как устроено право 8 класс обществознание
Выступление «Как устроено право»
Цель урока : возбудить интерес к изучению такой темы как система право
Задачи
Образовательные: пополнить знания о системе права
Развивающие :приобщить к работе с юридическими источниками
Воспитательные:научить слушать других
Оборудование-учебник Соболевой и презинтация
Формируемые УУД и предметные действия
Обеспечить нормальную психическую обстановку
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на рабочую обстановку
Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися
связи между
целью учеб-
ной деятель-
ности
и ее мотивом.
Проверка как поняли учащиеся предыдущую тему
Что мы изучали на прошлом уроке?
Размышляют и предлагают свои варианты ответа
Основные понятия источник права, нормативно-правовой акт, закон,
После знакомства с этим параграфом вы должны:
Знать: что такое источники права.
Представлять: что лежит в основе права.
Понимать: как связаны источники права и действующие правовые
Осознавать: какие правовые нормы вы считаете справедливыми, а какие
Уметь: соотносить нормативно-правовые акты по их иерархии.
3. Объясните выражение: «Хорошие законы порождены дурными нравами
» (древнеримский историк Тацит).
Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план.
Коммуникативные: Умение отвечать за себя и других участников учебного проц
Сообщение темы урока и постановка проблемных вопросов для его начала,
“ Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.’’
Карл Маркс
Как вы понимаете слово «система»? В каком значении
вы уже сталкивались с этим понятием? Что такое норма
Личностные:
самоопре
деление
Развитие навыков представления
Актуализация знаний
Как вы думайте какую новую тему мы будем изучать?
1. высказывают мнения с аргументацией.
1Что такое система права?
2
Нормы права.
3 Отрасли российского права.
Формирование новых знаний (Изучение нового материала)
Работа с наглядным материалом(работа со схемами стр 17)
Вводное слово учителя по новой теме:
1 Что такое система права?
Право имеет внутреннее строение, которое
называется «системой права». Чем более сложными являются общественные
отношения, которые регулирует право, тем сложнее выглядит система
права. На протяжении многих веков система права включала отдельные
нормы(слайд 2) и не предполагала выделение отраслей права. Современная система
права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми
нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные
группы (отрасли права).
В системе права могут происходить
изменения, которые чаще всего
носят постепенный характер. Однако в истории общества бывают периоды,
когда общественные отношения совершают резкий рывок вперёд. Тогда
перед людьми, создающими законы, встаёт сложная задача — привести
систему права в соответствие с потребностями общества. Примером удачного
решения этой задачи является работа наполеоновских законодателей. Радикальное
переустройство общественных отношений, произошедшее в ходе
Французскской революции 1789-1794 годов, потребовало создания новой
системы правового регулирования.
(слайд 3)
В истории России рубежа 1980
1990-х годов происходила своеобразная
«буржуазная революция»: рушился социалистический строй и утверждался
капитализм. Право современной России создавалось с чистого листа, при
этом, однако, учитывались положительные традиции мирового и отечественнoго права (в том числе советского).(слайд 4)
2Нормы права.
Мы уже знаем, что норма права представляет собой обязательное
для всех правило поведения, охраняемое силой государственного
принуждения.
Это тот самый «кирпичик», из которого складывается «здание» права. Правовые нормы внутренне согласованы между собой и относительно самостоятельны.
Норма не имеет определённого адресата. Она относится не к конкретному
лицу, а к любым лицам, которые могут вступить в отношения, регулируемые
данной нормой, то есть носит общий характер. Поэтому она способна
урегулировать не каждый отдельный случай, а охватить все случаи такого
рода. Норма права должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные
Правовые нормы внутренне согласованы между собой и относительно
самостоятельны.
3Отрасли российского права.
Единые и согласованные нормы образуют
отрасли права. Сегодня в нашей стране насчитывают несколько десятков
отраслей права. Одна отрасль отличается от другой не только по виду общественных
отношений (трудовые,(слайд 5) брачно-семейные, (слайд 6)гражданские и т. д.(слайд 7)),
которые она регулирует, но и по методам правового регулирования. Методы —
это совокупность приёмов, средств, способов достижения цели.
правового регулирования — это способы воздействия государства на участников правовых отношений.
страница 17
Выпишите определения из схемы
Презентация по обществознанию на тему «Как устроено право»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Добро пожаловать на урок обществознания! Успеха!
Определяем проблему Прочтите название §2 с. 11. Эта формулировка больше похожа на тему или на проблему?
Проблема Как устроено право?
Задание 1. Запишите определение понятия Правовая норма – исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное правило поведения. Определите вид социальной нормы: А. «При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно». (Семейный кодекс РФ). Б. Когда родители не заботятся о своих детях – это плохо.
Задание 2. Сравним нормы морали и права Мораль Право Общее:
Задание 2. Проверим Мораль Право Вырабатывается обществом Неписаные нормы Необязательны За несоблюдение – моральное порицание (осуждение) Устанавливается государством Писаные нормы Общеобязательны За несоблюдение –санкции (наказание) Общее: Регулируют поведение людей в обществе Основываются на понятии осправедливости
Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова Правовые нормы – это общие _____ поведения. Правовые нормы устанавливаются государст-вом, регулирующим посредством них общественные ________. Несмотря на это, они обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую ________. Слова для справки: государство, общество, правила, система, норма, отношения.
Задание 3. Проверим Правовые нормы – это общие правила поведения. Правовые нормы устанавливаются государст-вом, регулирующим посредством них общественные отношения. Несмотря на это, они обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую систему. Слова для справки: государство, общество, правила, система, норма, отношения.
Задание 4. С помощью схемы и текста с.13 определите метод правового регулирования Нецензурная брань в общественных местах влечёт наложение штрафа или исправительные работы. запрет Работодатель вправе отказаться от возмещения работником материального ущерба, нанесённого предприятию. дозволение
Задание 5. Дополните схему Пример: Пример: Конституция РФ Указ Президента РФ Нормативно-правовые акты Законы Подзаконные акты
Задание 6. Запишите определение понятия и заполните схему Отрасль права – группа норм права, регулирующих близкие общественные отношения сходными методами. Основные отрасли права Конституционное Административное Гражданское Трудовое Семейное Уголовное
Итог Все ли пункты плана выполнены? Ответим на вопрос урока: «Как устроено право?» Докажите, что существующим в РФ правовым нормам подходит слово «система». Определите тему урока. Может, быть «Система права»? Домашнее задание:§2, определения учить, задания 3,7
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-531136
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по праву «Источники права» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ПРАВА ГРИНЕНКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, МБОУ ЛИЦЕЙ № 7 ИСТОЧНИКИ ПРАВА
ПЛАН Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай; судебный прецедент; нормативно-правовой акт; естественное право. Виды нормативных актов: закон: подзаконные акты. Список использованной литературы.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА Это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно-правовой акт Естественное право
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ Это исторически сложившееся правило поведения (в результате его многократного повторения), которое признается государством. Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе (пример: ст.5 ГК РФ) Обычай, документально не закрепленный, но фактически, не официально, санкционирующийся государством (пример: в России при разводе супругов суды оставляют детей с матерями) Обычное право не должно противоречить закону
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ Это конкретное решение по определенному делу судебного органа, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Прецедент становится источником права, если признается, что судебное решение может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. Один из основных источников права в Великобритании, США, Канаде и Австралии. В РФ задача судов состоит не в создании, а в применении и толковании Норм действующего права.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Это государственный правовой акт, содержащий нормы поведения, общие правила. Устанавливаются государством напрямую в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений. В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание (парламент РФ), Президент РФ, Правительство РФ и другие органы. общеобязательность; гарантированность со стороны государства; предусмотрены принудительные санкции в отношении нарушителей правовых норм, закрепленные в нормативном акте; возможность оперативно издавать, изменять или отменить нормативно-правовой акт правотворческими органами; официальное опубликование (ст.15 Конституции РФ); изложение юридическим языком.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в Декларации независимости США от 4 июля1776 г. в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина; глава 2 Конституции РФ посвящена неотчуждаемым правам человека.
ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (по юридической силе) Законы Подзаконные акты Верховенство (главенство) нормативных актов Конституция РФ. Федеральные конституционные законы. Федеральные законы. Указы президента РФ. Постановления правительства РФ. Акты государственных, региональных и местных муниципальных органов. Ведомственные акты.
ВИДЫ ЗАКОНОВ РФ Основные Федеральные конституционные Федеральные Субъектов РФ Конституция РФ, конституции республик в составе РФ Законы, уставы субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным конституционным законам. Принимаются по предметам ведения РФ, а также в случаях, прямо предусмотренных в Конституции РФ Принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным конституционным законам.
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ Нормативно правовой акт, изданный на основе и во исполнение законов. Обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Играют вспомогательную и детализирующую роль. Принимаются в развитии закона Издаются на основе законов и должны им соответствовать Виды подзаконных актов Указы Президента РФ, содержащие нормы права; Постановления Правительства РФ и распоряжения Председателя Правительства РФ; Постановления Совета Федерации и Государственной Думы; Нормативные акты, принятые органами государственной власти и управления субъектов РФ: постановления, распоряжения и другие; Инструкции, правила, постановления, распоряжения министерств и ведомств.
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio – установление, устройство) единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общество и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. учредительный, основополагающий характер обладает высшей юридической силой стабильность содержит нормы, имеющие прямое действие Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) – это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством. Закрепляет: Основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений). Права и свободы граждан. Федеративное устройство. Организацию высших органов власти.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-053488
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Право. Права. Обязанности» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Право. Право. Обязанности.» Открытый классный час 8 класс
Что такое международные конвенции? Международные конвенции (от латинского conventio) – соглашение, один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д. Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
ООН – что вы знаете об этой организации? ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является Пин Гимун. Штаб-квартира организации находится в США в г. Нью-Йорк. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2004 г.). Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.
Кодекс достойного человека-гражданина Я помогаю. Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я. Осознаю, что я человек. Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека. Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я. Стремлюсь хорошо учиться. Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.
Кодекс достойного человека-гражданина Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все. Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять. У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я. Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны. Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил. Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.
Памятка «Важные правила» Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Обязанность – это то, что подлежит выполнению
Составьте таблицу Задание 1. Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы
Что я делал(а) сегодня Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) 1 Ночью спал 2 Завтракал, обедал 3 Смотрел телевизор 4 Сходил в школу 5 Лечил зубы 6 Право на всестороннее развитие 7 право на отдых и досуг 8 право на справедливое вознаграждение 9 право на свободу мирных собраний 10 право на свободу убеждений и на их свободное выражение
Правильные ответы Что я делал(а) сегодня Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) 1 Ночью спал Право на отдых и здоровье 2 Завтракал, обедал Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье 3 Смотрел телевизор Право на доступ к информации и СМИ 4 Сходил в школу Право на образование 5 Лечил зубы Право на медицинскую помощь. 6 Посещал кружки и секции Право на всестороннее развитие 7 Играл в компьютер право на отдых и досуг 8 Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку право на справедливое вознаграждение 9 Встречался с друзьями право на свободу мирных собраний 10 отвечал на уроке. Защищал свое мнение. право на свободу убеждений и на их свободное выражение
Ситуации 1 На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание… Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Ситуация 2 На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ситуация 4 Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Ситуация 5 Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается. Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?
Ситуация 6 Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции. Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Игра «Я имею право!» Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж и О б р о в а И З Н Ь А З З Н Н Д И У Ж Е А И Х И М В А Н Б Е Ы В Я С У И О Т Д И Д О Г Е Х У Т Д Л Ь С Т Ы О О У А Н О Ь Д Т ж и О б р о в а И З Н Ь А З З Н Н Д И У Ж Е А И Х И М В А Н Б Е Ы В Я С У И О Т Д И Д О Г Е Х У Т Д Л Ь С Т Ы О О У А Н О Ь Д Т
Ситуация 7 Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли. Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Ситуация 8 В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя. Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Игра «Я уважаю твоё право…» Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану применять к тебе физическую силу…». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке. »
Лестница ответственности 5 4 Высокий 3 Средне высокий 2 Средний 1 Средне низкий Низкий уровень
ЗАКОН СТРАНЫ НАДО ЗНАТЬ И УВАЖАТЬ!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1479872
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.