какая форма не относится к разновидности вариационной в музыке
Тест для учителя музыки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест для учителей музыки
Сонатно-симфонический цикл получил полное классическое воплощение в инструментальной музыке…
2. Предком органа считаются
3.Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана
в форме двойных вариаций;
в сложной 2-3 частной форме;
4. Автор балета на сюжет Г. Тукая «Шурале»
5. Ведущим вокальным жанром при дворе царя Петра I являлись
6. Какой танец не входит в клавирную сюиту XVII века?
7. Форма, наиболее часто употребляемая в финалах сонатного цикла
— 3-ех частная простая;
9. Психологическая бытовая музыкальная драма А. Даргомыжского называется
12. Известный пианист, композитор XIX века, создатель симфонической поэмы «Прелюды»
13. Рефрен – повторяющийся элемент формы …, чередующийся с эпизодами.
простой 2-х частный;
14. Сколько мануалов может быть у органа?
15. Произведение из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского
16. Оркестровая сюита Э.Грига, созданная на основе музыки к драме Г.Ибсена
17. «Любовь поэта» Р. Ахияровой написана в жанре:
18. Автор метода, который предложил ввести в школах новую форму вокальных занятий- «вокальную зарядку», «вокальную минутку» со строго систематизированным вокальным дидактическим материалом:
19. В фуге могут быть эпизоды, где тема отсутствует. Они носят названия
21. Песня из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Ф.Шуберта.
23. Прелюдии и фуги Д.Шостаковича расположены по принципу
1. по принципу квинтового круга (с параллельными тональностями);
2. в хроматическом порядке;
4. Все ответы правильны.
24. Песня «Туган ягым» стала Государственным гимном Республики Татарстан. Кто автор музыки?
25. Опера Л. Бетховена называется
26. Произведение А.Скрябина, имеющее световую строку в партитуре
1. «Божественная поэма»
3. «Трагическая поэма»
4. «Сатаническая поэма»
27. Первая татарская оратория «Кеше» («Человек») была сочинена
28. А.П. Бородина называют основоположником симфонизма
29. Одно из наиболее интенсивных средств полифонического развития, при котором каждое последующее проведение темы начинается до того, как тема завершится в ранее вступившем голосе,-
30. Знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и, в зависимости от него всех остальных звуков
31. Партия Е.Онегина в опере П.Чайковского была написана для
32. В Австрии (50-60 гг.) был открыт институт …, предназначенный для работы по «Шульверку»,
33. Какой опере Моцарт дал определение «веселая драма»?
2. «Волшебная флейта»;
34. В музыке балета «Шурале» Ф. Яруллина использован татарский протяжный напев
35. В XVII веке расцвело творчество А. Корелли и началась творческая деятельность А.Вивальди. Любимый инструмент этих композиторов-
36. Высшая точка развития музыкального произведения – это
37. Кого называют «Венским классиком»?
38. Если в пьесе многоголосная фактура, где каждый голос – самостоятельная мелодия, это:
1. аккордовая фактура;
2. гомофонно-гармоническая фактура;
3. полифоническая фактура;
4. унисонная фактура.
39. Главное требование … о музыке – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
41. Указать музыкальный инструмент, при звукоизвлечении у которого: струны не защипываются, а на них нажимают металлические пластинки:
43. При записи грегорианских хоралов (песнопений) вместо нот использовались значки, которые назывались:
44. Американский композитор, автор оперы «Порги и Бес».
Произведение Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле»:
3) «Маленькая ночная серенада»
Автор первого татарского детского балета «Заколдованный мальчик»
Автор высказывания «Создает музыку народ, мы же композиторы, только аранжируем ее»-
Бог грозы и грома в славянской мифологии:
52. Буквальный перевод слова «Барокко»-
53 В 1711 г. Бартоломео Кристофори изобрел:
54. Выдающийся композитор эпохи Возрождения:
11. Автор релятивной системы:
55. О музыке какого композитора рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»:
56. Назовите форму, не относящуюся к разновидности вариационной:
1) Полиостинатная форма
3) Концентричная форма
57. Стиль в музыке, появившийся в Европе после французской революции:
58. Для какого произведения Р. Яхина тема татарской народной песни «Галиябану» стала основой?
3) Концерт для фортепиано с оркестром;
59. Кто из татарских композиторов обратился к творчеству русского писателя А.И.Крылова:
60. Кто автор книги «Про трех китов и про многое другое. Книжки о музыке»?
1) Симфонии, ноктюрны, балеты;
2) Оперы, песни без слов, произведения для детей;
3) Романсы, ноктюрны, прелюдии.
62. Основоположник музыкальной комедии в татарской музыке:
63. Создатель цикла концертов «Времена года» для струнного оркестра-
64. Жанр произведения «Лесной царь» Шуберта:
65. Организатор первой бесплатной музыкальной школы в России (вторая половина XIX века):
66. Тип дыхания, рекомендуемый в хоровой работе с младшими школьниками:
3) костно – обдоминальное;
67. Деревянный духовой инструмент с двойной тростью, изобретенный в XVI веке:
68. Какое произведение написал С.Рахманинов?
69. Какого композитора называют «композитор – сказочник»?
70. Первый этап работы над музыкальным произведением – это:
1) Разучивание нотного текста;
2) Прослушивание музыкального произведения в исполнении преподавателя или другого исполнителя.;
3) Анализ структуры музыкального произведения, средств выразительности.
71. Какой композитор писал музыку исключительно для фортепиано?
72. Трехдольный танец в медленном темпе, часть сюиты XVIII века-
73.Кто из композиторов заимствовал знаменитую мелодию из оперы «Ричард Львиное сердце» Гретри?
74. Стиль, наиболее близкий музыкальному барокко:
75. Композитор и клавесинист, современник И.С.Баха, автор свыше 500 сонат:-
1) Доменико Скарлатти;
76. Указать термин, обозначающий свободный темп в музыкальном произведении:
2) tempo ad libitum;
77. Переложение «Картинок с выставки» для симфонического оркестра М.П. Мусоргского создал:
2) Антон Рубинштейн;
3) Георгий Свиридов.
1) переменный размер:
3) смешанный размер.
Автором кантаты «Москва» и торжественной увертюры «1812 год» является
80. Основоположником жанра «симфония» в татарской музыке является
Композитор, педагог, автор оратории «Человек» («Кеше»)-
Автор оперы «Джалиль»-
Великий русский певец (бас), биография которого была связана с Казанью –
Творчество композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Р.Шумана, Я.Мендельсона, Э.Грига объединяет жанр
1) фортепианного концерта;
2) фортепианной миниатюры;
Создателем релятивной системы в России в конце XIX – начале XX века был
Создателем «столбицы» является
87. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности преподавателя, в том числе работающих в системе дополнительного образования детей?
Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.
88. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?
89. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения
90. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?
В особых случаях, при наличии уважительных причин;
Да, по согласованию с администрацией учреждения.
91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
92. Новым подходом в воспитании детей является:
1. личностно-ориентированный подход
3. природосообразный подход
4. когнитивный подход
93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:
1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный
2. анализ, моделирование, реализация, контроль
3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия
94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции
95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:
1. толерантным в жизни на этой земле
2. счастливым в жизни на этой земле
3. свободным в жизни на этой земле
96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;
… 1. герменевтического подхода;
2. акмеологического подхода;
97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:
Один раз в пять лет
Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии
98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:
1. Презентация портфолио
2. Экспертиза профессиональной деятельности
3. Квалификационные испытания в письменной форме
99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:
1. 3 компетентностей
2. 4 компетентностей
3. 5 компетентностей
4. 6 компетентностей
100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:
1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2 . Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание
Какая форма не относится к разновидности вариационной в музыке
Вариационная форма – форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (вариаций).
Вариационная форма сложилась под воздействием вариационного метода развития, одного из древнейших в музыке. Суть этого метода в том, что тема структурно не меняется, она узнаваема, а изменения касаются деталей (мелодики, ритма, фактуры, гармонии, динамики, тембров и т. д.). Вариационность как принцип тематического развития встречается в любых формах (как пример: 2-е предложение периода повторного строения часто является варьированным повторением 1-го; в трехчастной форме реприза может варьированно повторять первую часть и т. д.).
Количество вариаций в форме не регламентировано: от 2х – 3х до нескольких десятков (Бетховен. 32 вариации c-moll). Обычная закономерность: если вариации входят в крупные формы, то количество их меньшее, если вариации в виде самостоятельного произведения, то количество их большее.
Вариационная форма имеет глубокие корни в народной песенной и танцевальной музыке (куплетно-вариационная форма), в старинной сюите (вариации – дубли основных танцев), в cantus firmus (неизменно повторяемая мелодия в теноре полифонически сочеталась с ее варьированным преобразованием в других голосах) в музыке композиторов франко-фламандской школы XV века.
Исторически сложилось 4 типа вариаций:
Кроме того, встречаются смешанные типы вариаций и двойные (на две темы).
Тема является единственным источником развития в форме. Композиторы сами сочиняли оригинальные темы для вариаций, а также заимствовали их из народного творчества и наследия других авторов.
Из множества тем можно обозначить два типа: обобщенные и характéрные. Обобщенные темы в основном встречаются в старинных вариациях на basso ostinato. Характéрные – в вариациях XVIII – XX вв., хотя в некоторых темах совмещаются черты характерности и обобщенности (например, в теме 32х вариаций Бетховена).
Масштабы тем – от предложения, периода до простой 3хчастной формы. По фактуре тема может излагаться монодийно, в виде одноголосия смешении этих видов фактуры.
При анализе вариаций очень важно определить специфику темы, ее характер, внутреннее строение, чтобы проследить последующее развитие в цикле.
А4 (4 вар.) – регистровые сопоставления, фактурные связи с 1 вар., ритмическая связь с 3 вар., интонационная связь с 1 и 2 вар., остинато.
А5 (5 вар.) – темп Adagio, остинато в басу (1 вар.), мелодико-ритмическая связь с 4 вар., группетто.
А6 (6 вар.) – темп Allegro, размер С, танцевальный характер, синтез приемов варьирования из предыдущих вариаций, роль репризы.
Кода – 8 тт. (ЗТИ). Черты 3хчастности: I ч. середина реприза
1 – 2 вар. 3 вар. 6 вар.
Basso ostinato означает «упорный бас», т. е. непрерывное повторение одного и того же мелодического оборота в нижнем голосе. Этот оборот и является темой вариации. Тема обобщенная в виде нисходящего тетрахорда или хроматического движения вниз. Тема изложена одноголосно или является басом гармонической последовательности. Форма темы – предложение (4 тт.) или период (8 тт.), заканчивается полной или полуавтентической каденцией.
Эти вариации относятся к строгим, т. к. сохраняются тема, форма, тональность, темп.
Приемы варьирования как гомофонные, так и полифонические. Чаще всего варьируется гармония, создавая как бы новое «освещение» темы. Из полифонических приемов применяются имитация, контрапункт, вертикальная или горизонтальная перестановка, ритмическое увеличение и сжатие.
Вариации располагаются по принципу усложнения фактуры и объединяются в группы по признаку однотипного варьирования. Примеры вариаций – XVII век: Бах. Чакона из скрипичной партиты d-moll, Crucifixus из Мессы h-moll; XVIII – XX вв.: Бетховен. 32 вариации a-moll; Шуберт. «Двойник»; Чайковский. Симфония № 6, ч. I, кода; Шостакович. Симфония № 8, финал.
Тема вариаций характерна, может излагаться одноголосно или в гомофонно-гармонической фактуре. По структуре напоминает тему классических вариаций (чаще всего период или простая 2хчастная форма). Благодаря перечисленным свойствам, вариации на выдержанную мелодию относятся к строгим. От классических вариаций используются и приемы варьирования. Примеры вариаций на soprano ostinato: Глинка. Персидский хор из «Руслана и Людмилы», «Камаринская» (в сочетании с двойными вариациями); Мусоргский. Песня Варлаама из «Бориса Годунова», Песня Марфы из «Хованщины»; Григ. «В пещере горного короля»; Равель. «Болеро»; Шостакович. Эпизод нашествия из I ч. 7-й симфонии.
Классические («строгие») вариации
Сфера применения вариаций – отдельные произведения, части сонат, симфоний.
Тема и приемы тематического варьировании
Тема строгих вариаций обычно характерная с песенно-танцевальной основой. Наряду с оригинальными авторскими темами использовались цитаты из народного творчества, произведений других композиторов и автоцитаты (Моцарт. Вариации на темы из оперы «Волшебная флейта»).
Форма темы: период и простые форсы. Название «строгие» указывает на сохранение темы как целого и ее узнаваемость в вариациях. Такими стабильными элементами темы являются: мелодический контур («опорные» звуки и яркие мелодические обороты), форма, гармонический план, метрическая основа, тональность, размер, темп.
Классические вариации также называются орнаментальными, фигурационными, т. к. эти приемы развития являются в них господствующими.
Фигурирование в мелодии связано с использованием неаккордовых звуков (проходящих, вспомогательных, задержаний и т. д.) и мелизмов (tr, группетто, форшлагов, мордентов). Диатоническая тема обычно хроматизируется.
Наиболее сложным в мелодии является вариантное ее преобразование. Мелодия в подлинном или измененном виде может переноситься из голоса в голос, меняясь настолько, что является вариантом, а не вариацией.
Иногда применяются полифонические приемы: имитация, канон, вертикальная перестановка, контрапунктирование.
Метроритмические изменения. В подавляющем большинстве вариаций опорные звуки мелодии смещаются на другие доли такта. Часто применяются приемы ритмического остинато, закономерным является накопление движения более мелкими длительностями, от начала к концу цикла. Это явление называется диминуцией.
Фактурное варьирование. В вариациях возможен любой тип фактуры и ее смена подчеркивает контраст между вариациями. Наиболее часто применяется прием гармонической фигурации на основе аккордов темы. Из других приемов встречаются октавная дублировка голосов, приемы остинатности в басу, полифонизация.
В крупном плане возможно как уплотнение, так и разрежение фактуры в цикле.
Ладотональное и гармоническое развитие. При тональном единстве в цикле центральная вариация (или несколько вариаций в крупном цикле) излагалась в одноименной тональности, создавая ладовый контраст. Таким образом, возникала своеобразная трехчастность во всей форме (dur – moll – dur или moll – dur – moll).
Мелодическая фигурация усложняла гармонический план темы, иногда возникали новые отклонения, но в целом сохранялась начальная основа аккордики.
Из других средств варьирования следует отметить регистровое, тембровое, в сфере динамики и т. д.
Вариационный цикл в целом
В вариациях сочетаются единство (общие черты) и расчлененность (индивидуальные особенности).
Единство проявляется в группировке вариаций. Объединение вариаций в группы происходит за счет сходных приемов варьирования, сходства фактурного, метроритмического и др. Возможны «арочные» связи (сходство вариаций на расстоянии), репризные связи (последняя вариация является как бы репризой темы). Как проявление единства встречается субварьирование (вариация на вариацию).
Расчлененность проявляется в особой роли некоторых вариаций, что позволяет обособить их от остальных. Например, центральная вариация в одноименной тональности является своеобразной кульминацией. Некоторые вариации могут играть роль нескольких кульминаций или образовывать кульминационную группу. Очень важна роль последних двух вариаций. Предпоследняя вариация обычно возвращает движение к началу цикла (более медленный темп или спокойное ритмическое движение). Последняя, финальная вариация играет замыкающую роль, поэтому более масштабна, сложна по фактуре, синтетична по тематизму.
Завершает цикл кода, часто сливающаяся с последней вариацией.
Примеры классических вариаций: Моцарт. Соната № 11, ч. I; соната № 6, финал; Вариации на темы из «Волшебной флейты» и др.; Бетховен. Соната № 12, ч. I; соната № 23, ч. II; 32 вариации c-moll; финалы 3-й и 9-й симфоний; 6 вариаций G-dur; Гайдн. Симфония № 103, ч. II; финалы сонат №№ 12, 13.
Со второй трети XIX века появляется новый вид вариационной формы, связанный с романтическим направлением в музыке – свободные характерные вариации. Их название отражает отход от ограничений строгих вариаций, а также яркую индивидуальность темы и черты определенных жанров в вариациях (марш, вальс, мазурка, скерцо и т. д.).Таким образом, свободные вариации приближаются к сюите из разнохарактерных пьес-вариций. Тема служит лишь поводом для создания цепи разнохарактерных миниатюр, отсюда – большой диапазон приемов развития. Тема мало отличается от темы строгих вариаций по характеру, но музыкальный язык ее более сложный. Форма темы обычно простая двухчастная, в тональном плане она замкнута или разомкнута, что приводит к слиянию вариаций.
Методы варьирования. Основной принцип: отдельный элемент темы ставится в новые условия и приобретает иной образный смысл. Обычно это начальный мотив или фраза. Преимущественные приемы развития: разработочность, секвентное развитие, субварьирование (вариация на оборот из предыдущей вариации), сжатие или расширение структуры, полифонические средства, гармоническое варьирование, тональное развитие (любые тональности).
Строение цикла. Вариации строятся по принципу контраста (жанрового, образного, тонального, фактурного. Финальная вариация самая сложная и масштабная).
Применение. Свободные вариации получили наибольшее распространение в музыке XIX – XX вв. Яркие примеры: Шуман. «Симфонические этюды»; Вариации на тему Клары Вик; Брамс. Вариации на тему Шумана; Григ. Баллада; Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини; Вариации на тему Корелли; Лист. «Мазепа»; Прокофьев. Концерт для ф-но с орк. № 3, ч. II.
Неоднотемными называются вариации более чем на одну тему, чаще всего это двойные вариации. Они сформировались одновременно с однотемными, но темы в них неравноправны и различны по функциям.
Основные типы двойных вариаций:
Первый тип часто встречается в произведениях Гайдна (симфония № 103, ч. II; соната № 23 (48) С-dur, ч. I). Второй тип связан с народной традицией («Камаринская» Глинки).
Приемы варьирования в многотемных вариациях соответствуют эпохе и стилю. Так, в «Камаринской» сочетаются приемы строгих вариации и soprano ostinato. В группировке возможны черты трехчастности, сонатности, рондообразности. Яркий пример – «Исламей» Балакирева (двойные вариации с сонатным принципом). Образцом тройных вариаций является «Увертюра на темы трех русских народных песен» Балакирева.