какая задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Бухгалтеру госсектора на заметку: нюансы учета долгосрочной и просроченной задолженности

При заполнении Сведений (формы 0503169, 0503769) за полугодие 2018 года определяйте вид задолженности с учетом рекомендаций Минфина России:

Относите задолженность к просроченной при наступлении даты ее исполнения. В частности, покажите в составе просроченной:

Не забывайте, не является просроченной:

Обратите внимание! В отчетности за полугодие можно будет показать задолженность, не детализируя счета учета расчетов (205 20, 302 90 и т.д.). Конечно, если иные требования не установит ваш финорган.

Не являющаяся активом дебиторка

Если вы предлагали контрагенту погасить дебиторку добровольно, обращались в суд и к судебным приставам, но не получили никаких результатов, то на отчетную дату актива у вашего учреждения уже нет. Так как на отчетную дату вы уже не ожидаете поступления денег или имущества по этой дебиторке, ее можно списать с баланса. Если характер долга позволяет впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 04.

Не подтвержденная кредиторка

Спишите кредиторку с баланса, если на отчетную дату предприняты все меры по погашению долга, а именно:

Если характер долга позволяет вашему контрагенту впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 20.

Относите дебиторку к безнадежной, если по ней ни при каких обстоятельствах не получится возобновить взыскание, то есть по долгу истек срок исковой давности и этот срок не может быть восстановлен.

В некоторых случаях долг может быть признан безнадежным уже при списании с баланса – в этом случае его не надо учитывать на счете 04.

Источник

Учет просроченной дебиторской задолженности

Автор: Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Дебиторской задолженностью называют сумму долгов, причитающихся учреждению со стороны других организаций и физических лиц, являющихся его должниками (дебиторами). Если дебиторская задолженность не погашена в установленный срок, она считается просроченной. Правила учета просроченной дебиторской задолженности рассмотрим в данном материале.

Учреждение должно контролировать имеющуюся дебиторскую задолженность и сроки ее погашения, проводить работу по выявлению просроченной дебиторской задолженности и принимать меры по ее взысканию. Для этого рекомендуем:

1) регулярно проводить инвентаризацию дебиторской задолженности. Напомним, что учреждения обязаны это делать как минимум раз в год в целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

2) сверять задолженность с должником. В целях подтверждения имеющейся задолженности и срока ее исполнения должнику следует направить акт сверки;

3) с целью взыскания просроченной задолженности направлять контрагентам требование (претензию) о добровольном погашении задолженности, а в случае неисполнения такого требования – обращаться за взысканием в суд.

Отражение просроченной дебиторской задолженности на балансе

Как отмечалось выше, дебиторская задолженность становится просроченной на следующий день после окончания срока ее погашения. Такой срок может быть установлен по договору, исполнительному документу, закону или иному основанию.

К сведению: при отсутствии пресекательных сроков для исполнения решения суда в случае возбуждения исполнительного производства датой исполнения задолженности считается дата вступления решения суда в законную силу (Письмо Минфина РФ от 24.05.2019 № 02-09-07/37960).

Просроченная дебиторская задолженность числится на тех же балансовых счетах, на которых отражалась обычная дебиторская задолженность до истечения срока ее погашения, в частности:

Номер и название балансового счета

Суммы, отражаемые на счетах в качестве дебиторской задолженности

0 205 00 000 «Расчеты по доходам»

Суммы задолженности контрагентов за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги

0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

Суммы предварительной оплаты под поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Подотчетные суммы, по которым не представлен авансовый отчет, а также неизрасходованные и не возвращенные в срок суммы авансов

0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Суммы возмещения материального ущерба

Просроченная задолженность учитывается на указанных счетах до момента погашения ее дебитором либо до принятия учреждением решения о списании задолженности с баланса. Решение принимается комиссией по поступлению и выбытию активов.

Согласно договору подрядчик (коммерческая организация) приступает к выполнению ремонтных работ по истечении 10 дней с момента поступления от заказчика (бюджетного образовательного учреждения) аванса в сумме 30 000 руб. Учреждением аванс был перечислен (за счет средств субсидии на госзадание), но подрядчик так и не приступил к работе. В период пандемии он приостановил свою деятельность. Поскольку все установленные сроки со стороны подрядчика были нарушены, учреждение направило ему требование о возврате суммы аванса.

Подрядчик вернул денежные средства в течение месяца после получения соответствующего требования.

В учете образовательного учреждения начисление и возврат дебиторской задолженности отразятся следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс с лицевого счета

4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 244 / подстатья 225 КОСГУ)

Возвращена сумма аванса подрядчиком (восстановление кассовых расходов текущего года)

4 201 11 510
Уменьшение забалансового счета 18 (КВР 244 / подстатья 225 КОСГУ)

В данном случае учреждение приняло решение не списывать с баланса числящуюся на счете 4 206 25 000 просроченную дебиторскую задолженность, поскольку подрядчик обязался погасить ее в течение месяца со дня получения требования о возврате суммы аванса.

Списание задолженности с баланса и отражение ее за балансом

Просроченная дебиторская задолженность, не соответствующая критериям признания ее активом (то есть по которой существует неопределенность относительно возможности ее взыскания в обозримом будущем), признается сомнительной дебиторской задолженностью (п. 35 СГС «Финансовые инструменты»).

Согласно п. 339 Инструкции № 157н в случае принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения (в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом) она подлежит списанию с балансовых счетов и отражению на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Списание сомнительной задолженности с баланса отражается следующими проводками:

в части дебиторской задолженности по доходам:

Дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

Кредит счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

в части дебиторской задолженности по расходам:

Дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Оформляются такие операции бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Учет сомнительной задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным (не противоречащим законодательству РФ) способом.

Списание сомнительной задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

Сомнительная дебиторская задолженность может быть признана безнадежной к взысканию, например, в случаях:

смерти физического лица – должника;

признания должника банкротом;

вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (в случаях, когда невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев розыска должника или его имущества; когда у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными);

Обратите внимание: исключение физического лица – ИП из ЕГРИП в случае прекращения его деятельности не является основанием для признания его долгов безнадежными к взысканию, поскольку после прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам (Письмо Минфина РФ от 27.04.2017 № 03-03-06/1/25384).

В ходе инвентаризации выявлена просроченная дебиторская задолженность по счету 4 206 34 000 на сумму 10 000 руб. Принятые бюджетным образовательным учреждением меры по самостоятельному взысканию такой задолженности результатов не дали. Учреждение обратилось в суд с требованием о погашении задолженности. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов приняла решение о списании задолженности с баланса и отражении ее за балансом.

По истечении шести месяцев суд вынес постановление об отказе в удовлетворении требований учреждения в связи с ликвидацией организации-должника. На основании данного судебного постановления комиссия учреждения признала задолженность нереальной к взысканию и приняла решение об окончательном ее списании с забалансового учета.

В учреждении указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана дебиторская задолженность с баланса на основании решения комиссии

Источник

Взыскать нельзя списать

Нет, мы не забыли поставить запятую в заголовке. Именно такая двоякая ситуация возникает, когда на балансе учреждения числится просроченная дебиторская задолженность. Когда возможно взыскание такой задолженности? В какой момент она подлежит списанию с учета? Каковы критерии признания задолженности безнадежной? Как отразить операции по списанию безнадежных долгов в бюджетном учете? Какие документы для этого нужны? Давайте разбираться.

Основные понятия и определения

Дебиторская задолженность – имущественное требование учреждения к другим юридическим и физическим лицам, являющимся его должниками, которое возникло в силу действия государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора или правовой нормы. Она может появиться вследствие невыполнения договорных обязательств, излишней выдачи денежных сумм подотчет, обнаружения недостач, хищений имущества и денежных средств, излишне уплаченных налогов, сборов и пеней и т. д.

Просроченная дебиторская задолженность – задолженность, которая не погашена в установленный срок (к примеру, в срок, определенный контрактом). Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной (нереальной к взысканию) в порядке, установленном законодательством РФ.

Взыскание просроченной задолженности

Одним из условий соответствующей претензии должно быть требование об оплате неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями контракта (договора) за весь период просрочки исполнения обязательства.

Если дебитор не исполнит заявленные в претензии требования в указанный в ней срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке. Стоит отметить, что претензионный досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, если это предусмотрено федеральным законом или условиями договора, заключенного сторонами (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение суда и без соблюдения данного порядка.

Взыскать просроченную дебиторскую задолженность учреждение вправе в пределах срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Различают следующие сроки исковой давности:

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. А если срок исполнения обязательств не установлен или установлен моментом востребования, срок исковой давности начинается со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения требования. При этом срок исковой давности в любом случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности может прерываться совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

К действиям, свидетельствующим о признании долга, в целях перерыва течения срока исковой давности могут относиться, в частности (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43):

Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (п. 2 ст. 206 ГК РФ).

Кроме того, в ст. 202 ГК РФ предусмотрены обстоятельства, при возникновении которых возможно приостановить течение срока исковой давности, перечислим их:

Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т. п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения данной процедуры, а при отсутствии такого срока – на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Критерии признания задолженности безнадежной

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя – плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

3) ликвидация организации – плательщика платежей в бюджет в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

4) принятие судом акта, согласно которому администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением предусмотренного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;

5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

Инициатором признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной выступает администратор доходов бюджета, обладающий согласно бюджетному законодательству полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (п. 4 ст. 47.2 БК РФ).

Положения ст. 47.2 БК РФ не распространяются на платежи по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством.

Казенные учреждения при принятии решения о признании задолженности безнадежной к взысканию могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства (в части критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной), в частности:

Списание безнадежной задолженности

Списана задолженность по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам

Списана задолженность по ущербу имуществу вследствие:

– неустановления виновных лиц, с их уточнениями решениями судов

– приостановления согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Списана задолженность на основании распорядительного документа (акта) органа государственной власти, должностного лица или другого уполномоченного органа

Списана задолженность по произведенным авансовым платежам

Списана задолженность подотчетных лиц

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 340 Инструкции № 157н):

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н порядок списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 учреждение вправе установить в рамках своей учетной политики (Письмо Минфина РФ от 18.02.2014 № 02‑06‑10/6776). Однако при разработке такого порядка казенным учреждениям следует учитывать порядок, предусмотренный вышестоящим органом власти (местного самоуправления).

Рассмотрим несколько практических ситуаций по списанию безнадежной дебиторской задолженности.

В учете органа власти, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета, числилась дебиторская задолженность по уплате административного штрафа в размере 6 000 руб. На основании судебного решения об объявлении гражданина умершим задолженность признана безнадежной и списана с учета.

Согласно Указаниям № 65н [3] доходы, полученные от уплаты административных штрафов, относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ. Соответственно, учет таких доходов следует вести на счете 1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия».

Наличие судебного решения об объявлении гражданина умершим является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию. Списание задолженности с баланса отразится в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Списана дебиторская задолженность по уплате административного штрафа в связи со смертью должника

В учете казенного учреждения числилась дебиторская задолженность подотчетного лица, с которым были прекращены трудовые отношения, на сумму 200 руб. Срок исковой давности этой задолженности истек, и по согласованию с вышестоящим органом власти она была списана с учета.

Согласно п. 220 Инструкции № 157н, п. 86 Инструкции № 162н учет расчетов по суммам своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц ведется на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Поэтому операции по списанию такой задолженности с баланса в связи с истечением срока исковой давности отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Списана дебиторская задолженность подотчетного лица с истекшим сроком исковой давности

Отражено одновременно принятие списанной задолженности на забалансовый учет

Данные операции отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Списана с забалансового учета восстановленная сумма дебиторской задолженности по недостаче основных средств

Отражена по балансовому учету сумма восстановленной дебиторской задолженности

Отражена сумма задолженности перед бюджетом

Отражено поступление суммы задолженности в доход бюджета

На основании вышеизложенного резюмируем:

[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Ответственность за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Авторы: Наталия Субботина, методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»,

Анастасия Хахулина, старший-бухгалтер консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.

Несоблюдение норм законодательства при принятии, регистрации и учета обязательств влечет административную ответственность должностных лиц. Рассмотрим меры ответственности и способы предотвращения нарушения.

Возникновение обязательств

Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением

Сумма принятых обязательств не должна превышать объем доведенных на советующие цели лимитов. Такие полномочия установлены для получателя бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ. Данная норма продублирована в ст. 161 БК РФ. Казенное учреждение вправе заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Обратите внимание: суммы подтвержденной и учетной органами Федерального казначейства кредиторской задолженности предыдущего финансового периода уменьшают объем прав на принятие обязательств текущего года.

Правила перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом показателей (остатков) обязательств текущего финансового года установлены приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н).

Перенос показателей по санкционированию необходимо выполнить в первый рабочий день текущего года – это предусмотрено п. 312 Инструкции 157н.

Рекомендуем своевременно отразить в учете операции по регистрации неисполненных обязательств прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, чтобы сформировать корректные суммы остатков бюджетных назначений, доступных для принятия обязательств. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо отразить такие операции самостоятельно с применением документов:

в ред. 1.0 «Принятое бюджетное обязательство»;

какая задолженность считается просроченной в бюджетном учете

ред. 2.0 «Регистрация обязательств и сведений по договорам».

какая задолженность считается просроченной в бюджетном учете

С подробным описанием операций можно ознакомиться на сайте Информационно-технологического сопровождения its.1c.ru в Справочнике по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Чем грозит нарушение законодательства

Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.

Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.

Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.

Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.

Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.

В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.

Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.

Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.

А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.

Кто ответит за допущенные нарушения

Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.6, 15.15.7 и 15.15.10 могут выступать только должностные лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ, следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

При этом должен быть доказан факт действия или бездействия должностного лица, повлекшие правонарушение.

В ситуации, когда должностное лицо чьи действия или бездействие не могут повлиять на возникновение обязательства скорее всего ситуация будет решена в его пользу. Например, в рассмотренном выше случае, когда потребность в коммунальных услугах возникла в силу объективных причин и объем фактического их потребления превысил объемы, установленные договором. Факт принятия обязательств должен быть подтвержден документально, должностное лицо подтверждает факт принятия обязательства подписывая соответствующие документы. При отсутствии документального обоснования факт нарушения нельзя зафиксировать. В случаях «перерасхода» услуг от которых нельзя отказаться, без того чтобы не повредить жизнедеятельности учреждения остается только рекомендовать поставщику услуг взыскивать средства из соответствующего бюджета путем обращения в арбитражный суд.

В статье использованы материалы Информационно-правового портала «Гарант».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *