как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Регистрация в реестре Роскомнадзора: когда требуется и как ее провести?

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Фактически любое действующее юридическое лицо по смыслу Закона № 152-ФЗ является оператором персональных данных (компании обрабатывают данные клиентов, работников и т.д.). Однако далеко не любая компания, являющаяся оператором персональных данных, обязана включаться в реестр операторов персональных данных (уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных.

Когда включение в реестр операторов персональных данных не требуется?

Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда оператор персональных данных вправе осуществлять обработку персональных данных, не уведомляя об этом Роскомнадзор. К таким случаям относятся:

Если ваша ситуация подпадает под одну из вышеперечисленных, то вам не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор о том, что вы являетесь оператором персональных данных. В случае, если Роскомнадзор направит вам уведомление о нарушении законодательства в связи с невключением в реестр ПД, вам необходимо направить мотивированные возражения. К сожалению, в последнее время направление подобных уведомлений является обычной практикой Роскомнадзора в сфере обработки и защиты персональных данных, особенно, в отношении представительств и филиалов иностранных компаний. Однако компания, зная свои права, может их защитить и избежать негативных последствий признания ее нарушителем в сфере персональных данных.

Включение компании в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора может нести следующие негативные последствия для деятельности компаний:

Регистрация оператора персональных данных в реестре Роскомнадзора: пошаговая инструкция

Если вы осуществляете обработку персональных данных, при этом ваша деятельность не подпадает под перечисленные выше случаи, вам необходимо до начала обработки персональных данных направить в Роскомнадзор уведомление.

Шаг 1. Подготовка и подача уведомления об обработке персональных данных

Уведомление в Роскомнадзор должно содержать:

Уведомление подается на бумажном носителе или в электронном виде.

За непредставление или несвоевременное представление уведомления предусмотрена административная ответственность: предупреждение или штраф для должностных лиц — от 300 до 500 руб.; для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Шаг 2. Внесение сведений в Реестр Роскомнадзора (публикация сведений в реестре)

Роскомнадзор на основании предоставленного уведомления вносит сведения в реестр операторов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления уведомления.

Пошлина за регистрацию в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора не уплачивается.

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

В случае предоставления неполных или недостоверных сведений в уведомлении Роскомнадзор вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов (отказ во внесении в реестр законом не предусмотрен).

Юридическая фирма «Двитекс» предлагает услуги по подготовке и подаче в Роскомнадзор уведомления об обработке персональных данных, а также услуги по подготовке возражений на уведомление Роскомнадзора о необходимости включения в реестр. Вы также можете заказать комплексные услуги по регистрацию программы для ЭВМ (базы данных) в Роспатенте, в реестре отечественного ПО Минкомсвязи и в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора со скидкой 20 %.

Требуется консультация юриста по персональным данным? Не тратьте время на поиск информации в интернете! Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная.

Оставить заявку

Фактически любое действующее юридическое лицо по смыслу Закона № 152-ФЗ является оператором персональных данных (компании обрабатывают данные клиентов, работников и т.д.). Однако далеко не любая компания, являющаяся оператором персональных данных, обязана включаться в реестр операторов персональных данных (уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных.

Когда включение в реестр операторов персональных данных не требуется?

Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда оператор персональных данных вправе осуществлять обработку персональных данных, не уведомляя об этом Роскомнадзор. К таким случаям относятся:

Если ваша ситуация подпадает под одну из вышеперечисленных, то вам не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор о том, что вы являетесь оператором персональных данных. В случае, если Роскомнадзор направит вам уведомление о нарушении законодательства в связи с невключением в реестр ПД, вам необходимо направить мотивированные возражения. К сожалению, в последнее время направление подобных уведомлений является обычной практикой Роскомнадзора в сфере обработки и защиты персональных данных, особенно, в отношении представительств и филиалов иностранных компаний. Однако компания, зная свои права, может их защитить и избежать негативных последствий признания ее нарушителем в сфере персональных данных.

Включение компании в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора может нести следующие негативные последствия для деятельности компаний:

Регистрация оператора персональных данных в реестре Роскомнадзора: пошаговая инструкция

Если вы осуществляете обработку персональных данных, при этом ваша деятельность не подпадает под перечисленные выше случаи, вам необходимо до начала обработки персональных данных направить в Роскомнадзор уведомление.

Шаг 1. Подготовка и подача уведомления об обработке персональных данных

Уведомление в Роскомнадзор должно содержать:

Уведомление подается на бумажном носителе или в электронном виде.

За непредставление или несвоевременное представление уведомления предусмотрена административная ответственность: предупреждение или штраф для должностных лиц — от 300 до 500 руб.; для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Шаг 2. Внесение сведений в Реестр Роскомнадзора (публикация сведений в реестре)

Роскомнадзор на основании предоставленного уведомления вносит сведения в реестр операторов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления уведомления.

Пошлина за регистрацию в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора не уплачивается.

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

В случае предоставления неполных или недостоверных сведений в уведомлении Роскомнадзор вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов (отказ во внесении в реестр законом не предусмотрен).

Юридическая фирма «Двитекс» предлагает услуги по подготовке и подаче в Роскомнадзор уведомления об обработке персональных данных, а также услуги по подготовке возражений на уведомление Роскомнадзора о необходимости включения в реестр. Вы также можете заказать комплексные услуги по регистрацию программы для ЭВМ (базы данных) в Роспатенте, в реестре отечественного ПО Минкомсвязи и в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора со скидкой 20 %.

Требуется консультация юриста по персональным данным? Не тратьте время на поиск информации в интернете! Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная.

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Политика конфиденциальности

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Источник

Как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», организации, осуществляющие обработку персональных данных, уведомляют уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных путем подачи Уведомления об обработке персональных данных (далее – Уведомление) для последующего занесения организации в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее – Реестр).
С 01.09.2015 в Уведомлении необходимо указывать сведения о месте нахождения баз данных, содержащих персональные данные граждан Российской Федерации. По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу, ранее поданные Уведомления об обработке персональных данных не содержат указанных сведений.

Поиск организации, внесенной в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее – Реестр), осуществляется на Портале персональных данных уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных http://pd.rkn.gov.ru (далее – Портал): меню «Реестр операторов»\ «Реестр» или прямая ссылка http://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list. Поиск удобно проводить по ИНН организации.

В случае, если организация не внесена в Реестр, необходимо подготовить и внести сведения на Портале: меню «Реестр операторов»\ «Электронные формы заявлений»\ предложение «Перейти к заполнению формы электронного уведомления» либо прямая ссылка http://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form.
При заполнении электронного уведомления следует руководствоваться Рекомендациями по заполнению формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утвержденными Роскомнадзором 29.01.2016. Данные Рекомендации размещены на странице ниже; также они имеются в СПС «КонсультантПлюс» и размещены на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление Роскомнадзора): https://54.rkn.gov.ru/protection/processingNotification/p19091.
После заполнения всех полей электронной формы заявления и отправки формы электронного уведомления (кнопка «Отправить электронное уведомление и подготовить форму к распечатке») заполненную форму необходимо сохранить для последующего формирования письма на бланке организации.
В целях проверки корректности внесенных сведений можно обратиться в Управление Роскомнадзора по тел. 349-55-79 (Анастасия Сергеевна), сообщив номер уведомления и ключ, которые будут указаны в заполненной форме.
После подтверждения корректности внесенных сведений необходимо сформировать письмо на бланке организации с заполненной формой, распечатать, скрепить подписью и печатью организации, направить в Управление Роскомнадзора.

Рекомендации по заполнению формы Уведомления, а также примеры по заполнению Уведомления и информационного письма можно посмотреть в меню «Реестр операторов»\ «Документы» либо по прямой ссылке http://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-registry-documents.
Вас могут проконсультировать специалисты Управления Роскомнадзора, отвечающие за ведение Реестра, по телефону 349-55-79.

Рекомендации по заполнении формы Уведомления об обработке ПДн

Источник

Проверка компании в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора

У каждого гражданина есть персональные данные, которые идентифицируют его среди миллионов россиян. Благодаря личным сведениям, государство ведет оптимизированный учет населения в сферах налогообложения, здравоохранения, трудоустройства и других. Кроме органов власти, информацией о нас владеют коммерческие и финансовые организации. Все эти пользователи должны быть внесены Роскомнадзором в реестр операторов персональных данных. Иначе хранение и использование личных сведений о гражданах подпадает под незаконное деяние, предусматривающее административную ответственность.

Кто такие операторы персональных данных, и чем они занимаются

Персональные данные (ПД) — это личностные сведения, принадлежащие физическому лицу. Они могут быть прямыми и косвенными, а их объем (перечень) зависит от возраста человека. Например, у ребенка дошкольного возраста ПД совсем мало, а у пожилого человека, владеющего движимым и недвижимым имуществом — много. Вот перечень основных, общедоступных и специальных, персональных данных:

Оператор — это управляющий чем-либо. В случае использования личных сведений гражданина, оператором ПД становится любое должностное, юридическое или физическое лицо. Например, ГИБДД, ФССП, ИФНС, банки, ТСЖ, интернет-магазин, салон-парикмахерская, ваши родственники и друзья, но только в случае обработки информации или ее передачи третьим лицам (ч. 2 ст. 3 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Однако писать заявление в реестр операторов персональных данных и становиться его резидентом из-за передачи номера телефона или адреса электронной почты своего друга знакомому не стоит. База существует для тех, кто ведет обработку, автоматизацию, распространение, блокирование и уничтожение личных сведений граждан.

Обязанности оператора при обработке персональных данных

Субъектам государственного и частного сектора, в чьи обязанности входит систематизация и оптимизация личностных сведений физических лиц, надлежит руководствоваться Федеральным законом № 152-ФЗ. Согласно ему, операторы обязаны:

Это лишь краткий перечень обязанностей тех, кто входит в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

Перед формированием клиентской базы будущий оператор обязан оповестить уполномоченный орган о намерении использовать ПД физических лиц в определенных целях. Но не все должны уведомлять Роскомнадзор. Существует категория субъектов, которые не обязаны писать заявление в РКН о включении в реестр операторов персональных данных. К ним относятся:

Всем остальным, не вошедшим в перечень, надлежит в обязательном порядке пополнить список операторов персональных данных Роскомнадзора. За уклонение или нарушение ФЗ-152 предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ:

Как получить информацию, является ли организация оператором, осуществляющим обработку персональных данных

Вы можете проверить любую организацию на предмет ее наличия в списке операторов РКН. Это можно сделать на сайте ведомства Роскомнадзор или прямо здесь. Для этого введите ИНН компании и ее название.

Роскомнадзор ведет реестр операторов персональных данных, формируемый из государственных органов власти, коммерческих компаний, индивидуальных предпринимателей и даже физических лиц. Сбор и обработка личных сведений регулируется Федеральным законом № 152-ФЗ. За его нарушение операторы несут административную ответственность в виде штрафа. Вы можете проверить прямо здесь или на сайте РКН, состоит ли интересующее вас ведомство или организация в списке хранителей личных сведений, с правом их использования (оборота).

Источник

Как подготовиться к проверке РКН по персональным данным: полное руководство

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

О нас

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Чего там нового в законодательстве?

По теме проверок по защите персональных данных было написано немало статей и многие из них вышли раньше 2015 года. Чтобы как-то въехать в настоящие реалии, в первую очередь необходимо проанализировать, что же поменялось за последние годы в законодательстве.

242-ФЗ

Сначала давайте вспомним небезызвестный 242-ФЗ. В 2015 году он наделал много шуму в связи с необходимостью локализации персональных данных граждан РФ на территории РФ. Спустя четыре года единственным крупным пострадавшим от этого закона является социальная сеть Linkedin.

Но была в 242-ФЗ и другая сторона, не растиражированная так активно в СМИ.

В 242-ФЗ были очень важные в контексте проводимых РКН проверок по персональным данным изменения: на деятельность Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных с 1 сентября 2015 года не распространяется федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что это значит? Для операторов персональных данных, как можно догадаться, – ничего хорошего. Теперь, как уже показала практика, — сильно уменьшилось количество плановых проверок и соразмерно увеличилось количество внеплановых. Об этом говорят и планы проверок Роскомнадзора, опубликованные в конце 2015 года (и в последующих годах) на сайте ведомства. Плановых проверок по персональным данным там — раз, два и обчелся, в отличие от предыдущих годов.

Основная проблема внеплановых проверок в том, что о них нельзя узнать с хорошим временным запасом и, как следствие, — нельзя как можно лучше подготовиться. Например, раньше, когда публиковался план проверок, каждый мог скачать его и узнать, находится ли организация в нем или нет. И врасплох можно было застать только те немногие организации, дата проверки у которых значилась январем-февралем. Остальные имели возможность нормально подготовиться, даже если до этого момента в организации по защите персональных данных совсем ничего не делалось. Сейчас лучше, конечно же, быть готовым к проверке Роскомнадзора по персональным данным в любой момент, то есть всегда держать наготове актуальный комплект документации по защите персональных данных.

13.11 КоАП РФ

Другое важное законодательное изменение это изменение статьи 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Эти изменения полностью преобразовали наказание за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных. Ранее статья 13.11 не разбивалась на части, и максимальный штраф был предусмотрен в размере 10 тысяч рублей для юридических лиц. Сейчас же здесь имеется 7 частей (да еще и планируется расширение), по одной из которых (нарушение правил обработки специальных категорий персональных данных) предусмотрен максимальный штраф для юридических лиц – 75 000 рублей. К тому же, при выявлении проверяющими разных нарушений – наказания по разным частям статьи КоАП теоретически могут складываться. Почему «теоретически»? Раньше на сайтах региональных управлений РКН в разделе «Новости» постоянно публиковались новости о том, что регулятор проверил условно 3 организации на выполнение законодательства о персональных данных, у организации №1 все хорошо, организацию №2 оштрафовали на 3 тысячи рублей, организацию №3 оштрафовали на 5 тысяч рублей. Можно было собрать такие новости в кучу за год и подбить некоторую статистику по штрафам. Сейчас же таких новостей нет. Если у кого-то имеются данные по штрафам за нарушение 152-ФЗ после изменений в 13.11 КоАП РФ, то можете поделиться такой информацией в комментариях.

Здесь стоит сразу отметить, что в первоначальном тексте законопроекта по изменению статьи 13.11 КоАП РФ изначально фигурировали более значительные суммы штрафов, например, там где в итоге максимальный штраф был установлен в 75 000 рублей, изначально планировалось наказывать аж на 300 000 рублей. Солидно, но до сумм за нарушение GDPR все равно далеко. Но, несмотря на то, что суммы штрафов в итоге сильно уменьшились, к сожалению, некоторые продавцы услуг по защите персональных данных до сих пор пытаются запугать цифрой «300 000». Будьте бдительны.

Итак, мы убедились, что возросшая вероятность внеплановой проверки и многократно возросшие штрафы за нарушение 152-ФЗ неплохо так стимулируют быть готовыми к проверке в любой момент. Давайте же разбираться, что нам нужно для этого сделать.

Виды проверок

Прежде чем мы перейдем к непосредственным шагам по подготовке к проверкам, давайте посмотрим, какие виды проверок бывают и как проходит типичная проверка.

В целом, проверки можно разделить на 2 вида: документарные и выездные.

Документарные проверки

Документарная проверка чаще всего начинается с того, что в организацию приходит письмо из местного управления РКН с каким-либо требованием. Если в вашей организации, например, не подавали уведомление о её внесении в реестр операторов персональных данных, то вам могут напомнить, о том, что неплохо бы это уведомление все-таки подать. Закон ведь требует. Или обосновать, почему ваша организация может обрабатывать персональные данные без уведомления (в 152-ФЗ предусмотрен ряд исключений). Если уведомление ваша организация всё же подавала, то вам могут напомнить о том, что в реестре время от времени появляются новые поля и их тоже необходимо заполнять. Например, необходимо указать местонахождение ЦОДа и то, является ли он арендуемым или собственным. И да, база данных 1С на компьютере главбуха в понимании Роскомнадзора это ЦОД.

Вас также могут попросить прислать по почте копии документов, регламентирующих защиту персональных данных в организации — приказы, инструкции, модель угроз и вот это все.

Итак, вы получили такое письмо от Роскомнадзора, что делать?

На самом деле тут проще сказать чего категорически не следует делать — игнорировать эти письма. К сожалению, на практике многие поступают именно так. Кто-то забывает ответить, кто-то не знает, что писать в ответ и не отвечает, а кто-то надеется, что про них забудут и все спустится само собой на тормозах. Нет, не забудут, не в этом случае.

Может у каких-то ведомств и распространена такая практика — написать письмо в организацию «для галочки» и забыть, но только не у РКН. Поэтому отвечать желательно в установленный в письме срок, иначе организация будет наказана по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление сведений информации в государственный орган». Можно зайти на сайт своего регионального управления Роскомнадзора (%номер _региона%.rkn.gov.ru) в раздел «Новости». В 2016 году добрая половина новостей была посвящена привлечению юридических лиц к ответственности по той самой статье КоАП РФ. Причем в каждой новости могло фигурировать до 10-15 организаций. Сейчас такие новости тоже есть, но меньше, связано это, скорее всего с тем, что сам РКН стал менее активно рассылать «письма счастья».

Штраф по 19.7 КоАП РФ небольшой — 3-5 тысяч рублей, но тут нужно помнить, что после того как вы заплатите штраф, затребованные в изначальном письме сведения все равно придется предоставить.

как узнать регистрационный номер в роскомнадзоре по инн

Если по содержанию присланного вам письма что-то непонятно, то в конце обычно указан исполнитель письма и его контактные данные. Всегда можно позвонить и уточнить, что же регулятор все-таки от вас хочет.

Про документарные проверки, пожалуй, добавить нечего, перейдем к выездным.

Выездные проверки

Из самого названия уже становится ясно, что проверяющие как минимум два-три раза окажутся на вашей территории. По нашему опыту можем сказать, что процесс проверки выглядит примерно так:

Во-первых, ни в коем случае не нужно идти с проверяющими на конфликт и как-либо препятствовать проведению проверки («терять» ключ от кабинета с документами и тому подобные уловки). Да, проверяющие тоже могут ошибаться. Яркий пример такой ошибки, связанной с чрезмерным увлечением запретами всего и вся случилась у нас в Приморском крае в 2015-2016 годах. Синдром вахтера никто не отменял, и в процессе проверки могут предъявляться совершенно противоправные и необоснованные требования. Но это никак не отменяет простых правил человеческого общения. Если вы с чем-то не согласны, выскажите это спокойно, попросите ссылку на законодательство, чем обусловлено сомнительное требование.

Во-вторых, неважно какие претензии будут высказаны проверяющими во время проверки, важно только то, что будет написано в акте по итогам проведенной проверки. Приведу простой пример, на одной из проверок представители РКН утверждали, что необходимо разделять информационные системы персональных данных «Бухгалтерия» и «Кадры» и в документах соответственно их описывать раздельно. Требование совершенно ничем не подкреплено законодательно, а само определение ИСПДн из 152-ФЗ не запрещает объединять информационные системы и описывать их так, как мы этого сами захотим. Мы можем в лечебном учреждении объединить документально систему с медицинскими данными с теми же кадробухами, и сказать, что это у нас одна ИСПДн. Правда в этом случае нужно помнить, что вероятно кадробухов придется защищать по более высокому уровню защищенности персональных данных, который будет определен для части информационной системы с медициной. Но вот бухгалтерию отделять от кадров и для каждой системы отдельно плодить горы приказов, инструкций и моделей угроз даже с точки зрения здравого смысла совсем не правильно. Так вот, главное в этой истории то, что в акте по итогам проверки было написано «нарушений законодательства не было выявлено». И это перечеркивает все словесные неправомерные замечания проверяющих.

В-третьих, обязательно необходимо проинструктировать всех своих сотрудников, участвующих в обработке каких-либо персональных данных что можно, а что нельзя делать и говорить во время проверки. Например, можно обрабатывать ПДн в соответствии с инструкциями и правилами, но нельзя разбрасывать на рабочем столе копии паспортов сотрудников.

Уведомление оператора персональных данных

Первое место по рейтингу причин, по которым выдаются предписания о нарушении законодательства, по итогам проверок занимает указание неполных или несоответствующих действительности сведений в уведомлении оператора персональных данных на портале персональных данных или отсутствие такого уведомления. А значит первое, что нам нужно сделать — выяснить, попадает ли наш случай обработки персональных данных под случаи, в которых оператор может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Такие исключения перечислены в разделе 2 статьи 22 федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Все пункты перечислять не будем, так как там есть и весьма экзотические, но вот наиболее применимые из них для большинства организаций:

Как проверить наличие уведомления в реестре и что делать дальше

Далее, не зависимо от того, какой результат мы получили на предыдущем этапе, нужно проверить, есть ли запись о вашей организации в реестре операторов персональных данных. Здесь легко можно найти запись в реестре по названию или ИНН организации.

Дальше ваши действия должны выглядеть примерно следующим образом.

Если организация попадает под исключения и уведомления нет — отлично, так и должно быть! Ничего не делаем.

Если организация попадает под исключения, но уведомление есть в реестре. Что ж, возможно кто-то несколько лет назад, например, по указанию уже ушедшего на пенсию руководителя, направил это уведомление. Но это можно исправить. Предусмотрена процедура по исключению организаций из реестра операторов ПДн. Для этого нужно просто написать письмо в территориальное управление Роскомнадзора с указанием номера уведомления и описанием причин, почему ваша организация не обязана находиться в реестре операторов персональных данных. Затем в том же письме просим удалить соответствующую запись из реестра. Ждем 30 дней. Проверяем. Если запись осталась в реестре, созваниваемся с Роскомнадзором и уточняем получено ли и отработано ли ваше письмо.

Если организация не попадает под исключения, но уведомления в реестре нет — срочно идем заполнять уведомление! Почему срочно? Да потому что по закону уведомление необходимо заполнять до начала обработки персональных данных, если такая обработка не попадает под все те же исключения из 22 статьи закона №152-ФЗ «О персональных данных». О том, как правильно и грамотно заполнить уведомление с нуля или прокачать уже существующее планируется одна из следующих статей.

Ну и последний вариант: организация не попадает под исключения, но уведомление в реестре есть. Хотел бы я тут написать, как и в первом случае, что ничего не нужно делать, но нет. Не зря я выше сказал, что помимо отсутствия уведомления как такового, одной из частых причин предписания по итогам проверки и выписывания штрафа по статье 13.11 КоАП РФ является несоответствие данных в уведомлении тому, что происходит на самом деле. Например, указаны не все категории обрабатываемых персональных данных или не указаны меры по обеспечению безопасности ПДн. Причин такому несоответствию может быть много, но вот две основные:

После заполнения формы о внесении изменений (или первичного уведомления) необходимо распечатать получившийся на выходе документ, подписать, поставить печать (если есть) и отправить аналоговым письмом в территориальное управление Роскомнадзора. Только на основании бумажного письма будет внесена запись в реестр или внесены изменения в уже существующую запись.

Документация к проверке

Хотелось оставить этот торжественный момент на конец статьи. Но что уж там, раз уже перешли к разговору о комплекте необходимой документации, то вот ссылка на наш комплект шаблонов. В архиве 4 папки и шаблон «Модели угроз». Здесь мы будем говорить только о документах из папок «Общее» и «ПДн». «Общее» — это документы, которые могут применяться плюс-минус для любых информационных систем, а «ПДн» это чисто роскомнадзоровская часть. Полное описание состава документов в архиве можно посмотреть у нас на сайте.

Статья получилась итак достаточно объемная, поэтому разбирать из каких конкретно требований появился тот или иной документ (или раздел документа) здесь не будем. Это тема для отдельной статьи. Давайте пройдемся по общим моментам.

Состав документов

Итак, первым делом перед специалистом, которому поручили подготовиться к грядущей проверке встает вопрос – а какие вообще документы нужны. Специалист обращается к законодательству и… Не находит практически ничего полезного. Ну не то чтобы прям совсем ничего. Да, наверное, специалист наткнется на постановление Правительства РФ от 21.02.2012 №211 и скажет: «Вот, вы были не правы, вот, есть же список документов!». Да, есть. Только специалиста здесь ждет своего рода ловушка. Если обзавестись только документами из этого списка, организация получит предписание по итогам проверки, потому что список не перекрывает и малой части требований законодательства. Плюс в списке встречаются такие несуразности как, например, необходимость отдельно утверждать перечень ИСПДн. Зачем для этого делать отдельный документ, когда можно перечислить ИСПДн в «Положении об обработке и защите ИСПДн» или в «Политике информационной безопасности» — непонятно. Ну и наконец, постановление №211 относится только к государственным и муниципальным органам, поэтому к большинству операторов ПДн – не применимо. И, кстати, в нашем наборе документов по постановлению 211 нет, так как большинство вопросов итак учтены в других документах.

Хорошо, давайте посмотрим, что там у нас есть еще в законодательстве.

В федеральном законе «О персональных данных» напрямую говорится только о необходимости разработки «Модели угроз безопасности» (хотя «напрямую» тоже не совсем верно сказано, в законе написано, что нужно определять угрозы безопасности ПДн) и о публикации «Политики в отношении обработки персональных данных».

О процессе разработки Модели угроз мы, возможно, также подробнее напишем в одной из последующих статей.

Все остальное описано неоднозначно, примерно в таком духе:

Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

И так далее. Поскольку прямого указания выпускать тот или иной документ нет, читать и понимать 152-ФЗ следует именно так: если написано про осуществление внутреннего контроля, то для выполнения этого требования должны быть разработаны документы, определяющие план, порядок такого контроля, а также некие акты или журналы, в которых отражены результаты контроля. Проверяющих не устроит рассказ о том, что вы выполнили требование по назначению ответственного за организацию обработки персональных данных просто устно обозначив такую ответственность одному из сотрудников. Должен быть документ! В этом конкретном случае — приказ о назначении такого ответственного.

Если есть ответственный, то ему полагается инструкция – за что он отвечает, и какие у него есть права и полномочия. Часто такую инструкцию называют «должностной», что на наш взгляд в большинстве случаев не совсем правильно. Ведь «ответственный за организацию обработки персональных данных» это, как правило, не отдельная должность, а лишь дополнительная обязанность, которая возлагается на того или иного сотрудника.

В общем и целом нам необходимо досконально изучить законодательство по защите персональных данных, выискивая намеки на необходимость наличия различных документов. При этом можно написать одно «Положение об обработке и защите персональных данных», а можно сделать отдельно «Положение об обработке. » и «Положение о защите. ». Здесь уже как кому больше нравится.

Содержание документов

Хорошо, с составом документов понятно, а что там с содержанием? А с этим еще хуже. Есть редкие рекомендации регуляторов, как например здесь, но это скорее исключения. В целом здесь можно дать такие общие рекомендации:

Заключение

Давайте подытожим, что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к проверке РКН по вопросам выполнения законодательства в сфере защиты персональных данных и успешно ее пройти.

А еще у нас есть учебный центр! Ближайшие курсы состоятся 20 мая и 22 мая по продуктам FortiGate. С полным списком учебных курсов можно ознакомиться здесь. Да, мы находимся во Владивостоке, но у нас есть большой опыт организации выездных курсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *