какая пенсия у бортпроводников в россии
О досрочном пенсионном обеспечении работников гражданской авиации
Ежегодно в третье воскресенье августа в нашей стране отмечается День воздушного флота России. Говоря о гражданской авиации, мы чаще всего думаем об отважных летчиках, поднимающих в небо огромные лайнеры и несущих ответственность за сотни людских жизней на борту. Но это праздник не только летчиков, но и авиадиспетчеров, бортпроводников, работников инженерно-технического состава. Их труд сопряжен с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками,обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Признавая это, государство для данной категории граждан, работающих в гражданской авиации, предоставляет право получать страховую пенсию досрочно в зависимости от вида выполняемых работ.
Самое распространённое основание назначения досрочной страховой пенсии по старости среди таких работников — пенсия в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Указанная пенсия назначается независимо от возраста при наличии летной выслуги продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Второе основание для назначения — за работу по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации. Данная пенсия назначается мужчинам — по достижении 55 лет, если они были заняты управлением воздушным движением не менее 12 лет и 6 месяцев работы; женщинам — по достижении 50 лет, при наличии не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. При этом у них должен быть страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.
Также пенсия назначается досрочно работникам инженерно-технического состава, которые заняты обслуживанием воздушных судов. Право на нее возникает при достижении возраста 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам, а также при наличии страхового стажа работы в гражданской авиации не менее 25 (20) лет, из них не менее 20 (15) лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов (соответственно для мужчин и женщин).
Отдельно стоит сказать о бортпроводниках. Мужчины, проработавшие не менее 10 лет бортпроводниками, могут выйти на заслуженный отдых в 50 лет, женщинам надо «отлетать» семь с половиной лет и тогда пенсия им будет назначена в 45. Однако при этом необходимо еще и иметь страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно.
Дополнительным условием для зачета в специальный стаж работникам гражданской авиации периодов работы с 01.01.2013 является уплата страхователем дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для обеспечения выплаты досрочной пенсии.
Следует отметить, что увеличение возраста выхода на досрочную пенсию работников гражданской авиации не коснулось.
ОПФР по Калининградской области напоминает, что для своевременного назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, территориальные органы ПФР проводят заблаговременную работу с застрахованными лицами с целью предварительной проверки и подготовки документов, необходимых для назначения пенсий. Записаться на прием в территориальный орган ПФР возможно самостоятельно на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации pfr.gov.ru (Личный кабинет — Запись на прием — Пенсии. Заблаговременное обращение за пенсией) или обратиться за проведением заблаговременной работы через МФЦ.
Дополнительные вопросы можно уточнить по единому телефону горячей линии 8 800 600 02 49 (звонок бесплатный).
О пенсионном обеспечении бортпроводников
О пенсионном обеспечении бортпроводников
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено летному составу гражданской авиации, список должностей которого утвержден постановлением Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 № 459. Данный список предусматривает членов экипажа воздушного судна без перечисления конкретных наименований должностей.
Согласно действовавшему на момент вступления в силу Постановления № 459 Воздушному кодексу Союза ССР бортпроводники относились к обслуживающему персоналу и не входили в летный состав.
С вступлением в силу с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ к экипажу воздушного судна отнесены летный экипаж (командир и другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортпроводники). Таким образом, только в связи с изменением Воздушного кодекса Российской Федерации бортпроводники стали претендовать на досрочную пенсию как летный состав. Однако такое право при принятии Постановления № 459 бортпроводникам не предоставлялось.
Объединение понятий «летный состав» и «экипаж воздушного судна» (при наличии у бортпроводников налета часов) влечет к неправомерному отнесению бортпроводников к летному составу, т. к. изменение положений Воздушного кодекса Российской Федерации не может изменять нормы пенсионного законодательства.
Поэтому, право на досрочную пенсию бортпроводникам предоставлено только на основании Списка № 1, по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Какая пенсия у бортпроводников в россии
Ну что ж, начнём.
Федеральный закон 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Нас здесь интересует:
Глава 6. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТАРОСТИ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии
1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
Ещё нам нужно, как и всем гражданам:
Глава 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости
2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 31. Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
1. Страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
2. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Дополнительное социальное обеспечение (доплата к пенсии) членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в связи с особым характером работы в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения предусмотрена дополнительная ежемесячная выплата к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – доплата к пенсии), за счет средств дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее – плательщики взносов).
Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.
Право на доплату к пенсии имеют:
Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии выслуги в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации дающих право на доплату: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет*.
В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155. При этом периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 года работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.
Исчисление выслуги для назначения доплаты к пенсии производится исходя из налета часов в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155.
Как оформить доплату к пенсии
Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация права на доплату к пенсии осуществляется путем подачи гражданином соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.
Документы, необходимые для установления доплаты к пенсии:
К заявлению о назначении доплаты к пенсии представляются документы:
Определение размера доплаты к пенсии
Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:
РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),
При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.
Сроки установления доплаты к пенсии
Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ:
Выплата доплаты к пенсии
Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.
Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.
Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязанности пенсионеров, плательщиков взносов, пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти
Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии
Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155 ФЗ.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, применяемые при установлении доплаты к пенсии:
Как я живу на 60 тысяч в месяц: стюардесса из Новосибирска
Меня зовут Кристина, мне 30 лет. Я родилась и выросла в Новосибирске. Не замужем, детей нет.
Я окончила Новосибирский государственный педагогический университет, и мое первое место работы было в обычной общеобразовательной школе, уже после университета. Я поработала там два года. Мне нравилось, но не настолько, чтобы оставаться там надолго. Забавно, что я никогда не грезила об авиации и в эту профессию попала совершенно случайно.
Работа и доход
Зарплата бортпроводника рассчитывается из количества летных часов. Один летный час стоит 220 руб. — стандартный месячный налет составляет 80 часов, но эта сумма облагается районным коэффициентом, плюс часто бывают надбавки, премии. А если мы летим за границу, то нам платят суточные — 1200 руб.
Мы приезжаем в аэропорт примерно за два часа до вылета, чтобы подготовиться к рейсу, провести предполетный разбор и подготовить самолет к вылету. Явиться на борт мы должны за час.
У нас есть определенные требования к внешнему виду, кроме того мы должны прекрасно знать аварийно-спасательную подготовку (АСП). За незнание руководящих документов по части АСП или за несоответствие требованиям к внешнему виду нас штрафуют. Например, рекомендован французский маникюр или розовый лак натуральных оттенков. Длина ногтей не должна превышать 3-4 мм от подушечки. За нарушение этих правил штраф составит около 1000 руб. У меня есть знакомые бортпроводницы из других авиакомпаний, и я знаю, что у них разрешен маникюр красного цвета, если и форма красного цвета, чтобы тон совпадал.
Суммы штрафов разные, но максимальный штраф не превышает 7000 руб.
Что касается повышений, то когда ты только трудоустраиваешься, то летаешь бортпроводником в экономклассе. Спустя какое-то время можешь обучиться для работы в бизнес-классе, но разницы в зарплате нет никакой. Потом ты можешь стать старшим бортпроводником — это уже очень ответственная должность: ты отвечаешь за бригаду, принимаешь важные решения и находишь выход из проблемных ситуаций. Но на зарплате это все равно сильно не отражается, там надбавка где-то 5000-6000 руб. в месяц. Вот если дорастешь до бортпроводника-инструктора, зарплата станет выше, но ими становятся немногие.
В этом году я получила премию 60 000 руб. — такую же, как и в прошлом.
В итоге ежемесячно со всеми премиями у меня выходит около 60 000 руб.
Основные расходы
Квартира и ипотека
Пока я училась в университете, жила с родителями — они считали, что в первую очередь я должна получить образование, а уже потом отправляться в свободное плавание. После окончания учебы я задумалась о съемной квартире, но вскоре мне и моему брату досталась часть квартиры в наследство от бабушки.
Брат не живет в Новосибирске, так что я взяла 1 млн рублей в ипотеку на 10 лет и выкупила у него эту часть. Так что сейчас я плачу ежемесячно 12 500 руб.
Продуктовая корзина
Я очень редко и мало ем дома, потому что много времени провожу на работе, а в полете для нас еда бесплатная.
В кафе я хожу несколько раз в месяц, средний чек составляет 600-1500 руб. Частенько заглядываю к родителям, а там меня всегда стараются накормить и ещё дать с собой. Раз в месяц я езжу в гипермаркет за продуктами и несколько раз захожу в супермаркет около дома купить что-нибудь на завтрак или каких-нибудь вкусняшек.
Гели для стирки я покупаю примерно раз в два месяца, потому что приходится часто стирать форму (бутылка объемом 3 литра стоит 200 рублей со скидкой, без нее – рублей 400).
Гели для душа я покупаю за границей: в Таиланде или Корее. Шампунь я раньше всегда приобретала только в парикмахерской, а сейчас пользуюсь японским шампунем, который продается в любом магазине в городе.
Зубную пасту покупаю ROCS по совету стоматолога, и зубную щетку я купила автоматическую со сменными насадками (щетка стоит 1500, сменные насадки по две штуки в упаковке 1000 рублей, опять же по совету стоматолога насадки надо менять раз в три месяца).
Автомобиль
Машину я купила около трех лет назад, взяла в кредит сразу после того, как отучилась в автошколе. Выплачивать кредит нужно ещё два года, но за меня его платят родители.
Я много езжу на работу — 5-6 раз в неделю 30 км в одну сторону. Несколько раз в неделю хожу в спортзал и раз в неделю — в гости к родителям. Иногда по магазинам и к друзьям. Машина у меня небольшая, объем двигателя всего 1,5 литра, поэтому денег на бензин уходит мало.
В летний период – в среднем 3000-4000 руб. в месяц, зимой чуть больше – около 5000-6000 руб. Зато на штрафах экономлю — за три года заплатила только один за превышение скорости.
На себя
У меня нет фиксированной ежемесячной суммы на одежду и обувь. Я терпеть не могу ездить по магазинам, поэтому долго ничего не покупаю, зато потом беру много всего.
Любимого бренда нет, но в ТЦ всегда захожу в Zara, Massimo Dutti, Mango, H&M. Каждый месяц я обязательно делаю маникюр и педикюр (это 2000 руб.), ламинирование ресниц (2000 руб.) и эпиляцию (700 руб.). Раз в несколько месяцев хожу в парикмахерскую, если мне нужно просто подравнять волосы, то это стоит 1400 руб., редко делаю тонирование (примерно 4000 руб.).
Косметикой пользуюсь. Кремы предпочитаю марки Yves Rocher или Clarins. Косметика мне нравится марки Clarins и Givenchy.
К счастью, моя работа дает мне возможность путешествовать. Ни для кого не секрет, что огромная часть бюджета всегда уходит на авиабилеты, поэтому в этом плане я имею огромный бонус, у нас есть очень хорошие скидки на авиаперелеты нашей компанией и компаниями-партнерами (мы не летаем бесплатно, как многие думают).
Последнее мое путешествие было на Бали. На всю поездку, включая авиабилеты и проживание в гостинице на неделю, у меня ушло всего 60 000 руб. С фруктами там особо не повезло, их практически не было, только в супермаркетах (возможно, был несезон), сувениры я не покупаю домой, не люблю захламлять квартиру, деньги тратила только на еду и на экскурсию.
Мне нравится моя работа, нравится работать с людьми. Так что пока планирую продолжать работать в небе.