какая полоса скоростная правая или левая
По каким полосам можно ехать в городе и вне его, и в какие поворачивать и разворачиваться
Правильное движение по полосам – одна из базовых основ передвижения по дорогам. Тем не менее здесь регулярно встречаются примеры субъективной трактовки правил. Кто-то движется в левом ряду, не уступая дорогу обгоняющим; кто-то считает, что все обязаны двигаться в правом ряду; кто-то считает, что можно выехать с кольца из среднего ряда, если заранее включить поворотник. По каким же полосам можно двигаться в городе и за городом и в какую полосу можно поворачивать и разворачиваться при маневрировании?
Перед тем как начать говорить о рядности движения, давайте вспомним, как ПДД регламентируют полосы движения и как можно двигаться, если размеченных полос нет. Итак, согласно правилам, полоса движения – это «любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд».
Стоит обратить внимание на уточнение «обозначенная или не обозначенная разметкой»: то есть, если ширина дороги от обочины до разделительной полосы позволяет двигаться в два ряда, то это означает наличие двух полос движения, и ограничений по фактическому числу полос в ПДД нет. Определять их число при отсутствии разметки позволено самим водителям: пункт 9.1 уточняет, что при отсутствии разметки и знаков движения по полосам количество полос движения определяется самими водителями «с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними».
Правила устанавливают разные разрешения для движения по полосам в городе и за городом. Согласно пункту 9.4 «в населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения». Основное ограничение устанавливает все тот же пункт 9.4: «на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота». Такие образом, при движении в городе можно занимать любую из имеющихся полос, а если дорога свободна, и полос три и более – то любую, кроме левой.
В пункте 9.4 есть небольшое ограничение для движения в городе. Если водитель движется в населенном пункте, но по дороге, обозначенной знаком 5.1 (Автомагистраль) или 5.3 (Дорога для автомобилей), или там, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, то двигаться он должен по возможности ближе к правому краю проезжей части, и ему запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Еще два ограничения для водителей легковых автомобилей касаются пунктов 9.5 и 16.1 ПДД. Пункт 9.5 уточняет, что если автомобиль по техническим причинам не может развивать скорость выше 40 км/ч, то он должен двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги. Ну а пункт 16.1 запрещает выезд таких машин на автомагистрали.
Отдельно стоит помнить о пункте 9.3 ПДД. Он уточняет, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9, указывающей на реверсивное движение), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.
Рядность движения на загородных дорогах также регламентируется пунктом 9.4 ПДД. Здесь все гораздо проще и строже, чем в городе: вне населенных пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части, при этом запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. Таким образом, движение даже с максимальной разрешенной скоростью в левой полосе запрещено.
Здесь также актуален пункт 9.3, упомянутый выше, – он запрещает движение по полосе, по которой разрешено движение в обоих направлениях, за исключением случаев обгона, объезда, поворота налево или разворота.
Поворот направо – маневр довольно несложный, и правилами он регламентирован вполне однозначно. Во-первых, тут актуален пункт 8.5, указывающий, что перед поворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Во-вторых, пункт 8.6 гласит, что при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Таким образом, при отсутствии помех и препятствий поворот направо должен выполняться из крайнего правого в крайний правый ряд.
Исключением при повороте направо может быть ситуация, когда перед поворотом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот направо более чем из одной полосы. В таком случае водитель не обязан занимать крайнее правое положение на проезжей части. При этом поворот должен выполняться с сохранением полосы движения во избежание пересечения траекторий: из крайнего правого в крайний правый ряд, а из второго во второй. В случае, если на дороге, на которую поворачивают водители, есть препятствие, вынуждающее поворачивать в одну полосу, в силу вступает пункт 8.9 ПДД. Он уточняет, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа» – то есть правило «помехи справа» актуально и здесь.
Отдельно стоит коснуться перекрестков с круговым движением. Пункт 8.5 гласит, то при повороте направо при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, не нужно занимать крайнее правое положение на проезжей части. То есть въезд на кольцо – это исключение, и въезжать на него можно с любой полосы. При этом выезд с перекрестка трактуется как обычный поворот направо и исключением уже не является – то есть для выезда с перекрестка с круговым движением обязательно нужно занять крайнее правое положение на дороге. Таким образом, краткий вывод будет таким: въезжать на кольцо можно с любого ряда, а выезжать с кольца – только с правого.
Левый поворот по сравнению с правым несколько сложнее, поскольку обычно связан с пересечением полосы встречного движения. Однако и правила здесь чуть более мягкие. С точки зрения рядности движения главное требование при повороте налево – занять крайнее левое положение на проезжей части согласно пункту 8.5 ПДД. Кроме того, тот же пункт указывает, что при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево должен выполняться с них, если знаками движения по полосам или разметкой не предписан иной порядок движения. А вот требований к тому, в какой ряд нужно въезжать при выполнении левого поворота, в ПДД нет – то есть поворачивать можно в любой ряд, движение по которому не запрещено правилами. Таким образом, поворачивать налево водитель может из крайнего левого в любой ряд при условии соблюдения ПДД, а при наличии слева попутных трамвайных путей и отсутствии знаков движения и разметки движения по полосам – с трамвайных путей в любой ряд.
Как и при повороте направо, актуален случай наличия перед перекрестком знаков направления движения по полосам, разрешающим поворот более чем из одного ряда. Правила здесь те же: необязательно занимать крайнее левое положение на проезжей части, поворачивать можно из любого разрешенного ряда, но желательно сохранять ряд и избегать пересечения траекторий движения, уступая дорогу при необходимости.
Однако здесь, в отличие от поворота направо, есть и еще одно важное исключение. Пункт 9.8 гласит, что «при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу». При этом «перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам». При повороте направо это требование выполняется автоматически. А вот поворачивать налево на дорогу с реверсивным движением можно только в крайний правый ряд.
О правилах разворота мы недавно говорили подробно, так что здесь повторим основные условия. Как и поворот налево, разворот можно выполнять из крайнего левого положения на проезжей части, а при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, – с этих трамвайных путей. Однако есть важное исключение: пункт 8.8 ПДД гласит, что при недостаточной ширине проезжей части разворот вне перекрестка можно выполнять от правого края проезжей части или с правой обочины, уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам. При этом требований к полосе, на которую нужно выезжать при развороте, в ПДД нет. То есть разворот можно выполнять в любой ряд при условии соблюдения ПДД.
Получить штраф можно не только за неправильный поворот, но и просто за движение не в той полосе. Как мы помним, за городом и на автомагистралях двигаться нужно в правой полосе, и занимать левую полосу при свободных правых запрещено. Те, кто игнорирует это правило, могут быть привлечены к ответственности по части 1 статьи 12.15: согласно ей, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Вариантов наказания за нарушение правил поворота существует несколько. Базовое наказание предусмотрено за поворот из неправильного ряда. Согласно части 1.1 статьи 12.14 КоАП, невыполнение требования ПДД перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Следующий вариант – несоблюдение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, указывающих направление движения по полосам. Как мы уже рассказывали, они относятся к знакам особых предписаний, и их соблюдение носит не рекомендательный, а обязательный характер. Соответственно, поворот или разворот из полосы, не предусмотренной знаками, наказуем. В случае поворота направо наказание последует по части 1 статьи 12.16: согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Поворот налево и разворот караются уже по части 2 статьи 12.16, и наказание здесь более суровое: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
Помимо знаков направления движения по полосам поворот и разворот могут ограничивать запрещающие знаки 3.18.1 и 3.18.2, а также 3.19, запрещающие соответственно поворот направо, налево и разворот. Наказание будет тем же, что описано выше: за поворот направо можно получить предупреждение или штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.16, а поворот налево или разворот караются по части 2 статьи 12.16 штрафом от 1 000 до 1 500 рублей.
А вот отдельных штрафов за занятие неверной полосы после выполнения поворота нет – нарушение трактуется в зависимости от ситуации. К примеру, если водитель после выполнения маневра окажется на встречной полосе, он будет наказан по части 4 статьи 12.15, предусматривающей штраф в 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
Где разрешено и запрещено движение по крайней левой полосе в городе и на трассе?
Левая полоса и штраф
Многие водители знают, что ехать по крайней левой полосе вне населённого пункта запрещено. Но далеко не все подозревают, что и в городе это правило также действует в 2021 году в определённых ситуациях. Однако, уступать дорогу догоняющему сзади автомобилю, даже двигаясь в нарушение ПДД слева, обязанности тоже нет. Всё это тонкости Правил, которые мы рассмотрим ниже. И выясним, можно ли ехать в левом ряду по ПДД по трассе, какая разница между грузовыми, легковыми автомобилями и какие отдельные требования установлены для Газелей. Какой штраф за это, фиксируют ли данное нарушение камеры фотофиксации и обязаны ли мы перестроиться, создавая помехи при движении в левой полосе? Итак, давайте по порядку!
Как ПДД 2021 года определяют полосу движения?
Прежде всего выясним, как делится проезжая часть дороги на полосы. Ведь всё становится понятно, если на данном участке присутствует разметка. А если её нет?
ПДД дают довольно чёткое определение полосы. Согласно термину, это продольная полоса движения в составе проезжей части, достаточная для движения автомобилей. Причём, она может быть как обозначена разметкой, так и не обозначена.
Таким образом, получаем три важных для дальнейших пояснений вывода:
Дорога с отсутствующей разметкой, где водители должны самостоятельно определять количество полос движения
При этом, водитель обязан самостоятельно разделить дорогу на полосы, а также определить, где будет встречка, поделив ширины проезжей части пополам.
И обратите особое внимание, что ширина для определения полосы должна быть достаточной именно для автомобилей, а не любых транспортных средств. Если, к примеру, на всю попутную половину ширины проезжей части помещаются 2 или даже 3 мотоцикла, то это ещё не значит, что здесь, соответственно, 2 или 3 полосы движения. Если автомобиль помещается только один, то и ряд один. Но да, конечно же, машины могут быть и грузовыми шириной 2,5 метра, и малолитражками, едва 1,5 метра ширины. Как в этом случае определять ряды, Правила уже не уточняют.
Итак, перейдём теперь поближе к нашему главному вопросу.
Для каких автомобилей предназначена левая полоса?
Почти во всех дорожных обстановках левая полоса может использоваться любыми видами транспортных средств, за исключением велосипедов. Однако, Правила ограничивают возможность занимать левую полосу в зависимости от:
Вот как раз об этих факторах и поговорим подробнее ниже!
Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?
Итак, почти каждый водитель слышал о правиле левой полосы. Большинство из нас знает, что запрещено движение по крайней левой полосе вне населённого пункта, если заняты правые. Однако, это не совсем точное описание данного правила.
Согласно пункта 9.4 ПДД, устанавливаются 2 требования вне населённых пунктов:
Вот как раз первый пункт и известен почти всем автолюбителям. Что касается второго, то фактически он означает, что вы даже при одной полосе движения в вашем направлении должны ехать ближе к правому краю проезжей части. Например, если ширина ряда 2,5 метра, а вашей машины – 1,8 метра, то это значит, что как минимум слева у вас должно оставаться больше места, чем справа. Но по букве ПДД только при наличии у вас такой возможности. А вот что кроется под возможностью, и насколько она должна быть объективной, Правила умалчивают. Например, если правый край весь в ямах или колдобинах, то отсутствует ли возможность ехать по ним? Разумеется, сама возможность присутствует. Однако, такая траектория езды может быть небезопасной для дорожного движения, а это также запрещают ПДД.
Не забываем также, что обочина проезжей частью не является, и потому как можно правее означает, что вы не должны съезжать на неё, так как она вообще не предназначена для движения.
Разрешён ли выезд для обгона?
И здесь развеем ещё один миф, который, к сожалению, засел в головах некоторых автовладельцев. Обгоном правильно называть манёвр, который связан с выездом на встречную полосу. Если речь идёт о перестроении с последующим опережением другой машины по левой полосе вне населённого пункта или внутри него, то это просто опережение.
Ну и по Правилам, исходя из описанного разделом выше, становится всё просто. Да, вы имеете полное право выехать на крайнюю левую полосу на трассе для опережения другого авто. При этом, после опережения вы обязаны вернуться вновь на правую, чтобы выполнить требование ПДД двигаться как можно правее по возможности.
Но вам ничего не запрещает опередить хоть километровую колонну других транспортных средств по левому ряду. А вот какое расстояние должно быть между двумя автомобилями в правом ряду, чтобы у вас не возникло обязанности перестроиться туда же, а затем, по приближении к следующему автомобилю, вновь перестроиться в крайнюю левую, в Правилах не говорится. Хотя, именно это и вызывает чаще всего агрессию многих водителей к так называемым «тошнотам в левом ряду».
А на автомагистрали?
Такой тип дороги почти во всех случаях располагается вне населённого пункта. Отсюда и распространение требования пункта 9.4 ПДД на автомагистраль в том числе. То есть занимать крайнюю левую полосу здесь нельзя при свободной правой.
Когда можно ехать по левой даже при свободной правой?
Здесь мы поговорим об упоминании в официальной трактовке 9.4 ПДД слова «по возможности». Обязанность двигаться именно при наличии возможности ближе к правому краю проезжей части по сути означает, что вы имеете право двигаться по левому ряду даже при свободных правых рядах в следующих случаях:
Здесь следует отметить как раз эту пресловутую возможность и отсутствие чётких критериев в Правилах дорожного движения её наличия или отсутствия. Например, на протяжении правой полосы больше ям или глубже колея. Образует ли это отсутствие возможности двигаться по ней? Очевидно, что нет. Да и инспектор, скорее всего, выпишет штраф за движение по крайней левой полосе при свободных правых в этом случае.
Пример участка дороги, где правые ряды заняты, и можно ехать по левой полосе
Однако, если такие ямы и/или колея создают опасность для движения по ним (они такого размера, что вы можете пробить колёса, не справиться с управлением в колее и так далее), то похоже на то, что тогда возможность ехать по ним есть, но в то же время может быть нарушен пункт 1.5 Правил. Вот только опять же, по сути сотрудник ГИБДД будет прав, если оштрафует вас при отсутствии самого прецедента опасности для движения (ДТП). Увы, но однозначно ответить на вопрос о том, что когда возможность есть, а когда её нет, и это даёт вам право занять левую полосу, в 2021 году не представляется возможным.
Другой вопрос, на который также не будет ответа: за сколько до целевого места поворота налево или разворота можно перестроиться на крайний левый ряд, чтобы не был нарушен пункт 9.4 ПДД? Увы, но большинство автолюбителей настолько заранее занимают левую полосу, что создают помехи другим автомобилям на километры.
Обязан ли водитель уступать дорогу, если его догоняет другая машина?
В то же время именно создавать помехи движение слева Правилами не запрещено прямо.
Да, вам запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых на трассе, если на это нет причины или если правые полосы свободны. Но это не образует объективную сторону состава правонарушения для привлечения вас к ответственности именно за невыполнение обязанности уступить дорогу. Хотя бы, потому что обязанность уступать дорогу возникает только по отношению к тем, кто имеет преимущественное право проезда. А ваше движение слева не образует преимущество у едущего позади вас авто.
Таким образом, даже если вы движетесь в левой полосе в нарушение ПДД, когда вас догоняет автомобиль сзади, едущий по тому же ряду с большей скоростью, у вас не возникает обязанности уступить ему дорогу. Но всё ещё остаётся обязанность перестроиться вправо. Впрочем, разница здесь только в статье КоАП, по которой вы можете быть привлечены – только по статье за нарушение правил расположения, но не за неуступление дороги. Хотя, и размеры штрафов в обоих случаях одинаковые.
Можно ли двигаться в левой полосе дороги в городе?
Вы узнали, да и, скорее всего знали до этого (но, возможно, трактовали по-иному), что на трассах движение по крайней левой полосе при свободных правых запрещается.
Но мало кто подозревает ещё две важные вещи:
Итак, у вас есть обязанность двигаться как можно правее при наличии такой возможности, а также не занимать левую полосу, если правые свободны, на 3 типах дорог в населённых пунктах:
Все эти 3 условия содержит тот же пункт 9.4 ПДД в абзаце 1. И по последнему пункту отметим, что Правил разрешают устанавливать на отдельных безопасных скоростных участках дорог ограничения выше стандартного для населённых пунктов. То есть, если вы, двигаясь в городе, видите знак «80», то вам разрешается ехать именно 80 км/ч, а не 60, как положено в общих случаях.
Но это ещё не всё – если быть точнее, вышеописанное даже не главное в правиле левой полосы. Дело в том, что абзац 3 пункта 9.4 Правил также ограничивает движение в левом ряду в 3 случаях.
Обратите внимание, что последний пункт также распространяется на запрет движения в левом ряду большинства видов Газелей, так как они относятся по своей массе к данному критерию. Речь идёт о разрешённой максимальной массе машины. У нас есть отдельная статья о возможности езды на Газели в левой полосе.
Таким образом, ехать в левом ряду может быть запрещено ПДД не только вне населённых пунктов, но и в пределах городов при наличии 3 полос нельзя занимать крайнюю левую при неинтенсивном движении либо если вам не нужно на ближайшем пути развернуться или повернуть налево. Причём, если на трассе вы просто должны двигаться возможно праве, то в населённом пункте Правила устанавливают обязанность не занимать левый ряд при указанных 2 условиях.
Пример, когда при интенсивном движении в населённом пункте разрешается перестраиваться на левую полосу
Считается ли автобусная полоса?
Да, конечно! Полоса для маршрутных транспортных средств (именно так она правильно называется, а не просто «автобусной» в простонародье) является полноценной. И потому она также учитывается при правиле не занимать левый ряд.
То есть, если вы движетесь по дороге, и в вашем попутном направлении справа идёт полоса для маршрутных ТС, а затем ещё 2 общие, то ехать в крайней левой вам можно только при интенсивном движении либо для поворота налево или разворота.
А если слева трамвайные пути?
А вот этот элемент не относится к проезжей части. Понять это можно из определения дороги в ПДД. Согласно ему, последняя включает в себя отдельно проезжую часть и отдельно трамвайные пути.
А, если они не являются проезжей частью дороги, то и полосой для движения транспортных средств не могут быть. Поэтому их при подсчёте количества рядов не учитываем. И получаем, что, так как в 9.4 речь идёт именно о крайней левой полосе, то при наличии на данном участке 2 полос и трамвайных путей, можно ехать по любой полосе и по ним тоже. При этом, здесь уже пункт 9.6 Правил устанавливает свои ограничения, согласно которым, для разрешения двигаться по путям должны быть соблюдены 3 условия:
Таким образом, трамвайные пути по сути аналогичны крайней левой полосе в данном случае – ехать по ним можно, если есть техническая возможность (они на одном уровне с проезжей частью), а также если заняты полосы движения справа.
При этом, немного странной выглядит дорожная ситуация, когда у вас 3 или более автомобильных ряда в вашем направлении, а слева есть ещё и трамвайные пути. В этом случае вам и крайнюю левую полосу, и пути разрешается занимать только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы.
Где запрещено занимать левую полосу – сводная таблица
Итак, давайте теперь в качестве итогов закрепим полученную информацию в табличном виде.
Участок дороги | Условия запрета занимать левую полосу | Разъяснения |
---|---|---|
Трасса вне населённого пункта | Во всех случаях, если свободны правые полосы. | Кроме того, есть требование ПДД двигаться возможно правее, а не просто не перестраиваться без необходимости в крайний левый ряд |
Дорога со знаком 5.1 Автомагистраль | Также, как и вне населённого пункта | Те же правила не занимать крайний левый ряд при свободных правых и двигаться возможно праве распространяются в равной степени на автомагистраль, даже если она расположена в населённом пункте |
Дорога со знаком 5.3 «Дорога для автомобилей» | Аналогично трассе | Аналогичное правило действует на такой дороге |
В населённом пункте, если скоростной режим допускает движение со скоростью более 80 км/ч | Аналогично трассе | Ровно такое же правило действует и для такого участка |
В населённом пункте, если в вашем направлении 3 или более полосы | При неинтенсивном движении, когда свободен хотя бы один ряд справа, либо не для поворота налево или разворота | Если в попутном направлении есть 3 полосы (включая автобусную), то вам нельзя занимать крайнюю левую, кроме случаев, когда справа все полосы заняты либо если вы намереваетесь повернуть налево/развернуться |
Если слева трамвайные пути | При неинтесивном движении, если справа полосы свободны | Правила трамвайных путей аналогичны вышеописанной 3-хполосной дороге. Если ряды правее заняты, то вы можете двигаться по путям. Но только если по ним разрешается движение на данном участке дороги |
В населённом пункте при наличии 3 и более полос в вашем направлении | Если ваш автомобиль весит более 2,5 тонн, и вы не намереваетесь повернуть налево/развернуться | Грузовым автомобилям (в том числе большинству типов Газелей) нельзя занимать крайнюю левую полосу в этом случае даже при интенсивном движении, когда заняты ряды правее |
Какой размер штрафа?
Специального наказания конкретно за движение по крайней левой полосе в 2021 году нет. Но, так как обсуждаемый нами выше пункт 9.4 относится к разделу расположения транспортных средств ПДД, то существует ответственность за общие случаи нарушений такого расположения.
Речь идёт о части 1 статьи 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 1 500 рублей за любые нарушения правил расположения автомобилей на дороге, кроме специальных норм наказаний, предусмотренных другими частями данной статьи. И, так как в других частях нет ответственности за занятие крайней левой полосы, то применяется именно часть 1.
Хорошая новость заключается в том, что на сумму штрафа 1,5 тысячи рублей ещё и скидка распространяется. Если вы оплатите задолженность в течение 20 дней с даты вынесения постановления, то имеете законное право заплатить 750 рублей.
Но есть новости ещё лучше как раз для нарушителей правила левого ряда – фактически сотрудники ГИБДД очень редко привлекают за данное нарушение. Что, в свою очередь, делает езду для водителей, движущихся со скоростью, близкой к максимально разрешённой (ну и превышающих скоростной режим, конечно же), довольно раздражающей. Происходит это как раз из-за любителей двигаться в крайнем левом ряду с низкой скоростью, либо занимающих его в целях очень нескорого поворота или разворота.
Фиксируют ли камеры данное нарушение ПДД в 2021 году?
Вообще, средства фото- и видеофиксации на сегодняшний день имеют хорошую техническую возможность выявлять такое нарушение:
Тем не менее, на практике в 2021 году камеры автофиксации не выписывают штраф ГИБДД за езду по левой полосе движения. По крайней мере, случаев санкции в автоматическом режиме ещё не было.
Но здесь есть и более важная тонкость как причина незаконности такого наказания средствами автоматической фиксации. И дело в условиях, когда занимать левый ряд можно – для поворота налево, например. Допустим, на ближайшем пути после камеры такой манёвр запрещён, и комплекс может по сути выписать штраф за движение в левой полосе. Но ведь запрет манёвра не означает, что водитель технически не может нарушить его.
В таком случае, если автолюбитель обжалует штраф за левую полосу, указав в обоснование жалобы, что он перестроился для разворота, например, то будет формально прав. Он допустил правонарушение, квалифицируемое по части 2 статьи 12.16 КоАП, и потому часть 1 статьи 12.15 обязаны, действительно, отменить, а дело прекратить. При этом, привлечь его за манёвр уже будет невозможно, просто потому что не будет установлено место и точное время правонарушения. А этого прямо требует КоАП для привлечения к ответственности – так указал Верховный суд.
Какой скоростной режим в левом ряду?
А вот отдельных ограничений скорости для левого ряда, в отличие от правил расположения, не установлено в общих случаях. Это означает, что нет такого правила, что левая полоса только для быстрых, проворных или каких-либо ещё водителей. Вовсе нет! Хотя, законодатели, и правда, придерживались цели разделить транспорт по их скоростному режиму (иначе почему двигаться по левому ряду запретили грузовикам).
Впрочем, отдельные скоростные режимы для полос могут быть установлены соответствующими знаками. Например, знак минимальной скорости движения или рекомендуемой.