как устроить ребенка в интернат с проживанием без лишения родительских прав
Как сдать ребенка в интернат?
Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.
В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат
Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:
Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.
Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.
Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.
Особенности проживания в интернате
Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.
Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.
Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.
В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.
Порядок оформления в интернат
Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.
После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.
Порядок действий следующий:
Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:
Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.
Сроки пребывания ребенка в интернате
Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.
Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.
Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.
Альтернативы
Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.
Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:
Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.
Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.
Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.
Трудных подростков должны перевоспитывать родители, психологи и время
Переходный возраст приводит к тому, что многие подростки перестают слушаться родителей. Всё, что говорят старшие, они воспринимают в штыки. Поддержку ищут у сверстников, но те, зачастую, оказывают на них только дурное влияние. Взрослые несут ответственность за воспитание отпрыска, но сами практически никак не защищены от его возможной агрессии, рассказал в интервью программе «Утро России» адвокат по семейным делам нашего правового центра Сергей Матушкин
Ярослава Журавлёва сбежала из дома прошлым летом. Родители прилагают все усилия для того, чтобы её найти, но пока всё тщетно. Причину они знают: в последнее время они никак не могли ужиться с четырнадцатилетней девушкой, которая абсолютно перестала слушаться старших, а всё свободное время предпочитала проводить с друзьями. Все попытки наладить хоть какой-то контакт, заканчивались скандалом или хамством со стороны Ярославы. Однажды та ушла из дома, даже не взяв вещи или документы.
«Родители не могут самоустраниться от воспитания детей. Неисполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию или обучению, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Кроме того, возникает перспектива и вовсе лишиться родительских прав, если органы опеки найдут достаточные основания для этого», — говорит адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Многие родители не могут понять что дети, достигнув определенного возраста, уже начинают считать себя взрослыми. Когда подростки не видят поддержки внутри семьи, они начинают искать её среди друзей и сверстников. Папы и мамы не должны пускать процесс воспитания на самотёк. Существуют школьные психологи, к которым можно обратиться за советом.
«За содержание и воспитание ребенка несут ответственность родители, которые сами практически никак не защищены от агрессии с его стороны. Сурово наказывать или жестоко бить подростка нельзя, это может оттолкнуть его еще больше. Тем более, что органы опеки рано или поздно обратят внимание на такую обстановку внутри семьи и примут соответствующие меры», — считает адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Накопившееся чувство несправедливости может привести к настоящим взрывам ненависти. Они могут быть направлены на сверстников и даже представителей старшего поколения. Подростки позволяют себе нападать с кулаками на учителей и даже родителей. Влияние нехороших компаний и алкоголя вместе с огрехами в воспитании, могут привести молодого человека с пока ещё неокрепшей психикой на скамью подсудимых. Чаще всего, дети совершают преступления небольшой и средней тяжести, считая, что им, в силу юного возраста, всё может сойти с рук.
«Возраст привлечения к уголовной ответственности в нашей стране наступает с 14 лет. Подростка могут отправить в колонию для несовершеннолетних. Часто суды подходят к выбору меры наказания исходя из принципов гуманизма. Имеется ряд оговорок, которые влияют на приговор. В целом, и правоохранительные органы и судебная власть стремятся скорее перевоспитать, а не наказать малолетнего преступника», — уверен адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
Они привыкли к подаркам
Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.
Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.
Им нужны понятные правила и рутина
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
Они будут проверять вас на прочность
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Они будут бороться за ваше внимание
В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.
Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?
Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства
К читателю
Автор сознательно не употребил в заголовке пресловутое слово «статус xe «Статус ребёнка» », применительно к ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. Употребление данного «термина», который никак и нигде не определён ни в одном нормативном акте, лишь путает специалистов сферы защиты детства и заставляет каждый раз переспрашивать: что вы имели в виду, когда говорили, что у этого ребёнка «нет статуса»?
Предлагаю сразу договориться: «статус» есть у каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей. «Статус» этот так и называется — ребёнок, оставшийся без попечения родителей, то есть, иными словами, ребёнок может быть или оставшимся без попечения родителей (и именно об этом данное пособие) или такое попечение имеющим, со стороны родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей).
При обучении с использованием данного пособия слушателям рекомендуется иметь с собой на занятиях текст Семейного кодекса РФ.
Автор выражает глубокую признательность Алексею Рудову за помощь в подготовке пособия.
Откуда берутся дети
Изменения в Семейный кодекс в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» [2] добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее [3] ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.
Итак, дети остаются без попечения родителей xe «Дети, оставшиеся без попечения родителей» в следующих случаях.
· родители (единственный родитель [4] ) умерли;
· родители лишены родительских прав;
· родители ограничены в родительских правах;
· родители признаны недееспособными;
· родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
· родители длительно отсутствуют;
o в том числе, родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
· родители уклоняются от воспитания детей;
· родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
o в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) [6] ;
o или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь это [7] ;
o или одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком ;
· родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка [8] ;
· родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка [9] ;
· родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей [10] ;
· все иные случаи отсутствие родительского попечения:
o в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.
Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительский прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.
Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей xe «Дети, оставшиеся без попечения родителей» — отсутствие такого попечения. По любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей, причина, по которой, утрачено родительское попечение значения не имеет.
Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей, и органу опеки и попечительства необходимо всё равно осуществлять защиту прав и интересов этого ребёнка, за исключением обязанности немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – т.е. передавать ребёнка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органа опеки не снимается.
Что такое устройство
В момент, когда ребёнок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в этот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.
Необходимо обратить внимание, что для возникновения прав и обязанностей органа опеки по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.
Устройством ребёнка будет являться его передача органом опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законными представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).
При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель (усыновители).
Когда устройства не происходит
Тем более, недопустимо «разделение ответственности» между различными по своей природе субъектами семейных правоотношений. Учреждение, передающее ребёнка «на патронат» не вправе ни делегировать свои полномочия в отношении ребёнка, ни снимать с себя ответственность. Участие в данном процессе органа опеки и попечительства никак не меняет ситуацию.
Кроме того, суть взаимоотношений учреждения, занимающегося передачей детей на патронатное воспитание и патронатных воспитателей — отношения трудовые. В данном случае законодатель не допускает никакого делегирования ответственности от организации-работодателя работнику. Не шофёр, а автобаза отвечает за случившееся ДТП, не продавец за прилавком, а магазин — за некачественный товар, за неправильно проведённую электропроводку будет отвечать не монтёр, а организация в которой он работает т.п.
Учреждение не вправе делегировать функции и полномочия «государственного опекуна» кому бы то ни было. Оно может их только передать в полном объёме другому законному представителю по решению органа опеки и попечительства, что и происходит при устройстве ребёнка.
В таком случае, если полномочия законного представительства переданы от учреждения гражданину, «патронат xe «Патронат» » будет являться формой устройства. Если законным представителем остаётся тот же субъект (детский дом, например) — устройства ребёнка не происходит.
Важно отметить, что закон допускает устройство ребёнка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей лишь в случае, если его невозможно устроить в семью. Это значит, что ребёнок, находящийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей во всякое время может и должен быть передан в семью, как только появится такая возможность (под опеку, попечительство, на усыновление).
Законное представительство
«Законное представительство xe «Законное представительство» » как термин, законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста — ребенка — осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.
Признаками законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. — все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.
Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.
Что такое семейное устройство
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание xe » Устройство ребёнка: семейное устройство» (усыновление, опека или попечительства, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную xe » Патронат » семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.
В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:
· семейное устройство и
· устройство институциональное, либо, попросту, устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.
Усыновление — это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства, обычно, проблем не возникает, все её понимают правильно.
Сложнее с опекой или попечительством.
Опека (попечительство) как форма семейного устройства
Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» [16] внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.
В свою очередь субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.
При этом опека xe » Опека » определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).
Законодательство не допускает «разделения полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.
Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.
Передача ребёнка в семью — не всегда семейное устройство
Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.
Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства, срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органа опеки и попечительства.
Законодатель прямо подчёркивает, что подобная передача ребёнка — не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.
Таким образом, семейной формой устройства xe «Устройство ребёнка:семейное устройство» является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего в семью (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно, опека или попечительство, опека или попечительства по договору различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя — физического лица — ребёнку, оставшемуся без попечения родителей актом государственного органа (судебным решением, актом органа опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.
Необходимо обратить внимание, что само по себе помещение ребёнка в какое-либо учреждение не будет являться автоматически его устройством. Так, не будет являться устройством ребёнка и не повлечёт передачу прав и обязанностей по законному представительству, помещение ребёнка, отобранного органом опеки и попечительства у родителей, в приют, в центр временного пребывания несовершеннолетних. Не будет являться устройством ребёнка временное помещение одинокой матерью своего ребёнка в детский дом (ключевое слово в данном случае — «временное»). Права и обязанности законного представителя сохраняются у того субъекта, у которого они были первоначально.
Права и обязанности организации, куда помещён ребёнок, возникают лишь с момента и в силу акта органа опеки и попечительства об устройстве ребёнка в указанную организацию.
Законодатель впервые более или менее чётко очертил и расширил круг организаций, в которые может быть помещён под надзор ребёнок. Во-первых, это образовательные организации, затем, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Требования к подобным организациям будут установлены Правительством Российской Федерации. До этого момента законодатель позволил продолжать действовать и иным интернатным организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, существующих в настоящее время.
Выбор организации для устройства ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства, и никто иной.
Практика «путёвок», выдаваемых органами образования, не отменяет этого права. Ребёнок, нуждающийся в медицинской помощи (прежде всего, психиатрической) должен быть помещён в медицинский стационар, ребёнок, остро нуждающийся в социальной реабилитации в особых условиях — в организацию социальной защиты, в остальных случаях — в образовательную организацию.
Орган опеки и попечительства, определяя судьбу ребёнка, должен учитывать и то, кем финансируется данная некоммерческая организация, куда помещается ребёнок, какие образовательные программы реализует данная организация, насколько прозрачны цели её деятельности, имеется ли опыт у данной организации по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей и т.п.
Единственным аргументом для выбора организации, куда передаётся ребёнок, являются интересы ребёнка. Ничто, при выборе вида организации, куда направляется ребёнок, не имеет большего значения, чем забота о будущем несовершеннолетнего.
Выбор формы устройства: ограничения
Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.
В частности, усыновить ребёнка, можно в случаях, когда:
· родители неизвестны (ребенок подкинут, найден [21] );
· родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;
· родители признаны судом недееспособными;
· родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении [22] ;
· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания [23] ;
· родители дали согласие на усыновление [24] (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет — необходимо ещё и согласие их законных представителей).
Устройство ребёнка: возможности
Любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей по любой причине должен быть, по возможности, устроен в семью как можно скорее.
К сожалению, бытует распространённое мнение, что всё-таки в некоторых случаях, ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не может быть передан в семью. В таких случаях говорят, что «статус не определён» (в том смысле, что не готовы документы на ребёнка). Наличие или отсутствие документов, или заминка в их сборе не должны ограничивать право ребёнка жить и воспитываться в семье.
Другое дело, что в данном случае определённую сложность представляет найти замещающую семью. Но если есть граждане, готовые взять ребёнка прямо сейчас, несмотря на то, что у того «нет статуса», то ограничивать права ребёнка на семью недопустимо.
Замещающей семье в таком случае необходимо разъяснить все возможные трудности и варианты развития ситуации, чтобы граждане, принимая ребёнка в семью понимали, например, что его единственный родитель находится в местах лишения свободы, и может освободиться, в том числе досрочно и претендовать на воспитание этого ребёнка.
При этом надо учесть, что ребёнок, родители которого юридически отсутствуют (найдёныш, подкидыш, а также оставленный матерью, если личность её не установлена) может быть усыновлён или передан на любую форму устройства в любой момент (в том числе сразу после выявления ).
Родственники ребёнка и их права на воспитание
Устройство детей иностранцев
Если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют родители.
Если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с законами РФ.
Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый.
Дети, родители которых «исчезли»
Как только такой ребёнок будет выявлен, как оставшийся без попечения родителей, он может быть передан на воспитание в семью (в том числе усыновлён). Отсутствие родительского попечения в течение 6 месяцев уже само по себе является основанием поставить вопрос об усыновлении ребёнка: его уже можно передавать на усыновление. При этом оценка причин, по которым родители уклонялись от воспитания ребёнка — прерогатива суда. В суд, при оформлении усыновления, должны быть представлены все имеющиеся доказательства того, что данные причины не являлись уважительными. Необходимость предварительно лишать таких родителей родительских прав отсутствует.
Если отец ребёнка вписан в свидетельство о рождении со слов матери (имеется соответствующая справка органов ЗАГС), даже если данные такого «названного отца» (фамилия, имя, отчество) совпадают с данными реального человека, розыск его, а также привлечение к решению вопросов сбора документов на ребёнка, общения с родственниками и т.п. производиться не должны. У такого ребёнка юридически отец отсутствует, таким образом, при утрате попечения со стороны матери (единственного родителя), ребёнок подлежит устройству, как ребёнок оставшийся без попечения родителей. В том числе и передаче его на усыновление.
Лишение родительских прав xe «Лишение родительских прав» «пропавших» родителей
Только в случае, если ребёнок будет передан на иную форму устройства, нежели усыновление, органу опеки и попечительства необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав родителя, уклоняющегося от воспитания ребёнка.
В случае если ребёнок оказался в детском учреждении не по заявлению одинокой матери, а по любой другой причине, органу опеки и попечительства совместно с организацией, где находится несовершеннолетний, необходимо разыскать его родителей и в письменной форме предложить им забрать ребенка из учреждения. Такое «предложение» возможно направить почтой с уведомлением о вручении, но лучше, если такое предложение будет вручено непосредственно родителю (родителям) под расписку.
При отказе забрать ребёнка без уважительных причин необходимо решать вопрос о лишении родительских прав и взыскания алиментов.
Приоритет усыновления не ограничивает права ребёнка на опеку
Таким образом, любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей, включая и тех, кто был помещён в учреждения по заявлению родителей, может быть передан на любую форму устройства, включая семейную (опеку или попечительство, приёмную семью и т.д.). Органу опеки и попечительства необходимо, в первую очередь обеспечивать права и интересы детей (передавать их в семьи), и лишь во вторую проверять, не нарушены ли при этом какие-либо интересы их биологических родителей (розыск родителей, иски о лишении родительских прав и т.п.) К тому же, часто именно опека становится первой ступенькой к усыновлению, это связано прежде всего с такими факторами, как более быстрый и простой порядок передачи ребенка в семью, например, не все супруги имеют возможность одновременно готовить документы на усыновление. А сроки действия медицинского заключения весьма ограничены (3 месяца), или это связано с тем, что усыновители из другого региона, и им затруднительно приезжать по многу раз…
Кто готовит ребёнка к семейному устройству
Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).
Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.
«Досрочная» передача ребёнка в семью при усыновлении
Если очевидно, что решение суда об усыновлении не будет оспорено (нет родственников, либо они все не возражали против усыновления, прокуратура поддержала усыновление), то учреждение, в котором находится ребёнок, может выдать его «досрочно» в порядке временной передачи ребёнка в семью.
Все документы для оформления нового свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении могут быть выданы не ранее вступления решения суда в законную силу, но ребёнок (особенно, если речь идёт о малыше) может быть передан в семью сразу же после решения суда.
В случае, если немедленная передача прав законного представительства в интересах ребёнка жизненно необходима (как правило, когда необходимо немедленное лечение), вопрос об обращении решения суда об усыновлении к немедленному исполнению должен быть поставлен усыновителями в судебном заседании, и поддержан органами опеки. При этом необходимо приложить медицинские документы о том, что ребёнку действительно необходимо немедленное лечение.
В остальных случаях, решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока со дня вынесения решения судом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается следующий рабочий день. И лишь по истечении этого срока на обжалование, решение суда вступает в законную силу.
Таблица семейного устройства
Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.
Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.
В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.
Причина утраты родительского попечения
Оформление причин утраты родительского попечения
Формы возможного устройства (У-усыновление, О — опека)
Действия, необходимые после устройства ребёнка в семью
Свидетельство о смерти
Родители лишены родительских прав
Заверенная судом копия решения суда о лишении родительских прав
опека — усыновление, через 6 месяцев [46]
Родители ограничены в родительских правах в связи с психическим заболеванием
Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав
Иск о признании родителя недееспособным
Родители ограничены в родительских правах в связи с поведением родителей, опасным для ребёнка
Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав
Иск о лишении родительских прав
Родители признаны судом недееспособными
Заверенная судом копия решения суда о признании недееспособным
Родители больны и не могут осуществлять родительское попечение
Справка медицинского учреждения, где находится родитель о невозможности осуществлять попечение над детьми в течении определённого времени, либо акт обследования жилищно-бытовых условий из которого следует невозможность родителя по состоянию здоровья осуществлять родительские права и обязанности
При выявлении выздоровления родителей — предложение забрать ребёнка из учреждения и восстановить родительское попечение. При отказе сделать это — п. 9. При отсутствии родителей в месте, указанном ими как место жительства или пребывания — п. 7
Родители длительно отсутствуют [47]
Заявление родителей, родственников ребёнка, иных лиц, вместе с актом обследования условий жизни ребёнка, в котором выявляется длительное отсутствие родителей по месту проживания ребёнка
Обращение в суд о взыскании алиментов (поиск родиетелей)
По истечении 6 месяцев — обращение в суд о лишении родительских прав [49]
Родители признаны судом безвестно отсутствующими
Заверенная судом копия решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими
Родители уклоняются от воспитания детей
Заявление лица, фактически воспитывающего детей вместе с актом органа опеки и попечительства, выявляющего отсутствие родительского попечения над ребёнком [51]
Иск о лишении родительских прав
Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей
Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)
Иск о лишении родительских прав
Родители ребёнка неизвестны (родители не имели документов [52] )
Акт об оставлении (с указанием, что личность матери ребёнка не установлена), акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерком» в графе родителей
Родители отказываются взять ребёнка из учреждения
Заявление родителей об отказе забрать ребёнка из учреждения (подпись родителя заверяется руководителем учреждения на основании документа, удостоверяющего личность),
либо сообщение учреждения об оставленном ребёнке (содержащий сведения о родителях, установленные из документов, удостоверяющих личность) и акт органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей,
либо акт об оставлении ребёнка (родители указываются на основании документов, удостоверяющих личность [53] )
О, У — через 6 месяцев
Иск о лишении родительских прав
Одинокая мать, оставившая ребёнка на полное государственное обеспечение по заявлению [54] не поддерживает контактов с ребёнком более 6 месяцев
Сообщение организации, в которой находится ребёнок, об отсутствии контактов матери с ребёнком, а также акт о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей
О, У — через 6 месяцев [55]
Иск о взыскании алиментов (розыск матери)
Иск о лишении родительских прав
Родители у ребёнка отсутствуют
Акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерками» вместо данных родителей [56]
Родители ребёнка находятся в местах лишения свободы, либо заключены под стражу
Решение суда (постановление суда) о лишении свободы (заключении под стражу) и (или) акт органа опеки и попечительства об обследовании жилищно-бытовых условий в котором выявлено отсутствие родителей по причине их осуждения (заключения под стражу),
либо сообщение органов внутренних дел о задержании родителей
Иск о лишении родительских прав при наличии оснований для этого до заключения под стражу
[1] Пункт 1 ст. 121 СК РФ.
[2] Выдержки из данного закона приводятся в Приложении.
[4] В дальнейшем не будем отдельно пояснять, что выражение «родители» относится в полной мере и к единственному родителю ребёнка. Единственным родитель будет являться тогда, и только тогда, когда второй родитель неизвестен, то есть в записи о рождении ребёнка вместо отца (или матери) стоит «прочерк», либо данные родителя вписаны «со слов» матери.
[5] В эту категорию детей входят и дети, мать которых оставила их в роддоме (больнице), но личность её не была установлена. В свидетельстве о рождении таких детей, в медицинском свидетельстве о рождении, в справках и актах о нахождении (подкидывании) таких детей недопустимо указание данных о матери, либо такое указание должно в обязательном порядке сопровождаться отметкой «со слов, личность не установлена»!
[6] То есть родители (единственный родитель) подписали согласие на усыновление ребёнка любым лицом, данное согласие было соответствующим образом заверено, личность родителей (родителя) установлена.
[7] В данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена.
[8] В частности, в случаях жестокого обращения с детьми.
[9] В частности, оставление ребёнка без надзора, достаточного ухода в раннем возрасте, допущение жестокого обращения с ребёнком со стороны других лиц и т.п. бездействие родителей.
[10] В частности, когда родители не отпускают детей для обучения в общеобразовательные учреждения (в соответствующем возрасте), либо принуждают их к выполнению религиозных обрядов, ограничивают нормальное питание (жёсткое вегетарианство в раннем возрасте) и т.п.
[11] Абзац второй п. 1 ст. 122 не обязывает орган опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству на себя в случае, если ребёнок находится на попечении родственников (но не родителей). Если ребёнок находится на попечении не родственников — орган опеки и попечительства обязан принять меры к защите прав и законных интересов ребёнка (в том числе, возможно, передать ребёнка в учреждение соцзащиты).
[12] Пункт 3 ст. 122 СК РФ.
[13] Заключение таких договоров может быть предусмотрено региональным законодательством лишь до вступления в силу нового закона «Об опеке и попечительстве», т.е. до 01.09.2008 г.
[14] В весьма редком случае назначения ребёнку двух и более опекунов, один из них действует в интересах ребёнка по доверенностям от других (то есть, действуют солидарно).
[15] Это в равной мере относится и к приёмным родителям: их права и ответственность не разделены.
[16] Извлечения из ФЗ «Об опеке и попечительстве» — в Приложении.
[17] Пункты 3—6 ст. 155 2 СК РФ
[18] Абзац третий п. 1 ст. 123 СК РФ.
[19] Ст. 14, 28 Конституции РФ.
[21] В том числе, оставлен матерью в учреждении, когда личность матери не установлена. При этом должен быть составлен акт соответствующей формы.
[23] В том числе, когда ребёнок был оставлен в учреждении матерью, личность которой была установлена (о чём составлен акт соответствующей формы).
[26] Исключение допустимо лишь для сохранения тайны усыновления, если усыновляемый до этого жил в семье усыновителей и считает их мамой и папой.
[27] Ст. 57 СК РФ, ст. 12, 20 Конвенции о правах ребёнка.
[28] Ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечителсьтве».
[29] Ст. 2 Конвенции о правах ребёнка, п. 2 ст. 17 ГК РФ
[31] Ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
[32] Часть 7 ст 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст. 37 ГПК РФ.
[33] Минская Конвенция «Об оказании правовой помощи…», принята 22.01.1993 г.
[34] Как, например, в абзаце пятом ст. 130 СК РФ.
[35] Пункт 1 ст. 121 СК РФ.
[36] Пункт 1 ст. 122 СК РФ.
[38] Пункт 6 ст. 71 СК РФ.
[41] Часть 1 ст. 120 ГПК РФ.
[42] Часть 7 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
[43] Пункт 1 ст. 123 СК РФ
[44] Пункт 3 ст. 155 2 СК ФР.
[45] Пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дело об усыновлении (удочерении) детей»
[46] Решение суда об усыновлении может быть принято не ранее 6 месяцев с момента лишения родительских прав.
[47] Несмотря на то, что законом данный срок не установлен, следует применять по аналогии норму п.1 ст. 35 ГК РФ по которой допустимо оставление без попечения недееспособного лица на срок не более 30 дней. Срок следует исчислять с момента исчезновения родительского попечения, а не с момента, когда родители последний раз лично общались с ребёнком. Если общение (по телефону, письмами) с родителями продолжается, содержание ребёнка со стороны родителей продолжается, родители контролируют действия фактических воспитателей-родственников ребёнка, ребёнка нельзя признать оставшимся без родительского попечения. Данный вопрос необходимо решать также с обязательным учётом возраста ребёнка, его потребностей в образовании, охране здоровья и т.п., выяснить, ограничивает ли (либо потенциально может ограничить) отсутствие родителей права и законные интересы ребёнка.
[48] В случае, если ребёнок не находится на попечении родственников. В таком случае — оформление опеки (попечительства) на родственников, фактически осуществляющих попечение над ребёнком.
[49] Кроме случаев родственной опеки или опеки по заявлению родителей.
[50] Последовавшая явка родителей, признанных безвестно отсутствующими не является само по себе основанием для отмены усыновления, однако может повлечь пересмотр дела об усыновлении по вновь открывшимся обстоятельствам.
[51] Отличие от п.6 состоит в том, что какая-то связь между родителем и ребёнком сохраняется (например, высылаются деньги на его содержание). Однако, в силу требований ст. 63 СК РФ, родители обязаны воспитывать своих детей и в таком случае имеет место невыполнение этой родительской обязанности.
[52] В том числе, когда роженица, не имеющая документов, оставила ребёнка в роддоме.
[53] В том числе, когда роженица, личность которой установлена по документам, сбежала из роддома
[54] п.4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08 июля 1944 г.
[55] С момента вынесения акта органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
[56] Именно актом о подкидывании (либо об оставлении с указанием на то, что личность матери не установлена) необходимо оформлять все случаи выявления не только «ничейных» детей, но и случаи, когда родитель не может предъявить документа, удостоверяющего личность. В таком случае свидетельство о рождении не должно содержать данных о родителях, либо вместе со свидетельством о рождении должна иметься справка ЗАГС о том, что данные о родителе внесены «со слов». Недопустимо оформлять свидетельства о рождении на «придуманных» родителей, либо на родителей, чьи личные данные невозможно проверить документально (нет паспорта). В дальнейшем, если такой родитель будет иметь возможность установить свою личность, в запись о рождении ребёнка могут быть внесены изменения (в судебном порядке).