

180 передач с разбором самых актуальных правовых вопросов: обсуждение новых постановлений Пленума Верховного суда и изменений в законодательстве. Ведущий — глава департамента дисциплин частного права, экс-председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Гости — ведущие эксперты в соответствующих правых областях.

Записи лекций преподавателей Российской школы частного права

В рамках проекта «Оставайся дома — изучай частное право» Исследовательский центр частного выложил в свободный доступ записи лекций преподавателей РШЧП. Обычно такой доступ есть только у студентов. Сейчас на сайте уже доступны лекции Анны Архиповой, Романа Бевзенко, Виктора Гербутова, Дмитрия Дождева и других экспертов в области частного права. База пополняется.

«М-Логос»

На сайте юридического института «М-Логос» есть бесплатный доступ к электронным книгам, материалам и записям научных круглых столов, дайджестам новостей права и научным публикациям. Полезные ресурсы для самообразования в самоизоляции!

«Лекскурс»

«Лекскурс» — это образовательный проект для практикующих юристов. Здесь можно найти комментарии к определениям Верховного суда по гражданскому праву, процессуальному праву и банкротству. Материалы для чтения бесплатные.

«Банкротный клуб»

«Банкротный клуб» — ассоциация создана для юристов, чья профессиональная деятельность связана с банкротством и управлением проблемными активами, а также для просвещения и содействия развитию научной мысли в данной сфере деятельности. На канале клуба в Youtube можно посмотреть записи заседаний и интервью.

LF Academy

Еще один образовательный онлайн-проект для юристов. Здесь собраны видеолекции по разным отраслям права. Но не все ресурсы бесплатные. Для просмотра чаще всего потребуется платная подписка.

Открытое образование

Это современная образовательная платформа с онлайн-курсами по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах, в том числе в области права. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университетом ИТМО. Все курсы бесплатные.

ПостНаука

ПостНаука — это проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Здесь есть как видеолекции, так и материалы для чтения. Для правоведения — отдельная рубрика. Там, например, есть записи с Романом Бевзенко, Дмитрием Дождевым, Денисом Новаком, Ариной Ворожевич.

Coursera

Это платформа для массового онлайн-образования, которую создали профессора из Стэнфордского университета (США). Проект сотрудничает с университетами по всему миру, которые публикуют и ведут курсы по различным отраслям знаний, в том числе по праву. Слушатели проходят курсы, общаются с сокурсниками, сдают тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera или в приложении на смартфоне. Здес можно найти как платные, так и бесплатные курсы.

По такому же принципу работает еще один ресурс — EdX. И его тоже основали в США, но уже другие университеты (Массачусетский технологический институт и Гарвард). Курсы по праву тут тоже есть.

Юристы в Youtube

«Петербургская цивилистика» — канал, созданный студенческим кружком гражданского права юрфака СПбГУ. Видеозаписи посвящены цивилистическим проблемам теоретического и практического характера.

Есть свой канал и у «Уральского журнала правовых исследований». Здесь уже выложены интервью с Андреем Егоровым, Сергеем Будылины, Юлием Таем.

Вебинары на Закон.ру

Видеозаписи вебинаров на Закон.ру всегда можно посмотреть в открытом бесплатном доступе на этой странице или на нашем канале в Youtube.

Если же вы хотите отвлечься от юриспруденции, то вот список бесплатных ресурсов для досуга:

Источник

Как преподавать гражданское право студентам? Репортаж с заседания Клуба КонсультантПлюс для преподавателей московских вузов

Как преподавать гражданское право студентам? Репортаж с заседания Клуба КонсультантПлюс для преподавателей московских вузов

как учить гражданское правоВ начале октября 2011 г. в Учебном центре КонсультантПлюс состоялась встреча преподавателей юридических дисциплин московских вузов. Подобные встречи в рамках Клуба преподавателей становятся традицией. На этот раз опытом преподавания поделился с коллегами заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Е.А. Суханов.

«Я всегда готов поделиться опытом с коллегами»

как учить гражданское правокак учить гражданское право
как учить гражданское правокак учить гражданское право
как учить гражданское правокак учить гражданское право

Чему и как учить?

«Что мы преподаем? Необходимо преподавать науку гражданского права, но как обходиться без судебной практики? Я бы предложил излагать нашу науку без отрыва от практики, потому как наша наука хоть и древняя, но не фундаментальная, а прикладная».

Евгений Алексеевич призвал преподавателей при обучении студентов строить методику преподавания на трех китах: на изучении теоретических основ гражданского права, анализе реалий российской действительности и использовании богатого опыта зарубежной цивилистики.

Е.А. Суханов рекомендовал коллегам воспользоваться практическими рекомендациями и материалами, приведенными в «Сборнике учебно-методических материалов по гражданскому праву», подготовленном кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ (М.: Статут, 2011). Эту книгу в подарок от компании «КонсультантПлюс» получили все собравшиеся.

Встреча вызвала большой интерес участников. Яркое, эмоциональное выступление Е.А. Суханова никого не оставило равнодушным.

Несмотря на то что лекция Евгения Алексеевича давно завершилась, преподаватели еще долго не расходились: кто-то общался с профессором в неформальной атмосфере, кто-то пытался получить заветный автограф от мэтра российской цивилистики, а кто-то делился с коллегами впечатлениями от услышанного…

как учить гражданское правокак учить гражданское право
как учить гражданское правокак учить гражданское право
как учить гражданское правокак учить гражданское право

Репортаж подготовлен корреспондентом компании «КонсультантПлюс» О. Гвоздевой
Фото: С. Зубарев

Источник

Самостоятельное изучение теории гражданского права

V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приступая к самостоятельному изучению гражданского права, студент должен в полной мере проникнуться осознанием того, что гражданское право является одной из фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах страны, важнейшей из отраслевых наук о праве.

Значение гражданского права как отрасли права обусловлено тем, что оно облекает в юридические формы экономические отношения, складывающиеся в обществе, регламентирует главным образом повседневные, желаемые для общества отношения.

Не случайно французский ученый Рене Давид отмечал, что стать юристом можно тогда, когда в достаточной мере освоишь гражданское право.

Оно опосредует имущественные и неимущественные отношения, содействуя их развитию и совершенствованию, решению задач в области экономики, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, удовлетворению потребностей субъектов гражданского права.

Овладение знаниями в области гражданского права необходимо не только для осуществления профессиональной деятельности, но и для удовлетворения своих личных имущественных и интеллектуальных потребностей.

Курс гражданского права разделен на пять разделов, каждый из которых содержит темы, подлежащие изучению по методическим соображениям, исходя из содержания гражданского законодательства и науки гражданского права.

Целью самостоятельной работы является исследование теоретических вопросов по всем разделам курса:

2) право собственности и другие вещные права;

3) обязательственное право. Общие положения;

4) отдельные виды обязательств;

5) наследственное право.

По первому разделу следует усвоить основы теории гражданского права, учение о гражданско-правовом отношении. Изучение этого раздела позволит студенту получить четкое представление о понятии гражданского правоотношения, его структурных особенностях и элементах, о субъектах и объектах гражданских прав и обязанностей, о возникновении и осуществлении субъективных прав, их защите, о понятии сделок и их видах, о сроках в гражданском праве и исковой давности.

При изучении второго раздела студент должен получить четкое представление о собственности как экономической категории и о праве собственности, о видах и формах собственности, о содержании права собственности, проблемах защиты права собственности и других вещных прав.

Применительно к третьему разделу следует обратить внимание на состояние научных взглядов на общее понятие обязательства как особого вида гражданских правоотношений, на роль обязательственного права в экономике РФ. Важно уделить внимание изучению гражданско-правового договора, исполнению обязательств, роли договорной дисциплины в экономике РФ. И, конечно же, изучить научное понятие ответственности за нарушение гражданских прав и обязанностей, а не только за нарушение обязательств, что соответствует пониманию роли ответственности как средства укрепления дисциплины в предпринимательской деятельности и иных имущественных отношений в стране.

Четвертый раздел предусматривает изучение разнообразных обязательственных правоотношений как договорных, так и внедоговорных. Среди договорных важное место отводится изучению обязательств, опосредующих разные стороны предпринимательской деятельности: снабжение и сбыт, закупки, поставки, капитальное строительство, транспортная деятельность, кредитование и др., а также обязательствах, направленных на удовлетворение потребительских нужд граждан, на их торговое, жилищное, бытовое, транспортное обслуживание, страхование и т.д.

Внедоговорные обязательства представлены обязательствами вследствие причинения вреда (деликтными) и обязательствами вследствие неосновательного обогащения. Раскрывается роль этих обязательств в обеспечении охраны прав личности и отношений собственности в Российской Федерации.

Необходимо уделить должное внимание изучение таких институтов гражданского права как: авторское и смежное с ним права, патентное право. Их специфика заключается в том, что они тесно связаны и становятся следствием интеллектуальной творческой деятельности субъектов гражданского права.

Эти институты вошли в ч. IV ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Наряду с такими понятиями как субъекты и объекты авторского (смежного) и патентного права, делается акцент на личных неимущественных и имущественных правах и их защите.

Пятый раздел посвящен вопросам наследственного права, в котором предусмотрено детальное изучение помимо общепонятийного материала такие новации, как: круг наследников по закону, завещание при чрезвычайных обстоятельствах, закрытое завещание, право на обязательную долю, наследование отдельных видов имущества и т.д.

Самостоятельную работу над темой того или иного раздела следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Гражданский кодекс должен стать настольной книгой студента. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии ГК.

Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами ГК РФ.

Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.

Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что студент является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, студент присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.

как учить гражданское право

Отыскивать литературу и нормативную базу студент может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).

Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга.

При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное – понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).

При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению

Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.

1. Навыки

В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.

Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.

Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений. Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов, отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.

Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу. Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков. Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.

Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.

2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!

Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.

Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению. Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).

Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.

Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.

А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно. Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.

Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.

А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных). Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок. Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа. Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.

4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»

Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право. Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы. Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…

По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.

Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.

Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.

В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…

Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *