как учитывать доставку материалов в бухгалтерском учете в 2021 году
ФСБУ 5/2019 для малого бизнеса: как учитывать запасы с 2021 года
С 2021 года существенно изменились правила учёта запасов. Подробно рассказываем какие послабления предусмотрены для малого бизнеса, как ими воспользоваться и всегда ли это стоит делать. Бонусом — формулировки положений по учёту запасов для учётной политики малого предприятия.
Кто относится к малым предприятиям и при каких условиях они могут вести упрощённый бухучёт
Чтобы предприятие было признано малым, оно должно соответствовать условиям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Однако, не все малые предприятия имеют право на упрощённый бухучёт. Во, первых, нельзя упростить бухгалтерию тем, кто занимается отдельными видами деятельности, которые перечислены в п. 5 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это жилищные и кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, адвокатские и нотариальные палаты и т.д.
Также не могут вести учёт по упрощённом варианту те компании, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. Для этого предусмотрены специальные критерии, установленные ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, а также ГК РФ и отраслевыми законами.
В частности, обязательному аудиту подлежат.
Таким образом, проверять право малого предприятия на ведение упрощённого бухучёта нужно в два этапа:
Все компании, которые могут вести упрощённый бухучёт, имеют право упростить и работу с новым стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Кто относится к микропредприятиям и почему им не всегда следует отказываться от ФСБУ 5/2019
Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет внутри малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче.
Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.
Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.
Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.
Что относится к запасам в соответствии с ФСБУ 5/2019
В соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 активы следует относить к запасам, если они соответствуют одному из двух критериев.
Также в стандарте перечислены отдельные категории активов, которые относятся к запасам. Некоторые из этих активов входили в материально-производственные запасы и до 2021 года.
Кроме того, в составе запасов появились новые виды, которые не были упомянуты в ПБУ 5/01.
Также есть один вид материальных ценностей, которые ранее можно было относить к запасам, а теперь — нельзя. Речь идет о малоценных основных средствах (ОС). Это объекты, которые используются свыше 12 месяцев, но их стоимость ниже установленного лимита.
В соответствии с п. 5 действующего ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» организация может установить лимит первоначальной стоимости, ниже которого основные средства учитываются в составе запасов в пределах до 40 тыс. руб.
Минфин уже утвердил ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который будет обязательным для применения с 2022 года. Но организации имеют право начать применять ФСБУ 6/2020 уже в 2021 году, одновременно с ФСБУ 5/2019. Новый стандарт позволяет устанавливать любой лимит стоимости для учёта объекта в составе основных средств. Компаниям на ОСНО будет удобнее всего установить такой же лимит для ОС, как в налоговом учёте — 100 тыс. руб.
В любом случае, начиная с 2021 года, стоимость всех малоценных ОС, вне зависимости от установленного в компании лимита, можно сразу списывать на расходы:
Как учитывать запасы по ФСБУ 5/2019 и какие послабления есть для тех, кто ведет упрощённый бухучёт
При оценке запасов те компании, которые имеют право вести упрощённый бухучёт, могут воспользоваться рядом поблажек. В начале статьи мы отметили, что вести упрощённую бухгалтерию могут не все представители малого бизнеса, но все-таки у большинства это право есть. Поэтому далее будем для краткости называть их малыми предприятиями.
Оценка при длительной отсрочке платежа
При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.
В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Бонусы от поставщиков
Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.
Примерная формулировка для учётной политики:
Транспортно-заготовительные расходы
Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Расчёт справедливой стоимости
Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».
Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.
Обесценение запасов
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Запасы, предназначенные для управленческих нужд
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Отраслевые особенности оценки стоимости запасов
Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.
Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).
При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.
При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),
Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).
Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.
Как перейти на ФСБУ 5/2019: перспективный и ретроспективный методы
При переходе на новый стандарт можно использовать один из двух методов, выбрав его в учётной политике (п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).
При ретроспективном методе нужно по состоянию на 1 января 2021 года скорректировать стоимость материальных запасов с отнесением разницы на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»:
Дт 84 Кт 10 — списание материалов, которые теперь не относятся к запасам: «управленческие» материалы или малоценные ОС;
Дт 10 (41, 43) Кт 84 или Дт 84 Кт 10 (41, 43) — доведение стоимости запасов до справедливой стоимости.
Вторая проводка актуальна для средних и крупных компаний, а также для тех представителей малого бизнеса, которые решили не отказываться от учёта по справедливой стоимости в тех случаях, когда она применима.
В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализованы все послабления для малого бизнеса, которые содержатся в ФСБУ 5/2019. Это упрощает учёт и позволяет бухгалтеру обслуживать больше клиентов.
Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года
С 2021 года применение ФСБУ 5/2019 «Запасы» стало обязательным (далее — Стандарт). Рассмотрим особенности и нюансы нового Стандарта, его отличия от старого ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».
Смотрите разъяснения с комментариями по ФСБУ 5/19.
Применение ФСБУ 5/2019 на практике с примерами в 1С и проводки можно найти ниже по ссылкам после нужного блока с теорией.
Все материалы по ФСБУ 5/2019 в 1С смотрите здесь >>
Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
Кто может не применять стандарт
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Аналогичное правило было доступно для микропредприятий и организаций с несущественными остатками запасов. | |
абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019 | п. 13.2 ПБУ 5/2001 |
Запасы для управленческих нужд
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Аналогичная норма была доступна для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет и отчетность. | |
абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019 | п. 13.3 ПБУ 5/01 |
Что относится к запасам?
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
В фактическую себестоимость запасов включались суммы по договору с поставщиком без учета дисконтирования. | |
п. 13, 17 ФСБУ 5/2019 | п. 6 ПБУ 5/2001 |
Приобретение неденежными средствами
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Фактическая себестоимость запасов определялась исходя из рыночной стоимости передаваемого имущества. | |
п. 14 ФСБУ 5/2019 | п. 10 ПБУ 5/2001 |
Безвозмездное получение запасов
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Фактической себестоимостью запасов, полученных безвозмездно, считается справедливая стоимость полученных запасов. Справедливая стоимость определяется в порядке МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». | Фактическая себестоимость запасов определялась по рыночной стоимости на дату принятия к учету. |
п. 15 ФСБУ 5/2019 | п. 9 ПБУ 5/2001 |
Оценка запасов от разбора ОС
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||||||||||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Затраты по заготовке и доставке товаров при приобретении могут включаться в фактическую себестоимость или в состав расходов на продажу. | Правило не поменялось. |
п. 21 ФСБУ 5/2019 | п. 13 ПБУ 5/2001 |
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) | ||
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |
Стало с 2021 (новое ФСБУ 5/2019) | Было до 2021 (старое ПБУ 5/2001) |