какая рука больше левая или правая
Левша или правша?
Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.
Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.
С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.
«Скрытое левшество» — что это такое?
Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.
Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.
Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:
Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?
Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка
«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.
Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».
Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.
Когда лучше не экспериментировать?
Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?
В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.
Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.
Лучше в дошкольном возрасте выявить ведущую руку ребёнка и прийти в школу с готовыми рекомендациями от специалиста, чем потом бороться с неуспеваемостью и неврологическими нарушениями. К подростковому возрасту эти нарушения будут только набирать обороты. Когда дело касается детей, главные принципы — не упустить время и не навредить.
Разное давление на руках
Разное давление на руках типично для всех людей. Но состояние может быть как вариантом нормы, так и выступать признаком серьезного заболевания. В большей части случаев – примерно в 80–85% – подобная асимметрия показателей не является признаком болезни, но в оставшихся 15–20% – разное артериальное давление сигнализирует о наличии патологии.
Что может повлиять и вызвать разницу показателей
Есть несколько моментов, которые могут вызывать разницу в показателях АД (артериального давления). И при этом далеко не все обусловлены заболеваниями. Самые распространенные рассмотрены далее.
Тип используемого тонометра
Устройства для автоматического измерения артериального давления более удобны в использовании. Человеку нужно просто наложить манжетку в соответствии с инструкцией, нажать кнопку пуска и дождаться появления на дисплее показателей АД.
Но измерения не всегда бывают точными, поскольку при неверном наложении манжетки результат получится искаженным. Погрешность может составлять 5–10 мм рт. ст. Механические тонометры более точные, но для их использования необходим определенный навык.
Время выполнения измерений
Самые точные результаты можно получить в утренние часы. Затем – в течение дня – организм испытывает различные нагрузки, в частности, стрессы, физические нагрузки, принятие пищи, которые могут вызывать искажение показателей.
Чтобы получить максимально точные результаты, измерять АД необходимо три раза в день:
Если показатели каждого замера на разных руках будут сильно отличаться, то это повод для обращения к терапевту.
Нарушение правил измерения
Во время измерения АД человек должен сидеть прямо, не откидываясь на спинку стула. Рука должна располагаться на уровне сердца, чтобы не спровоцировать ложного повышения/понижения показателей. Манжетка не должна сильно пережимать руку. Только соблюдая все рекомендации, можно получить максимально точные показатели артериального давления. Измерения можно повторить, подождав 10–15 минут.
Усталость и переутомление
В состоянии утомления показатели артериального давления будут неверными. При выявлении серьезной разницы грамотный специалист назначит дополнительные исследования, чтобы выявить истинную причину патологии.
Возможные причины разницы
Существует три варианта отклонения. Это:
Причинами того, почему на разных руках отличающиеся показатели АД, могут выступать разные факторы. Чаще всего это:
Причины разницы в артериальном давлении довольно разноплановы, поэтому нужно выявлять конкретную и предпринимать необходимые меры по ее устранению. Только в этом случае можно сделать вывод о том, является ли данное состояние нормой или патологией.
Опасная симптоматика
На патологическое состояние могут указывать разные признаки. Чаще других встречаются следующие симптомы:
Существует ряд проявлений, при развитии которых больной нуждается в госпитализации. К таковым относятся:
Возникающие симптомы оцениваются медиком только в комплексе. В зависимости от силы проявления больной может быть госпитализирован. Необходимая помощь может быть оказана на месте, но человеку будет рекомендовано посещение участкового педиатра.
На что может указывать значительная разница между показателями
Давление на левой и на правой руке не должно различаться слишком сильно. Допустимое отклонение – не выше 10 мм рт. ст. Если разница более значительная, то это признак заболевания. Разница в 10 единиц чаще всего указывает на атеросклеротическое поражение сосудов.
При отсутствии лечения у человека могут развиваться инсульт, инфаркт миокарда либо ишемические поражения. В основном подобная разница диагностируется в людей старше 40-летнего возраста, но иногда встречается и раньше. Отклонение в 15 единиц – вероятный признак острой сердечной недостаточности, что в дальнейшем может приводить к возникновению серьезных осложнений.
При выявлении разницы в 20 и больше мм рт. ст. можно говорить о сложных нарушениях. Это тяжелая гипоксия клеток мозга, осложнения артериальной гипертензии, ишемическая болезнь сердца и т. д. Большая разница в давлении между правой и левой рукой сопровождается развитием характерной симптоматики. В этот период у человека возникают:
Человек становится сонливым. Происходит снижение работоспособности. Не исключено появление чувства сдавленности за грудиной и головной боли с локализацией строго в затылочной части. При частом развитии подобной симптоматики необходимо обратиться к терапевту для выявления причины.
Разница в измерениях на обеих руках не превышающая 10 мм рт. ст. рассматривается медиками как допустимая норма. Но при регулярном отклонении АД свыше этого уровня необходимо проконсультироваться со специалистом, поскольку причиной состояния могут выступать заболевания сердца и сосудов.
Разница в показаниях артериального давления во время беременности
Во время беременности разные показания артериального давления на руках могут определяться на всех сроках, но чаще всего они характерны для последнего триместра.
Довольно часто причиной выступает воспалительный процесс, затрагивающий артерии и вызывающий сужение их просвета. При отсутствии лечения патология будет прогрессировать. Ткани не будут получать необходимых питательных веществ и нужного объема кислорода. Последнее обстоятельство в итоге приводит к развитию тяжелой гипоксии плода.
Разница в показателях АД нижних конечностей
Для диагностирования определенных заболеваний врач может проводить замеры АД также и на ногах. Разница в уровне артериального давления на руках и ногах имеется, но она не слишком большая. При этом показатели на нижних конечностях – если человек здоров – будут выше, чем в верхних.
Допустимый порог – 20 мм рт. ст. Если разница больше (независимо от того, а какую сторону отмечается превышение), то это значит, что у больного может развиваться сужение просвета аорты или магистральных артерий. Признаком патологии становится низкое АД.
Причиной отклонения от нормы может выступать банальная простуда. Состояние сопровождается повышением температуры тела и нарушением общего самочувствия. Небольшое превышение допустимого порога может возникать после косметических обертываний в целях коррекции веса.
Диагностические исследования
Для выявления причины патологической разницы АД необходимо обратиться к врачу-кардиологу. При необходимости врач направит больного на прием к узкопрофильным специалистам: неврологу либо эндокринологу.
Для выставления предварительного диагноза врач проведет опрос пациента и уточнит, какие у него имеются жалобы. Обязательно проводится измерение уровня артериального давления на обеих руках, чтобы подтвердить наличие разницы в показателях.
Для уточнения предварительного диагноза проводятся следующие исследования:
При необходимости могут назначаться и другие типы исследований.
Лечение
Перед тем как проводить какое-либо лечение, необходимо удостовериться, что разница между показателями АД на руках является патологий. Для этого в течение нескольких дней нужно проводить замеры на обеих конечностях и записывать показатели в дневник. При обращении к доктору необходимо показать полученные результаты.
Если цифры специалисту «не понравятся», то он назначит диагностические исследования. После завершения обследования больному – при необходимости – будет назначено лечение. Оно может включать прием:
Обязательным является назначение физиотерапии и прохождение комплекса ЛФК. Лечебная гимнастика улучшает функции сосудов верхнего пояса. При необходимости больному проводится хирургическое лечение. Показанием становится выявление крупных тромбов, опухолевых образований и произошедшие склеротические изменения.
При назначении лечения врач учитывает, в какую сторону – повышения или понижения – происходит изменение артериального давления. При его снижении используются лекарственные средства, стимулирующие работу органов и систем.
Дополнительно будет рекомендован пересмотр рациона. Из меню нужно будет исключить жирные, соленые и копченые продукты/блюда. Поскольку они не только ухудшают процесс пищеварения, но и негативно влияют на состояние сосудов.
Профилактика
Чтобы предупредить возникновение заболеваний и состояний, вызывающих высокую разницу в показателях артериального давления на обеих руках, необходимо соблюдать следующие рекомендации медиков:
Разница показателей АД на разных руках встречается довольно часто и в большей части случаев является допустимой нормой. Но при регулярном превышении «разрешенного» медиками отклонения в 10 мм рт. ст. необходимо получить консультацию доктора.
Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша
Как устроен мозг?
У каждого полушария головного мозга своя роль.
Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.
Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.
Леворукость и левшество
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.
Причины левшества
Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.
Особенности левшей
Исследование эмоциональной сферы: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.
По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.
Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.
Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:
Помощь
При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.
Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.
Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.
Центр Психологические Консультации.
onoff49
onoff49
Ноги
. Левая нога чаще крупнее, чем правая, но относительное число людей с преобладанием левой ноги над правой меньше, чем с преобладанием правой руки над левой.
У ног нет «столь бросающегося в глаза на верхних конечностях разделения труда».
До 89 % прыгунов с разбега как толчковую используют левую ногу, как и 59 % прыгунов в длину и 86 % бегунов на короткие дистанции.
Есть лица, которые прыжки в длину совершают толчком одной, в высоту — другой ногой
Неравенство ног выявляется при педалировании. Правая нога у правшей нога считается более маневренной.
С учетом этой асимметрии ног устроены рычаги управления автомобилем: под правой ногой водителя расположен стартер, ножной тормоз и педаль привода дроссельной заслонки.
Под левой — только педаль сцепления
Ноги неравны по длине шага. Обычная ходьба, передвижение на лыжах с завязанными глазами невозможны по прямой линии уже в пределах 100 м, что объясняется присущей человеку асимметрией ног.
Лицо
Испытуемых просили оценить составленные, только из правых и только из левых половин, фотографии.
«Левосторонние» лица оценивались как более энергичные, сильные, активные, но более отрицательные.
«Правосторонние» — как более слабые, женственные, мягкие и более положительные.
Левая половина лица левшей в улыбке выглядит более веселой, чем правая, представляющаяся относительно печальной в спокойном состоянии.
У правшей более грустными и счастливыми признавались лица на фотографиях, составленных из правых половин.
Правши и левши воспринимали как более счастливые лица с улыбкой на левой половине лица.
Зрение
При мимических движениях (подмигивании ) у 70 % лиц преимущественно закрывается неведущий глаз, у 10,2 % оба глаза закрываются одинаково, у остальных — преимущественно ведущий глаз. Этим объясняют большую частоту поверхностного травматизма ведущего глаза.
Люди всех национальностей и всех типов подготовки, обращают большее внимание на верхние части зрительно воспринимаемого материала любого вида.
Зрительные объекты, расположенные в верхней части поля зрения и в левой его стороне, наблюдаются легче и правильнее, чем те, которые расположены ближе к нижней части и к правой стороне.
В живописи предметы верхней части композиции воспринимаются, как более значимые, чем помещённые внизу.
Направление диагонали, идущей от левого нижнего угла в верхний правый, воспринимается как восходящее; направление же другой диагонали представляется нисходящим».
Стремительное движение легче выразить в изображении, когда оно идет слева направо, чем наоборот.
Если картина отражается в зеркале, то меняется не только ее внешний облик, но теряется и ее значение.
Зритель воспринимает рисунок так, если бы он свое внимание сосредоточил на левой половине рисунка; субъективно он отождествляет себя с левой стороны, и все, что появляется в этой части, имеет большее значение.
Как только поднимается занавес в начале акта, зритель начинает смотреть в левую сторону сцены. Левая сторона сцены считается более сильной.
В группе из двух — трех актеров тот, кто стоит с левой стороны, будет в данной сцене доминировать.
Это только некоторые примеры асимметрии человека. Но их – масса! Нет места и времени рассказать обо всех.
Больного, о котором я рассказал в самом начале, мы прооперировали.
После операции он начал строчить на нас жалобы с прежней силой.
Собирать анамнез надо тщательнее! А мы пролопушили.
Больной оказался переученным в детстве ЛЕВШОЙ!
Центры письма, речи, счёта и т.д. у него находились, соответственно, в правом полушарии мозга.
Так что наше операция на левом полушарии никак не повлияла на его кверулянтные наклонности и на способность их реализовывать.