какая наука изучает неклеточные формы жизни
Какая наука изучает неклеточные формы жизни
Вирус правильнее характеризовать как Внеклеточная форма жизни. Методом от обратного станет ясно что вирус «правильный» ответ, но термин доклеточная форма жизни не совсем корректен.
Вирус (лат. virus — яд) — субклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма.
В книге «Биология весь школьный курс в таблицах» на 18 странице написанно:» Считается, что вирусы появились не раньше клеточных организмов, а позже, так как они зависимы от других организмов, в клетках которых она растут и размножаются». Из чего следует, что вирусы появились позже клеточных организмов, а следовательно, они не могут считаться ДОклеточными организмами. Я никак не могу понять, почему их относят к ДО клеточным организмам, объясните пожалуйста. Ответ «Эта формулировка ФИПИ» не устраивает.
Подавляющее большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Лишь немногие примитивнейшие организмы — вирусы и фаги — не имеют клеточного строения. По этому важнейшему признаку все живое делится на две империи — доклеточных (вирусы и фаги) и клеточных (сюда относятся все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы; грибы; зеленые растения; животные).
Представление о том, что все живое делится на два царства — животных и растений, ныне устарело. Современная биология признает разделение на пять царств: прокариот, или дробянок, зеленых растений, грибов, животных; отдельно выделяется царство вирусов — доклеточных форм жизни.
Доклеточные формы жизни — вирусы и фаги
Империя доклеточных состоит из единственного царства — вирусов.
1. Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы
2. Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира.—М: Просвещение, 1991
Какая наука изучает неклеточные формы жизни?
Какая наука изучает неклеточные формы жизни?
Ну это наука о вируса.
Следовательно наука называется вирусология.
Наука, изучающая древние, вымершие формы жизни?
Наука, изучающая древние, вымершие формы жизни.
Наука, изучающая древние, вымершие формы жизни?
Наука, изучающая древние, вымершие формы жизни.
К неклеточным формам жизни относятся а)бактерии б)вирусы в)простейшие г)дрожжи?
К неклеточным формам жизни относятся а)бактерии б)вирусы в)простейшие г)дрожжи.
Наука, изучающая историю жизни по остатнкам живых организмов?
Наука, изучающая историю жизни по остатнкам живых организмов.
Неклеточной формой жизни является?
Неклеточной формой жизни является.
Почему вирусы называют 《неклеточными формами жизни》и《внутриклеточными паразитами》?
Почему вирусы называют 《неклеточными формами жизни》и《внутриклеточными паразитами》.
Неклеточной формой жизни принято называть?
Неклеточной формой жизни принято называть?
Вирусы это НЕклеточная форма жизни (4 учреждения)?
Вирусы это НЕклеточная форма жизни (4 учреждения).
Какую неклеточную форму жизни, кроме вирусов относительно недавно нашли ученые и какую знаменитую болезнь она вызывает?
Какую неклеточную форму жизни, кроме вирусов относительно недавно нашли ученые и какую знаменитую болезнь она вызывает?
Нужно назвать неклеточную форму жизни и известную болезнь которую она вызывает!
Хвойные растения используются в медицине. В средневековье хвойные растения считались практически чудом, так, как только с помощью них знахарки и лекари лечили людей. Сейчас также хвойные растения используются в медицине, но чаще всего в прафилактич..
У последних более разнообразная и яркая окраска, чтоб привлечь насекомых.
Ну смотри, есть размножени бесполовое, вегативное, половое. Благодаря этим процессам растения вастонавливают популяцию своего вида. В этом случае, этот процесс «Соцветия» он вырабатывался в течении многих лет.
Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психич..
Контрольная работа по биологии в формате ОГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Коломникова Надежда Валентиновна
учитель биологии и химии
МБОУ «Уваровщинская сош» в п. Краснослободский Кирсановский район
Контрольная работа для 9 класса в формате ОГЭ
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает неклеточные формы жизни?
А 2 Какая клеточная структура в ы полняет транспортную функцию?
2) комплекс Гольджи;
4) эндоплазматическая сеть.
А 3 Какой из организмов относится к многоклеточным?
3) молочнокисле бактерии;
1) бледная поганка и мухомор;
2) пеницилл и мукор;
3) гриб трутовик и головня;
4) шампиньоны и вешенки.
А 6 У каких растений листорасположение, как на рисунке 2?
у крапивы и фуксии;
у элодеи и олеандра;
у сирени и подсолнечника.
А 7 Какое животное имеет лучевую симметрию тела?
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
А 9 Основоположником систематики является:
1) Ч. Дарвин;
2) К. Линней;
А 10 У человека рудиментами не являются:
А 11 Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
1) белки, катализирующие химические реакции;
2) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
3) соединения белков и витаминов;
4) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.
А 13 Для свертывания крови необходимо присутствие:
А 14 В каком сосуде течет венозная кровь?
3) легочная артерия;
А 15 Трахея у человека относительно пищевода располагается:
А 16 Какое вещество, вырабатываемое печенью, использует в качестве источника энергии спортсмен, бегущий на марафонскую дистанцию?
А 17 У пожилых людей кости становятся ломкими, так как в них:
1) преобладают минеральные вещества;
2) преобладают органические вещества;
3) преобладает вода;
4) оптимальное сочетание органических и минеральных веществ.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначена часть органа слуха, в которой находятся слуховые рецепторы?
А 19 При переломах позвоночника пострадавшего необходимо положить на ровную поверхность:
4) нет правильного ответа.
А 21 Какую функцию выполняют тромбоциты?
1) обеспечивают иммунитет;
2) вырабатывают антитела;
3) переносят кислород и углекислый газ;
4) участвуют в свертывании крови.
А 22 Как называются органы, имеющие различное происхождение и строение, но выполняющие сходные функции?
А 23 К какой группе экологических факторов относится сведение лесов?
А 24 Какую функцию в клетке выполняет молекула АТФ?
2) транспортную;
3) энергетическую;
А 25 Предметом изучения биологии является:
1) строение и функции организма;
2) природные явления;
3) закономерности развития и функционирования живых систем;
4) строение и функции растений и животных.
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите несколько правильных ответов.
Сходство грибов и животных состоит в том, что
они способны питаться только готовыми органическими веществами;
они растут в течение всей своей жизни;
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;
в клеточных стенках грибов и покровах тел членистоногих содержится хитин;
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты;
они размножаются спорами.
В 2 Проклассифицируйте Осла сомалийского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
1) Осел; 2) Млекопитающие;3)Лошади) 4) Животные5) Хордовые; 6)Непарнокопытные; 7) Осел сомалийский.
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Глаз приводится в движение с помощью глазодвигательных мышц.
2)Зрачок регулирует поток света, поступающего в глаз.
3) Цвет радужки зависит от количества и характера пигмента.
4) Слепое пятно сетчатки – это место наилучшего видения
5) Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
6) При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.
7) Кончик языка лучше всего воспринимает кислое.
8) Слуховые рецепторы находятся в наружном ухе.
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.
Витамин А, или ретинол, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Он растворяется только в жирах, поэтому содержащие витамин А овощи следует употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине 1,5 – 2мг. При недостатке витамина нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых людей ретинол способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение двух лет.
Водорастворимый витамин С, или аскорбиновая кислота, будучи сильным восстановителем, участвует во многих процессах в организме: транспорте электронов, синтезе норадреналина, обеспечении проницаемости стенок капилляров. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в ягодах черной смородины, плодах цитрусовых и шиповника. В сутки человеку необходимо 60 мг аскорбиновой кислоты.
При его недостатке появляются общая слабость, нервозность, признаки цинги – кровоизлияние в коже, кровоточивость десен, выпадение зубов.
Аскорбиновая кислота малоустойчива, быстро окисляется и теряет биологическую активность. Поэтому ее обычно мало в долго хранящихся продуктах, много ее теряется при кулинарной обработке.
С 2. Используя содержание текста «Витамины А и С», заполните в таблице «Сравнительная характеристика витаминов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика витаминов.
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
А 2 Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
2) клеточная мембрана;
А 3 Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
А 4 Квашение капусты, силосование кормов происходит с помощью:
1) клубеньковых бактерий;
2) бактерий гниения;
4) молочнокислых бактерий.
А 6 Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
А 7 Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?
1) они размножаются на суше;
2) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа;
3) у них короткие задние конечности и длинные передние;
4) они питаются наземными беспозвоночными животными.
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
1) Паукообразные;
А 9 Борьба за существование наиболее остро протекает между:
1) клевером и шмелем;
3) березами в березовой роще;
4) актинией и раком-отшельником.
А 10 К древним людям относится:
А 11 Высшая нервная деятельность человека характеризуется:
1) наличием безусловных рефлексов;
2) формированием условных рефлексов;
3) абстрактным мышлением и речью;
4) элементарной рассудочной деятельностью.
А 12 К железам смешанной секреции относится:
2) поджелудочная железа;
3) щитовидная железа;
А 13 Свертывание крови связано с переходом:
1) фибрина в фибриноген;
2) лейкоцитов в тромбоциты;
3) эритроцитов в тромбоциты;
4) фибриногена в фибрин.
А 14 Где заканчивается малый круг кровообращения человека?
1) в правом желудочке;
2) в левом желудочке;
3) в правом предсердии;
4) в левом предсердии.
А 15 Функция легочных пузырьков:
1) газообмен между кровью и тканями;
2) газообмен между кровью и атмосферным воздухом;
3) очитка воздуха от пыли;
4) задержка излишней влаги.
А 16 В каком продукте содержится наибольшее количество белка?
А 17 Подвижное соединение костей – это соединение:
4) костей таза и бедренной кости.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначено наружное ухо?
А 19 При ожогах кожи нельзя:
1) накладывать стерильную повязку;
2) промывать пораженные участки холодной водой;
3) устранять причину;
4) прокалывать пузыри.
А 20 Растительноядные животные являются:
2) консументами 1 порядка;
3) консументами 2 порядка;
А 21 Где образуются эритроциты?
1) в красном костном мозге;
3) в красном костном мозге и селезенке;
4) в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.
А 22 Как называются органы, имеющие общее происхождение и строение, но выполняющие разные функции?
2) потребители 1 порядка;
3) потребители 2 порядка;
А 24 Как называется органоид, участвующий в сборке молекулы белка?
3) комплекс Гольджи;
А 25 Изучением передачи наследственных признаков организма занимается:
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите несколько правильных ответов.
Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что:
организмы, их составляющие, вредят друг другу;
они состоят из бактерий и грибов;
гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду;
водоросль образует, а гриб использует органические вещества;
гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы;
организмы, составляющие лишайники, приносят взаимную пользу друг другу.
В 2 Проклассифицируйте Тигра амурского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
1) Млекопитающие; 2) Кошачьи; 3) Кошка; 4) Хищные;
5) Хордовые; 6) Тигр амурский; 7) Животные.
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Основную информацию из внешнего мира человек получает через органы зрения.
2)Слезы не выполняют защитной функции.
3) В сетчатке три вида рецепторов.
4) Внутреннее ухо расположено в височной кости.
5) Зрение обязательно участвует в мышечном чувстве.
6) При дальнозоркости изображение фокусируется впереди сетчатки.
7) Система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга, называется анализатором.
8) Вкусовая зона коры большого мозга находится в затылочной доле.
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений содержится до 90%.
Все углеводы разделяются на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкуси хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются, чаще всего, молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они не сладкие и почти не растворимы в воде.
В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген резервируются как запасные питательные вещества клеток. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных в основном печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров.
Будучи менее энергоемкими моносахариды быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся в постоянно большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.
С 2. Используя содержание текста «Углеводы», заполните в таблице «Сравнительная характеристика углеводов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика углеводов.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
За верное выполнение заданий А1 – А25 выставляется 1 балл.
За верное выполнение заданий В 1 –В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В 1 –В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше симво л ов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл. Для задан и я В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех др у гих сл у чаях. Для задан и я В4выставляется 1 балл, если на одной или дв у х любых позициях ответа записа н ы не т е символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Входной контроль по биологии 9 класс по типу ОГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа для 9 класса
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает неклеточные формы жизни?
А 2 Какая клеточная структура в ы полняет транспортную функцию?
2) комплекс Гольджи;
4) эндоплазматическая сеть.
А 3 Какой из организмов относится к многоклеточным?
3) молочнокисле бактерии;
1) бледная поганка и мухомор;
2) пеницилл и мукор;
3) гриб трутовик и головня;
4) шампиньоны и вешенки.
А 6 У каких растений листорасположение, как на рисунке 2?
у крапивы и фуксии;
у элодеи и олеандра;
у сирени и подсолнечника.
А 7 Какое животное имеет лучевую симметрию тела?
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
А 9 Основоположником систематики является:
1) Ч. Дарвин;
2) К. Линней;
А 10 У человека рудиментами не являются:
А 11 Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
1) белки, катализирующие химические реакции;
2) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
3) соединения белков и витаминов;
4) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.
А 13 Для свертывания крови необходимо присутствие:
А 14 В каком сосуде течет венозная кровь?
3) легочная артерия;
А 15 Трахея у человека относительно пищевода располагается:
А 16 Какое вещество, вырабатываемое печенью, использует в качестве источника энергии спортсмен, бегущий на марафонскую дистанцию?
А 17 У пожилых людей кости становятся ломкими, так как в них:
1) преобладают минеральные вещества;
2) преобладают органические вещества;
3) преобладает вода;
4) оптимальное сочетание органических и минеральных веществ.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначена часть органа слуха, в которой находятся слуховые рецепторы?
А 19 При переломах позвоночника пострадавшего необходимо положить на ровную поверхность:
4) нет правильного ответа.
А 21 Какую функцию выполняют тромбоциты?
1) обеспечивают иммунитет;
2) вырабатывают антитела;
3) переносят кислород и углекислый газ;
4) участвуют в свертывании крови.
А 22 Как называются органы, имеющие различное происхождение и строение, но выполняющие сходные функции?
А 23 К какой группе экологических факторов относится сведение лесов?
А 24 Какую функцию в клетке выполняет молекула АТФ?
2) транспортную;
3) энергетическую;
А 25 Предметом изучения биологии является:
1) строение и функции организма;
2) природные явления;
3) закономерности развития и функционирования живых систем;
4) строение и функции растений и животных.
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите ТРИ правильных ответа.
Сходство грибов и животных состоит в том, что
они способны питаться только готовыми органическими веществами;
они растут в течение всей своей жизни;
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;
в клеточных стенках грибов и покровах тел членистоногих содержится хитин;
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты;
они размножаются спорами.
В 2 Проклассифицируйте Осла сомалийского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
1) Осел; 2) Млекопитающие; 3)Лошади) 4) Животные 5) Хордовые; 6)Непарнокопытные; 7) Осел сомалийский
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Глаз приводится в движение с помощью глазодвигательных мышц.
2)Зрачок регулирует поток света, поступающего в глаз.
3) Цвет радужки зависит от количества и характера пигмента.
4) Слепое пятно сетчатки – это место наилучшего видения
5) Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
6) При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.
7) Кончик языка лучше всего воспринимает кислое.
8) Слуховые рецепторы находятся в наружном ухе.
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.
Витамин А, или ретинол, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Он растворяется только в жирах, поэтому содержащие витамин А овощи следует употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине 1,5 – 2мг. При недостатке витамина нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых людей ретинол способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение двух лет.
Водорастворимый витамин С, или аскорбиновая кислота, будучи сильным восстановителем, участвует во многих процессах в организме: транспорте электронов, синтезе норадреналина, обеспечении проницаемости стенок капилляров. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в ягодах черной смородины, плодах цитрусовых и шиповника. В сутки человеку необходимо 60 мг аскорбиновой кислоты.
При его недостатке появляются общая слабость, нервозность, признаки цинги – кровоизлияние в коже, кровоточивость десен, выпадение зубов.
Аскорбиновая кислота малоустойчива, быстро окисляется и теряет биологическую активность. Поэтому ее обычно мало в долго хранящихся продуктах, много ее теряется при кулинарной обработке.
С 2. Используя содержание текста «Витамины А и С», заполните в таблице «Сравнительная характеристика витаминов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика витаминов.
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А 1 Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
А 2 Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
2) клеточная мембрана;
А 3 Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
А 4 Квашение капусты, силосование кормов происходит с помощью:
1) клубеньковых бактерий;
2) бактерий гниения;
4) молочнокислых бактерий.
А 6 Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
А 7 Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?
1) они размножаются на суше;
2) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа;
3) у них короткие задние конечности и длинные передние;
4) они питаются наземными беспозвоночными животными.
А 8 К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?
1) Паукообразные;
А 9 Борьба за существование наиболее остро протекает между:
1) клевером и шмелем;
3) березами в березовой роще;
4) актинией и раком-отшельником.
А 10 К древним людям относится:
А 11 Высшая нервная деятельность человека характеризуется:
1) наличием безусловных рефлексов;
2) формированием условных рефлексов;
3) абстрактным мышлением и речью;
4) элементарной рассудочной деятельностью.
А 12 К железам смешанной секреции относится:
2) поджелудочная железа;
3) щитовидная железа;
А 13 Свертывание крови связано с переходом:
1) фибрина в фибриноген;
2) лейкоцитов в тромбоциты;
3) эритроцитов в тромбоциты;
4) фибриногена в фибрин.
А 14 Где заканчивается малый круг кровообращения человека?
1) в правом желудочке;
2) в левом желудочке;
3) в правом предсердии;
4) в левом предсердии.
А 15 Функция легочных пузырьков:
1) газообмен между кровью и тканями;
2) газообмен между кровью и атмосферным воздухом;
3) очитка воздуха от пыли;
4) задержка излишней влаги.
А 16 В каком продукте содержится наибольшее количество белка?
А 17 Подвижное соединение костей – это соединение:
4) костей таза и бедренной кости.
А 18 На рисунке изображена схема органа слуха. Какой цифрой на ней обозначено наружное ухо?
А 19 При ожогах кожи нельзя:
1) накладывать стерильную повязку;
2) промывать пораженные участки холодной водой;
3) устранять причину;
4) прокалывать пузыри.
А 20 Растительноядные животные являются:
2) консументами 1 порядка;
3) консументами 2 порядка;
А 21 Где образуются эритроциты?
1) в красном костном мозге;
3) в красном костном мозге и селезенке;
4) в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.
А 22 Как называются органы, имеющие общее происхождение и строение, но выполняющие разные функции?
2) потребители 1 порядка;
3) потребители 2 порядка;
А 24 Как называется органоид, участвующий в сборке молекулы белка?
3) комплекс Гольджи;
А 25 Изучением передачи наследственных признаков организма занимается:
При выполнении зданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1 Выберите ТРИ правильных ответа.
Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что:
организмы, их составляющие, вредят друг другу;
они состоят из бактерий и грибов;
гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду;
водоросль образует, а гриб использует органические вещества;
гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы;
организмы, составляющие лишайники, приносят взаимную пользу друг другу.
В 2 Проклассифицируйте Тигра амурского, расставив термины в правильной последовательности, в соответствии с таблицей систематических групп
1) Млекопитающие; 2) Кошачьи; 3) Кошка; 4) Хищные;
5) Хордовые; 6) Тигр амурский; 7) Животные.
В 3 Установите последовательность организмов в цепи питания
В 4 Выберите правильные утверждения.
1) Основную информацию из внешнего мира человек получает через органы зрения.
2)Слезы не выполняют защитной функции.
3) В сетчатке три вида рецепторов.
4) Внутреннее ухо расположено в височной кости.
5) Зрение обязательно участвует в мышечном чувстве.
6) При дальнозоркости изображение фокусируется впереди сетчатки.
7) Система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга, называется анализатором.
8) Вкусовая зона коры большого мозга находится в затылочной доле.
Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1 Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений содержится до 90%.
Все углеводы разделяются на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкуси хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются, чаще всего, молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они не сладкие и почти не растворимы в воде.
В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген резервируются как запасные питательные вещества клеток. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных в основном печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров.
Будучи менее энергоемкими моносахариды быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся в постоянно большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.
С 2. Используя содержание текста «Углеводы», заполните в таблице «Сравнительная характеристика углеводов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика углеводов.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии