какая пенсия по потере кормильца в 2021 в воронежской области
Пенсия по потере кормильца в 2021 году
Пенсия по потере кормильца – ежемесячная государственная денежная выплата в случае, когда погибает или пропадает без вести человек, обеспечивающий семью. Есть три вида государственной помощи для разных обстоятельств – государственная, социальная и страховая пенсия по потере кормильца. Когда они назначаются и кто их может получить?
Кто может рассчитывать на пенсию по потере кормильца?
Если говорить в общем – без привязки к определенному виду пенсии, то на выплаты имеют право иждивенцы. То есть те, кто находится на постоянном финансовом обеспечении кормильца. Это могут быть:
Стоит заметить, что люди, умышленно создавшие ситуацию, повлекшую гибель кормильца, не имеют никаких прав.
Механизм выплат и право на получение пенсии регулируются следующими законами:
Виды пенсий по потере кормильца
Страховая пенсия. Ее начисляет Пенсионный фонд РФ. Назначается в том случае, когда у кормильца был рабочий стаж не меньше, чем 6 месяцев. Страховая пенсия состоит из двух частей:
Страховую пенсию могут получать:
Если дети кормильца поступают на очную форму обучения, то пенсия выплачивается не до 18, а до 23 лет.
Социальная пенсия. Назначается государством, если у кормильца не было рабочего стажа. Если иждивенец виновен в смерти кормильца, то ему назначается социальная пенсия, даже если у кормильца был трудовой стаж.
Социальная пенсия выплачивается только тем, кто постоянно проживает на территории РФ. Если гражданин России находится за границей, то выплаты ему не положены.
Сумма социальной пенсии фиксированная. В 2021 году это:
Пособие по потере кормильца в 2021 году
Пособие по потере кормильца в 2021 представляет собой основную помощь государства, выплачиваемая семьям, в которых погиб (или без вести пропал) человек, осуществляющий трудовую деятельность для ее содержания. Представленная социальная выплата называется пенсией (пособием) по потере кормильца и выплачивается из пенсионных накоплений утраченного кормильца.
Кому предназначено пособие по потере кормильца на ребенка?
Пенсия по утрате кормильца выплачивается в том случае, если остальные члены семьи не способны работать в силу различных причин. В эту категорию подпадают следующие лица.
Если члены семьи соответствуют заявленным выше требованиям, они могут рассчитывать на получения пособия. Оно перестанет выплачиваться до тех пор, пока кто-либо из семьи не станет трудоспособным.
Когда детское пособие на кормильца перестает выплачиваться?
Детское пособие на кормильца могут прекратить выплачивать в результате:
Интересно, что кормилец вовсе не обязательно должен проживать вместе с лицом, которое находится у него на попечительстве. Также необязательно иметь кровное лицо с иждивенцем. Достаточно регулярно осуществлять денежные отчисления ему хотя бы на денежный счет в банке (банковскую карту).
В отдельных случаях законодательство допускает оплату пособий вдовам, после потери основного кормильца повторно вступившие в брак, а также лица, получившие трудоспособность, но не достигшие совершеннолетия.
Если кормилец умер, уже будучи пенсионером, то иждивенцы согласно статье 28 закона РФ №4468-1 О пенсионном обеспечении тоже могут претендовать на пенсию по потере кормильца, но обращаться за ней нужно не позднее 5 лет после смерти кормильца и, как следствие, прекращения выплаты ему пенсии.
Какой размер пособия по потере кормильца в 2021 году?
Размер пособия по потере кормильца в 2021 году – один из наиболее обсуждаемых вопросов. Размер социальной пенсии по потере кормильца на ребенка в 2021 году с учетом индексации 1 апреля составляет:
Выплаты начинаются со времени подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы, а также получения его одобрения. Деньги приходят в конце каждого месяца на счет представителя семьи.
Сумма выплат может составлять намного меньший эквивалент, например, если у умершего кормильца был всего один родственник, нуждающийся в поддержке. В таком случае она составит 50% от указанных выше сумм. Если же осталось два и больше человека, неспособных прокормить себя, пенсия выплачивается в полном размере.
Сама пенсия состоит из двух частей:
При начислении выплат должно учитываться главное правило – они не должны быть меньше определенного прожиточного минимума в регионе проживания иждивенцев.
Как оформить заявление на получение пособия по утрате кормильца?
Для получения представленного пособия по утере кормильца потребуется собрать пакет следующих документов:
Предоставляются эти документы в отделение Пенсионного фонда РФ вместе в качестве приложения к соответствующему заявлению.
Таким образом, государство продолжает поддерживать граждан, нуждающихся в социальном обеспечении после утраты кормильца, предоставляя пособие. В каждом регионе оно разное, но не меньше прожиточного минимума, определенного для его жителей.
Прекращается ли выплата пенсии при получении другого дохода?
В соответствии со ст.10 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», выплаты по случаю потери кормильца назначаются только нетрудоспособным гражданам, ранее находившимся на иждивении умершего. Если такой пенсионер устраивается на работу и получает доход, выплаты от ПФР прекращаются со следующего месяца после трудоустройства. При этом право на пенсию будет утеряно даже в таких случаях, когда гражданин:
После увольнения выплаты возобновляются по заявлению гражданина – необходимо повторно обратиться в ПФР. Получение разового дохода, например, от продажи квартиры, автомобиля, земельного участка (вне зависимости от оснований возникновения права собственности) не влияет на пенсию по потере кормильца. Такой случай не является трудоустройством – пенсия по-прежнему будет выплачиваться в полном объеме.
Минимальная пенсия в 2021 году: таблица с суммами по всем регионам
Прожиточный минимум пенсионера, который устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).
Кому платят
Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
То есть, социальную доплату назначат, если пенсионер:
ФСД или РСД
Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.
То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).
Получите доступ к 35 онлайн-курсам для предпринимателей и бухгалтеров. Подключите «Клерк.Премиум». Вы сможете не только проходить курсы, получать сертификаты ИПБ России, но и задавать экспертам «Клерка» неограниченное количество вопросов. Мы ответим в течение дня. Это точно дешевле, чем иметь сторонних консультантов. Сможете собирать вопросы со всех коллег и даже давать им свой логин и пароль, и они тоже смогут задавать вопросы.
Как считают доход
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Индексация
С 1 января 2021 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,3 %.
Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали, и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.
С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.
Сколько платят
Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2021 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.
Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.
Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2020 до 2021) и за 2 года (с 2019 до 2021).
Наименование субъекта РФ
Прирост ПМП за 1 год (с 2020 до 2021)
Прирост ПМП за 2 года (с 2019 до 2021)
10 022
9 311
8 846
8 726
1 176
Центральный федеральный округ
Пенсионное обеспечение
Организация назначения и перерасчета пенсий.
Одной из основных задач Отделения и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области является своевременное и качественное установление пенсий.
В течение 2020 года в области назначено 27 308 пенсий, из них страховых – 24 166, государственных – 2 679. Установлено 24 315 компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (в размере 1200 рублей), 1 532 ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы (в размере 10 000 рублей).
Произведено 9 667 перерасчетов пенсий по заявлениям пенсионеров и 275 765 перерасчетов в беззаявительном порядке.
Пенсионерам, которые работали в 2019 году, с 1 августа 2020 года были увеличены 164 322 страховые пенсии (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2019 год индивидуальных пенсионных коэффициентов. Максимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов при перерасчете для работающих пенсионеров составила – 3. Средний размер увеличения пенсии составил 180,40 руб.
С введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» все страховые пенсии исчисляются путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого устанавливается страховая пенсия.
Гарантией для пенсионеров являются предусмотренные законодательством нормы об индексации (увеличении) размеров пенсий с учетом темпов роста цен и среднемесячной зарплаты в Российской Федерации.
Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года составляла 64,10 руб.
За прошедшее время она неоднократно увеличивалась:
Соответственно, с указанных дат осуществлены перерасчеты страховых пенсий в связи с их увеличением.
Кроме того, осуществлялась индексация фиксированной выплаты на следующие индексы:
Размер фиксированной выплаты с 1 января 2021 года составляет для основного большинства пенсионеров 6044,48 руб.
За 2020 год установлено 10 118 выплат за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», из них решений о назначении единовременной выплаты – 10 030, накопительной пенсии – 52, срочной пенсионной выплаты – 36.
Средняя сумма выплат за счет СПН составила: накопительная пенсия – 782,79 руб., срочная пенсионная выплата – 1 914,10 руб., единовременная выплата – 8897,87 руб.
В Отделении ПФР по Воронежской области по состоянию на 1 января 2021 состоят на учете 132,4 тыс. страхователей, в том числе 53,3 тыс. страхователей-работодателей и 79,1 тыс. индивидуальных предпринимателей и лиц, приравненных к ним.
На территории Воронежской области на 1 января 2021 года количество открытых лицевых счетов застрахованных лиц составляет – 2 408,7 тыс.
В течение 2020 года по вопросу получения документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в территориальные органы ПФР региона обратились 49,1 тыс. человек.
Общее понятие страховой пенсии.
С 01.01.2015 года страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее указанные пенсии назначались по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Страховая пенсия, это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации зарегистрированным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи зарегистрированных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих зарегистрированных лиц.
С 1 января 2015 года размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости пенсионного коэффициента.
Индивидуальный пенсионный коэффициент — это параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Размер страховой пенсии по старости в году ее назначения определяется путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Размер страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется в аналогичном порядке. При этом для определения размера страховой пенсии по случаю потери кормильца величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется в отношении умершего кормильца.
Порядок расчета размера страховой пенсии по старости и установления фиксированной выплаты.
С 01.01.2015 года установление страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты осуществляется по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер страховой пенсии по старости с 2015 года зависит от:
Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно)
Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона или могла быть назначена (восстановлена либо назначена вновь) указанная пенсия при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца
Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости досрочно или могла быть назначена указанная пенсия при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца
Формула расчета страховой пенсии по старости:
Страховая пенсия по старости (СП) определяется путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов гражданина (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, определяется как сумма коэффициентов, приобретенных как за периоды до 1 января 2015 года, так и за периоды после указанной даты. В случае обращения гражданина за страховой пенсией по старости позднее даты возникновения права на нее применяется коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента за более поздний выход на пенсию (зависит от количества лет, истекших с даты приобретения права на страховую пенсию по старости до дня ее назначения, смотрите таблицу, которая приведена выше).
Как рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.
Расчет пенсии гражданам, достигающим пенсионного возраста после 1 января 2015 года, и имеющим периоды работы как до, так и после 1 января 2015 года производится с применением норм пенсионных законов, действовавших в период их работы как до 01.01.2015, так и после 01.01.2015.
При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды ДО и ПОСЛЕ 1 января 2015 года.
При расчете суммы ИПК за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть исходя из стажа работы до 1 января 2002 года, коэффициента заработной платы, суммы валоризации за советский стаж работы до 01.01.1991 года и пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года – 64,10 рубля.
Расчет годового ИПК за периоды работы и нестраховые периоды после 1 января 2015 года.
ИПК = (СВ/МВ) ×10
ИПК – годовой индивидуальный пенсионный коэффициент;
При расчете годового пенсионного коэффициента будет учитываться только официальная зарплата, с которой уплачены страховые взносы.
Максимальное число коэффициентов (10) можно получить при годовой заработной плате на уровне предельной, с которой уплачиваются взносы в ПФР. При этом с учетом переходных положений статьи Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год определяется согласно приложению (таблица прилагается).
Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются
Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются
2021 и последующие годы
Чтобы рассчитать страховую пенсию необходимо сложить все полагающиеся человеку годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды (уход за детьми, служба в армии и.т.д.).
При расчете пенсионной выплаты в расчет принимается стоимость пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Одновременно с назначением страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата.
В случае обращения за назначением страховой пенсии по старости в более поздние сроки после возникновения права на нее к фиксированной выплате применяется повышающий коэффициент (смотрите таблицу).
Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно)
Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона
Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости досрочно
Категории граждан, которым устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости:
Условия установления страховых пенсий по старости.
С 01.01.2019 года установление страховых пенсий по старости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Для приобретения права на страховую пенсию по старости необходимо, чтобы одновременно выполнялись следующие три условия:
Граждане, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут ранее установленного пенсионного возраста, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев раньше.
Кроме того, женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет, а мужчинам, имеющим не менее 42 лет, предоставлена льгота по назначению страховой пенсии по старости на 2 года раньше достижения общеустановленного возраста (с учетом переходных положений), но в любом случае не ранее достижения возраста 55 лет и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 6 лет. Начиная с 1 января 2016 года она ежегодно увеличивается на 1 год, 15 лет страхового стажа потребуется начиная с 2024 года и позднее (таблица прилагается).
Год назначения страховой пенсии по старости
3. Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в период с 2015 года по 2025 требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется с учетом переходных положений).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году (таблица прилагается).
Год назначения страховой пенсии по старости
Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента
2025 и последующие годы
Исчисление размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов.
С 1 января 2015 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно положениями части первой статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются иные (нестраховые) периоды.
В соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ индивидуальный коэффициент устанавливается за следующие нестраховые периоды, включаемые в страховой стаж, подлежащие учету в размере страховой пенсии:
1) период прохождения военной службы по призыву;
2) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
3) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
4) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
5) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей, но не более пяти лет в общей сложности;
6) период, в течении которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
8) периоды военной службы по контракту и (или) иной деятельности (работы), имевшей место после 01.01.2002 года, предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
Индивидуальный коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (кроме периодов ухода за детьми), составляет 1,8.
Коэффициент за период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет зависит от последовательности ухода:
Например, индивидуальный пенсионный коэффициент за период ухода за первым ребенком продолжительностью 10 мес. 14 дней составит 1,57 (1,8*10/12+1,8*14/360).
В случае, если периоды ухода за детьми совпадают по времени, коэффициенты за каждый период такого ухода суммируются.
Размер страховой пенсии при ее назначении определяется в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, исходя из индивидуального пенсионного коэффициента, который складывается из индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после 01.01.2015.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015 определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год «нестраховых» периодов, имевших место до 01.01.2015.
Нестраховые периоды учитываются при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с применением норм Федерального закона от 21.03.2005 № 18-ФЗ и Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ).
С 01.01.2015 года установление страховых пенсий по инвалидности производится в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
До указанной даты установление трудовых пенсий по инвалидности осуществлялось по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как и прежде, страховые пенсии по инвалидности могут быть назначены при наличии у инвалида не менее одного дня страхового стажа.
Право на страховую пенсию по инвалидности возникает в случае наступления у застрахованных лиц инвалидности III, II или I группы, определяемой органами медико-социальной экспертизы по медицинским показаниям.
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В отличие от норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 1 января 2015 согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, наступление инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности.
Размер страховой пенсии по инвалидности определяется каждому застрахованному лицу индивидуально, в зависимости от стажа, заработка, суммы начисленных (уплаченных) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности (устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии) зависит от группы инвалидности. При этом с 01.01.2015 фиксированная выплата к страховой пенсии является самостоятельным видом выплаты и в состав размера страховой пенсии не входит.
С 1 февраля 2016 (с учетом индексации на 4 %) размер фиксированной выплаты составлял: при наличии 1 группы – 9117,86 руб., 2 группы – 4558,93 руб., 3 группы – 2279,47 руб.
С 1 февраля 2017 (с учетом индексации на 5,4 %) размер фиксированной выплаты составлял: при наличии 1 группы – 9610,22 руб., 2 группы – 4805,11 руб., 3 группы – 2402,56 руб.
С 1 января 2018 (с учетом индексации на 3,7 %) размер фиксированной выплаты составляет: при наличии 1 группы – 9965,80 руб., 2 группы – 4982,90 руб., 3 группы – 2491,45 руб.
С 1 января 2019 (с учетом индексации на 1,0705 %) размер фиксированной выплаты составляет: при наличии 1 группы – 10668,38 руб., 2 группы – 5334,19 руб., 3 группы – 2667,10 руб.
С 1 января 2020 (с учетом индексации на 1,066 %) размер фиксированной выплаты составляет: при наличии 1 группы – 11372,50 руб., 2 группы – 5686,25 руб., 3 группы – 2843,13 руб.
С 1 января 2021 (с учетом индексации на 1,063%) размер фиксированной выплаты составляет: при наличии 1 группы – 12088,96 руб., 2 группы – 6044,48 руб., 3 группы – 3022,24 руб.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер фиксированной выплаты повышается на каждого иждивенца, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Повышение устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» (с 1 января 2021 года повышение составляет 2014,83 руб.).
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с указанной статьей право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (до достижения возраста 18 лет; на весь период обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет).
Таким образом, изначально, пенсия по случаю потери кормильца устанавливается и выплачивается по дату исполнения иждивенцу возраста 18 лет.
Если на день совершеннолетия, сведения об учебе в орган, выплачивающий пенсию, не поступили, выплата пенсии приостанавливается.
Впоследствии при поступлении справки об учебе, подтверждающей факт обучения на дату достижения иждивенцем возраста 18 лет, выплата пенсии возобновляется за период со дня ее прекращения и до окончания обучения, но не дольше достижения возраста 23 лет.
Иначе решается вопрос, если между датой совершеннолетия и датой поступления иждивенца в учебное заведение имеется временной разрыв. В этом случае, перерыв в обучении квалифицируется как период, в течение которого лицом, получающим пенсию, была приобретена трудоспособность.
В подобной ситуации возможны два варианта пенсионного обеспечения: восстановление выплаты ранее назначенной пенсии либо назначение пенсии по случаю потери кормильца вновь. Более выгодный вариант исчисления пенсии помогут определить специалисты территориального органа Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела.
Следует отметить, что действующим законодательством не установлено каких-либо ограничений по выплате пенсии, например, в связи с вступлением в брак или трудоустройством на работу лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца.
Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам закреплены ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
5) граждане Российской Федерации, достигшие в 2020 году возраста 66 лет и 6 месяцев и 61 года и 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;
6) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны (пользуются правом с 1 января 2018 года).
Категория
Размер
По старости
Граждане, достигшие 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно)
5 606,15 руб.
По инвалидности
11 212,36 руб.
Инвалиды II группы (кроме инвалидов с детства)
5 606,15 руб.
Инвалиды III группы
4 765,27 руб.
13 454,64 руб.
Инвалиды I группы (с детства)
13 454,64 руб.
Инвалиды II группы (с детства)
11 212,36 руб.
По случаю потери кормильца
Дети до 18 лет, потерявшие одного родителя
5 606,15 руб.
Дети, потерявшие обоих родителей (дети, умершей одинокой матери)
11 212,36 руб.
Дети, оба родителя которых неизвестны (пользуются правом с 01.01.2018 года)
11 212,36 руб.
Одновременно с 01.04.2020 на 1,061 (индекс увеличения) были увеличены все государственные пенсии, установленные по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пенсии по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих, а также пенсии гражданам, пострадавшим вследствие техногенных и радиационных катастроф).
Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению поименованных выше категорий граждан устанавливаются в процентном отношении от размера социальной пенсии.
Так, например, размер пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны устанавливается от 150 до 250 процентов размера социальной пенсии (5606,15 руб.) в зависимости от группы инвалидности.
На этот же индекс (1,061) были увеличены размеры материального обеспечения гражданам Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и за работу в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Индексация произведена всем получателям социальных пенсий, независимо от факта работы.
Условия назначения досрочных пенсий.
В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу с особыми условиями труда необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
О списках работ, производств, профессий, должностей, организаций и правилах исчисления периодов работы для досрочного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанным законом сохранены все категории граждан, имеющих право на досрочную пенсию по старости, а также условия назначения такой пенсии.
С 01.01.2015г. в целях определения права на досрочную страховую пенсию по выбору застрахованного лица периоды работы (деятельности) могут включаться в страховой и специальный стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
В целях реализации данного положения Закона, постановлением Правительства России от 16.07.2014г. № 665 утверждены списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Данным постановлением наряду с действующими в настоящее время списками работ, производств, профессий, должностей и правилами исчисления специального стажа, предусмотрены списки и правила, которые применялись при назначении пенсии до 01.01.1992г.
Согласно действующему пенсионному законодательству при определении права на досрочное назначение пенсии к периодам работы до 1 января 1992 года, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, могут приравниваться имеющиеся до указанной даты периоды военной службы, обучения в училищах и школах профтехобразования, работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах в порядке, предусмотренном Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590.
Например, периоды службы в армии приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 1 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
О досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В 2015г. величина указанного коэффициента устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018г. № 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение срока выхода на страховую пенсию по старости для отдельных категорий граждан, в том числе для педагогических работников.
Начиная с 1 января 2019г. указанным работникам срок реализации права на досрочное назначение пенсии постепенно (ежегодно на 1 год) увеличивается на 5 лет в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. При этом продолжительность требуемого стажа для назначения досрочной пенсии остается прежней. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству в 2019-2020 годах, предусмотрен льготный порядок. Им страховая пенсия по старости назначается на шесть месяцев раньше нового срока выхода на пенсию. Так, учитель общеобразовательной школы, выработавший необходимый 25-летний педагогический стаж в феврале 2020 г., сможет реализовать право на пенсию в августе 2021 г. Если необходимый стаж приобретен в 2021 году, то срок назначения пенсии увеличивается на 3 года.
При назначении пенсии по данному основанию применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и Правила исчисления указанных периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Списком предусмотрены учреждения для детей и должности, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. В Правилах указаны условия, при которых в педагогический стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком.
Кроме периодов работы в педагогический стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Также подлежит зачету в специальный стаж период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, начавшийся до 6 октября 1992г.
Из этого правила имеется исключение: не требуется выполнение полной педагогической нагрузки как до 1 сентября 2000 года, так и после этой даты учителям начальных классов общеобразовательных учреждений и учителям в сельских общеобразовательных школах. Музыкальным руководителям и музыкальным работникам, наоборот, необходимо подтвердить работу на полную ставку по всем периодам работы.
Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в специальный стаж только до 1 января 1992г.
По отдельным учреждениям для детей имеются особенности. Так, работа в учреждениях дополнительного образования за периоды начиная с 01.01.2001г. подлежит зачету в специальный стаж только при наличии одновременно следующих условий:
— на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях дополнительного образования.
Работа в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) начиная с 1 ноября 1999 года засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015г., предусмотрено, что в целях определения права на досрочную страховую пенсию периоды работы (деятельности) могут засчитываться в страховой и специальный стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при определении права педагогических работников на досрочную страховую пенсию по старости могут применяться ранее действовавшие списки и правила, которые применялись при назначении пенсии в тот период, когда протекала работа (утверждены постановлением Правительства России от 16.07.2014г. № 665).
О праве на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью руководителей образовательных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», начиная с 1 января 2019г. указанным работникам срок реализации права на досрочное назначение пенсии постепенно увеличивается на 5 лет в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. При этом продолжительность требуемого стажа для назначения досрочной пенсии остается прежней. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству в 2019-2020 годах, предусмотрен льготный порядок. Им страховая пенсия по старости назначается на шесть месяцев раньше нового срока выхода на пенсию. Если требуемый 25-летний стаж приобретен в 2021 году, срок назначения пенсии увеличивается на 3 года.
При подсчете педагогического стажа применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и Правила исчисления указанных периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.
Правилами от 29.10.2002г. № 781 предусмотрены определенные особенности включения в педагогический стаж периодов работы руководящих работников.
Руководители образовательных учреждений в зависимости от типов и видов этих учреждений разделены данными Правилами на четыре категории:
1) работа в должностях директора (начальника, заведующего) и их заместителей дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольных учебных комбинатов), учреждений дополнительного образования детей засчитывается в педагогический стаж только до 01.11.1999г.;
2) работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии засчитывается в педагогический стаж без всяких дополнительных условий, то есть независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Необходимо только, чтобы эта работа выполнялась в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством;
3) работа в должностях директора (начальника, заведующего) и их заместителей образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений социального обслуживания и учреждений здравоохранения в педагогический стаж вообще не засчитывается;
4) работа в должностях директора (начальника, заведующего) в остальных образовательных учреждениях, предусмотренных разделом «Наименование учреждений» Списка, за периоды работы, начиная с 01.09.2000г. засчитывается в педагогический стаж при условии ведения ими преподавательской работы в том или в другом образовательном учреждении для детей в установленном объеме. Например, директорам (начальникам, заведующим) общеобразовательных учреждений, в том числе школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии, учреждений начального профессионального образования для включения периодов работы в качестве руководителей необходимо вести преподавательскую работу в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а директорам (начальникам, заведующим) учреждений среднего профессионального образования – в объеме не менее 360 часов в год.
Исчисление специального стажа медицинским работникам отделений хирургического профиля стационаров.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах либо при «смешанном» стаже (в городе и в селе), независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В 2015 году величина указанного коэффициента устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30.
С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018г. № 350-ФЗ, предусматривающий изменения, направленные на поэтапное повышение срока выхода на страховую пенсию по старости для отдельных категорий граждан, в том числе для медицинских работников.
Начиная с 1 января 2019г. указанным работникам срок реализации права на досрочное назначение пенсии постепенно (ежегодно на 1 год) увеличен на 5 лет в зависимости от года возникновения права на такую пенсию. При этом продолжительность требуемого стажа для назначения досрочной пенсии остается прежней. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству в 2019-2020 годах, предусмотрен льготный порядок. Им страховая пенсия по старости назначается на шесть месяцев раньше нового срока выхода на пенсию. Так, врач в городской больнице, выработавший необходимый 30-летний медицинский стаж в марте 2020 г., сможет реализовать право на пенсию в сентябре 2021 г. Если требуемый стаж приобретен в 2021 году, то срок назначения пенсии увеличивается на 3 года.
При назначении пенсии по этому основанию применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
По общему правилу специальный стаж исчисляется в календарном порядке. Вместе с тем, есть исключения. Например, пунктом 5 Правил предусмотрено льготное исчисление специального стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев) лицам, работавшим в отделениях хирургического профиля стационаров.
К отделениям хирургического профиля относятся акушерское, гинекологическое, кардиохирургическое, операционный блок, онкологическое, офтальмологическое, родовое, сосудистой хирургии, травматологическое, урологическое, хирургическое и др.
Право на льготное исчисление специального стажа имеют работающие в указанных отделениях оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
После 1 ноября 1999г. работа в указанных должностях должна проходить в режиме полной занятости, то есть на полную ставку.
Участие в операциях врачей-специалистов подтверждается журналами оперативных вмешательств, историями болезней. При этом, каких-либо требований к количеству проведенных операций не предъявляется.
Медицинские работники, работающие в селе, могут пользоваться двойной льготой по исчислению стажа. Например, если оперирующий врач-хирург работал в хирургическом отделении больницы, которая согласно административно-территориальному делению располагается в сельской местности, то при назначении ему пенсии за «смешанный» стаж (за работу в селе и в городе) 1 год такой работы будет засчитываться за 1 год 9 месяцев.
О досрочном пенсионном обеспечении за работу на Крайнем Севере.
С 01.01.2019 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», повышен пенсионный возраст для отдельных категорий граждан, в том числе работавших на Крайнем Севере.
Для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих требуемый страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента, начиная с 1 января 2019г. срок реализации права на досрочное назначение пенсии поэтапно (ежегодно на 1 год) увеличен на 5 лет – с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 55 лет для женщин.
Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию в 2019-2020 годах, предусмотрен льготный порядок. Им страховая пенсия по старости назначается на шесть месяцев раньше достижения нового пенсионного возраста.
Порядок постепенного увеличения возраста для «северян» приведен в таблице: