какая форма правления установилась в россии в результате февральской революции
Февральская революция 1917 года в России
Февральская революция 1917 года — революционные события, происходившие в России в начале марта (по Юлианскому календарю — в конце февраля — начале марта) 1917 года и приведшие к свержению самодержавия. В советской исторической науке характеризовалась как «буржуазная».
Ее задачами являлись введение конституции, установление демократической республики (не исключалась и возможность сохранения конституционной парламентской монархии), политических свобод, решение земельного, рабочего и национального вопросов.
К революции привело значительное ухудшение социально-экономического положения Российской империи в связи с затянувшейся Первой мировой войной, хозяйственной разрухой, продовольственным кризисом. Государству становилось все труднее содержать армию и обеспечивать продовольствием города, среди населения и в войсках росло недовольство военными тяготами. На фронте с успехом действовали агитаторы левых партий, призывавшие солдат к неповиновению и бунту.
Либерально настроенная общественность возмущалась происходящим в «верхах», критикуя непопулярное правительство, частую смену губернаторов и игнорирование Государственной думы, члены которой требовали проведения реформ и, в частности, создания правительства, ответственного не перед царем, а перед Думой.
Обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием привело к массовым выступлениям против правительства и династии в крупных городах и прежде всего в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).
В начале марта 1917 года в связи с транспортными трудностями в столице ухудшилось снабжение, были введены продовольственные карточки, временно приостановил работу Путиловский завод. В результате 36 тысяч рабочих лишились средств к существованию. Стачки в знак солидарности с путиловцами прошли во всех районах Петрограда.
8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года на улицы города вышли десятки тысяч рабочих, которые несли лозунги «Хлеба!» и «Долой самодержавие!». Через два дня забастовка охватила уже половину рабочих Петрограда. На заводах формировались вооруженные дружины.
12 марта (27 февраля по старому стилю) всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание. Начался массовый переход войск на сторону восставших.
Военное командование попыталось подтянуть к Петрограду новые подразделения, но солдаты не хотели участвовать в карательной операции. Сторону восставших принимала одна воинская часть за другой. Революционно настроенные солдаты, захватив оружейный склад, помогли отрядам рабочих и студентов вооружиться.
Восставшие заняли важнейшие пункты города, правительственные здания, арестовали царское правительство. Ими также были разгромлены полицейские участки, захвачены тюрьмы, выпущены заключенные, в том числе и уголовники. Петроград захлестнула волна грабежей, убийств и разбоя.
Центром восстания стал Таврический дворец, в котором прежде заседала Государственная дума. 12 марта (27 февраля по старому стилю) здесь был сформирован Совет рабочих и солдатских депутатов, большинство которого составили меньшевики и трудовики. Первое, чем занялся Совет, было решение проблем обороны и снабжения продовольствием.
Одновременно в соседнем зале Таврического дворца думские лидеры, отказавшиеся подчиняться указу Николая II о роспуске Государственной думы, сформировали «Временный комитет членов Государственной думы», объявивший себя носителем верховной власти в стране. Комитет возглавил председатель Думы Михаил Родзянко, а в состав органа вошли представители всех думских партий, за исключением крайне правых. Члены комитета создали широкую политическую программу необходимых для России преобразований. Первоочередной их задачей было восстановление порядка, особенно среди солдат.
13 марта (28 февраля по старому стилю) Временный комитет назначил генерала Лавра Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку депутатов Александра Гучкова и Василия Шульгина для переговоров с Николаем II об отречении от престола, которое состоялось 15 марта (2 марта по старому стилю).
В тот же день в результате переговоров Временного комитета Думы с исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было создано Временное правительство во главе с князем Георгием Львовым, которое взяло в свои руки всю полноту власти. Единственным представителем Советов, получившим министерский пост, стал трудовик Александр Керенский.
14 марта (1 марта по старому стилю) новая власть была установлена в Москве, в течение марта — по всей стране. Но в Петрограде и на местах большое влияние приобрели Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов.
Приход к власти одновременно Временного правительства и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создал в стране ситуацию двоевластия. Начался новый этап борьбы за власть между ними, что вместе с непоследовательной политикой Временного правительства создало предпосылки для Октябрьской революции 1917 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В результате Февральской революции произошли значительные изменения в государственном строе России: свержение царизма и установление буржуазной республики.
1 сентября 1917 г. Временное правительство официально провозгласило Россию республикой. Окончательно вопрос о форме правления должно было решить Учредительное собрание, до созыва которого государственное управление было сосредоточено в руках Временного правительства, считавшего себя преемником Совета министров.
Были упразднены старые государственные учреждения и созданы новые: Министерство труда, Министерство продовольствия, Экономический совет, Чрезвычайная следственная комиссия.
Работа Временного правительства отличалась неустойчивостью и медлительностью, часто менялся состав Временного правительства.
Корниловский мятеж подстегнул Временное правительство на создание Демократического совещания, которое избрало Временный Совет Республики (Предпарламент). Некоторые историки полагают, что создание предпарламента было своеобразным политическим маневром для успокоения народных масс, на самом деле Временное правительство хотело выиграть время, чтобы отложить созыв Учредительного собрания, надеясь на сохранение царского государственного аппарата, наличие которого устраивало буржуазию.
Избранный Петроградский Совет возглавил систему Советов, которые позже составили конкуренцию Временному правительству. Советы возникали по всей стране, в городах, селах, гарнизонах, воинских частях, на основе выборов, проходивших на съездах Советов.
Исполнительными органами Советов являлись исполнительные комитеты (волостные, уездные, губернские). Систему возглавил Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), созданный на I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г.
Осенью 1917г. в результате вооруженного восстания в Петрограде, организованного большевиками, произошел захват власти и II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил себя высшим органом власти в стране.
Презентация по теме: «Изменение государственной формы правления в России в результате Февральской революции 1917 г.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Буржуазно-демократическая революция – разновидность социальной революции, в результате которой укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Февральская революция 1917 г. – буржуазно-демократическая революция
Падение монархии в России Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г.
«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего отечества требует доведение войны во что бы то ни стало до победного конца… В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему такое единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расставаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа… На тех началах, кои будут ими установлены… Да поможет Господь Бог России. Николай, г. Псков, 2 марта, 15 часов 5 минут 1917 год».
Цели и задачи работы Цель: форма правления в России, сложившаяся в ходе Февральской революции1917 г. Задачи: 1. Раскрыть понятие и многообразие форм правления, их классификацию. 2. Изучить формы правления в России в начале ХХ в. 3.Исследовать государственную систему управления в период двоевластия 4.Рассмотреть и проанализировать факторы и события, которые привели к образованию двоевластия в России.
Актуальность темы 1.Форма правления является одной из наиболее значимых обществоведческих категорий. 2.Вопрос о форме правления является не только ретроспективным, но и перспективным. 3. Дискуссии о совершенствовании форм правления в России продолжаются.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с февраля 1917 по сентябрь 1917 г. Объект исследования – система политической власти, сложившаяся в России с февраля по сентябрь 1917 г. Хронологические рамки Объект исследования
Форма правления в России 1906-февраль 1917 г. В руках императора сосредотачивалась вся законодательная, исполнительная и отчасти судебная власть Сенат Судебная власть Кабинет Министров Исполнительная власть Государственный Совет Государственная Дума Законодательная власть Синод Православная церковь Император
Временный исполком Совета 27.02.1917 Петроградский Совет 27.02.1917 Состав: представители партий меньшевиков и эсеров Опора: Солдаты и рабочие Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов Николай Семёнович Чхеидзе (1864-1926) 1-й Председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 27 февраля (12) — 6 (19) сентября 1917
Временный комитет Государственной думы: Г.Е. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт, А.Ф. Керенский, М.А. Караулов. 1917 г. Временный комитет Государственной Думы высший чрезвычайный орган государственной власти (27.02.- 06.10.17 г.)
Временное правительство 02.03 – 25.10.1917 г. Временный комитет Государственной Думы 27.02.1917 Временное правительство 02.03.1917 Представители либеральных партий Буржуазия, средние слои Георгий Евгеньевич Львов (1861—1925) Первый премьер – министр Временного Правительства 2 (15) марта— 7 (20) июля 1917 года
История государства и права России
Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления: на смену монархии пришла буржуазная республика (в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны). Однако, характеризуя государственный строй России в этот период (март-октябрь 1917 г.), необходимо учитывать следующие моменты.
1. Официально республика была провозглашена только 1 сентября 1917 г., но окончательно решить этот вопрос должно было Учредительное собрание (учитывая опыт английской и французской буржуазных революций, сохранялась возможность реставрации монархической формы правления — в виде конституционной монархии).
2. Особую роль, в этот период играли (до июльских событий 1917 г.) Советы. Первый Совет — Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов — был образован 27 февраля 1917 г., Московский совет — 1 марта 1917 г. В марте 1917 г. возникло около 600 различных Советов (рабочих депутатов, солдатских депутатов, рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов). В дальнейшем их количество неуклонно росло. Они самостоятельно начали объединяться. Уже в марте-апреле 1917 г. было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, в работе которого приняли участие представители 185 Советов, включая солдатские комитеты.
В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов (большинство принадлежало эсерам), а в июне 1917 г. — I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (находился под влиянием меньшевиков и эсеров).
Все советские органы были выборными; право избирать и быть избранными в них принадлежало в основном только трудящимся; буржуазия в выборах не участвовала (за исключением сельских Советов). Советы создавали свои исполнительные органы — уездные, губернские и иные исполнительные комитеты, во главе которых стояли ЦИК (Центральный исполнительный комитет) крестьянских депутатов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) Советов рабочих и солдатских депутатов.
Таким образом, в марте-октябре 1917 г. сформировались две системы Советов — крестьянских депутатов и рабочих и солдатских депутатов — со своими высшими руководящими и исполнительными органами. В первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Однако со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, что происходило с согласия руководства Советов (меньшевиков и эсеров).
До июля 1917 г. в России царило двоевластие, номинальная власть принадлежала самосформированному Временному правительству, а фактическая власть — Советам, опирающимся на поддержку подавляющей части населения России (трудящихся).
Ведь даже само образование Временного правительства стало возможным в результате соглашения, заключенного между эсероменьшевистскими лидерами Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы, при этом за Советом признавалось право «контроля».
В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.
Но Советы сами стали постепенно уступать власть Временному правительству. А после июльских событий 1917 г. (разгон мирной демонстрации с лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде 4 июля 1917 г.), 9 июля, меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. После этого вся власть перешла к Временному правительству, а Советы временно утратили свое значение (после Корниловского мятежа в августе 1917 г. их роль стала возрастать, тогда же усилился и процесс большевизации Советов).
3. Временное правительство в системе государственных органов на протяжении всего периода своего существования пребывало в крайне неустойчивом состоянии, что в немалой степени было обусловлено продолжающимся революционным движением трудящегося населения. это правительство, не будучи ответственным перед каким-либо представительным органом, но, получая постоянный вотум недоверия народа, переживало время от времени кризисы, что заставляло его лидеров искать новые формы осуществления своих функций и сохранения власти в своих руках. Так, одной из таких форм было образование так называемых трех коалиционных правительств, когда в их состав входили министры-социалисты.
В поисках выхода из кризиса 1 сентября 1917 г. власть была передана «Совету пяти», или Директории — Коллегии из пяти министров Временного правительства.
Так, при отречении Николая II от престола были нарушены Основные государственные законы Российской империи: он не имел права отрекаться от имени своего сына. Согласно Основным законам, при вступлении на престол император брал на себя обязательство свято соблюдать законы о престолонаследии. Россия принадлежала к типу наследственных монархий, где было наследование установлено по закону, а не по завещанию (со времен Павла I).
Уже в эмиграции русский юрист Л.И. Новгородцев заметил о Временном правительстве: «Это была не столько демократия, сколько узаконенная анархия». С момента 2-3 марта 1917 г. — отречений Николая II и великого князя Михаила — началось движение «в пустоту неправомерного бытия». Россия вернулась на путь легитимности по существу только с 10 июля 1918 г. — со дня принятия первой Советской Конституции.
Временное правительство. Высшим органом государственного управления являлось Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись. Фактически оно выполняло и функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).
Временное правительство первого (однородного) состава считало себя преемником старой власти — 7 марта 1917 г. на заседании Сената правительство приняло присягу и глава первого состава Временного правительства князь Львов был назначен на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отречении. Выражалось это также в преемственности внешней политики.
На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы (вплоть до мая 1917 г. Временное правительство проводило совместные заседания с Временным комитетом). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти считало Сенат, которому предоставило право утверждения каждого нового министра (правда, это было чистой формальностью; реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский совет, а затем и ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов). Но Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было пойти на определенные уступки стремительно революционизирующемуся народу. Были упразднены Департамент полиции (вместо него в тот же день — 10 марта 1917 г. — в системе МВД было создано Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; к июлю в нем работало 2/5 старых чиновников), отдельный корпус жандармов, охранные отделения, Главное управление по делам печати (цензура); ликвидированы Министерство императорского двора и Канцелярия царя. Упразднялся Синод и должность обер-прокурора Синода. 6 октября 1917 г. были упразднены Государственный совет, Государственная дума и Временный комитет Государственной думы. Отменялась цензура (создана информационная Книжная палата). Был санкционирован арест царя вместе с семьей, членов царского Совета министров и наиболее реакционных администраторов на местах.
Временное правительство создало и некоторые новые звенья центрального государственного аппарата: Министерство труда. Министерство продовольствия, Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями), Министерство почт и телеграфов; Министерство вероисповеданий;
19 марта 1917 г. был создан Главный земельный комитет. Позднее возникла система земельных комитетов, включавшая губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Земельные комитеты создавались для подготовки земельной реформы и разработки неотложных мер до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием. 21 июня 1917 г. Временным правительством были учреждены Экономический совет (для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда») и Главный экономический комитет — исполнительный хозяйственно-регулирующий орган (игра-ч роль Министерства экономики). В мае 1917 г. стали создаваться продовольственные комитеты: губернские, уездные, городские и волостные.
Местное управление. Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников (1 октября 1917 г.), становых приставов. Временно обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов. 5 марта 197 г. Временное правительство приняло постановление о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. Позднее органами местной государственной власти стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно теми же нравами, что и губернаторы. На деле их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивления органов местного самоуправления (вместо ликвидированных волостных сходов и судов создавались волостные земские собрания и управы, в городах — районные думы и управы), Советов и других революционных организаций.
В мае 1917 г. Временное правительство утвердило «Временное положение о земских учреждениях», согласно которого компетенция земских органов была расширена по сравнению с Положением 1890 г. Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский союз (в июне 1917 г. было утверждено «Положение о Всероссийском Земском союзе»), деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.
В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве» — создавались волостные земства (при них волостные управы) и упразднялись волостные правления и волостные старшины.
Судебная система. Милиция. Некоторые изменения произошли и в судебной системе. Были упразднены особые суды: суды с сословными представителями. Верховный уголовный суд. Упразднялись и волостные суды. Суд присяжных вводился и гам, где раньше отсутствовал (создавались даже военные суды с участием присяжных).
Приказом Министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде были учреждены временные суды, которые действовали в составе мирового судьи и двух представителей от армии и рабочих (все члены этих судов имели равные права, решения выносили большинством голосов; судебное разбирательство было устным и гласным; приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали; только министр юстиции мог в порядке надзора отменить любой приговор временного суда); но эти суды в июле 1917 г. были упразднены.
Постановлением Временного правительства мировые суды были созданы еще в 33 губерниях (в дополнение к тем 20 губерниям, в которых они были восстановлены в 1912 г.).
Законом от 30 мая 1917 г. в уездах стали действовать административные суды, в губерниях — административные отделения окружных судов. На I департамент Сената были возложены административно-судебные функции. Административные суды рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября 1917 г. ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.
В период с марта по первую половину апреля 1917 г. в России отсутствовали какие-либо нормативные акты, определяющие порядок формирования, организации и финансирования органов народной милиции. Исключение составляло заявление Временного правительства от 3 марта 1917 г. о том, что важнейшей задачей новой власти является «замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Поэтому местные (уездные и городские) исполнительные комитеты самостоятельно приступили к формированию нормативно-правовой базы деятельности милиции и созданию органов уездной и городской милиции.
Только 26 марта 1917 г. на совещании, посвященном вопросам самоуправления. Временным правительством было принято решение о создании Комиссии по реформе органов охраны и обеспечения порядка. 17 апреля 1917 г. Временное правительство рассмотрело подготовленные Комиссией проекты и утвердило постановление «Об учреждении милиции» и указ «Временное положение о милиции». Милиция формировалась как исполнительный орган местного самоуправления и находилась на местном финансировании.
Наружная полиция заменялась милицией. В городах и уездах учреждалась городская и уездная милиция, организацией и управлением которых ведали соответственно городские думы и уездные земские собрания и исполнительные органы (городские и уездные земские управы). Милицию составляли начальник милиции (избирался и увольнялся городской или земской управою), его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры и милиционеры. Ведению милиции подлежали: принятие мер к прекращению нарушения порядка и закона, оповещение населения о распоряжениях властей, обеспечение порядка в общественных местах, охрана дорог, мостов, улиц, площадей и надзор за порядком движения на них, производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам, участие по делам публичного обвинения в качестве обвинителей в указанных в законе случаях, учет населения, сообщение воинским властям сведений о проживающих в данной местности воинских чинах, просрочивших свой отпуск, и т.д. Устанавливалось подчинение милиции правительственным инспекторам милиции в губерниях, а также губернским и уездным комиссарам Временного правительства.
Кроме того, функцию охраны общественного порядка на местах выполняли отряды Красной гвардии, которые стали особенно активно формироваться после Корниловского мятежа и находились в подчинении Советов и их исполкомов.
Уголовный розыск. В течение нескольких дней февраля-марта 1917 г. сыскная полиция перестала функционировать практически повсеместно, специалисты в области уголовного сыска были разогнаны, многие уголовные дела уничтожены, преступники выпущены на волю. Отделения уголовного розыска сохранились лишь в нескольких городах (например, в Москве).
Разгул уголовной преступности потребовал восстановления органов уголовного розыска. 11 июля 1917 г. Временным правительством было принято постановление «Об упразднении Петроградской сыскной полиции и об утверждении Положения о Петроградском столичном управлении уголовного розыска». Управление находилось в ведении Министерства юстиции. В структуру управления входили: канцелярия, бюро справок и регистрации преступников, медицинский кабинет, смотрительная часть, подготовительные курсы субинспекторов и учебно-показательный музей. Начальник управления назначался прокурором Петроградской судебной палаты из лиц с высшим юридическим образованием. В штате управления состояло 15 инспекторов и 400 субинспекторов. Для координации деятельности уголовного розыска с другими правоохранительными органами при управлении учреждался Совет в составе 12 членов: председателя (назначался прокурором судебной палаты), начальника управления уголовного розыска, трех представителей городского общественного управления, по одному представителю от Совета, военного ведомства, градоначальства, милиции, столичных мировых судей, судебных следователей, адвокатов.
Однако единообразной системы уголовного розыска в масштабе всей страны в этот период создано не было.
Во время Февральской революции тюремные учреждения как символ «старого строя» становились мишенью для восставшей толпы, подвергались разрушению, а документы — сожжению (так было почти полностью уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления).
Одним из первых шагов по стабилизации ситуации стало объявление Временным правительством в марте 1917 г. амнистии заключенных, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных (в том числе 5737 политических).
В апреле 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление местами заключения. На местах тюремные инспекции были заменены комиссиями губернских исполнительных комитетов. К этому времени в России функционировало 712 мест лишения свободы.
Временное правительство несколько смягчило режим отбывания наказания в местах заключения: были отменены наказания розгами, одевание наручников и кандалов, применение смирительных рубашек.