какая черта характеризует общество как динамическую систему наличие общественных отношений
Что характеризует общество как динамическую систему
Человек — разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.
Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой — жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд.
Что такое общество
Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.
Зарождающееся сознание понимало — выжить можно только сообща. Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.
В широком определении общество — приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.
В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай — мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.
Теперь мы понимаем узкое определение общества — осознанное собрание личностей для работы ради общей цели.
Общество как динамическая система
У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния. Социологи отмечают четыре подсистемы общества:
Подсистемы — это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.
Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:
Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные — человеческая черта. Человек — единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.
Общественные отношения
Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы — душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.
У каждого человека не одна личность, а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?
У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.
Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!
Учёные делят социальные отношения:
Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают:
Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. Социальные отношения бывают:
Итоги
Общество — сложная динамичная система. Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.
Признаки общественной системы:
Благодаря динамичному общественному механизму человек — самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.
Видео
Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.
ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества
Общество является системой.
Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.
Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
ПОЯСНЕНИЕ:
Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
ПОЯСНЕНИЕ:
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Признаки общества как динамической системы:
Пути развития общества:
Тенденции развития сфер общественной жизни:
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что характеризует общество как динамичную систему?
В соответствии с распространенной среди социологов точкой зрения, общество — это сложная динамичная система. Что означает это определение? Что характеризует общество как динамичную систему?
Мы можем изучить данный вопрос в следующих аспектах:
Изучим, таким образом, их подробнее.
Что означает термин «динамичная система»?
Динамичная, или динамическая система — это изначально математический термин. В соответствии с распространенной теорией в рамках данной точной науки, под ним принято понимать совокупность элементов, положение которых в фазовом пространстве меняется с течением времени.
В переводе на язык социологии это может означать, что общество как динамическая система — это совокупность субъектов (людей, сообществ, институтов), статус которых (вид деятельности) в социальном окружении меняется с течением времени. Насколько правомерно это утверждение?
В целом оно вполне отражает социальную действительность. Каждый человек с течением времени приобретает новые статусы — в ходе получения образования, социализации, в силу достижения правосубъектности, личных успехов в бизнесе и т. д.
Сообщества и институты также меняются, адаптируясь к социальной среде, в которой они развиваются. Так, государственная власть может характеризоваться большим или меньшим уровнем политической конкуренции в зависимости от конкретных условий развития страны.
В термине, о котором идет речь, присутствует слово «система». Он, прежде всего, предполагает, что соответствующие элементы, характеризующиеся динамическими особенностями, играют устойчивую роль. Так, человек в социуме имеет гражданские права и обязанности, а государство отвечает за решение задач «на макроуровне» — таких как защита границ, управление экономикой, разработка и исполнение законов и т. д.
Есть и иные важнейшие признаки системности. В частности, это самодостаточность, некий суверенитет. Касательно социума он способен выражаться в наличии всех необходимых для его функционирования институтов: права, государственной власти, религии, семьи, производства.
Система, как правило, характеризуется таким свойством, как самоуправляемость. Если говорить о социуме, это могут быть механизмы, обеспечивающие эффективное регулирование тех или иных социальных процессов. Их выработка осуществляется на уровне отмеченных институтов — собственно, это основная их роль.
Следующий показатель системности — взаимодействие одних ее составляющих элементов с другими. Человек, таким образом, осуществляет коммуникации с обществом, институтами, отдельными людьми. Если этого не происходит, то, значит, социум попросту не сформирован.
Можно сделать вывод, что общество как динамическую систему характеризуют следующие основные свойства:
Рассмотрим теперь, каким образом динамизм социума можно проследить на практических примерах.
Динамизм общества: практические примеры
Выше мы отметили, что человек способен меняться, осваивая новые знания и навыки или, например, достигая успехов в бизнесе. Так, мы обозначили один из практических примеров динамизма в обществе. В данном случае соответствующим свойством характеризуется человек как элемент социума. Он становится динамическим субъектом. Аналогично мы привели в пример изменения, которые характеризуют активности государственной власти. Субъекты политического управления — также динамичны.
Меняться могут также и общественные институты. В числе самых показательных сфер, для которых свойственен очень интенсивный динамизм, — право. Законы постоянно корректируются, дополняются, отменяются, возвращаются. Казалось бы, столь консервативный институт, как семья, не должен сильно меняться — но это также происходит. Многоженство, существовавшее веками на Востоке, может испытывать значительное влияние западных моногамных традиций и становиться исключением из правил в тех странах, где оно традиционно воспринимается как часть культурного кода.
Суверенитет общества, как мы отметили выше, формируется по мере образования ключевых социальных институтов. Кроме того, как только они появились — динамизм начинает приобретать системность.
Человек получает возможность меняться, действуя независимо от людей, принадлежащих к другим социумам. Государство может корректировать механизмы организации политического управления, не советуясь, условно говоря, с метрополией и иными субъектами, способными оказать потенциальное влияние на принятие властями тех или иных решений. Правовая система страны может начать регулировать те или иные общественные отношения, исходя из их локальной специфики, а не под влиянием зарубежных трендов.
Одно дело — иметь суверенитет. Другое дело — эффективно им воспользоваться. Государственные, правовые, общественные институты должны корректно функционировать — только так суверенитет будет реальным, а не формальным. И только при этом условии социум как динамичная система приобретет полноценно системный характер.
Критерии качества работы соответствующих элементов общества могут быть самыми разными.
Так, что касается института права, то его должны характеризовать: актуальность (законам не следует отставать от текущих социальных процессов), общеобязательность (равенство граждан перед законодательными положениями), прозрачность (людям нужно понимать, как принимаются те или иные нормы, а по возможности — участвовать в процессе законотворчества).
Институт семьи должен функционировать в интересах, по крайней мере, большинства людей, составляющих общество, а в идеале — всех граждан. При этом если предполагается несхожесть тех или иных ориентиров — например, моногамности и многоженства, то иные социальные институты (право, государство) должны способствовать мирному совместному проживанию людей, считающих себя приверженцами соответствующих принципов.
И в этом прослеживается взаимное влияние элементов, формирующих общество. Многие из субъектов не могут играть свою роль в социуме без взаимодействия с другими. Ключевые общественные институты всегда связаны между собой. Государство и право — элементы, постоянно осуществляющие коммуникации.
Человек также выступает как социальный субъект. Хотя бы потому, что он общается с другими людьми. Даже если ему кажется, что он этого не делает, — будут использоваться некие производные от личных коммуникаций. Например, живя на необитаемом острове и читая книгу, человек, быть может, и не подозревая об этом, «общается» с ее автором, принимая его мысли и идеи — буквально либо через художественные образы.
Тестовые задания по разделам обществознания (9-10 класс)
1. Общество как динамичную систему характеризует
1) наличие общественных отношений; 2) обособление от природы;
3) сохранение связи с природой; 4) способность к саморазвитию.
2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности; 2) покое и отдыхе;
3) сохранении здоровья; 4) физической активности.
3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономические последствия.
Б. Политические институты активно используют продукты духовного производства.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Что иллюстрирует наиболее широкий смысл понятия «общество»?
1) повседневное взаимодействие людей;
2) международное правозащитное движение;
3) информационное общество;
4) прошлое, настоящее и будущее человечества.
5. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция; 2) принадлежность к виду homo sapiens;
3) физическое и психическое здоровье; 4) особенности внешности.
6. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?
А. В индустриальном обществе достижения науки стали активно внедряться в производство.
Б. В период постиндустриального общества завершилась промышленная революция.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Что из нижеперечисленного характеризует общество как динамичную систему?
1) совокупность элементов и подсистем;
2) обновление элементов и подсистем;
3) устойчивые связи между частями целого;
4) наличие общественных отношений.
8. Свойства и роли человека, которые он приобретает и только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида; 2) индивидуальность; 3) организм; 4) личность.
9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятие «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Что из нижеперечисленного характеризует постиндустриальное общество?
1) религиозный характер культуры;
2) переход от натурального к товарному производству;
3) завершение промышленного переворота;
4) развитие информационных технологий.
11. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов; 2) приспособление к условиям среды;
3) стремление понять окружающий мир; 4) инстинкт самосохранения.
12. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.
Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
13. Преобладание общины, неразвитость частной собственности – характерные черты общества
1) традиционного; 2) вступающего в эпоху промышленной революции;
3) индустриального; 4) постиндустриального.
14. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
1) половые и возрастные особенности; 2) волю и характер;
3) моральные принципы; 4) наследственные признаки.
15. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой часть материального мира.
Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
16. Общество, в отличие от природы
1) развивается закономерно; 2) подвержено изменениям;
3) творит культуру; 4) является динамической системой.
17. Какой признак характеризует индустриальное общество?
1) низкая социальная мобильность; 2) глобализация экономики;
3) сословный тип стратификации; 4) зарождение массовой культуры.
18. Экологический кризис относится к глобальным потому, что
1) затрагивает существование большинства землян;
2) возник в эпоху экономической глобализации;
3) порожден внеземными силами;
4) не поддается регулированию.
19. «Второй природой» называют
1) культуру; 2) науку; 3) технику; 4) производство.
20. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
21. Природа в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности;
2) является средой обитания человека;
3) изменяется в направлении от низшего к высшему;
4) способна развиваться независимо от человека.
22. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием
1) культура; 2) общество; 3) природа; 4) цивилизация.
23. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного
1) имеют авторство; 2) предусматривают широкое тиражирование;
3) обладают жанровым разнообразием;
4) используют систему художественных образов.
24. Ступенью общего образования в Российской Федерации является
1) дошкольное образование; 2) профессиональное общее образование;
3) основное общее образование; 4) дополнительное образование.
25. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
26. И общество, и природа
1) являются динамическими системами;
2) носят характер закрытых систем;
3) создаются в процессе целенаправленной деятельности;
4) развиваются независимо от сознания людей.
27. Характерной чертой постиндустриального общества является
1) расширение промышленного производства;
2) замедление темпов развития; 3) создание массовой культуры;
4) использование компьютерных технологий.
28. Революция и реформа являются
1) социальными институтами;
2) формами общественных преобразований;
3) элементами общества как системы;
4) видами социальных связей.
29. Искусство, в отличие от науки
1) является компонентом духовной культуры общества;
2) постигает мир с помощью художественных образов;
3) предполагает творческую инициативу.
30. Верны ли следующие суждения о системе образования в обществе?
А. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность среднего общего образования.
Б. Прием в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования проводится на конкурсной основе.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
31. Проявление взаимозависимости общества и природы служит
1) экологический кризис; 2) возрастание солнечной активности;
3) кризис перепроизводства; 4) усложнение общественной жизни.
32. И традиционное, и индустриальное общества характеризуются
1) низкой социальной мобильностью;
2) преимущественным развитие промышленности;
3) сословным типом социальной стратификации;
4) связью всех сфер жизни общества.
33. Реформа, в отличие от революции
1) носит всеобъемлющий характер;
2) является формой социальной динамики;
3) проводится, как правило, по инициативе сверху;
4) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни.
34. Характеристика какого из социальных институтов приводится ниже: «Его задачей является обеспечение национальной безо пасности, защита от внешних угроз»?
1) здравоохранение; 2) школа; 3) семья; 4) церковь.
35. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
36. Одной из подсистем общества как целого является
1) биосфера; 2) духовная культура;
3) природа; 4) трудовой коллектив.
37. Традиционное общество, в отличие от индустриального
1) имеет классовую стратификацию; 2) является открытым;
3) базируется на религиозном мировоззрении;
4) поддерживает науку как социальный институт.
38. Общественный прогресс выражается в
1) поступательном развитии общества; 2) связях общества и природы;
3) устойчивости форм общественной жизни;
4) системном устройстве общества.
1)противоречивости общественного прогресса;
2) неспособности человечества к созданию позитивных ценностей;
3) деструктивной разрушительной по сути природы человека;
4) невозможности поступательного развития человеческого общества.
40. Верны ли следующие суждения об образовательной системе в нашем обществе?
А. Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными.
Б. Дошкольное образование являются ступенью общего образования.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
41. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как
1) часть материального мира; 2) социальную среду обитания человека;
3) целостную систему; 4) совокупность общностей.
42. Что является отличительной чертой индустриального общества?
1) приоритет ценностей коллективизма;
2) превращение науки в общественный институт;
3) низкая социальная мобильность;
4) широкое использование компьютерных технологий.
43. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявление тенденции
1) модернизации; 2) глобализации; 3) демократизации; 4) информатизации.
44. Сколько благ человек потребляет, сколько и должно быть произведено, такая установка характерна для общества
1) индустриального; 2) массового; 3) традиционного; 4) информационного.
45. Верно ли следующее суждение о массовой культуре?
А. Массовая культура зародилась с переходом к постиндустриальному обществу.
Б. Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
46. К главным институтам общества относится
1) искусство; 2) государство; 3) личность; 4) мораль.
47. Что способствует процессу глобализации в современном мире?
1) развитие средств транспорта и связи;
2) рост численности среднего класса;
3) развитие сферы услуг;
4) углубление социально дифференциации.
48. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для
1) традиционного общества; 2) индустриальной цивилизации;
3) аграрной цивилизации; 4) феодального общества.
49. К основным функциям школы как социального института относится
1) развитие научных знаний; 2) создание новых рабочих мест;
3) социализация личности; 4) углубление социальной дифференциации.
50. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.
Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
51. Научное изучение процессов классобразования, взаимодействия различных общественных групп осуществляет
1) этика; 2) социология; 3) археология; 4) эстетика.
52. Тенденция к глобализации в современном мире проявляется в
1) образовании транснациональных корпорациях;
2) развитии самобытной народной культуры;
3) обострении демографических проблем в развивающихся странах;
4) снижении авторитета международных организаций.
53. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
1) индустриального; 2) традиционного; 3) массового; 4) постиндустриального.
54. Искусство, в отличие от науки
1) является компонентом духовной культуры общества;
2) постигает мир с помощью художественных образов;
3) образует социальный институт;
4) предполагает творческую деятельность.
55. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Наука является одним из компонентов художественной культуры.
Б. К функциям искусства относится познание мира и человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
56. Компоненты духовной сферы общества изучает наука
1) антропология; 2) этика; 3) археология; 4) психология.
57. Переход от ручного труда к машинному служит примером
1) социальной революции; 2) общественных реформ;
3) научной революции; 4) общественного прогресса.
58. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции
1) глобализации; 2) модернизации; 3) информатизации; 4) демократизации.
59. «Четвертой властью» в современном обществе называют
1) финансовую олигархию; 2) политическое лобби;
3) средства массовой информации; 4) чиновничество.
60. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.
Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
61. Общество, в отличие от природы
1) развивается под влиянием деятельности людей;
2) является замкнутой системой;
3) направляется объективными законами развития;
4) подвержено эволюционным изменениям.
62. Переход от присваивающего хозяйства к производящему служит примером
1) социальной революции; 2) общественного процесса;
3) научно-технической революции; 4) социальной реформы.
63. К глобальным проблемам человечества относится
1) рост числа неграмотных в мире;
2) увеличение числа безработных в странах Запад;
3) усиление влияния СМИ на общественное мнение;
4) разрыв в уровнях экономического развития между отдельными регионами.
64. О каком понятии идет речь: «Поступательное развитие общест ва, его подъем на более высокие ступени»?
1) социальный регресс; 2) стагнация;
3) дезорганизация; 4) социальный прогресс.
65. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия оказалась долговременной, устойчивой формой культуры.
Б. Культ – один из основных компонентов религии.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Тема: Общество. Общественные отношения.
1. Общество в широком смысле включает в себя:
1) объединение футбольных болельщиков;
2) население крупнейшей страны мира;
3) совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей;
4) весь окружающий человека мир в его многообразии.
2. Под обществом понимается:
1) обособившаяся от природы часть материального мира;
2) весь окружающий человека мир в его многообразии;
3) совокупность созданных человечеством материальных и духовных благ;
4) природная среда, преобразованная под влиянием человека.
3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения между большими группами людей;
2) межнациональные отношения и взаимодействия;
3) отношения между человеком и компьютером;
4) межличностные отношения в малой группе.
4. Сферу политики характеризует:
1) производство материальных благ;
2) создание произведений искусства;
3) организация управления обществом;
4) открытие новых научных направлений.
5. Проявлением духовной культуры является:
1) открытие в области фундаментальной науки;
2) производство материальных благ;
3) принятие нового избирательного закона;
4) повышение урожайности зерновых культур.
6. Отношения общества и природы характеризуются:
1) полным доминированием общества над природой;
2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;
3) зависимостью общественных процессов от природной среды;
4) поглощением природой общественных отношений.
7. Как соотносятся между собой природа и общество?
1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;
2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;
3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;
4) общество развивается, а природа неизменна, статична.
8. Характеристика какого из социальных институтов приводится ниже: «Главной его функцией является рождение и воспитание детей, первичная социализация ребенка»?
1) семья; 2) школа; 3) здравоохранение; 4) церковь.
9. Характеристика какого из социальных институтов приводится ниже: «Его задачей является обеспечение национальной безо пасности, защита от внешних угроз»?
1) семья; 2) школа; 3) здравоохранение; 4) церковь.
10. Какая из форм общественных изменений обладает следующим признаком: осуществляется властью с целью улучшения обще ственной системы, повышения се жизнеспособности?
1) революция; 2) реформа; 3) регресс; 4) деградация.
1) противоречивости общественного прогресса;
2) неспособности человечества к созданию позитивных ценностей;
3) деструктивной, разрушительной по сути природы человека;
4) невозможности поступательного развития человеческого общества.
12. Какой из приведенных примеров иллюстрирует противоречи вость и сложность общественного развития?
1) ученые сделали прорыв в области борьбы с раковыми болезнями;
2) благодаря внедрению новых профилактических препаратов удалось существенно снизить опасность эпидемии гриппа;
3) в результате открытия в физике появилась возможность создания нового мощного оружия;
4) новое направление театрального искусства завоевывает все более широкий круг сторонников.
13. Характерной чертой общества традиционного типа является:
1) создание электронных средств связи;
2) значительное влияние общины, семьи на личность;
3) преобладание фабричной промышленности;
4) быстрота, стремительность общественных перемен.
14. Для ведущих стран мира, являющихся воплощением постинду стриального общества, характерно:
1) резкое разделения на полюса бедности и богатства;
2) наличие острых социальных конфликтов;
3) высокий уровень жизни большей части населения;
4) социальная нестабильность, угроза революционных потрясений.
15. Развитие электронных средств связи, широкое распространение компьютерных технологий связаны со вступлением человечества в стадию:
1) промышленного переворота;
2) создания основ индустриального общества;
3) постиндустриальную (информационную);
4) формирования колониальных империй.
16. Деятельность международных террористов рассматривается мировым сообществом в качестве:
1) угрозы стабильности только ведущим странам мира;
2) вызова всей современной цивилизации, сложившемуся миропорядку;
3) явления, присущего исключительно слаборазвитым странам мира;
4) явления, связанного с противостоянием между мировыми религиями.
17. Процессы глобализации в первую очередь связаны с:
1) развитием национальных систем безопасности;
2) формированием наднациональных экономических организаций;
3) развитием образования и введением единых государственных тестов;
4) усилением влияния традиционных семейных ценностей.
18. К глобальным проблемам современного мира относятся:
1) сохранение в ряде стран антидемократических режимов;
2) влияние на политические процессы традиционных религий;
3) разрыв в уровне развития между «золотым миллиардом» (ведущими странами) и бедными странами;
4) резкое падение курса доллара по отношению к другим валютам.
19. К глобальным проблемам современного мира относятся:
1) сохранение в ряде стран недемократических режимов;
2) падение курса акций на фондовых биржах;
3) локальные войны, сохранение «горячих точек» в ряде регионов мира;
4) падение цен на нефть на мировом рынке.
20. Целостность современного мира связана с:
1) возможностью быстрой передачи информации благодаря развитию электронных средств связи;
2) наличием межконфессиональных и межнациональных конфликтов;
3) сохранением различий в уровне жизни между ведущими и развиваю щимися странами мира;
4) сохранением очагов локальных войн.
21. Общество, в отличие от природы:
1) является развивающейся системой;
2) подчиняется объективным законам развития;
3) обладает способностью к самопознанию;
4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.
22. Политология изучает:
1) производство и потребление материальных благ;
2) взаимоотношения социальных групп, классов, наций;
3) процесс развития человеческого общества, прошлое;
4) образование многопартийных систем, их функционирование.
23.Функционирование народного хозяйства, выбор способов рационального поведения производителем и потребителем изучает:
1) социология; 2) экономика; 3) история; 4) политология.
24.Философия является знанием о:
1) наиболее общих закономерностях развития природы, общества, по знания, бытии человека;
2) путях и способах рационального экономического поведения;
3) формирования избирательных систем;
4) путях разрешения межнациональных конфликтов.
25. К числу наук об обществе относится:
1) физиология; 2) история; 3) литературоведение; 4) биология.
26. О каком понятии идет речь: «Поступательное развитие общест ва, его подъем на более высокие ступени»?
1) социальный регресс; 2) стагнация;
3) дезорганизация; 4) социальный прогресс.
27. Какой из приведенных примеров иллюстрирует тесную взаимосвязь сфер общественной жизни?
1) вышел из печати очередной том «Российской энциклопедии», посвя щенный флоре и фауне различных регионов страны;
2) развитие «среднего класса» способствует возникновению новых по литических партий;
3) в современной России действует единая энергосистема;
4) выборы губернатора в Санкт-Петербурге прошли в два тура.
28. Какие виды социальных объектов перечислены: образование, здравоохранение, вооруженные силы, семья?
1) институты; 2) процессы; 3) отношения; 4) нормы.
29. Какие виды социальных объектов перечислены: изменение, развитие, прогресс, регресс?
1) институты; 2) процессы; 3) отношения; 4) нормы.
30. Социальными можно считать отношения между:
1) человеком и природой; 2) человеком и техническим средством;
3) природными объектами; 4) человеком и обществом.
1. Верны ли следующие суждения о взаимоотношениях природы и общества?
Общество и природа:
А) тесно связаны между собой;
Б) оказывают друг на друга влияние, хотя и обладают специфическими
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения о взаимоотношениях природы и общества?
А) общество является обособившейся от природы частью мира;
Б) природа выступает в качестве естественной среды функционирова ния общества.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А) общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир;
Б) общество представляет собой все формы взаимосвязи и взаимодей ствия людей.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А) общество является сложной системой, способной к развитию и изме нению;
Б) элементы и подсистемы общества никак не связаны между собой.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения о значении культуры в жизни общества?
А) культура представляет собой все созданное человеческим обществом на протяжении его истории;
Б) общество является творцом культуры, и само во многом определяется культурой.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А) общественный прогресс предполагает поступательное развитие об щества от менее совершенного к более совершенному;
Б) общественный прогресс невозможен в современных условиях, когда созданы мощные средства уничтожения людей.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
7. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А) в качестве социального института выступает устойчивая совокупность общественных отношений и норм;
Б) каждый из социальных институтов создается для воплощения определенных общественных потребностей и интересов.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о формах общественного развития?
А) реформа предполагает качественное преобразование всей системы общественных отношений, вплоть до ломки сложившихся порядков и формирования новых;
Б) революция осуществляется по инициативе властей и предполагает внесение определенных инноваций в общественную систему с целью повышения ее жизнеспособности.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А) глобализация связана с созданием мирового рынка, упрочением международных экономических связей;
Б) инструментами глобализации выступают такие институты, как Международный валютный фонд и Мировой банк.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
10. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А) в традиционном обществе сильно влияние общинных порядков;
Б) традиционное общество способно к быстрому и качественному изменению, усвоению инноваций.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
11. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А) общество представляет собой обособившуюся от природы часть материального мира;
Б) общество и природа находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А) развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы;
Б) природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны и А и Б; 4) оба суждения неверны.
5. Процесс развития мирового рынка, регулирования экономики из единого центра, установления тесных связей между народами мира, формирования универсальных культурных ценностей связан с понятием.
Группа 2.
2. Заполните пропуск в схеме.
3. Восстановите недостающие пропуски.
Науки Предметы изучения
1. психология А. особенности поведения людей в обществе
2. политология Б. функционирование власти, образование партий
3. экономика В. производство, распределение и…? материальных благ
4. …? Г. стратификация общества, взаимодействие групп
4. Заполните пропуск в схеме.
5.Заполните пропуск в таблице.
Медленные, эволюционные перемены.
Иерархическая структура, разделение лю-дей по наследуемым сословным статусам.
Низкий уровень социальной мобильности.
Быстрые, стремительные преобразования.
Равные стартовые возможности, разделение людей на страты.
Высокий уровень социальной мобильнос-ти.
1. Соотнесите понятия и их характерные признаки.
1. подчиняется только объективным законам развития. А. общество
2. является формой совместной жизнедеятельности людей.
3. является естественной средой обитания людей. Б. природа
4. является первичной по времени возникновения частью
2. Соотнесите социальные институты и их характерные признаки.
Признаки Институты
1) осуществление управления обществом; А) семья;
2) передача знаний и опыта новым поколениям; Б) школа;
3) первичная социализация подрастающего поколения; В) власть.
4) регулирование общественных отношений.
3. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их субъекты.
1. социальные институты А. обычаи, традиции, ритуалы
2. социальные нормы Б. эволюция, прогресс, регресс
3. социальные процесс В. конфликт, консенсус, компромисс
4. социальные отношения Г. образование, здравоохранение, семья
4. Соотнесите типы общества и их признаки.
Признаки Типы общества
1.иерархическая сословная структура общества. А. традиционное
2. формирование крупной фабричной промышленности.
3. развитие электронных средств связи. Б. индустриальное
4. распространение информационных технологий.
5. преобладание аграрной экономики. В. постиндустриальное
6. формирование парламентских традиций
5. Соотнесите формы социальных изменений и их характерные черты.
Характерные черты Социальные изменения
1. быстрые скачкообразные перемены.
2. качественное преобразование общественной А. эволюция
3. слом старых порядков. Б. революция
4. постепенность изменений.
5. органическое сочетание нового с традиционным.
6. Соотнесите сферы общественной жизни с соответствующими им элементами.
Сферы общественной жизни Элементы общественной жизни
1. экономическая сфера А. деятельность государственных органов
2. социальная сфера Б. межнациональные отношения и конфликты
3. политическая сфера В. производство материальных благ
4. духовная сфера Г. научные учреждения.
1. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом.
1. общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;
2. природа и общество оказывают воздействие друг на друга;
3. в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя е на службу себе;
4. природные катаклизмы и в современном мире серьезно угрожают человечеству;
5. общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;
6. общество и природа никак не связаны между собой.
2. Укажите позиции, характеризующие общество в наиболее широком смысле слова.
1. население крупнейшей страны мира; 2. объединение любителей шахмат;
3. форма совместной жизнедеятельности людей;
4. обособившаяся от природы часть материального мира;
5. определенная стадия в истории человечества;
6. все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем.
3. Выберите названия социальных процессов.
1) вооруженные силы; 2) власть; 3) эволюция;
4) прогресс; 5) конфессия 6) модернизация.
4. Что относится к социальным нормам?
1) государство; 2) мораль; 3) право;
4) производство; 5) обмен; 6) ритуал.
5. Укажите характерные черты и признаки традиционного общества.
1. значительную роль играют обычаи, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение;
2. характерным признаком являются быстрые и динамичные перемены;
3. преобладает крупная фабричная промышленность;
4. развиваются информационные технологии, электронные средства связи;
5. преобладают общинные структуры, права и свободы личности отражены слабо;
6. сохраняются авторитарные властные структуры.
1. «Природа никогда не становилась игрушкой для человека, умудренного духом» (Р.Эмерсон)
2. «И на камням прокормит мир крестьянина, война – на тучной ниве морит голодом» (Менандр)
3. «Впредь будут воевать не армии, а учебники химии и лаборатории, а армии нужны только для того, чтобы было кого убивать по законам химии снарядами лабораторий» (В.О.Ключевский)