какая форма власти была признана в ссср

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

какая форма власти была признана в ссср

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала оформите подписку на новости сайт а!

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно — Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи 🙂

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть здесь.

Конституция 1977 года никаких изменений не в органы власти СССР не внесла. Надо только помнить, что 6 статья этой Конституции закрепила руководящую роль КПСС в СССР. Более подробно здесь о правлении Л.И. Брежнева.

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Ну и как обещал — таблица всех глав председателей СНК:

Глава правительстваВ должностиПартия
Председатели Совета Народных Комиссаров СССР
1Владимир Ильич Ленин6 июля 192321 января 1924РКП(б)
2Алексей Иванович Рыков2 февраля 192419 декабря 1930РКП(б) / ВКП(б)
3Вячеслав Михайлович Молотов19 декабря 19306 мая 1941ВКП(б)
4Иосиф Виссарионович Сталин6 мая 194115 марта 1946ВКП(б)
Председатели Совета Министров СССР
4Иосиф Виссарионович Сталин15 марта 19465 марта 1953ВКП(б) /
КПСС
5Георгий Максимилианович Маленков5 марта 19538 февраля 1955КПСС
6Николай Александрович Булганин8 февраля 195527 марта 1958КПСС
7Никита Сергеевич Хрущёв27 марта 195814 октября 1964КПСС
8Алексей Николаевич Косыгин15 октября 196423 октября 1980КПСС
9Николай Александрович Тихонов23 октября 198027 сентября 1985КПСС
10Николай Иванович Рыжков27 сентября 198519 января 1991КПСС
Премьер-министры СССР (руководители Кабинета Министров СССР)
11Валентин Сергеевич Павлов19 января 199122 августа 1991КПСС
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР
12Иван Степанович Силаев6 сентября 199120 сентября 1991КПСС
Председатели Межреспубликанского экономического комитета СССР
12Иван Степанович Силаев20 сентября 199114 ноября 1991КПСС
Председатели Межгосударственного экономического комитета СССР — Премьер-министры Экономического сообщества
12Иван Степанович Силаев14 ноября 199126 декабря 1991без партии

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Источник

Советская республика

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:

Содержание

Характеристика

Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

Единственную систему органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.

Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы.

Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты:

Виды советских республик

Советские республики можно подразделить на 3 группы:

Критика реализации советской республики в СССР

Существовала также тенденция увеличения числа беспартийных депутатов. Так например на I Съезде Советов СССР беспартийных было всего 5,7 %, а уже на III Съезде Советов СССР беспартийных было 20,4 % [11] ; в Верховном Совете СССР I созыва беспартийных было меньше 1/5, а в Верховном Совете СССР VIII созыва — уже 54 % беспартийных.

Национальные наименования Советов

В некоторых советских республиках Советы и Съезды Советов имели свои национальные названия:

Источник

«Оплот против мирового капитализма»: как был образован Союз Советских Социалистических Республик

Фундаментальный вопрос

Судьбы народов бывшей Российской империи коренным образом изменились, когда в октябре 1917 года большевики захватили власть. Бразды правления огромной территорией перешли к идеологически сплочённой верхушке, мечтающей разрушить привычный государственный порядок и как можно шире распространить идеи коммунизма.

По мнению экспертов, образование СССР можно считать логическим продолжением политики большевиков, решивших провести очередную «территориально-административную реформу».

Декларация и Договор об образовании СССР были приняты 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов с участием делегатов РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). Мероприятие проходило в здании Большого театра в Москве.

«К декабрю 1922 года большевики поняли, что могут заново объединить самые большие и важные осколки империи в одно государство и вместе противостоять «враждебному капиталистическому окружению». Для такого государства они определили общие принципы управления и центральные органы власти. 30 декабря I Всесоюзный съезд Советов принял Договор об образовании СССР. Этот документ заложил фундамент первой советской Конституции 1924 года и оставался формально в силе вплоть до 1991 года», — отметил в беседе с RT кандидат исторических наук Александр Орлов.

В принятой декларации обозначались причины, принципы и цели объединения государств. Важнейшим принципом провозглашалось право народов на самоопределение, а конечной целью — создание Всемирного союза коммунистических республик. В течение следующих 35 лет СССР успешно претворял последний пункт жизнь, увеличив количество республик с 4 до 15.

Ленин против Сталина

Представители Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР были готовы к объединению с РСФСР, но на равных началах и с сохранением национальных особенностей. Это вело к разногласиям с Москвой, не желавшей лишаться монополии на власть.

В сложившихся условиях в ЦК появились два отличных друг от друга плана объединения советских республик.

Первый проект «автономизации» представил Иосиф Сталин, бывший тогда наркомом РСФСР по делам национальностей. Этот план предусматривал вхождение республик в состав РСФСР на правах автономий. При этом власть Москвы и общероссийское законодательство распространялись бы на новые территории. В сущности план Сталина предусматривал не объединение и образование нового государства, а поглощение Россией национальных советских республик.

Владимир Ленин раскритиковал идею Сталина и выступил за равноправные союзные отношения, выдвинув свой «федеративный план». Ленин настаивал на заключении между республиками равноправных договоров с возможностью присоединения к Союзу в будущем некапиталистических стран Европы и Азии. Это предусматривало создание новой Конституции и образование федеративных органов власти с представительством от всех республик.

Прочитав проект Конституции, Ленин вызвал Сталина в Горки для объяснений, а затем оба направили в политбюро ЦК РКП(б) свои возражения. Ленин внёс несколько правок в проект Конституции, предложив в том числе назвать новое объединение «Союз Советских Республик Европы и Азии». В тот же день он написал членам политбюро записку «Об образовании СССР», в которой выразил мнение, что РСФСР должна признать себя и другие республики равноправными и вступить в союз «вместе и наравне с ними».

Авторитет вождя мирового пролетариата, несмотря на его обострившуюся болезнь, оставался непререкаем. 30 декабря 1922 года в Москве на I Всесоюзном съезде Советов был подписан Договор об образовании СССР, в основу которого лег разработанный Лениным план.

«Мина замедленного действия»

«Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем. Новое союзное государство послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику», — говорилось в первой советской Конституции, принятой 31 января 1924 года.

В зависимости от численности нации и 185 народностей Союза были поделены на союзные республики, прямо подчинявшиеся Москве; автономные республики в составе союзных; автономные области внутри краёв и национальные округа. При этом было чётко определено, какому из объектов, например, положено иметь свой университет, а какому нет.

«Конечно, подобный раздел вызвал много недовольства. Народы Абхазии и Южной Осетии не хотели быть в составе Грузии. Отдельные области, где проживало по большей части таджикское население, вошли в состав Узбекистана, а Нагорный Карабах с преимущественно армянским населением — в состав Азербайджана. Во времена СССР каждое проявление недовольства сурово наказывалось. Когда же к власти пришёл Горбачёв и началась перестройка, эта мина замедленного действия сработала», — пояснил Орлов.

Молодое государство власти наделили наднациональным характером, чтобы в перспективе в его состав можно было принять любые республики, разделяющие социалистические идеи. Ленин даже отошел от первоначального названия государства «Союз Советских Республик Европы и Азии», не ограничиваясь какой-либо географической привязкой. Более того, принятый СССР герб — единственный в мире, на котором изображён весь земной шар, но никак не обозначены границы государства. Однако расчёты Ленина на мировую революцию не оправдались, а созданная под эту перспективу система не устояла под натиском новых реалий.

«Большевики создавали СССР как особый проект по определённому, заранее начертанному плану. Они руководствовались понятной им идеологией и своим видением того, каким должно быть идеальное общество. Однако проект не выдержал столкновения с реальностью. В 1971 году было официально провозглашено, что в ходе развития СССР сложилась новая историческая общность людей — советский народ как результат идейного единства всех слоёв и наций. Но в итоге, как только подул ветер свободы, у многих возобладала тяга к национальному обособлению», — заключил Орлов.

Источник

Красная машина. 30 лет назад Ельцин запретил КПСС. Как Компартия подчинила себе советский народ и почему она рухнула?

Р овно 30 лет назад, 6 ноября 1991 года, президент Борис Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС и Компартии РСФСР на территории России, а также национализации их имущества. В документе подчеркивалась недопустимость попыток реанимирования гигантского механизма коммунистической партийной машины, что могло «дать ему возможность подмять под себя ростки российской демократии». К моменту, когда КПСС оказалась под запретом, лозунг из 1953 года «Народ и партия едины» давно потерял всякую актуальность. Однако миллионы коммунистов по всей стране восприняли бесславный конец КПСС как оскорбление и стали мечтать о реванше. «Лента.ру» вспоминает историю Коммунистической партии — чистки и пятилетки, проникновение во все сферы общества и двойную мораль, оглушительные аплодисменты самим себе и стремительное крушение идеалов.

Предтеча того, что коммунист Макар Нагульнов в «Поднятой целине» назвал «партией с огромным умом», оформилась еще в конце XIX века. В Минске и сейчас стоит выкрашенный в зеленый цвет деревянный домик, где в марте 1898 года состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Участники собрались нелегально и вскоре все кроме одного подверглись аресту.

Пять лет спустя в Лондоне партия раскололась на сторонников Владимира Ленина — большевиков, и на более умеренных, кто пошел за Юлием Мартовым, — меньшевиков. Окончательно пути двух ветвей коммунистов разойдутся в июне 1917-го, когда на I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов влиятельный меньшевик Ираклий Церетели скажет: «В России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место».

На это ему резко ответит Ленин: «Есть такая партия!» Время спустя советская пропаганда представит знаменитую стычку как поворотный момент в борьбе большевиков за власть.

Источник

Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Типология СССР: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства по конституции 1977 года и в реальности»

какая форма власти была признана в ссср

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный институт электроники и математики

Кафедра Истории и Политологии

Реферат по дисциплине «Политология» на тему:

«Типология СССР: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства по конституции 1977 года и в реальности»

Доцент, кандидат исторических наук:

Характеристика литературы. 3

Форма территориального устройства. 4

Политический режим. 5

Тип государства по конституции 1977 года. 8

Список литературы. 10

История Советского государства весьма сложна и неоднозначна. Ее всестороннее ис­следование является, очевидно, важным предметом отечественной науки. Именно это делает актуальной данную тему.

Для того чтобы понять процессы, происходившие в СССР и приведшие к его распаду, необходимо рассмотреть форму правления в нём, государственный режим, форму административно-территориального устройства и некоторые другие аспекты советской государственности.

Целью данной работы является исследование формы правления, формы территориального устройства и политического режима в СССР, которые являются характеристиками, дополняющими друг друга и описывающими форму государства.

3) Политология: учеб. под редакцией . – содержит фактологические сведения и цитаты из классической и новейшей литературы, обширный банк научных биографий видных представителей социально-политической мысли, определения ключевых понятий.

Советское государство было провозглашено советской республикой по форме правления. В ней отсутствовала разделение властей, а основным представительным органом власти являлись Советы народных депутатов, корпус которых сам принимает законы, исполняет их и контролирует их исполнение. На этой идеологической основе, по сути, была создана мощ­ная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, которая полностью находилась под контролем партии.

Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе эволюционировала и форма правления, но на всех оно являлось партийным государством.

Назначение на любые значи­тельные посты или должности проходило по решению партийных орга­нов на основе т. н. принципа «номенклатуры».

Существовала и практика т. н. директивного метода управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов, их исполнительно-властного потенциала. Средства массовой информации были неотделимы от партийной ветви власти. Это способствовало поддержке конформизма в широких массах населения.

Форма территориального устройства

Статья 70 Конституции СССР 1977 года гласила:

Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые сами по себе имели разнообразное административно-территориальное деление.

Крупные республики делились на области. Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР по состоянию на 1985 год областного деления не имели.

В состав некоторых союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР) входили Автономные Советские Социалистические Республики (АССР) и автономные области.

Все перечисленные административно-территориальные единицы делились на районы и города областного, краевого и республиканского подчинения.

На протяжении всего времени существования СССР фактически сменялись разные политические режимы власти, имеющие родственные и чуждые черты. Поэтому необходимо рассматривать каждый из них по отдельности.

Ленинско-большевистский политический режим

Советская система власти, образовавшаяся после революции 1917 года в начале своего развития была достаточно народной и обоснованной исторически.

Первые Советы не являлись однопартийными, в них входили различные организации, которые ориентировались на защиту интересов трудящихся, крестьян, солдат. Это были к примеру социал-демократы, анархисты, эсеры и другие.

Тем не менее, большевики следовали учению марксизма и объявили в России диктатуру пролетариата.

Большевики особенно старались обеспечить большинство мест в Советах рабочим и членам партии, что привело к тому, что привело к образованию однопартийной системы.

Аспекты советской государственности были определены первой Кон­ституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 года. Буржуазия лишалась гражданских прав, нетрудовые элементы исключались из политической жизни, пред­усматривались неравные права для избирателей города и села. Благодаря тому, что выборы были многостепенными обеспечивался нужный состав в Советах. Несмотря на то, что высшими органами власти считались ВЦИК, съезд Советов и СНК, на самом деле большинство полномочий имел Совет народных комиссаров РСФСР. Фактически же высшими политическими органами власти в стране были ЦК РКП(б) и Политбюро.

Особую роль в государственном аппарате играли силовые органы, а именно Народный комиссариат по военным делам РСФСР, Народный комиссариат юстиции и ВЧК.

Несмотря на условия гражданской войны, внутри политического режима большевиков преобладали товарищеские вза­имоотношения, нормы относительной демократии. Это особенно заметно в годы проведения новой экономической политики, когда была осуществлена либера­лизация хозяйственных отношений в обществе, формирование рыноч­ного механизма. Однако с середины 1920-х гг. данная тенденция была свёрнута и заменена на авторитарно-бюрократическую.

Сталинско-большевистский политический режим

После ухода с политической арены началась острая борьба внутри РКП(б), принявшая внутриэлитный и личностный характер. Благодаря отстранению своих политических оппонентов от власти, смог утвердить режим своей личной неограниченной власти, что привело к формированию в рамках советско-коммуни­стической системы новой вариации большевистского политического режима. В отличие от ленинско-большевистского можно определить его как сталинско-большевистский политический режим. Несмот­ря на наличие общих черт в этих режимах совершенно очевид­ны и их принципиальные отличия.

В период осуществления новой экономической политики, разре­шившей развитие частнособственнических тенденций в экономике и узаконившей экономический плюрализм, режим диктатуры больше­визма не носил законченного тоталитарного характера. Отмена НЭПа и полное господство принципов планово-распре­делительной экономики, абсолютная централизация всех сфер произ­водства параллельно с осуществлением форсированной индустриали­зации и сплошной коллективизации обусловили формирование поли­тического режима левокоммунистического тоталитарного характера. Если при прослеживались только отдельные элементы контроля государства над обществом, то при Сталине они приняли всеобщий тотальный характер. В данных условиях центральным над­партийным и надгосударственным органом власти стал карательный аппарат, которым поначалу являлся ОГПУ, а затем НКВД, МГБ. В стране была создана сеть лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселе­ний. Труд заключенных применялся для реализации многих крупных проектов того времени, например каналов, ГЭС, металлургических предприятий и др.

Сталинский режим прикрывался Конституцией СССР 1936 года, которая в теории была действительно демократической и народной. Однако следует иметь в виду, что боль­шая часть общества была удовлетворена режимом и находила воз­можность в его рамках принимать участие во власти, проявлять свою актив­ность и поддерживать ее.

В речи на XV московской партконференции в 1926 г. И. Сталин говорил: «…Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. Но массы хотят, чтобы руководство было не формальное, не бумажное, а действительное, понятное для них. Для этого именно и необходимо терпеливое разъяснение цели и задач, директив и указаний партии и Советской власти».

Было официально объявлено, что в СССР пост­роен социализм, что на самом деле не соответствовало действительнос­ти, так как не были осуществлены подлинно социалистические идеалы народовластия. Наряду с этим существовали отдельные элементы социалистического характера, например общественно-государственная собственность на средства производства. Среди трудящихся и в массовом сознании всего общества воспроизводились в модернизи­рованной коммунистической форме традиционные принципы общности, солидарности, приоритета нематериальных стимулов.

В годы Великой Отечественной войны советская государствен­ность дополнилась новыми чертами, в первую очередь внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозун­гов. В то же время Сталин разочаровался в идее мировой революции, распустил Коминтерн, отказался от политики воинствующего атеизма.

В этих условиях высокая централизация режима имела много преимуществ и была отчасти оправдана.

Военно-мобилизационная си­стема в армии сохранялась после окончания войны и в целом была необходима для преодоления тяжелого периода послевоенного восстановления народного хозяйства и одновре­менного создания ракетно-ядерного щита. Однако уже в конце 1940-х гг. стало ясно, что страна нуждается в демократизации режима. Тоталитарный сталинский режим изжил себя, а применяемые методы оказались устаревшими для новой эпохи. Смертью Сталина закончился начавшийся новый виток репрессий. Его преемник в своих решениях старался реализовать давно назревшие преобразования. Начался процесс десталинизации. Победа же во внутрипартийной борьбе ­щёва привела к ускорению разоблачения сталин­ского режима власти и ознаменовала новый виток в политической жизни СССР.

На первом этапе () М. Горбачев проводил т. н. политику ускорения, куда входили главным образом командно-административные методы реформирования, не затрагивающие основ советского строя, которые не принесли ожидаемых результатов, а напротив, усугубили экономические и социальные проблемы в стране.

На втором этапе () М. Горбачев попытался воспользоваться, по выражению В. Согрина, «своего рода советской моделью демократического социализма, призванного раскрепостить экономические и социальные потенции общества». Горбачёв решил провести всеобщую либерализацию и демократизацию власти путём отстранения консервативных партийных элементов и замены командно-административной модели на модель демократического социализма. Но экономические реформы в итоге провалились, что привело к ещё большему нагнетанию обстановки в обществе.

Были проведены радикальные изменения в политической системе, что привело к возрождению многопартийности и появлению оппозиционных партий. КПСС как бывшая главная властная структура, отходила на второй план.

Тип государства по конституции 1977 года Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» Кандидаты на выборах выдвигались от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Формально источником права были только постановления законодательного органа, то есть Верховного Совета СССР (В. С. СССР), хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР. В 1937—1989 гг. коллективным главой государства считался Верховный Совет СССР, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС, которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я). Иными словами, «партийное» государство получило кон­ституционную основу.

Можно подытожить, что Конституция 1977 года закрепила руководя­щую роль КПСС в политической системе, в которой Советы офици­ально считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль.

В реферате была широко исследована и приведена типология СССР, при этом особенно было заострено внимание на многообразие и изменчивость политического режима, который коренным образом влиял на советское общество и определял исторические процессы в стране.

1) http://ru. wikipedia. org/wiki/USSR

2) «Политическая история современной России. : от Горбачева до Путина.» М., 2001. С.6.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *