какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

5 трендов в образовании, которые формируют будущее

Тренд №1 — обучение станет главной повседневной активностью

Если в прошлом мы тратили на обучение небольшую часть повседневного времени, то в будущем, время, которое нам придется выделять на обучение, существенно вырастет.

Именно обучение станет нашей доминирующей ежедневной активностью (ДЕА). Сейчас наша ДЕА — работа, телевизор, социальные сети, выживание, воспитание детей. Кстати, по данным Р. Флорида, приведенным в его бестселлере “Креативный класс”, средний представитель этого класса учится около 14 часов в неделю *). Это было почти 10 лет назад.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению ко всем остальным занятиям, с 1900 года прошлого века и до 2031 года. Обратите внимание, что после 2030 время, которое мы ежедневно тратим на обучение, возможно, резко упадет до 0. *)

Тренд №2 — обучение станет пожизненным

Если в прошлом мы учились только небольшую часть жизни, то в будущем нам придётся учиться всю свою жизнь.

На инфографике показано, как меняется доля времени, которое мы тратим на обучение, по отношению к остальной активности. Мы можем проследить, как эта доля увеличивается за последнее столетие, и нарастает в будущем. Также мы можем видеть, как доля обучения меняется с возрастом, захватывая всё больше времени. Мы начинаем учиться во всё более раннем возрасте, не прекращаем в зрелости, и продолжаем в пожилом возрасте.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Разными цветами показана доля времени, которое люди тратят на обучение, на протяжении жизни, в разные периоды за 100 лет и в будущем. К примеру, красный цвет показывает 2025 год, и разные возрастные категории. Здесь также виден Тренд №1 — обучение станет нашей основной деятельностью.

Тренд №3 — традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному

Проектное обучение полностью соответствует требованиям современности, поэтому его доля будет нарастать, вплоть до полного выдавливания классической университетской модели.

Лекционное обучение доминировало на протяжении 1000 лет, как удачная модель масштабирования, способная удовлетворить массовый спрос на квалифицированных специалистов. В то время как индивидуальное проектное обучение оставалось всегда дорогим, и мало доступным, так как основано на менторстве. Менторство трудно масштабируется, поэтому всегда оставалось бутылочным горлышком, которое сдерживало рынок. Наше решение устранило это препятствие.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

На графике показано, как менялось соотношение проектного и лекционного обучения на протяжении истории, и к чему эта тенденция приведет в будущем.

Тренд №4 — изменение моделей масштабирования образования

Индивидуальное обучение, основанное на индивидуальном плане и доступности менторов для каждого, постепенно заменит массовое коробочное образование.

На диаграмме показано развитие и угасание разных подходов к масштабированию образования, на протяжении истории и в будущем:

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Рассмотрим каждый подход отдельно

Развитие и угасание традиционного лекционного подхода, который выдавливается дистанционными форматами.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Жирная бежевая линия показывает развитие и угасание традиционного лекционного формата.

Угасание традиционного персонального менторинга через личные встречи.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Жирная синяя линия показывает угасание традиционного менторингового формата.

Стремительное развитие и угасание дистанционного обучения, основанного на копировании традиционного лекционного формата, который будет выдавлен персонализированным обучением и дистанционным менторингом.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Жирная красная линия показывает развитие и угасание традиционного дистанционного обучения.

Угасание и возрождение полностью персонального подхода к обучению, за счёт современных технологий, AI/Big Data.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Жирная зеленая линия показывает развитие персонализированного обучения.

Развитие дистанционного менторинга, как доминирующего формата обучения, который заменит все традиционные подходы, и удовлетворяющего всем современным требованиям. Технологии обеспечат доступный менторинг в режиме 24/7 любому.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Жирная жёлтая линия показывает развитие дистанционного менторинга.

Тренд №5 — смена технологий, которые изменяют образование

Все предыдущие тренды обеспечены развитием технологий, которые отменяют старые подходы и привносят новые возможности.

Здесь можно ясно видеть, как бОльшая часть обычного образования уйдёт в онлайн и в виртуальную среду, добавится персонификация, моделирование и прогнозирование карьеры, основанное на использовании искусственного интеллекта, и подходов Big Data. Наконец, в перспективе светит полная симуляция виртуальной реальности, как в фильме Матрица, а на закуску, мечта трансгуманистов — улучшение человека, его когнитивных способностей и возможная киборгизация.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Зачем, я всё это показал? Эти тренды демонстрируют технологии, которые обеспечат прорыв в образовании:

Именно эти направления я вместе с партнерами скромно развиваю в рамках проекта Serendipity University. Некоторыми направлениями я начал заниматься почти 25 лет назад, какими-то значительно позже, но так или иначе, один период завершился, и начинается следующий, когда я снова привлекаю финансовые ресурсы, чтобы вывести на образовательный рынок уникальный продукт.

* — Это означает, что нейрофизиологические и психофизические улучшения человека достигнут такого уровня, что каждый будет постоянно подключен к общей базе знаний, а процесс обучения будет происходить в реальном времени. Т.е. с этого момента человек “перестанет” учиться, и будет получать необходимые знания и навыки немедленно, как только в них будет возникать потребность. Это близко к тому, что технический директор Google Рей Курцвейл понимает под технологической сингулярностью.

** — Все данные приведены на основе анализа разных сигналов, наблюдений, практики общения и огромного массива источников. Сроки и соотношения могут отличаться, но сами тренды хорошо подтверждены.

Источник

Какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Во-первых, это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы.

Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.

Подробнее:

10 трендов Российского образования

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Эксперты Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО подготовили обзор нового отчета NMC Horizon о будущем высшего образования на ближайшие пять лет.

Предлагаем познакомиться с ключевыми тенденциями преобразований в образовательной сфере на сайте авторов исследования.

Подробнее:

Геймификация в обучении

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Еще несколько лет назад о геймификации никто ничего не слышал, а сейчас она является одним из популярных трендов современного образования, в том числе и электронного.

Оставляя за порогом дискуссии, которые ведутся по поводу эффективности данного тренда, скажем, что геймификация выросла из практики применения игровых элементов на неигровом поле в целую науку со своими адептами, методами и моделями.

«Cторителлинг» в обучении

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.

«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.

Тренды e-Learning

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Индустрия e-Learning – одна из самых быстро развивающихся в мире технологий. Это можно объяснить огромным спросом пользователей, число которых растет в геометрической прогрессии. Поскольку преимуществами онлайн-обучения пользуются все больше образовательных учреждений и коммерческих компаний, e-Learning процветает и движется вперед со скоростью света.

Вот почему трудно уследить за всеми изменениями. Чтобы оптимизировать этот процесс, люди делают прогнозы и создают тренды, о которых мы и собираемся рассказать.

Но всегда ли этим трендам стоит следовать? Могут ли они принести больше вреда, чем пользы? Давайте выясним!

«Перевернутый класс»: модель обучения 21-го века

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

«Перевернутый класс» – модель смешанного обучения, предполагающая предварительное знакомство обучающихся с теоретическими основами темы до урока, при выполнении домашнего задания. Таким образом, освоение нового материала происходит в самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов, а отработка и закрепление – на уроке в классе. При этом наиболее трудные вопросы по-прежнему обсуждаются в классе, но большая часть урока отводится на практическую деятельность, в ходе которой требуется применить полученные знания для решения расчетных или творческих задач, выполнения упражнений.

Заинтересованы? Предлагаем познакомиться с данной моделью более подробно.

Главные тренды в образовании

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации


В мире глобальной конкуренции качество образования становится тем, что позволяет как отдельной личности, так и обществу в целом получить и сохранить лидирующие позиции на рынке. Поэтому внимание авторитетных изданий к трендам в сфере образования не случайно – Forbes, The Guardian, The New York Times, Huffingtonpost, The Economist и многие другие регулярно представляют свое видение тенденций развития высшего образования и, соответственно, источники хороших кадров.

Среди главных трендов в образовании ближайшего будущего названы такие:

Источник

Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.

Около 20 —30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.

Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.

Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.

Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.

Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.

В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

С рождения до вуза

Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).

Источник

Четыре тренда современного образования

какая форма образования стала проявление тренда дешколизации

Выражение «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) впервые прозвучало в 1992 году на Всемирном саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Тогда более 170 стран подписали программу действий по общемировому устойчивому развитию «Повестка дня на XXI век» (Agenda 21). В главе 36 этого документа подчеркивалось, что ключевая стратегия устойчивого развития — образование.

Десять лет спустя на Всемирном саммите Земли в Йоханнесбурге по инициативе Японии период с 2005 по 2014 год был объявлен Декадой образования в интересах устойчивого развития. За эти годы в разных странах на всех континентах удалось внедрить абсолютно новые подходы в образовании и добиться того, что идея устойчивого развития начала завоевывать мир. На данный момент в образовании наметились четыре основных тренда в этом направлении.

Не только экология

Идеи устойчивого развития во многих странах, в том числе в России, впервые были представлены в рамках курсов экологии в средней и высшей школе, поэтому между ОУР и экологическим образованием часто ставят знак равенства. На самом деле образование в интересах устойчивого развития включает также экономическую и социальную составляющие и пронизывает все дисциплины, как в области естественных наук, так и в экономико-социальных и гуманитарных направлениях.

«Цель и главное отличие образования в интересах устойчивого развития от традиционного — развитие компетенций, которые позволяют личности анализировать собственные действия с точки зрения их социального, культурного, экономического и экологического влияния на настоящее и будущее, — говорит Марко Рикманн, профессор Университета Фехта (Германия) и один из ведущих мировых экспертов по образованию в интересах устойчивого развития. — ОУР берет начало в смежных образовательных концепциях, таких как экологическое образование, образование в области прав человека, разрешения конфликтов и других. Его следует понимать как неотъемлемую часть качественного образования».

ЮНЕСКО определяет ОУР как образование, которое «дает возможность принимать осознанные решения в интересах сохранения окружающей среды, экономического процветания и справедливого общества для настоящих и будущих поколений, уважая при этом культурные различия между народами».

Яркий пример образования в интересах устойчивого развития — полугодичные курсы инженеров для электростанций, работающих на солнечной энергии, организованные для женщин из сельских районов Африки, в которых жители испытывают дефицит электроэнергии и рабочих мест. Женщины проходят курсы в Индии при поддержке неправительственной организации Tostan, а затем возвращаются на родину и обучают других женщин из соседних районов. Подобные проекты обеспечивают сельские области источником возобновляемой энергии, а женщины получают возможность стабильного заработка и становятся предпринимателями в своих сообществах.

Непрерывность, неформальность и всеохватность

Образование в интересах устойчивого развития — это не только школа, училище или вуз с программами и курсами, но в первую очередь просвещение и воспитание в духе устойчивого развития. Оно начинается в раннем возрасте в семье и продолжается на протяжении всей жизни человека — дома, во время учебы, на работе, в общении с соседями и друзьями, через средства массовой информации, курсы и семинары, музеи и выставки.

В связи с этим образовательные проекты по гражданскому просвещению, повышению финансовой грамотности, истории искусств или, скажем, интеграционные практики, укрепляющие доверие между местным населением и мигрантами, также способствуют устойчивому развитию.

Исследования показывают, что дети четырех-пяти лет уже способны понимать и осваивать принципы устойчивого развития и хотят участвовать в решении проблем сообщества, района, города, в котором живут.

Школьники и студенты в разных странах не просто изучают теорию. При поддержке преподавателей, привлекая на помощь чиновников, фермеров, районные и международные организации, они организуют проекты по экономии электроэнергии в своем учебном заведении, утилизируют мусор, экономят воду, переходят на экологичные виды транспорта, разбивают сады и огороды с редкими видами овощей, фруктов и трав, которые потом готовят в школьной столовой и забирают домой, разрабатывают инновационные способы очистки воды в реке по соседству или сохранения близлежащего лесопарка. Многие школы, вузы и даже детские сады получают престижные «зеленые» сертификации и борются за верхние строчки в мировых экорейтингах учебных заведений.

У современного образования исчезают границы. Преподаватели и учащиеся из разных стран обмениваются опытом, методами обучения, удачными проектами (в том числе через интернет), устраивают конференции, организуют партнерские программы и курсы предпринимательства в интересах устойчивого развития для молодежи и других уязвимых слоев населения — в итоге появляются новые «зеленые» рабочие места и социально ориентированные компании.

Переворот в отношениях учеников и преподавателей

Ключевые проблемы устойчивого развития — изменение климата, снижение рисков, связанных с природными катастрофами, устойчивое потребление и производство, сохранение биоразнообразия и ликвидация бедности — сложны, противоречивы и очень тесно переплетаются между собой.

В связи с этим важно не просто получить знания, но в первую очередь развить у себя новое мышление и навыки, необходимые для существования в малопредсказуемом будущем. Ученик может сделать это только самостоятельно, поэтому становится центром образовательного процесса, а учитель — его помощником и партнером, а не просто источником знаний.

На первый план выступают новые методы обучения, их цель — переход от преподавания к активному познанию. Вместо описания и объяснения проблем учащимся предлагают моделировать и прогнозировать сложные ситуации и учиться преодолевать их негативные последствия, развивать системное и перспективное мышление, всесторонне оценивать информацию, уметь находить выход в условиях противоречивости и неизвестности, анализировать и получать знания путем исследования и собственных открытий, эффективно сотрудничать, искать пути решения проблем на стыке традиций и инноваций, ориентироваться между различными научными и гуманитарными дисциплинами.

Партнерство образования и бизнеса на новых условиях

По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет десятки тысяч компаний по всему миру приняли на себя обязательства по устойчивому развитию. Представители почти 200 мультинациональных корпораций входят во Всемирный совет по бизнесу в интересах устойчивого развития (World Business Council for Sustainable Development, WBCSD). Организация сотрудничает с 64 странами, представляющими больше 35 тыс. национальных компаний и 19 млн сотрудников.

Все компании столкнулись с нехваткой технических знаний и специалистов по разным направлениям устойчивого развития — в первую очередь таким, как снижение вредные выбросов в атмосферу на всех этапах производства, а также ведение отчетности по устойчивому развитию. Все чаще, столкнувшись с конкретной проблемой, они обращаются в вузы с предложением совместно разработать учебную программу или курс, по окончании которых студентов приглашают на работу в компании. Еще один вариант партнерства — совмещение учебы и практики, когда обучение чередуется с работой на производстве, за которую учащиеся получают зарплату.

В результате сотрудничества между частным сектором, государственными и некоммерческими организациями во многих странах рождаются учебные курсы «зеленых» специальностей и ремесел — они дают возможность людям с низкими доходами сменить профессию и получить работу, а компаниям — пригласить на производство необходимых специалистов.

Бизнес-школы, по мнению деловых экспертов, пока очень медленно реагируют на меняющуюся среду. Согласно международному опросу, проведенному под эгидой ЮНЕСКО, 76% бизнес-руководителей уверены, что решение проблем устойчивого развития — неотъемлемая часть бизнес-стратегии компании, но только 8% из них считают, что бизнес-школы дают соответствующие знания и навыки в этой области.

Традиционно бизнес и крупная промышленность выступают спонсорами «зеленых» образовательных проектов в школах и вузах, обеспечивая им финансовую и техническую поддержку. Еще одно направление сотрудничества — финансирование вузовских исследований и инноваций в области экологического производства. Такие проекты есть у многих крупных компаний.

Например, крупнейший химический концерн Covestro активно сотрудничает со средними и высшими учебными заведениями по вопросам образования в интересах устойчивого развития. «Один из наших недавних проектов — разработка одежды для людей с инвалидностью из высокотехнологичных тканей, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и устойчивого развития «Сovestro Россия». — Одежда была создана в рамках воркшопа, организованного Covestro, российским проектом Bezgraniz Couture и Британской высшей школы дизайна для команды студентов различных дисциплин из пяти немецких вузов. Кроме того, уже 10 лет на территории нашего завода в Германии действует проект «Химическая лаборатория» для школьников старших классов—за один день в заводской лаборатории им нужно разработать, произвести и представить на рынок новый продукт (чехол для телефона, пластиковая посуда и пр.). Мы ставим себе задачу разбудить у школьников интерес к химии, независимо от того, какую профессию они выберут в будущем, показать, как она может позитивно влиять на экологию и улучшать качество жизни людей».

В разных странах ОУР интерпретируют по-разному, и прогресс пока очень неравномерен. Кроме того, проблемы устойчивого развития варьируются от государства к государству, а значит, знания и навыки для их решения тоже будут отличаться. Но главная тенденция — рост популярности «зеленого» мышления и устойчивого развития как в образовательной, так и в бизнес-среде. ОУР — не альтернатива традиционному обучению и не очередная его разновидность, а новый, более высокий уровень образования, к которому постепенно должен прийти весь мир.

Доклад Брундтланд

Привлечь внимание широкой общественности к идее устойчивого развития впервые удалось премьер-министру Норвегии. В 1983 году Гру Харлем Брундтланд (Gro Harlem Brundtland) возглавила работу Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, а в 1987 году выступила со знаменитым итоговым докладом «Наше общее будущее» (известен также как «Доклад Брундтланд»), после которого мир заговорил об устойчивом развитии. В докладе подчеркивалось, что нынешнее состояние общества ведет к неустойчивому будущему, оставляя все больше людей за чертой бедности и одновременно истощая биосферу, что грозит мировой экологической катастрофой. В докладе намечались основные пути достижения устойчивого развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *