какая пенсия у полицейских в россии 2021
Сколько сейчас пенсионеров МВД и какая у них пенсия? Пенсия МВД
Вместо эпиграфа: Я будучи замом начальника отдела и имея выслугу 26 лет сделал расчет и вышло 18000 р.
минус налог и получается 15700, пойду на пенсию, буду путешествовать по миру — заплачу коммуналку и по миру..
Государственная служба — дело не из лёгких. Особенно, когда внутри ведомства выстроена чёткая иерархия, а Родиной ставятся тяжёлые задачи во благо страны, многие из которых сопряжены с риском для жизни. Для особых категорий своих подопечных существует так называемая «военная пенсия». Недавно стало известно, что количество пенсионеров МВД превысило пенсионеров по линии Министерства Обороны. Как так вышло?
Стоит начать с того, что «военная пенсия» — это собирательный негласный термин для категорий лиц, которые получают выплаты по достижению выслуге лет и ухода в отставку (запас). Это не только армия, но и полиция, таможня, приставы, сотрудники ФСИН и многие другие.
И так, Министерство обороны выплачивает пенсии 1,092 млн человек. В МВД пенсию получают 1,108 млн человек. Разница, вроде бы, не сильно большая, но что-то подсказывает о том, что она будет уверенно расти. И на это есть ряд неутешительных причин.
Сегодня служба в армии более менее стабильная. Главные задачи — обеспечивать военную инфраструктуру, технику, готовить из срочников бойцов и другие сопутствующие задачи (например, гонять шайтанов по пустыням Сирии). Денежное содержание хоть и не является космическим, но это относительно приемлемые деньги, которые на гражданке найти многим не под силу.
Значительная часть личного состава служит в армии до последнего, т.е. пока позволяет закон. Мало кто представляет, чем можно заниматься в гражданской жизни (особенно, если нет за спиной бизнеса или недвижимости). Да и охранников в пятёрочках стали сокращать. Времена наступили финансово нестабильные.
Ситуация в полиции немного другая. Правоохранительная деятельность — штука сложная. И дело не только в необходимости получения результатов деятельности, исполнении странных приказов, постоянном давлении извне и многих других надоевших факторах.
Профессиональное выгорание в органах МВД происходит бешенными темпами. Основная проблема (как и у всех) таится в кадрах. Катастрофично мало людских ресурсов при таких глобальных задачах. Людей не хватает, полицейские не выдерживают и увольняются.
Если отбросить солидное руководство, которое более менее ещё держится за счёт надежд на перспективы или теневые стороны службы, то средний начальствующий состав, оперативники, участковые (перечень можно перечислять долго) держатся из последних сил. Многие просто терпят до пенсии и увольняются чуть ли не на следующий день, после достижения выслуги лет. Имея хороший опыт работы с людьми, выполняя задачи на «земле», они обрастают хорошими знаниями и достаточно быстро находят себе применение в гражданской жизни.
И это очень тревожный звоночек, потому что на пенсию часто уходят высококвалифицированные кадры. На подготовку новых нужно время и силы. А выполнять свой долг нужно сейчас. Времени на раскачку, как говорят классики, нет. И это очень сильно сказывается на конечном результате. В итоге мы имеем большой снежный ком проблем, который уверенно набирает массу и однажды может больно ударить по хрупкому обществу.
Что мы имеем в итоге? Профессионалы своего дела уходят. Уходят, потому что не выдерживают уровень абсурда, который сегодня царит в кабинетах. При нормальных условиях службы, они могли бы проработать во благо Родины дополнительные 5-7-10 лет. Но они уходят, дотерпев до минималки. И это число будет только расти. Особенно на фоне упорных слухов о том, что минимальный порог выслуги лет могут увеличить до 25 лет.
Сегодня количество пенсионеров МВД уже превышает штатное количество сотрудников ведомства. В реальности этот разрыв ещё больше, потому что в органах полиции сегодня тревожный некомплект личного состава. И ситуация ближайшее время вряд ли изменится в лучшую сторону. А охрану правопорядка никто не отменял. Однажды мы можем проснуться и вновь почувствовать страх от разгула преступности…
Повышение пенсии МВД в 2021 году: индексация и последние новости
Большинство выплат и разных типов финансирований ежегодно индексируется. Это касается и пенсионных выплат бывшим сотрудникам МВД. В соответствии с Федеральным Законом о бюджете на 2021 год № 385-ФЗ от 08.12.2020 г., с октября выплата будет проиндексирована на 3,7%. При этом увеличенные суммы будут округлены до рубля в сторону увеличения. Более подробно по повышение пенсии сотрудникам МВД рассказано далее.
Индексация выплат бывшим работникам МВД в 2021 году
Согласно статье 43 законодательного акта № 4468-1 от 12.02.1993 года, пенсионные выплаты для сотрудников внутренних дел и иных схожих ведомств, исчисляются из показателя денежного довольствия. Под указанным понятием принято понимать оклады, назначаемые в соответствии с воинским званием или же занимаемой должности. Величина каждого отдельного типа регулируется Правительством РФ.
В случаях, когда государство проводит индексацию показателя денежного довольствия для работников полиции (и иных структур), обязательно проходит увеличение и пенсионных выплат, в соответствии с актуальными значениями величины должностного оклада по званию.
Как уже было сказано, ближайшая индексация денежного довольствия, а значит и пенсий, для работников МВД пройдет c 1 октября 2021 года. На текущий момент пока не известен точный процент увеличения, однако, по предварительным прогнозам, он должен составлять 3,7%. Однако же, указанная цифра может измениться по мере приближения к октябрю.
Расчет пенсии
Ежемесячное начисление для бывших сотрудников МВД проводится с использованием значения денежного довольствия. Формула по начислениям выгладит следующим образом:
П(мвд) = (ДД+Нвл)*(50%+3%*ДВ)*ПК.
Кроме того, в расчете используются и дополнительные формы надбавок. Это может быть:
Размер указанных доплат регулируется Федеральным законодательством, и регулярно индексируется. С апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости 5796,78 руб.
Понижающий коэффициент
Одним из важных моментов является то, что сотрудникам полиции и иных структур заработная плата назначается не полностью, а с использованием понижающего коэффициента. Указанное значение было введено в 2012 году и используется и по настоящий день. Изначально понижающий коэффициент составлял 0,54, но после ежегодного изменения к 2021 году он составляет 0,7368. Это значит, что при расчете пенсионной выплаты за выслугу лет, учитывается только [mask]73,68%[/mask] от денежного довольствия.
Согласно законодательным требованиям, значение ПК должно увеличиваться минимум на 2% ежегодно. Можно предварительно рассчитать показатель в будущем 2022 году, если применять стандартную схему расчета: 0,7368*2% = 0,7515 или же это будет составлять 75,15% от денежного довольствия.
Стоит отметить, что значение 0,7368 было введено еще в октябре 2019 года. Данная величина была продлена до 2020 года в нормативном акте №381-ФЗ от 2 декабря 2019 года.
Вторая пенсия для сотрудников МВД
В случаях, когда бывший работник МВД имеет стаж гражданской службы, он получает право на оформление обычной пенсии. Для тех же, кто имеют стаж работы в силовых структурах, установлены дополнительные критерии по начислениям:
Для формирования второй пенсии значение имеет только гражданский страховой стаж и накопленные Е-баллы. При этом выплата, получаемая за работу в силовых структурах, не будет играть никакого значения. Следует также помнить, что и стандартная пенсионная выплата подлежит ежегодной индексации.
Заключение
Пенсионная выплата, предназначенная для работников (бывших сотрудников) МВД – это отдельный тип начислений, который имеет свои правила и требования. Кроме того, порядок регулирования выплат, расчетов, устанавливается не только основными нормативно-правовыми актами, но и дополнительными (специализированными). При наличии вопросов, неточностей, рекомендуется обращаться в отделение ПФР, где производятся начисления.
А что говорят и думают люди?
-Пенсия обычного офицера МВД около 15 тыс. руб. Все остальные цифры вымысел и незнания правил начисления пенсий. За каждый год переработки около 600 рублей добавка. так что 18500 пенсия для тех кто переработал около 6 лет, т.е. с выслугой 26 лет. Не мало тех кто дотягивают до 20 и уходят на 15 тыс. руб. тут при таких порядках и условии работы дотянуть бы до этой пенсии.
-Майор юстиции, старший следователь, выслуги 22 года- пенсия 13450 рублей.
-Я уходил на пенсию в 2008 с должности пом.деж УВД прапорщик милиции,моя пенсия 9700 рублей.
-Подполковник-заместитель начальника МОБ РУВД выслуга 21 год пенсия 16200.
-Прапорщик 23 года выслуги. Пенсия 11900. Екатеринбург.
-Прапорщик. 21 чистыми стаж. Пенсия 12 т.р. в неё входит доплата за вбд.
-Сержанты — прапорщики 10000-13000 максимум!
-Пенсионеры МВД в госпитали не имеют право на бесплатные операции. Мне нужно было сделать операцию, я позвонил в госпиталь на улице Народного ополчения, мне ответили, только за деньги. В среднем пенсия пенсионеров МВД. составляет 15000 тыс. руб. Я не имею в виду полковников и генералов.
-Выслуга 20 лет-пенсия 11730 руб.
-25 выслуги, ст. прапорщик пенсия 11900. Какие 18000 наверное это нашим начальникам приснилось.
-У меня выслуга 27 лет, подполковник, начальник отдела. 35.000р.Плюс Ветеран боевых действий. Не жирно, но жить можно…
-Ижевск выслуга 23, прапорщик, 14500р.
-Пенсии разные — всё зависит от того, чем занимался человек во время службы-работы в органах и в каком регионе живёт. Пенсии мизерные — самая большая при всех привилегиях и госнаградах — не превышает 46 тысяч рублей и это только если занимал руководящую должность в системе и проработал более 25 лет. Всё остальное смехи. Вопрос в другом — сотрудники участвующие в оперативных мероприятиях, которые награждены (включая высшей наградой — герой РФ). Получают пенсию меньше чем депутаты. Да какая пенсия, у многих зарплата на несколько тысяч меньше пенсии депутата. Одни рискуют жизнью за копейки и нищенскую пенсию, другие сидят и выдумывают как пополнить бюджет за счёт граждан, чтобы самим жить и процветать.
-Если сравнивать пенсии с другими силовыми структурами, то у полицейских она «НИКАКАЯ». Хотя основная нагрузка по разгребанию всей «грязи», лежит именно на полиции. Тов. Колокольцеву нужно отстаивать свое ведомство в высших эшелонах власти а не сидеть и молчать делая вид что все хорошо. Социальная поддержка очень слабая. Всем пенсионерам МВД, терпения!
-Я будучи замом начальника отдела и имея выслугу 26 лет сделал расчет и вышло 18000 р. минус налог и получается 15700, пойду на пенсию, буду путешествовать по миру — заплачу коммуналку и по миру..
-Тут еще надо учесть, что армия после табуреткина не восстановила угробленную им систему высшего образования. Поэтому такого уродского отношения к людям, как в МВД, армия себе позволить не может — кадров не так чтоб с избытком. Да и сложнее для армии готовить специалистов. МВД свою систему ВУЗов сохранило, ежегодно затыкая многочисленные дыры выпускниками. В МВД можно взять с человека с улицы, за 6 месяцев дать первоначальную подготовку — и вперед, в участковые там, в ГИБДД или еще куда. Военного летчика за 6 месяцев не подготовить. Поэтому в армии в целом к людям отношение лучше, хотя тоже хватает бардака и мздоимства.
-Государство само выдавливает квалифицированные кадры постоянными сокращениями. Пример — заместитель начальника отдела — 38 лет выслуга 21 год, подполковник. Должность сократили. Предложили должность старшего участкового. Вопрос — с какой должности выгодней уйти на пенсию. А ведь он мог бы ещё 7 лет работать.
Следующая проблема — на должность начальника ГРОВД не хотят идти — теперь эта должность стала расстрельной. Например — сняли начальника РОВД, уговорили начальника отделения ГИБДД на эту должность (супер мудрое кадровое решение), через 9 месяцев сняли и предложили должность участкового. Результат — и этот юный майор на пенсии.
Ещё пример — участковый — обслуживал 10000 жителей. Теперь у него из 30000 жителей плюс соседний участок (должность вакантная). Говорит — осталось до выслуги 2 месяца и пойду сдам макулатуру (нерассмотренные заявления граждан) и это будет моим выходным пособием.
Я уже на пенсии, но этот кошмар мне до сих пор снится.
-Скорее всего проблема кроется в банальной коррупции и бюрократии, да еще всемогущий блат. В руководстве чьи то дети, поступившие в ВУЗ по блату и отучившиеся кое как. Профессионализма ноль, а карьеру делают головокружительную. А те кто действительно работают, под чутким руководством таких гениев, долго не выдерживают. Плюс коррупционные схемы в которых люди обречены трудиться, рано или поздно приводят к краху, вот и текучка. Потому с минимальной выслугой люди и уходят на пенсию, от греха подальше.
-Все очень просто. Я сам ушёл на пенсию майором с МВД в 30 лет, Дальний Восток. Зарплата не самая конкурентноспособная, и ту тратишь то на бензин для работы, то на канцелярию. Денег в жизни не брал слева, ни взяток ни каких либо кривых схем. Увеличьте зарплату. Уберите все эти штабы, психологов, отчёты главное уберите, бюрократия. Защитите мента социально. Хотя бы ипотеку военную как в армии сделайте. Распогоньте сопутствующие службы, измените законодательство, что бы прокуратура не выеживалась в конце месяца при подписании уголовных дел в суд. Материальное обеспечение на нуле. Переработки дикие. Свои обязанности, усиления, футбол, митинги, Новый год за все время один раз с семьёй встретил. Поэтому и бегут как только минималка наступит. И да, мне не стыдно.
Пенсия за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет согласно статье 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба.
(Все условия, оговоренные в пункте «б», должны соблюдаться на день увольнения. Трудовой стаж после увольнения со службы в расчет не принимается)
Пенсия за выслугу лет согласно статье 14 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 устанавливается в следующих размерах:
Порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии с учетом трудового (страхового) стажа установлен статьей 13 «б» Закона №4468-1, статьями 11-14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». При этом, все периоды службы, работы и иной деятельности засчитываются в общий трудовой стаж только в календарном исчислении.
В денежное довольствие для исчисления пенсий согласно ст. 43 Закона №4468-1 включаются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию, процентная надбавка, исчисленная из этих окладов. Ежемесячная денежная продовольственная компенсация, ранее включаемая в денежное довольствие для исчисления пенсий, с 1 декабря 2007 г. включена в оклад по званию. Оклады применяются без учета их повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях. Надбавки, устанавливаемые сотрудникам органов внутренних дел на период службы, также не учитываются в денежное довольствие для исчисления пенсий.
Кроме того, с 01 января 2012 года пенсии исчисления из 54% соответствующих сумм денежного довольствия (с 01.01.2013 – 56%; с 01.10.2013 – 58,05%; с 01.01.2014 – 60,05%, с 01.10.2014 – 62,12%, с 01.10.2015 – 66,78%, с 01.02.2016 – 69,45%, с 01.02.2017 – 72,23%, с 01.10.2019 – 73,68%). Дальнейший порядок исчисления остался без изменений.
Исчисление пенсии за выслугу лет.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
Пример. Старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 898,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 12 475,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 21 год (процентная надбавка за выслугу лет = 30%).
Пенсия = (17 898,00 + 12 475,00 + (17 898,00 + 12 475,00) × 30%)) × 73,68% × (50% + (3% × 1)) = 15 419,01
Формула для расчета пенсии за общий трудовой стаж (ст.13б Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1
Пример. Старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 898,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 12 475,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 14 лет (процентная надбавка за выслугу лет = 20%), общий трудовой стаж с учетом службы в армии, службы в ОВД, учебы (очная) и работы в гражданских организациях – 30 лет.
Пенсия = (17 898,00 + 12 475,00 + (17 898,00 + 12 475,00) × 20%)) × 73,68% × (50% + (1% × 5)) = 14 770,03
Пенсионеры силовых ведомств могут получать вторую пенсию
Страховая пенсия по линии ПФР военным пенсионерам может быть назначена при одновременном соблюдении следующих условий:
— достижение общеустановленного пенсионного возраста – в 2020 году, в связи с повышением пенсионного возраста, это 61 год и 6 месяцев для мужчин и 56 лет и 6 месяцев – для женщин, или 56 лет и 6 месяцев для мужчин и 51 год и 6 месяцев для женщин, имеющих необходимый страховой стаж (не менее 25 и 20 лет соответственно) и стаж работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним (не менее 15 и 20 лет соответственно);
— наличие минимального страхового стажа на гражданских должностях. В 2020 году он составляет 11 лет и ежегодно увеличивается до 15 лет к 2025 году;
— наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов. На 2020 год она установлена в размере 18,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году;
— наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства.
Для назначения страховой пенсии военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением и документами:
— справка из органа, осуществляющего пенсионные выплаты по линии силового ведомства о дате назначения пенсии, периодах службы, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет;
— документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, трудовой договор и др.).
Заявление можно подать лично, через законного представителя, по почте, через работодателя с письменного согласия заявителя, через Многофункциональный центр. Также заявление можно направить онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР.
Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учета фиксированной выплаты (на сегодняшний день она составляет 5686,25 руб.). Средний размер пенсии у них составляет 4 000 рублей. Если военный пенсионер после назначения пенсии по линии ПФР продолжает работать, то страховая пенсия ежегодно в августе подлежит перерасчету.
О повышении пенсии с 01.10.2021 пенсионерам МВД и осуществлении единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.08.2021 № 487
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 г. № 772 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» подлежат повышению с 1 октября 2021 года в 1,037 раза размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям (званиям) сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
В связи с вышеизложенным, отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по Республике Мордовия произведен перерасчет пенсий с 1 октября 2021 года пенсионерам МВД по Республике Мордовия.
Одновременно сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 487 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан, получающих пенсию» гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 августа 2021 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», предусмотрена единовременная выплата в размере 10 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Указа № 487 единовременная денежная выплата осуществляется в сентябре 2021 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты.
Пенсионерам МВД России, получающим в соответствии с Законом № 4468-1 пенсию в двух федеральных органах исполнительной власти, единовременная денежная выплата производится по месту получения пенсии за выслугу лет (по инвалидности).
Центр финансового обеспечения МВД по Республике Мордовия
15.10.2021 Пенсии МВД России — последние новости
Во-вторых, напомним, что Постановлением № 772 Правительство Российской Федерации решило: 1. Повысить с 1 октября 2021 года в 1,037 раза: размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (МВД), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (ФСИН), федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (МЧС), таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи (далее — сотрудники). 2. Установить, что при повышении окладов денежного содержания военнослужащих и сотрудников в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения. 3. Министерству внутренних дел Российской Федерации при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и членам их семей, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью и присвоенным специальным званием устанавливать с учетом пункта 1 настоящего постановления. 4. Расходы, связанные с выплатой денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам в соответствии с настоящим постановлением, производятся в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам. О том, может ли быть отмена обязательной вакцинации в регионах России осенью 2021 года, есть ли закон (постановления) об обязательной-добровольной вакцинации и как написать отказ от вакцинации на работе — читайте ЗДЕСЬ https://regioninformburo.ru/10-08-2021-otmena-obyazatelnoj-vakczinaczii-regionov-rossii-kogo-kasaetsya-poslednie-novosti/
Во-третьих, по информации агентства ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к бюджету на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе. В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей. По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.
В-четвертых, по данным Департамента государственной службы и кадров МВД России, Премии Министерства внутренних дел Российской Федерации вручаются ежегодно и являются признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, институтов гражданского общества и граждан Российской Федерации, имеющих выдающиеся достижения в области: в социальной сфере (значительный вклад в осуществление социальной поддержки членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, успехи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи, а также участие в добровольческой (волонтерской) деятельности); информации и массовых коммуникаций (обеспечение эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, институтами гражданского общества и гражданами Российской Федерации в целях объективного освещения деятельности органов внутренних дел, укрепления доверия граждан к органам внутренних дел и повышения престижа службы в органах внутренних дел); физической культуры и спорта (достижение высоких спортивных результатов, а также создание условий для привлечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей к систематическим занятиям физической культурой и спортом).
Далее, что касается единых социальных (ЕСВ) и единых денежных выплат (ЕДВ), в том числе на жилье сотрудникам системы МВД России. По данным официальных источников ТАСС, Правительство РФ подготовило законопроект по улучшению жилищных условий сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на очередном заседании кабмина. «Подготовлен законопроект, который касается улучшения жилищных условий сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел. Он даст им больше возможностей. В первую очередь, нуждающиеся в жилье смогут выбирать — получать им единовременную выплату или готовую квартиру. Тем, кто был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за изменения в штате, сохраним право на получение выплаты для покупки жилья», — сказал Мишустин. Он уточнил, что пенсионеры органов внутренних дел, которые отработали не менее 25 лет, смогут продолжать пользоваться служебными квартирами, пока ожидают жилье. «Все, кто выбрал своей профессией охрану правопорядка, работают в тяжелых условиях, каждый день проявляют самоотверженность, рискуют своими жизнями. Сегодняшние решения помогут им и их семьям чувствовать себя более защищенными», — резюмировал глава кабмина.
Также, Правительство России утвердило индексацию отдельных выплат военным и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти. Соответствующее постановление подписано российским премьер-министром Михаилом Мишустиным после перехода Дмитрия Медведева на должность заместителя председателя Совета Безопасности Российской Федерации при сохранении должности Владимира Колокольцева в ранге Министра внутренних дел России. Согласно документу, исходя из уровня инфляции установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», индексация выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы, должна быть осуществлена с применением коэффициента 1,037. В постановлении отмечается, что проиндексированы будут пособия, страховые суммы для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, представителей ОВД РФ, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск Нацгвардии РФ и органов принудительного исполнения РФ. Кроме того, индексации подлежат пособия для полицейских, военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти, а также ежемесячные денежные компенсации военнослужащим. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Вместе с тем, по данным газеты «Известия», в Москве уже одобрили проведение реформы полиции, а сокращения сотрудников столичного ГУВД пройдут в нескольких подразделениях и окружных отделах. Подписан указ о создании в ГУ МВД по Москве специальных полков полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в них на аналогичные должности перейдут сотрудники 1-го и 2-го оперативных полков. Штатная реорганизация затронет только руководящий состав. Кроме того, согласно указу, сокращения пройдут в управлениях по борьбе с экономическими преступлениями и с оборотом наркотических средств, а также в управлении по охране общественного порядка. Усиление полков полиции необходимо для того, чтобы МВД могло без посторонней помощи обеспечивать порядок на массовых мероприятиях в городе, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Специальные полки полиции в Москве начинают свою деятельность уже 11 января 2021 года — соответствующий указ подписан, документ имеется в распоряжении «Известий». В нем отмечается, что сотрудников 1-го и 2-го оперативных полков полиции переведут на аналогичные должности в новые подразделения. Исключением станут командиры полков, батальонов, а также их заместители. Кроме того, указ столичного главка предписывает провести штатные изменения в управлениях по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП), с оборотом наркотических средств и по охране общественного порядка, а также в оперативных подразделениях. Сокращения затронут как городские управления, так и их окружные отделы. Согласно документу, управление по охране общественного порядка лишится 18 инспекторов, а оперативное — троих.
В управлениях БЭП сократить планируется ставку старшего специалиста по работе с личным составом, четырех сотрудников из отдела документальных исследований и по одному старшему оперуполномоченному в трех отделах — по агентурно-оперативной работе, контролю и рассмотрению обращений граждан и по борьбе с преступлениями в банковской сфере. Куда будут направлены высвободившиеся сотрудники, в указе не обозначается.
В рамках предстоящей реорганизации ГУ МВД по Москве планирует сократить значительное число сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Такое решение принято в рамках исполнения приказа МВД от 16 сентября, и в настоящее время ведется подготовка к реорганизации 1-го и 2-го оперативных полков полиции в специальные полки полиции (СПП). Численность новых подразделений увеличится на 500 человек за счет освободившихся сотрудников отделов БЕП. Кроме того, в рамках реорганизации ожидается ликвидация Инженерно-саперного центра как самостоятельной единицы — его функции передадут СПП, рассказал источник «Известий», знакомый с ситуацией. Поэтому в новом подразделении появятся такие должности, как старший сапер, старший инженер и юрисконсульт, а также ветеринарный врач, инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке, младший специалист по пожарной безопасности.
Необходимость в реорганизации подразделений МВД назрела давно. Главной причиной стало увеличение числа сотрудников, по факту не работающих на благо охраны общественного порядка, но пользующихся всеми преимуществами полицейских, считают опрошенные «Известиями» эксперты. — За последние годы система МВД обросла лишними подразделениями. При этом на их деятельность затрачиваются колоссальные средства. И сейчас именно эти «наросты» надо реформировать, а высвободившиеся деньги направить на социальную и правовую защиту полицейских, повышение заработной платы, обеспечение их жильем, — сказал «Известиям» директор благотворительного учреждения «Право и порядок», полковник запаса МВД Олег Иванников.
К числу таких подразделений эксперты относят так называемых штабных сотрудников (кадровиков, бухгалтеров, психологов, журналистов), а также научно-технические подразделения, связанные с переподготовкой личного состава. — Патрульный полицейский или инспектор ДПС ежедневно несут свою службу на улице, в грязи, теряют свое здоровье, поэтому уходят на пенсию через 20 лет. И точно также по выслуге лет уходят те, кто всё время просидел в кабинетах. А почему? У них-то какое здоровье потерялось? Поэтому таких сотрудников либо нужно привлекать к основной полицейской деятельности, либо переводить в статус госслужащего, — заявил «Известиям» начальник юротдела Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков.
По его словам, закон о полиции предусматривает защиту граждан, общественного порядка, и именно оперативные полки выполняют эти функции при проведении массовых мероприятий – как спортивных, так и политических. Поэтому усиливается и увеличивается штат именно этих подразделений, чтобы МВД могли справляться своими силами, без привлечения Росгвардии, считает Игорь Гришаков.
Так как столица — лицо России, то и реорганизацию решили начать именно с московской полиции, а потом по ее примеру подтянутся регионы, уверен эксперт. Однако, прежде чем начать реформу, на местах необходимо решить ряд кадровых проблем. — В регионах такая реорганизация не проводится по причине нехватки кадров. В отличие от столицы там складывается другая ситуация — один сотрудник может выполнять функции троих. Например, участковый может быть и следователем, и дознавателем. В регионах другая проблема — слишком раздутый руководящий штат. Начальников столько же, как и в Москве, а подчиненных в десятки раз меньше, — подчеркнул Игорь Гришаков.
В настоящее время еще одной главной задачей МВД стала борьба с преступлениями в сфере высоких технологий, для выполнения которой также потребуются силы спецполков полиции, отметил Олег Иванников. — Меняется и подход к решению поставленных задач. Уверен, что сотрудники специальных полков пройдут переобучение и станут еще более качественно нести свою службу. Реорганизация обязательно затронет все подразделения, задействованные в охране общественной безопасности. Правоохранительным органам сейчас очень необходима комплексная реформа, — пояснил эксперт.
По его мнению, сейчас МВД нужно сделать сильный рывок, чтобы перезапустить систему и сделать ее более качественной и полезной для современного общества. А тот комплекс мер, который позволит усилить спецполки специалистами других подразделений, внедрить технологические возможности, приведет к результативным переменам.
В свою очередь, МВД России и Минобороны России категорически против предложений Минфина о сокращении штатной численности министерств, передачи части функций гражданским ведомствам и объединения МВД, ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС). Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на источник. «МВД категорически отвергает предложения Министерства финансов РФ», говорится в сообщении- комментарии силового ведомства. Напомним, что 15 октября 2020 года за подписью Первого заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Юрия Аверьянова было направлено письмо Первому заместителю Министра внутренних дел РФ Александру Горовому о рассмотрении проекта Министерства финансов РФ по оптимизации расходов силовых ведомств. Если верить, что это не фейк, то ответ МВД России в Совбез России на предложение Минфина России должен был быть до 20 октября 2020 года. Однако, как сообщает портал «Фонтанка. Ру», это не первая идея Минфина реформировать госаппарат. Ранее выдвигались и другие идеи — например, подвести под единоначалие службу внешней разведки, федеральную службу охраны и федеральную службу безопасности. Пока предложения Министра финансов РФ Антона Силуанова сократить траты на силовиков не находили поддержку в Кремле.
По информации газеты «Известия», Минфин предлагает следующее: сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу; передать координацию программы по переселению соотечественников в Минтруд, а контрольно-разрешительные функции в сфере легального оборота наркотиков — в Минздрав; оптимизировать управленческий аппарат за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных по принципу «елочки»; создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения «силового блока» для централизации финансово-хозяйственной деятельности; создать на основе МВД единый правоохранительный орган, включающий в себя функции и задачи Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) с одновременным сокращением численности; увеличить срок носки вещевого имущества; установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%); исключить из законодательной нормы обязательную индексацию «военных» пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции; увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, не включая при этом срок учебы.
Источник «Известий», близкий к администрации президента, подтвердил наличие таких предложений Минфина. Подтвердил их и собеседник в Минобороны, куда тоже поступало письмо. Опрошенные «Известиями» эксперты связали предложения Министерства финансов с желанием сберечь бюджетные деньги.
Оптимизация структуры правоохранительных органов поможет сэкономить порядка 20 млрд рублей из казны ежегодно — это 3% отведенной на их содержание суммы, оценил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Впрочем, он отметил, что цели выгадать значительную сумму денег, по всей видимости, не стояло: в этом случае предложили бы сократить больше чем 10% сотрудников. — С точки зрения кадровой политики такие сокращения незначительны: ведь они произойдут в первую очередь за счет вакансий. А руководители зачастую держат свободными 10–15% мест как раз на случай кризиса, чтобы не пришлось «резать по живому», — отметил эксперт.
Законопроект о бюджете на 2021 год предусматривает выделение 2,4 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В плане на 2022 год эти расходы могут сократиться на 46 млрд рублей, в 2023 году — на 12 млрд рублей.
Самый большой бюджет — у органов внутренних дел, им предлагается выделить более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей — в 2022-м и 762 млрд рублей — в 2023-м. Остальные средства предусмотрены на прокуратуру, Росгвардию, органы юстиции и другие силовые ведомства.
Предложения Минфина направлены в первую очередь на то, чтобы сэкономить на правоохранительной деятельности, и этой цели достичь однозначно удастся, уверен замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Например, та же ФСИН еще 20 лет назад входила в структуру МВД, напомнил эксперт. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми.
Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».
Впрочем, Александр Хуруджи отметил, что оптимизация не должна повлиять на реализацию правоохранительными органами их главной функции — поддержания общественного порядка. Он добавил, что под сокращение ни в коем случае не должна попасть система участковых, так как они находятся на передовой и от их работы напрямую зависит безопасность граждан.
Если говорить о зарплатах сотрудников, то, как сообщает агентство ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе.
В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей.
По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.
Бюджеты СК и прокуратуры
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в 2023 году повлияло увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение участия прокуроров в заседаниях кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, на оплату труда работников бюджетных учреждений. Уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на ряд закупок.
По информации ИА «REGNUM», предложение Минфина России о том, чтобы провести реформу МВД с сокращением числа сотрудников и созданием единого органа для ФСИН, ГФС и ФССП на основе МВД, вызвало бурное обсуждение среди пользователей интернета. Граждане поделились мнением в сервисе «Яндекс.Новости».
»Многих заслуженных, принимающих участие в горячих точках, становившихся на пути вооруженных бандитов оперативников коробит вопрос наличия в органах множества лиц в погонах с большими звездами, которые из кабинетов всю так называемую службу не выходили, воюют с бумажками и получают ордена, медали очередные звания и должности. Вопрос: почему эту категорию не перевести в гражданский персонал, как это сделали в МЧС?» — задаётся вопросом пользователь под псевдонимом «Цезарь».
Некоторые комментаторы упрекнули Минфин в том, что абстрактное «сокращение» сотрудников может привести к еще меньшему количеству полицейских, патрулирующих улицы городов. Они призывают сократить руководящий состав, а обычных полицейских, которые «соприкасаются с населением», наоборот, увеличить. «Всё возвращается на круги своя. Вот только про очередное сокращение уже страшно читать. Видимо авторы проекта не знают, что на улицах городов и поселков практически исчезли полицейские патрули, особенно в небольших муниципалитетах», — пишет Сергей А.
Часть пользователей принялась перечислять, что необходимо изменить в существующей системе МВД. Они, уверены, что сокращение можно заменить на перевод части отделов на гражданскую службу. «Реформу нужно начинать с сокращения руководящих должностей в главных управлениях и в их подразделениях. Перевести на гражданку такие службы как: штабы, кадры, тыл, пресс-службы, информационные центры. В результате, из них сбегут многие руководители. Их и сокращать не придётся. Совет ветеранов переориентировать на передачу опыта молодёжи и помощи ветеранам МВД, а не только на содержание музеев», — считает Наталья.
Нашлись и те, кто призвал вновь изменить название полиции. Вместо возвращения к милиции граждане советуют взять опыт иностранных государств и создать жандармерию. Кроме того, вновь и вновь звучит призыв сократить руководящий состав МВД и ни в коем случае не трогать простых сотрудников полиции. «То милиция, то полиция! Чего они там мудрят! ФСИН тоже уже была в составе МВД. Создайте «жандармерию» и введите туда все структуры, как подразделения. И всё будет хорошо! А штаты надо сокращать с управления, потому что на улицах полицейских днём с огнём не найдёшь и даже не докричишься! Куда же ещё сокращать сотрудников, которых и так не хватает для обеспечения элементарного порядка на улицах городов? Не говоря уже о посёлках!» — написал Валерий И.
Бывшие сотрудники МВД и других силовых органов получают пенсии по тем же правилам, что и военные пенсионеры. Каждый год их пенсии повышаются, не станет исключением и 2021 год. Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» объясняет, как рассчитываются пенсии этой категории пенсионеров, когда и на сколько их поднимут.
Пенсия по выслуге лет в системе МВД
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Пенсии по смешанному стажу
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
Повышение пенсий бывшим сотрудникам МВД
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.
Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.
На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.
Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2018 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.
Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2019 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).
Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.
С Росгвардией дело обстоит принципиально иначе. Надбавки распространяются только на тех, кто участвует в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Кроме того, надбавки не полагаются военнослужащим срочной службы, если они не носят званий полиции (подавляющее большинство сотрудников Росгвардии носит звания внутренней службы). Это дает всем сотрудникам Росгвардии ложный и опасный сигнал. Получается, что охрана общественного порядка в ходе массовых мероприятий – это не часть обычной работы Росгвардии (включая приданный ей ОМОН), а нечто, за что необходимо выплачивать дополнительные деньги. Это при том, что в федеральном законе о Росгвардии пункт «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности» в списке ее задач идет первым. Чем же тогда должна заниматься Росгвардия за основную зарплату?
Однако есть еще одна общая (и проблемная) черта обоих постановлений. Это форма увеличения зарплат. Вместо простого увеличения окладов это надбавка, порядок назначения которой определяется ведомством и, можно ручаться, будет предполагать: а) различные оговорки и б) дискрецию начальства по определению ее размера. Казалось бы, что здесь плохого? Гибкая система материального стимулирования – очень удобный инструмент управления. Однако это так до тех пор, пока мы говорим о небольших коллективах и свободном рынке труда. Там, где речь идет об огромных унифицированных структурах и о службе, существенно отличающейся по своим условиям от обычной работы, такой подход опасен. В зарплате военнослужащего размер вариативной части должен быть невелик, а назначение или снятие таких надбавок – прозрачным (за выслугу лет, за воинское звание и т. д.). В противном случае вероятность начальственного волюнтаризма очень высока, особенно на низовом уровне.
Российская система выплат полицейским и военнослужащим и так далека от идеала прозрачности и дает большие возможности низовым руководителям. Вводимое же дополнение только увеличивает эти возможности. Система надбавок – едва ли не главная причина недовольства низовых сотрудников полиции и, насколько можно судить, важнейший источник конфликтов внутри правоохранительных органов. Сделан политический жест, который мог принести объективную пользу жителям столиц, повысив качество полицейских кадров. Однако сделан он таким образом, что возникли все возможные неприятные последствия. Оппозиционно настроенная общественность активно комментировала «премии за избиения». Росгвардии дан странный сигнал, что работа на массовых мероприятиях требует надбавки. И без того разбалансированная система оплаты труда в полиции расшатана еще больше. Созданы дополнительные поводы для недовольства и конфликтов внутри системы, анализирует ситуацию в системе МВД ассоциированный профессор социологии права им. С.А. Муромцева и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.
Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД России и деятельность структурных подразделений этого ведомства предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м — почти 790 млрд рублей.
МВД и его подразделения – это достаточно громоздкая структура, при которой большинство служб, отделов и управлений не участвует непосредственно ни в охране общественного порядка, ни в борьбе с преступниками. Реформа позволит перевести некоторые подразделения в другие подведомственные структуры. В результате произойдёт сокращение штатов.
Руководство московской полиции уже сегодня предлагает ликвидировать в составе центрального аппарата оперативно-розыскные подразделения и освободившийся штат направить в райотделы полиции на усиление.
Реорганизация предполагается и в Московском уголовном розыске. Как считает председатель Московского профсоюза полиции М. Пашкин, уголовный розыск уже давно нуждается в реорганизации.
Предполагается, что в 2020-2024 годах произойдёт изменение и самой системы, которая включает в себя и другие силовые ведомства. Возможно произойдёт объединение ГИБДД и патрульно-постовой службы, что кажется вполне логичным и сэкономит средства.
МЧС может войти в систему МВД на правах достаточно самостоятельной единицы. Здесь, безусловно, будет не всё так гладко, поскольку МЧС изначально создавалось почти с «нуля». Люди и руководители привыкли к самостоятельности, да и их деятельность довольно далека от охраны общественного порядка или борьбы с преступностью.
Немало должностей, которые сегодня аттестуются, переведут на гражданскую службу.
Одним из первых шагов нового правительства стало повышение оклада сотрудников МВД, Росгвардии и военных, которые работают в столице, Санкт-Петербурге и соответственно в Московской и Ленинградской областях. Надбавка составила 100 процентов от оклада, что, конечно, весьма существенно. Возможно, какие-то надбавки получат и силовики в других регионах. В 2021 году Минфином предусмотрено выделение средств на МВД в 2021-ом году в размере почти 766 млрд рублей, а уже через год, в 2022-ом почти на тридцать млрд больше.
Стоит иметь ввиду, что свои коррективы внесет и инфляция, которая прогнозируется на уровне 4 процента. Правоохранители, следовательно, могут рассчитывать на индексацию именно на эти 4%. Не забудем и о региональных надбавках, о тех же северных.
Если говорить о структуре оклада полицейского, то она выглядит примерно так:
надбавка за образование;
различные доплаты за риск, ненормированный рабочий день и т.п..
Сегодня, чтобы завершить службу с льготной пенсией по выслуге, надо проработать немалый срок – два десятилетия. Это сегодня, но уже завтра, как поговаривают, выслуга может подняться до 25 лет. Как считают, слишком много у нас уже молодых пенсионеров, ведь сотрудник МВД может выйти на пенсию по выслуге уже в 45.
Много разговоров и о такой форме, как предоставление силовикам приличного выходного пособия вместо пенсии. К этому есть основания, поскольку на пенсию сотрудники выходят достаточно молодыми и им еще можно немало лет проработать на гражданке. Запас средств из выходного пособия позволит спокойно поменять профессию и продолжить работать. Какова здесь экономия? Примерно 700 миллиардов рублей в год. Но пока эта тема в порядке обсуждения и вряд ли что-то измениться в 2021 году.
Если говорить и повышении пенсионных выплат, разаттестации внутренней службы МВД, повышении выслуги лет, зарплаты и окладов сотрудников, то это скорее всего произойдёт в 2021 году – предполагается поднять сумму ассигнований до 240 млрд рублей.
Указанная информация касается структурных подразделений системы МВД РФ из всех регионах России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.