какая форма правления в израиле
Форма правления в Израиле
Израиль относится к государствам с парламентской формой правления. Новое суверенное государство Израиль было провозглашено в 1948 году согласно плану раздела Палестины, который был принят Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций.
Главой государства Израиль является президент. Президента в государстве, где форма правления как в Израиле – парламентская республика, избирается правительством. В Израиле президента избирает Кнессет, сроком на семь лет. При этом избрание проходит тайным голосованием.
Первый президент нового суверенного государства навсегда вошел в историю Израиля. Им стал известный политический и общественный деятель, ученый, один из активных участников Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман, профессор.
По законодательству, действующему в современном Израиле, президент в стране реальными политическими полномочиями не обладает, он, скорее всего, один из символов государства Израиль, как флаг, герб и гимн. В Израиле президент исполняет представительские функции. Единственными полномочиями израильского президента можно считать утверждение нового состава правительства Израиля после парламентских выборов. Если президент не утверждает состав нового правительства, основные должности и портфели перераспределяют.
Форма правления в Израиле дает президенту страны еще и полномочия амнистировать заключенных. По закону каждому гражданину, попавшему в тюрьму, дается право один раз в жизни обратиться с просьбой к президенту об амнистии.
Высшим органом законодательной власти в Израиле является Кнессет. Кнессет – парламент из одной палаты, в который входит 120 депутатов от разных партий. Члены парламента избираются по партийным спискам прямым голосованием. Самый первый Кнессет начал свою работу в 1949 году, сразу же после того, как был сформирован после выборов.
Центральным органом исполнительной власти является правительство Израиля. Глава правительства – премьер-министр, он же и буквальный руководитель государства, то есть все основные полномочия принадлежат премьер-министру в Израиле. Первым премьером в новом суверенном государстве стал Бен Гурион. Так как форма правления Израиля – парламентская республика, то в государстве парламентская демократия. Фактически государством управляет Кнессет – орган законодательной власти в Израиле, правительство – орган власти исполнительной и судебные органы. То есть, в Израиле, как и во многих современных государствах, наблюдается разделение власти на три ветки: исполнительную, законодательную и судебную. Надо добавить, что парламентарии в Кнессет избираются сроком на четыре года. Выборы проходят тайным голосованием.
Что касается правовой системы Израиля, то высшим органом судебной власти в Израиле является Верховный суд, который в Израиле имеет очень громкое название, которому может позавидовать любое судебное учреждение иных государств – «Высший Суд Справедливости».
Суд Справедливости – это последняя инстанция для рассмотрения самых разных дел, как гражданских, так и уголовных. Кроме того, на Верховный суд положены также и функции конституционного суда, то есть он принимает решения о том, соответствуют ли отдельные законодательные акты основным израильским законам, не противоречат ли они своду «основных законов» Израиля.
Все государственные и правительственные органы, в том числе парламент – Кнессет, Президент и его резиденция, Премьер министр и его канцелярия, Верховный суд, а также министерства и ведомства, расположены в Иерусалиме – столице Израиля.
Согласно форме правления Израиля исполнительная власть в городах осуществляется мэрами, которые избираются прямым голосованием. Советы муниципальные в Израиле избираются по партийным спискам прямым голосование. Муниципальные советы контролируют исполнительную власть и принимают участие в управлении. Поселки и деревни имеют свои местные советы, а региональные советы, управляют несколькими небольшими населенными пунктами.
Форма правления в Израиле такова, что религия от государства не отделена, а потому в регионах имеются религиозные советы, которые состоят только из духовных лиц. В религиозные советы назначают лиц духовного звания местные власти, главный раввинат и министерство по делам религий. Основные функции региональных религиозных советов – предоставление местному населению культовых услуг и услуг по актам гражданского состояния.
Кстати, правовая система Израиля закреплена не в Конституции, так как формально Конституции в Израиле нет, а в своде «основных законов». Именно в этом своде регламентируются основы государственного устройства, права и свободы израильских граждан. По решению парламента, принятому в 1950 году, которое получило в истории название «компромисса Харари», Кнессет составит Конституцию Государства Израиль в том случае, когда парламентом будет принято постановление, что все законы, необходимые для государства и его граждан приняты.
Сейчас же согласно своду основных законов, регламентирующих деятельность всего государства, парламент, то есть Кнессет, принимает и решает все политические и экономические вопросы, избирает президента страны, правительство государства и проводит контроль деятельности правительства.
Надо добавить, что правовая система Израиля также имеет свою специфику. Кроме того, что правовая система представлена Верховным судом, который является последней инстанцией для решения разных судебных вопросов, в Израиле есть также и суды, которые согласно закону имеют исключительную власть в решении ряда вопросов. К таким судам относят суды по трудовым вопросам, суды религиозные и военные.
Что такое парламентская республика? В стране, где форма правления как в Израиле – парламентская республика – полномочия перевешивают в пользу парламента. В таком государстве правительство отвечает за свои действия перед парламентом государства, подчиняется и отчитывается перед ним, а не перед президентом страны. Парламентская республика – это не только форма правления Израиля, такая же форма государственного правления и в Италии, и в Турции, и в Германии, и Греции, а также в других странах.
Выборы в парламентских республиках, как правило, проводятся по партийным спискам, то есть на выборах избиратели проводят голосование не за какого-то конкретного кандидата, а за партию. Правительство Израиля формируется, таким образом, из депутатов, прошедших по спискам партий.
Словом, форма правления Израиля не является чем-то исключительно эксклюзивным. Множество европейских стран живут именно с такой формой правления. Надо сказать, что парламентская республика присуща экономически самостоятельным странам, что и подтверждается на практике и на достигнутых ими результатах.
Израиль — главное о стране, честная статья
Сегодня Хорошо ТАМ расскажет о такой стране, как Израиль, о народах, населяющих ее, и культурных традициях. Также мы поведаем о многих интересных фактах, которые расскажут не только о быте и нраве населения, но и помогут в общении с любым жителем этой небольшой, но интересной и самобытной страны.
Общая информация
Численность населения
Общая численность населения по состоянию на 2016 год – 8,624 млн.
Местное население
Наиболее распространенная народность – евреи. Мужчины – евреи. Женщины – еврейки.
Валюта
Национальная валюта – шекель. Курс: 1 шекель (ILS)
Форма правления
Государственный язык
Религия
Иудаизм – 80,2%, ислам – 14,5%, христианство – 3,2%.
Телефонный код
Важные номера для туристов
Полиция | 100 |
---|---|
Скорая помощь | 101 |
Пожарная помощь | 102 |
Справочная служба | 144 |
Узнать точное время | 155 |
Генеральное консульство РФ в Хайфе | 866-75-56 |
Посольство РФ в Тель-Авиве | 522-67-44 |
Географическое месторасположение
Несмотря на своей относительно небольшой размер, еврейское государство расположилось на Ближнем Востоке и граничит сразу с несколькими странами: на севере с Ливанской Республикой, на востоке – с Иорданским Королевством (граница проходит посередине Мертвого Моря), на северо-востоке с Сирией, и на северо-западе – с сектором Газа и Египтом. При этом омывается двумя морями: Средиземным и Красным.
Основные города и курорты Израиля
Главные исламские святыни находятся в мусульманском квартале. Именно там находится мечеть Аль-Акса, где по повествованию Корана пророк Мухаммед выпил молока и вместе с архангелом Джебраилом вознесся на небеса.
Иудейские святыни вместе с христианскими, в свою очередь расположены в Еврейском квартале.
Помимо Иерусалима, к крупнейшим населенным пунктам Израиля можно отнести: Хайфу, Яффу, Петах-Тиква, Ашдод, Бней-Брак, Нетания, Рамат-Ган и др.
Являясь страной с развитой туристической инфраструктурой, в Израиле что ни город – то курорт. К наиболее значимым можно причислить:
Нетания
Город «золотых» пляжей, который славится самой длинной прогулочной набережной. Это самое любимое место для семейного отдыха с множеством детских и спортивных площадок, которые расположились вдоль берега Средиземного моря.
Кесария
Древний город-курорт в 12 км. от столицы. Здесь расположились древнейшие архитектурные памятники, на которых отпечатались следы правления римлян, византийцев, крестоносцев и арабов. При этом реставрационные работы проходят и по сей день.
Хайфа
Рыбацкий город, который известен своими базарчиками и рыбными ресторанами. Более того, по количеству архитектурных памятников, Акко уступает только Иерусалиму и входит список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мертвое море — уникальное место не только Израиля, но и всего мира. Это соленое озеро, которое находится на 400 м ниже уровня моря. Раньше здесь простирались настоящие морские волны с прямым выходом в океан. Но с течением времени и изменением поверхности земли, этот участок оказался отрезанным и начал свое независимое существование. Более того, Мертвое море содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Ну может только за исключением радиоактивных. Так что любой желающий может расположиться на поверхности Мертвого моря за чтением любимого детектива или комиксов. Звучит заманчиво, верно?
Эйлат
Этот город расположился на берегу Красного моря недалеко от копей самого царя Соломона. Благодаря тому, что морская вода, что зимой, что летом имеет относительно одинаковую температуру (от +21 и до +27 °С), здесь находятся самые разнообразные колонии кораллов и представитель подводной фауны.
Древнейший населенный город не только Израиля, но и мира. Именно сюда были проложены многие морские пути, чтобы миллионы паломников имели возможность добраться до сердца своей религии – Иерусалима.
Особенности и нравы Израиля
История страны восходит к Библейским временам и началось с того, как Моисей вывел свой народ из Египта и обосновался на Земле Обетованной. А сейчас Израиль представляет собой наиболее быстро прогрессирующую страну в мире со своей уникальной историей и традициями, в которых сплелись воедино три мировые религии.
Кстати в августе этого года рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило кредитный рейтинг до рекордного для страны уровня АА-. Все это свидетельствует, что экономика Израиля развивается в правильном направлении. Естественно, что большой вклад вносит туризм. Но, кажется, что и без него Израиль невозможно представить посредственной страной. А что касается цен, то здесь дорого все… абсолютно все. Начиная от жилой недвижимости и заканчивая едой. При этом далеко не факт, что вас накормят качественными продуктами.
А вот если поговорить о самим евреях и что они из себя представляют, то здесь можно выделить несколько особенностей:
Существует также некоторые нюансы поведения в Израиле, дабы не попасть в неловкое положение:
Интересный факт: некоторые евреи могут праздновать совершеннолетие мальчиков два раза на протяжении жизни. В первый раз – в 13 лет. Мальчик становится настоящим мужчиной, обязан соблюдать заповеди Торы и несет ответственность за любые свои поступки. Но существуют общины, в которых можно отпраздновать свое совершеннолетие и во второй раз – в 83 года. Согласно Торе, длительность жизни человека составляет 70 лет. Поэтому, после семидесяти лет происходит что-то вроде перерождения, а значит в свои 83 года старик может почувствовать себя вновь молодым и востребованным.
Климат Израиля
Израиль находится в субтропической зоне, где властвуют влажная зима и засушливое лето. А вот весна и осень могут проскочить совершенно незаметно. Это обусловлено наличием на небольшой территории пустынь, которые граничат с двух сторон морями. Поэтому если угадать приход осени или весны, то отдых может принести только самые лучшие впечатления.
Отдых зимой
Климат Израиля в это время года достаточно мягкий. Если на севере страны температура опускается до +10, то на юге у красного моря, она составит не менее +23. Поэтому если и отдыхать в это время года, то только в южных районах.
Отдых весной
Весна – это тот самый период, когда уже не холодно, но и не жарко. Это время года прекрасно подойдет для тех, кто предпочитает долгие экскурсионные туры загоранию на полуденном южном солнце.
Отдых летом
Наверное, самое неудачное время года для отдыха. Солнце греет так, что сыр плавится в холодильнике. Разве что только с утра до вечера не вылезать из моря, и то если вы не боитесь быть покусанными агрессивными медузами.
Отдых осенью
Здесьбархатный сезон начинается с октября и длится до первых дней зимы. В этот период можно хоть загорать на солнышке, хоть колесить по всей стране за поисками новых ощущений. А возможность приобрести экзотические фрукты для наших широт по невысокой стоимости сделает осень идеальным временем года для семейного отдыха. Звучит заманчиво, верно?
Если в силу определенных обстоятельств, время вашего отдыха выпадает на летние месяцы, и вы не переносите жару, рекомендуем спланировать поездку например, в Турцию.
Обратите внимание, что период умеренных осадков приходится с октября по апрель, а интенсивные выпадают с декабря по март и держатся в течение 40-60 дней. Снега выпадают достаточно редко и то только на возвышенностях. При этом долго не лежат и быстро таят.
При этом, за всю историю наблюдений на погодой, были установлены следующие рекорды:
Популярные виды отдыха в Израиле
Впервые попав в Израиль, можно поначалу растеряться, так как перед гостем страны раскрываются огромные возможности отдыха. Например, можно посвятить себя изучению истории Земли Обетованной или пройди всевозможные лечебные процедуры. Также возможно устроить сафари на джипах по здешней пустыне.
Праздники Израиля
Традиционная кухня евреев
Приезжая на Землю Обетованную каждый гость просто обязан попробовать национальную кухню евреев. Ее рецепты как бы и состоит из обычных продуктов, которые можно встретить в каждом нашем магазине, но, поверьте, вы в жизни ничего подобного не ели.
Кстати, если вы проголодались во время экскурсионной поездки, готовьтесь покушать сытно и… дорого. И еще одна примечательная особенность местных ресторанов и кафе – не делайте много заказов одновременно, потому что порции будут достаточно больших размеров. Даже если вы сильно голодны, лучше заказать одно-два блюда и только в последующем что-то дозаказать.
Однажды корреспонденту нашего сайта посчастливилось побывать в Нетании в ресторане «Alabama». По его словам, за довольно умеренную цену там ему удалось отведать самое вкусное мясо в своей жизни. Обслуживающий персонал был вежлив и внимательным.
Так же он рассказал, где можно купить продукты по наиболее доступным ценам:
Посещение этих магазинов станет особенно актуальным для тех туристов, которые предпочитают приготовление пищи своими руками походам по кафе и ресторанам.
Интересный факт: если вы все-таки решили посетить кафе, ресторан или другое заведение общественного питания с вывеской «Национальная кухня» или что-то в этом роде – будьте готовы, что вам предложат также арабские и другие восточные кушанья.
Где лучше остановиться
Если вы планируете поездку в Израиль и вопрос стоимости жилья для вас не особенно важен, тогда визит в туристическую фирму иприобретение горящей путевки станет для вас идеальным вариантом. Таким образом за определенную плату вас не только встретят в аэропорту, но и привезут прямо к месту проживания. Но будьте готовы, что даже в 5-звездочном отеле вас могут поселить в номер только с самым необходимым: телевизором, небольшим холодильником, кондиционером и парой недорогих картин для созерцания вовремя безделья.
В случае если вы не хотите ни от кого зависеть, вы можете воспользоваться интернет-сервисами для поиска удобного жилья от собственников. Таким образом вы сможете выбрать понравившееся жилье на необходимый срок именно в том районе города, где вы хотите проживать. Но здесь кроется «подводный камень» в виде возможности быть «кинутым». Другими словами, вы заблаговременно договорились с хозяином о поселении, а по приезду на место назначения, ваши телефонные звонки будут просто игнорировать. Конечно подобное может быть и в случае приобретения горящих путевок, но такая вероятность крайне невелика.
Как добраться до Израиля
Первое и самое главное – гражданину Российской Федерации для посещения Израиля получение визы не требуется. Поэтому для совершения поездки в эту страну достаточно приобрести горящую путевку или, если вы планируете просто навестить родственников или друзей, иметь при себе приглашение принимающей стороны.
Добираются до Израиля преимущественно самолетом, так как другим транспортом могут появиться существенные трудности. Посадка происходит в одном из трех международных аэропортов:
При этом время перелета из столицы России в Тель-Авив составляет 4 ч. 15 мин при стоимости в 15.000 – 16.000 рублей.
Если вы решили добираться из других городов Российской Федерации:
По стране наиболее удобными способами передвижения считается наземный транспорт. Между крупнейшими города с высокой периодичностью курсируют поезда и автобусы.
Железнодорожные билеты не отличаются большой дороговизной, но при этом, пассажир получает возможность совершить комфортную поездку. Например, добраться из аэропорта Бен-
Гуриона до Тель-Авива стоит 13,5 шекеля. А из Тель-Авива и до Иерусалима уже нужно будет раскошелиться на 20 шекелей, что, согласитесь, не так уж и много.
Единственный нюанс, который вы обязаны знать – в Шаббат (вечер пятницы и суббота) никакой общественный транспорт не работает
Сувенирные подарки из Земли Обетованной
Для большинства верующих людей, Израиль является священной землей. Поэтому многие сувениры связаны с различными религиями. Также можно привести и сладкие кушанья, которые могут стать замечательным подарком для родственников и друзей-сладкоежек.
К запрету вывоза из Израиля попадает антиквариат (изделия ручной работы) до 1700 года. Либо вам нужно иметь на руках письменное разрешение директора Управления древностей. Также необходимо будет оплатить дополнительный налог в 10% от суммы вывозимых ценностей.
И в заключение к нашему рассказу
Если вы себя спрашиваете, стоит ли устраивать семейный отдых в Израиле или посетить эту страну для расширения своего кругозора, то не сомневайтесь в правильности положительного ответа. Не просто стоит, а даже нужно. Самобытная жизнь и традиции еврейского государства оставят на вас неизгладимые впечатления. А встав на трап самолета при возвращении домой, вы неоднократно поймаете себя на мысли, что время, проведенное здесь, стало самым незабываемым периодом в вашей жизни.
Так же при посещении Израиля вы сможете:
Но какой бы благоприятной страной для отдыха Израиль не был, но и в ней есть свои минусы для туристов:
Но, как бы там ни было, и вы решили посетить Землю Обетованную, то в первый же день отдыха не стоит срываться с места в карьер и ездить по экскурсионным программам. Просто отдохните прогуливаясь по улочкам Тель-Авива и древнего Иерусалима. Это вам поможет сразу погрузиться в жизнь страны и понять самобытность здешнего народа.
Народы, населяющие Израиль, очень дружелюбны и готовы помочь незнакомцу почти в любых ситуациях. Но для этого чтите их законы и традиции, уважайте каждого, кого встретите. Следуя этим простым правилам, вам будет гарантирован незабываемый, интересный отдых и доброжелательство жителя Израиля будь то еврей, араб или бедуин. А желание вернуться суда останется с вами на долгие годы вперед.
Кстати, перед тем как покинуть страну, не забудьте пройтись по местным базарам. Без их посещения вы не поймете полностью весь колорит еврейской самобытности. И обязательно посетите одну из главных святынь Иерусалима Стену Плача. Там у вас есть возможность загадать любое желание, и оно обязательно сбудется. Для этого достаточно положить между камнями стены бумажку с записанным желанием и немного подождать его осуществления.
Государственный строй Израиля. Справка
Правящая израильская партия «Кадима» выбирает 17 сентября нового лидера, который получит мандат на формирование следующего правительства страны.
Избирательная система в Израиле
Государство Израиль не имеет Конституции. На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан.
Главой Государства Израиль является президент. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 года, с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 года, в 1996, 1999 и 2002 годы.
Президент избирается Парламентом (Кнессетом) тайным голосованием сроком на 7 лет без права переизбрания на второй срок. Если в первом туре голосования кандидат в президенты не набрал 61 голос из 120, проводится второй тур, в котором также необходимо набрать 61 голос. В третьем туре для избрания президента требуется простое большинство.
Кандидатом на пост президента может быть любой гражданин Израиля, являющийся жителем страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких бы то ни было повинностей.
Согласно Основному закону о президенте, в его функции входит подписание законов (за исключением трактующих его собственные полномочия); аккредитование дипломатических представителей государства и принятие верительных грамот иностранных дипломатов; подписание международных договоров Израиля после их ратификации Кнесетом; приведение к присяге судей и их отстранение от исполнения служебных обязанностей в определенных законом случаях; амнистирование и смягчение наказания осужденным.
Принятым в 2001 году Основным законом о правительстве президент был наделен полномочиями по назначению премьер‑министра. Президент уполномочен принимать отставку правительства, а также принимать решение о роспуске парламента.
Президент может подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнесета. В случае, если президент государства по какой‑либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности и т.п.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнесет большинством голосов может принять решение об отстранении президента от должности. В этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, последние переходят к председателю Кнесета.
Высшим законодательным органом Израиля является Кнессет (Парламент).
Кнессет представляет собой палату из 120 представителей, формируемую сроком на четыре года на основе всеобщего прямого тайного голосования по системе пропорционального представительства. Кандидаты в депутаты выставляются по партийным спискам. Список кандидатов, собравших на выборах менее 1,5 процентов голосов, считается недействительным.
В настоящее время число министров, назначаемых премьер-министром, законом не ограничено.
Государство Израиль. Государственное устройство
Израиль — парламентская республика. Главой государства является президент. Высший законодательный орган — Кнесет. Высший орган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром.
Президент
Президент является главой Государства Израиль. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 г., с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 г., в 1996 г., 1999 г. и 2002 г. В прошлом президент избирался на пятилетний срок (по еврейскому календарю) простым большинством в ходе тайного голосования на специальном заседании Кнесета. В 1999 г. Основной закон о президенте был изменен, и каденция президента страны была продлена до семи лет. При этом если в прошлом президент мог повторно баллотироваться и избираться на свой пост (второй президент страны И. Бен-Цви после своего избрания в 1952 г. переизбирался на высший государственный пост еще дважды: в 1957 г. и в 1962 г.), то принятая в 1999 г. пятая поправка к закону ограничила срок пребывания президента в должности одной каденцией. Процедура избрания президента осталась без изменений. Десять и более депутатов Кнесета могут выдвинуть своего кандидата, но ни один депутат Кнесета не может голосовать более чем за одного кандидата. Кандидатом на пост президента может быть любой гражданин Израиля, являющийся жителем страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких бы то ни было повинностей. Местопребывание президента — столица государства, Иерусалим.
До 1996 г. и начиная с 2003 г., одной из основных функций президента являлось и является возложение ответственности по формированию правительства на одного из депутатов Кнесета, как правило (но не обязательно) — лидера крупнейшей фракции в Кнесете. Так, например, в октябре 1950 г., после объявления Д. Бен-Гурионом о своей отставке с поста премьер-министра, в обстановке парламентского кризиса президент страны Х. Вейцман поручил формирование правительства министру юстиции П. Розену, хотя возглавляемая им фракция центристской Прогрессивной партии насчитывала лишь пять депутатов, являясь шестой по численности в Кнесете первого созыва. (Пинхас Розен, однако, не сумел справиться с порученной задачей, и главой исполнительной власти вновь стал Д. Бен-Гурион.) В 1996, 1999 и 2001 гг. глава правительства избирался прямым голосованием всех граждан страны, однако после принятия в 2001 г. третьей редакции Основного закона о правительстве президент был вновь наделен полномочиями по назначению премьер-министра. Президент уполномочен принимать отставку правительства, а также принимать решение о роспуске Кнесета.
Согласно статье 11 Основного закона о президенте, в его функции входит также подписание законов (за исключением трактующих его собственные полномочия); аккредитование дипломатических представителей государства и принятие верительных грамот иностранных дипломатов; подписание международных договоров Израиля после их ратификации Кнесетом; приведение к присяге судей и их отстранение от исполнения служебных обязанностей в определенных законом случаях; амнистирование и смягчение наказания осужденным.
Президент может подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнесета. В случае, если президент государства по какой-либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности, порочащее поведение и т. п.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнесет, согласно статье 20 Основного закона, квалифицированным большинством в 3/4 голосов может принять решение об отстранении президента от должности. Согласно статье 23(а) Основного закона, в этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, последние переходят к председателю Кнесета.
Президентами Государства Израиль были: Х. Вейцман (в 1948–1952 гг.), И. Бен-Цви (в 1952–1963 гг.), З. Шазар (в 1963–1973 гг.), Э. Кацир (в 1973–1978 гг.), И. Навон (в 1978–1983 гг.), Х. Герцог (в 1983–1993 гг.) и Э. Вейцман (в 1993–2000 гг.). После досрочной отставки Э. Вейцмана в июле 2000 г. президентом Израиля был избран М. Кацав.
Кнесет
Согласно Основному закону о Кнесете от 1958 г., Кнесет является высшим законодательным органом государства (парламентом) и представляет собой палату из 120 представителей, формируемую сроком на четыре года на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Основной закон о Кнесете является одним из немногих действующих в стране законодательных актов, содержащих «защищенные» статьи. Хотя на протяжении 1958–2002 гг. в Основной закон о Кнесете было внесено 34 поправки, отдельные статьи этого закона могут быть изменены лишь квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Кнесета, причем (согласно статье 46 этого закона) данное большинство требуется на всех стадиях законодательного процесса. Речь идет, во-первых, о статье 9(а), конкретизирующей процедуру переноса или отмены выборов, и о статье 44, касающейся невозможности отмены или временного аннулирования Основного закона о Кнесете в условиях чрезвычайного положения. Согласно статье 9(а) данного закона, «Кнесет не может продлить свои полномочия иначе, чем по закону, который будет принят большинством, составляющим 80 голосов депутатов Кнесета, и только в том случае, если сложатся особые обстоятельства, не допускающие своевременного проведения выборов». Статья 44 гласит: «Независимо от любого другого решения, постановление о чрезвычайном положении не имеет силы изменить этот закон или временно аннулировать его положения или обусловить чем-либо его выполнение». Кроме того, согласно статье 4 закона, принципы проведения выборов (в законе они определены как «всеобщие, прямые и пропорциональные») могут быть изменены только квалифицированным большинством депутатов. Аналогичным образом, согласно статье 34 закона, для принятия решения о самороспуске Кнесета также необходимо квалифицированное большинство депутатов. Остальные статьи могут быть изменены простым большинством членов парламента. Местопребывание Кнесета — Иерусалим. Каждый израильский гражданин, достигший 18 лет, обладает правом избирать (если суд не лишил его этого права на основании соответствующего закона), и каждый израильский гражданин, достигший 21 года, обладает правом быть избранным в Кнесет (если суд не лишил его этого права на основании соответствующего закона и если он не занимает одну из государственных должностей, оговоренных в Основном законе о Кнесете). Выборы в Кнесет регламентируются соответствующим законом от 1969 г. и Законом о финансировании политических партий от 1973 г. Представительство в Кнесете пропорциональное: число парламентских мандатов пропорционально числу голосов, поданных за данную партию, причем вся страна является единым избирательным округом. Во избежание излишней фрагментации (достаточно сказать, что на всем протяжении истории государства в Кнесете было представлено не менее девяти партийных списков, а в Кнесете второго, одиннадцатого и двенадцатого созывов их число достигало пятнадцати), электоральный барьер, равный в ходе выборов в Кнесет первого — двенадцатого созывов одному проценту, был перед выборами в Кнесет 13-го созыва, состоявшимися в 1992 г., поднят до полутора процентов, из-за чего каждый партийный список, представленный в Кнесете в настоящее время, базируется на фракции как минимум из двух депутатов. Для участия в выборах партия должна представить в Центральную избирательную комиссию, во главе которой стоит судья, а членами которой являются представители политических партий, список своих кандидатов. Число парламентских мандатов, полученных партией, определяет, сколько возглавляющих ее список кандидатов становятся депутатами Кнесета. Квалифицированным большинством голосов Кнесет может принять закон о своем досрочном роспуске, установив дату выборов в Кнесет следующего созыва.
Основные обязанности Кнесета — рассмотрение и принятие законов (причем законодательная инициатива может исходить как от депутатов Кнесета, так и от правительства), утверждение правительства и его состава и парламентский контроль над его деятельностью. Существенна и репрезентативная функция Кнесета, который является единственным общегосударственным органом власти, непосредственно избираемым всеми гражданами страны.
Законодательная деятельность Кнесета осуществляется в соответствии с установленной процедурой. Выдвинутый на рассмотрение Кнесета правительственный законопроект должен пройти три чтения; законопроект, выдвинутый кем-либо из депутатов Кнесета (или группой парламентариев) должен пройти еще и так называемое предварительное чтение. После первого чтения закон передается в соответствующую парламентскую комиссию для внесения поправок, которые рассматриваются при втором чтении; при третьем чтении окончательная редакция закона ставится на голосование. Зачастую голосование по второму и третьему чтениям проходит одновременно. Процедура принятия законопроектов, утвержденных, как минимум, в первом чтении, но не прошедших окончательного утверждения, продолжается в Кнесете следующего созыва; рассмотрение остальных законопроектов прекращается, и для их рассмотрения они должны быть заново выдвинуты после очередных парламентских выборов.
Каждое новое формируемое правительство должно получить доверие Кнесета, то есть поддержку простого большинства его депутатов. Доверие Кнесета должен получить и каждый новый министр, дополнительно назначаемый в состав утвержденного правительства. Если правительство лишается доверия Кнесета (при принятии вотума недоверия), оно обязано уйти в отставку. Предложение о вынесении правительству вотума недоверия может быть внесено любой парламентской фракцией в любой момент и должно быть рассмотрено; как правило, все вносимые оппозицией предложения о вотуме недоверия рассматриваются не чаще одного раза в неделю.
Текущая работа Кнесета осуществляется на пленарных заседаниях, открытых для публики и прессы (если только Кнесет не решает провести закрытое заседание), и в двенадцати постоянных комиссиях (их наличие предусмотрено статьей 13(а) Устава Кнесета): по парламентским вопросам; по иностранным делам и обороне; по финансам (фактически три наиболее важные комиссии); по вопросам экономики; по внутренним делам и окружающей среде; по труду, социальному обеспечению и здравоохранению; по вопросам конституции, права и судопроизводства; по государственному контролю; по вопросам образования и культуры; по репатриации, абсорбции и связям с диаспорой; по вопросам статуса женщины; по науке и технологиям. Кроме того, в парламенте существуют четыре комиссии, не имеющие статуса постоянных (по борьбе с наркоманией; по вопросам занятости иностранных рабочих; по обращениям граждан; по правам ребенка), а также комиссия по депутатской этике.
Официальный стенографический отчет о заседаниях Кнесета печатается правительственной типографией и еженедельно издается в виде брошюры. В последние годы протоколы пленарных заседаний Кнесета и его комиссий публикуются и в электронных средствах массовой коммуникации. Обнародование протокола закрытого заседания Кнесета запрещается.
14 мая 1948 г., за несколько часов до окончания мандата Великобритании на Палестину, Народный совет (в некоторых книгах называемый «Национальное собрание»), состоявший из 37 представителей ишува и сионистского движения, обнародовал Декларацию независимости Израиля и особым манифестом провозгласил себя Временным государственным советом — высшим законодательным органом еврейского государства. Временный государственный совет отменил британские законы, ограничивавшие алию в Эрец-Исраэль и продажу земли евреям. Временный государственный совет оставил в силе британские законы, действовавшие в Палестине на 14 мая 1948 г., ограничив это решение оговоркой, что это касается тех нормативных актов, которые согласуются с Декларацией независимости, с будущими законами и с изменениями, вытекающими из факта создания Государства Израиль и его органов власти до тех пор, пока не приняты новые законы, отменяющие прежние.
Первым законом, принятым Временным государственным советом (19 мая 1948 г.), был Указ о правилах осуществления власти и судопроизводства, устанавливавший состав и обязанности Временного государственного совета и Временного правительства (так называемого «Народного правления») и утверждавший функции муниципалитетов и других органов местной власти и судебных органов в рамках их прежних полномочий. Уже в этом первом законодательном акте Израиль обратился к британской модели государственного управления, согласно которой парламенту теоретически принадлежит наивысший статус, но на практике правительство способно контролировать его. С одной стороны, указ подчиняет исполнительную власть законодательной, которая определяет основы внутренней и внешней политики, принципы налогообложения и бюджетного финансирования. С другой стороны, в нем говорится, что если законодательный орган объявит чрезвычайное положение, то министры, входящие в правительство, будут иметь полномочия подписывать указы, приостанавливающие или ограничивающие действие принятых парламентом законов. Продолжающееся существование формально не отмененного до сих пор чрезвычайного положения укрепляет положение правительства по сравнению с органами исполнительной власти в западных странах (где, разумеется, не существует продолжительного чрезвычайного положения), которые имеют право издавать указы только на основе законодательства, принятого парламентами, и контролируются ими. Тем самым была заложена первичная основа израильского политического устройства, где, наряду с формальным верховенством законодательной власти, существует исполнительная власть, де-факто наделенная широкими законодательными полномочиями.
18 ноября 1948 г. Временный государственный совет издал Декрет о выборах в Учредительное собрание на основе всеобщего равного избирательного права при прямом и тайном голосовании. Первые всеобщие выборы после провозглашения государственной независимости состоялись 25 января 1949 г. Первым законом, принятым Учредительным собранием, торжественное открытие которого состоялось 14 февраля 1949 г., был Закон о переходном периоде, заложивший юридическую основу законодательной и исполнительной власти Государства Израиль. Согласно этому закону, законодательный орган государства именуется Кнесетом, а Учредительное собрание является Кнесетом первого созыва. Законодательные акты должны впредь именоваться законами, а не декретами (как именовались законодательные акты британской мандатной администрации). Каждый закон должен быть подписан премьер-министром, министром или министрами, на которых возлагается ответственность за его выполнение, а после этого — президентом государства.
Начиная с 1949 г., выборы в Кнесет состоялись шестнадцать раз. Первым председателем Кнесета был избран И. Шпринцак (он оставался на этом посту в течение десяти лет, до 1959 г.); впоследствии этот пост занимали Н. Рафалькес-Нир (в 1959 г.), К. Луз (в 1959–1969 гг.), Р. Баркат (в 1969–1972 гг.), И. Иеша‘я ху-Шар‘аби (в 1972–1977 гг.), И. Шамир (в 1977–1980 гг.), И. Берман (в 1980–1981 гг.), М. Савидор (в 1981–1984 гг.), Ш. Хиллел (в 1984–1988 гг.), Д. Шиланский (в 1988–1992 гг.), Ш. Вайс (в 1992–1996 гг.), Д. Тихон (в 1996–1999 гг.) и А. Бург (в 1999–2003 гг.). В 2003 г. председателем Кнесета был избран Р. Ривлин).
Основы конституционного законодательства Государства Израиль
Предполагалось, что Кнесет первого созыва составит проект конституции Государства Израиль. Это соответствовало и внешнеполитическим обязательствам Израиля: согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., после раздела Палестины «учредительное собрание каждого государства — еврейского и арабского — должно ввести демократическую конституцию». Решение о принятии Конституции Учредительным собранием Государства Израиль было зафиксировано и в Декларации независимости страны. Еще в декабре 1947 г. правление Еврейского агентства поручило И. П. Ко хену подготовить черновой проект, который мог бы стать основой для обсуждения будущей конституции еврейского государства. Два года спустя отдельные депутаты Кнесета первого созыва пытались добиться включения в Закон о переходном периоде параграфа, обязывающего Кнесет принять единый Основной закон, однако потерпели неудачу, прежде всего — из-за противодействия правящей Рабочей партии, бывшей едва ли не единственной нерелигиозной партией, выступавшей против конституции. Парадоксально, но среди противников принятия конституции Учредительным собранием был и З. Вар хафтиг, назначенный в 1948 г. председателем конституционной комиссии Временного государственного совета.
Кнесет первого созыва не спешил с рассмотрением вопроса о принятии конституции. На протяжении полутора лет — с февраля 1949 г. по июнь 1950 г. — эта тема обсуждалась на девяти заседаниях. Аргументация сторонников принятия конституции сводилась к тому, что, во-первых, в ее отсутствие невозможен реальный контроль над деятельностью правительства, в том числе и в законотворческой деятельности, а во-вторых, она необходима для четкого определения границ полномочий государственных структур, прежде всего — силовых; именно конституция является гарантом основных прав и свобод граждан.
Глава правительства Д. Бен-Гурион, выступая в Кнесете 20 февраля 1950 г., в свою очередь, утверждал, что опасности, подстерегающие формирующуюся демократию, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем». Выступая против принятия конституции, депутат Кнесета Д. Бар-Рав-Хай утверждал, что сохранение принципов закона и демократии зависит не от конституции, а от «сознания и уровня политической культуры народа»; в качестве примера противники конституции говорили об огромных различиях между законами и практикой при диктаторских режимах, существовавших в середине 20 в. в Германии и в России.
13 июня 1950 г. Кнесет большинством голосов утвердил компромиссное предложение депутата И. Харари (1908–78), поддержанное, в том числе, правящей Рабочей партией. Принятое решение гласило: «Кнесет постановляет возложить на комиссию по вопросам конституции, права и судопроизводства подготовку проекта конституции государства. Конституция, раздел за разделом, будет составлена таким образом, чтобы каждый раздел представлял собой основной закон. Разделы должны предоставляться Кнесету по мере завершения комиссией своей работы и должны быть включены в конституцию государства». Данный компромисс позволил избежать резких столкновений между различными социальными и политическими группами в Израиле, что было крайне важно для государства, лишь за полтора года до этого провозгласившего свою независимость.
Первый из основных законов был принят лишь спустя восемь лет после утверждения предложения И. Харари. В 1958 г., когда Кнесет третьего созыва уже приближался к концу своей каденции, был принят первый из действующих на сегодняшний день Основных законов — Основной закон о Кнесете. Впоследствии Кнесет принял еще десять Основных законов: о землях Израиля (1960), о президенте государства (1964), о правительстве (1968), о государственной экономике (1975), об армии (1976), о Иерусалиме, столице Израиля (1980), о судопроизводстве (1984), о Государственном контролере (1988), о свободе деятельности (1992) и о свободе и достоинстве человека (1992).
Следует отметить, что хотя до начала 1990-х годов Кнесетом было принято девять Основных законов, ни один из них не привел к кардинальным изменениям в той сфере, которая относилась к компетенции данного закона. Выборы в Кнесет первого созыва прошли за девять лет до принятия в 1958 г. Основного закона о Кнесете, президент Израиля был впервые избран за шестнадцать лет до принятия в 1964 г. Основного закона о президенте государства, ведомство Государственного контролера сорок лет работало без определяющего его деятельность Основного закона (принят в 1988 г.). С принятием в 1968 г. Основного закона о правительстве не произошло практически никаких перемен в работе органов исполнительной власти, а с принятием в 1984 г. Основного закона о судопроизводстве — в органах судебной власти. Иерусалим был объявлен столицей государства немедленно после провозглашения независимости, девятнадцать лет спустя Восточный и Западный Иерусалим были объединены под израильским суверенитетом, однако прошло еще тринадцать лет, пока в 1980 г. был принят Основной закон о Иерусалиме — столице Израиля. Принцип подчиненности армии гражданским органам власти утвердился в Израиле задолго до того, как в 1976 г. был принят Основной закон об армии.
Иной была ситуация с Основным законом о свободе и достоинстве человека и Основным законом о свободе деятельности, принятыми в 1992 г. (второй из этих законов был принят в 1994 г. в новой редакции). До этого все принятые Кнесетом Основные законы относились к функционированию тех или иных государственных институтов, однако теперь появились Основные законы о гражданских правах личности. Кроме того, вторая редакция Основного закона о свободе деятельности включала статью о том, что «основные права человека в Израиле базируются на признании человека высшей ценностью, на святости и неприкосновенности его жизни и свободы. Уважение этих прав соответствует духу Декларации независимости Государства Израиль». До этого зафиксированные в Декларации независимости права на свободу вероисповедания и совести, а также отчетливо выраженный в ней принцип «полного общественного и политического равноправия всех граждан без различия религии, расы или пола» никогда не были повторены ни в одном из принятых Кнесетом законов. Именно поэтому в своих многочисленных выступлениях и статьях нынешний председатель Верховного суда Израиля А. Барак охарактеризовал эти законы как «существенное изменение в нашем конституционном строе, составляющее конституционную революцию». По мнению судьи А. Барака, с принятием этих законов «полномочия Кнесета ограничиваются; Кнесет теперь может далеко не все». В Израиле впервые был принят Основной закон, придавший юридическую силу Декларации независимости.
При этом не следует забывать, что введение в Основной закон упоминания о Декларации независимости, гарантирующей равенство всех граждан страны без различия вероисповедания и национального происхождения, было результатом давления со стороны леворадикального блока Мерец, выступившего с категорическим протестом против требования религиозных партий об изменении Закона о свободе деятельности в его первой редакции в целях запрета импорта некашерного мяса. В итоге ссылка на Декларацию независимости появилась в Законе лишь в его исправленной — по требованию религиозных ортодоксов — редакции, причем была включена в качестве компенсации левому блоку за изменение статус-кво во взаимоотношениях религии и государства. Иными словами, фундаментальное положение «конституционной революции» попало в Основной закон почти случайно. Принятой в либерально-демократических странах основательной подготовительной работы, предшествующей принятию столь важных законов, в данном случае проведено не было. Важно отметить и то, что кроме отдельных «защищенных» статей Основного закона о Кнесете, Основного закона о правительстве и Основного закона о свободе деятельности, все остальные основные законы (включая Основной закон о достоинстве и свободе человека) могут быть изменены простым большинством депутатов Кнесета. Кроме того, принцип отбора тех или иных законов в качестве «основных» вызывает небезосновательные сомнения. Например, такие важнейшие документы, как Закон о возвращении (1950), Закон о гражданстве (1952), Закон о государственном образовании (1953), Закон о равноправии женщин (1951) и другие не имеют статуса «основных». Все эти проблемы серьезно ограничивают надежды на принятие полноценной конституции страны в обозримом будущем.
Правительство
Согласно Основному закону о правительстве (его третья редакция была принята Кнесетом в 2001 г.), правительство является исполнительной властью в государстве. Местопребывание правительства Израиля — Иерусалим. Правительство несет коллективную ответственность перед Кнесетом и находится у власти до тех пор, пока пользуется доверием Кнесета (поддержкой простого большинства его депутатов). Глава правительства — премьер-министр, который должен быть депутатом Кнесета; другие министры не обязаны быть депутатами Кнесета, но должны быть гражданами Израиля, проживающими в стране. Согласно принятой в 1992 г. второй редакции Основного закона о правительстве, число министров не должно было превышать восемнадцать, однако в настоящее время число министров, назначаемых премьер-министром, законом не ограничено. Каждый министр ответственен за возложенные на него обязанности перед премьер-министром и, согласно принятым в 1981 г. поправкам к статьям 4 и 21(а) Основного закона о правительстве, может быть отстранен им от должности после того, как тот уведомит правительство о своем намерении. Министр может руководить министерством (или несколькими министерствами одновременно) или быть министром без портфеля; один или несколько министров могут быть заместителями премьер-министра.
Число министерств и сфера ответственности каждого из них не оговорены в законе. Если некоторые министерства, как, например, иностранных дел, обороны или финансов (эти министерства считаются наиболее важными), существовали на всем протяжении истории государства, то ряд министерств, существовавших в прошлые годы, впоследствии был расформирован (как, например, по делам почты; энергетики; экономики и планирования и регионального развития). В то же время сравнительно недавно возникли министерства, не существовавшие в прошлом, как, например, министерство туризма и министерство по охране окружающей среды. Иногда путем слияния формировались новые, «укрупненные», министерства: национальных инфраструктур; промышленности, торговли и занятости; культуры, науки и связи. Причины подобных структурных реформ, как правило, вызваны внутриполитическими партийными соображениями и не являются результатом заботы о повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти.
После избрания нового Кнесета или отставки правительства президент государства после проведения консультаций с представителями парламентских фракций поручает формирование нового правительства депутату Кнесета, который пользуется поддержкой наибольшего числа депутатов (обычно, но не обязательно, главе крупнейшей фракции в Кнесете). Если попытка этого депутата Кнесета сформировать правительство в 30-дневный срок не увенчалась успехом, президент может либо предоставить ему дополнительный месячный срок, либо сразу же возложить обязанность сформировать правительство на другого депутата Кнесета. Правительство считается сформированным, когда Кнесет выразит ему доверие, после чего министры официально вступают в должность.
Когда премьер-министр направляет президенту письмо о своей отставке, в отставку уходит все правительство. В случае смерти премьер-министра правительство считается ушедшим в отставку со дня его смерти. Если Кнесет выражает вотум недоверия правительству, председатель Кнесета должен официально уведомить об этом президента, после чего правительство считается ушедшим в отставку. Отставка правительства не влечет автоматически роспуска Кнесета. При отставке одного из министров премьер-министр может назначить нового министра или взять на себя исполнение его обязанностей. При всех условиях до назначения нового министра министерская ответственность за соответствующий портфель возлагается на премьер-министра. В прошлые годы главы правительств неоднократно принимали решения об исполнении ими самими также обязанностей министра обороны: на подобное «совмещение постов» в разное время пошли Д. Бен-Гурион, Л. Эшкол (до Шестидневной войны), М. Бегин (после досрочной отставки с поста министра обороны Э. Вейцмана), И. Рабин, Ш. Перес и Э. Барак.
В рамках любого закона правительство правомочно предпринять любое действие, осуществление которого не возлагается законом на какой-либо другой орган власти, и может облечь любого министра каким-либо из полномочий, которыми оно располагает. Министр может передать подчиненному ему государственному служащему — полностью, частично или на некоторых условиях — любое полномочие, которым наделен он сам, или любую обязанность, возложенную на него самого, за исключением издания подзаконных актов на основании полномочий, предоставляемых министру соответствующим законом Кнесета. Министр, которому поручено проведение в жизнь какого-либо закона, может взять на себя в этих рамках любые полномочия, предоставляемые государственному служащему законом, кроме полномочий судебного характера.
Член правительства, ведающий министерством, может с одобрения правительства назначить себе одного или двух заместителей из депутатов Кнесета. Заместитель министра действует в Кнесете и в министерстве от имени назначившего его министра в рамках вопросов, переданных в его ведение министром.
Премьер-министрами Государства Израиль были: Д. Бен-Гурион (в 1948–1953 и 1955–1963 гг.), М. Шарет (в 1954–1955 гг.), Л. Эшкол (в 1963–1969 гг.), Голда Меир (в 1969–1974 гг.), И. Рабин (в 1974–1977 и 1992–1995 гг.), М. Бегин (в 1977–1983 гг.), И. Шамир (в 1983–1984 и 1986–1992 гг.), Ш. Перес (в 1984–1986 и 1995–1996 гг.), Б. Нетания ху (в 1996–1999 гг.) и Э. Барак (в 1999–2001 гг.). В феврале 2001 г. главой правительства страны был избран А. Шарон (переизбран в январе 2003 г.).
Государственный контролер
Основной закон о Государственном контролере (1988), заменивший аналогичный закон от 1958 г., который, однако, не имел «конституционного» статуса, предусматривает избрание государственного контролера Кнесетом на срок в пять лет. Один и тот же человек может занимать должность государственного контролера не более двух каденций подряд (статья 8 соответствующего Основного закона). В исполнении своих обязанностей государственный контролер независим от правительства и несет ответственность только перед Кнесетом (статья 6). Кнесет имеет право сместить государственного контролера большинством в 2/3 голосов депутатов, принимающих участие в голосовании (статья 13). Согласно статье 2(а) Основного закона о Государственном контролере, его проверке подлежат: правительственные учреждения; лицо или группа лиц, ведающих государственной собственностью не на договорном основании; органы местного самоуправления; любое предприятие, учреждение, фонд или другое общество, в управлении которым прямо или косвенно принимает участие правительство или орган местного самоуправления; предприятие, учреждение, фонд или другое общество, получающее прямую или косвенную помощь (в виде субсидий, дотаций, поручительств и т. п.) правительства или органа местного самоуправления.
Результаты проверки, осуществляемой государственным контролером, публикуются в ежегодных отчетах. В случаях, когда обнаруженные недостатки и нарушения имеют особое общественное значение, государственный контролер может предоставить отдельный отчет парламентской комиссии государственного контроля, которая может по собственной инициативе или по рекомендации государственного контролера принять решение о создании следственной комиссии, назначаемой председателем Верховного суда. Если в результате проверки возникло подозрение в совершении уголовного преступления, государственный контролер обязан довести дело до сведения прокуратуры и юридического советника правительства. В обязанности государственного контролера входит также выработка предложений по тем или иным вопросам в рамках его компетенции в ответ на запрос правительства или Кнесета.
Согласно принятому в 1971 г. дополнению к Закону о Государственном контролере, которое было зафиксировано также в статье 4 Основного закона от 1988 г., в компетенцию государственного контролера входит и рассмотрение жалоб граждан; в этой роли государственный контролер именуется Уполномоченным по жалобам граждан ( нецив тлунот ха-циббур). Любой гражданин может подать Уполномоченному жалобу на действия физических или юридических лиц и организаций, подлежащих проверке государственного контролера. Жалоба может быть подана на действия, прямо затрагивающие подателя жалобы или лишающие его каких-либо привилегий, если эти действия, по мнению подателя жалобы, противоречат закону (или совершены без законного основания), или не соответствуют принятым административным нормам, или чрезмерно строги, или явно несправедливы. Уполномоченный может издать любое распоряжение, которое он сочтет правильным, включая распоряжение о защите подателя жалобы, о восстановлении его в должности и т. п. Нарушение такого распоряжения является дисциплинарным правонарушением. Если при расследовании жалобы возникает подозрение в совершении уголовного преступления, уполномоченный обязан довести дело до сведения прокуратуры и юридического советника правительства.
Уполномоченный по жалобам граждан должен ежегодно представлять отчет о своей деятельности Кнесету, который рассматривает отчет и выносит по нему заключение и законодательные предложения. Эффективность работы Управления государственного контролера сравнительно невысока: как правило, лишь наиболее вопиющие факты из состоящих из многих сотен страниц отчетов Государственного контролера становятся предметом обсуждения в средствах массовой информации. Материалы, собранные государственным контролером в ходе расследований, не считаются доказательствами в ходе судебного разбирательства, поэтому зачастую полиция и прокуратура дублируют некоторые действия государственного контролера и его аппарата.
Аналогичные жалобы военнослужащих подлежат рассмотрению уполномоченного по разбору жалоб военнослужащих ( нецив квилот ха-хаялим), назначаемого министром обороны после консультации с министром юстиции и с одобрения комиссии Кнесета по иностранных делам и обороне. Уполномоченный по разбору жалоб служащих полиции и уполномоченный по разбору жалоб служащих тюремной охраны назначаются министром внутренней безопасности с одобрения комиссии Кнесета по внутренним делам и окружающей среде.
Первым государственным контролером был в 1949 г. утвержден З. Мозес, остававшийся на этом посту до 1961 г. Впоследствии этот пост занимали многие известные юристы и общественные деятели, в том числе (на протяжении десяти лет) — бывший заместитель председателя Верховного суда Мирьям Бен-Порат. Начиная с 1998 г. этот пост занимает бывший судья Верховного суда Э. Гольдберг.
Органы местного самоуправления
Первичными административными органами в Израиле являются органы местного самоуправления — муниципалитеты ( ирийот) в городах, местные советы ( мо‘ацот мекомийот) в поселках городского типа и крупных деревнях и региональные советы ( мо‘ацот эзорийот), объединяющие группы мелких населенных пунктов. В функции органов местного самоуправления входит предоставление жителям коммунальных услуг (водоснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора и т. п.), а также благоустройство и развитие населенного пункта. В ведение местных органов передано также выполнение ряда функций центральных государственных органов — в первую очередь, школьное образование и социальное обслуживание в рамках данного населенного пункта.
Полномочия, обязанности, организация и характер деятельности органов местного самоуправления установлены соответствующими законами. Местные органы власти наделены правом принимать на своей территории вспомогательные законы, вступающие в силу после утверждения министром внутренним дел и публикации в официальных «Ведомостях» [«Решумот»]. Со своей стороны, министр внутренних дел уполномочен рекомендовать местным органам вспомогательные законы посредством публикации в «Ведомостях» типовой формулировки, которая — с изменениями или без таковых — может быть принята соответствующим постановлением местного органа власти. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления, включая санкционирование размеров муниципальных налогов и муниципального бюджета, а также размеры государственных дотаций, осуществляет Министерство внутренних дел. В случае если местный орган власти не может успешно функционировать (нарушение рамок установленного бюджета, конфликты в местном совете, препятствующие его нормальной деятельности, и т. п.), министр внутренних дел имеет право распустить местную администрацию и временно передать управление специально уполномоченному лицу или комиссии.
Все органы местного самоуправления в Израиле — выборные. Правом голоса обладают все жители, достигшие к моменту выборов 18 лет и являющиеся постоянными жителями данной местности. В отличие от выборов в Кнесет, в выборах в местные органы могут участвовать все постоянные жители, в том числе и не имеющие израильского гражданства. Кандидатом на местных выборах может быть всякий, кто достиг 21 года, является постоянным жителем данной местности и чье имя занесено в список кандидатов к моменту официальной подачи этих списков. Выборы проводятся по системе пропорционального представительства на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Выборы в органы местного самоуправления проводятся один раз в пять лет. В ходе этих выборов избираются местные советы и — отдельно (с 1975 г.) — мэры городов и главы местных советов. Персональные прямые выборы глав местных органов делают их более независимыми от личных и партийных интересов членов местных советов. На выборах в органы местного самоуправления обычно (но не всегда) фигурируют те же партийные списки, что и на выборах в Кнесет. По состоянию на конец 2002 г., единственные города в стране, мэры которых были избраны не как кандидаты от двух ведущих партий, — Герцлия (где мэром была избрана представитель леворадикального блока Мерец Я‘эль Герман) и Бней-Брак (где мэром традиционно является представитель ашкеназской религиозной общины). Во всех остальных городах мэрами были избраны представители партии Труда (в Тель-Авиве, Хайфе, Беер-Шеве и др.) или блока Ликкуд (в Иерусалиме, Ашдоде, Нетании и др.).
Процедура выборов в региональные советы отлична от процедуры выборов в местные советы и муниципалитеты. Поселения, управляемые региональными советами, направляют в эти советы своих делегатов, избранных тайным голосованием поселковым комитетом (в кооперативных сельскохозяйственных поселениях — киббуцах и мошавах — комитет кооператива является одновременно местным комитетом поселка). Число делегатов от каждого поселка — от двух и более, в зависимости от числа жителей и по утверждению Министерства внутренних дел. На своем первом заседании новоизбранный региональный совет избирает открытым голосованием председателя совета и его заместителей.
Полиция
Обеспечение гражданского правопорядка и общественной безопасности в стране возложено на полицию, деятельность которой контролируется Министерством внутренней безопасности. Численность израильский полиции (на октябрь 2002 г.) — 26 600 человек, из которых около 22% — женщины. Израильскую полицию возглавляет генеральный инспектор, штаб-квартира находится в Иерусалиме (до 1969 г. — в Тель-Авиве). Первым генеральным инспектором полиции был (в 1948–1958 гг.) И. Са хар (1907–98). Нынешний генеральный инспектор — М. Кар’ади (родился в 1960 г.), назначенный на должность в 2004 г., является на этой должности пятнадцатым за всю историю государства.
С точки зрения структуры органов внутренней безопасности, страна делится на три округа — Северный, Центральный и Южный, со штаб-квартирами в Назарете, Тель-Авиве и Иерусалиме соответственно; каждый округ подразделен на районы, участки и посты. Наряду с территориальными в израильской полиции существуют специальные подразделения — отделы по борьбе с особо опасными преступлениями, по борьбе с наркотиками, с мошенничеством, а также следственный, криминалистический (оснащенный современным лабораторным оборудованием) и др.
Деятельность израильской полиции осуществляется на основе Положения о полиции от 1971 г. и других нормативных актов. В рамках этих полномочий полиция выполняет следующие функции и задачи:
В сфере борьбы с преступностью в обязанности полиции входит расследование преступлений, изобличение преступников и привлечение их к уголовной ответственности; обнаружение и раскрытие преступлений, о наличии которых не поступает конкретных жалоб, — таких, как наркобизнес, шантаж на фоне протекционизма, торговля краденым имуществом; предотвращение преступлений — информирование граждан о том, какие меры защиты следует принимать, чтобы снизить вероятность преступления; проведение специальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Кроме того, полиция играет важную роль в регулировании и обеспечении безопасности дорожного движения, в расследовании дорожных происшествий и привлечении виновных к судебной ответственности. Представители полиции участвуют в процессе принятия решений, касающихся планировки и строительства шоссейных дорог и сооружений, установления дорожных знаков и светофоров с целью повышения безопасности на дорогах и оптимизации транспортного потока.
Кроме обычных полицейских функций, израильская полиция — в тесном сотрудничестве с Армией обороны Израиля — выполняет обязанности по охране государственной границы и борьбе с террористической деятельностью, для чего существуют формирования полевой жандармерии — мишмар ха-гвул (пограничная охрана), в которой высок удельный вес представителей национальных меньшинств, в первую очередь друзов. С 1967 г. израильская полиция в значительной мере ответственна за соблюдение правопорядка на контролируемых территориях. Подобная «армейская» деятельность полиции на территориях, не являющихся частью суверенной территории Израиля, зачастую вызывает серьезную критику со стороны правозащитных организаций.
Под эгидой полиции действует добровольная организация Мишмар эзрахи (гражданская охрана), основанная в середине 1970-х гг., осуществляющая ночное патрулирование в населенных пунктах для предотвращения террористических и уголовных преступлений. Организация насчитывает 450 районных станций и более 100 тыс. добровольцев всех возрастов.
Пенитенциарная система Израиля состоит из 18 учреждений тюремного типа (из них девять тюрем для осужденных за террористическую деятельность и одна женская тюрьма), подчиненных Управлению тюрем ( Шерут баттей ха-со хар) во главе с начальником ( нецив шерут баттей ха-со хар). В израильских тюрьмах проводится воспитательная и образовательная работа с заключенными, включающая профессиональное обучение, а также широко практикуется работа заключенных вне тюрьмы и предоставление отпуска (при условии, что осужденный не представляет угрозы общественному порядку и безопасности граждан).
См. Израиль
См. Государство Израиль