какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
Какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
В педагогической литературе часто встречаются термины модель образования (образовательная модель) и модель обучения.
Термин модель обучения используется применительно к организации учебного процесса.
Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.
Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования.
В ряде научных публикаций модели образования подразделяются на технократические и гуманистические. Главными педагогическими ценностями в технократических моделях являются знаний, умения и навыки (ЗУНы). Основные педагогические ценности гуманистических образовательных моделей – личность ребёнка, её гармоничное развитие (И.П. Подласый).
Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют следующие модели образования.
Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этой модели образование выступает одной из отраслей народного хозяйства и строится по ведомственному принципу с жёстким централизованным определением целей и содержания образования, типов образовательных организаций и состава учебных дисциплин для каждого типа. Главное достоинство: возможность централизованного распределения средств (финансирования образовательных организаций, прогнозирования потребности специалистов исходя из тенденций развития той или иной отрасли и т.д.). Главный недостаток: мало возможностей для индивидуализации образования, для учёта потребностей личности каждого ученика, студента.
Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности. Однако и у этой модели есть недостатки. Так, её реализация невозможна без соответствующей инфраструктуры, без развитой сети образовательных организаций разного типа и профиля. Применительно к России с её большими и неравномерно населёнными территориями очень сложно создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы всем жителям страны равные возможности в получении образования, ориентированного на максимальное развитие личности.
Модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.) считается традиционным способом передачи новому поколению культурного опыта прошлого. Данная модель нацелена на формирование системы базовых знаний и умений, позволяющих индивиду в дальнейшем перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей, опыта. Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемогго материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели – научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования. Недостаток: ориентированность в большей степени на некий идеальный уровень образованности, а не реальные жизненные потребности.
Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.) предполагает такую организацию образования, которая обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к обществу, к существующим социальным условиям. Знания и опыт, полученные при такой модели образования, позволяют личности безболезненно войти в систему общественных отношений, занять в ней свою социальную нишу. Это её главное достоинство. В качестве главного недостатка можно назвать чрезмерную специализированность получаемого образования, пренебрежение широкими научными знаниями, что в дальнейшем существенно ограничивает выпускника в выборе профессии, а при необходимости изменить сферу заработка создаёт трудности в профессиональной переподготовке.
Феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Приверженцы феноменологической модели отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер» (само название модели – производное от слова «феномен» – свидетельствует о том, что каждый ученик уникален). Личностная направленность образования – безусловное достоинство феноменологической модели. К её недостаткам можно отнести сравнительно высокие затраты на индивидуальное образование, возрастающие требования к профессиональной квалификации педагогов. Поэтому сегодня в мира нет опыта абсолютной реализации данной модели в массовой школе.
Неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.) – это образование вне школ, вузов и других социальных институтов: дистанционное обучение, обучение через книги, средства массовой информации, мультимедийные учебники, сеть Интернет и т.п. Очевидный плюс данной модели – максимальная свобода выбора обучающимся места, времени, профиля и способа обучения, возможность обучаться вне зависимости от места проживания. Однако свобода является плюсом при условии, что человек готов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, а это возможно только, когда он уже имеет солидный опыт учения и сильную мотивацию самообразования. Кроме того, непривязанность обучения к какому-либо социальному институту лишает неинституциальное образования официального статуса и не позволяет обучающемуся получить документ об образовании государственного образца. Поэтому данная модель рассматривается как способ дополнительного образования и саморазвития.
Статья «Современная модель образования»
Современная модель образования
В концепции модернизации образования в России одной из главных задач является повышение качества образования, которое необходимо обеспечить в современных условиях, конкурентной среды. Современный этап развития образования в России связан с формированием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности. На смену традиционной образовательной системе приходит личностно-ориентированное образование, которое формирует способность человека к саморазвитию.
Принципами личностно-ориентированного обучения являются:
-развитие личности образовательного процесса;
-личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
-ведущими мотивами обучения, становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения, которые являются полноправными субъектами образовательного процесса;
-формирование знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
-отношение педагога и обучающегося основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.
Профессиональную культуру преподавателя, как сущностную характеристику его личности в сфере профессиональной деятельности, можно представить в виде взаимосвязанных компонентов:
-гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся;
-культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции собственной деятельности;
-компетентность в сфере преподаваемого предмета на уровне интегративных знаний по специальности, а также владение современными педагогическими технологиями;
— опыт творческой деятельности;
— готовность работать в условиях личностно-ориентированного образования.
Сегодня в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений имеются противоречия, главная из которых, недостаточная активность студента в образовательном процессе, а личностный подход к образованию предполагает позицию активного и самостоятельного субъекта.
Использование личностно-ориентированных технологий требует организации деятельности студентов на занятии, а именно:
-выявлять и использовать субъектный опыт студента на основе диагностики;
-преобразовывать учебный материал на основе обучения студентов вариативным, проблемным, внутренне неоднозначным заданиям.
-предоставлять студентам право выбора содержания, формы предоставления и способ в проработки задания;
-стимулировать инициативы студентов по изменению форм и методов обучения;
• анализ своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
• учет понимание индивидуально-психологических особенностей студентов
• умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
• выстраивания системы знаний и умений студентов в соответствии с ФГОС по преподаваемой дисциплине;
• учет межпредметных связей;
• применение новых технологий.
На этапе завершения образовательной программы студент должен обладать определенными качествами:
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Ставить цели, мотивировать деятельность организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
В настоящее время образовательная политика государства направлена на реализацию личностного и профессионального потенциала будущего специалиста с одновременным удовлетворением потребностей общества.
В заключении хотелось бы отметить, что именно ориентация на студентов, имеющих разный уровень подготовки и профессиональный опыт, учет их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, предполагает совместное планирование образовательного процесса. Сотрудничество при определении целей образования и оптимальных путей их достижения позволит более эффективно осуществлять процесс социализации будущего специалиста. Разработка моделей образования, ориентируемых на развитие личности, сегодня приобретает статус важнейшего методологического принципа, определяющего общую направленность в деятельности преподавателя, работающего в системе образования на современном этапе.
Самые эффективные модели образования по версии LEGO Foundation
Наталья Березина
01 сентября 2020 • 20:13
LEGO Foundation представил результаты большого исследования пятидесяти концепций образования (способов обучения) и выделил среди них восемь, которые наиболее эффективны для современных детей. Несмотря на некоторые различия, у этих подходов есть нечто общее — акцент на самостоятельное обучение, роль педагога как фасилитатора учебного процесса и признание игры ведущим образовательным методом.
Восьмерка лучших
1. Активное обучение (Active learning)
Это подход, при котором учащиеся активно участвуют в выборе стратегий и форм собственного обучения. Задача учителя — заострять внимание учеников на важных моментах и поощрять обмен знаниями между детьми. В процессе работы учащиеся опираются на собственные знания и опыт.
Педагоги готовят такие материалы, чтобы ребята эмоционально вовлекались в процесс обучения. Обычно используется групповая работа и взаимное обучение, что служит для создания отношений на основе эмпатии «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
Такая стратегия способствует формированию просоциального поведения, учит слушать друг друга и сотрудничать, а также помогает улучшить отношения со сверстниками и уменьшить поведенческие проблемы у учащихся 1-5 классов.
2. Совместное обучение (Cooperative and collaborative learning)
Отличительной особенностью этого подхода является совместное участие учеников в решении поставленной задачи. Группы могут состоять из участников с разными или равными способностями, возраст участников также может быть разным. Группы могут работать индивидуально над различными задачами, которые способствуют достижению общей цели или вместе над общей задачей.
Какие составляющие совместного обучения влияют на эффективность?
1. Положительная взаимозависимость. Ученики знают, что они могут добиться успеха только вместе с членами группы. В составе группы нет «безбилетников», каждый вносит уникальный вклад.
2. Эмоциональная поддержка друг друга в процессе обсуждения. Дети поддерживают и воодушевляют друг друга в группах, усиливая взаимозависимость. Учитель несет ответственность за усиление этого состояния на протяжении всей групповой работы.
3. Личная ответственность каждого. Групповая работа должна быть организована так, чтобы вклад каждого мог легко идентифицироваться. Это нужно для обратной связи.
4. Навыки межличностного общения. Со способностью эффективно взаимодействовать не рождаются. Учителя должны намеренно обучать социальным навыкам.
5. Групповая рефлексия. В процессе обсуждения результатов работы важно, чтобы ребята оценили, насколько хорошо они достигли своих целей, как поддерживались эффективные рабочие отношения. Так происходит когнитивное и метакогнитивное обучение, которое закладывает основу для лучшей производительности в будущем
3. Опытное обучение (Experiential learning)
Опытное, экспериментальное, или эмпирическое, обучение — это общий термин для теорий и практик, которые принимают ценность исследований в классе и за его пределами. Опыты подпитывают мотивацию и стимулируют учеников познавать новое.
В чем ценность опытного обучения?
1. Оно дает учащимся возможность придать смысл их деятельности и, следовательно, оптимизировать результаты их обучения. Эффективность будет еще выше, если дети сами выбирают направление экспериментальной деятельности.
2. Опытное обучение способствует развитию навыков межличностного общения, разрушает барьеры, которые могут возникать на традиционных уроках. Всё это позволяет учащимся продемонстрировать свои потенциальные способности.
3. Практическое обучение может быть очень увлекательным для детей, которые обычно предпочитают уединение. Интересная работа в сочетании с групповым обсуждением активно вовлекает в процесс всех.
4. Возможность возвращаться к экспериментам и исследовать глубоко и с разных сторон какой-то объект помогает уйти от поверхностного взгляда на окружающую действительность.
4. Направляемое исследовательское обучение (Guided discovery learning)
Этот метод часто приписывают Иерониму Брунеру (1961), который предположил, что обучение происходит через процесс открытия. Он утверждал, что когда ученики ожидают или готовы «находить закономерности и связи в[их] окружении», они будут «изобретать способы поиска и найдут их».
Этот метод предполагает работу под руководством учителя, который не дает готовых ответов, а поддерживает, предлагает подсказки, обратную связь, пояснения. У детей есть некоторые шаблоны и задания, следуя которым они для себя постигают логику процесса, открывая его как бы заново.
Хашман и Марли (2015) обнаружили, что дети, получившие не пошаговую инструкцию к задаче, а алгоритм исследования, достигли большего, чем те, кто следовал жесткому плану. Такие ученики более открыты знаниям и умеют соотносить новую информации с уже знакомой базой знаний. Эффективность этого метода связана с интересом, мотивацией и удовольствием от обучения.
5. Обучение на основе изысканий (Inquiry-based learning)
Обучение на основе изысканий строится вокруг актуальных, достоверных, открытых опросов. Необходимо постоянно изучать обратную связь с ученикам и корректировать процесс обучения. Для него характерно также привлечение всех участников школьного сообщества, включая родителей.
Опрос также полезен учителям как в качестве стратегии для передачи научных знаний и как инструмент, дающий возможность рассказать о важной работе ученых своим ученикам.
6. Обучение на основе решения задач (Problem-based learning)
Обучение на основе решения задач, или проблемное обучение, предполагает проработку проблем в небольших группах под руководством учителей в качестве фасилитаторов. Обучение идет on-demаnd, то есть от запросов учеников, которые они формулируют самостоятельно.
Для этого варианта характерно развивать навык критического мышления и умение формулировать проблемные вопросы. Такое обучение подталкивает к действию.
7. Проектное обучение (Project-based learning)
Проектное обучение — это разновидность исследовательского. Достичь результат — центральная идея, вокруг которой планируется и структурируется обучение.
Отличительные особенности проектного обучения:
1. Проект является главным, а не второстепенным по отношению к учебной программе.
2. Проект строится вокруг важных и социально-значимых проблем.
3. Проект должен вовлекать учащихся в исследование, которое стимулирует получать новые понимания и навыки, а не только опираться на уже имеющиеся.
4. Проект ориентирован на любые достижения учащихся, подчас неожиданные, а не на результат, который предписан заранее сценарием педагога.
5. Проекты реалистичны, они как бы вырываются из школьной системы. Внутри проекта распределяются роли, которые играют участники проекта, вырабатываются критерии, оценивается производительность. Всё как в жизни.
8. Система Монтессори (Montessori education)
Рабочие привычки у выпускников школ Монтессори часто лучше, чем у всех остальных, так как учебные навыки осмысленно развиваются непрерывно с еще дошкольного возраста.
Образование Монтессори строится на взаимодействии между учителем, ребенком и окружающей средой. Важной особенностью является отсутствие конкуренции и внешних наград или наказаний. В учебные материалы заложен прием повтора одних и тех же действий, есть «контроль ошибок», который предупреждает ребенка и позволяет корректировать с минимальной поддержкой учителя. Весь процесс образование проходит в позитивных отношениях со сверстниками,
учителями и семьями.
Игра — лучший педагогический инструмент
Большинство методик, которые были выбраны экспертами, соответствует подходам, LEGO Education, основанном на игровом обучении.
В результате исследования, проведенного фондом, обнаружено, что в теоретических и методических трудах игровое обучение в среде детей старше 8 лет фактически не упоминается. Наше сознание навязчиво связывает слово «игра» с дошкольным и младшим школьным возрастом.
Игра и обучение часто рассматриваются как противоположные концепции: игра — это весёлое занятие для малышей, в то время как образовательный процесс — более серьёзная задача для детей постарше. Именно поэтому педагоги зачастую и обращаются к дидактическим методам, когда от них требуют стандартизированных результатов тестов на когнитивные навыки. Тем не менее намеренный отказ использовать игровые методики в работе со средним и старшим звеном значительно снижает мотивацию учащихся и эффективность образовательного процесса.
Чтобы игра стала частью образовательного процесса нужно, чтобы она соответствовала определенным критериям, которые напоминает LEGO Foundation.
1. Значимость процесса для ребенка.
Обучающиеся должны иметь возможность связывать новый опыт с чем-то уже известным при помощи методик, выстраивающих такие «мосты». Так устанавливается взаимосвязь между актуальной и значимой лично для них информацией.
Учебный процесс становится значимым для учеников, если он включает в себя актуальные задачи, требующие проведения исследования, а также задания, подталкивающие к размышлению и мотивирующие узнать больше о предмете исследования.
2. Возможность социального взаимодействия.
Обучающиеся работают в группах, занятых общим делом или экспериментом. Это развивает умение общаться и помогает устранить барьеры между детьми и группами, которые часто существуют в условиях традиционного класса.
3. Активная вовлеченность в процесс.
Ученики имеют возможность выбирать содержание изучаемого материала. Активная вовлечённость создаётся, когда ребята глубоко погружены в происходящее, поддерживают друг друга, а педагоги помогают им получить новые знания и развить навыки, задавая вопросы и побуждая экспериментировать и ошибаться.
Когда ученики искренне вовлечены в исследовательский процесс, они часто выходят за пределы поставленных учебных целей и ожиданий.
4. Цикличность процесса.
У ребят должна появиться возможность применить новые знания и умения: пробовать, терпеть неудачи и пробовать снова. Так ребята делятся друг с другом идеями, а затем пересматривают и перестраивают свои суждения, опираясь на результаты испытаний. Педагог должен поощрять такой цикличный подход, направляя наводящими вопросами, подсказками и примерами.
5. Процесс должен быть веселым.
Тема игры и ее образовательного и социального потенциала стала главной в международном чемпионате First LEGO League. Детям предлагается разработать проекты, где они смогут предложить игровые механики для решения конкретных проблем.
С версией исследования на русском языке вы можете ознакомиться по ссылке.
Какая модель образования предполагает обучение детей и подростков методам и формам самообразования
В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.
Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:
В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.
Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Как перейти на самообразование
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!
Как учатся на форме самообразования
Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.
Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.
Кому подходит самообразование
Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:
Плюсы и минусы самообразования
Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:
✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.
✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.
✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.
✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.
Минусы
❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно