какая форма правления была в россии в начале 20 века
Тест по истории России Россия в начале XX в. 9 класс
Тест по истории России Россия в начале XX в. 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.
Вариант 1
1. Какая форма правления была в России в начале XX в.?
1) парламентская монархия
2) абсолютная монархия
3) дуалистическая монархия
4) республика
2. Какой орган государственной власти, существовавший в России в начале XX в. (до 1905 года), следил за законностью действий высших чиновников и обладал правом обнародовать законы?
1) Государственная дума
2) III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3) Государственный совет
4) Сенат
3. Как в начале XX в. называлось городское сословие, состоящее преимущественно из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих?
1) купцы
2) дворяне
3) казаки
4) мещане
4. Какое положение содержал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»?
1) обещание передать крестьянам помещичью землю
2) введение 8-часового рабочего дня
3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
4) обещание создать законодательный орган власти — Государственную думу
5. II Государственная дума была распущена
1) 17 октября 1905 г.
2) 9 июля 1906 г.
3) 9 ноября 1906 г.
4) 3 июня 1907 г.
6. Экономика России рубежа XIX — начала XX в. характеризовалась
1) появлением торгово-промышленных (капиталистических) монополий
2) преобладанием промышленной продукции в экспорте (вывозе)
3) отказом русских предпринимателей от иностранных инвестиций
4) незначительной ролью государства в экономике
7. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.
« выступал за экономические методы завоевания Китая и Кореи путём вывоза русских капиталов, получения выгодных концессий и участия в транзитной торговле Запада с Востоком. Он считал авантюрным и опасным развязывание военного конфликта с Японией, на стороне которой могут выступить другие державы, не заинтересованные в усилении России на Дальнем Востоке. В то же время он полагал, что для защиты дальневосточных рубежей России необходимо иметь достаточно сильный военно-морской флот и ряд военно-морских крепостей».
1) А. М. Безобразов
2) В. К. Плеве
3) император Николай II
4) С. Ю. Витте
8. Какое событие произошло раньше остальных?
1) «Кровавое воскресенье»
2) создание партии РСДРП
3) назначение П. А. Столыпина Председателем Совета министров
4) потеря Россией южной части острова Сахалин
9. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Данное архитектурное сооружение выполнено в стиле
1) классицизм
2) модерн
3) барокко
4) русско-византийском
10. Кто из деятелей культуры принадлежал к литературному течению, о котором идёт речь?
«Это течение можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в её целом, не с внешней только её стороны, не со стороны частных её явлений, а образным путём символов, изобразить, по существу, то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
1) В. В. Маяковский
2) А. А. Ахматова
3) А. А. Блок
4) В. В. Хлебников
11. Установите соответствие между названиями политических партий (движений) и фамилиями их лидеров: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Партии (движения)
A) конституционные демократы (кадеты)
Б) социалисты-революционеры (эсеры)
B) «Союз Михаила Архангела»
Лидеры
1) В. М. Чернов
2) П. Н. Милюков
3) В. М. Пуришкевич
4) А. И. Гучков
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) Второй съезд РСДРП
2) выборы в III Государственную думу
3) начало первой российской революции
4) создание партии кадетов
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию из текста, а также знания из курса истории.
«В мае 1901 г. в Москве под его контролем было образовано «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», и устав его был представлен на утверждение властей. В то же время начал проводить регулярные совещания для рабочих. Сначала они собирались на рабочих окраинах Москвы, затем были перенесены в аудиторию Исторического музея, где проводились диспуты. К чтению лекций для рабочих привлекались и профессора Московского университета. Устраивались и районные собрания рабочих. Рабочим внушалось, что царь и его правительство готовы помочь им в удовлетворении их экономических требований».
1) О каком историческом деятеле идёт речь?
2) Какое название получил данный «эксперимент»?
3) Какова цель этого «эксперимента» и его результаты?
Вариант 2
1. В начале XX в. в России продолжался процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Как он назывался?
1) модернизация
2) индустриализация
3) монополизация
4) протекционизм
2. Как назывался высший орган власти Российской империи, имеющий право «подавать императору мнения по вопросам законодательства»?
1) Сенат
2) Синод
3) Государственный совет
4) Комитет министров
3. Высшая единица административно-территориального деления в Российской империи начала XX в. называлась
1) провинцией
2) губернией
3) волостью
4) уездом
4. Прочтите отрывок из документа и укажите год его издания.
«На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
1) 6 августа 1905 г.
2) 17 октября 1905 г.
3) 9 ноября 1906 г.
4) 3 июня 1907 г.
5. Какой вопрос был главным в деятельности I Государственной думы?
1) разработка нового избирательного закона
2) аграрный вопрос
3) закон о создание культурно-просветительских обществ
4) о вводе земского самоуправления в западных губерниях
6. Что было характерно для социально-экономического развития России в конце XIX — начале XX в.?
1) крестьянское малоземелье
2) преобладание городского населения над сельским
3) высокий уровень производительности труда в большинстве крестьянских хозяйств
4) отсутствие сословного неравенства
7. Прочтите отрывок из воспоминаний государственного деятеля и укажите его фамилию.
Правые газеты, которые всё время натравляли Россию на Японию, следуя политике В. К. Плеве, который говорил: «Нам нужна маленькая победоносная война, чтобы удержать Россию от революции», само собою разумеется, начали говорить в своё оправдание, что не следовало заключать мира, что если бы мы продолжали войну, то победили бы. __________, заключив мир, сделал ошибку.
1) А. М. Безобразов
2) П. Н. Дурново
3) император Николай II
4) С. Ю. Витте
8. Какое событие произошло раньше остальных?
1) издание нового избирательного закона, изменившего пропорции представительства депутатов в пользу землевладельцев
2) открытие I Государственной думы
3) Второй съезд РСДРП
4) назначение П. А. Столыпина Председателем Совета министров
9. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Данное архитектурное сооружение выполнено в стиле
1) классицизм
2) модерн
3) барокко
4) русско-византийском
10. Прочтите отрывок из текста и укажите, о каком литературном течении идёт речь.
«Большую роль играло визуальное воздействие стихотворения. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике… Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание. Мы характеризуем существительное не только прилагательными… но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами. Суть стихотворчества переместилась с вопросов «содержания» текста на вопросы «формы» («не что, а как»)».
1) символизме
2) акмеизме
3) реализме
4) футуризме
11. Установите соответствие между названиями политических партий (движений) и фамилиями их лидеров: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Партии (Движения)
A) «Союз 17 октября» (октябристы)
Б) социалисты-революционеры (эсеры)
B) РСДРП (социал-демократы)
Лидеры
1) В. М. Чернов
2) Л. Мартов
3) П. А. Кропоткин
4) А. И. Гучков
12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Выберите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) назначение П. А. Столыпина Председателем Совета министров
2) окончание работы III Государственной думы
3) издание указа, разрешавшего свободный выход крестьян из общины
4) окончательное оформление Антанты
13. Прочтите фрагмент из исторического источника и ответьте на вопросы.
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой вызывают глубокое нестроение народное и угрозу целости и единству державы нашей. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих мер, признали необходимым сделать следующее. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку».
1) Когда был принят данный документ?
2) Кто был председателем комитета министров, составившим этот документ?
3) Какие права получило российское население?
Ответы на тест по истории России Россия в начале XX в. 9 класс
Вариант 1
1-2
2-4
3-4
4-4
5-4
6-1
7-4
8-2
9-2
10-3
11-213
12-1342
13.
1) С.В. Зубатов.
2) Зубатовский социализм.
3) Цель — взять рабочее движение под контроль самодержавной власти. Итоги — С.В. Зубатов отправлен в отставку, созданные им организации подверглись дискредитации со стороны революционных и либеральных сил.
Вариант 2
1-1
2-3
3-2
4-2
5-2
6-1
7-4
8-3
9-2
10-4
11-412
12-1342
13.
1) 17 октября 1905 г.
2) С.Ю. Витте.
3) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Зороян, Сурен Георгиевич
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ ПО ОСНОВНЫМ ЗАКОНАМ 1906 г.
2.1 Проекты государственных преобразований в России в XIX в.
2.2Правовой статус монарха по Основным государственным законам
2.3 Государственная дума и Государственный совет в системе власти
3.1 Дуалистическая монархия: понятие, особенности.
3.2 Разделение властей в дуалистической монархии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Конституционная монархия как форма правления: историко-правовой и сравнительно-правовой аспекты 2010 год, кандидат юридических наук Сигачева, Елена Леонидовна
Конституционализм в России в начале XX века 1995 год, кандидат юридических наук Кравец, Игорь Александрович
Государственная Дума в системе власти Российской империи 2001 год, доктор исторических наук Малышева, Ольга Геральдовна
Монархия как форма правления в Российской империи: Историко-правовой аспект 2003 год, кандидат юридических наук Погожева, Ольга Владимировна
Несмотря на то, что вопрос о форме правления в России, установившейся после 1906 г. и существовавшей вплоть до 1917 г., обсуждается в правовой литературе уже сто лет, он до сих пор остается дискуссионным. Была ли Россия конституционным государством, можно ли признать наличие конституционной монархии в начале XX в.? Какая форма правления утвердилась в России в то время, каковы ее характерные черты и особенности?
Следует отметить, что в научном обсуждении этого вопроса, наряду с правоведами, принимают активное участие и историки (в том числе зарубежные), политологи, социологи, общественные и политические деятели, что свидетельствует не только о научном, но и общественно-политическом характере проблемы.
В современной литературе превалирует определение формы правления этого периода как дуалистической монархии. Однако это утверждение часто декларируется в общем, без соотношения признаков этой формы правления с особенностями российского законодательства. Этот вопрос нуждается в специальном изучении.
Все отмеченное свидетельствует о крайней сложности, неоднозначности проблемы, ставшей темой данного диссертационного исследования.
A.A. Сенцова, Е.Д. Черменского и др.
A.П. Яцковой и др.; работ по аналогичной тематике историков
B.Г. Кошкидько, C.B. Куликова, А.Ф. Смирнова и др.
Несмотря на существование значительного количества источников и литературы, затрагивающих в той или иной степени проблему формы правления в России в начале XX в., до сих пор, однако, нет специального обобщающего исследования, посвященного этой теме1. Представленная диссертационная работа, в определенной степени, позволит восполнить этот пробел.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1906 по февраль 1917 г., т.е. временем действия Основных государственных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в России в период действия Основных государственных законов Российской империи 1906 г. в сфере правового регулирования формы правления.
A.B. Романович-Славатинского, В.А. Савальского, М.И. Свешникова,
B.В. Сокольского, Ф. В. Тарановского и др.
Использовались и работы современных отечественных ученых в области теории и истории права и государства, истории правовых учений и других отраслей юридической науки: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, М.Н. Баглая, Ю.Я. Баскина, А.Б. Венгерова, С.Б. Глушаченко, И.Ю. Козлихина, O.E. Кутафина, О.Э. Лейста, Д.И. Луковской, A.B. Малько, Л.С. Мамута, Л.А. Морозовой, М.И. Сизикова, Л.И. Спиридонова, В.Н. Хропанюка и др.
— проанализировать основные теоретико-правовые концепции формы правления;
— проследить историю развития взглядов на основные этапы в изучении проблемы, состояние и степень разработанности темы на каждом этапе, определить результаты и перспективы ее исследования; выявить отдельные дискуссионные моменты, связанные с определением формы правления в указанный период, и попытаться их разрешить;
2. обосновать незавершенность процесса перехода России к дуалистической монархии, выявить отличительные признаки этой формы правления и дать ее определение.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания и связанные с ним принципы историзма и объективности исследования; общенаучные методы познания: системный, исторический, сравнительный, формально-логический; специально научные методы юридических исследований: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
На защиту выносятся следующие основные научные положения:
Эти и другие исследования, однако, не дают полной и целостной картины истории изучения вопроса о форме правления; многие историографические фрагменты полны пробелов, штампов, порой поверхностны, не во всем точны. Главное же состоит в том, что они не дают представления о перспективах дальнейшего изучения данного вопроса. конституционным монархом, или он сохранил по существу права абсолютного монарха. Основные государственные законы 1906 г. (хотя и непоследовательно) установили определенные конституционные ограничения самодержавной власти императора. Вместе с тем, совокупность прав монарха в области законодательной и исполнительной власти, закрепленная нормами Основных законов, оставалась значительной. Ему принадлежала учредительная власть, право абсолютного вето. Благодаря неразграниченности сферы регулирования указа и закона, монарх продолжал единолично регулировать важнейшие общественные отношения. Неограниченная власть монарха почти полностью сохранилась в области государственного управления. Император был одновременно участником законодательного процесса и законодательным органом, главой государства и правительства, верховным судьей. В целом правовой статус монарха отражает и конституционные, и абсолютистские тенденции, но последние явно преобладали.
5. Правовой статус монарха был определен в Основных законах 1906 г. столь противоречиво, что это не могло не привести к появлению различных его трактовок и интерпретаций. Особые споры вызывало выражение «самодержавная власть» (ст.ст. 4, 6, 60, 65, 222 Основных законов). Сохранение термина «самодержавный» в титуле монарха, утратившего неограниченную власть, породило смешение понятий неограниченный» и «самодержавный» не только в правовой литературе, но и в общественном сознании. Включение понятия «самодержавная власть» в новую редакцию Основных законов многие авторы склонны объяснять политическими соображениями. Независимо от этого, при отсутствии легального определения понятия «самодержавие» в российском законодательстве, сохранение его в нормативных актах усиливало абсолютистский подтекст правового статуса российского императора.
7. В основе дуалистической монархии лежит принцип разделения властей. Понятие «дуализм» предполагает существование двух различных самостоятельных властей. Исполнительную власть осуществляет монарх, законодательная является прерогативой представительных органов государственной власти.
Изучение правового статуса императора и полномочий Государственной думы по Основным законам 1906 г. и другим нормативным актам начала XX в. показывает, что четкого разделения исполнительной и законодательной властей не произошло. Во-первых, законодательная власть осуществлялась в «единении» императором, Государственной думой и Государственным советом; при этом за императором сохранялись значительные полномочия в законодательной сфере. Во-вторых, император совмещал законодательную, хотя и ограниченную, и исполнительную власть. В-третьих, в законодательный процесс, в качестве обязательного звена, были включены органы исполнительной власти, наделенные по существу законодательными полномочиями. Таким образом, государственные правовые преобразования в начале XX в. оказались недостаточными для четкого и последовательного разделения властей.
Теоретическая значимость исследования. Основные положения, полученные в результате исследования, служат определенным вкладом в развитие общей теории и истории государства и права, истории отечественного государства и права, истории правовых и политических учений, конституционного права и других юридических дисциплин. Обобщение, анализ и новое осмысление формы правления в России в начале XX в. обусловливают теоретическую ценность проведенного исследования, результаты которого могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы:
— в правотворческой деятельности при разработке и обосновании положений, связанных с совершенствованием действующего законодательства;
— в учебном процессе, при подготовке лекционных, методических и иных материалов по изучению соответствующих разделов дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История политических и правовых учений», «Конституционное право России».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Россия в начале 20 века
Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.
Население
Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек. Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн). Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.
Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:
Сословия
Потомственное дворянство | Личное дворянство |
---|---|
Это был наследуемый титул, передаваемый к жене и детям. Как правило, потомственными дворянами были представители древних и знатных фамилий. | Предоставлялось за государственную службу по тебеле о ранге. Наследственная передача дворянства детям запрещалась. Разрешалось передавать только жене. |
Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.
Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.
Автономии
Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.
Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).
Территория
В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.
В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.
Управление и законы
Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.
Система управления
Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.
Судебные функции
Местное самоуправление
система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.
Органы самоуправления подразделялись на:
С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.
Армия и охрана
Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.
Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире. С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну, чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования также подчеркивает и Первая мировая война, в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения). В реальности же 75% всех потерь той войны были от артиллерии.
Экономика
Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:
Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.
Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина. Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.
Ситуация в деревне
Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!
Международные отношения
После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.