какая часть военной формы в годы гражданской войны носила имя буденного
История появления знаменитой буденовки
«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли».
Образ красноармейца, героя гражданской войны не мыслим без легендарного головного убора, знаменитой буденовки. История ее появления довольно интересна.
В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако, вскоре возникла острая необходимость в создание собственной военной формы, которая бы визуально отличалась от обмундирования императорской армии. Было принято решение использовать для нужд Красной армии форму, придуманную для Парада Победы. Она была разработана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Запасов одежды надолго не хватило, поэтому в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.
Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку». За что первоначально получил название — «шапка-богатырка».
Первой частью Красно армии, одетой по новому «образцу», стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд. Он направлялся в войска под командованием Михаила Фрунзе. Из-за чего головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка».
Для зимнего времени головной убор сделали более остроконечным. Этот шлем и назвали «буденовкой» — по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.
Цвет звезды на буденовке отличался, в зависимости от рода войск: в пехоте носили малиновую звезду, в кавалерии — синюю, в артиллерии — оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках — чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов — голубую, пограничники — традиционно зелёного цвета.
Головной остроконечный шлем, хоть и стал прочно ассоциироваться с внешним обликом солдат Красной Армии, на деле вызывал много нареканий у военных. Зимой она пропускала холодный воздух, а летом сильно сжимала голову, вызывая головные боли. Буденовка часто сползала на глаза и носить ее постоянно было неудобно.
В начале 40-х годов, шлемы постепенно заменяются шапками и в 1943 году буденовка исчезает из перечня военного обмундирования советской армии.
Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.
Что можно найти про будёновку в документах?
И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.
Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:
« Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии ».
И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.
Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию
Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.
Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.
При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.
Как выглядела «будёновка»
Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.
На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.
Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?
Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией.
Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.
Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.
Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю
От«будёновки» до ушанки
Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов. Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какая часть военной формы в годы гражданской войны носила имя буденного
После Октябрьской революции, в 1918 году, большевики создали Рабоче-крестьянскую Красную армию. Для нее потребовалось особенное обмундирование, которое должно было значительно отличаться от формы Белой армии. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. По обозначенным комиссией требованиям форму разработали художники Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский, Сергей Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года Реввоенсовет наконец утвердил все составляющие нового обмундирования, в том числе и зимний головной убор — буденовку.
Это был суконный шлем, который по форме напоминал шлем русских богатырей, поэтому сначала его прозвали «богатыркой». Новую форму первыми получили военные части под командованием Михаила Фрунзе, поэтому шлемы также стали именовать «фрунзевками». Затем головные уборы отправили в Первую конную армию Семена Буденного, в честь которого шлем и получил свое самое известное название.
Буденовки изготавливали из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхушка шлема состояла из шести сферических треугольников, спереди был овальный козырек, а сзади к шее спускался назатыльник с удлиненными концами, которые застегивали под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Над козырьком буденовки нашивали суконную звезду. Сначала она была синей, а затем ее цвет стал зависеть от рода войск. Так, у пехотинцев звезда была малиновой, у кавалеристов — синей, у артиллеристов — оранжевой, у инженеров и саперов — черной, у броневых сил — красной, у летчиков — голубой, а у пограничников — зеленой. Поверх суконной звезды крепили медную красную звездочку с перекрещенными плугом и молотом в центре. В 1922 году их заменили серп и молот. Такая звездочка символизировала принадлежность бойца к Красной армии.
Однако некоторые современные историки считают, что буденовки появились еще до революции. Во время Первой мировой войны, чтобы поднять патриотический дух в стране, царские власти использовали в пропаганде древнерусскую тематику, в том числе и образы былинных богатырей. Существует теория, что тогда, примерно в 1915–1916 годах, по заказу Двора Его Императорского Величества Виктор Васнецов разработал суконные шлемы, стилизованные под старорусские. В них солдаты Российской императорской армии должны были маршировать в победном параде по Берлину. Но в армию головные уборы так и не поступили, а вместе с новыми парадными шинелями остались лежать на складах, где их якобы и нашли большевики. Средств, чтобы отшивать форму, после революции не было, поэтому Лев Троцкий решил взять это обмундирование в качестве основы для Красной армии.
