какая резьба на левой педали велосипеда левая или правая
Итак, обычно все интуитивно понимают, что на шатунах сделана разная резьба, чтобы педали при движении не открутились.
Но обязательно с кем-то из новичков случается ситуация, когда необходимо отвернуть затянутые педали, но направление в каком это нужно делать, он не помнит.
И тут в голове появляются всякие безумные теории. Начиная от того, что так сделано для того, чтобы заклинившая контактная педаль просто отвернулась бы, а не сломала ногу, заканчивая тем, что велопроизводители однажды «лоханулись» и теперь по-инерции повторяют вековую ошибку.
Гипертрофировано это выглядит так:
Легко понять из этой схемы:
Обратите внимание, что резьба по резьбе НЕ ПРОСКАЛЬЗЫВАЕТ (как когда мы откручиваем или закручиваем педаль сами), одна резьба именно КАТИТСЯ внутри другой резьбы.
Если шатун вращается против часовой стрелки, то и ось стремится вращаться также против часовой стрелки.
Шелдон Браун, также подмечает необычность этого процесса:
» The right pedal has a normal thread, but the left pedal has a left (reverse) thread.
The reason for this is not obvious: The force from bearing friction would, in fact, tend to unscrew pedals threaded in this manner. The fact is, however, that it is not the bearing friction that makes pedals unscrew themselves, but a phenomenon called «precession».
You can demonstrate this to yourself by performing a simple experiment. Hold a pencil loosely in one fist, and move the end of it in a circle. You will see that the pencil, as it rubs against the inside of your fist, rotates in the opposite direction.
Ignorant people outside the bike industry sometimes make the astonishing discovery that the way it has been done for 100 years is «wrong.» «Look at these fools, they go to the trouble of using a left thread on one pedal, then the bozos go and put the left thread on the wrong side! Shows that bicycle designers have no idea what they are doing.
Another popular theory of armchair engineers is that the threads are done this way so that, if the pedal bearing locks up, the pedal will unscrew itself instead of breaking the rider’s ankle. «
Совместимость резьбы на педалях и шатунах велосипеда
При замене велопедалей внезапно может возникнуть один очень неожиданный момент – резьба на оси педали и в шатуне, в который она вкручивается, могут не подойти друг к другу. И связано это не с тем, что резьба на правой и левой педали различная, а с характеристиками самой резьбы.
Чаще всего такие моменты возникают с велосипедами, произведенными в СССР, и попытками поставить на них новые педали.
С чем это связано мы и попробуем сейчас разобраться.
Прежде всего определимся с тем какая вообще бывает резьба на велопедалях.
Существует три стандарта резьбы на оси педалей:
Внешне первый и второй стандарты 9/16″×20tpi и М14×1,25мм самой резьбы вообще очень трудно отличить. Да и «американский» полудюймовый не сильно заметно отличается от остальных. Не каждый сможет на глаз различить диаметры резьбы в 13 и 14 мм, не говоря уже о 14 и 14,29 мм. Более менее можно отличать сами педали (современные и советские) по конструкционным особенностям нарезки резьбы на оси.
Хочется обратить особое внимание на педали для детских велосипедов. На них часто даже нет шатунов, а вместо них используется стальная изогнутая трубка. Помните, что в них как раз «американский» стандарт в 12,7 мм, хотя на сайтах и в велосипедных магазинах часто пишут: «Диаметр оси педали:13 мм» или «Диаметр оси полдюйма».
Теперь, что касается взаимозаменяемости педалей от разных типов велосипедов:
1. Поставить современную педаль в советский велосипед
Современная педаль с резьбой 9/16″×20tpi (14.29 мм × 1.27 мм) не входит в советские велосипеды, у которых в шатунах нарезана резьба М14×1,25мм.
Это касается велосипедов ХВЗ, Аист, Украина, Кама, Урал, Орлёнок и т.д.
Несмотря на небольшую разницу в размерах: высота 14,29 и 14 мм и в шаге 1,27 и 1,25 мм можно с помощью смазки, гаечного ключа и «силушки богатырской» провернуть ось на один-два оборота, но дальше дело не пойдет. Основная проблема в высоте резьбы. Эти 0,3 мм играют свою роль.
Еще один нюанс: в советское время шатуны чаще всего делали из нормальной стали. В то время как качество стали в нынешних китайских изделиях, явно ниже. Поэтому очень высока вероятность того что вкручивая её с помощью рычага, грубой физической силы и «какой-то матери» Вы сорвете резьбу на педали.
Какие есть варианты решения этой задачи:
2. Поставить старую советскую педаль в современный велосипед
Советскую педаль можно поставить в современный велосипед.
Если Вам удалось найти у кого-то в «загашниках» старую советскую педаль, то поставить её на современный велосипед возможно. Высота резьбы меньше и поэтому она войдет в шатун.
Многое зависит от точности изготовления и износа резьбы на конкретной педали и в шатуне.
Обратите внимание, что, возможно, последние витки при закручивании, пойдут очень туго, и педаль будет нормально держаться. Может получиться и так, что резьба вкрутится свободно, но педаль будет иметь люфт в шатуне и немного «болтаться». В таком случае её лучше заменить, тем более, что резьба в шатуне при катании будет постепенно разрушаться.
3. Педаль в «американском» стандарте поставить в современный велосипед
Исходя из размеров понятно, что педаль с «американским» стандартом можно «вкрутить» как в современный, так и в старый советский шатун, но она там будет болтаться, цепляясь за резьбу в шатуне только верхней частью резьбы на оси педали. Ездить, естественно, с такой педалью не получится.
Решить эту проблему можно только специальной вставкой (втулкой, резьбовым фитингом, футоркой) с наружной резьбой на 9/16″×20tpi (или М14×1,25мм для советского велосипеда) и внутренней на 1/2″×20tpi. Вкручиваете её в шатун и затем, уже в неё закручивается педаль.
Существуют похожие же втулки и под запрессовку. Для этого отверстие в шатуне придется расточить и уже в него запрессовывать ремонтную втулку. Этот процесс более сложный и трудоёмкий.
Еще один важный момент в вопросе совместимости резьбы связан с точностью изготовления в Китае.
Бывает так, что современная педаль нормально вкручивается и в современный и в советский шатун и даже не шатается. А бывает наоборот, что она не хочет вкручиваться даже в современный шатун.
Но самое парадоксальное, когда педали из одного комплекта в один шатун вкручиваются, а во второй – нет.
Поэтому, если есть возможность, лучше всего идти покупать новые педали к старым велосипедам вместе с шатунами, примеряя их сразу на месте.
Педаль
Спереди: левая педаль с левосторонней резьбой. Сзади: правая педаль с правосторонней резьбой.
Часть велосипеда, на которую ставится стопа. Ось педали вкручивается в шатун.
Резьбовое крепление педалей
Направление
На правой педали — обычная правосторонняя резьба. На левой — левосторонняя или «обратная».
Под воздействием силы, возникающей от трения подшипникового узла, может произойти ослабление резьбового крепления педали. В связи с этим, на левой педали обратная резьба. Но причина исходит не от самого факта трения подшипника, а от явления, которое называется «прецессией».
Проиллюстрировать явление можно следующим образом. Если свободно обхватить кулаком карандаш и раскрутить его по кругу — сам карандаш будет вращаться в противоположном направлении.
По непроверенным данным, впервые обратная резьба на левой педали была применена братьями Райт (Wright).
Несмотря на прецессию, педали всегда нужно затягивать особенно прочно.
Резьбовые соединения при этом необходимо смазать консистентной смазкой (или на крайний случай — маслом).
Размер резьбовых соединений
У большинства педалей разьба крепления 9/16″ x 20 tpi.
На старых французских велосипедах был стандарт резьбы 14 мм x 1,25 мм, но он уже сильно устарел.
В начале 80−х годов компания Shimano попыталась популяризовать свою систему Dyna drive с очень большим размером резьбы. В этой системе подшипник, который обычно находится в педали, был перемещён в шатун и стопа находилась немного ниже оси крепления. Это должно было обеспечить велосипедисту биомеханические преимущества, но система так и не стала коммерчески успешной и сошла с производства.
Какая резьба на левой педали велосипеда левая или правая
СОВМЕСТИМОСТЬ РЕЗЬБЫ НА ПЕДАЛЯХ И ШАТУНАХ ВЕЛОСИПЕДА Суббота, 18 апреля 2020 07:51
При замене велопедалей внезапно может возникнуть один очень неожиданный момент – резьба на оси педали и в шатуне, в который она вкручивается, могут не подойти друг к другу. И связано это не с тем, что резьба на правой и левой педали различная, а с характеристиками самой резьбы.
Чаще всего такие моменты возникают с велосипедами, произведенными в СССР, и попытками поставить на них новые педали.
С чем это связано мы и попробуем сейчас разобраться.
Прежде всего определимся с тем какая вообще бывает резьба на велопедалях.
Существует три стандарта резьбы на оси педалей:
Внешне первый и второй стандарты 9/16″×20tpi и М14×1,25мм вообще очень трудно отличить. Да и «американский» полудюймовый не сильно заметно отличается от остальных. Не каждый сможет на глаз различить диаметры резьбы в 13 и 14 мм, не говоря уже о 14 и 14,29 мм.
Хочется обратить особое внимание на педали для детских велосипедов. На них часто даже нет шатунов, а вместо них используется стальная изогнутая трубка. Помните, что в них как раз «американский» стандарт в 12,7 мм, хотя на сайтах и в велосипедных магазинах часто пишут: «Диаметр оси педали:13 мм» или «Диаметр оси полдюйма».
Теперь, что касается взаимозаменяемости педалей от разных типов велосипедов:
1. Поставить современную педаль в советский велосипед
Современная педаль с резьбой 9/16″×20tpi (14.29 мм × 1.27 мм) не входит в советские велосипеды, у которых в шатунах нарезана резьба М14×1,25мм.
Это касается велосипедов ХВЗ, Аист, Украина, Кама, Урал, Орлёнок и т.д.
Несмотря на небольшую разницу в размерах: высота 14,29 и 14 мм и в шаге 1,27 и 1,25 мм можно с помощью смазки, гаечного ключа и «силушки богатырской» провернуть ось на один-два оборота, но дальше дело не пойдет. Основная проблема в высоте резьбы. Эти 0,3 мм играют свою роль.
Еще один нюанс: в советское время шатуны чаще всего делали из нормальной стали. В то время как качество стали в нынешних китайских изделиях, явно ниже. Поэтому очень высока вероятность того что вкручивая её с помощью рычага, грубой физической силы и «какой-то матери» Вы сорвете резьбу на педали.
Какие есть варианты решения этой задачи:
2. Поставить старую советскую педаль в современный велосипед
Советскую педаль можно поставить в современный велосипед.
Если Вам удалось найти у кого-то в «загашниках» старую советскую педаль, то поставить её на современный велосипед возможно. Высота резьбы меньше и поэтому она войдет в шатун.
Многое зависит от точности изготовления и износа резьбы на конкретной педали и в шатуне.
Обратите внимание, что, возможно, последние витки при закручивании, пойдут очень туго, и педаль будет нормально держаться. Может получиться и так, что резьба вкрутится свободно, но педаль будет иметь люфт в шатуне и немного «болтаться». В таком случае её лучше заменить, тем более, что резьба в шатуне при катании будет постепенно разрушаться.
3. Педаль в «американском» стандарте поставить в современный велосипед
Исходя из размеров понятно, что педаль с «американским» стандартом можно «вкрутить» как в современный, так и в старый советский шатун, но она там будет болтаться, цепляясь за резьбу в шатуне только верхней частью резьбы на оси педали. Ездить, естественно, с такой педалью не получится.
Решить эту проблему можно только специальной вставкой (втулкой, резьбовым фитингом, футоркой) с наружной резьбой на 9/16″×20tpi (или М14×1,25мм для советского велосипеда) и внутренней на 1/2″×20tpi. Вкручиваете её в шатун и затем, уже в неё закручивается педаль.
Существуют похожие же втулки и под запрессовку. Для этого отверстие в шатуне придется расточить и уже в него запрессовывать ремонтную втулку. Этот процесс более сложный и трудоёмкий.
Еще один важный момент в вопросе совместимости резьбы связан с точностью изготовления в Китае.
Бывает так, что современная педаль нормально вкручивается и в современный и в советский шатун и даже не шатается. А бывает наоборот, что она не хочет вкручиваться даже в современный шатун.
Но самое парадоксальное, когда педали из одного комплекта в один шатун вкручиваются, а во второй – нет.
Поэтому, если есть возможность, лучше всего идти покупать новые педали к старым велосипедам вместе с шатунами, примеряя их сразу на месте.
Как заменить велопедали и решить проблему несовместимости резьбы
Во время процесса замены педалей на своем велосипеде Вы можете столкнуться с совершенно неожиданной проблемой: резьба оси Вашей педали может не соответствовать резьбе в шатуне, куда ее необходимо вкрутить. Причина вовсе не в том, что Вы перепутали правую и левую педали, а в отличии типа резьбы.
Такая ситуация может приключиться в том случае, когда Вы хотите поставить современные педали на велосипеды, изготовлены в годы СССР. Но перед тем, как разобраться в этой проблеме, давайте выясним, какой может быть резьба оси на педалях разных велосипедов.
Не стоит забывать, что педаль входит в составную часть трансмиссии. Она закрепляется за шатунами и передает вращательные движения ног. Есть много разных моделей педалей. Отличаются они не только внешне, но еще и выполняемыми функциями.
Что входит в педаль?
Прежде чем понять, какие проблемы могут возникнуть с резьбой, стоит разобраться в том, из чего состоит сама педаль. В нее входит:
· Ось с резьбой (укороченная полноразмерная);
· Шипы (съемные интегрированные с корпусом);
· Обозначение на резьбе левой ( L ) и правой ( R ) педали.
Как правило, педали изготавливают из сплава алюминия. Так они становятся легче. Однако могут встречаться и стальные. Также в качестве изготавливаемого материала используют пластик или комбинируют.
Стандарты резьбы оси в педалях
1. Эту резьбу принято считать современным стандартом. Вы найдете ее на большинстве велосипедов нашего времени. Она имеет следующие параметры: 9/16″×20tpi (14.29 мм × 1.27 мм)
§ 20tpi — количество витков на дюйм;
§ 1,27 мм — шаг резьбы
2. Устаревший стандарт метрической резьбы, который применялся в годы СССР и носил название «французского»: М14×1,25 мм.
§ 1,25 мм — шаг резьбы
3. «Американский» стандарт — его можно найти на детских велосипедах, отдельных моделях BMX и на тех, что были изготовлены в США: 1/2″×20tpi
§ от 12,4 мм до 12,7 мм — диаметр;
§ 20tpi — количество витков на дюйм
Резьбу на первых двух стандартах почти невозможно отличить между собой невооруженным глазом. «Американский» в полдюйма отличается от них лишь слегка. Среднестатистическому человеку будет тяжело заметить отличие между диаметром 13 мм и 14 мм, и тем более между 14 мм и 14,29 мм. Подсказкой могут послужить педали: советские отличаются от современных своеобразием нарезки резьбы на оси.
Отдельно стоит написать об особенности педалей на детских велосипедах. Зачастую на них отсутствуют даже шатуны, которые заменяются стальной трубкой со специальным изгибом. Как отмечено выше, на них применяется «американский» стандарт, но в интернете обычно указывают, что размер диаметра оси педали равен 13м. Размеры также могут быть указаны в дюймах.
1. Как установить современную педаль на советский велосипед?
Невозможно присоединить современную педаль с резьбой к шатуну старого велосипеда с так называемым «французским» стандартом.
Это относится к велосипедам ХВЗ, Аист, Украина, Кама, Урал, Орлёнок и т.д.
И если с применением большой силы, смазки и необходимых инструментов можно немного провернуть ось — это не принесет желаемого результата. Как оказывается, несоответствие высоты в 0,3 мм является этому ключевой причиной.
К тому же, в советское время был упор на качество и шатуны того времени изготовлены из высококачественной стали. Современные же китайские изделия сильно им уступают. Поэтому, если даже каким-то магическим образом можно было бы соединить эти две детали — высока вероятность того, что вы сорвете резьбу.
Варианты разрешения проблемы
1. Сменить шатуны или систему целиком, включая переднюю звезду.
2. Велосипеды, «рожденные» в советском союзе, все еще сохранились у некоторых бережных хозяев. Поэтому, можно попробовать подыскать педаль.
3. По-новому прорезьбить старый шатун с помощью специального метчика. Шансы на получение положительного результаты достаточно велики при наличии необходимого инструмента и понимающего мастера.
4. Использовать своеобразную втулку — футорку. Информация о ней будет ниже.
В чем суть: в шатун сначала вкручивается эта втулка, а уже потом присоединяется педаль. Успех вероятен с теми же составляющими: наличием хорошего специалиста и индивидуального подхода к ситуации.
5. В качестве альтернативы можно попытаться уменьшить высоту резьбы педали. Только для этого ее придется разобрать, достать из нее ось и отделать на токарном станке. Особо любознательных этот метод может заинтересовать.
2. Как установить советскую педаль на современный велосипед
Для присоединения старой педали на новый велосипед понадобиться гораздо меньше усилий. Главной задачей в этом будет разве что найти старую педаль. Высота ее резьбы меньше, а потому она с легкостью сможет войти в шатун.
Весомую роль здесь сыграет точность размеров резьбы при ее изготовлении и серьезность износа.
Здесь имеется одна тонкость: под конец вкручивание может показаться очень тугим, при этом педаль будет держаться. Дело в том, что резьба вкрутится без проблем, но по причине наличия люфта в шатуне, педаль будет немного «болтаться». В этой ситуации лучше всего будет ее заменить: при эксплуатации резьба в шатуне будет постоянно расшатываться.
3. Как установить педаль с «американской» резьбой на современный велосипед
Если вспомнить размеры, становится сразу понятно, что педаль с таким стандартом подойдет и к новому, и к старому шатуну, но при этом будет «болтаться» и ездить на таком велосипеде будет невозможно.
Успешно решить такую проблему можно с использованием специальной футорки с размером наружной резьбы в 9/16″×20tpi ( в случае с советским велосипедом это будет М14×1,25мм) и внутренней в 1/2″×20tpi. Действовать по такой же схеме, как и в первом случае с использованием футорки: сначала в шатун вкручиваем ее, потом саму педаль.
Под запрессовку существуют аналогичные втулки. В этой ситуации сначала необходимо расточить отверстие в шатуне, только потом вставлять втулку. Процесс занимает чуть больше времени и сил, но, скорее всего, исход будет положительным.
Здесь снова можно вспомнить качество китайских изделий. Случается так, что новая педаль отлично входит и в современный, и в советский шатун и «не болтается». Но может быть и так, что наоборот не входит ни в какой шатун. Еще парадоксальней, когда из двух педалей одного комплекта одна получается вкрутить, а другую — нет.
Избежать этого можно, только если покупать все сразу и проверять на месте.