какая сейчас форма у проводников
Проводники российских поездов тестируют новую форму
Проводники российских поездов тестируют новую форму
© Федеральная пассажирская компания
В России изменились правила перевозки животных в поездах
«Новая форменная одежда начальников поездов и проводников изготовлена в едином стиле. Отличается она только по головным уборам и знакам различия на рукавах пиджаков. Комплекты предусмотрены для круглогодичного ношения и включают в себя все необходимое работнику для комфортной работы в любом климатическом поясе страны», — рассказали в ФПК.
Одежда выполнена в белом, светло-коричневом, коричневом и красном цветах. Для формы использованы качественные и современные материалы, исходя из практичности и удобства использования. «Особое внимание уделялось морозоустойчивости зимних элементов формы. Сейчас, в период опытной эксплуатации, проводники дают оценку теплоизоляционным свойствам, удобству фасона и качествам материалов новой формы», — пояснили в компании.
Выбирали дизайн сами работники. Также опросы проводились среди пассажиров — участников программы лояльности «РЖД Бонус».
Всего в опытной эксплуатации участвуют более 300 работников — проводники, начальники поездов, в том числе 85 кассиров Московского вокзала Санкт-Петербурга. Пассажиры могут увидеть сотрудников в новой форменной одежде в фирменных поездах №1/2 «Красная Стрела» и № 59/60 «Тюмень» Нижневартовск — Москва, скоростных поездов «Стриж», двухэтажного поезда № 21/22 Санкт — Петербург — Мурманск, а также поезда №1/2 «Россия» Владивосток — Москва, который известен самым протяженным маршрутом.
«Сегодня на первый план выходят задачи по обновлению подвижного состава, введению новых требований к культуре обслуживания. Меняются и требования и к форменной одежде работника, участвующего в обслуживании пассажиров. Существует необходимость создать яркий и запоминающийся образ проводника, который бы выгодно смотрелся на фоне работников других компаний-перевозчиков и наглядно демонстрировал высокой уровень сервиса, предоставляемого в пути следования», — процитировали в ФПК слова замгендиректора Станислава Зотина.
Окончательное решение о введении новой формы планируется принять в третьем квартале 2021 года после получения замечаний и предложений от работников поездных бригад и билетных кассиров по итогам тестирования.
Работники тестируют новую форму
– Как выглядит новая форма? В чём её отличие от существующей?
– Комплекты форменной одежды для начальников поездных бригад и проводников выполнены в едином стиле. Форма начальника поезда отличается от обычной знаками различия на рукавах пиджаков и головных уборах, которые выполнены в виде фуражек.
Форма выполнена в белом, светло-коричневом, коричневом и красном цветах с акцентом на классические силуэты. Разработка новой формы происходила на основе брендбука холдинга «РЖД».
– Где работают сотрудники, которые участвуют в тестировании новой формы? Где форму могут увидеть пассажиры?
– В опытной эксплуатации форменной одежды участвуют более 300 сотрудников. В их числе 85 билетных кассиров, которые работают на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Пассажиры также могут увидеть сотрудников в новой форменной одежде в поездах Северо-Западного, Московского, Уральского и Дальневосточного филиалов АО «ФПК». Это поезда, связывающие Москву с Нижневартовском, Владивостоком, Санкт-Петербургом («Красная стрела»), Нижним Новгородом («Стриж»), а также Санкт-Петербург с Мурманском.
– Кто и как разрабатывал новую форму? Советовались ли при этом с поездными бригадами? Почему выбрали именно такие цвета, фасон и крой?
– Принять участие в разработке новой форменной одежды было предложено 11 компаниям – лидерам рынка производства форменной и специальной одежды, обладающим необходимыми компетенциями и производственными мощностями для реализации проекта. 4 компании разработали и представили оригинальные дизайн-проекты, которые и были вынесены на голосование. Наибольшее количество работников поддержали именно тот, который сейчас начал проходить тестирование. Опросы проводились и среди пассажиров – участников программы лояльности «РЖД Бонус». Они также отдали предпочтение именно этому варианту дизайна.
Позиция сотрудников будет учитываться и после окончания тестирования, в анкетах они смогут отразить своё мнение.
– Идея обновить внешний вид сотрудников появилась в этом году? Почему потребовалось менять форму именно сейчас?
– Нет, идея сделать внешний вид сотрудника более современным и запоминающимся возникла у нас давно. Нам необходимо было создать яркий и запоминающийся образ проводника, который бы выгодно смотрелся на фоне работников других компаний-перевозчиков, в том числе авиационных.
В начале прошлого года мы официально направили наши предложения материнской компании. И уже в августе новый дизайн формы был одобрен, а сейчас мы начали её опытную эксплуатацию.
– Чем эта форма лучше действующей?
– При создании новой коллекции форменной одежды использованы материалы с различным соотношением искусственных и натуральных волокон, большое внимание уделено повышению практичности и удобству использования, высокому качеству ткани и фурнитуры.
Сегодня уже невозможно представить себе проводника вагона без мобильных устройств контроля посадки пассажиров, новый дизайн форменной одежды учитывает и эти особенности работы. Были разработаны зимние перчатки, в которых можно использовать гаджеты с сенсорными дисплеями. Кроме того, в конструкции форменной одежды предусмотрены карманы для хранения вагонных ключей и крепления для видеорегистраторов.
– Где и из каких материалов будут шить новую форму?
– Решение о предприятии – изготовителе новой формы будет принято на основе конкурсных процедур. Сейчас в ходе тестовой эксплуатации мы исследуем все плюсы и возможные минусы применённых материалов, вырабатываем дополнительные требования к тканям и фурнитуре.
Комплекты новой форменной одежды предусмотрены для круглогодичного ношения. Учитывая суровый климат во многих регионах, при тестировании мы уделяем особое внимание именно проверке теплоизоляционных свойств новой формы.
– Будут ли сотрудники за неё платить?
– Все наши проводники, начальники поездов и кассиры обеспечиваются форменной одеждой за счёт компании.
– Когда процесс замены завершится? Как будут обеспечивать формой поездные бригады? Будет ли централизованная замена?
– Спешить с внедрением новой формы не следует, ведь основная наша цель – создать удобный и практичный комплект форменной одежды. На данном этапе она проходит опытную эксплуатацию в нескольких регионах. По итогам тестирования мы получим замечания и предложения от работников поездных бригад и билетных кассиров, после этого будет производиться доработка. Окончательное решение по внедрению оптимального варианта примем в III квартале 2021 года.
Модный приговор РЖД. Монополия переложила покупку форменной одежды на плечи и кошельки сотрудников
О таком размахе не мечтал ни Валентин Юдашкин, переодевший всю полицию в творение своего дизайнерского гения, ни Александр Васильев со своей программой «Модный приговор». РЖД затеяли принарядить свои 700 тысяч сотрудников. Как многое в монополии (вакцинация, пожертвования на благотворительность из собственной зарплаты и прочее), смена корпоративного пиджака для работников — процесс обязательный, если не сказать принудительный. Единый стиль и всё такое. Правда, как выяснилось, для многих смена гардероба станет ещё и «дорогой». Оплатить новую форму придётся из своего кармана.
Весной 2020 года, не предвещая ничего хорошего (в 2020 другого уже и не ждёшь), из РЖД и Минтранса пришла весть: скоро всех переоденут в новую форму с новыми же знаками различия. Это же РЖД! Одна из самых военизированных гражданских структур. Иерархия должна быть видна невооружённым глазом. Отсюда все нашивки, звёзды и галуны. О том, как сами сотрудники монополии восприняли обновлённую модель робы, мы подробно рассказывали. Приличных выражений в комментариях к новости было немного. В конце августа железнодорожников ждал новый сюрприз: оплачивать обновки многим придётся из своего кармана.
В одной из профильных групп «ВКонтакте» появились скриншоты писем, которые получили работники питерского филиала РЖД. Суть такова: все должны явиться в ателье «Офицер» для подбора зимней формы нового образца. Вернее, как сказано в послании: «ателье любезно согласилось пошить нам форму». Уточняется также, что руководители центра, начальники станций 1, 2, 3 классов должны принести задаток в размере 10 тыс. руб. «Задаток?!» — удивились начальники. «Так точно, а остальные 15 тыс. донесёте по готовности формы», — ответили сверху.
Если форма есть — выдадут по размерам, но так как в большинстве случаев её нет, ходи в ношеной или на 3 размера больше.
Vgudok.com созвонился с ателье «Офицер», от одного сайта которого веет советскими костюмами из тонкой шерсти без фасона и формы. Звонили мы, чтобы выяснить, во сколько выльется «любезность швеи» — неужели действительно 25 тысяч за костюм? Расценки, обозначенные в письме филиала РЖД, сотрудники ателье нам подтвердили: 25 тысяч рублей за костюм с вышивкой на лацканах, 23 тысячи за костюм без вышивки (уточним, что в письме соответствующие цены ошибочно приведены за мужской и женский варианты).
Сложно сказать, кому повезло больше: начальникам, которым костюмы покупать самим, зато с примеркой и подгоном, или рядовым, которым форму выдадут бесплатно, но вместо 42 размера — 50-й на 40 размер ноги ботинки 43-го.
«Если форма есть — значит, выдадут по размерам, но так как в большинстве случаев её нет, то ходи в ношеной или на 3 размера больше, или вообще в своих шмотках. Если форма подошла по размеру, то она удобна. Не подошла: или ходи мешком, или ушивай сам — никаких швей в депо нет», — рассказали vgudok.com проводники ФПК.
В тех же группах в социальных сетях, где сидят проводники, машинисты и другие работники РЖД, что ни день — новое сообщение с предложением обменять/выкупить тот или иной предмет железнодорожного гардероба. С припиской «в депо выдали не тот размер». В форме железнодорожники проводят порой больше суток. И, как нам кажется, компания, признанная в 2019 году самым крутым работодателем, должна позаботиться как минимум о том, чтобы костюмчик сидел. Вместо этого РЖД посылают людей на сайт «Офицера», где манекены без голов как бы намекают, что сотруднику в форме думать не надо. Надо исполнять распоряжения, прописанные в многочисленных телеграммах из Центра.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Модный приговор: как меняется форма проводника в пути
Форма обеспечивает опрятный внешний вид проводника на посадке и высадке пассажиров, при обслуживании их в вагоне, при выполнении различных работ, включая уборку плацкарта, купе, санитарных и вспомогательных помещений.
Корпоративная форменная одежда меняется в зависимости от сезона. Проводники ТКС в холодный период года и межсезонье одеваются в темно-синие костюмы с белой рубашкой. Летние модели мужской и женской формы являются светло-серыми.
На посадке и высадке пассажиров проводники надевают демисезонные плащи, зимние пальто и куртки. Головные уборы также соответствуют времени года и температуре воздуха. Под верхнюю одежду надевается стандартный комплект корпоративной железнодорожной формы.
Мода в пути, или форма бывает разной
Специфика оказания услуг в поездах обусловливает необходимость смены форменной одежды в рейсе. Большую часть времени проводники ТКС используют стандартную демисезонную или летнюю форму (в соответствии с временем года). Она имеет корпоративные знаки, знаки отличия. Например, старшего проводника легко узнать по нарукавным двухцветным знакам отличия. На посадке/высадке пассажиров и внутри вагона форма тоже разная. Модели женских, мужских костюмов предусмотрены корпоративными стандартами ТКС.
В пути следования проводниками плацкартных и купейных вагонов также используется санитарная форма. Она предусмотрена для приготовления, разноса еды и напитков. Стандартная синяя санитарная форма включает фартук (женский – с запахом, мужской – классический) с корпоративной маркировкой. Применение такой одежды является обязательным. Это продиктовано правилами санитарии и гигиены.
Также проводники вагонов ТКС носят специальную форму. В рейсе она используется при обслуживании инженерно-технических систем и помещений. При подготовке вагонов к рейсу сотрудники компании в спецодежде выполняют уборку всех помещений.
Требования к форме проводника
Главное требование к форменной одежде касается ее использования в соответствующих ситуациях. Запрещается, например, подавать напитки в стандартной форме (без фартука). То же самое касается осуществления хозяйственных и санитарных мероприятий. Для решения профильных задач проводнику необходимо переодеваться.
Корпоративная одежда ТКС выполнена в едином корпоративном стиле. Сотрудникам запрещено заменять элементы костюма неформенными. К самой форме тоже предъявляется ряд требований. Главное – соответствие стандартам. Это касается использования комплектов одежды, застегивания пуговиц, ношения головных уборов и т.п.
Форма глазами пассажиров
По словам пассажиров ТКС, форма проводников – не просто знак отличия. Она воспринимается как неотъемлемая часть сервиса. Встречают, как известно, по одежке. И корпоративного сектора это тоже касается.
Проводники вагонов ТКС всегда одеты с иголочки. Они опрятны, выглядят строго и стильно. Использование разной одежды для простого обслуживания, разноса напитков, выполнения уборки отдельная тема. Смену формы замечают не только педанты. И это ценится пассажирами, поскольку позволяет не волноваться на предмет соблюдения санитарно-гигиенических норм. В чистом вагоне с опрятным проводником ездить приятнее, чем в обычных условиях.
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.