Однако никакие документальные подтверждения этой версии ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства не сохранились. Согласно теории, все упоминания могли уничтожить, чтобы не дискредитировать идеологию Красной армии, символом которой была буденовка. Ее часто изображали на агитационных материалах, призывавших рабочих и крестьян вступать в ряды красноармейцев. Одним из самых знаменитых стал плакат «Ты записался добровольцем?», который создал художник Дмитрий Моор в июне 1920 года.
Однако уже через 20 лет после создания буденовки полностью вышли из употребления. Их заменили на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
После Октябрьской революции, в 1918 году, большевики создали Рабоче-крестьянскую Красную армию. Для нее потребовалось особенное обмундирование, которое должно было значительно отличаться от формы Белой армии. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. По обозначенным комиссией требованиям форму разработали художники Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский, Сергей Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года Реввоенсовет наконец утвердил все составляющие нового обмундирования, в том числе и зимний головной убор — буденовку.
Это был суконный шлем, который по форме напоминал шлем русских богатырей, поэтому сначала его прозвали «богатыркой». Новую форму первыми получили военные части под командованием Михаила Фрунзе, поэтому шлемы также стали именовать «фрунзевками». Затем головные уборы отправили в Первую конную армию Семена Буденного, в честь которого шлем и получил свое самое известное название.
Буденовки изготавливали из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхушка шлема состояла из шести сферических треугольников, спереди был овальный козырек, а сзади к шее спускался назатыльник с удлиненными концами, которые застегивали под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Над козырьком буденовки нашивали суконную звезду. Сначала она была синей, а затем ее цвет стал зависеть от рода войск. Так, у пехотинцев звезда была малиновой, у кавалеристов — синей, у артиллеристов — оранжевой, у инженеров и саперов — черной, у броневых сил — красной, у летчиков — голубой, а у пограничников — зеленой. Поверх суконной звезды крепили медную красную звездочку с перекрещенными плугом и молотом в центре. В 1922 году их заменили серп и молот. Такая звездочка символизировала принадлежность бойца к Красной армии.
Однако некоторые современные историки считают, что буденовки появились еще до революции. Во время Первой мировой войны, чтобы поднять патриотический дух в стране, царские власти использовали в пропаганде древнерусскую тематику, в том числе и образы былинных богатырей. Существует теория, что тогда, примерно в 1915–1916 годах, по заказу Двора Его Императорского Величества Виктор Васнецов разработал суконные шлемы, стилизованные под старорусские. В них солдаты Российской императорской армии должны были маршировать в победном параде по Берлину. Но в армию головные уборы так и не поступили, а вместе с новыми парадными шинелями остались лежать на складах, где их якобы и нашли большевики. Средств, чтобы отшивать форму, после революции не было, поэтому Лев Троцкий решил взять это обмундирование в качестве основы для Красной армии.
Однако никакие документальные подтверждения этой версии ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства не сохранились. Согласно теории, все упоминания могли уничтожить, чтобы не дискредитировать идеологию Красной армии, символом которой была буденовка. Ее часто изображали на агитационных материалах, призывавших рабочих и крестьян вступать в ряды красноармейцев. Одним из самых знаменитых стал плакат «Ты записался добровольцем?», который создал художник Дмитрий Моор в июне 1920 года.
Однако уже через 20 лет после создания буденовки полностью вышли из употребления. Их заменили на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
Как царская «богатырка» стала советской «буденовкой»
Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.
Главный аргумент советских историков — отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.
Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.
Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.
В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.
Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.
Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.
Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».
Автор: Георгий Олтаржевский
Советская будёновка: как менялось название суконного шлема, и почему он не «дожил» до войны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История знаменитого головного убора формально началась 7 мая 1918 года, когда Народным комиссариатом по военным делам РСФСР был объявлен конкурс для художников, который предусматривал разработку внешнего вида нового обмундирования для Красной Армии, в том числе и головного убора.
В конечном итоге последний был утвержден 18 декабря 1918 года Реввоенсоветом в том варианте, который представили знаменитые русские художники Виктор Михайлович Васнецов и Борис Михайлович Кустодиев. Их головной убор представлял собой суконный шлем, по форме несколько напоминающий шеломы с бармицей, какие носили русские былинные богатыри.
Среди всего прочего в рамках этой политики повышения патриотизма разработали и суконные шлемы, в которых, как планировалось, бойцы российской императорской армии должны были промаршировать по Константинополю, столице потенциально побежденной Османской империи.
Но в дореволюционной армии эти суконные шлемы так и не появились, продолжая пылиться на складах. Там они и «дождались» подчиненных наркомвоенмора Льва Троцкого уже после прихода к власти большевиков. Однако, в отличие от первой версии, эта так и не нашла каких-либо достоверных документальных подтверждений, поэтому многие исследователи не берут ее в расчет.
У этого выбора была вполне обоснованная причина, ведь именно этот большевик являлся командиром тех воинских частей, где первым был введен новый головной убор на обязательной основе как элемент обмундирования. И лишь позже в лексиконе красноармейцев суконный шлем «фрунзевка» окончательно переименовалась в «будёновку».
Официальное принятие нового зимнего головного убора произошло после публикации приказа Реввоенсовета № 116 от 16 января 1919 года. Там же приводилось и описание буденовки: она представляет собой «шлем суконный защитного цвета на ватной подкладке, состоящий из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз назатыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке».
Не забыли и об обозначении принадлежности владельца головного убора к Красной Армии. Так, спереди над козырьком буденовки располагалась нашитая суконная пятиконечная звезда. Однако это не все: в связи с тем, что с 29 июля 1918 года в РККА стали носить металлическую эмблему в форме красной пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, этот элемент размещали на шлеме в центре текстильной звезды.
Буденовка получила огромную популярность, по сути, сразу после своего появления, то есть еще в годы Гражданской войны. Тогда же она стала носить и некий символический смысл, как для красноармейцев, так и для всех, кто осознавал свою принадлежность к большевикам: бравые солдаты в буденовках часто изображались на многочисленных агитационных плакатах. Пожалуй, наиболее известным среди них является плакат «Ты записался добровольцем?» авторства Дмитрия Моора (Орлова), который был разработан в июне 1920 года.
8 апреля 1919 года был опубликован еще один приказ РВСР № 628, который имеет отношение к буденовке: в частности, был установлен цвет сукна, что использовалось для различия родов войск. Также регулировался и цвет нашивающихся на шлем звезд, и ткани, которой обтягивали пуговицы.
Так, например, пехотинцы носили малиновые звезды, кавалеристы – синие, артиллеристы – оранжевые, пилоты – голубые, солдаты инженерных войск – черные, а пограничники – зеленые.
Немного позже, в январе 1922 года, буденовка, которая до этого была только зимним головным убором, обзавелась летним вариантом. Его предписывалось шить из палаточного полотна или хлопка.
Отличался и внешний вид летнего головного убора: так, он не имел отворотов «подзатыльника», который на зимнем варианте застегивался под подбородком. Однако век данного летнего головного убора оказался недолгим: уже в мае 1924 года легкая буденовка была заменена фуражкой.
А вот зимняя буденовка продолжала быть элементом обмундирования красноармейцев, правда, она также изменилась: теперь ее делали ниже и более округлой. Заменили и ткань для пошива буденовки: с 1922 года стали применять защитный цвет вместо темно-серого. Еще позже, 2 августа 1926 года, вышел новый приказ РВС СССР, которым была отменена нашитая звезда, и на буденовке осталась только металлическая эмблема. Тогда же вернулся и традиционный защитный цвет суконного шлема.
История буденовки юридически продолжалась 22 года: 5 июля 1940 г. был выпущен приказ № 187 Народного комиссара обороны СССР, который предписывал заменить суконный шлем как зимний головной убор на шапку-ушанку. Данное решение было продиктовано итогами советско-финской войны: согласно докладам командования, стало ясно, что буденовки неэффективно выполняют свою основную функцию: обеспечение достаточной защиты от холода.
Некоторое «воскрешение» интереса к буденовке произошло в 1950-1960-х годах, однако не в армии, а в массовой советской культуре: послевоенные годы легендарный суконный шлем стал одним из самых любимых и популярных детских головных уборов: пожалуй, не было советского дворика, где малыши не играли в «войнушку» в легендарной буденовке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: