какая форма организации музыкальной деятельности детей является ведущей в доу
Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников
Чеснокова Наталья
Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников
Основные формы и методы организации музыкальной деятельности
дошкольников.
Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка, заставляет нас педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в ДОУ. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольниковв детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ. Традиционной формой основной музыкальной деятельности, являются музыкальные занятия. Музыкальныезанятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные, вид занятия определяется количеством детей. Индивидуальные занятия провожу с целью совершенствования развития музыкальных способностей и в коррекционной работе. Следующее основание для классификации музыкальныхзанятий может быть их содержание: типовым, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.
На традиционных или типовых занятиях включаю все виды музыкальной деятельности (музыкально- ритмические движения, восприятие, пение) т. е. последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие может быть двух разновидностей. Одна из них характеризуется преобладанием какого либо одного вида музыкальной деятельности. Вторая разновидность доминантного музыкального занятия направлено на развитие какой-либо определенной музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждая из которых направлена на совершенствование этой способности (чувство ритма, звуковысотности).
Тематическое музыкальное занятие определяется наличием какой либо темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. Целостность музыкального занятия достигается развитием выбранной темы.Проводила такие тематические занятия : «В гостях у Зимушки-зимы», «Подарки Весны», «Путешествие в осенний лес».
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видах искусства – музыки, живописи, литературы, театра. Их цель объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить представление детей о разных видов искусства. Такой вид музыкального занятия как правило проводиться со средней группы.
Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. д. Могут иметь место занятия с небольшой группой детей, когда необходимо помочь им овладеть приемами игры на музыкальных инструментах или разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике.
Характеристика методов и приемов, используемых на занятии.
Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов, в переводе с греческого метод-путь, или способ достижения какой либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет разновидности. Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием, их разумное чередование.
Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. На занятии применяю компьютерные технологии.
Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.Это: показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии.
Словесный метод предполагает: сообщение детям различных сведений о музыке;
разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.
Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса.
Исследуя музыкальную культуру дошкольников знаменитые педагоги Ветлугина Н. А. Радынова О. П, выделили еще ряд методов: метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающий к практическим действиям, метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующие творческие проявления.
Виды уподобления: моторно-двигательное (передача характера музыки, через движения, мимическое (передача характера музыки в мимике, цветовое (в основе лежит прием цвет-настроение).
Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. По мнению Н. А. Ветлугиной, игра является “одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей. В технологии «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой, главное место уделяется этому методу «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.
Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.
Методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
1. Проблемные ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.
2. Музыкально-дидактические игры.
3. «Звучащие игрушки».
1. Игровое экспериментирование со звуками.
2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).
3. Музыкально-игровые приемы. (звукоподражание).
4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
5. Музыкальные пальчиковые и музыкально логоритмические игры.
6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.
7. Музыкально-двигательные игры
Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Формы музыкального воспитания в детском саду
космач елена
Формы музыкального воспитания в детском саду
Музыкальное развитие детей начинается с первых лет жизни ребёнка. Сначала это звук погремушек, колыбельные в мамином исполнении, звуковые детские игрушки.
В детских учреждениях в основном используются две формы организации музыкальной деятельности детей: образовательная деятельность и музыкальное сопровождение в повседневной жизни ребенка в детском саду. Еще одной немаловажной формой музыкального воспитания детей является музыкальное воспитание в семье.
Рассмотрим подробнее каждую из приведенных форм организации музыкальной деятельности детей.
1) Образовательная деятельность в детском саду (занятия).
Занятие – это форма организации деятельности, которая используется при обучении детей для формирования и развития их индивидуальных способностей.
При образовательной деятельности осуществляется активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем.
Цель проведения музыкальных занятий – выявление у детей интереса к музыке. Добиваясь данной цели, педагог способствует развитию у детей музыкальных способностей обогащению их эмоций.
На занятиях дети обучаются необходимым умениям и навыкам, которые затем они могут применить самостоятельно в повседневной жизни. Разумеется, сам педагог должен владеть необходимыми качествами, профессиональными навыками, чтобы привлечь внимание ребёнка к обучению.
Во время проведения занятий при знакомстве с новой композицией воспитатель должен объяснять её смысл и эмоциональное содержание. При звучании музыки можно показывать детям картинки, характеризующие её. Воспитатель также должен воспроизводить контрастную музыку, то есть сначала грустную, затем более весёлую, чтобы ребёнок смог находить в них разницу.
Образовательная деятельность должна усложняться по мере проведения для достижения развития детей. Например, при последующем воспроизведении звуков дети могут показывать различные картинки или высказывать свои чувства, которые вызывает у них музыка.
Также музыка может быть медленной или, наоборот, ритмичной. В этом случае дети реагируют на характер изменения музыки сменой своих движений.
При проведении музыкальных занятий перед детьми полезно ставить задачи,требующие их непосредственного участия: выбрать из представленных инструментов соответствующий по тембру, показать движения, характерные данной музыке.
Обратим внимание на то, что музыкальная образовательная деятельность должна отвечать творческой деятельности ребёнка, поэтому «натаскивание» детей, заучивание репертуара неприемлемо.
Следует отметить, что воспитателю необходимо следить за внешними эмоциональными проявлениями детей, за громкостью музыки, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.
В активной деятельности детей происходит развитие музыкальных способностей. Эмоциональное поведение ребёнка во время проведения занятия должно быть в центре внимания воспитателя.
Пение, игра на музыкальных инструментах формируют у детей высокочастотный слух, чувство ритма.
Тем не менее, уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков, поэтому следует использовать индивидуальный подход при работе с детьми.
Также воспитатель должен вселить каждому дошкольнику веру в себя, в свои силы, чтобы достичь положительного результата в развитии ребёнка.
При проведении индивидуальных, коллективных или групповых занятий важно учитывать уровень каждого воспитанника.Все задания должны быть разграничены по уровню сложности: более развитым детям – задания посложнее, менее развитым – более доступные им, но развивающие его способности. Если задания будут разграничены между детьми правильно, то у каждого ребёнка будет все получаться, следовательно, он не потеряет веру в себя и не замкнется в себе.
Также стоит не забывать об одобрении и поощрении детей, чтобы поддерживать их интерес к знаниям. Полезно побуждать их к самостоятельному обучению, взаимопомощи при игре на музыкальных инструментах, во время танцевальных занятий, в следствие чего дети будут больше взаимодействовать друг с другом. Это воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость и внимательность к собеседникам.
Обучение дошкольников на занятиях должно подкрепляться их впечатлениями от музыкальных произведений, получаемых в других формах деятельности.
Стоит всегда помнить, что эффективность музыкального развития зависит не только от усилий музыкального работника, но и от поддержки родителей.
2) Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детей в детском саду.
Музыка в повседневной жизни включает в себя проигрывание аудиозаписей, игровую деятельность, инсценирование музыки, физические упражнения под музыку, а также развлечения и праздничные утренники.
При такой форме организации музыкальной деятельности дети могут как воспринимать музыку, так и не воспринимать её. В основном музыка используется для задания ритма (на гимнастике) или создания более ярких и увлекательных развлечений.
Образовательная деятельность не всегда позволяет полно охватить всю изучаемую тему, поэтому музыкальные развлечения, проводимые в повседневной жизни ребёнка, позволяют подробнее развернуть беседы о музыке. Например, воспитатель может рассказать об эволюции музыкальных стилей, сопровождая беседу показом картин, музыкальных инструментов, относящихся к той или иной эпохе.
Вызвать интерес у детей к классической музыке можно с помощью проведения бесед-концертов. Они могут быть посвящены творчеству различных композиторов, например, Л. Бетховена. Здесь можно рассказать детям о жизни композитора,его нелегкой судьбе: глухота, непризнание таланта, унизительное положение в обществе. Необычные и новые формы представления музыки обогащают детей, формируют у них музыкально-эстетическое сознание, заставляют ценить музыкальные произведения.
Особое внимание стоит уделить проведению праздничных утренников в детском саду. Обычно музыкальны утренники нацелены на заучивание текста, отработки поведения, пародирования, что носит чисто развлекательный характер, а не творческий. Поэтому при такой форме музыкальной деятельности должны использоваться произведения, любимые детьми и эмоционально привлекательные. Можно использовать не только стихи, танцы, песни, но и свободное воспроизведение музыки, чтобы дети получили удовольствие от музыки в праздничной обстановке.
Особо привлекательными для детей считаются музыкальные игры-сказки. В игре-сказке каждому ребёнку принадлежит своя роль, в которую он вживается, импровизирует, работает над словом и интонацией. Также дети могут принимать участие в подготовке декорация для праздника. Импровизируя, в свободной обстановке дети раскрывают свои творческие способности. Ведь именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, формирует у них основы вкуса.
3) Приведенные выше формы организации музыкальной деятельности детей тесно связаны с музыкальным воспитанием в семье.
Благодаря праздничным утренникам родители часто замечают творческий потенциал своих детей, видят, какая музыка нравится их малышам, как они развиваются. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями.
На родительских собраниях воспитатель дает советы родителям, какие телепередачи можно смотреть с детьми, какие аудиозаписи слушать, как развивать творческий потенциал ребёнка.
Главная проблема музыкального воспитания в семье – качество музыкальных произведений, ведь отношение родителей к музыке часто передается детям. Ребёнка нужно разносторонне развивать в музыкальном смысле, а не приучать к простой скучной музыке.
Таким образом, благодаря работе с воспитателем, ребёнок приобретает певческие, музыкальные и ритмичные навыки, учится играть на музыкальных инструментах. Воспитатель стремится вызвать интерес детей к музыке, обучить их самостоятельным способам творческих действий, умений и навыков, которые они будут применять в жизни. А чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, необходимо использовать все преимущества каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольных учреждениях, так и в семье.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду Аннотация представленных материалов. Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной.
Оформление музыкального зала «Сказочный лес» в детском саду Предлагаю вашему вниманию вариант оформления музыкального зала к новогодним утренникам «Сказочный лес» в д/с № 144 г. Тверь. Именно в музыкальном.
Оформление музыкального зала в детском саду к праздникам ОФОРМЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА К ПРАЗДНИКАМ Праздники – важная и очень интересная часть работы музыкального руководителя. Так хочется приблизить.
Родительское собрание в детском саду «Путешествие по стране воспитания» Форма проведения: путешествие Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей. Подготовительный этап собрания.
Родительское собрание в детском саду «Семья — основа воспитания» Родительское собрание в ДОУ «Семья — основа воспитания» Воспитатель: Огнева Оксана Валерьевна Родительское собрание в ДОУ «Семья — основа.
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность.
Украшение музыкального зала к праздникам в детском саду Праздники – это всегда радостные события любимые всеми людьми (нашими воспитанниками, родителями и сотрудниками детского сада). Очень важно.
Украшение музыкального зала в детском саду на 8 Марта Красиво оформленное помещение задает тон и атмосферу праздника, создает особое настроение и позволяет сделать красочные фотографии. Для.
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации
Мухина Евгения Юрьевна
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации
Музыкальное воспитание в ДОУ
Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности.
За короткий срок в системе музыкального воспитаниядошкольников изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к их содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания:
Область «Музыка» входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация её содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, приобщение к музыкальному искусству.
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.
Основные задачи музыкального воспитанияв соответствии с ФГОС ДО:
• Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
• Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
• Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
• Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье.
Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.
Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса. Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.
Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.
Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организациирекомендуется придерживаться следующих положений:
— обучение — средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;
— музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;
— содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;
— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках.
Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.
Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи Использование ИКТ в ДОУ Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного.
Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы Взаимодействие ДОУ с родителями Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является.
Задачи и развернутое содержание работы «Формы организации образовательной деятельности» Задачи и развернутое содержание работы Формы организации образовательной деятельности Тема недели 8 марта 1 неделя с 05.03 по 09.03 Дать.