какие бывают единицы учета материальных запасов

Какие бывают единицы учета материальных запасов

Как правильно выбрать единицу учета запасов

— в номенклатурных (реестровых) единицах;

— партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.

Номенклатурную единицу целесообразно применять в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт. Например, лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, следует учитывать по номенклатурным единицам. К таким лекарственным средствам можно отнести препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.

Учет партиями позволяет отслеживать срок годности запасов и избежать убытков. Партия включает однородные товары, которые поступили от одного поставщика по одному документу или по нескольким документам, но одновременно, а также товары, поступившие от одного поставщика одним видом транспорта. Товары партиями следует учитывать при массовых продажах (например, продукты питания). К уникальным товарам данная единица учета не применяется.

Однородная группа материальных запасов позволяет оптимизировать учетные процедуры, уменьшить затраты, связанные с ведением учета. Например, бумагу для офисной техники разных торговых марок при совпадении количества листов в пачках и формата можно учитывать по однородной группе «Бумага для офисной техники формата A4».

Источник

Подготовьтесь к работе по СГС «Запасы»

Минфин России выпустил письмо с рекомендациями о том, как вести учет запасов по новым правилам. Стандарт обязателен к применению с 1 января 2020 года.

Единицы учета

Согласно положениям стандарта (утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256Н), учреждение вправе самостоятельно определять единицу учета для каждого вида запасов. В письме Минфина от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 сказано, что выбор способа учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Единицей учета может стать номенклатурная единица, партия или однородная группа запасов.

Учет по номенклатурным единицам. Этот способ стоит применять, когда в организации принят раздельный аналитический учет однородных запасов, у которых разные производители, артикулы, марки и пр. Это могут быть лекарственные средства, запчасти к автомобилям, ткани и пр.

Учет по партиям. Такой способ учета подходит для учета однородных запасов, которые закуплены у одного поставщика и поступили на склад организации одновременно. Они могут быть оформлены несколькими документами, но в одно и то же время. Партиями нельзя учитывать уникальные товары.

Учет по однородным группам. Способ позволяет упростить учет товаров разных марок, но схожего качества. Удобен в отношении часто сменяемых запасов, например бумаги для принтера в офисе, одноразовых стаканчиков в уличном бистро и пр.

Учетная политика

Определившись с правилами учета материальных запасов, учреждение закрепляет их в учетной политике. В документ вносятся сведения о принятом порядке:

Счета учета и КОСГУ

Чтобы правильно разнести запасы по счетам аналитического учета, бухгалтер должен хорошо знать Инструкцию № 157н, отраслевые законы и ОКПД 2. Зачастую выбор подстатьи зависит от целевого назначения объекта учета. Посмотрите на разные способы учета бутилированной воды в зависимости от способа использования:

Дебет 0 106 34 342
Кредит 0 302 34 73Х;

Дебет 0 105 32 342
Кредит 0 106 34 342

Дебет 0 106 34 349
Кредит 0 302 34 73Х;

Дебет 0 105 36 349
Кредит 0 106 34 349

НазначениеГруппа материальных запасовСчета поступленияСчета выбытия
Для питья, включена в меню-раскладкуПродукты питанияДебет 0 401 20 272
Кредит 0 105 32 442
Для питья посетителей учреждения (пациентов, школьников и пр.)Прочие материальные запасыОтражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Если у материальных запасов меняются условия использования, учреждение может реклассифицировать их в иную категорию объектов бухгалтерского учета. Стоимость при этом не меняется.

Списание запасов

Федеральный стандарт регламентирует и порядок списания материальных запасов. В ч. VI Приказа № 256Н перечислены критерии, по которым объекты учета считаются выбывшими. Например, если они использованы (потреблены) в деятельности субъекта учета, переданы другой организации государственного сектора и пр.

Бухгалтерам стоит обратить внимание и на условия, которые должно выполнить учреждение, чтобы корректно списать запасы.

В письме от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 Минфин на примерах объясняет, как оформить выбытие товаров, испорченных в результате стихийного бедствия или хищения.

Источник

Энциклопедия решений. Единица бухгалтерского учета материальных запасов (для бюджетной сферы)

Единица бухгалтерского учета материальных запасов госучреждения

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

Согласно п. 101 Инструкции N 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается госучреждением самостоятельно.

В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны, в частности, номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (см., например: письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).

Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике госучреждения (см. образец).

При принятии решения о выборе единиц учета материальных запасов целесообразно руководствоваться следующими правилами.

1. Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п. Такой вариант учета уместен при реализации покупных товаров.

Пример

При осуществлении учета яиц куриных пищевых могут быть выделены в качестве отдельных единиц учета (присвоены отдельные номенклатурные номера):

— яйцо куриное «Сельское» отборной категории;

— яйцо куриное «Сельское» первой категории;

— яйцо куриное «Деревенское» отборной категории;

— яйцо куриное «Станичное» второй категории и т.д.

2. Партия в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, в разрезе поступивших, выпущенных или изготовленных партий материальных запасов.

Пример

Керамическая плитка (обои, краска) одной торговой марки (производителя, артикула), но разных партий, может отличаться по размеру (оттенку, рисунку). Поэтому выдача со склада отдельно учтенных материалов одной партии при осуществлении ремонтных или отделочных работ обеспечит более качественное выполнение этих работ.

Учет материальных запасов по партиям будет уместен и в том случае, если необходимо обеспечить аналитический учет в разрезе дат приобретения (изготовления, закладки).

Пример

При осуществлении операций с химическими реактивами, лекарственными формами очень важен срок годности (использования) конкретных активов. Поэтому такие материальные запасы обоснованно могут учитываться по партиям.

При осуществлении хранения резервов ГСМ, продовольствия данные бухгалтерского учета в разрезе партий материальных запасов позволят производить своевременное освежение хранимого имущества.

3. Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета. Как правило, подобных способ учета выбирается в отношении потребляемых материальных запасов.

Пример

Помимо единиц бухгалтерского учета материальных запасов, учреждением самостоятельно выбирается и единица измерения для определенного вида (группы) материальных запасов.

Пример

2. Уже упоминавшийся выше песок может учитываться поставщиком при отгрузке, например в метрах кубических. Если применение таких единиц бухгалтерского учета не будет затруднять отражение в учете операций, связанных с использованием песка, то на основании документов поставщика он может приниматься к учету, а затем и списываться с учета в метрах кубических.

3. В отгрузочных документах поставщика может указываться вес переданного учреждению топлива в килограммах. В то же время списание топлива в соответствии с утвержденными нормами может осуществляться в литрах. В подобной ситуации желательно исходить из порядка использования материальных запасов и учитывать топливо в литрах.

При осуществлении операций с материальными запасами (отпуск со склада, списание) может возникать необходимость округления количественных показателей до определенного количества значащих цифр. Подобная потребность может быть обусловлена:

— выбранными в учреждении для определенного вида (группы) материальных запасов единицами учета, измерения;

— техническими возможностями контрольно-измерительного оборудования.

Обоснованные должным образом правила округления количественных показателей материальных запасов могут быть утверждены госучреждением в рамках формирования учетной политики.

Пример

1. Яйцо куриное, как правило, учитывается в штуках. При этом очевидно, что в случае расчета в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц и получения дробного количества яиц, подлежащих выдаче (списанию), появляется объективная необходимость округления количества яиц до целых значений единиц учета (штук).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Материал приводится по состоянию на август 2021 года.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Сотрудники ГАРАНТ: Бюджетная сфера:

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Объединенная редакция «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Департамент бюджетной методологии компании «Гарант»:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт

ГАРАНТ: Бюджетная сфера. Центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Устное и письменное консультирование.

2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.

3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.

4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.

5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.

6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).

7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.

8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.

9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.

10. Программы повышения квалификации.

11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета» и др.).

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.

Источник

Какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовНовостикакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовСтатьикакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовКонсультациякакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовЗаконодательствокакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовПОкакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовКнигикакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовЮморкакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовПоездкикакие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасовЗнакомствакакие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовТемы новостейкакие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Вычеты
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Долги
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Касса
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Компенсации
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Налоговый кодекс
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
НДС
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
НДФЛ
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Оплата труда
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Отчетность
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Проверки
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
Расходы
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
ФНС
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасовкакие бывают единицы учета материальных запасов
все темы
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов
какие бывают единицы учета материальных запасов

какие бывают единицы учета материальных запасов

Автор: Иванова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января начинается не только календарный, но и финансовый год. К этой дате учреждения пересматривают и корректируют действующую учетную политику. Поскольку с 2020 года вступают в силу новые стандарты, рассмотрим положения учетной политики на 2020 год, которые должны основываться на федеральных стандартах бухгалтерского учета «Запасы», «Резервы», «Долгосрочные договоры», «Непроизведенные активы».

Раздел учетной политики «Материальные запасы»

У любого медицинского учреждения есть материальные запасы, которые являются объектами бухгалтерского учета. До 1 января 2020 года они отражались в соответствии с нормами Инструкции № 157н. С указанной даты учреждения применяют ФСБУ «Запасы», поэтому при разработке учетной политики им следует руководствоваться нормами этого стандарта и метотодическими рекомендациями к ним, доведенными Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее – Методические рекомендации). Таким образом, в учетную политику необходимо добавить следующую информацию.

Единица учета материальных запасов

Согласно п. 8 ФСБУ «Запасы» в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов может быть:

либо номенклатурная (реестровая) единица;

либо партия (однородная (реестровая) группа запасов).

Выбор единицы учета запасов зависит от их характера, порядка приобретения и (или) использования и осуществляется субъектом учета самостоятельно. Для одного вида материальных запасов может быть выбрана номенклатурная единица, а для других – партия (однородная группа). Так, лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, следует учитывать по номенклатурным единицам (Методические рекомендации). А для учета офисной бумаги лучше выбрать партию (однородную группу).

Таким образом, в учетной политике на 2020 год нужно указать единицу учета для каждой группы материальных запасов (для разных групп могут быть установлены разные единицы учета).

Группировка материальных запасов и незавершенного производства

Положениями п. 7 ФСБУ «Запасы» введены следующие группы.

какие бывают единицы учета материальных запасов

Как видно из приведенной схемы, для каждого вида материальных запасов Инструкцией № 157н установлен отдельный счет. Для детализации учета учреждение вправе вводить дополнительную аналитику к счетам для разных групп учета, прописав ее в своей учетной политике.

Объекты материальных запасов, срок использования которых превышает 12 месяцев

Любое учреждение имеет в своей деятельности объекты, срок пользования которых превышает 12 месяцев, но которые целесообразно отнести в состав материальных запасов. Например, у цветочных горшков срок службы может составляеть несколько лет. В зависимости от положений учетной политики эти объекты могут приобретаться как основные средства и при выдаче в пользование списываться с балансового учета. При этом их дальнейший учет будет вестись на забалансовом счете 21. Либо можно прописать в учетной политике, что такие объекты включаются в состав материальных запасов и срок их использования составляет определенное количество месяцев (например, 24 месяца). По истечении данного срока или в случае непригодности объекта он подлежит списанию с учета.

В Методических рекомендациях сказано, что постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета должна определить срок полезного использования материальных запасов, используемых в деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, при принятии их к бухгалтерскому учету.

Правила уточнения первоначальной стоимости объекта запасов, приобретенного субъектом, но находящегося в пути

Материальные запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, отражаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики в объеме фактически произведенных вложений в эти запасы (п. 18 ФСБУ «Запасы»). Согласно Методическим рекомендациям в учетной политике может быть прописано, что материальные запасы, находящиеся в пути, учитываются в учреждении с выделением отклонений фактической себестоимости от транспортных расходов, наценок посреднических организаций. После исчисления фактической себестоимости выявленные отклонения от учетной цены отражаются в составе отклонений на соответствующих счетах.

Правила расчета себестоимости услуг

Общие положения по формированию себестоимости установлены п. 20 ФСБУ «Запасы». В целом порядок остался неизменным. Поэтому если в учетной политике учреждения его положения были детально расписаны, его можно не менять.

В этом разделе учетной политики приводятся:

перечень прямых затрат;

перечень накладных и общехозяйственных расходов;

база для распределения накладных расходов. Способы (база) распределения накладных расходов следующие (п. 28 ФСБУ «Запасы»):

пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности субъекта учета.

Учреждение выбирает способ калькулирования себестоимости единицы готовой продукции, работ (услуг) и базу распределения накладных расходов для оптимизации степени полезности учетных данных для целей управления, в том числе на основании требований органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

При выборе способа распределения накладных расходов необходимо руководствоваться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (Методические рекомендации).

Здесь важен такой момент: учреждение может предусмотреть в учетной политике различные методы расчета затрат на оказание разных видов медицинских услуг, например, предоставление палаты повышенной комфортности, хирургическое вмешательство, стационарное лечение. Каждый применяемый метод расчета затрат должен быть прописан в учетной политике.

К сведению! В фактическую себестоимость продукции не включаются (п. 20 ФСБУ «Запасы»):

сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов субъекта учета;

затраты на хранение запасов, кроме тех, которые необходимы в процессе производства перед следующей стадией производства;

общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов;

Учет материальных запасов, относящихся к группе «Товары», переданных в реализацию

Медицинское учреждение вправе осуществлять деятельность по розничной продаже лекарственных препаратов через ФАПы, расположенные в сельской местности, где отсутствуют аптеки. В данном случае в учетной политике следует установить порядок учета торговой наценки.

Особенности отнесения материальных ценностей на счет аналитического учета

Общие правила применения счетов бухгалтерского учета установлены Инструкцией № 157н. Однако в ряде случаев у учреждения возникают сложности с отнесением объектов на тот или иной счет бухгалтерского учета. В связи с этим в учетной политике можно указать следующее: «При отнесении материальных запасов на тот или иной счет аналитического учета следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст). В случае невозможности точного определения счета аналитического учета объект учитывается в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Правила оценки незавершенного производства на конец месяца

Положениями п. 33 ФСБУ «Запасы» установлено, что на каждую отчетную дату незавершенное производство оценивается в сумме затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с учетом особенностей, установленных субъектом учета в рамках формирования учетной политики. В ней приводятся особенности определения затрат по не завершенному на отчетную дату производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Методы оценки запасов при их выбытии

Положения п. 42 ФСБУ «Запасы» соответствуют нормам п. 108 Инструкции № 157н и предусматривают возможность списания материальных запасов по стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Выбранный способ прописывается в учетной политике и остается неизменным в течение отчетного периода. При составлении учетной политики на 2020 год учреждение вправе его изменить.

Раздел учетной политики «Резервы»

При корректировке учетной политики на 2020 год на основании ФСБУ «Резервы» необходимо учитывать, что в силу п. 4 стандарта он не применяется в отношении:

а) публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

б) обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением работниками учреждения трудовых функций;

в) обязательств, возникающих перед юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг, на основании соглашений сторон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, заключенных в любых предусмотренных для совершения сделок формах, если иное не предусмотрено ФСБУ «Резервы»;

г) затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем);

д) резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам и иных резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В учреждениях здравоохранения формировался резерв по отпускам, но этот вид резерва не регламентирован нормами ФСБУ «Резервы».

Порядок формирования резерва по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время, который в настоящее время обязательно формируется субъектом учета при ведении бухгалтерского учета, до утверждения и применения ФСБУ «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией № 157н. А резерва по сомнительным долгам – положениями ФСБУ «Доходы».

ФСБУ «Доходы» регулирует формирование и использование резерва:

по претензиям, искам;

по гарантийному ремонту;

по убыточным договорным обязательствам;

на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

В отношении деятельности медицинских учреждений актуальными являются, пожалуй, резерв по претензиям и искам и резерв по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.

В учетной политике учреждения на 2020 год приводится следующая информация.

Вид резерва, который формируется в учреждении

Порядок формирования вида резерва основан на положениях п. 302 Инструкции № 157н, п. 7 ФСБУ «Резервы», Методических рекомендаций по применению положений ФСБУ «Резервы», доведенных Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716. Например, учреждение решило сформировать резерв по претензиям и искам. Эта обязанность возникает из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий. Решение о создании такого резерва принимается, если по состоянию на отчетную дату учреждение является стороной судебного разбирательства.

Порядок расчета размера резерва

Порядок устанавливается субъектом учета самостоятельно в рамках формирования учетной политики. Например, в части формирования резерва по претензиям и искам в учетной политике необходимо прописать:

наименование формируемого резерва;

дату признания резерва в учете;

особенности признания суммы резерва.

Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

на дату получения претензионного требования – по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъект учета предполагает досудебное урегулирование;

на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству – по оспоримым исковым требованиям, по которым субъект учета не предполагает досудебного урегулирования.

Такой резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. В рамках формирования учетной политики субъект вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы.

Раздел учетной политики «Долгосрочные договоры»

Пунктом 5 ФСБУ «Долгосрочные договоры» установлено, что доходы, иные объекты бухгалтерского учета, возникающие в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с положениями данного стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета.

В стандарте указаны два вида договоров, в отношении которых применяются его положения:

договоры строительного подряда;

иные долгосрочные договоры.

Первые заключаются учреждениям здравоохранения крайне редко, поэтому мы не будем их рассматривать. Остановимся на иных долгосрочных договорах.

В случае если учреждение заключает долгосрочный договор (срок действия не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды), то не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.

Доходы по такому договору признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия иного долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов. Однако в случае если выполнение работ (оказание услуг) по договору осуществляется неравномерно, то субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации, прописав его в учетной политике (п. 11 ФСБУ «Долгосрочные договоры», Методические рекомендации по применению ФСБУ «Долгосрочные договоры», доведенные Письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84752).

Раздел учетной политики «Непроизведенные активы»

В части реализации положений ФСБУ «Непроизведенные активы» в учетной политике рекомендуем указать, на каком счете забалансового учета следует вести учет объектов непроизведенных активов, не приносящих субъекту учета экономических выгод, не имеющих полезного потенциала и по которым в дальнейшем не предполагается получение экономических выгод (п. 7 ФСБУ «Непроизведенные активы»).

Напомним, что объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъект учета прогнозирует получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и можно достоверно оценить первоначальную стоимость такого объекта. Если объект экономических выгод не приносит и не имеет полезного потенциала, он подлежит списанию с балансового учета, а его дальнейший учет ведется на забалансовом счете.

В материале приведена информация, которую следует учитывать при формировании учетной политики на 2020 год в связи с вступлением в силу новых федеральных стандартов. Кроме того, при составлении учетной политики на новый финансовый год в ней могут быть пересмотрены прежние правила. Например, изменен метод начисления амортизации на объекты основных средств. Такие корректировки допустимы в соответствии с нормами ФСБУ «Основные средства», и это не связано с внесением изменений в законодательство РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *