как я выстраиваю собственную образовательную траекторию с учетом запросов экономики знаний
Как я выстраиваю собственную образовательную траекторию с учетом запросов экономики знаний
Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией и динамизмом. Чтобы попасть на собеседование в престижную компанию, необходимо выделиться на фоне 10-100-1000+ соперников. Ситуация осложняется тем, что первичный отбор кандидатов проходит на уровне резюме. Состоявшиеся специалисты могут заинтересовать работодателя своим предыдущим опытом и достигнутыми результатами, а что делать начинающим карьеру выпускникам вузов? Им остается только ждать и надеяться.
Несладко приходится и работодателям. Зачастую можно рассчитывать только на собственное чутье и интуицию, изучая одинаковые резюме, в которых ничего кроме свежего года выпуска, названия вуза, факультета и специальности нет, и, казалось бы, быть не может.
Однако университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний.
Чтобы объяснить, как это работает, предлагаем разобраться в том, как устроено обучение по ИОТ, в чем его отличия от традиционной модели высшего образования и какие преимущества получают выпускники индивидуализированных программ и их будущие работодатели.
* Материал составлен на основе модели индивидуализированного обучения, внедренной в Тюменском государственном университете.
В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.
В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.
При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).
С самой первой недели обучения студент, обучающийся по ИОТ, оказывается в непривычной ситуации. В школе за него всегда принимали решения взрослые: ему говорили, какие уроки нужно посещать и по какому расписанию, какие ЕГЭ важно сдать и к какому репетитору обратиться для подготовки. В университете с ИОТ приходится делать самостоятельный выбор и действовать в обстановке неопределенности. С одной стороны, это может стать причиной дополнительного стресса, но с другой – позволит развить ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры в будущем.
Программа разделена на три части: базовую, профильную и элективную.
В базовом блоке собраны те же общеобразовательные предметы, которые изучаются в университетах, работающих по традиционной модели, но студент может выбирать уровень сложности, модули внутри дисциплин, преподавателей или даже команду для проектно-исследовательской работы.
Набор профильных дисциплин на первом курсе фиксирован (важно освоить необходимую базу), зато на старших курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные дисциплины и получить углубленные знания в наиболее интересных областях.
Одно из самых важных нововведений обучения по ИОТ – элективные курсы. Каждый студент должен выбрать несколько дополнительных дисциплин для изучения. Элективы могут быть связаны с основным профилем, либо лежать в совершенно другой области: от программирования до живописи. Не ходить на элективные курсы нельзя – за каждый из них студенты получают определенное число зачетных единиц. За 4 года обучения нужно выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор – комбинацию тематически связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Например, студент экономического направления может получить майнор в области предпринимательства, попробовать себя в программировании или изучении китайского языка.
Цель элективного блока – дать студентам возможность испытать себя в разных сферах деятельности и самоопределиться. Кроме того, именно этот блок позволяет создать абсолютно уникальный профессиональный профайл, стать разносторонним и более востребованным на рынке труда специалистом.
Учебные встречи в университете с внедренной ИОТ могут проходить в разных корпусах, в различных составах и не подряд. Студент должен научиться организовывать собственное расписание. На занятия по профильным предметам он ходит с однокурсниками со своего направления, а вот в группе базовой программы учится вместе со студентами других кафедр.
Группы элективных дисциплин еще более разнообразны. Поскольку дополнительные предметы не привязаны к специальностям, а записаться на каждый из них можно независимо от года обучения, в группе электива могут встретиться студенты не только разных кафедр, но и разных курсов.
За семестр студент становится участником не менее чем 6 академических групп. Всё это сложно, неудобно, непривычно, но очень полезно: так студент получает опыт работы в междисциплинарных командах. В процессе выполнения совместных проектов он перенимает интересные методы из других областей научного знания и тренируется взаимодействовать с самыми разными людьми.
В жизни мы очень редко работаем в составе гетерогенных групп. Как правило, рабочие группы состоят из разных специалистов. Для успешного воплощения совместных проектов очень важно уметь распределять задачи и находить общий язык с людьми из других профессиональных сфер. Обучаясь по ИОТ, студенты получают ценный опыт проектно-исследовательской работы в междисциплинарных командах.
Необходимый атрибут обучения по ИОТ – использование цифровых инструментов. Информационная система университета позволяет планировать расписание, записываться на элективы, общаться с тьютором. При желании, часть курсов можно проходить в онлайн-формате.
Из-за трехэтапной процедуры выбора элективов у студентов появляется дополнительный стимул хорошо учиться. В первую очередь доступ к выборной кампании получают студенты с наивысшим академическим рейтингом. Затем выбрать могут те, кто добился хороших результатов. Студенты же с низкими баллами получают доступ последними. Следовательно, чем лучше студент учится, тем больше шансов выбрать самые востребованные дисциплины. Везет, естественно, не всем, но всегда есть возможность улучшить свои показатели в следующем семестре и в новой выборной кампании попасть в первую волну.
Как я выстраиваю собственную образовательную траекторию с учетом запросов экономики знаний
Идея реализации индивидуальной траектории получения высшего образования базируется на том, что каждый обучающийся может самостоятельно, в соответствии с пожеланиями, составить своё расписание и перечень осваиваемых программ. Обучение эффективно, когда преподаватели и организация учебного процесса учитывают эти факторы. Современные государственные образовательные стандарты позволяют успешно реализовать такой процесс обучения. Обучающийся может без потери курса перейти на другую образовательную программу, соответствующую его изменившимся интересам и профессиональным потребностям. Такая возможность существует благодаря тому, что на начальных курсах формируются универсальные компетенции, а в дальнейшем — профессиональные.
У студента есть и возможность выбора тех дисциплин, которые ему наиболее интересны. В целом, дисциплины по выбору составляют до трети образовательной программы. Это удобно для студента, хотя и повышает нагрузку на учебно-методическое управление вуза: должно быть составлено учебное расписание, учитывающее индивидуальные пожелания.
Индивидуальная образовательная траектория дает возможность регулировать темп освоения программы благодаря личным способностям и ранее полученному образованию, изученному материалу. Студент может пройти программу, например, бакалавриат в более короткие сроки, не за четыре, а за три года.
Практически во всех вузах есть локальные акты, позволяющие успешно реализовать учебный процесс по индивидуальной траектории. В Российском новом университете студентов, обучающихся по индивидуальным планам, порядка одной трети по всем направлениям, больше всего по направлениям профессионального или высшего образования, соответствующего профилю реализуемой программы.
Такая модель обучения — безусловный плюс, мы максимально используем возможности обучающихся, их интересы и способности. Минус модели — в подготовке к реализации расписания, появлении огромного количества индивидуальных планов, что вызывает большие проблемы в реализации учебного процесса. Если же студент не справляется с индивидуальным планом, то, как правило, его переводят на общую образовательную программу, и он продолжает учиться в плановом режиме, вместе с основным потоком.
Считаем, что обучение по индивидуальным образовательным траекториям — большой резерв повышения качества и эффективности учебного процесса.
Свобода выбора индивидуальной траектории образования, которую предоставляет модель liberal arts каждому студенту, возможность уже в на этапе обучения в бакалавриате неоднократно совершать осознанный выбор курсов, модулей, направления специализации проводит, как ни странно, к большей осознанности и ответственности. Сочетание широты образования с глубиной специализации дает шанс студентам стать людьми готовыми к постоянно-меняющимся требованиям как рынка труда, так и общественной жизни. И есть третий важнейший принцип — модель liberal arts базируется на современных образовательных технологиях, для которых характерна цифровая поддержка, открытость, мобильность, ориентация на исследовательскую и проектную составляющие, гарантия обратной связи по каждому виду работы, накопительная система оценивания достижений, ставка на дискуссионный формат, развитие новой грамотности…. Трудно в одном абзаце отразить суть. Наверное так — это модель образования, которая строиться для образования современных широко-образованных свободных людей, умеющих брать на себя ответственность за свое благополучие, благополучие близкого и далекого окружение.
Такие решения, как вводить или не вводить ИОТ, не должны и не могут быть общими и обязательными для всех. Я сторонник идеи ИОТ, но у разных вузов очень разные возможности. Это может быть только добровольный выбор вуза: тут нужно учитывать не только финансовую составляющую, но и нагрузку на инфраструктуру, на отделы сопровождения, например, тьюторскую службу, должна быть техническая готовность, чтобы никого не потерять, преподаватели должны быть готовы к тому, что их будут свободно выбирать, что означает, что кого-то возможно и не выберут, выбор курсов должен быть реальным, а не просто две позиции в конкретном семестре. При этом требуется пристальное внимание к содержанию дисциплин, чтобы быть уверенными, что при любом выборе студент получит тот объем знаний, который требует ООП (это отдельный и большой вопрос).
Я понимаю, что есть такие предметные области, которые требуют строгой последовательности в изучении дисциплин: от простого к сложному, только в таком порядке и ни в каком другом. Это не мои сферы, и я не готова тут давать советы или рекомендации. Я говорю об областях социо-гуманитарного знания.
Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов
Как и зачем российские университеты внедряют индивидуальные образовательные траектории.
Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) — не просто модный тренд, а самые истоки образования. По такому подходу учили ещё в первых европейских университетах почти тысячу лет назад. Но чтобы вернуть эту идею в современный вуз, придётся потратиться на цифровые платформы — не вручную же расписывать на миллиметровке тысячи индивидуальных расписаний. Хотя — стоп! — цифровизация вообще не главное. Если нет условий для субъектности студента, никакой индивидуализации у нас не будет…
Всё это можно было услышать на первой всероссийской ИОТ-конференции для университетов «Индивидуальные образовательные траектории в высшем образовании». Её провели при поддержке Министерства науки и высшего образования ИT-компания CUSTIS, национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». Делимся основными выводами из десятичасового мероприятия.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Зачем вузам ИОТ
Индивидуальные образовательные траектории (или маршруты) — модная тема на всех уровнях образования. Модная и перспективная — новая стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает переход к ИОТ всех подведомственных Минобрнауки России вузов к 2030-му году. В идеале на такой траектории набор курсов, их содержание, форматы и темп изучения подстраиваются под потребности, интересы и возможности каждого студента.
Для любого университета переход к ИОТ от классических образовательных программ — очень сложная задача. Одно расписание на группу должно разделиться на десятки разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить набором учебного материала в разных форматах, а сверх того студентам понадобятся тьюторы. Зачем всё это?
Несколько вариантов ответа предложили участники пленарной дискуссии ИОТ-конференции « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории». На ней обсуждалось, как внедрение ИОТ может помочь вузам в достижении показателей государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030». Хотя, как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и эксперт программы «Приоритет» Андрей Волков, напрямую в её документах ничего не сказано об индивидуальных траекториях, этот образовательный подход поможет вузам выполнить основные задачи программы, в том числе нарастить объёмы исследований. И вот почему.
Это лучший способ подготовить междисциплинарных исследователей
Об этом заявил проректор МИСиС Сергей Салихов на примере проектов МИСиС по изучению живых клеток, в которых участвуют физики и специалисты по полупроводниковой электронике:
«Работать в междисциплинарной лаборатории могут только студенты, которые имеют уникальный трек развития, получают особенные навыки, компетенции. Обеспечить подготовку исследователей и научную работу студентов в лаборатории без реального внедрения индивидуальных образовательных траекторий будет невозможно».
Сама по себе идея сложного пути обучения будущих исследователей для университетов, конечно, не нова. Об этом Салихов рассказал на личном опыте: он пришёл учиться в МИСиС после специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени А. Н. Колмогорова при МГУ, и при такой фундаментальной физико-математической подготовке часть материала первого курса была ему уже знакома. Чтобы талантливый студент не скучал, в МИСиС для него организовали настоящую индивидуальную траекторию с возможностью посещать занятия в других университетах.
Отличие современной ситуации в том, что в годы учёбы Салихова в 90-е такие условия требовались единицам студентов, они были «штучным товаром». Теперь же, отметил проректор МИСиС, нужно перейти к массовым ИОТ — то есть персонализировать образовательные пути многих студентов.
Как вузы будут решать эту задачу, предположил Андрей Волков. По его словам, «Приоритет-2030» ставит перед вузами задачу стать университетами мирового класса. Быть вузом мирового уровня значит в том числе иметь мультидисциплинарную обучающую среду. Это означает, что в университетском ландшафте России из отраслевых вузов произойдёт «сборка» больших и разносторонних, предсказал эксперт. И, конечно, вне зависимости от того, придут ИОТ в крупный вуз со множеством направлений или в отраслевой, их внедрение потребует больших вложений в цифровые технологии. Ведь надо будет рассчитать организацию учебного процесса для тысяч индивидуальных студентов.
На индивидуальной траектории студент не заскучает
Результат высшего образования складывается не только из возможностей, которые университет предоставляет студенту, но и из вовлечённости и усилий самого учащегося. По мнению Андрея Волкова, сейчас в России слишком много вузов и программ, где студентам легко и скучно.
«В университетах всегда, с момента появления в европейской версии, была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся в последние сто лет, наоборот, такое отклонение от магистрального тысячелетнего пути индивидуального подхода к образованию… Люди же разные, по-разному учатся, и когда образовательное учреждение не может подхватить эту разность, они скучают и иногда теряют интерес к образованию».
ИОТ может решить эту проблему, вместо единообразной «образовательной трубы» предлагая каждому студенту интересный именно ему путь.
Но в этом и сложность: не только вузам трудно управлять тысячами разных треков, студентам непросто принимать решения. «Большинство людей не хотят ничего выбирать, они хотят, чтобы им сказали, что делать», — считает Волков.
На индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента. Для университета это означает, что у студентов придётся развивать соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе о себе, умение критически оценивать варианты, принимать решения и нести за них ответственность.
ИОТ лучше «образовательной трубы» соответствуют рынку труда
Похожих навыков, кстати, хотят от своих будущих сотрудников и работодатели. «Компании всё чаще говорят: „Мы по месту доучим нужному, но дайте нам человека, который умеет работать в коллективе, умеет выражать свои мысли, вступать в сложную коммуникацию“», — отметил Андрей Волков.
Более подробно изменение описал проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин:
«Бум массового высшего образования начался с технических изменений середины XX века и во многом работал на профессиональную подготовку и профессиональные компетенции, с этим связанные… Почему это не работает? Изменились технологии, профессии размываются, скорость появления новых технологических задач резко возросла. Технологические и бизнес-изменения заставляют не просто освоить сумму знаний, а формировать умение на основе образовательного фундамента осваивать новое и новое».
Университеты не должны, считает Рощин, обучать студентов точно по лекалам будущего места трудоустройства, это подход для СПО: «Даже когда у нас есть стратегические партнёры, мы же не готовим на самом деле человека, который выйдет к этому партнёру и потом 50 лет до пенсии-дряхлости будет работать только у него».
Готовы ли работать в таком подходе коллективы вузов? По большей части нет, считает Андрей Волков. Преподаватели привыкли к более-менее стандартным схемам и настороженно воспринимают инновации. К тому же руководство университетов часто не считает нужным детально обсуждать с сотрудниками переход к ИОТ, рассказывать, почему это нужно, каких целей новая система позволит достичь. Такой коммуникации уделяется недостаточно внимания, а результатом могут стать серьёзные репутационные потери.
Сергей Рощин заметил, что переход на ИОТ не означает, что от представлений преподавателей о том, как должно строиться обучение, нужно полностью отказаться. Оптимальная модель обучения по индивидуальным трекам не та, в которой студент изучает исключительно курсы по своему желанию:
«Мы таким образом нивелируем роль академического сообщества, которые как профессионалы знают, что нужно, чтобы выйти на определённые знания и умения, и с этой точки зрения являются не нейтральными тьюторами. И в этом ответственность университета: сказать студенту, что он должен взять, а что он может выбирать сам по своим наклонностям и предпочтениям».
Благодаря гибкости ИОТ студент может выбрать своё призвание осознанно
В последнее время государственное регулирование высшего образования в России создаёт больше возможностей для выбора студентом индивидуальной траектории развития. Например, утверждённый в прошлом году порядок приёма в вузы позволяет принимать первокурсников не на конкретную образовательную программу, а на укрупнённую группу специальностей или направлений подготовки. Участники дискуссии « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории» такую возможность приветствуют:
«Честно скажу — слабо себе представляю человека после школы, который в 16 лет чётко знает разницу между горными машинами и технологическим оборудованием. Но что характерно, не очень большое количество вузов перешло на приём по укрупнённым группам», — сказал проректор МИСиС Сергей Салихов.
Новая модель поступления — одна из составляющих перехода к новой схеме высшего образования. Когда-то обучение в вузе было пяти- или шестилетним, причём всё это время студент двигался в рамках одной специальности. Сейчас в большинстве университетов, за исключением медицинских и других специализированных, действует модель «4 + 2» — после бакалавриата можно выбрать магистратуру, напрямую не связанную с уже полученным дипломом. Следующий шаг — модель «2 + 2 + 2», когда в первые два года бакалавриата студенты изучают достаточно общие дисциплины и только к третьему году выбирают конкретную профессиональную область и погружаются в неё.
Схема «2 + 2 + 2», по словам Андрея Волкова, поможет вузам «подхватить» изменения в отношении студента к собственному образовательному пути уже внутри бакалавриата. Например, позволит выбирать между двумя схожими узкими специализациями не сразу, а спустя два года учёбы.
Это сложная задача для большинства вузов. Во-первых, рамки нормативных актов в сфере высшего образования всё-таки диктуют другое, напомнил Салихов. Сейчас перевод бюджетного студента с одной специальности на другую — очень непростая организационная операция. Во-вторых, как заметил Сергей Рощин, не на каждую специальность можно переключиться после двух лет на общем бакалавриате.
Как строятся ИОТ сейчас
Большая часть ИОТ-конференции состояла из выступлений представителей вузов, которые делились своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. Найти все презентации можно в Telegram-канале мероприятия. А здесь мы выделяем основные принципы и тренды перехода к ИОТ, о которых говорили участники.
Появляется ядро универсальных компетенций
Пазл индивидуальной образовательной траектории можно сложить из разных элементов. Но во всех образовательных программах тех российских университетов, где уже внедрён этот подход, есть общая составляющая. Как правило, её называют ядром. Разработчики таких курсов исходят из того, что университет должен создать условия для развития универсальных компетенций, которые будут необходимы студенту на любой работе и в целом для жизни в современном мире.
Читайте также: Как обучить студентов и сотрудников командным навыкам и кросс-дисциплинарности
Например, в Казанском федеральном университете в ядро общеуниверситетских модулей входят дисциплины по развитию цифровой и юридической культуры, естественно-научной картины мира, философской и исторической грамотности. В Высшей школе экономики набор обязательных для бакалавриата дисциплин общего цикла и общеуниверситетских курсов похожий: экономика, право, Data Culture (цифровая грамотность), иностранный язык. Подобное ядро (модуль Core) выделяется и в образовательных программах Тюменского государственного университета.
Центральное место по-прежнему занимает мэйджор
Несколько участников ИОТ-конференции упомянули в своих докладах Брауновский университет в США как экстремальный пример индивидуализации. В этом вузе студент может самостоятельно выбирать 100% курсов в течение всего периода обучения.
Российские примеры ИОТ от этого далеки. Максимум — до 70% курсов по выбору — достигнут на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Остальные предпочитают, чтобы студенты уделяли выбранной образовательной программе максимум внимания.
Профессиональное ядро (часть дисциплин в нём может варьироваться в зависимости от специализации) есть везде. И его освоение должно начинаться сразу, уверены многие участники: если студент поступил в университет, выбрав конкретную программу, ему надо дать возможность изучать её с первого курса, пока он достаточно мотивирован. Такую позицию выразил, например, проректор ВШЭ Сергей Рощин. Так что даже при системе «2 + 2 + 2» первые два года бакалавриата не должны быть совсем общими и далёкими от профессиональной сути, считает эксперт.
В управление внедряются элементы искусственного интеллекта
Именно цифровые инструменты позволяют обучаться по индивидуальным траекториям большому числу студентов. Это подчёркивали многие участники конференции. На бумаге-миллиметровке десятки тысяч расписаний не рассчитаешь, отметил научный руководитель МШУ «Сколково» Андрей Волков.
На практике внедрение ИОТ базируется, как правило, на нескольких цифровых системах, в которые постоянно внедряются всё более продвинутые технологии. Так, в Казанском федеральном университете внедряется система предиктивной аналитики: по информации об учебных успехах студента в университете и до него (в какой школе учился, с какими баллами ЕГЭ поступил в вуз) она оценивает вероятность отчисления. О некоторых студентах, участниках программы «Академические лидеры», университет собирает больше информации — они добровольно проходят IQ-тесты, оценку мотивации и коммуникативных навыков. Анализ этих данных с использованием искусственного интеллекта помогает точнее предсказывать успеваемость, давать рекомендации самим студентам и их преподавателям.
Но есть и ограничения: не решён вопрос, а есть ли вообще у вуза право собирать информацию о психологических характеристиках студента. Некоторые из них специально сообщают в исследованиях неверную информацию, когда считают, что университет хочет знать слишком много.
Интересное новшество в цифровой инфраструктуре Высшей школы экономики — автоматизированная система записи на дополнительные модули (майноры). Чтобы самые популярные из них не разбирали сразу же после открытия записи, в информационную систему внедрили алгоритм, который отдаёт приоритет студентам с самым высоким рейтингом. Остальные могут получить в итоге запись не на тот модуль, который отметили как наиболее им интересный, если он оказался слишком популярным. Вместо этого они попадут на курсы, которые отметили как вариант №2 или №3. Следующий шаг в развитии этих технологий — рекомендательные системы, которые помогут студенту выбрать подходящую дисциплину.
Как рассказал Комиссаров, по цифровому следу алгоритмы Университета 20.35 определяют два важных момента для построения индивидуальной траектории: как студент продвигается к образовательному результату (например, как меняется его понимание предмета) и что в программе ему нравится, что вовлекает и вызывает эмоциональный отклик, а что нет.
Цифровой след собирается не только по результатам взаимодействия пользователя с учебным контентом, но и по его общению в чатах с сокурсниками. Все данные складываются в цифровые профили пользователей, а от них отстраиваются траектории развития в течение всей жизни.
При этом алгоритмы Университета 20.35 по построению ИОТ и другие сервисы доступны на его цифровой платформе для тех учащихся, которые проходят размещённые на этой платформе курсы партнёров организации. Студенты российских университетов могут присоединиться к платформе, например, через проектные интенсивы Университета 20.35.
Создаются общеуниверситетские «МФЦ для студентов»
Все докладчики говорили, что системы искусственного интеллекта должны работать в одном направлении с человеческой поддержкой. При внедрении ИОТ роль тьютора в университете становится практически обязательной. Но этим перестройка системы поддержки учебного процесса не ограничивается.
В вузах появляются студенческие офисы, единые деканаты. В Тюменском госуниверситете вместо отдельных учебных частей факультетов и институтов образовали единый «студенческий МФЦ». А в МИСиС студенческий офис работает как единое окно для всех запросов студентов. Это логично в ситуации, когда отдельное подразделение университета, например, факультет, уже не отвечает за весь образовательный путь студента.
Опыт ТюмГУ показывает, что изменения выгодны: хотя в вузе появилось много новых центров и служб, количество сотрудников на административных позициях сократилось. Например, ставок специалистов, которые занимаются сопровождением студентов, стало вдвое меньше, а тех, кто составляет расписание, — в 2,3 раза меньше.
Используется внешний образовательный контент
На пленарной дискуссии конференции неслучайно говорили о том, что лишь немногие вузы могут своими силами обеспечить всё многообразие индивидуальных траекторий — для ответа на какие-то запросы студентов в университете может просто не быть специалистов.
Сегодня университеты активно включают в образовательный процесс открытые онлайн-курсы и курсы в сетевом формате с другими вузами. Например, в Уральском федеральном университете студенты программ, на которых внедряются ИОТ, могут выбирать не только дисциплину, но и формат её освоения — курс своего института, другого подразделения внутри вуза или онлайн-курс на внешней платформе. Для ВШЭ в этом направлении важно ещё и межкампусное взаимодействие: студенты из разных городов обучаются в смешанном формате на одних и тех же курсах.
Пространство университета тоже меняется
Один из явных вызовов на первом этапе перехода к ИОТ — логистика. Как организовать тысячи индивидуальных расписаний, когда вся инфраструктура университета годами работала на несколько групп каждого курса? Как отметил проректор МИСиС Александр Волков, в расписании студентов неизбежно появятся «окна». А если есть перерыв, значит, в вузе должно быть место, где его провести с пользой. Нужны свободные холлы и коворкинги, библиотекам и лабораториям надо быть открытыми всё время, пока идут занятия, а не по ограниченному расписанию.
Без чего ИОТ не заработают
Завершением конференции стал открытый разговор со студентами «Выбор, траектория и свобода воли», который провёл научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В беседе участвовали пять студентов МИФИ, ТюмГУ и МГИМО. Итоги разговора только отчасти совпадают с позициями руководителей и преподавателей вузов.
Для студентов ИОТ — не главное
Оказалось, что почувствовать персональное отношение и получить важную для своего индивидуального развития информацию можно и без ИОТ.
Разговор начался с примера от второкурсника МИФИ Дмитрия. Он рассказал, как на обязательной для всех классической лекции преподаватель находит возможность ответить на узкие вопросы, разъяснить сложные темы за пределами программы, порекомендовать дополнительные материалы по запросам студентов. Каждый студент ищет, что ему интересно и важно, и обучение для него вовсе не выглядит как конвейер.
Получать высшее образование можно по-разному
Несколько раз Исак Фрумин обратил внимание собеседников и аудитории, что, несмотря на внешнее единообразие системы высшего образования, в разных вузах России студенты получают принципиально разный опыт:
В основе всего — индивидуальность
Общее для всех имеющихся и будущих подходов, считает Исак Фрумин, — субъектность студента, его стремление учиться:
А это значит, что один из самых важных вопросов для вузов — как пробудить индивидуальность и стремление выстраивать личный образовательный путь к своим целям у студента, который никогда прежде об этом не думал, в школе следовал указаниям учителей, а в вуз попал по решению родителей.
Студенты — участники беседы предложили несколько вариантов. Например, к собственным целям можно прийти через выход из зоны комфорта в образовательных практиках, которые заставляют делать что-то непривычное, сложное, работать над проектами с другими студентами и преподавателями. Может помочь ментор-старшекурсник или профессиональный тьютор.
Но всё это, подытожил Исак Фрумин, только поддержка. Да, было бы здорово, если бы цифровые технологии помогали всем студентам найти такую поддержку, связаться с наставниками. Но основой для создания индивидуальной образовательной траектории всегда будет образ собственного будущего, сложившийся у студента.