какая категория прав нужна на квадроцикл в беларуси
Права на квадроцикл и на снегоход
В настоящее время на территории Республики Беларусь эксплуатируется несколько видов мотовездеходов, которые делятся на снегоходы и четырехколесные транспортные средства – квадрициклы и квадрациклы.
Справочно: согласно ПДД к квадрициклам относятся: четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов и им разрешено участие в дорожном движении, т.к. они приравниваются к автомобилям и они регистрируются в подразделениях Госавтоинспекции, а для их управления необходимо наличие категории «В» (легковой автомобиль).
Понятие «квадрацикл» в ПДД отсутствует, в связи с чем он не может участвовать в дорожном движении. В случае движения данного транспортного средства по дороге общественного пользования в действиях данного лица усматривается состав двух административных правонарушений: ч.4 ст. 18.36 КоАП и ч.5 ст. 18.22 КоАП.
— 4.5 ст. 18.22. «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 — 18.16. 18.19 — 18.21 КоАП и частями 1 – 4 настоящей статьи», – предусмотрено: предупреждение или наложение штрафа в размере до ОД базовой величины;
— ч. 4 ст. 18.36. «Въезд на автомобильную дорогу общего пользования транспортного средства и съезд с нее либо прогон животных через такую дорогу в неустановленных или необустроенных местах» предусмотрено: наложение штрафа в размере от 0,2 до 1 базовой величины.
В случае если вышеуказанные транспортные средства, а также снегоходы будут двигаться по сельскохозяйственным угодьям, то в действиях водителей усматривается состав части 3 ст. 10.8 КоАП.
Статья 10.8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений: «Проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне, мотоцикле или другом транспортном средстве» — предусмотрено наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин.
«Казуистика какая-то: де-факто квадроциклы есть, а де-юре — нет?» Владельцы изъятой техники требуют конкретики
В подобных выражениях обычно описывают крупномасштабную операцию: проведено более двухсот рейдов; участвовали сотрудники ГАИ, отряда милиции особого назначения, патрульно-постовой службы, военнослужащие внутренних войск; использовались автомобили повышенной проходимости, беспилотные летательные аппараты. А речь идет всего лишь о контроле движения квадроциклов, часть которых была изъята два месяца назад. Как это происходило? Один владелец рассказывает, что в момент остановки вез «квадрик» на лафете. Другой ехал в магазин по проселочной дороге: «Не хотел в мороз мучить машину». Теперь хозяева рассуждают, как вернуть имущество (одному на момент публикации это точно удалось). Но не меньше их волнует вопрос, что будет потом: пока квадроциклы находятся вне закона и их владельцы из уст в уста передают негласные запреты.
Год назад уже изымали квадроциклы, также для проверки
Сейчас мало кто вспоминает, что год назад имели место точно такие же события. Так, в выпуске телеканала ОНТ (от 13 февраля 2017 года) характерным видеорядом сопровождалась следующая информация: «За выходные в Минской области сразу семь водителей такого транспорта [мотовездеходов. — Прим. Onliner.by] попались на нарушении правил дорожного движения и природоохранного законодательства. Нетрезвыми были двое водителей, задержан также подросток, который к вездеходу прицепил сани и катал детей. Еще восемь квадроциклов изъяли для проверки после того, как в Березинском районе украли три таких транспортных средства. Поводом для рейдов инспекторов и спасателей стали участившиеся жалобы аграриев. Водители снегоходов часто катаются по сельхозугодьям и портят посевы».
В этом году то ли проверки проводились активнее, то ли владельцы квадроциклов решили не молчать, но истории получили куда большую огласку.
В частности, широко обсуждалась видеозапись из Фаниполя, когда на заправке несколько мотовездеходов были заблокированы милицейскими автомобилями. Затем квадроциклы доставили на стоянку милиции. Хозяева на месте пытались выяснить причину задержания: «Так расскажите, за что вы забираете. Ну понятно, выехал на допах — выписали протокол. А дальше что? Вы объясните нам. Мы согласны: да, на допах, да, нарушил человек. Почему забираете? Почему?»
Публикация от ATVCLUB.BY (@atvclubminsk) 31 Мар 2018 в 6:56 PDT
В среде квадроциклистов отмечают, что именно эти «квадрики» вскоре вроде бы удалось вернуть. Во всяком случае, так говорят. Это вообще характерно для данной сферы: многое передается из уст в уста, а конкретики очень мало.
Так вышло, что мотовездеходы оказались вне закона — их невозможно поставить на учет, застраховать и, главное, не ясно, где на них разрешено передвигаться.
«Остановили, когда я перевозил квадроцикл на лафете»
Вместе с несколькими владельцами изъятой техники встречаемся возле Боровлянского отдела милиции. Именно тут хранятся задержанные транспортные средства — мы насчитали семь квадроциклов (один не попал в кадр) и два снегохода.
— Когда меня остановили, я вообще не ехал на квадроцикле, — рассказывает свою историю Андрей, владелец изъятого мотовездехода CFMOTO CF800. — Он находился на лафете. Забрал его после техобслуживания и планировал завезти в Логойск, где у меня находится баня. Но нет — попросили остановиться, а затем предложили проехать в отдел милиции. В сопровождении автомобилей с мигалками.
Мужчина демонстрирует выданную ему бумагу — протокол осмотра места происшествия. Спрашиваем: а что случилось? Андрей недоуменно пожимает плечами: «Ничего. Формально — проверка VIN-номера на раме. Поначалу заверяли, что процедура займет совсем мало времени. А прошло уже два месяца».
По словам мужчины, он неоднократно звонил и приходил в РУВД. Спрашивал, когда можно забрать имущество. Всякий раз его просили перезвонить через неделю, когда проведут экспертизу.
Лишь когда статья была готова к публикации, Андрей прислал фотографию с квадроциклом: «Вернули!»
К нам подходит Николай, хозяин еще одного мотовездехода, который также находится на площадке отдела милиции. Его случай такой: «Купил „квадрик“ в 2007 году. Никогда никаких проблем не было. А этой зимой в морозы пожалел машину — решил не ехать на ней к магазину (живу в Раубичах), завел квадроцикл. Рядом с трассой находится проселочная дорога, по которой я тихонечко ехал. Когда возвращался домой — останавливают. Спрашивают, где документы. Отвечаю — в доме, он в двух минутах ходьбы. Через несколько минут подъехал какой-то милицейский чин и скомандовал вызывать эвакуатор. Сказали, что забирают на проверку. Тогда я сам завез квадроцикл на своей машине. А вернуть не мог два месяца».
Похожие истории могут рассказать другие владельцы изъятых транспортных средств. Наши собеседники слышали об аналогичных случаях в Фаниполе, под Логойском, возле Нарочи. По их данным, в основном милиция занималась этим в окрестностях Минска.
Сколько же задержано квадроциклов? На сайте УВД Миноблисполкома в последней публикации по данной теме утверждается: «В общей сложности на охраняемые стоянки были доставлены 17 мотовездеходов и их модификаций».
Заявление о «крутяках» и реакция милиции
Высказываются разные версии о том, что стало реальной причиной столь активных действий милиции. Кто-то предположил, будто когда-то на Минском море произошел наезд на сотрудника спецслужб, отдыхавшего и ставшего свидетелем опасного поведения водителя квадроцикла. При попытке остановить пьяного неадеквата сотрудник получил травму.
Мы припомнили лишь один подобный случай: произошел он в 2012 году на Цнянском водохранилище. Тогда очевидцы обратили внимание на двигавшийся на большой скорости мотовездеход. Прибывшие сотрудники ГАИ дали команду притормозить, но водитель лишь ускорился. Один из свидетелей попытался остановить транспортное средство, и произошел наезд (пострадавший получил тяжелые травмы). Впоследствии преследуемый был задержан, у него обнаружили 0,96 промилле алкоголя.
Однако мало верится, что только сейчас вспомнили историю шестилетней давности. Слишком много воды утекло, и носила она скорее исключительный характер.
Большинство квадроциклистов связывает массовые рейды со словами Александра Лукашенко. Напомним, в феврале 2018 года на совещании с силовиками он заявил:
— Некоторые «крутяки» у нас появились. Это же не дети простых людей, а сами крутые и их детишки сегодня на квадроциклы, снегоходы — и пошли по озимым, по полям, на что я обращал внимание, а вы мне отписки пишете. Поотбирайте эти транспортные средства — вот все решение вопроса.
Последовали незамедлительные действия, которые на следующий же день получили освещение в СМИ. Задержания, использование дронов, фотографии с заснеженных полей.
Под раздачу, как выясняется, попали совсем не те, кто склонен к агрессивным и хулиганским действиям. На встречу с нами приехали взрослые, серьезные люди, использовавшие квадроциклы для разных целей.
По словам Николая, на мотовездеходе он ездил за грибами: «Доехал до леса — оставил квадроцикл. Сходил за грибами — вернулся. Иногда в прицепе возил дрова. Тоже есть отвал, которым чистил дорогу. В общем, использовал по хозяйству».
Еще один собеседник — Александр — рассказывает, что в его семье два квадроцикла, он эксплуатирует их более десяти лет. У него технику не изымали, но ситуацией мужчина обеспокоен.
Говорит, что часто использует мотовездеходы для благих целей и в подтверждение демонстрирует фотографии на смартфоне: «Любим гулять по лесу, и хочется, чтобы он был чистым. Постоянно вывозим мусор — бутылки, пластик, коробки. А минувшей зимой подкармливали зверей: купили 200 кг зерна, картошки, капусты — организовали кормушки. В планах сделать все еще красивее. Не нужно думать, будто квадроциклы используют исключительно как средство для развлечения».
Какой ущерб полям? Где конкретные факты?
Наши собеседники предполагают, что информация, которую предоставили Александру Лукашенко, носила необъективный характер: «Неизвестный доброжелатель сделал из мухи слона, явно преувеличив факты».
— Судите сами. На квадроцикл, который весит 300—450 кг, устанавливают колеса низкого давления, — объясняют квадроциклисты. — Нагрузка на поверхность — минимальная. Повредить посевы можно только в том случае, если дрифтовать или газовать, да и то на паре десятков квадратных метров. Но даже о таких фактах мы не знаем.
«Если есть ущерб от квадроциклов, то покажите его нам: разместите фотографии, видео, приведите заключение агронома на худой конец»
Чтобы расставить все точки над «i», мы обратились в пресс-службу УВД Миноблисполкома за комментариями. Там предложили оформить официальный запрос, на который пообещали дать ответ в максимально сжатые сроки. В письме мы попросили конкретизировать ущерб, нанесенный сельскому хозяйству квадроциклами, если таковой вообще был: «Сотрудники милиции неоднократно подчеркивали (и есть упоминания в прессе), что это связано с уничтожением или повреждением посевов. Были ли зафиксированы такие факты, в которых установлена вина квадроциклистов? Можно ли их обнародовать? Каков ущерб?»
Однако вместо подробного ответа, который мы рассчитывали получить, поступило предложение посмотреть информацию на сайте УВД. Речь идет о публикации «Еще раз о квадроциклах. Милиция Минской области не снижает внимания в этом направлении». Увы, конкретики о том, что кто-то повредил озимые на такой-то площади или задержан гражданин Н., катавшийся по сельхозугодьям СПК Н-ского района, нет.
В основном приводятся общие фразы вроде этой: «Около 150 владельцев мотовездеходов официально предупреждены об ответственности за движение по дорогам общего пользования и по сельскохозугодьям».
Что значит «предупреждены»? Говорит ли это о зафиксированных нарушениях? Ведь предупредить можно в качестве профилактики: увидел и сказал.
Другим «популярным» поводом для задержания стала проверка VIN-номеров, указанных на кузове квадроциклов. Нас тоже заинтересовал этот факт, и в том же запросе в УВД мы попросили уточнить: «Упоминалось то, что были зафиксированы факты кражи квадроциклов. В связи с этим требуется проверка идентификационных номеров, указанных на кузовах данных транспортных средств. Можно ли указать, где произошли кражи и сколько квадроциклов было украдено за последний год?»
Снова обращаемся к публикации на сайте УВД, куда нас вежливо направили. Находим следующее упоминание: «С учетом нераскрытого хищения трех квадроциклов в прошлом году в Березинском районе, совершения аналогичных преступлений в иных регионах, а также с целью недопущения появления техники с криминальным прошлым из других стран, в установленные законодательством сроки проверялось отношение задержанных транспортных средств к похищенному имуществу».
А теперь вспомним новостной выпуск телеканала ОНТ, который был размещен в феврале 2017 года. Ведущий при обосновании задержания мотовездеходов указывал на кражу трех из них в Березинском районе. Совпадение?
Тогда почему изымают совершенно разные модели квадроциклов? Неужели нет данных о приметах украденных транспортных средств?
В публикации УВД имеется также характерная фраза: «В ходе проведения рейдовых мероприятий у правоохранителей возникли обоснованные претензии к 16 водителям. Нарушители были выявлены в Минском, Борисовском, Дзержинском, Молодечненском, Мядельском, Слуцком районах Минской области. Главным образом, речь идет о нарушениях порядка использования автомобильных дорог общего пользования. Есть примеры не выполнения требований об остановке, управления в состоянии опьянения, зафиксированы попытки скрыться. В ряде случаев отсутствовали правообладающие документы на транспортные средства».
Выше упоминалось 200 рейдов, а обоснованные претензии возникли к 16 водителям? Именно такая пропорция? Нет никакого противоречия?
Квадроцикл — это вообще что?
— Это не мотоцикл и не скутер. Мотовездеход? В паспорте транспортного средства указано «мотоболотоход», — во время разговоров с владельцами квадроциклов мы пытались разобраться, как законодательство квалифицирует это транспортное средство.
По ПДД, в которых стараются прописать каждый нюанс, это что?
Ответа мы не нашли. В правилах есть упоминание лишь квадрИциклов. Однако это совсем другое. Напомним формулировку: «К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) — четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов». Грубо говоря, это мопед с кузовом.
Разговоры о легализации квадроциклов ведутся давно, и если бы не массовые задержания, то, наверное, данный вопрос и не поднимался бы.
Интересно, что в выпуске телеканала ОНТ за февраль 2017 года упоминалось о планах регистрировать квадроциклы начиная с 2018-го. Представитель УГАИ МВД сообщал: «Было принято решение и поручено Министерству сельского хозяйства и продовольствия обеспечить с 1 января 2018 года государственную регистрацию снегоболотоходов, мотовездеходов в подразделениях главгостехнадзора Минсельхозпрода».
— Многие после того, как произошло изъятие квадроциклов, бросились искать информацию в интернете и наткнулись на эту «новость», — рассказывают квадроциклисты. — Кто-то даже поехал регистрировать, ведь многие из нас заинтересованы, чтобы все было законно, четко и понятно. Ан нет! Ничего пока не вышло.
Как признаются наши собеседники, сейчас многие негласные законы и порядки передают из уст в уста. Вроде бы нужны минимум права категории B, вроде бы по лесам тоже ездить нельзя (или только в пожароопасный период?). Вроде бы.
— Получается какая-то казуистика: покупать квадроциклы можно, а передвигаться на них — нет? — возмущаются хозяева этих транспортных средств. — Де-факто они есть, а де-юре в Беларуси их не существует. Тогда возникает вопрос, а против чего боремся? Как вообще органы идентифицировали, что это квадроцикл, а не квадрицикл? Пускай создадут минимальную базу с жесткими «да» и «нет». Чтобы было понимание. Это ненормально, когда выдуманные понятия передаются устно.
В запросе, отправленном в УВД, мы уточняли: «Есть ли информация о разработке законодательных актов, четко регулирующих данный вопрос? Можно ли будет зарегистрировать такое транспортное средство?»
Опять-таки в публикации на сайте областной милиции на этот счет нашлась расплывчатая формулировка: «Стоит также обратить внимание, что поскольку вопросы регистрации указанных транспортных средств в настоящее время прорабатываются на законодательном уровне, владельцам лучше иметь с собой документы, подтверждающие правообладание техникой».
В завершение владельцы изъятых мотовездеходов приходят к общему мнению: «Сейчас многие заняли выжидательную позицию — попрятали квадроциклы по гаражам и следят за тем, что будет дальше. Но такие ужесточения контроля будут продолжаться до тех пор, пока мы не инициируем внесение четких норм в законодательство. Посмотрите, какой ресурс задействован: отвлекают сотрудников милиции от профилактики реальных правонарушений, вызывают эвакуаторы, а потом не знают, что делать и как разговаривать с людьми, которые ничего противозаконного не совершали».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Где можно ездить на квадроцикле в Беларуси
Где сегодня можно ездить на квадроцикле в Беларуси
Сразу следует предупредить, что дать однозначный ответ на данный вопрос достаточно сложно. Ведь представители МВД Беларуси ранее неоднократно подчеркивали, что места, где можно кататься на квадроциклах, должны определять органы местной власти. Соответственно, туда и следует обращаться для того, чтобы получить актуальную информацию. Местные органы власти, в частности, обязаны представить карты-схемы с указанием маршрутов, по которым разрешается ездить на квадроциклах без нарушения норм действующего законодательства. Более того, вскоре такие карты должны появиться на официальных интернет-сайтах исполкомов. Поэтому проблема с получением нужной информации отпадет сама собой.
Если же говорить в целом, то законодательство требует, чтобы владельцы данного вида транспорта передвигались по маршрутам, на которых они не будут создавать какой-либо угрозы безопасности граждан и гарантированно не причинят ущерба сельскохозяйственным угодьям и окружающей среде. Вместе с тем квадроциклы не признаны транспортными средствами в связи с их техническими характеристиками и особенностями конструкции.
В принципе, это достаточно парадоксальное решение. Ведь если рассуждать логично, то квадроцикл не является транспортным средством, способным доставить управляющего им человека из пункта А в пункт Б. Однако на законодательном уровне они таковыми не признаны. Логика здесь не очень понятна. Ведь квадроциклы по скорости движения и безопасности водителя/пассажира вполне можно сопоставить с мотоциклом или скутером. Тем не менее власти решили, что они не должны стоять на одной чаше весов. Поэтому было принято решение о запрете передвижения на таком транспорте по автодорогам общего пользования. Хотя здесь все-таки есть исключения из правил. Таковым, в частности, являются шоссейные квадроциклы и трициклы массой до 1 тонны. Они могут передвигаться по дорогам общего пользования. Вместе с тем выезжать на автомагистрали данным видам транспорта запрещается.
Соответственно, правоохранители, заметив такого нарушителя, обязательно привлекут его к ответственности. Наиболее серьезное наказание предусмотрено за катание по полям с посевами. В данном случае проводится оценка нанесенного вреда, и нарушитель обязан будет его возместить. Правоохранители сегодня усиленно работают в двух направлениях. Первое — фиксация такого рода нарушений действующего законодательства, второе — профилактические мероприятия. Ведь зачастую незаконные действия гораздо легче предупредить, чем потом разбираться с их последствиями. Именно поэтому профилактике в настоящее время уделяется особое внимание.
В Беларуси с 1 января 2018 года мотовездеходы и снегоболотоходы подлежат обязательной регистрации.
• малогабаритные колесные снегоболотоходы;
• мотовездеходы.
По итогам заседания было принято решение о необходимости их государственной регистрации, начиная с 1 января 2018 года. То есть в настоящее время эти виды транспорта в обязательном порядке следует ставить на учет. При этом на первоначальном этапе процедура, как и предусматривалось ранее, носит упрощенный характер. Поэтому машины, которые уже находились в эксплуатации, можно регистрировать, написав соответствующее заявление. Однако некоторые владельцы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие правоустанавливающих документов на мотовездеход или снегоболотоход бумаг, выданных таможенными органами. В таком случае в заявлении нужно подробно указать обстоятельства, при которых была приобретена машина. Если никаких вопросов по данному поводу не возникнет, транспортное средство поставят на учет, но с определенными ограничениями.
Вместе с тем ранее правоохранители уже неоднократно заявляли, что нужно более четкое разграничение видов квадроциклов. Объяснялась такая необходимость будущими изменениями в законодательстве. В частности, начиная с 2018 года, управлять тем или иным видом квадроцикла разрешено только лишь при наличии определенной категории. Это действительно очень важный момент, ведь за нарушение данных требований также предусмотрена ответственность. Принадлежность к классу квадроцикла определяется на основании соответствующих документов. При отсутствии таковых это будет сделано сотрудниками Госавтоинспекции. Они также подскажут, какая именно категория нужна для того, чтобы управлять данным конкретным квадроциклом на законных основаниях.
В завершение хотелось бы рассмотреть еще один, весьма актуальный вопрос. Все дело в том, что некоторые владельцы квадроциклов полагают, что если они гоняют на своем железном коне по глухим лесным дорогам, то здесь можно не соблюдать нормы ПДД, в том числе садиться за руль в пьяном виде. На самом деле это очень серьезное заблуждение. Садиться за руль квадроцикла, находясь в состоянии опьянения — алкогольного или наркотического, — категорически запрещается. В случае поимки такого нарушителя его привлекут к ответственности на основании статьи 18.16 КоАП.
Со скольки лет можно ездить на квадроциклам в Беларуси? Нужны ли права?
Со скольки лет можно ездить на квадроциклам в Беларуси? Нужны ли права?
Ответы на вопрос:
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2008 г. № 313-З
О дорожном движении
Статья 25. Возрастные условия получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной
Лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «А» с рабочим объемом двигателя до 500 кубических сантиметров.
Лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колесным трактором и самоходной машиной категорий «А», «С».
Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления:
механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «А» с рабочим объемом двигателя более 500 кубических сантиметров, категорий «В», «С»;
колесным трактором и самоходной машиной категорий «В», «D», «Е», «F».
Лицо, достигшее двадцати одного года, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «D», составом транспортных средств категории «Е» (за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 26 настоящего Закона), механическим транспортным средством категорий «трамвай», «троллейбус».