какая форма правления в германии сейчас
Германия: форма правления, особенности и устройство
История государства в 19-м веке
В 1848 году в Германии было сформировано общегосударственное Национальное собрание, которое разработало проект Конституции. Итак, в первой половине 19-го века в Германии создался особый тип конституционализма с авторитарной властью правителя. Национальное объединение страны способствовало дальнейшему развитию капитализма в государстве. Единственным препятствием на пути этого развития была раздробленность Германии. Перед Первой мировой войной страна вышла в тройку лидеров по объему производства. Ее стремительные темпы развития определялись появлением внушительного рынка сбыта внутри государства.
Форма правления Германии в 20-м веке
К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.
В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.
Решающее поражение в масштабной войне
Советский Союз и другие государства, к счастью, одержали победу во Второй мировой войне. Они уничтожили государственное устройство и политическую систему Германии, которая являлась на тот момент самым крупным авторитарным государством в мире. В июле 1945 г. был обнародован главный документ о поражении Германии и об организации новой формы управления. Германия отныне подразделялась на четыре зоны, которые отдавались под контроль Советского Союза, США, Великобритании и Франции.
Правда, уже через три года в условиях разгоравшейся Холодной войны недавние союзники по борьбе с врагом в мировой войне взяли курс на окончательное разграничение Германии на две половины. Каждая из двух частей ориентировалась на построение своей формы правления Германии на ее земле: капиталистической (ФРГ) и социалистической (ГДР).
Объединение ФРГ и ГДР
В конце восьмидесятых годов ГДР охватил кризис во всех сферах. В процессе кризиса правительство страны практически утратило управление государством. Желание руководства ГДР сохранить стабильное положение с помощью ультимативных методов управления вызвало лишь повсеместное недовольство граждан и массовый переход их в ФРГ. В этих условиях решающим для будущей формы правления Германии стал предложенный канцлером ФРГ план объединения страны. Формирование новой единой страны опиралось на соглашения между ГДР и ФРГ. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вступила в силу Конституция ФРГ. Наконец-то, исторически свершилась форма правления и политического устройства Германии, к чему страна шла на протяжении нескольких столетий. Только в конце второго тысячелетия Германия стала мощным демократическим государством.
Государственное устройство
Президент и его полномочия
Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:
Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.
Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.
Федеральное правительство
По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:
Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.
Должность канцлера
В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.
В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.
Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.
Со своей стороны канцлер может самостоятельно предложить распустить нижнюю палату. В соответствии с Конституцией страны канцлер имеет право поднимать в нижней палате вопрос о наличии доверия к нему. Получив вотум отсутствия доверия от членов бундестага, президент может по желанию канцлера в течение двадцати одного дня разогнать палату. Право на роспуск теряется, как только бундестаг изберет иного канцлера. Между прошением канцлером о выражении доверия и голосованием должно пройти минимум двое суток.
Федеральный канцлер фактически олицетворяет собой федеральное правительство государства Германии. Он определяет главные направления политики страны и несет индивидуальную ответственность за деятельность государства на международной арене. Канцлеру предоставлено основное право формировать состав правительства государства. Именно он выдвигает кандидатуры на должности министров президенту, а тот их согласует или не согласует. При этом, если канцлер избран определенными партиями, при подборе кандидатур на должность министров для него являются основополагающими соглашения, достигнутые при создании партийного союза.
Исполнительная власть
Специфика работы исполнительной власти Германии заключается в том, что федеральные министерства ведут государственную политику не самостоятельно, а через аналогичные органы исполнительной власти земель Германии на местах. Исключение составляют:
Судебная власть
Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.
Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.
Основной закон
В Германии действует Конституция, принятая в 1949 г. В последующие двадцать семь лет из 146 статей 67 полностью или частично удалены, дополнены или изменены, около тридцати оставлены в неизменном виде. Основные изменения затронули рассмотрения прав федеральной власти, введены системы чрезвычайного законодательства.
Государственный строй Германии
Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.
Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.
Концепция государственной власти в ФРГ
Демократия в Германии
политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Немецкие муниципалитеты
Все немецкие населённые пункты обладают избираемыми органами самоуправления. Название зависит от местных традиций и территориального деления.
Немецкие федеральные земли
Каждая федеральная земля имеет собственные органы управления, министров по сферам деятельности, назначаемые министр-президентом и ландтагом. Формируется отдельный независимый от центра бюджет.
Федерация обладает Конституций. Законы земель часто “перебивают” федеральные.
Поэтому сложно отвечать на вопросы типа “а как в Германии…” или “есть ли у немцев такой закон…”. Везде всё по-разному.
Но всё же компетенции земель ограничены определёнными областями:
В остальном федерация подчиняется центру.
Общее количество представителей распределяется неравномерно. Минимум отправляется 3 делегата, дальше зависит от числа жителей.
Так достигается автономия федераций. Если столица примет закон, ущемляющий права или суверенитет земель, Бундесрат не одобрит инициативу и изменения не вступят в силу.
Совет Федераций контролирует законодательные нововведения, относящиеся к:
Избираются депутаты раз в 4 года. Следующие выборы пройдут не позднее 24 октября 2021.
Немцы голосуют на выборах за партии. По итогам всенародного голосования места распределяются пропорционально числу набранных голосов. Плюс часть политиков идёт отдельным списком на региональном уровне. Если человека избрали по прямому голосованию, партийное место не пропадает, а занимается следующим в рейтинге партии кандидатом.
Контролируется германский парламент Федеральным Конституционным Судом.
Если ни одна партия не набрала свыше 50%, большинство составляется из двух и более. Начинается долгий торг, занимающий несколько месяцев. Во время переговоров о формировании коалиции никаких существенных вопросов правительство Германии решать не может.
Бундесканцлер
Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.
Бундеспрезидент
Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.
Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.
Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.
Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.
Политическое устройство Германии: как организована власть?
Система органов власти, которая определяет порядок принятия законов, – это и есть политическое устройство Германии.
Германия состоит из 16 земель и представляет собой федеративную республику (ФРГ). Это означает, что каждая из шестнадцати федеративных земель имеет возможность самостоятельно вести внутреннюю политику на своей территории. При этом юридически и политически они остаются частью государства (федерации) и не имеют права отделяться от страны.
Таким образом, в Германии устоялась двухуровневая система власти – федеральная и региональная. Рассмотрим подробнее органы власти на каждом из уровней, их полномочия, порядок избрания и подчиненность.
Политическое устройство Германии основано на принципе разделения властей.
Это главная идея, лежащая в основе демократической и федеральной Конституции ФРГ. Соответственно, Федерация и земли работают в рамках системы сдерживания и противовесов. А также они сотрудничают и учитывают потребности друг друга.
Федеральный уровень власти
Фактически политическое устройство Германии на федеральном уровне состоит из 5 органов власти. Они установлены главным законом страны – Конституцией ФРГ.
Законодательные органы: Бундестаг и Бундесрат.
Исполнительные органы: Федеральный Президент и Федеральное Правительство во главе с канцлером.
Судебный орган: Федеральный Конституционный Суд.
Законодательная власть
Важно, что центральным элементом государственного устройства Германии является законодательная власть. Исходя из этого, формой правления Германии считается парламентская республика.
Соответственно, на федеральном уровне действуют два законодательных органа: Бундестаг и Бундесрат.
Бундестаг
Бундестаг (нем. Bund – союз, федерация, tag – собрание, заседание) – ключевой законодательный орган народного правительства Германии. Он является однопалатным парламентом. Также это высший конституционный орган ФРГ и единственный, который напрямую избирается гражданами.
Партийный состав Бундестага
На данный момент он состоит из 709 депутатов, избранных всенародным голосованием 24 сентября 2017 года сроком на 4 года. Депутаты представляют правящие партии.
Также Бундестаг состоит из депутатов, представляющих оппозицию.
Функции Бундестага
Основной функцией Бундестага является принятие новых законопроектов. Решение о принятии закона принимается в результате трех пленарных чтений путем открытого голосования депутатов.
Помимо этого, в Бундестаге происходят выборы на ряд важных должностей страны:
Еще одной главной функцией Бундестага является контроль за деятельностью федерального правительства и канцлера. Обычно это выполняется представителями оппозиционных партий.
Кроме того, парламент создает комитеты содействия законотворческому процессу, членами которых назначаются компетентные в рассматриваемых вопросах специалисты.
Выборы в Бундестаг: как 26 сентября 2021 года будут проходить парламентские выборы?
В ходе выборов избиратели отдают два голоса:
В результате первой части голосования каждый кандидат, получивший в своем округе большинство голосов, попадет в Бундестаг по прямому мандату.
А по итогам второй части будет выбрана партия, из лидеров которой президент предложит кандидата на должность будущего канцлера. А также произойдет распределение остальных мандатов, согласно доле голосов, полученных партиями, которые прошли пятипроцентный барьер.
Вследствие выборов политическое устройство Германии перенесет некоторые изменения, так как Бундестаг будет иметь новый состав.
Стоит отметить, что выставить свою кандидатуру на выборах в депутаты имеет право любой гражданин Германии, достигший 18 лет.
Также досрочный роспуск Бундестага возможен только по решению федерального президента в виде исключения, что, например, и произошло 21 июля 2005 года. Президент ФРГ Хорст Кёлер заявил о роспуске Бундестага и проведении досрочных парламентских выборов.
Бундесрат как часть политического устройства Германии
Бундесрат – федеральный совет, орган, благодаря которому регионы участвуют в законодательной деятельности страны.
В зависимости от численности населения у земель есть разное количество мест в Бундесрате:
Всего 69 членов совета.
Бундесрат – постоянный неизбираемый орган. Поэтому члены Бундесрата время от времени сменяются в результате выборов на уровне земель.
Комитеты Бундесрата
В Бундесрате, помимо непосредственных участников совета, действуют 16 комитетов. Они состоят из профессионалов в определенной области.
Например, это такие комитеты, как: по делам Евросоюза, по вопросам здравоохранения, по окружающей среде и защите природы, по социальной и трудовой политике, по градостроительству, по делам культуры, а также финансовый, экономический, юридический и транспортный комитеты.
Таким образом, все предлагаемые законопроекты должны сначала пройти проверку соответствующим комитетом. После его правок и рекомендаций они выносятся на рассмотрение пленарным заседанием.
Так или иначе политическое устройство Германии предполагает, что ни один закон не может быть принят без одобрения Бундесрата.
Пленарные заседания Бундесрата
Пленарные заседания проходят приблизительно один раз в месяц, на них приезжают представители правительств всех земель Германии.
На пленарных заседаниях представители региональных властей:
Прежде всего, Бундесрат защищает интересы земель по отношению к законам Федерации и переносит политический и административный опыт земель в законодательство и администрацию Федерации и в дела Европейского Союза.
Так же, как и другие конституционные органы Федерации, Бундесрат несет долю ответственности за Федеративную Республику Германия.
Исполнительная власть
Федеральный президент – глава государства, единственный из пяти конституционных органов власти, который состоит только из одного человека.
Действующий президент
С 19 марта 2017 года эту должность занимает 65-летний Франк-Вальтер Штайнмайер. Ранее он являлся министром иностранных дел Германии и вице-канцлером государства.
Функции Федерального Президента
Несмотря на то, что президент является главой государства, фактическая власть находится в руках канцлера. Однако у Федерального президента есть свои особые функции и полномочия. В них входят:
Избрание Федерального президента
Федеральный президент избирается Федеральным собранием. Оно состоит наполовину из депутатов Бундестага и такого же числа представителей федеральных земель и действует в течение 5 лет. Потом переизбрание допускается один раз.
Чтобы оставаться выше партийной политики, федеральные президенты приостанавливают членство в партии на время пребывания в должности.
Федеральное правительство
Основной орган исполнительной власти в Германии – Федеральное правительство.
В состав правительства входят: глава правительства – канцлер и кабинет министров, каждый из которых является главой министерства.
Таким образом, Федеральный канцлер Германии – это важнейшая политическая должность государства. Человек, занимающий ее, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны и несет за них ответственность.
Стоит отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет эту должность занимает Ангела Меркель, первая в истории женщина, ставшая канцлером Германии.
Федерального канцлера выбирает Бундестаг большинством голосов, по предложению президента Германии.
В Конституции ФРГ сказано, что один и тот же человек может находиться на посту федерального канцлера неограниченное количество сроков. Однако в 2018 году Ангела Меркель сделала заявление, что не будет выдвигать свою кандидатуру на этот пост на выборах в 2021 году.
Так что в скором времени на мировой политической арене появится новая фигура, представляющая интересы ФРГ.
Федеральные Министерства
Канцлер сам формирует кабинет министров, определяет их количество и сферу деятельности.
Всего на сегодня в Германии 14 министерств. Ниже представлены их перечень, аббревиатуры на немецком языке и задачи:
Судебная власть
Федеральный конституционный суд – главный судебный орган Германии, предусмотренный основным законом страны. Важно, что он наделен правом отменять принятые законы при условии, что в ходе заседания выяснится, что они не соответствуют Конституции ФРГ.
Прежде всего, заявления о противоречии закона Конституции могут подавать органы власти, суды, а также граждане, если в случае действия какого-либо закона ущемляются их права.
Конституционный суд выполняет важную функцию контроля всей судебной системы страны. А также он имеет право импичмента федеральных судей и судей земель.
В настоящее время суд состоит из 16 членов, которые избраны Бундестагом и Бундесратом в равных долях. Кстати, избранные Судьи Конституционного суда не имеют права осуществлять никакую другую деятельность, кроме преподавания права в немецких вузах.
Политическое устройство Германии на региональном уровне
Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.
Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.
Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.
Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.
Берлин занимает промежуточное положение.
Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.
Органы власти на региональном уровне
Законодательные: Ландтаги.
Исполнительные: Правительства земель.
Судебные: Конституционные суды земель.
Законодательная власть на региональном уровне
Ландтаги, они же парламенты земель, – главные законодательные органы, которые действуют на территории земель Германии.
Но, кроме трех вольных городов: Берлина, Бремена и Гамбурга, потому что эти города имеют статус земель федерального значения.
В то время как в Берлине региональным законодательным органом является парламент Берлина, или палата депутатов.
В Бремене и Гамбурге – земельный парламент, Бюргершафт.
Выборы в Ландтаг
Для начала они осуществляются местным населением. Воспользоваться правом голоса могут все лица, достигшие 18-летия и имеющие немецкое гражданство. А в Бремене, Гамбурге, Бранденбурге и Шлезвиг-Гольштейне голосовать могут граждане с 16-ти лет.
В итоге лидер победившей на выборах в Ландтаг партии возглавляет региональное правительство, и в коалиции с другими партиями он формируют кабинет министров земли.
Исполнительная власть на региональном уровне
Важно отметить, что каждая земля самостоятельно определяет структуру исполнительной власти. Как правило, эти структуры схожи между собой.
Правительства земель состоят из главы правительства земли – премьер-министра, который назначается соответствующим Ландтагом, и министров, отвечающих за определенные сферы. Правительства земель не зависят от федерального правительства в пределах своей компетенции.
Премьер-министр, как и канцлер на общегосударственном уровне, сам назначает министров на региональном уровне и определяет политический вектор развития региона.
Именно у премьер-министров земель больше всего шансов выдвинуться на пост канцлера, так как они обладают необходимым опытом ведения дел и их рейтинг в обществе достаточно высок.
В зависимости от земли, правительство и его глава могут иметь разные названия.
Судебная власть на региональном уровне
Конституционные суды земель Германии являются самостоятельными и независимыми органами власти по отношению к остальным органам, в том числе и к Федеральному конституционному суду. При этом они связаны процессуальными и правовыми узами, что позволяет им органично дополнять друг друга и разрешать правовые конфликты.
Каждая земля в праве учреждать собственный конституционный суд. Они занимаются решением вопросов о соответствии законов Конституции земли законам Конституции ФРГ, а также разрешением споров между органами региональной власти.
Муниципальный уровень
Несмотря на то, что в ФРГ действует двухуровневая система власти, политическое устройство Германии подразумевает также и муниципальные органы. Они подчиняются земельным правительствам. Прежде всего, они необходимы, так как почти все регионы Германии делятся на округа, которые поделены на районы. А районы делятся на общины.
В зависимости от региона, представительства власти могут отличаться, но общая картина примерно такая:
В заключение можно отметить, что политическое устройство Германии организовано достаточно прозрачно. Также оно имеет четкие границы разделения власти и ясно обозначенный регламент принятия законов. Таким образом, это позволяет системе исправно функционировать и поддерживать порядок в обществе, основанный на Конституции ФРГ.